20347

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.

Русский

2013-07-25

33.5 KB

6 чел.

3

Вопрос 14.

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ.

Сокращения: пространство – П.; время – В;

1.Субстанциальная трактовка П. и В.

Название позиции отражает ее сущность. П. и В. есть независимые друг от друга, а так же от материи сущности, реальности, субстанции. Классические сторонники: Демокрит, Ньютон. По отношению к П. специфику данного подхода легко продемонстрировать. Пустой стадион - пустое пространство, готовое к заполнению материей.

Данные взгляды сегодня, после победу Эйнштейна практически не встречаются. Но субстанциальные представления не канули в прошлое. Некоторые ученые пытаются вновь доказать правоту ньютоновского представления об отдельном существовании П. и В. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют, но понимаются с трудом. (С. Кинг что-то подобное использовал в своих, по крайней мере, двух произведениях; «Сказка о потерянном времени»»; машины времени??)

2. Субъективно-идеалистическая трактовка пространства и времени.

Классически выражена Кантом (упоминалась при изложении сути субъективного идеализма). По Канту, пространство и время есть априорные (т.е. данные нам до всякого опыта, заранее) формы чувственности. Другими словами, пространство и время, которые мы естественно находим в мире, и которые, кажется, принадлежат самому миру, на самом деле даются нами миру, т.е. носят сугубо человеческий характер и не имеют никакого отношения к миру как таковому.

Аргументы Канта. 1) Если мир в целом не известен (агностицизм), то все наше знание субъективно. 2) Для любого и первого человеческого опыта (человечества и человека), нужны определенные условия, делающие его принципиально возможным. Таковыми являются пространство и время. Это доказательство можно проиллюстрировать следующей аналогией. Для того чтобы увидеть зеленое нужен глаз, в этом смысле глаз первичен по отношению  к цвету, без глаза цвет невозможен, и специфику именно такого восприятия цвета определят глаз.

В новом материализме здесь критикуется то, что человеческое восприятие П. и В. не имеют никакого отношения к миру самому по себе. Но соглашаются с субъективными идеалистами в том, что объективное всегда субъективно преломляется в человеке, поскольку его знания всегда ограничены, а также зависят от его анатомии и культуры. (Найдут ли – будут ли использовать - наши космонавты на далеких  планетах  земные метры и секунды?)

В рамках же субъективного идеализма стоит упомянуть позицию, начало которой можно вести от Августина. (Августин – средневековый философ. Именно с него ведут отчет открытия человеческой индивидуальности, субъективности, уникальности, часто непонятной даже для самого человека, трудно выразимой в слове.) В его книге «Исповедь» написано о времени: «когда меня не спрашивают о нем, то я знаю, что это такое, когда спрашивают – не могу ничего сказать». От этих слов Августина берет начало идея о том, что время не может быть понято вообще. Например, в философии жизни это обосновывалось тем, что мышление принципиально не может понять и выразить время в понятийной форме. В философии Хайдеггера проводится мысль, что время есть нечто базисное, исходное для жизни человека, именно потому человек не может понять его, как глаз не может увидеть себя смотрящим.

Полностью с этим не соглашаясь, новый материализм отмечает интересность данной позиции. В частности, она позволяет увидеть, что практически все определения времени берут за исходное пространственные характеристики и аналогии!

3. Реляционная трактовка пространства и времени.

Пространство и время есть формы бытия материи. Сторонники: Эйнштейн, новый материализм.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных сферах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных образований.

Всеобщие свойства пространства и времени:

1. Существуют объективно (независимо от человека).

Здесь критикуется позиция субъективного идеализма.

2. Существует неразрывная связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

Здесь критикуется субстанциальное понимание пространства и времени. С реляционной точки зрения философски некорректно говорить так: «Тело движется в пространства». Поскольку таким образом как бы утверждается, что есть независимое от тела пространство. Философски точно говорить: «Тело движется в материально протяженной среде». В воздухе, воде и т.д.

3. Характеристики пространства и времени зависят от структурных отношений и процессов развития в материальных системах.

Другими словами, в каждом специфическом материальном образовании может быть свое специфическое пространство-время.  Специфика: в абиологической, биологической, социальной материи; свое пространство-время у различных живых видов; экзотическое 10-мерное пространство время микромира и т.д. и т.п.

Очень интересны социально-культурные формы бытия пространства-времени: городское – сельское; доиндустриальное – индустриальное; западное – восточное.

Значимость человеческого восприятия времени подчеркнул Хайдеггер, который ввел для фиксации этой ситуации понятие темпоральность – человеческое восприятие времени.

Известно проведенное Хайдеггером противопоставление между объективным (физическим) и человеческим восприятием времени.

  1.  Физическое время бесконечно – человеческое конечно.
  2.  Физическое время всегда в настоящем (прошлого нет, т.к. оно уже в прошлом, т.е. его уже нет; будущего нет, т.к. оно еще не наступило; следовательно всегда существует только настоящее) – человеческое всегда в будущем, человек это всегда проект себя, он всегда живет в будущем.
  3.  В физическом времени невозможны повторения, физическое время необратимо даже в движении по кругу – человеческое время соткано из повторений, мы пытаемся всегда повторить то, что у нас получилось.
  4.  В физическом времени возможно прошлое, оно есть то, что ушло безвозвратно – в человеческой жизни прошлое всегда участвует в сегодняшней жизни, прошлое есть бывающее (= постоянно восстанавливающаяся память о прошлом), прожитое становится прошлым только после смерти человека.

(Не следует брать позицию Хайдеггера как нечто абсолютное. Например, с точки зрения дзэн-буддизма жить надо именно в сегодня (в таковости). Только в этом случае мы живем не просто наиболее насыщенную жизнь (не отдаляясь в абстракции ушедшего-прожитого или несущестующего-будущего), но именно истинную жизнь, поскольку сансара есть нирвана.)

