20339

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Доклад

Логика и философия

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Какой из возможных видов сравнения взять за начало Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит с одной стороны показать специфику философии на фоне других мировоззрений с другой стороны выйти на разделы философского знания. Темы раздела: диалектика противоположности законы диалектики качество количество Вопросы: отличие диалектики от метафизики специфика диалектического снятия История философии – собрание всей мудрости.

Русский

2013-07-25

43 KB

3 чел.

2

Вопрос 1

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.   ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В  ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.(Сокращения: м – мировоззрение; ф или ф-ия – философия; общество – общ-во;

1. Философия и мировоззрение.

Философию можно попытаться определить двумя путями: а) сразу; б) через сравнение с другими формами общественного сознания, науками, мировоззрениями. Второй путь предпочтительней (все познается в сравнении). Какой из возможных видов сравнения взять за начало? Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит, с одной стороны, показать специфику философии на фоне других мировоззрений, с другой стороны, выйти на разделы философского знания.

2. Определение мировоззрения.

Самое простое определение мировоззрения следующее.  Мировоззрение - наиболее общий взгляд на мир, общество, человека, познание.

3. Разделы философского знания.

Приведенное определение уже дает три раздела философского знания, добавим к ним (экономя время на выведении/объяснении) еще три. Представим их все.

Онтология – учение о бытие, обо всем существующем (раздел философского знания посвященного вопросам бытия). Темы раздела: пространство, время, движение, материя, отношения, система… Вопросы: конечен или бесконечен мир, создал ли его бог…

Социология, обществознание, блок социально-гуманитарного знания – философский раздел, посвященный вопросам общества и человека. Темы раздела: общество, человек, государство, власть, семья, свобода… Вопросы: смысла жизни, законов общественного развития, взаимоотношения общества и личности, бессмертия…

Гносеология – теория познания. Темы раздела: познание как таковое, его перспективы, истина, врожденное и приобретенное в познании, творчество… Вопросы: познаваем ли внешний мир, есть ли алгоритм решения творческих задач…

Методология – учение о методе (-ах). Темы раздела: методологические принципы, анализ, синтез, моделирование… Вопросы: специфика общенаучных и философских методов, специфика метода моделирования…

Диалектика – учение о взаимодействии противоположностей, развитии, взаимосвязи. Имеет отношение и к онтологии (+социология), и к гносеологии, но целесообразно рассмотреть отдельно. Темы раздела: диалектика, противоположности, законы диалектики, качество, количество… Вопросы: отличие диалектики от метафизики, специфика диалектического снятия…

История философии – собрание всей мудрости. Не выступает пыльным музейным багажом, а обязательно используется в настоящем, поскольку любое решение современной философской проблемы учитывает то, что было открыто («закрыто») ранее.

+ Иногда вместо раздела социологии говорят о двух аспектах философского знания или о двух разделах: праксиологии и аксиологии. Праксиология – учение о практике, деятельности, активности (от праксис – действие). Аксиология – учение о ценностях. Оставьте в памяти эти слова, понятия. Они нам очень пригодятся, хотя бы для того, что спросить Вас, а что они означают, на экзамене или в тестовой проверке.

4. Виды и специфика мировоззрения.

Мировоззрение это прежде всего мировоззрение человека, мировоззрение каждого из нас. Но правомерно говорить  о мировоззрении социальных групп и всего человечества. Здесь можно выделить шесть основных типов/видов мировоззрения. В целом они различаются по степени проработки (теоретичности), критичности, времени существования, специфических духовных способностях, лежащих в основе мировоззрений.

Обыденное (житейское) м. Оно порождается непосредственными условиями жизни, передающимся из поколения в поколение опытом людей. Возникает естественно, т.е. стихийно (т.е. оно усваивается из советов наставлений близких, улицы, школы, книг, своего реального жизненного опыта, часто неожиданного и непредсказуемого). Если и связно, то не систематизировано. В целом, соответствует и в упрощенной форме повторяет господствующее в обществе м. Не рефлексивно, т.е. не проблематизирует свою данность. Его выражает, so called, здравый смысл. Его не изобретают, а приобретают в существующей традиции, т.е. он проявление не личностного, а  надличностного, общественного начала.

В ф-х  и культурных кругах отношение к нему двойственное. Одних привлекает укорененность в жизни, некая исконность  («но, чтобы стоять,  я должен держаться корней» Б. Гребенщикова), здравый консерватизм и скептицизм этого м. Другие критикуют его за догматизм, приземленность, не оригинальность, отторжение нового. Возможно, правы, и те, и другие. Наверное, пока живо человечество будет существовать и обыденное м. Оно как никакое другое м также значимо  количеством своих сторонников.

