20346

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА

Доклад

Логика и философия

ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.

Русский

2013-07-25

49.5 KB

2 чел.

6

Вопрос 13.

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА.

Сокращения: онтология – О.; материя - М.

1. Определение и основные проблемы онтологии.

О. – учение о бытие, всем существующем. Глобальности категории бытия соразмерна  глобальность категории ничто – не есть, не существует, отсутствует вообще.

Основные проблемы онтологии: материя, пространство, время, движение.

2. Специфика онтологии. Единство и многообразие материального мира.

Бытие – сбор, совокупность всего существующего. Возможность подобного сбора не очевидна. Мы всегда имеем дело с бесконечным разнообразием вещей, явлений, многие из которых для нас не показывают свою взаимосвязь. К единству всего нужно «пробиться» мыслью, что и было сделано философией.

Онтология исторически первый раздел философии. Это понятно, прежде чем философски (т.е. в аспекте всеобщности) говорить о чем-либо в мире, нужно вначале иметь этот мир в целом.

Онтология тесно связана с другими разделами философии, особенно, с гносеологией. Большое значение в новом материализме имеет развитие мысли от Декарта до Гегеля, где родилась одна из фундаментальных идей нового материализма идея диалектически развивающегося тождества бытия и мышления. (В онтологическом плане развитие шло таким образом: 1) учение Декарта о двух субстанциях: материальной и духовной. 2) учение Спинозы о двух атрибутах одной субстанции: материальной и духовной; 3) учение Гегеля о развитии бытия, мышления и тождестве между ними.)

В преподаваемой Вам философии в онтологии центральной выступает не категория бытие, а категория материя. Это связано не только с тем, материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная, диалектическая, жизненная двойственность, которой лишена категория бытия. С одной стороны, материя мыслится синоним бытия, т.е. человек, философ, спрашивающий о материи, не выделяется из материи, бытия, всего существующего. С другой стороны, материя определяют через противопоставление сознанию, т.е. здесь подчеркивается реальный факт того, что, только отделившись от этого мира, можно помыслить этот мир.

3. Определение материи.

В новом материализме дается такое определение материи. М. – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Определение дано в начале ХХ в., во время кризиса в физике. Его принципиальная новизна в отсутствии упоминаний о конкретных свойствах материи. Обычно же ее определяли через составляющие элементы (первокирпичики) и их свойства. В античности через исходные природные стихии (вода, воздух, огонь, земля). В Новое время через далее неделимые мельчайшие частицы – атомы. В начале ХХ в. открыли делимости атомов, легко было предположить о дальнейшем и постоянном развитии и изменении представлений о микромире, и, вообще, о мире в целом. В связи с этим было решено сохранить в определении материи только ее всеобщие свойства – существовать объективно (т.е. независимо от человека) и воздействовать на ощущения человека. (Все это, конечно, не означает, что в новом материализме не интересуются научными данными о материи.)

Большинство диалектических материалистов приветствуют разведение философского и естественно научного понимания материи, избавляющее философов от постоянной переделки понятия материи в соответствии с изменениями естественнонаучных о ней представлений. Незначительная часть специалистов указывает, по крайней мере, на одну проблему данного определения. Это определение вечное, неизменное, и в этом смысле метафизическое. Оно, в отличие от многих научных высказываний, не зовет на дальнейшее развитие и критическое преодоление.

Отметим:

  •  в новом понимании, материя есть совокупность всего существующего (включая и духовные феномены), т.е. нет никакой отдельной от конкретных материальных образований некой материи самой по себе, нет «плода» вообще, а есть яблоки, груши…), другими словами, нет никакой отдельной первоматерии из которой вещи возникают и в которую они возвращаются.
  •  в языке и литературе сохранились старые представления о материи = веществу, это некорректно, в частности, поскольку существует невещественная материя – поле, это некорректно вообще, поскольку материя определяется через объективность и способность воздействовать на человека, а не через вещественность. В связи с этим, философски неверно говорить об «аннигиляции материи», «превращении материи в лучистую энергию», «материализации энергии».