Выделяют также специфические свойства пространства и времени. К первым относят – мерность, симметричность, асимметричность, ко вторым необратимость, направленность от прошлого к будущему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81661. Русская литерная критика эпохи предромантизма:полемика о «старом» и «новом» слоге; дискуссии о принципах перевода «Иллиады» Гомера; дискуссии о новых поэтических жанрах 31.86 KB
  Начав перевод Илиады поэт вскоре убедился что традиционный александрийский стих не передаст стих Гомера. В результате напряженных творческих исканий он понял Гомера как народного поэта Древней Греции как поэта общественнонациональной темы. Следовательно чтобы понять и почувствовать Гомера не надо ориентироваться на современный изящный вкус Переводчику Гомера должно отречься от раболепства перед вкусом гостиных перед сей прихотливой утонченностью и изнеженностью обществ.
81662. Становление русской романтической критики в тв-ве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова. Типологический анализ 1й из статей Жуковского 32.99 KB
  Типологический анализ 1й из статей Жуковского. Создание новой школы в русской поэзии и соответствующей запросам этой школы новой критики связано с именем Василия Андреевича Жуковского 1783 I8S2. Статьи Жуковского его размышления об искусстве в письмах и дневниках многочисленные эстетические конспекты являющиеся важным свидетельством активного самообразования и самоопределения богатейший материал для осмысления вклада поэта в русскую критику. Обращает на себя внимание тесная сращенность критической и поэтической мысли Жуковского...
81663. Литературная критика русского гражданственного романтизма: представители, принципы, проблематика, жанровое своеобразие статей. Роль декабристских альманахов в развитии русской романтической критики 28.98 KB
  Роль декабристских альманахов в развитии русской романтической критики. Обращавшиеся к характеристике данного периода и данного круга имен исследователи истории отечественной критики предлагали разные дефиниции: литературная критика декабристов критика революционноромантического направления критика гражданского романтизма критика гражданственного романтизма и т. Сами критики ни революционными романтиками ни тем более декабристами себя не называли. и во многом определивших темы и проблематику критики гражданственного романтизма...
81664. Типологический анализ статей А.А.Бестужева или В.К. Кюхельбекера. Жанровое и стилевое своеобразие статей 35.18 KB
  Если в статье Взгляд на нынешнее состояние русской словесности 1817 своем первом критическом выступлении в печати Кюхельбекер приветствовал обновление русской поэзии произошедшее благодаря деятельности Жуковского и воспринимал привнесенный им в литературу германический дух свободный и независимый как близкий нашему национальному духу то в статье О направлении нашей поэзия особенно лирической в последнее десятилетие 1824 он подвергал резкой критике школу Жуковского и в особенности ее подражателей за мелкость тем...
81665. Особенности развития русской литературной критики 1830-х гг. Романтическая критика на страницах ж-ла Н.А.Полевого «Московский телеграф» 35.24 KB
  Полевого создавал атмосферу новизны непрестанного поиска. Полевого; с романтических повестей Вечера на хуторе близ Диканьки начинает писательское поприще И. Полевого ярко раскрылись и в его рецензии на книгу АГалича Опыт науки изящного 1826. Полевого О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах 1832 обнаруживала ориентацию автора на романтизм в его французской разновидности.
81666. Философская критика (Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский и др.). Литературно-критическая и журналистская деятельность Надеждина 37.23 KB
  Манна философская предоснова восприятия искусства строго говоря присущая любой художественной теории в том числе классицизму романтизму и т. здесь уже ощущается недостаточной и уступает место целенаправленному включению искусства в философское наукоучение. Высокую оценку Галича получали идеи натурфилософии Шеллинга понимание природы как целесообразного целого где происходит взаимодействие противоположно направленных сил и основные положения шеллинговой философии искусства: представление о самоценности искусства об идеале как...
81667. А.С. Пушкин как литературный критик. Проблематика его литературно-критических статей и заметок; жанровое, стилевое своеобразие. Типологический анализ одной из работ 35.6 KB
  Его статьи и художественные произведения становились итогом долгих и основательных раздумий о самых разнообразных теоретических проблемах художественного творчества о предмете и назначении искусства о взаимосвязи писателя и общества об историзме и народности литературы роли критики в развитии эстетического вкуса читателей путях становления русского литературного языка и т. В многообразном по своему составу литературнокритическом наследии Пушкина есть и опыты больших историколитературных обобщений незавершенная статья О ничтожестве...
81668. Творчество А. С. Пушкина в критике разных эпох. Сравнительный типологический анализ статей В. Г. Белинского (8-я, 9-я, из цикла «Сочинения Александра Пушкина»), Д. И. Писарева («Пушкин и Белинский»), Д. С. Мережковского («Пушкин») 39.06 KB
  Пушкина в критике разных эпох. Белинского 8я 9я из цикла Сочинения Александра Пушкина Д. Вообще творчеству Пушкина Белинский посвящает огромное количество критических статей и сочинений. Обратимся к 89 статьям сочинения Александра Пушкина.
81669. Литературно-критическое тв-во Н.В.Гоголя. Типологический анализ одной из статей 40.33 KB
  Статья Плетнева Чичиков или Мертвые души Гоголя опубликованная в июльском номере Современника за 1842 г. Плетнев как и Белинский ставил Гоголя в первый ряд среди современных писателей отмечая удивительную верность автора действительности. В произведениях Гоголя П. Вяземский решительно противился тому что именем Гоголя теоретики натуральной школы пытались придать ей идейную и эстетическую целостность.