20342

ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛЮРАЛИЗМА ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ

Доклад

Логика и философия

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ. Для многих это признак слабости философии. В философии сегодня наиболее полно представлена самобытность человека.

Русский

2013-07-25

38 KB

19 чел.

2

Вопрос 4

ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛЮРАЛИЗМА ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ.  

1. Причины и значение плюрализма философских учений. Отличительной чертой философского мировоззрения является то, что нет единого философского мировоззрения. В этом плане философия, на первый взгляд, больше напоминает религиозное мировоззрение, чем научное. Для многих это признак слабости философии. Философы, обосновывают другую позицию.

Они утверждают, что причины плюралистичности философского мировоззрения объективны. Поскольку: 1. Окружающий мир многообразен и сложен, он находится в движении и развития, изменяются также человеческие представления о нем. Кроме того, философия с необходимостью выходит за пределы непосредственного человеческого опыта. Однозначно отразить так и такой мир практически невозможно. 2. В философии сегодня наиболее полно представлена самобытность человека. Как бы ни понималась философия, она не может не нести отпечаток индивидуальности ее творца. (В этом смысле можно говорить о том, что философское м представляет собой идеал соответствия разнообразия людей разнообразию их взглядов на мир. Поскольку этот идеал не воплотился в этом мире, то естественное выглядит как искусственное.) 3. Философия всегда обращена в будущее, затрагивает самые сложные вопросы современности, а можно добиться однозначности в подобных вопросах? (Кстати, на переднем крае науки тоже нет единомыслия. Часто можно услышать, что каждый уважающий себя физик имеет собственную теорию элементарных частиц. Да и вообще, нет ни одной науки, где бы не боролись конкурирующие теории за истину. Правда, в науке нет такого многообразия мнений.)

Поскольку это объективно, то можно ли признать ценным такое положение? Да. Велико положительное значение плюрализма философий, их вечных споров.  Только в серьезной борьбе выясняется обоснованность своей позиции. И только пройдя все критические аргументы, одна из философий может претендовать на роль собственно философского мировоззрения. Что, кстати, вполне возможно. И это является и стимулом, и призом любого философского опыта.

2. Проблема классификации философий. Множественность философий ставит непростую задачу по их классификации. И эта проблема носит не академический, а непосредственно связанный с жизнью характер. Только в случае хорошей классификации разных философских подходов можно надеяться на то, что принципиальные точки зрения будут представлены и выявлены, т.е. ничего не будет упущено. А поскольку всегда точкой отсчета выступает не вся философия, а определенная философская позиция, то хорошая и полная классификация выступает гарантом представленности и критики всех конкурирующих точек зрения.

С потребностью в классификации основных философских подходов столкнулись уже древние греки. Уже к тому времени было множество философий. Например, Диоген Лаэртский, излагая философию, говорил о школах философии, выделяя их: по месту творчества, например, милетская школа города Милет; по имени основателя – платонизм, от имени Платона; по специфическим чертам – скептики, диалектики.

К 21 веку философия накопила множество оснований для разделения философий, обычно они даются в противопоставлении: скептики – догматики (первые считают, что истины нет, вторые, что есть); сенсуалисты, эмпирики – рационалисты (первые считают, что все наше знание из чувств или опыта, а рационалисты, что, по крайней мере, научное знание из ума), модернисты – постмодернисты (последние противопоставили себя практически всей философской традиции, которая для них бесполезно искала истину, но фактически навязывала ее), анархисты, индивидуалисты – этатисты…

В отечественной традиции считают, что все подобные классификации все-таки не отражают основные разделения в области философии.

3.Основной вопрос философии и основные философские направления. В отечественной традиции за основу классификации взят так называемый основной вопрос философии. Этот вопрос был сформулирован в работе Ф. Энгельса «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии». Основной вопрос философии есть вопроса о том, что первично материя или сознание (Бог). Страницей ниже Энгельс пишет, что второй стороной основного вопроса философии является вопрос о том, познаваем ли мир. (Таким образом, мы выходим на фундаментальную философскую проблему и принципиальные философские направления, традиции, школы. На этом остановимся ниже.)

Эти мысли Энгельса можно интерпретировать двояко, в сторону компактности или в сторону широкого разворачивания. Рассмотрим первый путь.

В этом случае мы оставляет только один вопрос, а вторую сторону логично, без обособления, включаем в него. В итоге получаем. Основной вопрос философии есть вопрос о первичности материи или сознания (Бога). На этот вопрос можно дать три принципиальных ответа. 1. материя первична, 2. сознание (бог) первичен. 3. вопрос не решается (поскольку мир не познаваем), отсюда первично сознание человека. Отсюда имеем три принципиальные философские направления: материализма, объективного идеализма и субъективного идеализма. Из всего этого также легко обосновать фундаментальность основного вопроса философии, поскольку он затрагивает, действительно, базисный вопрос нашего существования вообще.

Второй путь связан с тем, что основой вопрос начинают расширять. Наиболее часто расширение связано с дополнением к основному вопросу третьей стороны, а именно, стороны практики. Активно или пассивно мы должны относиться к миру? И это не предел, говорят и о четвертой стороне, пятой… Обосновано ли подобное? С этой точки зрения, несомненно. Таким образом пытаются открыть все наиболее существенные отношения которые обладают всеобщим характером и которые должна изучать философия. Таким образом также пытаются показать закономерное присутствие философии в системе научного знания.