Мифологическое м. Характерно для ранних, доклассовых обществ. Это первая попытка  понять мир, попытка наивная, несовершенная, но до сих пор еще не изжитая и привлекательная. Вспомним, например, о мифотворчестве фашизма (арийская теория) Кроме того, многие миф-кие черты и мотивы сохранены в религии, искусстве, обыденном сознании.

Основные черты. Антропоморфизм, одушевление и очеловечивание природы (Солнце не «расплавленный кусок», а бог Гелиос).  Объективизация и  антропоморфизм психических свойств и социальных явлений (любовь не просто чувство, а богиня Афродита; война не просто война, а бог Арес). Это м обращается не к разуму, а к чувствам. Образ заменяет понятие (мудрость это Афина), вместо объяснения рассказ о происхождении (смена времен года в мифе о Персефоне). Миф-кая реальность воспринимается как нечто естественное, которое дано с очевидностью (обращение греков к богам во время нашествия персов действительно помогло им). Это м синкретично. В нем сосуществуют пред- религиозные, философские, научные, эстетические воззрения в неразрывном  единстве.

Религиозное м.  Его отличительной особенностью является вера. В целом, в религии отсутствует то непосредственное восприятие потустороннего, которое отличает миф-гию. Т.е. религия как бы изначально предполагает возможность неверия и ереси. Для религии также характерно огромное влияние традиции, того, что было утверждено раньше (вспомним, наших  старообрядцев).  Личная оригинальность не приветствуется, ценится воспроизводство устоявшегося. В этом смысле рел-ное м догматично.

Художественное, эстетическое м. Его существование связано с двумя причинами. Во-первых, большого значения в общественной жизни художественного творчества. (Например, творчества Л. Толстого, панк-движение) Во-вторых, всеобщностью аспекта красоты (гармонии, пропорции) в мире. Все это провоцирует художников выходить на мировоззренческий уровень: «Красота спасет мир». Другое дело, что освоение мировоззренческого уровня часто приводит их к религии или мифу.

Научное м. Получает распространение с развитием новых наук, с 17 века.  Кажется, существование подобного м беспроблемно. Легко также характеризовать его через личностную творческую инициативу, системность, рациональность. Но не все так просто.. Наука, становясь м, выходит за рамки надежного научного знания и опыта. Получается парадокс: научное м нельзя признать научным. Эта проблема может остро осознаваться, и тогда говорят о невозможности научного м. Но легко не акцентировать на ней внимание, и не особо задумываться над собственными основаниями, или принимать их очевидно истинными (что делает, например, позитивизм). Наверное, только в этом случае можно говорить об оригинальности научного м.

Ф-кое м.  Специфика его в следующем. 1. Оно авторское и творческое, что, конечно, не отменяет его претензию на объективность. (Прямая параллель с наукой, которая имеет дело с объективными законами, но они носят имена  людей,  их открывших. ) 2. Оно рациональное, т.е. системное, обоснованное (доказанное). В отличие от научного оно и рефлексирует над своими основаниями, и отдает себе отчет в трудности всего предприятия. Причем делает это настолько бескомпромиссно, что философы, в конце размышлений о философии, могут прийти к выводу о том, что следует согласиться, например, с религиозным или мифологическим мировоззрением.

5. Функции философии. (функции т.е. аспекты, аргументы за необходимость изучения философии)

Вряд ли будут споры относительно необходимости ф-кого м для общ-ва в целом. Но как только дело касается нас, родных, кровных, может возникнуть некоторая заминка.  Исток ее  понятен. В древние времена к ф-ии каждый приходил, если приходил, сам, по своей инициативе (часто через удары палкой, которыми его хотел бы отогнать от информации учитель философии, к которому он пришел). Сейчас ф-ия Вам дается, она есть учебный предмет. Конечно, Вы выбрали высшее образование, тем самым выбрали и курс  ф-и. Но этот выбор несколько отличается от указанного древнего выбора. Что может смягчить возникающую напряженность? Возможно, то, что данный курс очень тесно связан с наукой, уделяет большое внимание систематике, логическим и методологическим проблема, т.е., в целом, привязан к вашему образованию. А остальное, если уж вы практически твердо уверены, что  ваше м не нуждается ни в какой корректировке или даже уточнении, тоже может пригодиться. Н-р, для решения кроссвордов и подготовке к игре «О, счастливчик». Но, во всяком случае, следует вслушиваться в себя, когда наше естество о чем-то с подозрением говорит (случай сороконожки).

