20345

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Доклад

Логика и философия

Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...

Русский

2013-07-25

37 KB

1 чел.

4

Вопрос 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.

(Сокращения: материализм – М; философия – ф-ия;

1. Общее понимание М.

М – ф-ское направление, исходящее из первичности материи, которая  в своем развитии порождает человека и общество.

Преподаваемая вам ф-ия исходит из М, поэтому остановимся только на самом общем его понимании и истории его развития, другими словами, представим три исторические формы развития М.

2. Античный М. 1 форма М.

В целом, многих первых античных ф-фов можно назвать материалистами. Это связано с тем, что они делали ф-фию, так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией, например, сводя мир к водному началу (Фалес)

Первым собственно М был Демокрит. (из города Абдеры, смеющийся, по одному сообщению Платон скупал и сжигал его труды, боясь столь мощного противника; наряду с Демокритом упоминают Левкипа, часто говорят о философии Левкипа-Демокрита, но о Левкипе известно мало и есть сомнение, был ли он вообще). Рассмотрим его ф-ию.

Онтология Демокрита.

1. Все состоит из атомов, мельчайших, далее не делимых частиц. К этим мыслям можно прийти двумя путями.

Первый – через размышление. В это время ставился вопрос о бесконечном делении отрезка, любого тела. Этот вопрос ставился на фоне представления о принципиальном противопоставлении конечного бесконечному. В этих условиях бесконечное деление отрезка должно было привести к ничто (как отрицание конечности, т.е. ограниченности и величины). А из ничто нельзя составить нечто. Демокрит своими атомами решал данную проблему.

Второй – через наблюдение: стирание монет, пыль в лучах света.

2. Атомы вечно в движении, поскольку они ударяют друг друга.

3. Существует пустота как возможность для движения.

(Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир, но и разработать первое в ф-фии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе.. Важность этого открытия трудно переоценить, на нем держится вся наука)

4. Учение о детерминизме. Вначале введем основные понятия.

Причина – то, что вызывает следствие.

Следствие – результат определенной причины.

(эти понятия явно определяются друг через друга даже в словарях, поэтому нет смысла усложнять их, пытаясь избежать подобного)

Необходимость – то, что должно быть.

Случайность – то, что могло быть, а могло не быть.

(эти определения вязы у Аристотеля, и они в целом неплохо отражают суть данных понятий)

Детерминизм – в узком смысле учение о причинности.

Причинность – взаимосвязь в аспекте времени, от прошлого к будущему (взаимосвязь и детерминизм  в широком смысле охватывает и пространственные взаимосвязи).

По Демокриту, все совершается по необходимости. Случайности нет, случайным мы называем то причину чего не знаем. Другими словами, случайность носит гносеологический, а не онтологический характер. (это противоречит обыденному представлению о случайности и необходимости, для нас и то и другое существует; орел сбросил на голову человека черепаху и погубивший его действовал не случайно, т.к. человек был лысый, а орел привык разбивать камни о камни, которые на Солнце блестели как лысина погибшего мужчины) Отсюда вытекает ряд закономерных, но вызывающих идей.

Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени (т.е. если бы мир «откатили» на пять лет назад, Вы снова бы читали о том, «.. если бы мир «откатили» на пять …» именно в это время и на этом месте.) Т.е. знание всех причин прошлого позволяет вывести знание будущего. Из этого вытекал философский фатализм, т.е. отрицание свободы (по крайней мере свободы воли; т.к. все наши действия становятся однозначно зависимыми от прошлого). Данное учение получило название жесткого детерминизма. С подобным учение согласны многие в прошлом (Лаплас) и некоторые современные ученые. (Демон Лапласа=Бог=ЭВМ=знание всего прошлого, а следовательно всего будущего)

Демокрит не остановился на связи его жесткого детерминизма со свободой. Его последователь в учении об атомах Эпикур уже остро чувствовал гибель свободы в условиях жесткого детерминизма. Эпикур стал учить о том, что в неизвестное время атомы совершают скачок, беспричинное отклонение от заданной траектории. Тем самым Эпикур вводил в мир случайность как возможность для свободы. Практически сразу его стали критиковать. Он не мог объяснить почему атому произвольно двигаются. Но Эпикур шал на все, чтобы спасти свободу. Учение о беспричинном движении получило название индетерминизма. Оно было очень характерно для религиозных мыслителей, которые решали таким образом проблему свободы: душа дана богом как абсолютная спонтанность, т.е. она беспричинна.

С этого времени оформилась полемика между двумя крайними позициями в вопросе детерминизма: жестким детерминизмом и индетерминизмом. С этого времени встал вопрос о разрешении встающих здесь проблем. Диалектико-материалистическое решение этой проблемы дадим в теме «диалектика».

5. В космосе бесконечное множество миров, часто весьма причудливых и не похожих на наш.

6. Живое возникло под воздействием тепла и влаги.

Гносеология Демокрита.

Отметим только две идеи. Он ввел различие между первичными и вторичными качествами (только в человеческом представлении цвет и вкус, по истине, атомы и пустота). Начинал разрабатывать идею совпадения мыслей, ощущений и объективного мира, т.е. тему адекватности нашего отражения мира. По Демокриту можно говорить о двух родах познания. Первое истинное от разума, второе от чувств имеет дело с видимостью.

Социология Демокрита.

