20343

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, Г. ГЕГЕЛЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА

Доклад

Логика и философия

Но размышляя он приходит к выводу что известный тезис христианства о творении мира из ничто ничего нужно понимать так: есть некое Ничто существующее независимо от Бога. Но Бердяев считал что в таком случае никак нельзя обосновать свободу какая это свобода если все в мире подконтрольно Богу и все грехи мира падают на Бога. Но лишает христианского Бога роли господина всего существующего что для большинства христиан абсолютно неприемлемо. мы в силу общественной привычки и обучения часто без особых доказательств не говоря уже о...

Русский

2013-07-25

52 KB

17 чел.

7

Вопрос 5

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, Г. ГЕГЕЛЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА.

(Сокращения: объективный идеализм – ОИ;

1. Общее понимание ОИ.

ОИ – философское направление, считающее духовное начало (Абсолютный Дух, Мировая воля, Бог) первичным по отношению к материи (порождающим и/или формирующим ее, дающим ей смысл).

В сути, ОИ близок мифологии и религии – все они говорят о существовании особой реальности. (Один из возможных способов оставления в памяти общего представления об ОИ, это запомнить похожесть ОИ на религию, поскольку если об ОИ многие не слышали, то какое-то представление о религии всегда имеется). С появлением мировых религий (буддизма, христианства, ислама) ОИ, так или иначе, зависит от них.

Отличие ОИ от религии в том, что первый основывается на мышлении, вторая на вере. Но это не означает, что ОИ не может прийти к утверждению веры, но он приходит к ней не сразу и не через ссылки на очевидные  указания в священных писаниях, а путем строгих доказательств, т.е. обосновывает, что, следуя разуму, нужно от него отказаться.

Полезно проводить различие между ОИ и религиозной философией. Религиозная философия – это тот же ОИ, но ОИ, сумевший не противоречить религии. ОИ может себе позволить не соглашаться с близкой ему религией, если ее положения, очевидно, противоречат мышлению. Например, наш Н. Бердяев. Он, однозначно, исповедует православие. Но, размышляя, он приходит к выводу, что известный тезис христианства, о творении мира из ничто (ничего), нужно понимать так: есть некое Ничто, существующее независимо от Бога. Это противоречит традиционному пониманию, где ничто полностью зависит и определяется Богом. Но Бердяев считал, что в таком случае никак нельзя обосновать свободу (какая это свобода, если все в мире подконтрольно Богу) и все грехи мира падают на Бога. Ничто как самостоятельная реальность обосновывала и существование Зла, и возможность свободы. (Но … лишает христианского Бога роли господина всего существующего, что для большинства христиан абсолютно неприемлемо.)

Восприятие информации об ОИ нуждается в особом настрое, создающем благожелательную атмосферу для понимания ОИ. Большинство из нас верующие неверующие, т.е. мы в силу общественной привычки и обучения - часто  без особых доказательств, не говоря уже о реальной полемике с верующими - принимали отсутствие Бога в мире. А привычка и обучение вторая натура, что в данном случае может затруднить адекватное  понимание ОИ.

2. ОИ Платона.

Первый классический ОИ западной философии Платон. (Ученик Сократа и учитель Аристотеля, который правда сказал: « Платон мне друг, но истина дороже»; 4 в. до н.э. Не в последнюю очередь слава Платона связана с тем, что он излагал свою философию в диалогах, т.е. его философская истина наглядно добывалась в спорах. Особенно известны ранние диалоги Платона, похожие на реальные диалоги даже тем, что они иногда оставались без явного победителя, т.е. открытыми к новым размышлениям. Поздние диалоги – псевдодиалоги, собеседники только поддакивают правильной точке зрения. Герой платоновских диалогов – Сократ, но Сократ художественный. Платон пытался реализовать свои политические идеи об идеальном государстве на практике – «отделался» продажей в рабство.)