Для того, чтобы отразить всю эту ситуацию нужно обратить внимание на два факта, во-первых, все проблемы решаемые, изучаемые человеком так или иначе связаны с ним, во-вторых, наука изучает и познает мир через отношения между или среди элементов… изучаемой совокупности, системы, и вообще все в этом мире есть результат отношений. Эти два факта носят всеобщий характер. Таким образом мы можем символически выразить общую ситуацию человека в мире простой формулой: «S – О», где «S» - есть человек или человечество, «О» - любой объект человеческого опыта, «-» - связь между ними (формулой или схемой субъектно-объектных отношений). На или по этой формуле, которая отражает вечную ситуацию человека в мире, можно легко выводить наиболее общие (всеобщие, философские) аспекты, моменты отношения человека (человечества) с миром и в мире.

Прежде всего, очевидно, что люди должны существовать в мире. Таким образом, имеем онтологический, бытийственный аспект. Вопрос о том, что первично в этом мире «S» или «О», касается именно этого аспекта. Раздел философии онтология касается этого вопроса более развернуто. Но это еще не все. Все науки берут факт существования как данный, они не проясняют его, не анализируют его, т.е. они берут его просто на веру. Следовательно, философия здесь с необходимостью дополняет научное знание.

Далее, субъект познает объект. Имеем гносеологический момент, аспект. Его развернуто изучает гносеология. И тут философия проясняет научное знание. Все науки, например, ищут истину. Но что такое истина, возможна ли она вообще – такие вопросы наука не рассматривает, т.е. и их она принимает на веру. И здесь философия проясняет, разъясняет ситуацию для науки.

Таким образом, можно вывести методологический, аксиологический аспекты, выйти за рамки познания и отметить праксиологический, эстетический аспекты…

Как в целом оценить подобный, широкий подход к теме основного вопроса Энгельса? Выделяемые здесь аспекты в силу своей абстрактности для многих носят более наглядный характер, чем это было раньше при обсуждении темы мировоззрения. Но множественность выделяемых здесь аспектов очень трудно перевести в философскую классификацию. С нашей точки зрения, узкий подход к основному вопросу философии более прагматичен для выделения основных философских направления, коих с этой точки зрения всего три.

4. Определение философии как науки. Логично завершить раздел введения в философию строгим определением философии. Но сделать это не так просто. Даже в рамках отечественной философии, даже в рамках в целом единомышленников нет однозначного определения, дефиниции философии. Наиболее известное из определений следующее. Философия это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Плюсом его является то, что философия определяется именно как наука. Минусом, что это определение практически тождественно определению диалектики. Но если понимать под общими законами те выделенные нами выше аспекты всеобщности в субъектно-объектных взаимоотношениях (онтологический, гносеологический, методологический, аксиологический, праксиологический, эстетический), то это определение становится вполне приемлемым. Из него пусть трудно, но можно выйти, например, на такую черту философии как помощь в познании самого себя. Хотя выход на это несколько тяжеловат. Поэтому в современных учебниках по философии предпочитают все-таки давать более очевидные, простые ожидаемые определения философии. Приведем одно из них. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, всеохватывающие, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Мы ценим и понимаем подобные подходы к определению философии, но рабочим в нашем курсе предлагаем сделать приведенное выше определение философии как науки о всеобщих законах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70645. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации персонала в Обществе ОАО Таттелеком Альметьевский ЗУЭС Азнакаевский РУЭС 188.74 KB
  Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров сущность которых рассмотрим ниже. Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту.
70646. Изнасилование 424 KB
  Целью данной дипломной работы является комплексное исследование проблемы уголовно-правовой борьбы с изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера в современных условиях.
70647. Перспективы ипотечного кредитования в Кыргызской Республике 186.19 KB
  Цель выполнения дипломной работы заключается в исследовании развития ипотечного кредитования в Кыргызской Республике и обосновании пути дальнейшего его развития.
70648. Качество социального обслуживания на дому пожилых граждан 136.05 KB
  Цель выпускной квалификационной работы изучение особенностей социального обслуживания на дому пожилых граждан. Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи выпускного квалификационного исследования: Охарактеризовать пожилых граждан, как объект социальной работы.
70649. Опытно-педагогическая работа по развитию памяти учащихся 3 «В» класса МБОУ «Гимназия №85» 265.13 KB
  Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день существует необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала.
70650. ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ПОДАЧ В КЛАССИЧЕСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ 454.5 KB
  Цель исследования изучить и обосновать методику оценки качественно-количественных характеристик техники подач в соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.
70651. Защита прав владельцев бездокументарных ценных бумаг 401 KB
  Цель исследования предполагает решение фундаментальных теоретических проблем гражданского права, путем исследования законодательства о бездокументарных ценных бумагах и соответствующей судебной практики для определения места бездокументарных ценных бумаг в системе объектов гражданских прав...
70652. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТАЮЩИХ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 299.39 KB
  Общая характеристика пенсионной системы Российской федерации Понятие и виды пенсионных систем Пенсионная система совокупность правовых финансово-экономических и организационных институтов и норм имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии...
70653. Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников 452 KB
  Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное образное восприятие действительности формировать эстетические чувства и представления развивать...