20341

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ, ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ЦЕННОСТЬ

Доклад

Логика и философия

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Наука в это время в целом входит в лоно философии. Одни социальноэкономические условия способствовали появлению философии и науки – атмосфера демократии возможность существования теоретического абстрактного знания.

Русский

2013-07-25

44 KB

7 чел.

2

Вопрос 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ, ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ЦЕННОСТЬ.

(Сокращения: наука – н.,

В предыдущих вопросах мы постарались не акцентировать внимание на отношениях между философией и наукой. Это было обусловлено тем, что эти отношения заслуживают особого внимания. Сейчас мы их подробно рассмотрим.

1. Проблема критериев различения этапов взаимоотношений между философией и наукой. Таковы берем: степень самостоятельности науки, ее умозрительность или связь с опытом, уверенность ее представителей в мировоззренческой достаточности науки.

2. Первый этап. С 6 в. до н.э. до эпохи Возрождения. Наука в это время, в целом, входит в лоно философии. Наука, в целом, носит умозрительный характер. Ни о какой интеллектуальной ее самостоятельности речь не идет. Подробнее.

Одни социально-экономические условия способствовали появлению философии и науки – атмосфера демократии, возможность существования теоретического, абстрактного знания. Но философия объективно была сильнее всех других наук. Поскольку:

1) в это время господствовала созерцательность (наука ради науки, чем возвышеннее тема, чем ближе она к небу, богу – тем ценнее, теоретичнее);

2) философы наиболее тщательно разрабатывали логику познания, доказательства и оформления знания (от Фалеса берет начало не только философия, но и наука, математика, которая началась с того, что Фалес ввел в нее необходимость доказательства; слова благодарности философии от медицины, Гиппократа – пример с эпилепсией; зависимость «Геометрии» Евклида от платоновской философии), основополагающие понятия (причина);

3) наметить общее поле исследований в очевидном окружающем мире (не мире элементарных частиц) более простое и философичное занятие, чем конкретно, эмпирически исследовать здесь что-то, если, вообще, на данном уровне знаний исследование в этой области принципиально возможно (приведем сами за себя говорящие книги Аристотеля: «Физика», «Метереология», «О душе», «О частях животных»).

Все то, что потом стало отдельными науками, в это время существовало в двух формах. Во-первых, как некое отдельное (но зависимое) от философии знание, например, математика и медицина. Во-вторых, как подраздел философского знания, например, физика – наука о природе. Поэтому вполне логично, что уже в античности в философии был выделен целый раздел, посвященный природе, этот раздел получил натурфилософии. Натурфилософия – философия природы, рассматриваемой в ее целостности (но, чтобы осуществить это целостное рассмотрение, философским знанием считалась и, например, физика). В связи с этим, философию иногда называли мудростью вообще.

Указанное принципиальное отношение между философией и наукой, заложенное античностью, сохранилось и в Средневековье. Новым для Средневековья было то, что теперь все вопросы науки рассматривались сквозь призму христианства. Необходимость согласовывать изучение, понимание природы с Библией усилило умозрительность в натурфилософии. Кроме того, христианство вывело на первый план бессмертную душу человека и его задачу спасти ее, это, в частности, сделало природу вторичным объектом теоретического интереса. В соответствии с этим образ философии как мудрости вообще уже не соответствовал времени, поскольку философия была скромным придатков божественной мудрости. Философия теперь понималась как царица наук, поскольку науки входили в нее.

+ Уже тогда наметились и принципиальные разногласия между философами и учеными. Последние отмечали, что философы склонны решать конкретные проблемы умозрительно и настаивать на этом, ссылаясь на законы мира, разума и т.д.

+ Положение ученых в разбираемом нами плане было всегда проигрышно. Если они шли на поводу не столько философов, сколько времени, и стремились к умозрительности, созерцательности, то покидали реальный базис своей науки – эмпирическую реальность. Если же они погружались в реальную конкретику, то, во-первых, не могли с ней справиться, поскольку в то время не существовало методов ее осваивания, во-вторых, в глазах общества теряли статус ученых, становясь ремесленниками.

+ Все это не означает, что в самой философии не было стремления спуститься к конкретным вещам и процессам окружающего мира. Например, Аристотель так много времени посвящал подобным вопросам, например, исследуя животных, что иногда его называют одним из первых реальных естествоиспытателей. Но, в контексте той культуры, подобные действия великого философа только терпелись, и вряд ли бы его считали философом, если бы он полностью переключился на эти вопросы.

