20345

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Доклад

Логика и философия

Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...

Русский

2013-07-25

37 KB

1 чел.

4

Вопрос 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.

(Сокращения: материализм – М; философия – ф-ия;

1. Общее понимание М.

М – ф-ское направление, исходящее из первичности материи, которая  в своем развитии порождает человека и общество.

Преподаваемая вам ф-ия исходит из М, поэтому остановимся только на самом общем его понимании и истории его развития, другими словами, представим три исторические формы развития М.

2. Античный М. 1 форма М.

В целом, многих первых античных ф-фов можно назвать материалистами. Это связано с тем, что они делали ф-фию, так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией, например, сводя мир к водному началу (Фалес)

Первым собственно М был Демокрит. (из города Абдеры, смеющийся, по одному сообщению Платон скупал и сжигал его труды, боясь столь мощного противника; наряду с Демокритом упоминают Левкипа, часто говорят о философии Левкипа-Демокрита, но о Левкипе известно мало и есть сомнение, был ли он вообще). Рассмотрим его ф-ию.

Онтология Демокрита.

1. Все состоит из атомов, мельчайших, далее не делимых частиц. К этим мыслям можно прийти двумя путями.

Первый – через размышление. В это время ставился вопрос о бесконечном делении отрезка, любого тела. Этот вопрос ставился на фоне представления о принципиальном противопоставлении конечного бесконечному. В этих условиях бесконечное деление отрезка должно было привести к ничто (как отрицание конечности, т.е. ограниченности и величины). А из ничто нельзя составить нечто. Демокрит своими атомами решал данную проблему.

Второй – через наблюдение: стирание монет, пыль в лучах света.

2. Атомы вечно в движении, поскольку они ударяют друг друга.

3. Существует пустота как возможность для движения.

(Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир, но и разработать первое в ф-фии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе.. Важность этого открытия трудно переоценить, на нем держится вся наука)

4. Учение о детерминизме. Вначале введем основные понятия.

Причина – то, что вызывает следствие.

Следствие – результат определенной причины.

(эти понятия явно определяются друг через друга даже в словарях, поэтому нет смысла усложнять их, пытаясь избежать подобного)

Необходимость – то, что должно быть.

Случайность – то, что могло быть, а могло не быть.

(эти определения вязы у Аристотеля, и они в целом неплохо отражают суть данных понятий)

Детерминизм – в узком смысле учение о причинности.

Причинность – взаимосвязь в аспекте времени, от прошлого к будущему (взаимосвязь и детерминизм  в широком смысле охватывает и пространственные взаимосвязи).

По Демокриту, все совершается по необходимости. Случайности нет, случайным мы называем то причину чего не знаем. Другими словами, случайность носит гносеологический, а не онтологический характер. (это противоречит обыденному представлению о случайности и необходимости, для нас и то и другое существует; орел сбросил на голову человека черепаху и погубивший его действовал не случайно, т.к. человек был лысый, а орел привык разбивать камни о камни, которые на Солнце блестели как лысина погибшего мужчины) Отсюда вытекает ряд закономерных, но вызывающих идей.

Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени (т.е. если бы мир «откатили» на пять лет назад, Вы снова бы читали о том, «.. если бы мир «откатили» на пять …» именно в это время и на этом месте.) Т.е. знание всех причин прошлого позволяет вывести знание будущего. Из этого вытекал философский фатализм, т.е. отрицание свободы (по крайней мере свободы воли; т.к. все наши действия становятся однозначно зависимыми от прошлого). Данное учение получило название жесткого детерминизма. С подобным учение согласны многие в прошлом (Лаплас) и некоторые современные ученые. (Демон Лапласа=Бог=ЭВМ=знание всего прошлого, а следовательно всего будущего)

Демокрит не остановился на связи его жесткого детерминизма со свободой. Его последователь в учении об атомах Эпикур уже остро чувствовал гибель свободы в условиях жесткого детерминизма. Эпикур стал учить о том, что в неизвестное время атомы совершают скачок, беспричинное отклонение от заданной траектории. Тем самым Эпикур вводил в мир случайность как возможность для свободы. Практически сразу его стали критиковать. Он не мог объяснить почему атому произвольно двигаются. Но Эпикур шал на все, чтобы спасти свободу. Учение о беспричинном движении получило название индетерминизма. Оно было очень характерно для религиозных мыслителей, которые решали таким образом проблему свободы: душа дана богом как абсолютная спонтанность, т.е. она беспричинна.

С этого времени оформилась полемика между двумя крайними позициями в вопросе детерминизма: жестким детерминизмом и индетерминизмом. С этого времени встал вопрос о разрешении встающих здесь проблем. Диалектико-материалистическое решение этой проблемы дадим в теме «диалектика».

5. В космосе бесконечное множество миров, часто весьма причудливых и не похожих на наш.

6. Живое возникло под воздействием тепла и влаги.

Гносеология Демокрита.

Отметим только две идеи. Он ввел различие между первичными и вторичными качествами (только в человеческом представлении цвет и вкус, по истине, атомы и пустота). Начинал разрабатывать идею совпадения мыслей, ощущений и объективного мира, т.е. тему адекватности нашего отражения мира. По Демокриту можно говорить о двух родах познания. Первое истинное от разума, второе от чувств имеет дело с видимостью.

Социология Демокрита.

