20338

Объективная и субъективная диалектика. Теоретическое и обыденное сознание и диалектика. Софистика, эклектика, релятивизм и диалектика

Доклад

Логика и философия

Но поскольку человек только часть бесконечного объективного мира то это богатство именно относительно. Беднее поскольку отражение объективного в субъективной форме не есть тождественное отражение. Ее всеобщность уже была Вам представлена поскольку изложение начальных вопросов философии ее предмета основных философских направлений не обошлось без диалектики например практически вечная борьба в философии материализма и объективного идеализма. релятивизме относительности даже полном релятивизме когда на каждое да возможно нет...

Русский

2013-07-25

62.5 KB

14 чел.

Вопрос 8. Объективная и субъективная диалектика. Теоретическое и обыденное сознание и диалектика. Софистика, эклектика, релятивизм и диалектика.

Сокращение: д. – диалектика.

(Этот вопрос носит вводный характер.  Д. достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени - рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение д. Учитывая, что д. присутствовала и в дофилософские времена, и разрабатывалась на протяжении всей истории философии, целесообразно дать два определения д.  Эти определения дополняют друг друга, только одно из них общее и охватывает собой все философские и нефилософские подходы к д., а второе узкое и отражает теоретическое определение д. в современном  материализме.)

  1.  Д – учение о единстве и борьбе противоположностей, всеобщей взаимосвязи и развитии,  движении и функционировании мира и в мире.
  2.  Д – система законов и категорий (центральное место среди которых принадлежит закону единства и борьбы противоположностей) отражающих всеобщие моменты взаимосвязи, развития и функционирования материи в целом и ее отдельных образований (природы, общества, человека, мышления).

Различают объективную и субъективную д. Объективная – естественно царит в мире. Субъективную использует человек. Субъективная специфическое, человеческое отражение объективной. Можно сказать, что субъективная д. относительно богаче и абсолютно беднее объективной.

  •  Богаче – поскольку включает в себя многие д-кие темы, не существующие в мире без человека (сущность и явление, анализ и синтез, д. относительной и абсолютной истины). Но, поскольку человек только часть бесконечного, объективного мира, то это богатство именно относительно.
  •  Беднее – поскольку отражение объективного в субъективной форме не есть тождественное отражение. Субъективная д., как и любое человеческое знание, открыто к несовершенству и ошибкам, и это надо понимать именно в абсолютном смысле.. (Последнее следует особо подчеркнуть, поскольку д. претендует быть самым адекватным способом объяснения реальности. В связи с этим, ее неверные рекомендации более масштабны и опасны для общества.)

В современном материализме д. входит во все части философского знания: в онтологию, гносеологию, социальную философию (другими словами, излагая темы онтологии и т.д. мы обращается к д.). Д. практически смыкается с материалистической методологией. Ее всеобщность уже была Вам представлена, поскольку изложение начальных вопросов философии (ее предмета, основных философских направлений) не обошлось без диалектики (например, практически вечная борьба в философии материализма и объективного идеализма). Учитывая все это, целесообразно изложить д. отдельно, показывая через примеры ее тотальный характер.

Нелишне в самом начале так же отметить следующие два момента, которые в дальнейшем будут конкретизированы. Первое, д. наиболее адекватна  при описании сложных самоорганизующихся систем. А поскольку обычно «из пушки по воробьям не стреляют», то не стоит упрекать ее в том, что в более неинтересных случаях ее использование, упоминание не так уж и впечатляет. Второе, сложность адекватного применения д. зависит от адекватного знания окружающего мира, поскольку это всегда проблематично, то не стоит упрекать ее за объективные неудачи. Кроме того, следует иметь в виду, что краткость рассмотрения темы д. объективно будет затруднять понимание д.