Обращение к Платону имеет не только исторический интерес. Многие конкретные положения платонизма не убеждают. Но его до сих пор называют божественным Платоном, и говорят, что современная западная объективно идеалистическая философия есть простое приложение к Платону. Пусть это преувеличение, но дыма без огня не бывает. Такое уважительное отношение связано, главным образом с тем, с тем, что Платон одним из первых затронул принципиальные моменты ОИ как такового В этом смысле он работал на века, если не на тысячелетия.  Излагая Платона, мы будем говорить и о его специфической позиции, и о всеобщем характере его философии.

Онтология Платона.

В мире извечно существуют две реальности. (Учения об извечном существовании двух начал  получило название дуализма.)

1) Материя, лишенная формы и практически невыразимая в слове, косная, без движения (материал для чего-то). 2) Божественное, духовное начало, включающее иерархию идей. Во главе идея Блага, далее Истина, Добро, Красота, далее, Бытие, Тождественность, Покой, Движение, Различие… единица, двойка… круг…человек, море… (1. Духовное начало включает в себя также некое Сверх-Бытие, по причине своего величия или идеальности практически недоступного для понимания человека. Мировую душу (+ традиционные боги) – обеспечивающую жизнь на землею.)  

Что есть идея? Идея – онтологизированное слово, понятие, точнее общее понятие (не Москва, а столица) (слово=существенные свойства; пример со стулом). Идеи вечны, неизменны, источник происхождения и стремления (диалог Платона «Пир») всего оформленного в мире. В принципе количество идей = количественному и качественному разнообразию вещей, явлений, отношений. (Отметим, что учение об идеях Платона было более привлекательно для античности, чем учение о всеобщем детерминизме первого материалиста, Демокрита. Идеи Платона легко объясняли наличие целесообразности и преемственности в мире, того, что «от людей происходят люди, от лошадей – лошади.)

Наш мир единство или результат пересечения этих двух извечно существующих реальностей. (Мир творится из Благости.)

Поскольку идеи существуют отдельно от вещей, это весьма подвержено критике (Лошадь вижу, лошадности нет; аргумент «третий человек» или о бесконечном размножение идей по Аристотелю, разрыв связи души и тела, «одухотворенной плоти»).  

Поскольку философия Платона благостна (нет Злого начала), это тоже подвержено критике. (в мире есть подлость, трусость, грязь, мусор…)

Но…Платон ярко указал, что ОИ всегда будет исходить из того, что наш мир должен быть сделан, что он не случайно возник, что есть некий план его существования. И без этого ОИ не существует и это сказано но века.

Гносеология, методология (+ человекознание) Платона.

Платон, как многие ОИ, учил о разности бессмертной души и  смертного тела. Но он был сторонником переселения душ (метемпсихоза). Резко развел чувственное и рациональное познание. Только второе имеет дело с истиной. Истоки его в знании, полученном душой в мировой душе, созерцанием мира идей. Отсюда - знание есть воспоминание (сравни с легендой о Бодхидхарме). Человек приближается к истине путем субъективной диалектики (=логике), которая включает восхождение – умение возводить к единству разрозненное и нисхождение – умение разделять общее на виды. Учил и об алогичном пути к истине, через эрос, «платоническую любовь», любовь к миру идей (чувственная любовь - частичное и начальное ее проявление). Различает виды знания. 1. достоверное – знание идей, получается непосредственным усмотрением их,  а после вселения души в тело размышлением, 2. близкое к достоверному – математические науки, 3. мнимое – эмпирическое и физическое знание внешнего мира.

Переселение душ критикуется. Критикуется… Но пока есть ОИ, большинство его сторонников самое истинное знание будут выводится из души, поскольку она ближе всего к истине, истинному началу, например, в христианстве она дана Богом. Даже если духовное начало проявляется во всем мире, то неужели оно в самой яркой форме не проявляется в душе человека. Отсюда всегда – знание (самое главное и истинное) есть воспоминание.

Социология Платона.

