20340

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доклад

Логика и философия

Социальноисторические условия и предпосылки возникновения философии. Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общва техники трудовых умений и знаний. Из истории вы должны знать какие причины видят в основании греческого чуда которое в частности привело к возникновению философии.

Русский

2013-07-25

50 KB

81 чел.

3

Вопрос 2

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

(Сокращения: ф-ия; общ-во

1. Социально-исторические условия и предпосылки возникновения философии.

(Иногда считают, что философия возникла даже в третьем тысячелетии. По приведенным ниже аргументам, нам это не кажется обоснованным. Но если Вы уверены в обратном, мы готовы к конструктивной критике.)

Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общ-ва (техники, трудовых умений и знаний…). Он привел к развитию товарно-денежных отношений, становлению частной собственности на землю,  т.е. к качественному изменению рабовладельческого строя. Это сопровождалось социально-культурными изменениями. Разрушается община, общество становится более разнообразным, все глубже осознавались групповые и частные интересы, увеличивается объем положительного знания, растет самосознание людей. (Постоянная борьба за власть ведется уже новыми людьми и в новых условиях.) Прежние мифологические и религиозные представления кажутся догматическими и наивными, часто в них нет ответов на насущие вопросы. В этих условиях ф-я открывается как новая стратегия видения и решения мировоззренческих проблем. Это происходит в Индии, Китае, Греции, приблизительно в 6 в. до н.э

Объем и влияние ф-и во многом зависит от культурного и природного окружения, исторических особенностей того или иного народа. Считается, что в Греции ранняя ф-я достигла наибольшего расцвета. Из истории вы должны знать, какие причины видят в основании «греческого чуда», которое, в частности, привело к возникновению философии.  К этой памяти я вас и отсылаю в данном месте. На экзамене сравним наши знания.

2. Основные этапы развития философской культуры.

История философии не есть пыльный музей для философии, для мысли. Покажем это следующим. Исчезло знание о всей истории философии. Люди делают философию заново. Если они будут делать это качественно, то все принципиальным идеи прошлых мыслителей будут восстановлены, т.к. они составляют не устаревающие аспекты осмысления, выводов о предметах философской рефлексии.

При значительном учебном времени, уделяемом на философию, можно и нужно излагать философию в двух планах: историческом и проблемном, по разделам. У нас этого времени нет, но надо пусть минимально, но затронуть историко-философский аспект. В результате имеем данный параграф этих лекций. Сейчас мы в самом общем плане отразим специфику основных этапов развития философии (без учета восточной философии), упомянем наиболее значимых философов, иногда с упоминанием о том, в каких лекциях они будут рассмотрены в дальнейшем.

Начнем представление этих этапов с представления и характеристики первого философа античности и западной философии – Фалеса.

Из философского творчества Фалеса (6 век до н.э.) осталось очень мало (кстати, то же самое можно сказать о всех ранних греческих философах), но и в капле воды можно увидеть океан. Возьмем его тезис, «все из воды», и увидим в нем и специфику философии, и конкретность становления философии.

Это философское высказывание. Оно: авторское (именно Фалес это утверждал), новое (никто раньше не спрашивал об этом, привычно и естественно было спрашивать, кто породил мир), касалось мира в целом, мировоззренчески важное и интересное (действительно, а из чего же этот мир состоит?), доказывалось (пища все существ влажная, влажное зерно самовозгорается – т.е. вода порождает огонь и т.д.).

Это высказывание становящейся философии. До сих пор не ясно, что имел в виду Фалес, вода есть основа (субстанция) мира, или вода то, в чем плавает земля, т.е. что-то подобное восточной мифологии.

Что касается этапов. Философия самым тесным образом связана с жизнью. (Гегель даже называл философию квинтэссенцией эпохи, эпох.) Таким образом, этапы философии соответствуют общим этапам развития общественной жизни. (Таким образом, преимущество в знании этой информации получает тот, кто знает историю.)