Современное теоретическое, научное знание находится в сложных отношениях с д. Например, позитивист К. Поппер отрицает ее всеобщность и продуктивность (он согласен, что некоторые явления могут вмешать в себя противоположные начала, например, отрицательные и положительные заряды частиц атома, но подобного при строгом анализе мира не так уж и много, кроме того, во многих случаях размышление над подобным мало что дает науке). Во многих современных отечественных учебниках по философии отсутствуют большие разделы по д., этих авторов она не впечатляет. Многие ученые не знают и сознательно не используют д. По поводу этого д-ки говорят следующее:

  1.  На этапе «нормальной науки» это может пройти относительно безболезненно. Во времена научных кризисов может отдалить от истины и успеха (кризис в физике начала ХХ в.).
  2.  Начиная с сер. ХIХ в. д. фактически начинает входить в реальную работу ученых (Дарвин, Эйнштейн). На деле ученые используют д., но в таком бессознательном применении д. не может показать всех своих преимуществ.
  3.  Сейчас в научных кругах достаточно популярны идеи глобального эволюционизма. Возможно, что это серьезный симптом того, что вскоре д. будет вполне респектабельной научной теорией.

Все сказанное по отношению к ученым относится и к научно-техническим кадрам. Ниже мы постараемся на ряде примером и, опираясь на авторитет Г.С. Альтшуллера, показать, что совершенствование техники, ее развитие до уровня саморазвивающихся систем тоже диалектично.

Традиционно считается, что обыденное сознание недиалектично (метафизично). Определенные исследования этого вопроса позволяют утверждать, что это не совсем так. Скорее следует говорить, что д. в нем: 1) не играет ведущей роли; 2) в диалектических суждениях не акцентируется момент развития и борьбы. (Ниже мы обязательно затронем эту тему, поскольку это очень важно. Из этого следует, что все мы, оказывается, знаем д., только не знаем, что это называется д. Опираясь на это, можно предположить и более адекватное усвоение д. и более благожелательное отношение к ней.)

Нередко д-ков обвиняют в:

Д-ки  отвечают, что это:

софистике (сознательном нарушении законов и правил логики в изложении своих мыслей);

измышление (хотя человек не закаленный или хотя бы не привыкший к диалектическим утверждениям, размышлениями с этим не сразу согласится, например, попробуйте согласиться сразу, без разъяснений и доказательств, с тезисом Г. Гегеля, что движение есть противоречие, когда тело в одно и то же время находится в данном месте и не находится в данном месте).

эклектике (соединение разнородного, путанице)

поверхностный взгляд (действительно, например, материальное отлично от идеального и при обычном и неглубоком подходе их совместное рассмотрение, когда идеальное, например, трактуется как материальное, кажется неверным изначально).

релятивизме (относительности) даже полном релятивизме (когда на каждое «да» возможно «нет» и когда объективного, общезначимого знания вообще нет).

неточность, поскольку д-ки пытаются соединить абсолютное с относительным, устойчивость с изменчивостью.

Вопрос 8. Объективная и субъективная д. Теоретическое и обыденное сознание и д. Софистика, эклектика, релятивизм и д.

Сокращение: д. – диалектика (Этот вопрос носит вводный характер.  Д. достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени - рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение д. Учитывая, что д. присутствовала и в дофилософские времена, и разрабатывалась на протяжении всей истории философии, целесообразно дать два определения д.  Эти определения дополняют друг друга, только одно из них общее и охватывает собой все философские и нефилософские подходы к д., а второе узкое и отражает теоретическое определение д. в современном  материализме.)

(1) Д – учение о единстве и борьбе противоположностей, всеобщей взаимосвязи и развитии,  движении и функционировании мира и в мире.

(2) Д – система законов и категорий (центральное место среди которых принадлежит закону единства и борьбы противоположностей) отражающих всеобщие моменты взаимосвязи, развития и функционирования материи в целом и ее отдельных образований (природы, общества, человека, мышления).

Различают объективную и субъективную д. Объективная – естественно царит в мире. Субъективную использует человек. Субъективная специфическое, человеческое отражение объективной. Можно сказать, что субъективная д. относительно богаче и абсолютно беднее объективной. Богаче – поскольку включает в себя многие д-кие темы, не существующие в мире без человека (сущность и явление, анализ и синтез, д. относительной и абсолютной истины). Но, поскольку человек только часть бесконечного, объективного мира, то это богатство именно относительно. Беднее – поскольку отражение объективного в субъективной форме не есть тождественное отражение. Субъективная д., как и любое человеческое знание, открыто к несовершенству и ошибкам, и это надо понимать именно в абсолютном смысле.. (Последнее следует особо подчеркнуть, поскольку д. претендует быть самым адекватным способом объяснения реальности. В связи с этим, ее неверные рекомендации более масштабны и опасны для общества.)

