20339

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Доклад

Логика и философия

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Какой из возможных видов сравнения взять за начало Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит с одной стороны показать специфику философии на фоне других мировоззрений с другой стороны выйти на разделы философского знания. Темы раздела: диалектика противоположности законы диалектики качество количество Вопросы: отличие диалектики от метафизики специфика диалектического снятия История философии собрание всей мудрости.

Русский

2013-07-25

43 KB

3 чел.

2

Вопрос 1

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.   ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В  ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.(Сокращения: м – мировоззрение; ф или ф-ия – философия; общество – общ-во;

1. Философия и мировоззрение.

Философию можно попытаться определить двумя путями: а) сразу; б) через сравнение с другими формами общественного сознания, науками, мировоззрениями. Второй путь предпочтительней (все познается в сравнении). Какой из возможных видов сравнения взять за начало? Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит, с одной стороны, показать специфику философии на фоне других мировоззрений, с другой стороны, выйти на разделы философского знания.

2. Определение мировоззрения.

Самое простое определение мировоззрения следующее.  Мировоззрение - наиболее общий взгляд на мир, общество, человека, познание.

3. Разделы философского знания.

Приведенное определение уже дает три раздела философского знания, добавим к ним (экономя время на выведении/объяснении) еще три. Представим их все.

Онтология – учение о бытие, обо всем существующем (раздел философского знания посвященного вопросам бытия). Темы раздела: пространство, время, движение, материя, отношения, система… Вопросы: конечен или бесконечен мир, создал ли его бог…

Социология, обществознание, блок социально-гуманитарного знания – философский раздел, посвященный вопросам общества и человека. Темы раздела: общество, человек, государство, власть, семья, свобода… Вопросы: смысла жизни, законов общественного развития, взаимоотношения общества и личности, бессмертия…

Гносеология – теория познания. Темы раздела: познание как таковое, его перспективы, истина, врожденное и приобретенное в познании, творчество… Вопросы: познаваем ли внешний мир, есть ли алгоритм решения творческих задач…

Методология – учение о методе (-ах). Темы раздела: методологические принципы, анализ, синтез, моделирование… Вопросы: специфика общенаучных и философских методов, специфика метода моделирования…

Диалектика – учение о взаимодействии противоположностей, развитии, взаимосвязи. Имеет отношение и к онтологии (+социология), и к гносеологии, но целесообразно рассмотреть отдельно. Темы раздела: диалектика, противоположности, законы диалектики, качество, количество… Вопросы: отличие диалектики от метафизики, специфика диалектического снятия…

История философии – собрание всей мудрости. Не выступает пыльным музейным багажом, а обязательно используется в настоящем, поскольку любое решение современной философской проблемы учитывает то, что было открыто («закрыто») ранее.

+ Иногда вместо раздела социологии говорят о двух аспектах философского знания или о двух разделах: праксиологии и аксиологии. Праксиология – учение о практике, деятельности, активности (от праксис – действие). Аксиология – учение о ценностях. Оставьте в памяти эти слова, понятия. Они нам очень пригодятся, хотя бы для того, что спросить Вас, а что они означают, на экзамене или в тестовой проверке.

4. Виды и специфика мировоззрения.

Мировоззрение это прежде всего мировоззрение человека, мировоззрение каждого из нас. Но правомерно говорить  о мировоззрении социальных групп и всего человечества. Здесь можно выделить шесть основных типов/видов мировоззрения. В целом они различаются по степени проработки (теоретичности), критичности, времени существования, специфических духовных способностях, лежащих в основе мировоззрений.

Обыденное (житейское) м. Оно порождается непосредственными условиями жизни, передающимся из поколения в поколение опытом людей. Возникает естественно, т.е. стихийно (т.е. оно усваивается из советов наставлений близких, улицы, школы, книг, своего реального жизненного опыта, часто неожиданного и непредсказуемого). Если и связно, то не систематизировано. В целом, соответствует и в упрощенной форме повторяет господствующее в обществе м. Не рефлексивно, т.е. не проблематизирует свою данность. Его выражает, so called, здравый смысл. Его не изобретают, а приобретают в существующей традиции, т.е. он проявление не личностного, а  надличностного, общественного начала.