Выделяют очень много функций, часто они поглощают или пересекаются друг с другом. Нам кажется, что основные функции философии таковые.

Мировоз-кая. Основное сказано: объясняет мир, человека (самого себя, смысл жизни) и выступает основой деятельности. В широком смысле может охватывать все функции философии. Целесообразно брать в указанном выше узком.

Систематизирующая и координирующая. Фиксирует самое важное знание в строгих понятиях, и связывает его в единую систему.

Эвристическая. Пытается заглянуть в будущее, чтобы предостеречь от опасного и способствовать воплощению полезного и ценного.

Критическая.  Здесь имеется в виду не только простая конфронтация с чем-то устоявшимся, догматическим. Ф-я должна уметь  разглядеть нечто великое и судьбоносное часто скрытое в банальном, привычном, понятном. (В 19 веке, в принципе, было известно, что мир становится нерелигиозным. Но вот появился Ницше и заявил, что  «Бог умер», и начал продумывать все следствия из этого события. Можно спорить с этими выводами, но вряд ли стоит спорить с тем, что эти выводы очень полезны в понимании нашей эпохи, и самих себя. + «они разбудили Достоевского»; + современный феномен техники)  Задачей философии так же является прояснение всего важного, например, такого явления как  клонирование.

Праксиологическая, методологическая. В мировоз-кой функции подчеркивается  задача ф-и быть общим руководством деятельности. Здесь же имеется в виду и более прагматический горизонт полезности ф-ии. В одних случаях без правильного метода, в других – без творческого начала, в третьих – без правильной оценки ситуации – трудно рассчитывать на успех. Оказать содействие и в этих всех ситуациях – одна из функций философии. По крайней мере, об этом часто говорят. ( Утверждение прямой связи между м и действием, поступком исходит из существа дела. Часто у людей расходятся слова с делами. Но это говорит лишь о том, что заявленное м не настоящее или не дано полностью. Последнее замечание прояснит следующий пример. Ученый по телефону с восточным говором Б. Хилла бронирует места в гостиницах южных штатов. Практически полный отказ. Но когда восточный человек стоял на пороге гостиницы – проблем не было. На первый взгляд, противоречие между м и поступками. На самом деле, в м владельцев этих гостиниц входил и расизм, и желание заработать. Т.е. в данном случае, следует говорить о сложности, даже противор-сти  м, но не о против-чии между м и действием.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72631. Бесформатный ввод-вывод 12.53 KB
  Бесформатную форму ввода вывода чаще всего применяют при вводе а также при отладочной печати. Если важны не только сами значения но и форма их представления то используют форматный вывод рассматриваемый позднее.
72632. Операторы ввода и вывода 23.84 KB
  Опишем процедуру организации ввода-вывода с использованием файлов. В Фортране-90 различают два вида файлов: внешние файлы – это поименованная область во внешней памяти ЭВМ – и внутренние файлы. Файлы Фортрана подразделяются на файлы последовательного и прямого (произвольного) доступа.
72633. Типы данных в МS-Фортране 23.89 KB
  На многих микропроцессорах команды, необходимые для выполнения 16-битовой арифметики, значительно быстрее и короче соответствующих команд для выполнения 32-битовой арифметики. Поэтому, пока Вы не используете метакоманду МS-Фортрана...
72636. ПОДПРОГРАММЫ-ФУНКЦИИ 13.95 KB
  С использованием функции RRMX непосредственно возвращающей значение максимального элемента массива и с помощью функции NUMX возвращающей номер максимального элемента массива. Так в приведенном ниже примере имя функции NUMX типизировано как целое по умолчанию а для функции RRMX необходима явная типизация.
72637. DATA 16.89 KB
  В тех случаях, когда переменные нужно присваивать в начале программы какие-либо значения , которые не должны меняться от одного прогона программы к другому, вместо операторов присваивания можно с большей эффективностью воспользоваться оператором DATA.
72638. Оператор PARAMETER 13.2 KB
  С помощью этого оператора можно любой константе дать символьное имя. Этот неисполняемыми оператор должен находиться перед исполняемыми операторами программы. Часто в разных местах программы употребляются длинные константы, такие как 3.14159265.