3. Второй этап. С эпохи Возрождения по 19 в. В науку приходит эксперимент. Наука обретает полную самостоятельность от философии. Остро встает вопрос о соотношении философии и науки. Подробнее.

С эпохи Возрождения все чаще раздаются призывы к реальному, опытному изучению природы. Эти призывы реализовывались в двух направлениях, назовем их, натурфилософским и научным.

Под натурфилософским - мы понимаем деятельность тех философов, которые в желаемом изучении природы на первый план выводили все-таки философию, пусть она и опиралась на новые идеи, по сравнению со средневековой. В эпоху Возрождения это были идеи пантеизма и гилозоизма (учение об одушевленности всего). Как правило, для этого направления характерно представление о тождестве, параллелях между  микро и макро миром, человеком и космосом, вообще, об органической связи всего мира между собой, о «перекличках»: связях, оппозициях, противоречиях всего в этом мире (Бруно, Парацельс). Примеры из того времени:

- Рот это Венера, поскольку ртом человек передает поцелуи и слова любви.

- Звезды – это родоначальницы всех трав. И каждая звезда на небе есть не что иное как  духовный прообраз некоторой травы, сообщая ей особое свойство.

- Растение – это животное, голова которого внизу и рот погружен в землю.

- Сравнение апоплексии с бурей. Буря начинается когда воздух становится тяжелым и колеблется, приступ – в момент, когда мысли становятся тяжелыми и беспокойными; затем сгущаются тучи, живот раздувается, гремит гром и мочевой пузырь лопается; молнии сверкают, а в глазах больного появляется страшный блеск, падает дождь, а рот покрывает пена; буря неистовствует, а духи разрывают кожу больного; однако затем погода снова проясняется, а к больному возвращается разум.

Практичность философии и натурфилософии понималось тогда в тесной связи с алхимией и астрологией.

Под научным – мы понимаем деятельность тех философов, которые «спустились к земле» и разрабатывали проблемы конкретного исследования природы, конкретней, специфические методы такого исследования и общее понимание природы, которое бы способствовало ее опытному и математическому пониманию (Галилей, Бэкон, Декарт). Их деятельность начала проявляться, в основном, с Нового времени, с 17 в. Именно здесь закладывались основы новых наук (опытно-математического естествознания). Успех новых наук не в последнюю очередь был связан с тем, что мир стали понимать не как организм, а как механизм, т.е. мир был упрощен до такой степени, что его можно было изучать опытом и понимать математикой.

Два указанных направления (натурфилософское и научное) изначально находились в критических, даже взаимоисключающих отношениях друг с другом. И та, и другая традиция существовала и развивалась и в 18, и в 19 вв. До тех пор пока их пути кардинально не разошлись, и наука не обрела подлинную независимость образ философии как царицы наук, был вполне приемлем для всех. Ведь философия активно участвовала в решении научных проблем, классификации наук, разработке основных понятий и методов познания.

Натурфилософская, оставив в прошлом алхимию и астрологию, стремилась дать общее представление о мире в целом, используя, но жестко критикуя мировоззренческие претензии науки. Особой критике подвергался ее механицизм, ее представление о мире как механизме, больших и не разрешаемых проблемах при понимании перехода от неживого к живому. Механицизму науки противопоставлялось представление о мире как организме. Нередки было мистические представления о начале и основных моментах всего существующего, которое принципиально не дается мышлению, а только вере, интуиции, чувству.

Научная – все больше и больше обретала свою независимость от философии. (Хотя, конечно, использовала ряд ее идей, например, взяв у Демокрита представление об атомном строении мира.) Физика Ньютона, опытно-математическое естествознание, выступало эталоном научного знания. Появлялись другие, подобные науки, например, химия. Претензии философии на общее руководство наукой воспринималось со все большим и большим раздражением. Злорадно подмечались все ошибки философов (Гегель утверждал, что планет должно быть именно столько-то, исходя их сути дела, общих философских рассуждений, а буквально тут же открыли новую планету). Постепенно сама же наука преодолевала механицизм, поскольку начал становиться биология именно как новая наука. В результате в середине 19 в. в лице О. Конта наука заявила о своей интеллектуальной самостоятельности, о том, что время философии прошло. Для этого направления понимание философии как царицы наук лишилось смысла. Идеи позитивистов, конечно, не устроило и многих философов, и философию как таковую.