Античная ф. Время от 6 до н.э. до 5-6 вв. н.э., когда рухнула Западная римская империя и христианская религия стала господствующим мировоззрением. Внутри античной философии выделяют ряд подэтапов. Характеризовать античную философию в целом и ее подробно ее подэтапы нет особой необходимости (кратко слишком банально, достойно слишком долго)

Ранняя греческая философия. Происходит становление философской проблематики и языка. Основной интерес – природа в целом (его основных элементах/стихиях – вода, воздух, огонь, зеиля, конечности или бесконечности мира…). Считается, что в целом носил стихийно-материалистический характер. Стихийный – поскольку без привлечения научных данных, материалистический – поскольку природа бралась как нечто самодостаточное. Стихийно-материалистическая – поскольку до противопоставления Демокрита (первого явного материалиста) Платону (первому бескомпромиссному объективному идеалисту) материализм не акцентировался. Отметим и представим.

ФАЛЕС. АНАКСИМАНДР. 1) основа мира не вода. Огонь и т.д., а апейрон (нечто неопределенное, изначальное, бесконечное) – т.е. мысль уже смогла подняться к подобной абстракции. 2) по сути, сформулировал закон сохранения (а из каких начал вещам рожденье в те же самые и гибель совершать). ПИФАГОР. 1) основа всего оформленного – число. Отсюда – математика ключ к миру. Одна из фундаментальных идей, если не нашей культуры в целом, то науки, точно. 2)  ввел в обиход слово философия (фило – любовь, софия – мудрость, философия – любовь к мудрости). Противопоставил философов мудрецам, которые глаголял истину, т.е. дают ее догматично. КСЕНОФАН. 1) впервые начал сомневаться в том, философия может достичь истины, 2) начал критику антропоморфизма=уподобления богов людям (у греков боги белокуры, у эфиопов курчавы и черны, если бы быки умели рисовать, то они изобразили бы богов в виде быков). ПАРМЕНИД. Считал, что только мысля бытие в целом, мы имеем дело с истинной (бытие есть, оно не возникает из ничего и не превращается в ничто, оно совершенно…). Во всех других суждениях мы имеем дело только с мнением, т.е. во всем другом мы не можем ничего понять с той строгостью, которая требуется для философии. В частности, из этого вытекало, что мы не можем понять движение. Ходьба АНТИСФЕНА (учителя ДИОГЕНА из бочки) здесь не аргумент. ЗЕНОН любимый ученик Парменида. Создал около 40 апорий (неразрешимых противоречий) доказывающих правоту своего учителя. В частности, невозможность помыслить движение (апории «Дихотомия» и «Ахиллес»). ГЕРАКЛИТ. Диалектика. (в теме диалектика). ДЕМОКРИТ. Первый материалист (в теме материализма).

Антропологический этап. Время творчества софистов и Сократа. Основная проблема – человек и общество. СОФИСТЫ. Впервые стали брать деньги за знания. Обещали обучавшимся победу в любых спорах (что немаловажно, учитывая публичность греческой жизни). Скорее всего неплохо справлялись со своими обещаниями (прилично зарабатывали). Софисты тяготели к полному релятивизму, т.е к представлению об отсутствии объективной истины. ПРОТАГОР – один из известнейших софистов. Очень известно его тезисы: 1) человек есть мера всех вещей. 2) о богах не могу ничего сказать, так как вопрос темен и человеческая жизнь коротка. С античности сохранилось двойственное отношение к софистам. С одной стороны, и эта позиция получила большее распространение. софисты мастера логического обмана. Сегодня слова софистика, софист, софизм (сознательное, логически неверное умозаключение) носят негативный характер. С другой стороны, а если они правы, и истины либо не существует, либо она весьма и весьма проблематична и ценностна? (Эти два аспекта через софизмы «Рогатый» и «Еватл»). СОКРАТ – классическая (культовая – не в религиозном смысле, а в поп-культурном) фигура для философии. В противовес софистам искал что-то объективное и общезначимое для всех людей, для совместной их жизни. Все в его жизни и творчестве привлекает (жизнь-творчество, беседы, ирония, смерть и гордый отказ бежать из под стражи перед казнью). Кстати, Сократ не написал ни строчки.

Классический этап. Создаются классические, всеобъемлющие системы философии ПЛАТОНА  (подробно в лекции об объективном идеализме) и АРИСТОТЕЛЯ (отдельные идеи и положения дальше в лекциях).