Учение о человеке у Платона тесно переплетено с учением об идеальном государстве. У человека есть три способности: чувственность, страсть, разум. В соответствии с преобладание в душе человека той или иной способности он относится в первом случае к крестьянам, купцам, ремесленникам, во втором – к воинам, в третьем – к философов. Указанные  классы необходимое и достаточное условия для государства, без которого люди жить не могут. В идеальном государстве все занимаются тем, к чему предназначены самой природой (Богом), т.е., в частности, ремесленники никак не влияют на управление государством. Платон – антидемократ, но он никого не хотел унизить, а только показать всем их исконное место. Философы и воины лишены собственности и семьи (это должно избавить их от себялюбия), строгая идеологическая цензура (вымаранный Гомер), философы могут пойти на обман ради целого (подтасовать результат жребия на половые отношения ради получения лучшего потомства). Многие считают это государство тоталитарным.

Эти идеи весьма критикуются. Даже называют Платона первым тоталитаристом. Но опять же, хотя здесь это звучит весьма абстрактно. ОИ должны слушаться и пытаться понять, что им говорит об их совместной жизни и общего предназначения человека духовное начало. Т.е. и здесь Платон сказал свое принципиальное слово.

3. ОИ средневековья.

После победы христианства ОИ становится господствующим течением в философии. (Правда, ОИ в это время практически тождественен религиозной философии.) Среди многих интересующих ОИ проблем выделим три важных, которые, одновременно, позволяют нам дальше конкретизировать специфику ОИ. А именно, проблемы: 1) зла, 2) соотношение веры и знания, 3) доказательства бытия бога.

В решении двух последних проблем весьма известен Фома Аквинский, Аквинат (1225-1274), философия которого стала официальной философией католицизма.

1) Проблема зла. Особенно остра для христианства, где Бог несет ответственность за весь мир. Возможно, наиболее интересное решение этой проблемы дал Н. Федоров (Россия, 19-20 вв.). Он учил о том, что люди (используя науку и технику) вначале достигнут бессмертия, а потом восстановят умерших, поколение за поколением. В этом попятном движении возможно убрать из истории все в ней сделанное зло.

2) Проблема соотношения веры (религии) и знания (науки и философия). Среди возможных подходов к этой проблеме (вера и знание не пересекаются, вера абсолютно выше разума), решение Аквината привлекает своей разумной взвешенность, принимаемой большинством современных теологов. Решение Аквината:

  •  по методу достижения истин, наука и религия полностью отличны друг от друга. Наука берет истины из опыта и мышления, а религия из откровения, в Священном писании,
  •  в отношении предмета исследований разум и вера частично пересекаются. Часть догматов мышление может и обязано доказывать, а часть не может (например, о триединства бога). Но эти истины не неразумны, а сверхразумны. (главное, найти слово!!!, «ужели слово найдено»)

3) Доказательство бытия Бога. (представленная ниже классификация на многое не претендует, но, по крайней мере, она пытается не очень сложно объединить эти доказательства в едином месте). Можно выделить следующие группы или виды:

1. доказательства чудом (пример с Николаем II)

2. доказательства ссылкой на новейшие данные науки и новейшее понимания священных текстов (Библии) (не верно, что  шесть дней творения, а верно, что шесть периодов)

3. объективное отсутствие доказательств (Тертуллиан, Ареопагит, отрицательная теология,  может ли Бог создать такой большой камень, который бы сам не смог поднять?),  (первичность в познании сердца а не разума, по критике Бердяевым современных ему претензий субъективных идеалистов на главенство, первичность в понимании истины)

4. онтологическое доказательство – само представление о боге как совершенном существе предполагает его существование (само представление о любимом/любимой Маше, Мише как совершенном существе, других не любим, предполагает, что она может готовить, а он зарабатывать деньги) (кстати, ряд теологов и философов не соглашались с этим доказательством)

доказательства «естественной теологии», от мира к богу, т.е. само наличие мира говорит о наличие бога. Приведем ряд из них:

  •  все что движется имеет причиной своего движения что-то другое, поскольку самодвижение невозможно, то в конце движений (толчков) друг друга должно быть нечто, прекращающее уход в бесконечность, источник, начинающий движение вообще – это есть Бог.
  •  В мире видим степени совершенства - пределом их является Бог,
  •  В мире все может быть случайно, но случайным не может быть сам мир
  •  Мир целесообразен, и это идет от бога

5. «антропологическое» доказательство: бога находят в сердце своем (после этого, другие доказательства вряд ли особо потребуются).