В ф-х  и культурных кругах отношение к нему двойственное. Одних привлекает укорененность в жизни, некая исконность  («но, чтобы стоять,  я должен держаться корней» Б. Гребенщикова), здравый консерватизм и скептицизм этого м. Другие критикуют его за догматизм, приземленность, не оригинальность, отторжение нового. Возможно, правы, и те, и другие. Наверное, пока живо человечество будет существовать и обыденное м. Оно как никакое другое м также значимо  количеством своих сторонников.

Мифологическое м. Характерно для ранних, доклассовых обществ. Это первая попытка  понять мир, попытка наивная, несовершенная, но до сих пор еще не изжитая и привлекательная. Вспомним, например, о мифотворчестве фашизма (арийская теория) Кроме того, многие миф-кие черты и мотивы сохранены в религии, искусстве, обыденном сознании.

Основные черты. Антропоморфизм, одушевление и очеловечивание природы (Солнце не «расплавленный кусок», а бог Гелиос).  Объективизация и  антропоморфизм психических свойств и социальных явлений (любовь не просто чувство, а богиня Афродита; война не просто война, а бог Арес). Это м обращается не к разуму, а к чувствам. Образ заменяет понятие (мудрость это Афина), вместо объяснения рассказ о происхождении (смена времен года в мифе о Персефоне). Миф-кая реальность воспринимается как нечто естественное, которое дано с очевидностью (обращение греков к богам во время нашествия персов действительно помогло им). Это м синкретично. В нем сосуществуют пред- религиозные, философские, научные, эстетические воззрения в неразрывном  единстве.

Религиозное м.  Его отличительной особенностью является вера. В целом, в религии отсутствует то непосредственное восприятие потустороннего, которое отличает миф-гию. Т.е. религия как бы изначально предполагает возможность неверия и ереси. Для религии также характерно огромное влияние традиции, того, что было утверждено раньше (вспомним, наших  старообрядцев).  Личная оригинальность не приветствуется, ценится воспроизводство устоявшегося. В этом смысле рел-ное м догматично.

Художественное, эстетическое м. Его существование связано с двумя причинами. Во-первых, большого значения в общественной жизни художественного творчества. (Например, творчества Л. Толстого, панк-движение) Во-вторых, всеобщностью аспекта красоты (гармонии, пропорции) в мире. Все это провоцирует художников выходить на мировоззренческий уровень: «Красота спасет мир». Другое дело, что освоение мировоззренческого уровня часто приводит их к религии или мифу.

Научное м. Получает распространение с развитием новых наук, с 17 века.  Кажется, существование подобного м беспроблемно. Легко также характеризовать его через личностную творческую инициативу, системность, рациональность. Но не все так просто.. Наука, становясь м, выходит за рамки надежного научного знания и опыта. Получается парадокс: научное м нельзя признать научным. Эта проблема может остро осознаваться, и тогда говорят о невозможности научного м. Но легко не акцентировать на ней внимание, и не особо задумываться над собственными основаниями, или принимать их очевидно истинными (что делает, например, позитивизм). Наверное, только в этом случае можно говорить об оригинальности научного м.

Ф-кое м.  Специфика его в следующем. 1. Оно авторское и творческое, что, конечно, не отменяет его претензию на объективность. (Прямая параллель с наукой, которая имеет дело с объективными законами, но они носят имена  людей,  их открывших. ) 2. Оно рациональное, т.е. системное, обоснованное (доказанное). В отличие от научного оно и рефлексирует над своими основаниями, и отдает себе отчет в трудности всего предприятия. Причем делает это настолько бескомпромиссно, что философы, в конце размышлений о философии, могут прийти к выводу о том, что следует согласиться, например, с религиозным или мифологическим мировоззрением.