Таким образом, основным результатом этого этапа можно назвать вопрос, как же все-таки соотносится философия и наука, новая наука, интенсивно развивающаяся без непосредственного руководства, зависимости от философии?

4. Третий этап. Современное понимание философии как науки и ее место в системе научного знания.

Поставленный выше вопрос по-разному решается в философии.

Ряд философских направлений сохранила критический настрой по отношению к претензиям науки. Например, для экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, неотомизма наука, как дело разума человека вторична, перед начальным, иррациональным, культурообразующим, божественным в человеке или мире, которое и отражает философия (иногда, вслед за теологией – наукой о Боге), выступая определяющей для естественнонаучного понимания мира.  

Позитивизм, напротив, говорит о мировоззренческой функции философии и об изжитости философии.

В этом споре преподаваемая вам традиция занимает осторожную, среднюю позицию. А именно, философия и наука вместе решают вопросы рационального, понимания мира, и только их союз позволяет достичь на этом пути целостности. Другими словами, философия есть одна из наук. Науки изучают отдельные аспекты мира, философия мир, познание в целом (т.е. у философии, как у любой другой науки, есть свой объект исследования). Нельзя также не отметить важность для научного знания вообще традиционные для философии задачи по классификации научного знания, разработке общих методов познания, внимание к принципиальным, спорным вопросам научного познания, развития.

Серьезнейший аргумент за важность бытия философии в системе научного знания звучит так, философия профессионально занимается ценностями. Важность это проблемы акцентируем, вынеся ее в следующий параграф.

5. Наука и ценность. То что все зависит от тех или иных ценностях (то что важно, нужно человеку) доказать очень легко. Например, такое огромное количество студентов, получающих научно-технические знания возможны только в техногенных обществах. В средневековье это невозможно, кроме того, само желание чего-то подобного отдает костром. Даже историческое прояснение того, почему и как техногенные ценности победили в общественной жизни, дает очень многое для понимания дня сегодняшнего. Но это только предисловие к главному. Современный мир решает вопросы нашего дальнейшего существования. На какие ценности люди будут ориентироваться, что из предложенных ныне технологий полезны, стоит ли таким бурными темпами развивать науку и технику, ждет ли нас в дальнейшем преодоление биологического тела… Вопросы дальнейшего пути развития человечества не решены. Нам с вами предстоит на них как-то отвечать. Целесообразно ли в этом случае выводить философию за рамки научного знания?

+++ Все сказанное о взаимоотношениях между наукой и философией не означает принципиального разграничения функций: если ты ученый, то не имеешь права решать и ставить мировоззренческие вопросы. Нет, но если ты ученый имей в виду, что надо учитывать специфику мировоззренческого, философского знания, его трудность и проблематичность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22465. Сущность и цели классификации товаров. Методы классификации 17.85 KB
  Развитие товароведения, совершенствование организации торговли, осуществление маркетинговой деятельности невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории классификации
22466. Структура и система классификации и кодирования товаров в ТН ВЭД ТС 17.69 KB
  Основным классификационным признаком, на основе которого товары распределялись в Брюссельской товарной номенклатуре, был вид материала, из которого они изготовлены.
22467. Важнейшие классификаторы России 17.68 KB
  Объектом классификации и кодирования в этой системе является информация в областях статистики, финансовой и правоохранительной деятельности, банковского дела, бухгалтерского учета, стандартизации, сертификации, таможенного дела, торговли, внешнеэкономической деятельности.
22468. Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования 37.69 KB
  Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.
22469. Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ 20.65 KB
  Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
22470. Категории стандартов. Общая характеристика стандартов разных категорий. Их объекты, разработка, обозначение и утверждение. Изменения в ГСС в свете закона «О техническом регулировании 19.24 KB
  Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства
22471. Глобальная экология 327.41 KB
  Беспрецедентный рост возможностей человека вооруженного достижениями НТР подняло на качественно новую ступень возможности его по преобразованию окружающей природной среды и расширило сферы его воздействия на нее, выходящие за рамки БИОСФЕРЫ.
22473. ИНТЕРФЕЙСЫ, ТЕРМИНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТРУКТУРА TDMA КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ В СТАНДАРТЕ GSM 381.44 KB
  Цель работы Изучить интерфейсы структуру служб терминальное оборудование структуру TDMA кадров и формирование сигналов в стандарте GSM. Ознакомиться с внутренними интерфейсами используемыми для соединения между различным оборудованием сетей GSM. Ознакомиться со структурой служб и передачей данных в стандарте GSM.