В современном материализме д. входит во все части философского знания: в онтологию, гносеологию, социальную философию (другими словами, излагая темы онтологии и т.д. мы обращается к д.). Д. практически смыкается с материалистической методологией. Ее всеобщность уже была Вам представлена, поскольку изложение начальных вопросов философии (ее предмета, основных философских направлений) не обошлось без диалектики (например, практически вечная борьба в философии материализма и объективного идеализма). Учитывая все это, целесообразно изложить д. отдельно, показывая через примеры ее тотальный характер. Нелишне в самом начале так же отметить следующие два момента, которые в дальнейшем будут конкретизированы. Первое, д. наиболее адекватна  при описании сложных самоорганизующихся систем. А поскольку обычно «из пушки по воробьям не стреляют», то не стоит упрекать ее в том, что в более неинтересных случаях ее использование, упоминание не так уж и впечатляет. Второе, сложность адекватного применения д. зависит от адекватного знания окружающего мира, поскольку это всегда проблематично, то не стоит упрекать ее за объективные неудачи. Кроме того, следует иметь в виду, что краткость рассмотрения темы д. объективно будет затруднять понимание д.

Современное теоретическое, научное знание находится в сложных отношениях с д. Например, позитивист К. Поппер отрицает ее всеобщность и продуктивность (он согласен, что некоторые явления могут вмешать в себя противоположные начала, например, отрицательные и положительные заряды частиц атома, но подобного при строгом анализе мира не так уж и много, кроме того, во многих случаях размышление над подобным мало что дает науке). Во многих современных отечественных учебниках по философии отсутствуют большие разделы по д., этих авторов она не впечатляет. Многие ученые не знают и сознательно не используют д. По поводу этого д-ки говорят следующее: (1) На этапе «нормальной науки» это может пройти относительно безболезненно. Во времена научных кризисов может отдалить от истины и успеха (кризис в физике начала ХХ в.). (2) Начиная с сер. ХIХ в. д. фактически начинает входить в реальную работу ученых (Дарвин, Эйнштейн). На деле ученые используют д., но в таком бессознательном применении д. не может показать всех своих преимуществ. (3) Сейчас в научных кругах достаточно популярны идеи глобального эволюционизма. Возможно, что это серьезный симптом того, что вскоре д. будет вполне респектабельной научной теорией. (4) Все сказанное по отношению к ученым относится и к научно-техническим кадрам. Ниже мы постараемся на ряде примером и, опираясь на авторитет Г.С. Альтшуллера, показать, что совершенствование техники, ее развитие до уровня саморазвивающихся систем тоже диалектично.  

Традиционно считается, что обыденное сознание недиалектично (метафизично). Определенные исследования этого вопроса позволяют утверждать, что это не совсем так. Скорее следует говорить, что д. в нем: 1) не играет ведущей роли; 2) в диалектических суждениях не акцентируется момент развития и борьбы. (Ниже мы обязательно затронем эту тему, поскольку это очень важно. Из этого следует, что все мы, оказывается, знаем д., только не знаем, что это называется д. Опираясь на это, можно предположить и более адекватное усвоение д. и более благожелательное отношение к ней.)

Нередко д-ков обвиняют в:

Д-ки отвечают, что это:

софистике (сознательном нарушении законов и правил логики в изложении своих мыслей);

Измышление (хотя человек не закаленный или хотя бы не привыкший к диалектическим утверждениям, размышлениями с этим не сразу согласится, например, попробуйте согласиться сразу, без разъяснений и доказательств, с тезисом Г. Гегеля, что движение есть противоречие, когда тело в одно и то же время находится в данном месте и не находится в данном месте).

Эклектике (соединение разнородного, путанице)

поверхностный взгляд (действительно, например, материальное отлично от идеального и при обычном и неглубоком подходе их совместное рассмотрение, когда идеальное, например, трактуется как материальное, кажется неверным изначально).