4. ОИ после средневековья.

Можно отметить три момента.

1) Начиная с эпохи Возрождения религия начинает терять свои господствующие позиции в общественной жизни. В 19 в. Ницше мог с полным правом провозгласить, что происходит «обезбоживание мира» («обезвоживание»??). Вместе с этим происходит и уменьшение роли и влияния ОИ.

2) В ОИ пришли идеи развития (поскольку они в значительной степени завися от разработки идей развития в науке – теория Дарвина, гипотеза большого взрыва и разбегающейся Вселенной – то, в частности, это говорит и о зависимости ОИ от научных данных).

Это нововведение можно вести от Гегеля (19 в.). Он стал учить о Боге как о процессе. Гегель также достаточно разумно обосновал причину начала мира. Бог от состояния абсолютно чистого бытия начинает саморазвертывание, самопознание, самопросмотр, моментом которого выступает мир, вначале как абсолютная противоположность бога, потом как арена для его движения в виде мировой истории и сопровождающей ее мысли (подробней в разделе «Диалектика»).

Тейяр де Шарден (1881-1955), на основе данных современных ему наук, разработал концепцию развития мира с точки зрения христианства: эволюцию мира как предусмотренный богом план развития мира.

3) Все большее значение в ОИ занимают концепции, подчеркивающие иррациональные пути понимания и связи с богом (религиозный экзистенциализм). (Иррационализм здесь не есть некая спутанность, а принципиальная, доказательно выверенная позиция, отрицающая рациональную связь с богом). Если считать ОИ детищем разума, то это есть уход от классического ОИ, который боролся с антропоморфизмом бога (пониманием бога по образу и подобию человека), с представлениями о боге, которые вполне убеждают старых верующих бабушек, но открыты к скепсису молодых людей (почему я должен верить религиозным книгам, а не сказкам?). Для классического ОИ критика антропоморфизма есть доказательство объективной необходимости бога в мире.

4) Все больше сторонников ОИ обращают свои взоры к восточным религиям и философиям. (Что опять же снижает ценность разума в ОИ)

5. Каковы перспективы ОИ.

В нашей классической, прогрессивной, материалистической традиции считалось, что с течением времени в развитием образования, науки и достойных человека условий жизни религия и ОИ будут иметь тенденцию к исчезновению, поскольку будут исчезать объективные условия существования религии и ОИ.

Тему религии мы рассмотрим в дальнейших лекциях, а теперь остановимся на теме перспектив ОИ. С нашей точки зрения, если мы понимаем ОИ как дело мышления, то его значение и роль в общественной жизни будет падать или точно не занимать господствующего положения в общественном мнении.

Раньше ОИ объяснял сложные вопросы мира ссылкой на бога. Сейчас многое из этого объясняет наука. Фактически, ОИ идет вслед за наукой и плюсует к ее данным бога. Но это не выглядит необходимым. Бритва Оккама (не выдумывай лишних причин, за исключением необходимых) легко и без ущерба для научной информации отсекает бога за ненадобностью.

Конечно, всегда найдутся и будут находиться сложные проблемы, где ссылка на бога создает успокоенность решения. Но сколько уже таких проблем решила наука?

