20346

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА

Доклад

Логика и философия

ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.

Русский

2013-07-25

49.5 KB

2 чел.

6

Вопрос 13.

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА.

Сокращения: онтология – О.; материя - М.

1. Определение и основные проблемы онтологии.

О. – учение о бытие, всем существующем. Глобальности категории бытия соразмерна  глобальность категории ничто – не есть, не существует, отсутствует вообще.

Основные проблемы онтологии: материя, пространство, время, движение.

2. Специфика онтологии. Единство и многообразие материального мира.

Бытие – сбор, совокупность всего существующего. Возможность подобного сбора не очевидна. Мы всегда имеем дело с бесконечным разнообразием вещей, явлений, многие из которых для нас не показывают свою взаимосвязь. К единству всего нужно «пробиться» мыслью, что и было сделано философией.

Онтология исторически первый раздел философии. Это понятно, прежде чем философски (т.е. в аспекте всеобщности) говорить о чем-либо в мире, нужно вначале иметь этот мир в целом.

Онтология тесно связана с другими разделами философии, особенно, с гносеологией. Большое значение в новом материализме имеет развитие мысли от Декарта до Гегеля, где родилась одна из фундаментальных идей нового материализма идея диалектически развивающегося тождества бытия и мышления. (В онтологическом плане развитие шло таким образом: 1) учение Декарта о двух субстанциях: материальной и духовной. 2) учение Спинозы о двух атрибутах одной субстанции: материальной и духовной; 3) учение Гегеля о развитии бытия, мышления и тождестве между ними.)

В преподаваемой Вам философии в онтологии центральной выступает не категория бытие, а категория материя. Это связано не только с тем, материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная, диалектическая, жизненная двойственность, которой лишена категория бытия. С одной стороны, материя мыслится синоним бытия, т.е. человек, философ, спрашивающий о материи, не выделяется из материи, бытия, всего существующего. С другой стороны, материя определяют через противопоставление сознанию, т.е. здесь подчеркивается реальный факт того, что, только отделившись от этого мира, можно помыслить этот мир.

3. Определение материи.

В новом материализме дается такое определение материи. М. – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Определение дано в начале ХХ в., во время кризиса в физике. Его принципиальная новизна в отсутствии упоминаний о конкретных свойствах материи. Обычно же ее определяли через составляющие элементы (первокирпичики) и их свойства. В античности через исходные природные стихии (вода, воздух, огонь, земля). В Новое время через далее неделимые мельчайшие частицы – атомы. В начале ХХ в. открыли делимости атомов, легко было предположить о дальнейшем и постоянном развитии и изменении представлений о микромире, и, вообще, о мире в целом. В связи с этим было решено сохранить в определении материи только ее всеобщие свойства – существовать объективно (т.е. независимо от человека) и воздействовать на ощущения человека. (Все это, конечно, не означает, что в новом материализме не интересуются научными данными о материи.)

Большинство диалектических материалистов приветствуют разведение философского и естественно научного понимания материи, избавляющее философов от постоянной переделки понятия материи в соответствии с изменениями естественнонаучных о ней представлений. Незначительная часть специалистов указывает, по крайней мере, на одну проблему данного определения. Это определение вечное, неизменное, и в этом смысле метафизическое. Оно, в отличие от многих научных высказываний, не зовет на дальнейшее развитие и критическое преодоление.

Отметим:

  •  в новом понимании, материя есть совокупность всего существующего (включая и духовные феномены), т.е. нет никакой отдельной от конкретных материальных образований некой материи самой по себе, нет «плода» вообще, а есть яблоки, груши…), другими словами, нет никакой отдельной первоматерии из которой вещи возникают и в которую они возвращаются.
  •  в языке и литературе сохранились старые представления о материи = веществу, это некорректно, в частности, поскольку существует невещественная материя – поле, это некорректно вообще, поскольку материя определяется через объективность и способность воздействовать на человека, а не через вещественность. В связи с этим, философски неверно говорить об «аннигиляции материи», «превращении материи в лучистую энергию», «материализации энергии».