Отметим только то, что он учил о том, что целью человека есть достижение состояния спокойствия души, ее равновесия и избавления от всяческих страхов. (не равно Лермонтову, а он мятежный…)

М был достаточно широко представлен в античности. После победы христианства М стал не актуален. С эпохи Возрождения постепенно М идеи снова возвращаются в философию. Философия Д. Бруно практически =М. Пусть он и учил о том, что бог и мир одно и тоже (пантеизм). Но Бог для него практически растворялся и исчезал в материи.

Становление новых наук тоже способствовало развитию и укреплению М. В философии Бэкона, Декарта, Локка происходит критика религиозной философии, схоластики, что ведет к утверждению не только научного, но и М взгляда на мир.

3. 2 форма М. М 17-19 вв.

В отличие от античного М этот М тесным образом связан с наукой. Именно поэтому античный М часто называют стихийным, т.е. не опирающимся на научные факты. Опора на науку и сильная, и слабая сторона этого М. Слабая в том, что наука того времени была не очень развита. Именно этим объясняются принципиальные недостатки этого М. Их три.

1. Механистичность. В это время была развита только физика Ньютона (=механика). По аналогии с ней хотели описать весь мир, т.е. например, представить и душевную жизнь людей в форме механизма (Человек-машина).

2. Метафизичность. Науки не знали развития мира, т.е. еще не было научных фактов, говоривших об этом. (Метафизика – 2 смысла. 1. = философии; 2 = анти-диалектика, анти-развитие всего и взаимосвязь. Здесь имеется в виду 2 смысл)

3. Идеализм в понимании общественной жизни. На этом остановимся подробно в теме «общество». Здесь только отметим, что они пытались понять развитие общество только из идей людей, а не из их жизни.

4. 3 форма М, новый М, диалектический М.

К середине 19 в. в мире произошли изменения, которые позволили увидеть недостатки предшествующей формы М и делать новый  М. Предпосыки к этому.

1. Философские. Философия Гегеля (диалектика), вся М традиция, особенно философия французов 18 в. и Фейербаха.

2. Естественнонаучные. В это время совершаются три великие открытия. Животной клетки – объединение всего живого. Теории Дарвина – развитие и связь всего живого. Закона сохранения и превращения энергии и материи – мир возможен без бога.

3. Социальные. Рабочий класс осознал свои интересы и понял, что богатство мира сделано его трудом, и его труд сделает мир счастливым.

Все это способствовало тому, чтобы появилась новая 3 форма М, который доказывает свою адекватность вмени и который мы преподаем вам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6016. Лазеры на свободных электронах 377.5 KB
  Лазеры на свободных электронах Введение Под лазерами на свободных электронах (ЛСЭ) обычно понимают устройства (приборы), в которых происходит усиление или генерация когерентного электромагнитного излучения с использованием явления стимулированного и...
6017. Интегрированные системы проектирования и управления 610.5 KB
  Интегрированные системы проектирования и управления Глава 1. Выбор программных средств АСУТП 1.1. Общие положения Современная АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) представляет собой многоуровневую человеко-машинную...
6018. Исследование помехоустойчивости дискретных видов модуляции 174.5 KB
  Исследование помехоустойчивости дискретных видов модуляции. Цель работы. Изучение и экспериментальное исследование влияния вида модуляции (AM, ЧМ, ФМ) на помехоустойчивость системы передачи дискретных сообщений, изучение методики экспериментального ...
6019. Синтез та дослідження роботи лічильників на основі тригерів 13.15 MB
  Мета роботи: вивчення принципів побудови лічильників і лічильних схем, виконаних на основі тригерних інтегральних мікросхемах. У процесі виконання роботи студенти оволодівають практичними навиками побудови підсумовуючих, віднімаючих і реверсивних лічильних схем...
6020. Вивчення технологічного процесу виготовлення типових деталей Пластина 97.5 KB
  Вивчення технологічного процесу виготовлення типових деталей Пластина Мета роботи: Ознайомитись з методикою проектування типового технологічного процесу виготовлення та обробки оптичних деталей пластина методами контролю якості поверхонь оптичних ...
6021. Прямое и обратное преобразование Радона 1.24 MB
  Цель работы: Ознакомление с прямым и обратным преобразованием Радона изображений. Реализация прямого и обратного преобразований Радона с помощью функций в среде MatLAB (ImageProcessingToolbox). Короткие теоретические сведения ...
6022. Технологія складання оптичних деталей 62.5 KB
  Вивчити зміст роботи та конструкцію приладу для центрування лінз, що склеюються. Розрахувати граничну величину (число m поділів) переміщення центра сітки коліматора за шкалою сітки окуляра для заданого допуска С на децентрування склеєних лінз з урахуванням їх фокусної відстані.
6023. Інсталювання та налагодження сервера операційної системи Windows NT 126.5 KB
  Інсталювання та налагодження сервера операційної системи WindowsNT Мета роботи: Навчитись інсталювати ОС WindowsNTServer 3.51 Під-час інсталяції навчитись виявляти параметри, що пропонуються за замовчуванню і визн...
6024. Операційний контроль форми полірованих поверхонь 308 KB
  Операційний контроль форми полірованих поверхонь Мета роботи: вивчити методи контролю форми плоских поверхонь практично виміряти відступ від площини. Завдання 1. Вивчити інтерференційні методи контролю форми плоских полірован...