(+ субъективный идеализм и критикует и оставляет в силе ОИ)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21313. Хакерские атаки 928 KB
  Термин хакер здесь используется в его современном значении человек взламывающий компьютеры. Надо заметить что раньше быть хакером не считалось чемто противозаконным скорее это была характеристика человека умеющего профессионально обращаться с компьютерами. В наши дни хакерами мы называем тех кто ищет пути вторжения в компьютерную систему или выводит ее из строя.
21314. USING CONTEXT DATA IN INFORMATION RETRIEVAL 21 KB
  Proposed approach can be easily included in current search engines. This approach is not a complete alternative to classic methods applied in popular search engines, but it can be treated as an additional improvement that provides more efficient way in positioning on relevant document.
21315. Понятие электронно-цифровой подписи 38 KB
  Эта проблема решается при помощи ЭЦП. ЭЦП связывает содержимое документа и идентификатор подписывающего лица делает невозможным изменение документа без нарушения подлинности подписи и подтверждает принадлежность ЭЦП автору электронного документа. Алгоритмы формирования и проверки ЭЦП реализованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 34. ЭЦП Sign представляет собой вычисляемую по стандартизованному алгоритму математическую функцию хэшфункцию от содержимого подписываемых данных data информации документа и закрытого секретного ключа...
21316. Юридические вопросы информационной безопасности 202.5 KB
  Независимо от способа совершения компьютерного преступления его исполнители должны быть наказаны и профессионалы работающие в сфере информационной безопасности должны уметь собирать информацию необходимую правоохранительным органам при задержании и вынесении приговора лицам несущим ответственность за это преступление. В новом законодательстве нашли отражение вопросы безопасности финансовой информации о клиентах и конфиденциальности сведений медицинского характера. Все эти проблемы требуют понимания и изучения профессионалами работающими...
21317. Состав текущих затрат, сформированный в зависимости от производственно-хозяйственных целей предприятия РГБ 195.5 KB
  Все затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) должны быть документально обоснованы и иметь исключительно целевое назначение. Поскольку издержки производства и обращения являются главной составляющей при расчете прибыли организации, они участвуют в расчете налогооблагаемой прибыли...
21318. Категории атак на информацию 317.5 KB
  Существуют четыре основных категории атак: атаки доступа; атаки модификации; атаки на отказ в обслуживании; атаки на отказ от обязательств. Атаки такого рода наиболее разрушительны. Атаки нацеленные на захват информации хранящейся в электронном виде имеют одну интересную особенность: информация не похищается а копируется. Определение атаки доступа Атака доступа это попытка получения злоумышленником информации для просмотра которой у него нет разрешений.
21319. Предмет і завдання екології. Місце екології у системі інших наук. Значення екології для людської цивілізації. Глобальні проблеми екології 56 KB
  З розвитком виробництва очевидною стає обмеженість традиційно використовуваних природних багатств суші, тому в наш час перспективи розвитку виробництва все в більшій мірі звязують з використанням ресурсів Світового океану та космічного простору. Тому можна сказати, що в наш час екологічні проблеми поширилися навіть за межі Землі.
21320. Безопасность сетей 113.46 KB
  Обеспечение безопасности сетей представляет собой сумму мероприятий направленных на предотвращение несанкционированного доступа к ресурсам сети а именно: Безопасность входа в систему Безопасность доступа к файловой системе Безопасность передачи данных по сети Физическая защита оборудования и помещений. Следует отметить что доступ к сети вообще говоря не означает полного доступа ко всем ресурсам. Поэтому в решении этой задачи предусмотрены как средства аутентификации пользователя так и средства описывающие права доступа к различным...
21321. Виртуальная частная сеть. Концепция построения виртуальных частных сетей VPN 161.96 KB
  Концепция построения виртуальных частных сетей VPN. Виртуальной частной сетью Virtual Private Network – VPN называют объединение локальных сетей через открытую внешнюю среду глобальную сеть в единую корпоративную сеть обеспечивающую безопасное циркулирование данных. Объединение осуществляется на основе создания туннеля VPN в глобальной сети по которому передаются криптографически защищенные пакеты сообщений. Безопасность использования туннеля основана на взаимной аутентификации сторон криптографическом закрытии передаваемых данных...