4. Универсальные свойства и характеристики материи.

(Среди них можно выделить те, которые касаются материи в целом, и те, которые относятся ко всем ее отдельным образованиям. Но, чтобы не усложнять изложение, на этом не будем  акцентировать внимание.)

Можно говорить о следующих всеобщих свойствах и характеристиках материи:

1. Материя несотворима и неуничтожима.

Уже второй философ античности, Анаксимандр, фактически утверждал подобное своим тезисом: «из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается». На более абстрактном уровне об этом учил Парменид. Нельзя помыслить, что бытие может превратиться в ничто (поскольку ничто нет) или возникнуть из ничего (по тем же причинам). Следовательно, поскольку бытие есть сейчас, оно было есть и будет всегда, т.е. оно несотворимо и неуничтожимо. Это доказательство весьма убедительным в античности (см., Аристотель уточняет Платона). Только  в христианские времена, на основании Библии, стали учить, что мир творится из ничего. (Не стоит ли за этим западное желание переустроить мир по своим творческим, до этого в природе не встречавшимся и в этом смысле не существующим идеям.) Современная наука с ее законами сохранения (материи, энергии, импульса) подтверждает и конкретизирует утверждения первых философов о несотворимости и неуничтожимости материи.

2. Материя есть причина самой себя, источник своего развития и движения.

Другими словами, материя самодостаточна, не следует примыслить Бога, который бы «завел», «толкал» материю. Эта тема будет представлена при рассмотрении темы движения.

3. Материя (как совокупность материальных объектов и процессов) представляет собой единство непрерывности (слитности, взаимозависимости) и дискретности (отдельности, независимости).

В окружающем нас мире мы скорее увидим отдельность разных материальных объектов и процессов. Но более тщательный анализ (привлекающий и историю) показывает взаимосвязь всего со всем. Причем, если мы берем многие объекты в их реальной жизни, то многие, из якобы отдельных объектов, становятся так блики друг с другом, что речь нужно вести об их практической взаимопроникающей слитности. Например, биогеноценоз, объединяющий в живой связи определенные растения, животных, почву, микроорганизмы в неразрывное целое, Ромео и Жульетту, объединенных навсегда любовью; Солнечную систему, объединенную единым происхождением…

На лицо противоречие: в одно и то же время нечто можно рассматривать как отдельное, выделенное, самостоятельное и как связанное, включенное, даже растворенное в этом мире. Но это противоречие нельзя преодолеть, это противоречие не наших мыслей, а самой объективной реальности, свидетельство ее диалектичности.

4. Материальные образования всегда находятся друг с другом в отношениях взаимодействия и отражения.

Это свойство, в принципе, ясно из всего отмеченного выше. Если существует диалектика непрерывности и дискретности, то любые материальные образования, так или иначе, взаимодействую друг с другом. А если они взаимодействуют друг с другом, то они имеют ту или иную информацию друг о друге, отражают специфику взаимодействующего объекта в особенностях своего восприятия (т.е. отражают другой объект).

5. Материальные образования следует понимать как системные образования.

То что объекты состоят из более мелких частей видели давно и фиксировали в категориях: части и целого, простого и сложного (сложенного). В эпоху механистического естествознания (17-19 вв.) считалось также, что целое есть простая сумма своих частей (свойство аддитивности), точкой понимания здесь служил механизм (мир = часовому механизму). С развитием науки и философии становится очевидно, что, например, целое больше своих частей, поскольку надо учитывать связь между частями. Критикуются понятия часть и целое (Гегель: части только у трупа) вводится понятия система, элемент, структура.

Система – взаимосвязанные в целое элементы, где возникает новое интегративное качество, не выводимо из свойств этих элементов по отдельности. (Например, свойства воды нельзя вывести из собственных, отдельных свойств кислорода и водорода).