Отметим только то, что он учил о том, что целью человека есть достижение состояния спокойствия души, ее равновесия и избавления от всяческих страхов. (не равно Лермонтову, а он мятежный…)

М был достаточно широко представлен в античности. После победы христианства М стал не актуален. С эпохи Возрождения постепенно М идеи снова возвращаются в философию. Философия Д. Бруно практически =М. Пусть он и учил о том, что бог и мир одно и тоже (пантеизм). Но Бог для него практически растворялся и исчезал в материи.

Становление новых наук тоже способствовало развитию и укреплению М. В философии Бэкона, Декарта, Локка происходит критика религиозной философии, схоластики, что ведет к утверждению не только научного, но и М взгляда на мир.

3. 2 форма М. М 17-19 вв.

В отличие от античного М этот М тесным образом связан с наукой. Именно поэтому античный М часто называют стихийным, т.е. не опирающимся на научные факты. Опора на науку и сильная, и слабая сторона этого М. Слабая в том, что наука того времени была не очень развита. Именно этим объясняются принципиальные недостатки этого М. Их три.

1. Механистичность. В это время была развита только физика Ньютона (=механика). По аналогии с ней хотели описать весь мир, т.е. например, представить и душевную жизнь людей в форме механизма (Человек-машина).

2. Метафизичность. Науки не знали развития мира, т.е. еще не было научных фактов, говоривших об этом. (Метафизика – 2 смысла. 1. = философии; 2 = анти-диалектика, анти-развитие всего и взаимосвязь. Здесь имеется в виду 2 смысл)

3. Идеализм в понимании общественной жизни. На этом остановимся подробно в теме «общество». Здесь только отметим, что они пытались понять развитие общество только из идей людей, а не из их жизни.

4. 3 форма М, новый М, диалектический М.

К середине 19 в. в мире произошли изменения, которые позволили увидеть недостатки предшествующей формы М и делать новый  М. Предпосыки к этому.

1. Философские. Философия Гегеля (диалектика), вся М традиция, особенно философия французов 18 в. и Фейербаха.

2. Естественнонаучные. В это время совершаются три великие открытия. Животной клетки – объединение всего живого. Теории Дарвина – развитие и связь всего живого. Закона сохранения и превращения энергии и материи – мир возможен без бога.

3. Социальные. Рабочий класс осознал свои интересы и понял, что богатство мира сделано его трудом, и его труд сделает мир счастливым.

Все это способствовало тому, чтобы появилась новая 3 форма М, который доказывает свою адекватность вмени и который мы преподаем вам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85099. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий 45.71 KB
  Военнослужащий патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества Цели урока. Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия военной этики патриотизм воинская честь и воинский долг. Что такое патриотизм В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего Что вы знаете о военнопатриотических клубах и обществах В чем состоят особенности деятельности этих организаций Какие боевые традиции связанные с чувством патриотизма вы запомнили из курса ОБЖ для 10го класса В чем состоит верность Боевому знамени...
85100. Правила личной гигиены и здоровье 44.16 KB
  Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте а особенно в крупном городе станет короткой и невыносимой если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена основа санитарии а следовательно безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое но начинается она с малого с гигиены отдельного человека т. Что такое личная гигиена и какова ее структура Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека Какое правило личной гигиены вы считаете главным В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа Какие...
85101. Нравственность и здоровье. Заболевания, передаваемые половым путем 43.35 KB
  Заболевания передаваемые половым путем. Изучить роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний передаваемых половым путем. За последние годы в России отмечен интенсивный рост заболеваний передаваемых половым путем. А также инфекции передаваемые половым путем так называемого второго поколения урогенитальный хламидиоз уреамикоплазмоз кандидоз гарднерелез генитальный герпес ВИЧинфекция гепатит В бактериальные уретриты вагиниты и другие.
85102. Психологическое состояние человека и причины самоубийств 46.77 KB
  Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огромным горем не только для семьи погибшего ребенка но и для всего общества. Более того уровень самоубийств детей и подростков социологи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. Что такое суицид Каковы его причины у детей и подростков Какие группы детей и подростков подвержены суициду Ответ обоснуйте. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подростков В чем по вашему мнению состоит главное содержание предупреждения...
85103. Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте 39.82 KB
  Первая помощь при острой сердечной недостаточности инсульте Цели урока. Изучить симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности. Вот почему важно уметь оказать первую помощь человеку жизни которого угрожает опасность. Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности: уложить больного на спину приподнять голову обеспечить доступ свежего воздуха и срочно вызвать врача скорую помощь.
85104. Первая помощь при ранениях и травмах 43.45 KB
  Наиболее часто встречающиеся травмы это раны ушибы растяжения связок вывихи и переломы. Одна традиция заливать раны в том числе скальпированные йодом чего стоит. Что такое рана и чем она отличается от ушиба Какие раны наиболее опасны Что такое кровопотеря Чем она опасна Как вы обычно обрабатываете раны Расскажите алгоритм действий. Раны это поверхностные повреждения которые связаны с нарушением целости кожных покровов или слизистой оболочки.
85105. Первая медицинская помощь при остановке сердца 41.26 KB
  Первая медицинская помощь при остановке сердца Цели урока. Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечнолегочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания. На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца.
85106. Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 40.89 KB
  Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...
85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...