20346

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА

Доклад

Логика и философия

ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.

Русский

2013-07-25

49.5 KB

2 чел.

6

Вопрос 13.

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА.

Сокращения: онтология – О.; материя - М.

1. Определение и основные проблемы онтологии.

О. – учение о бытие, всем существующем. Глобальности категории бытия соразмерна  глобальность категории ничто – не есть, не существует, отсутствует вообще.

Основные проблемы онтологии: материя, пространство, время, движение.

2. Специфика онтологии. Единство и многообразие материального мира.

Бытие – сбор, совокупность всего существующего. Возможность подобного сбора не очевидна. Мы всегда имеем дело с бесконечным разнообразием вещей, явлений, многие из которых для нас не показывают свою взаимосвязь. К единству всего нужно «пробиться» мыслью, что и было сделано философией.

Онтология исторически первый раздел философии. Это понятно, прежде чем философски (т.е. в аспекте всеобщности) говорить о чем-либо в мире, нужно вначале иметь этот мир в целом.

Онтология тесно связана с другими разделами философии, особенно, с гносеологией. Большое значение в новом материализме имеет развитие мысли от Декарта до Гегеля, где родилась одна из фундаментальных идей нового материализма идея диалектически развивающегося тождества бытия и мышления. (В онтологическом плане развитие шло таким образом: 1) учение Декарта о двух субстанциях: материальной и духовной. 2) учение Спинозы о двух атрибутах одной субстанции: материальной и духовной; 3) учение Гегеля о развитии бытия, мышления и тождестве между ними.)

В преподаваемой Вам философии в онтологии центральной выступает не категория бытие, а категория материя. Это связано не только с тем, материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная, диалектическая, жизненная двойственность, которой лишена категория бытия. С одной стороны, материя мыслится синоним бытия, т.е. человек, философ, спрашивающий о материи, не выделяется из материи, бытия, всего существующего. С другой стороны, материя определяют через противопоставление сознанию, т.е. здесь подчеркивается реальный факт того, что, только отделившись от этого мира, можно помыслить этот мир.

3. Определение материи.

В новом материализме дается такое определение материи. М. – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Определение дано в начале ХХ в., во время кризиса в физике. Его принципиальная новизна в отсутствии упоминаний о конкретных свойствах материи. Обычно же ее определяли через составляющие элементы (первокирпичики) и их свойства. В античности через исходные природные стихии (вода, воздух, огонь, земля). В Новое время через далее неделимые мельчайшие частицы – атомы. В начале ХХ в. открыли делимости атомов, легко было предположить о дальнейшем и постоянном развитии и изменении представлений о микромире, и, вообще, о мире в целом. В связи с этим было решено сохранить в определении материи только ее всеобщие свойства – существовать объективно (т.е. независимо от человека) и воздействовать на ощущения человека. (Все это, конечно, не означает, что в новом материализме не интересуются научными данными о материи.)

Большинство диалектических материалистов приветствуют разведение философского и естественно научного понимания материи, избавляющее философов от постоянной переделки понятия материи в соответствии с изменениями естественнонаучных о ней представлений. Незначительная часть специалистов указывает, по крайней мере, на одну проблему данного определения. Это определение вечное, неизменное, и в этом смысле метафизическое. Оно, в отличие от многих научных высказываний, не зовет на дальнейшее развитие и критическое преодоление.

Отметим:

  •  в новом понимании, материя есть совокупность всего существующего (включая и духовные феномены), т.е. нет никакой отдельной от конкретных материальных образований некой материи самой по себе, нет «плода» вообще, а есть яблоки, груши…), другими словами, нет никакой отдельной первоматерии из которой вещи возникают и в которую они возвращаются.
  •  в языке и литературе сохранились старые представления о материи = веществу, это некорректно, в частности, поскольку существует невещественная материя – поле, это некорректно вообще, поскольку материя определяется через объективность и способность воздействовать на человека, а не через вещественность. В связи с этим, философски неверно говорить об «аннигиляции материи», «превращении материи в лучистую энергию», «материализации энергии».

4. Универсальные свойства и характеристики материи.

(Среди них можно выделить те, которые касаются материи в целом, и те, которые относятся ко всем ее отдельным образованиям. Но, чтобы не усложнять изложение, на этом не будем  акцентировать внимание.)

Можно говорить о следующих всеобщих свойствах и характеристиках материи:

1. Материя несотворима и неуничтожима.

Уже второй философ античности, Анаксимандр, фактически утверждал подобное своим тезисом: «из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается». На более абстрактном уровне об этом учил Парменид. Нельзя помыслить, что бытие может превратиться в ничто (поскольку ничто нет) или возникнуть из ничего (по тем же причинам). Следовательно, поскольку бытие есть сейчас, оно было есть и будет всегда, т.е. оно несотворимо и неуничтожимо. Это доказательство весьма убедительным в античности (см., Аристотель уточняет Платона). Только  в христианские времена, на основании Библии, стали учить, что мир творится из ничего. (Не стоит ли за этим западное желание переустроить мир по своим творческим, до этого в природе не встречавшимся и в этом смысле не существующим идеям.) Современная наука с ее законами сохранения (материи, энергии, импульса) подтверждает и конкретизирует утверждения первых философов о несотворимости и неуничтожимости материи.