4. Универсальные свойства и характеристики материи.

(Среди них можно выделить те, которые касаются материи в целом, и те, которые относятся ко всем ее отдельным образованиям. Но, чтобы не усложнять изложение, на этом не будем  акцентировать внимание.)

Можно говорить о следующих всеобщих свойствах и характеристиках материи:

1. Материя несотворима и неуничтожима.

Уже второй философ античности, Анаксимандр, фактически утверждал подобное своим тезисом: «из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается». На более абстрактном уровне об этом учил Парменид. Нельзя помыслить, что бытие может превратиться в ничто (поскольку ничто нет) или возникнуть из ничего (по тем же причинам). Следовательно, поскольку бытие есть сейчас, оно было есть и будет всегда, т.е. оно несотворимо и неуничтожимо. Это доказательство весьма убедительным в античности (см., Аристотель уточняет Платона). Только  в христианские времена, на основании Библии, стали учить, что мир творится из ничего. (Не стоит ли за этим западное желание переустроить мир по своим творческим, до этого в природе не встречавшимся и в этом смысле не существующим идеям.) Современная наука с ее законами сохранения (материи, энергии, импульса) подтверждает и конкретизирует утверждения первых философов о несотворимости и неуничтожимости материи.

2. Материя есть причина самой себя, источник своего развития и движения.

Другими словами, материя самодостаточна, не следует примыслить Бога, который бы «завел», «толкал» материю. Эта тема будет представлена при рассмотрении темы движения.

3. Материя (как совокупность материальных объектов и процессов) представляет собой единство непрерывности (слитности, взаимозависимости) и дискретности (отдельности, независимости).

В окружающем нас мире мы скорее увидим отдельность разных материальных объектов и процессов. Но более тщательный анализ (привлекающий и историю) показывает взаимосвязь всего со всем. Причем, если мы берем многие объекты в их реальной жизни, то многие, из якобы отдельных объектов, становятся так блики друг с другом, что речь нужно вести об их практической взаимопроникающей слитности. Например, биогеноценоз, объединяющий в живой связи определенные растения, животных, почву, микроорганизмы в неразрывное целое, Ромео и Жульетту, объединенных навсегда любовью; Солнечную систему, объединенную единым происхождением…

На лицо противоречие: в одно и то же время нечто можно рассматривать как отдельное, выделенное, самостоятельное и как связанное, включенное, даже растворенное в этом мире. Но это противоречие нельзя преодолеть, это противоречие не наших мыслей, а самой объективной реальности, свидетельство ее диалектичности.

4. Материальные образования всегда находятся друг с другом в отношениях взаимодействия и отражения.

Это свойство, в принципе, ясно из всего отмеченного выше. Если существует диалектика непрерывности и дискретности, то любые материальные образования, так или иначе, взаимодействую друг с другом. А если они взаимодействуют друг с другом, то они имеют ту или иную информацию друг о друге, отражают специфику взаимодействующего объекта в особенностях своего восприятия (т.е. отражают другой объект).

5. Материальные образования следует понимать как системные образования.

То что объекты состоят из более мелких частей видели давно и фиксировали в категориях: части и целого, простого и сложного (сложенного). В эпоху механистического естествознания (17-19 вв.) считалось также, что целое есть простая сумма своих частей (свойство аддитивности), точкой понимания здесь служил механизм (мир = часовому механизму). С развитием науки и философии становится очевидно, что, например, целое больше своих частей, поскольку надо учитывать связь между частями. Критикуются понятия часть и целое (Гегель: части только у трупа) вводится понятия система, элемент, структура.

Система – взаимосвязанные в целое элементы, где возникает новое интегративное качество, не выводимо из свойств этих элементов по отдельности. (Например, свойства воды нельзя вывести из собственных, отдельных свойств кислорода и водорода).