Эллинистически-римская философия. Известны следующие течения. ЭПИКУРЕИЗМ – отметим этическое учение, разумного получения удовольствия; СТОИЦИЗМ - отметим один из моментов их этического учения: мы не в силах изменить судьбу, но наше величие в том, чтобы безропотно принимать от нее все; СКЕПТИЦИЗМ – для них философия невозможна, поскольку она всегда на чем-то основывается, и это принимается догматично (аксиоматично). Но они не погружались в некую бесструктурную бессмысленность, а учили о возвращении в лоно традиционных ценностей, заветов отцов. Считали, что их критика других философий  не означает, что они стали философами. Философская деятельность скептиков умирает вместе с критикой других философий, подобно тому, как исчезает огонь, спалив что-то. Под занавес античности появился НЕОПЛАТОНИЗМ один из идейных источников христианства.

Средневековая ф. От 5 до 15 вв. Философия в это время с гордостью называла себя служанкой богословия, поскольку христианское учение рассматривалось как абсолютная истина. Среди основных проблем: соотношение веры и разума, проблема зла, возможность познания Бога, проблема его бытия… Считается что именно в это время и в этой философии был открыт субъект, личность, как нечто уникальное, с бесконечно богатым внутренним миром. (Это не означает, что философия просто выдумала личность, но что в своем прогрессивном развитии общество породило личность, а философия это отразила.) В этой философии нами будет представлен ФОМА АКВИНСКИЙ  или АКВИНАТ – центральная фигура средневековой философии (схоластики), а также затронуты АВГУСТИН  и АРЕОПАГИТ.

Философия эпохи Возрождения. 15-17 вв. Становление буржуазного общества. Борьба между капитализмом феодализмом во всех сферах общественной жизни. Характерная черта философии этого времени – антропоцентризм (человек в центре). Происходит возвеличивание человеческой субъективности, критикуется средневековый аскетизм в пользу полнокровной, чувственной жизни. Божественное руководство отступает перед свободой человека. Возвеличивается человек творец, художник. И, вообще, христианское представление о труде как наказании, искуплении за грехи, сменяется представлением о труде как творчестве, как радости. Бога мало кто отрицает, на часто утверждается пантеизм – что бог растворен в природе, что бог и природа одно и тоже. Окружающий человека материальный мир стал снова бесконечным (БРУНО). Все это оправдывало глубокое изучение природы, точнее, громкие заявления об этом (что говорит не о том, что философы не хотели изучать природу, а о том, что не смогли открыть правильные методы м способы ее понимания). Несомненно, положительное звучание Возрождения в прогрессивном развитии человечества, но многих пугает имморализм и крайний субъективизм, заявленный в это время (МАКИАВЕЛЛИ, Цезарь Борджиа).

Философия нового времени, 17 в. характерная черта – превалирование гносеологической проблематики. В это время происходит становление новых наук (математика+опыт), (или та наука, которая заложила основы современной науке). Философы вместе с учеными и критикуют старые знания и методы и разрабатывают новые. Весьма часто философов и ученый это одно и тоже лицо (ДЕКАРТ). Получим знание о философии БЭКОНА, ДЕКАРТА, ЛОККА. Философы так же продумывают новое, буржуазное понимание человека и общества их взаимоотношений (ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА).

Философия эпохи Просвещения. 18 в. Самое общее в ней можно выразить словами: оптимизм, рационализм, прогресс. Время утверждения буржуазного строя. Считалось, что негативные проблемы связаны либо с негативным влиянием прошлого (например, выгодной и поддерживаемой религией необразованности), либо с неполным осуществлением предполагаемого (например решение проблем между трудом и капиталом). В целом к этой эпохе можно отнести НЕМЕЦКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ 18-19 вв. которая включает в себя КАНТА, ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГА, ГЕГЕЛЯ, ФЕЙЕРБАХА. Из этой группы рассмотрим: Канта – классического субъективного идеализма, Гегеля – классического диалектика, затронем переход от Фейербаха к Марксу.

Новейшая философия 19-20-21 вв. Обычно так не говорят, но это наиболее оптимальный способ не  разбивать это время на этапы. «Большое видится на расстоянии». Это время слишком близко к нам, чтобы претендовать на окончательное суждение о нем. Лучше обозначим некоторые наиболее значимые для этого времени философские традиции, и в двух словах (т.е. предельно вообще) охарактеризуем их, чтобы представить курс и с этой стороны.