Элемент – неразложимый далее (при данном способе рассмотрения) компонент системы. (Например, внутри общества элементом может быть нация, коллектив, человек)

Структура – способ, порядок связи элементов.

Отменят ли понятия целое – часть понятия система, элемент, структура? В литературе есть такая тенденция. В этом случае любые материальные образования называются системами. Но, наверное, не следует так легко избавляться от понятий часть и целое. Например, кучу камней на свалке лучше и легче описать понятиями часть и целое, чем усложнять дело с понятием система.

В чем ценность понимания мира как системы? Для сложных, особенно живых образований ценность подобного колоссальна. Это позволяет увидеть, понимать и держать в поле зрения очень важные аспекты их существования:

  •  учитывать внешние и внутренние взаимосвязи системы, видеть их бесконечность;
  •  понимать, что место элемента определяется его специфику в целом (в другом месте целого этот же самый элемент может быть совершенно другим);
  •  учитывать возможность непредсказуемых системных эффектов (сделают ли два объединенных землекопа то, что они делали по отдельности);
  •  знать о возможном качественном изменении системы при структурных изменениях;
  •  предполагать эффект: малое воздействие – большое следствие (потому что в кузнице не было гвоздя; покинь меня, но только не сейчас; иглоукалывание);
  •  предполагать наличие диалектических противоречий в системе, выходить на возможные пути, траекторию развития системы (Альтщуллер); т.е. иметь более богатое представление об интересующем объекте (системе), чем это могло быть без использования понятия, знания о системе вообще.

6. Материя бесконечна во времени, вечна в пространстве. Любой материальный объект представляет собой диалектическое единство конечности и бесконечности.

Тема бесконечности настолько сложна, что, например, в позитивизме ее вообще выносят за рамки осмысленных тем: бесконечность нам не дана, поэтому ее анализ бессмысленен.

Новый материализм согласен с трудностями на пути осмысления бесконечности, но все-таки считает, что что-то о ней мы либо знаем, либо можем предполагать.

Само слово «бесконечность» говорит о том, что есть бесконечность, без-конечность есть отрицание конечности. Предполагается, что вначале бесконечность не утверждала отрицание конечности в пользу реальной бесконечности. Вначале бесконечность понимали как 1) гипертрофированное конечное («мне надоели твои бесконечные упреки»» «у попа была собака»); 2) отсутствие знания о границе на той стороне (лес тянется в ту сторону бесконечно, никто еще не доходил до его края»).  Только в философские времена бесконечность стали понимать как принципиальное отрицание конечного, бесконечное есть реальное без-конечное. (Впервые о бесконечности в этом плане учил Фалес.)

Но что значит это реальное, не-конечное без-конечное? Понимать это можно двояко, в плане потенциальной и актуальной бесконечности. Потенциальная бесконечность отражает в бесконечности ее живую составляющую, вечное движение. В древности ее олицетворял человек, бесконечно бросающий копье (бросил, дошел до места падения, снова бросил, снова дошел…). Математики дают о ней представление на числовой прямой: какое бы большое или маленькое число мы не вязли всегда есть число больше или меньше его на единицу. (+ движение к горизонту) Актуальная бесконечность отражает в бесконечности момент осуществленности ее как именно без-конечности.

В новом материализме считают, что актуальная бесконечность имеет отношение к пространству, т.е. пространство актуально, сейчас и всегда, без-конечно. А потенциальная бесконечность отражает без-конечную возможность материи порождать все новые и новые материальные образования.

Нельзя разрывать конечное и бесконечное. Любой объект окружающего мира и конечен, и бесконечен одновременно. Диалектика здесь такая. Объект конечен, поскольку ограничен в пространстве и во времени (время жизни). Объект бесконечен, поскольку он в любой момент времени связан со всем миром, и поскольку, согласно закону сохранения материи, он (его составляющие) не превращается в ничто.