5. Функции философии. (функции т.е. аспекты, аргументы за необходимость изучения философии)

Вряд ли будут споры относительно необходимости ф-кого м для общ-ва в целом. Но как только дело касается нас, родных, кровных, может возникнуть некоторая заминка.  Исток ее  понятен. В древние времена к ф-ии каждый приходил, если приходил, сам, по своей инициативе (часто через удары палкой, которыми его хотел бы отогнать от информации учитель философии, к которому он пришел). Сейчас ф-ия Вам дается, она есть учебный предмет. Конечно, Вы выбрали высшее образование, тем самым выбрали и курс  ф-и. Но этот выбор несколько отличается от указанного древнего выбора. Что может смягчить возникающую напряженность? Возможно, то, что данный курс очень тесно связан с наукой, уделяет большое внимание систематике, логическим и методологическим проблема, т.е., в целом, привязан к вашему образованию. А остальное, если уж вы практически твердо уверены, что  ваше м не нуждается ни в какой корректировке или даже уточнении, тоже может пригодиться. Н-р, для решения кроссвордов и подготовке к игре «О, счастливчик». Но, во всяком случае, следует вслушиваться в себя, когда наше естество о чем-то с подозрением говорит (случай сороконожки).

Выделяют очень много функций, часто они поглощают или пересекаются друг с другом. Нам кажется, что основные функции философии таковые.

Мировоз-кая. Основное сказано: объясняет мир, человека (самого себя, смысл жизни) и выступает основой деятельности. В широком смысле может охватывать все функции философии. Целесообразно брать в указанном выше узком.

Систематизирующая и координирующая. Фиксирует самое важное знание в строгих понятиях, и связывает его в единую систему.

Эвристическая. Пытается заглянуть в будущее, чтобы предостеречь от опасного и способствовать воплощению полезного и ценного.

Критическая.  Здесь имеется в виду не только простая конфронтация с чем-то устоявшимся, догматическим. Ф-я должна уметь  разглядеть нечто великое и судьбоносное часто скрытое в банальном, привычном, понятном. (В 19 веке, в принципе, было известно, что мир становится нерелигиозным. Но вот появился Ницше и заявил, что  «Бог умер», и начал продумывать все следствия из этого события. Можно спорить с этими выводами, но вряд ли стоит спорить с тем, что эти выводы очень полезны в понимании нашей эпохи, и самих себя. + «они разбудили Достоевского»; + современный феномен техники)  Задачей философии так же является прояснение всего важного, например, такого явления как  клонирование.

