20345

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Доклад

Логика и философия

Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...

Русский

2013-07-25

37 KB

1 чел.

4

Вопрос 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.

(Сокращения: материализм – М; философия – ф-ия;

1. Общее понимание М.

М – ф-ское направление, исходящее из первичности материи, которая  в своем развитии порождает человека и общество.

Преподаваемая вам ф-ия исходит из М, поэтому остановимся только на самом общем его понимании и истории его развития, другими словами, представим три исторические формы развития М.

2. Античный М. 1 форма М.

В целом, многих первых античных ф-фов можно назвать материалистами. Это связано с тем, что они делали ф-фию, так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией, например, сводя мир к водному началу (Фалес)

Первым собственно М был Демокрит. (из города Абдеры, смеющийся, по одному сообщению Платон скупал и сжигал его труды, боясь столь мощного противника; наряду с Демокритом упоминают Левкипа, часто говорят о философии Левкипа-Демокрита, но о Левкипе известно мало и есть сомнение, был ли он вообще). Рассмотрим его ф-ию.

Онтология Демокрита.

1. Все состоит из атомов, мельчайших, далее не делимых частиц. К этим мыслям можно прийти двумя путями.

Первый – через размышление. В это время ставился вопрос о бесконечном делении отрезка, любого тела. Этот вопрос ставился на фоне представления о принципиальном противопоставлении конечного бесконечному. В этих условиях бесконечное деление отрезка должно было привести к ничто (как отрицание конечности, т.е. ограниченности и величины). А из ничто нельзя составить нечто. Демокрит своими атомами решал данную проблему.

Второй – через наблюдение: стирание монет, пыль в лучах света.

2. Атомы вечно в движении, поскольку они ударяют друг друга.

3. Существует пустота как возможность для движения.

(Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир, но и разработать первое в ф-фии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе.. Важность этого открытия трудно переоценить, на нем держится вся наука)

4. Учение о детерминизме. Вначале введем основные понятия.

Причина – то, что вызывает следствие.

Следствие – результат определенной причины.

(эти понятия явно определяются друг через друга даже в словарях, поэтому нет смысла усложнять их, пытаясь избежать подобного)

Необходимость – то, что должно быть.

Случайность – то, что могло быть, а могло не быть.

(эти определения вязы у Аристотеля, и они в целом неплохо отражают суть данных понятий)

Детерминизм – в узком смысле учение о причинности.

Причинность – взаимосвязь в аспекте времени, от прошлого к будущему (взаимосвязь и детерминизм  в широком смысле охватывает и пространственные взаимосвязи).

По Демокриту, все совершается по необходимости. Случайности нет, случайным мы называем то причину чего не знаем. Другими словами, случайность носит гносеологический, а не онтологический характер. (это противоречит обыденному представлению о случайности и необходимости, для нас и то и другое существует; орел сбросил на голову человека черепаху и погубивший его действовал не случайно, т.к. человек был лысый, а орел привык разбивать камни о камни, которые на Солнце блестели как лысина погибшего мужчины) Отсюда вытекает ряд закономерных, но вызывающих идей.

Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени (т.е. если бы мир «откатили» на пять лет назад, Вы снова бы читали о том, «.. если бы мир «откатили» на пять …» именно в это время и на этом месте.) Т.е. знание всех причин прошлого позволяет вывести знание будущего. Из этого вытекал философский фатализм, т.е. отрицание свободы (по крайней мере свободы воли; т.к. все наши действия становятся однозначно зависимыми от прошлого). Данное учение получило название жесткого детерминизма. С подобным учение согласны многие в прошлом (Лаплас) и некоторые современные ученые. (Демон Лапласа=Бог=ЭВМ=знание всего прошлого, а следовательно всего будущего)

Демокрит не остановился на связи его жесткого детерминизма со свободой. Его последователь в учении об атомах Эпикур уже остро чувствовал гибель свободы в условиях жесткого детерминизма. Эпикур стал учить о том, что в неизвестное время атомы совершают скачок, беспричинное отклонение от заданной траектории. Тем самым Эпикур вводил в мир случайность как возможность для свободы. Практически сразу его стали критиковать. Он не мог объяснить почему атому произвольно двигаются. Но Эпикур шал на все, чтобы спасти свободу. Учение о беспричинном движении получило название индетерминизма. Оно было очень характерно для религиозных мыслителей, которые решали таким образом проблему свободы: душа дана богом как абсолютная спонтанность, т.е. она беспричинна.

С этого времени оформилась полемика между двумя крайними позициями в вопросе детерминизма: жестким детерминизмом и индетерминизмом. С этого времени встал вопрос о разрешении встающих здесь проблем. Диалектико-материалистическое решение этой проблемы дадим в теме «диалектика».

5. В космосе бесконечное множество миров, часто весьма причудливых и не похожих на наш.

6. Живое возникло под воздействием тепла и влаги.

Гносеология Демокрита.

Отметим только две идеи. Он ввел различие между первичными и вторичными качествами (только в человеческом представлении цвет и вкус, по истине, атомы и пустота). Начинал разрабатывать идею совпадения мыслей, ощущений и объективного мира, т.е. тему адекватности нашего отражения мира. По Демокриту можно говорить о двух родах познания. Первое истинное от разума, второе от чувств имеет дело с видимостью.

Социология Демокрита.

Отметим только то, что он учил о том, что целью человека есть достижение состояния спокойствия души, ее равновесия и избавления от всяческих страхов. (не равно Лермонтову, а он мятежный…)

М был достаточно широко представлен в античности. После победы христианства М стал не актуален. С эпохи Возрождения постепенно М идеи снова возвращаются в философию. Философия Д. Бруно практически =М. Пусть он и учил о том, что бог и мир одно и тоже (пантеизм). Но Бог для него практически растворялся и исчезал в материи.