Элемент – неразложимый далее (при данном способе рассмотрения) компонент системы. (Например, внутри общества элементом может быть нация, коллектив, человек)

Структура – способ, порядок связи элементов.

Отменят ли понятия целое – часть понятия система, элемент, структура? В литературе есть такая тенденция. В этом случае любые материальные образования называются системами. Но, наверное, не следует так легко избавляться от понятий часть и целое. Например, кучу камней на свалке лучше и легче описать понятиями часть и целое, чем усложнять дело с понятием система.

В чем ценность понимания мира как системы? Для сложных, особенно живых образований ценность подобного колоссальна. Это позволяет увидеть, понимать и держать в поле зрения очень важные аспекты их существования:

  •  учитывать внешние и внутренние взаимосвязи системы, видеть их бесконечность;
  •  понимать, что место элемента определяется его специфику в целом (в другом месте целого этот же самый элемент может быть совершенно другим);
  •  учитывать возможность непредсказуемых системных эффектов (сделают ли два объединенных землекопа то, что они делали по отдельности);
  •  знать о возможном качественном изменении системы при структурных изменениях;
  •  предполагать эффект: малое воздействие – большое следствие (потому что в кузнице не было гвоздя; покинь меня, но только не сейчас; иглоукалывание);
  •  предполагать наличие диалектических противоречий в системе, выходить на возможные пути, траекторию развития системы (Альтщуллер); т.е. иметь более богатое представление об интересующем объекте (системе), чем это могло быть без использования понятия, знания о системе вообще.

6. Материя бесконечна во времени, вечна в пространстве. Любой материальный объект представляет собой диалектическое единство конечности и бесконечности.

Тема бесконечности настолько сложна, что, например, в позитивизме ее вообще выносят за рамки осмысленных тем: бесконечность нам не дана, поэтому ее анализ бессмысленен.

Новый материализм согласен с трудностями на пути осмысления бесконечности, но все-таки считает, что что-то о ней мы либо знаем, либо можем предполагать.

Само слово «бесконечность» говорит о том, что есть бесконечность, без-конечность есть отрицание конечности. Предполагается, что вначале бесконечность не утверждала отрицание конечности в пользу реальной бесконечности. Вначале бесконечность понимали как 1) гипертрофированное конечное («мне надоели твои бесконечные упреки»» «у попа была собака»); 2) отсутствие знания о границе на той стороне (лес тянется в ту сторону бесконечно, никто еще не доходил до его края»).  Только в философские времена бесконечность стали понимать как принципиальное отрицание конечного, бесконечное есть реальное без-конечное. (Впервые о бесконечности в этом плане учил Фалес.)

Но что значит это реальное, не-конечное без-конечное? Понимать это можно двояко, в плане потенциальной и актуальной бесконечности. Потенциальная бесконечность отражает в бесконечности ее живую составляющую, вечное движение. В древности ее олицетворял человек, бесконечно бросающий копье (бросил, дошел до места падения, снова бросил, снова дошел…). Математики дают о ней представление на числовой прямой: какое бы большое или маленькое число мы не вязли всегда есть число больше или меньше его на единицу. (+ движение к горизонту) Актуальная бесконечность отражает в бесконечности момент осуществленности ее как именно без-конечности.

В новом материализме считают, что актуальная бесконечность имеет отношение к пространству, т.е. пространство актуально, сейчас и всегда, без-конечно. А потенциальная бесконечность отражает без-конечную возможность материи порождать все новые и новые материальные образования.

Нельзя разрывать конечное и бесконечное. Любой объект окружающего мира и конечен, и бесконечен одновременно. Диалектика здесь такая. Объект конечен, поскольку ограничен в пространстве и во времени (время жизни). Объект бесконечен, поскольку он в любой момент времени связан со всем миром, и поскольку, согласно закону сохранения материи, он (его составляющие) не превращается в ничто.