2. Материя есть причина самой себя, источник своего развития и движения.

Другими словами, материя самодостаточна, не следует примыслить Бога, который бы «завел», «толкал» материю. Эта тема будет представлена при рассмотрении темы движения.

3. Материя (как совокупность материальных объектов и процессов) представляет собой единство непрерывности (слитности, взаимозависимости) и дискретности (отдельности, независимости).

В окружающем нас мире мы скорее увидим отдельность разных материальных объектов и процессов. Но более тщательный анализ (привлекающий и историю) показывает взаимосвязь всего со всем. Причем, если мы берем многие объекты в их реальной жизни, то многие, из якобы отдельных объектов, становятся так блики друг с другом, что речь нужно вести об их практической взаимопроникающей слитности. Например, биогеноценоз, объединяющий в живой связи определенные растения, животных, почву, микроорганизмы в неразрывное целое, Ромео и Жульетту, объединенных навсегда любовью; Солнечную систему, объединенную единым происхождением…

На лицо противоречие: в одно и то же время нечто можно рассматривать как отдельное, выделенное, самостоятельное и как связанное, включенное, даже растворенное в этом мире. Но это противоречие нельзя преодолеть, это противоречие не наших мыслей, а самой объективной реальности, свидетельство ее диалектичности.

4. Материальные образования всегда находятся друг с другом в отношениях взаимодействия и отражения.

Это свойство, в принципе, ясно из всего отмеченного выше. Если существует диалектика непрерывности и дискретности, то любые материальные образования, так или иначе, взаимодействую друг с другом. А если они взаимодействуют друг с другом, то они имеют ту или иную информацию друг о друге, отражают специфику взаимодействующего объекта в особенностях своего восприятия (т.е. отражают другой объект).

5. Материальные образования следует понимать как системные образования.

То что объекты состоят из более мелких частей видели давно и фиксировали в категориях: части и целого, простого и сложного (сложенного). В эпоху механистического естествознания (17-19 вв.) считалось также, что целое есть простая сумма своих частей (свойство аддитивности), точкой понимания здесь служил механизм (мир = часовому механизму). С развитием науки и философии становится очевидно, что, например, целое больше своих частей, поскольку надо учитывать связь между частями. Критикуются понятия часть и целое (Гегель: части только у трупа) вводится понятия система, элемент, структура.

Система – взаимосвязанные в целое элементы, где возникает новое интегративное качество, не выводимо из свойств этих элементов по отдельности. (Например, свойства воды нельзя вывести из собственных, отдельных свойств кислорода и водорода).

Элемент – неразложимый далее (при данном способе рассмотрения) компонент системы. (Например, внутри общества элементом может быть нация, коллектив, человек)

Структура – способ, порядок связи элементов.

Отменят ли понятия целое – часть понятия система, элемент, структура? В литературе есть такая тенденция. В этом случае любые материальные образования называются системами. Но, наверное, не следует так легко избавляться от понятий часть и целое. Например, кучу камней на свалке лучше и легче описать понятиями часть и целое, чем усложнять дело с понятием система.

В чем ценность понимания мира как системы? Для сложных, особенно живых образований ценность подобного колоссальна. Это позволяет увидеть, понимать и держать в поле зрения очень важные аспекты их существования:

  •  учитывать внешние и внутренние взаимосвязи системы, видеть их бесконечность;
  •  понимать, что место элемента определяется его специфику в целом (в другом месте целого этот же самый элемент может быть совершенно другим);
  •  учитывать возможность непредсказуемых системных эффектов (сделают ли два объединенных землекопа то, что они делали по отдельности);
  •  знать о возможном качественном изменении системы при структурных изменениях;
  •  предполагать эффект: малое воздействие – большое следствие (потому что в кузнице не было гвоздя; покинь меня, но только не сейчас; иглоукалывание);
  •  предполагать наличие диалектических противоречий в системе, выходить на возможные пути, траекторию развития системы (Альтщуллер); т.е. иметь более богатое представление об интересующем объекте (системе), чем это могло быть без использования понятия, знания о системе вообще.

6. Материя бесконечна во времени, вечна в пространстве. Любой материальный объект представляет собой диалектическое единство конечности и бесконечности.

Тема бесконечности настолько сложна, что, например, в позитивизме ее вообще выносят за рамки осмысленных тем: бесконечность нам не дана, поэтому ее анализ бессмысленен.

Новый материализм согласен с трудностями на пути осмысления бесконечности, но все-таки считает, что что-то о ней мы либо знаем, либо можем предполагать.

Само слово «бесконечность» говорит о том, что есть бесконечность, без-конечность есть отрицание конечности. Предполагается, что вначале бесконечность не утверждала отрицание конечности в пользу реальной бесконечности. Вначале бесконечность понимали как 1) гипертрофированное конечное («мне надоели твои бесконечные упреки»» «у попа была собака»); 2) отсутствие знания о границе на той стороне (лес тянется в ту сторону бесконечно, никто еще не доходил до его края»).  Только в философские времена бесконечность стали понимать как принципиальное отрицание конечного, бесконечное есть реальное без-конечное. (Впервые о бесконечности в этом плане учил Фалес.)