Бесконечность не следует понимать в смысле «дурной бесконечности» (так говорил Гегель в знак уважения к нему эти слова сохранились понятием), в смысле представления о том, что бесконечность будет с небольшими вариациями повторять и в ширь (в космос), и в глубь (в микромир) то же самое что мы видим и знаем сейчас. Бесконечность нужно понимать в смысле диалектической бесконечности: нас ожидают бесконечно новые формы и явления в ходе дальнейшего познания мира. (фотометрический парадокс Шезо-Ольберса; «Солярис», фридманы.)

С идеей диалектической бесконечности тесно связан так называемый принцип материального единства мира. Он был сформулирован Энгельсом в его критике Дюринга, немецкого философа, который с помощь нескольких фраз доказал на веки вечные  материализм. Энгельс же указал (формулировка принципа): материализм доказывает не фразой, а долгим и трудным путем развитием естествознания, науки, которые всегда граничат с незнанием. Другими словами, принцип материального единства мира говорит о том, что материализм нуждается в каждодневном доказательстве наукой, он также  открыт к тому, что многие спорные и сложные вопросы сейчас не могут быть однозначно решены в его пользу.

7. Неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются пространство, время, движение.

Эти проблемы рассмотрим в следующих вопросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3549. Понятие социальной группы. Классификация групп 77 KB
  Понятие социальной группы. Классификация групп Общество – это не просто совокупность отдельных людей. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп или мож...
3550. Теории экономического цикла и их эволюция 136 KB
  Новые реалии экономики побуждают к некоторому переосмыслению многих, казалось бы, вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из них циклы и кризисы. Сегодня их объяснение освобождается от политизированных оценок, в частности о...
3551. Технология машиностроения 43.5 KB
  Технология машиностроения Введение Технология машиностроения как отрасль науки. Особенности технологии машиностроения как учебной дисциплины. Содержание дисциплины "Основы технологии машиностроения". Перспективы развития технологии машиностроения. П...
3552. Интерпретатор введенного кадра или УП 67 KB
  Программа интерпретатор Блок – схема алгоритма Kadr: ClearScreen белый фон PrintXY 0,0,WW Locate 0,2 CursorOn ввод кадра mov di, OFFSET BuferData mov...
3553. Реконструкция слесарно-механического участка в условиях ПЧ-4 1.1 MB
  Автомобили работают 365 дней в году, в две смены, 8 часов в смену. Климат умеренно холодный, рельеф слабохолмистый, дорожное покрытие преимущественно асфальтобетон. КУЭ – III. Осуществление такого рода услуг возможно благодаря универсальному подвижному составу и хорошей производственной базе
3554. Аерологія виробок 1.92 MB
  Модуль 1. Шахтне повітря, кліматичні умови, пилогазовий режим та його контроль. Вступ. Призначення та задачі шахтної вентиляції по створенню безпечних умов праці шахтарів. Мета та задачі дисципліни. Тема 1.1 Шахтне повітря. Поняття «шахтне повітря»....
3555. Сутність цивільного та земельного законодавств, їх компетенція у вирішенні питання набуття права приватної власності на земельні ділянки громадянами України 315.5 KB
  Актуальність даної теми обґрунтовується постійно зростаючою зацікавленістю встановлення режиму власності на землю, з метою здійснення господарської діяльності фізичними і юридичними особами на земельних ділянках. З утворенням України як незале...
3556. Історія економічних вчень 144.69 KB
  Предмет і завдання курсу Історія економічних вчень Економічне життя суспільства вивчається системою економічних наук - це науки про загальні закони экономічного розвитку, галузеві економічні науки: науки, шо відмічають конкретні процеси і яв...
3557. Поняття та особливості сільськогосподарського виробництва 36.41 KB
  Сільське господарство розвивається на основі різних форм власності і видів господарювання. Рівень господарювання і характер економічної відокремленості цих господарств визначають специфічні особливості їхніх взаємовідносин з державою і певні відмінності у способах використання механізму дії економічних законів.