Бесконечность не следует понимать в смысле «дурной бесконечности» (так говорил Гегель в знак уважения к нему эти слова сохранились понятием), в смысле представления о том, что бесконечность будет с небольшими вариациями повторять и в ширь (в космос), и в глубь (в микромир) то же самое что мы видим и знаем сейчас. Бесконечность нужно понимать в смысле диалектической бесконечности: нас ожидают бесконечно новые формы и явления в ходе дальнейшего познания мира. (фотометрический парадокс Шезо-Ольберса; «Солярис», фридманы.)

С идеей диалектической бесконечности тесно связан так называемый принцип материального единства мира. Он был сформулирован Энгельсом в его критике Дюринга, немецкого философа, который с помощь нескольких фраз доказал на веки вечные  материализм. Энгельс же указал (формулировка принципа): материализм доказывает не фразой, а долгим и трудным путем развитием естествознания, науки, которые всегда граничат с незнанием. Другими словами, принцип материального единства мира говорит о том, что материализм нуждается в каждодневном доказательстве наукой, он также  открыт к тому, что многие спорные и сложные вопросы сейчас не могут быть однозначно решены в его пользу.

7. Неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются пространство, время, движение.

Эти проблемы рассмотрим в следующих вопросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28148. Уровни нравственного развития личности (по Колбергу) 128 KB
  Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Ребёнок считает что мир это уютное место а люди любят ребёнка людей можно любить и им можно доверять. 2 готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
28149. Личностный смысл болезни 46 KB
  Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Частично смысл задаётся выбранным мифом шаманские болезни особый дар блаженные в отл от просто болезней. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг наказание слабость способ решения жизненных проблем и др.
28150. «Методика преподавания психологии»: чему и как учить 40.5 KB
  Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно курс должен быть лекционносеминарским где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения связанные с сохранением психического здоровья учащихся с созданием благоприятного психологического климата на уроке с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса. Однако не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка динамику состояния соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного...
28151. Проблема психической нормы и патологии 44 KB
  Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств адекватное восприятие действительности наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним умение уживаться с собой и социальным окружением гибкость поведения критический подход к обстоятельствам жизни наличие...
28152. Периодизация интеллектуального развития ребёнка (по Ж.Пиаже) 33.21 KB
  Швейцарский теоретиккогнитивист Жан Пиаже 1896-1980 был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами поскольку их интересует структура мышления и то каким образом интеллект перерабатывает информацию. Напротив когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.
28153. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла 63 KB
  Этот мир создаваемый человеком может совпадать или не совпадать с реальной действительностью так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Говоря о структуре Я Роджерс пришел к выводу о том что внутренняя сущность человека его Самость выражается в самооценке которая является отражением истинной сути данной личности его Я. Исследования проведенные Роджерсом доказывали что успешная социализация человека его удовлетворение работой и собой коррелируют с Уровнем его самосознания. При этом Роджерс не только говорит о...
28154. История развития представлений на природу способностей 58.5 KB
  История развития представлений на природу способностей Само понятие способности ввел в науку Платон. Источник развития способностей помещается внутрь человека они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте Исследование способностей к наукам 1575 год. Уарте также говорил о врожденности способностей: Пусть плотник не занимается земледелием а ткач архитектурой; пусть юрист не занимается лечением а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только...
28155. Процесс психологического консультирования. Принципы, структура, техники 114.5 KB
  Цель консультирования помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера . В консультировании акцентируется ответственность клиента т. признается что независимый ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения а консультант создает условия которые поощряют волевое поведение клиента. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Ни одна из...
28156. Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии 64.5 KB
  Проблема психологического выгорания копингстратегии. Совладающее поведение копингстратегии. Проблема копинга совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. В настоящее время будучи свободно употребляемым в различных работах понятие копинг охватывает широкий спектр человеческой активности от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.