Релятивизме (относительности) даже полном релятивизме (когда на каждое «да» возможно «нет» и когда объективного, общезначимого знания нет)

неточность, поскольку д-ки пытаются соединить абсолютное с относительным, устойчивость с изменчивостью


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41945. Исследование распределения напряжений в эллиптическом и коническом днищах 385.56 KB
  Напряжения и деформации МПа МПа МПа Коническое днище МПа МПа 159 МПа Описание экспериментальной установки Основными элементами лабораторной установки рисунок 1 являются рабочая емкость 1 плунжерный насос 2 манометр 3 и бачок для масла. Обработка экспериментальных данных Деформации возникающие в стеке конического днища и эллиптического днища пропорциональны разности показаний где разность показаний от всех датчиков коэффициент тензочувствительности Используя закон Гука для плоского нагруженного состояния в котором находится...
41946. Анализ напряженного состояния аппарата, нагруженного внутренним давлением и изгибающим моментом 410.71 KB
  В соответствии с этой теорией меридиональные и кольцевые напряжения возникающие в стенке цилиндрической оболочки составляют: ; ; МПа МПагде r радиус оболочки по срединной поверхности r = 01055м Из приведенных соотношений видно что напряжения вызванные внутренним давлением р постоянны не зависят от положения сечения на оболочке. При изгибе колонны в её стенках возникают нормальные в меридиональном направлении а также касательные напряжения которыми в виду их малости можно пренебречь. Меридиональные напряжения определяются по...
41947. РОЗРАХУНОК ПРИПУСКІВ НА МЕХАНІЧНУ ОБРОБКУ ОПТИЧНИХ ДЕТАЛЕЙ 19.86 MB
  Обладнання для виконання лабораторної роботи Оптичні деталі: лінза призма. Припуск zt на товщину по осі заготовок лінз та пластин встановлюють від верхньої межі допуску на розмір готової деталі. Величину zt яка лежить в межах від 18 до 80 мм призначають в залежності від діаметра Do круглих або найбільшої сторони некруглих пластин: Припуск zd на діаметр встановлюють від номінального розміру готової деталі від 15 до 120 мм. Призначають zd так як і припуск на товщину по осі в залежності від діаметра деталі.
41948. Створення діаграми дій 175.84 KB
  Вивчення призначення методів побудови елементів діаграми дій. Хід роботи Створити на діаграмі дії переходи точку прийняттярішення контролючийперехід Привести линіїдіаграми до ортогональноговигляду.
41949. Изучение характеристик и определение параметров тиристоров 450.47 KB
  Вольтамперная характеристика: а динистора б тринистора В отличие от динистора имеющего фиксированное напряжение включения у триодного тиристора Uвкл можно уменьшать увеличивая ток IУ тем самым управлять моментом его включения. Рисунок 3 Тринистор выключаемый Недостатком такого выключения является большое значение обратного тока управляющего электрода которое приближается к значению коммутируемого тока тиристора. Отношение амплитуды тиристора к амплитуде импульса выключающего тока управляющего электрода называется...
41950. Створення основної діаграми класів 185.98 KB
  Створити основну діаграму класів рис. Створити приклад основної діаграми пакета Курсы рис.13 та приклад діаграмикласів принадлежащих различным пакетам рис.
41951. Відображення атрибутів та операцій класів, наслідування и агрегування на діаграмах класів 192.04 KB
  Создать диаграмму классов пакета Курсы и включить классы ПредложениеКурса Курс КонтрольПредложенияКурса в диаграмму классов. Обеспечить отображение всех атрибутов и операций на диаграмме классов. Создать диаграмму иерархии наследования классов Профессор и Студент. Переместить атрибуты по иерархии наследования классов и получить дерево наследования.
41952. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАКЕТА MATLAB 83 KB
  Схема набора объекта управления. Исследование системы управления. Схема системы управления модели. выбранные коэффициенты усиления и времени интегрирования по каналу управления Ти=500 и К=0,04 приводят к устойчивой работы системы.
41953. Требования безопасности. Общие требования безопасности 1.59 MB
  Костромской государственный технологический университет 2011 Цель работы: приобретение навыков самостоятельных действий и поведения студентов направленных на сохранение жизни каждого пострадавшего до прибытия спасательных служб использование любого шанса для его спасения. Первую медицинскую помощь необходимо оказывать до прибытия медицинского персонала или до появления признаков жизни у пострадавшего или до появления признаков наступления биологической смерти трупных пятен окоченения. Наиболее эффективным способом искусственного...