Философия жизни. (Ницше) Увидела серость, механистичность и скучную рационалистичность современной буржуазной жизни, Критиковала все это ради мощного и опасного потока часто иррациональной жизни.

Экзистенциализм. Предельно обособил человека от общества, которое пытается сделать из нас предсказуемых винтиков, избавившись от нашей уникальности. Свобода человека опасна и наказуема, но настоящий человек должен быть свободным. Дадим подробно в теме человека.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейд открыл бессознательное и учил о сексуальной доминанте человека и человечества. Неофрейдисты критиковали пансексизм Фрейда и его пессимистическое представление о человека. Затронем в теме человека.

Структурализм. Резко подчеркнули системность культуры.

Позитивизм. Утверждает, что господствующим мировоззрением стала наука. Постепенно эволюционировал в махизм, неопозитивизм, и сейчас завершается постпозитивизмом, представители которого весьма скептически относя к начальным идеям позитивизма. Подробно рассмотрим в теме гносеологии.

Герменевтика. Обращается к душе народа, нации, традиции народной жизни. Истину выражают не ученые, а художники и поэты.

+ теории культурно исторических типов, прагматизм, неотомизм, русская религиозная философия, постмодернизм  («Криминальное чтиво»), философия техники, синергетика…

+ В заключении еще раз напомним, что история философии не могла нами быть дана с необходимой тщательностью (… Декарт: в душе есть врожденные принципы; Локк: в душе нет врожденных идей; Лейбниц: в душе нет врожденных принципов, за исключением самой души…). Мы лишь бегло пробежали по специфике этапов развития философии и отметили ряд философов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59160. Фрагменти уроків рідної мови за темою: Іменник 66.5 KB
  Мета: повторити узагальнити та поглибити знання учнів про іменник удосконалювати вміння розпізнавати іменник серед інших частин мови формувати вміння добирати аргументи на доведення своєї думки розвивати вміння аналізувати робити висновки повязувати навчальний матеріал з життєвим...
59161. Характеристика дійових осіб пєси Івана Карповича Карпенка - Карого Сто тисяч 31.5 KB
  Виставка книг драматурга підручник ілюстрації театрів. Робота в групах: кожна група представники з різних театрів: актори критики режисери постановники. У дітей відповідно цього бейджикі з назвами Театр імені Л.Українки Театр імені Т.
59162. Хвороби шкіри. Запобігання захворюванням шкіри дівчат і хлопців. Косметологічні проблеми підлітків 65.5 KB
  Мета: сформувати знання про ознаки хвороб шкіри косметичні проблеми підлітків формувати навички запобігання хворобам шкіри косметичним проблемам підлітків розвивати звички здорового способу життя виховувати охайність бережливе ставлення до свого життя...
59164. Жіночі образи у творчості Лесі Українки за творами Камінний господар, Лісова пісня, Одержима 50 KB
  Отже як ви зрозуміли сьогодні ми поринемо в чудовий світ поезії кохання. В українській мові маємо ідеально точне словесне розмежування кохання й любові. Із цього й розпочнемо розмову про роль і місце кохання в житті людини у просвітленні й одухотворенні плоті бо в коханні людина утверджується як особистість.
59165. В.Барка. Роман Жовтий князь. Художнє відтворення голодомору 1933 року як найстрашнішої трагедії українського народу 43 KB
  Щаслива родина перетворюється на предмет знущання додаток 3 таблиця проектується на дошку і протягом уроку з неї вилучаються ті члени родини які помирають. Позбавлення людей віри додаток.
59166. Художня майстерня. Робота у графічному редакторі 28 KB
  Обладнання: Графічний редактор Pint репродукцій пейзажів журнальні ілюстрації Міжпредметні звязки: образотворче мистецтво Хід уроку. Актуалізація опорних знань методом Мозкової атаки Як завантажити графічний редактор У якому пункті меню знаходиться ...
59167. Цікаві пригоди лисичок 39.5 KB
  Виразне читання вчителем. Хто пояснить значення слова співаночки в Самостійне читання учнями. г Запитання: Що робили дзвіночки Як вони співали д читання за диктором.
59168. Оскар Уайльд 112 KB
  Апостол гедонії і фантазії Демонструючи портрети Оскара Вайльда роботи кількох художників і фотографів учитель розповідає про зовнішній вигляд письменника що був творцем свого життя.