Но что значит это реальное, не-конечное без-конечное? Понимать это можно двояко, в плане потенциальной и актуальной бесконечности. Потенциальная бесконечность отражает в бесконечности ее живую составляющую, вечное движение. В древности ее олицетворял человек, бесконечно бросающий копье (бросил, дошел до места падения, снова бросил, снова дошел…). Математики дают о ней представление на числовой прямой: какое бы большое или маленькое число мы не вязли всегда есть число больше или меньше его на единицу. (+ движение к горизонту) Актуальная бесконечность отражает в бесконечности момент осуществленности ее как именно без-конечности.

В новом материализме считают, что актуальная бесконечность имеет отношение к пространству, т.е. пространство актуально, сейчас и всегда, без-конечно. А потенциальная бесконечность отражает без-конечную возможность материи порождать все новые и новые материальные образования.

Нельзя разрывать конечное и бесконечное. Любой объект окружающего мира и конечен, и бесконечен одновременно. Диалектика здесь такая. Объект конечен, поскольку ограничен в пространстве и во времени (время жизни). Объект бесконечен, поскольку он в любой момент времени связан со всем миром, и поскольку, согласно закону сохранения материи, он (его составляющие) не превращается в ничто.

Бесконечность не следует понимать в смысле «дурной бесконечности» (так говорил Гегель в знак уважения к нему эти слова сохранились понятием), в смысле представления о том, что бесконечность будет с небольшими вариациями повторять и в ширь (в космос), и в глубь (в микромир) то же самое что мы видим и знаем сейчас. Бесконечность нужно понимать в смысле диалектической бесконечности: нас ожидают бесконечно новые формы и явления в ходе дальнейшего познания мира. (фотометрический парадокс Шезо-Ольберса; «Солярис», фридманы.)

С идеей диалектической бесконечности тесно связан так называемый принцип материального единства мира. Он был сформулирован Энгельсом в его критике Дюринга, немецкого философа, который с помощь нескольких фраз доказал на веки вечные  материализм. Энгельс же указал (формулировка принципа): материализм доказывает не фразой, а долгим и трудным путем развитием естествознания, науки, которые всегда граничат с незнанием. Другими словами, принцип материального единства мира говорит о том, что материализм нуждается в каждодневном доказательстве наукой, он также  открыт к тому, что многие спорные и сложные вопросы сейчас не могут быть однозначно решены в его пользу.

7. Неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются пространство, время, движение.

Эти проблемы рассмотрим в следующих вопросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37173. Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Вестернизация 34 KB
  Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Но самое главное отличие от вестернизации Петра Первого то что это мало влияло на обычаи русского народа. Начало правления Петра Первого связанное с европеизацией. Царь отправился в путешествие под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
37174. Северная война и ее влияние на внутренне положение России 16.82 KB
  После победы под Нарвой Карл XII решил что разгромленная им русская армия более не сможет продолжать войну. армия получила 268 орудий в том числе 100 полковых а в 1702 г. шведская армия сосредоточилась у Минска где Карл XII уже заручившийся поддержкой Мазепы изменившего русскому царю стал поджидать казачьи войска обещанные гетманом. Но тут русская армия выполняя замысел Петра I начала медленно отступая постоянно тревожить шведов внезапными нападениями и кратковременными стычками.
37175. Реформы Петра Первого 89.44 KB
  Реформы Петра Первого. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35летнее правление Петра. Понятно что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра.
37176. Доходы бюджета 42 KB
  Доходы бюджета необходимо рассматривать прежде всего как фактор влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства на равновесие цен на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Доходы бюджета выражают экономические отношения возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между...
37177. Расходы бюджета 29 KB
  По своему материальновещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Посредством такой формы функционирования бюджета как бюджетные расходы образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социальнонезащищенным слоям населения. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование экономического роста приоритетное финансирование научных исследований развитие прогрессивных...
37178. Межбюджетные отношения 36.5 KB
  Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской...
37179. Бюджетный процесс 30 KB
  В соответствии с Бюджетным кодексом правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. В первом чтении принимаются основные параметры бюджетапроходит в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную думу. Рассматривается: прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период с выделением объёма нефтегазовых доходов; приложения с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; общий объём расходов; ...
37180. Возникновение бюджета 30 KB
  По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда предназначенного для финансирования экономики социальнокультурных мероприятий нужд обороны и государственного управления. Благодаря ей можно прогнозировать социальноэкономические последствия бюджетной политики. Бюджет играет важную экономическую социальную и политическую роль в воспроизводственном...
37181. Бюджетное устройство 90.5 KB
  Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных госуда рств тр ехзвенная и состоит из федеративного федерального бюджета бюджетов членов субъектов федерации и местных бюджетов. Бюджетный кодекс РФ далее БК РФ даёт следующее определение бюджетной системы: Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и бюджетов государственных...