Праксиологическая, методологическая. В мировоз-кой функции подчеркивается  задача ф-и быть общим руководством деятельности. Здесь же имеется в виду и более прагматический горизонт полезности ф-ии. В одних случаях без правильного метода, в других – без творческого начала, в третьих – без правильной оценки ситуации – трудно рассчитывать на успех. Оказать содействие и в этих всех ситуациях – одна из функций философии. По крайней мере, об этом часто говорят. ( Утверждение прямой связи между м и действием, поступком исходит из существа дела. Часто у людей расходятся слова с делами. Но это говорит лишь о том, что заявленное м не настоящее или не дано полностью. Последнее замечание прояснит следующий пример. Ученый по телефону с восточным говором Б. Хилла бронирует места в гостиницах южных штатов. Практически полный отказ. Но когда восточный человек стоял на пороге гостиницы – проблем не было. На первый взгляд, противоречие между м и поступками. На самом деле, в м владельцев этих гостиниц входил и расизм, и желание заработать. Т.е. в данном случае, следует говорить о сложности, даже противор-сти  м, но не о против-чии между м и действием.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15068. Қобыланды батыр жыры 44 KB
  ҚОБЫЛАНДЫ БАТЫР Мұхтар Әуезов Қазақ халқының эпосында батырлар жыры ең бір мол сала. Бұл дастандар көбінесе сонау бір бағы заманда Орта Азияны Қырым мен Еділ бойын жайлаған көшпелі тайпалар бастан кешірген нақтылы тарихи оқиғалардың поэтикалық көрінісі болып
15069. Қозы Көрпеш - Баян сұлу жырындағы Баян образының жасалуы 53.5 KB
  ӘОК 894.342 ҚОЗЫ КӨРПЕШБАЯН СҰЛУ ЖЫРЫНДАҒЫ БАЯН ОБРАЗЫНЫҢ ЖАСАЛУЫ А. Көбетаева Бауыржан Момышұлы атындағы № 45 қазақ классикалық гимназиясы Тараз қ. Қозы КөрпешБаян Сұлу жырының тарихымыздың қай дәуірінде пайда болғандығы жөнінде ғалымдар
15070. Құтты білік ескерткішінің тарихи танымының қалыптасуының көркем-идеялық әсері 50 KB
  ҚҰТТЫ БІЛІК ЕСКЕРТКІШІНІҢ ТАРИХЫ ТАНЫМЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫНЫҢ КӨРКЕМИДЕЯЛЫҚ ӘСЕРІ Ж.Абеуова Б.Х.Тажибаев Керімбай атындағы №12 мектепресурстық орталығыТараз қ. Ежелгі Түркістанның батысы мен шығысында бірдей ІХ ғасырдан бастапақ ықпалды іргелі елдік құрған Қа...
15071. Қыз Жібек жырындағы салт-дәстүрлер 91 KB
  Қыз Жібек жырын меңгерте отырып, мазмұнына талдау жасату, жырдағы кедесетін салт-дәстүрлер,олардың қазақ халқының тұрмыс-тіршілігіндегі, бала тәрбиесіндегі орны туралы білім қалыптастыру.
15072. Қызыл империяға құлдық ұрған аударма. Көшпенділер 1.31 MB
  Нұрсәуле Рсалиева Қ.А.Ясауи атындағы ХҚТУ Тіл маманы Нұрсәуле Рсалиева Мақсұтқызы зерттеу жұмыстарын І.Есенберлиннің Көшпенділер трилогиясының ағылшын тіліндегі аудармасына арнап шығарманың орыс тіліндегі және орысша нұсқасынан жасалған ағылшын ті
15073. М. Әуезовтың Абай жолы романының әдеби көркемдігі 74 KB
  М. Әуезовтың Абай жолы романы Алаш қайраткерлері ішінде коммунистік террордан тірі қалған жалғыз қазақ Мұхтар Әуезов еді. Ол ұлы толқынның рухани аманатын көркем әдебиетте толық қалдырған бірденбір қаламгер. Бұл идея ең алдымен оның басты шығармасы €œАбай жолы
15074. М.ӘУЕЗОВ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХЫ ТУРАЛЫ 66 KB
  М.ӘУЕЗОВ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХЫ ТУРАЛЫ ЖУМАБЕКОВА АЙКЕН АЙТМАҒАМБЕТҚЫЗЫ. Павлодар қаласы Қ.Бекқожин атындағы №12 жалпы орта білім беру мектебі. Мұхтар Әуезовтің ғалымдық жолы көпке белгілі. Ол жасынанақ жазушылық қызметпен бірге әдебиет туралы ойпікірл...
15075. М.Әуезов әңгімелеріндегі тартыс 83 KB
  Мұратбекқызы Алтынай Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті қазақ әдебиеті кафедрасының магистранты МҰХТАР ӘУЕЗОВ ӘҢГІМЕЛЕРІНДЕГІ ТАРТЫС ХХ ғасырдың алғашқы ширегіндегі рухани серпіліс қазақ сөз ө
15076. М.Әуезовтың Хан Кене трагедиясындағы Алашшылдық идеяның көріністері 69 KB
  Лилия Серғазы Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің доценті филология ғылымдарының кандидаты М.ӘУЕЗОВТІҢ ХАН КЕНЕ ТРАГЕДИЯСЫНДАҒЫ АЛАШШЫЛ ИДЕЯ Қазіргі кезде М.Әуезовтің бүкіл шығармашылық жолының өн бойында алашшыл көзқарастың созылып