Становление новых наук тоже способствовало развитию и укреплению М. В философии Бэкона, Декарта, Локка происходит критика религиозной философии, схоластики, что ведет к утверждению не только научного, но и М взгляда на мир.

3. 2 форма М. М 17-19 вв.

В отличие от античного М этот М тесным образом связан с наукой. Именно поэтому античный М часто называют стихийным, т.е. не опирающимся на научные факты. Опора на науку и сильная, и слабая сторона этого М. Слабая в том, что наука того времени была не очень развита. Именно этим объясняются принципиальные недостатки этого М. Их три.

1. Механистичность. В это время была развита только физика Ньютона (=механика). По аналогии с ней хотели описать весь мир, т.е. например, представить и душевную жизнь людей в форме механизма (Человек-машина).

2. Метафизичность. Науки не знали развития мира, т.е. еще не было научных фактов, говоривших об этом. (Метафизика – 2 смысла. 1. = философии; 2 = анти-диалектика, анти-развитие всего и взаимосвязь. Здесь имеется в виду 2 смысл)

3. Идеализм в понимании общественной жизни. На этом остановимся подробно в теме «общество». Здесь только отметим, что они пытались понять развитие общество только из идей людей, а не из их жизни.

4. 3 форма М, новый М, диалектический М.

К середине 19 в. в мире произошли изменения, которые позволили увидеть недостатки предшествующей формы М и делать новый  М. Предпосыки к этому.

1. Философские. Философия Гегеля (диалектика), вся М традиция, особенно философия французов 18 в. и Фейербаха.

2. Естественнонаучные. В это время совершаются три великие открытия. Животной клетки – объединение всего живого. Теории Дарвина – развитие и связь всего живого. Закона сохранения и превращения энергии и материи – мир возможен без бога.

3. Социальные. Рабочий класс осознал свои интересы и понял, что богатство мира сделано его трудом, и его труд сделает мир счастливым.

Все это способствовало тому, чтобы появилась новая 3 форма М, который доказывает свою адекватность вмени и который мы преподаем вам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31055. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории 32.5 KB
  Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.
31056. Внешняя политика в эпоху Ивана Грозного 29.5 KB
  Покорение Казани стало большим внешнеполитич успехом России. В 1556 была присоединена Астрахань у России оказались также земли Ногайской Орды. Для России Ливония была интересна прежде всего как выход в Балтику. Поводом к войне стала неуплата Ливонией России юрьевой дани в течение 50 лет.
31057. Россия в конце 16-нач18в. Смутное время: причины, содержание, этапы и итоги данной эпохи 40 KB
  Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия по убеждению многих зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова. В апреле 1605 после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Через два дня царем...
31058. Россия в 17в. – хоз-во, общество, политич строй и гос управление 31 KB
  Все население можно разделить на 2 группы: служилые слоинесли ту или иную форму гос службы и тяглое населениесодержали их платя налоги и исполняя повиности. Бояре занимали высшие гос должности обладали крупными вотчинами и поместьями. Существовало 2 периода в развитии русской госвенности 17в.
31059. Воспалительные поражения (сиалоадениты) слюнных желез 22.43 KB
  Сиалоаденит может быть самостоятельным первичным но чаще является осложнением или существенным проявлением какоголибо другого заболевания вторичный сиалоаденит. По течению выделяют острый и хронический сиалоаденит. По этиологии выделяют вирусный бактериальный грибковый сиалоаденит.
31060. Эпидемический паротит (свинка) 14.68 KB
  Входными воротами являются слизистые оболочки полости рта носа глотки с развитием последующей вирусемии и фиксацией вируса в слюнных и других железах. В слюнных железах вирус размножается и отсюда выделяется со слюной.
31061. Поздние осложнения диабета 17.57 KB
  Наличием диабета обусловлена высокая частота инфарктов миокарда инсультов и случаев гангрены пальцев ног или стопы. Установлено что рядом с геном кодирующим синтез инсулина расположен участок ДНК Uаллель постоянный генетический маркер предрасположенности к атеросклерозу не только у больных диабетом I и II типов но также и у лиц без диабета. Однако у больных диабетом наследственная предрасположенность к атеросклерозу реализуется чаще чем у лиц без диабета.
31062. Цитомегаловирусный сиалоаденит 14.33 KB
  При локализованной форме чаще поражаются околоушные железы где вирус фиксируется в ацинарных и протоковых клетках и может существовать в виде латентной инфекции. Макроскопически слюнные железы увеличены. В исходе локализованной формы цитомегаловирусного сиалоаденита как правило в той или иной степени развивается склероз слюнной железы.
31063. Атоиммунные поражения при ревматических болезнях, активном хроническом вирусном гепатите и струме Хашимото, синдроме Шегрена и синдроме Микулича (сухой синдром) 15.9 KB
  Особую группу заболеваний слюнных желез составляют аутоиммунные поражения при ревматических болезнях активном хроническом вирусном гепатите и струме Хашимото синдроме Шегрена и синдроме Микулича сухой синдром. Для сухого синдрома Шегрена характерно поражение всех слюнных желез что сопровождается ксеростомией сухость слизистой оболочки рта слезных желез с развитием ксерофтальмии и суставов с формированием полиартрита. Для синдрома Микулича характерно поражение больших и малых слюнных желез и слезных желез которые увеличиваются и...