20347

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.

Русский

2013-07-25

33.5 KB

6 чел.

3

Вопрос 14.

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ.

Сокращения: пространство – П.; время – В;

1.Субстанциальная трактовка П. и В.

Название позиции отражает ее сущность. П. и В. есть независимые друг от друга, а так же от материи сущности, реальности, субстанции. Классические сторонники: Демокрит, Ньютон. По отношению к П. специфику данного подхода легко продемонстрировать. Пустой стадион - пустое пространство, готовое к заполнению материей.

Данные взгляды сегодня, после победу Эйнштейна практически не встречаются. Но субстанциальные представления не канули в прошлое. Некоторые ученые пытаются вновь доказать правоту ньютоновского представления об отдельном существовании П. и В. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют, но понимаются с трудом. (С. Кинг что-то подобное использовал в своих, по крайней мере, двух произведениях; «Сказка о потерянном времени»»; машины времени??)

2. Субъективно-идеалистическая трактовка пространства и времени.

Классически выражена Кантом (упоминалась при изложении сути субъективного идеализма). По Канту, пространство и время есть априорные (т.е. данные нам до всякого опыта, заранее) формы чувственности. Другими словами, пространство и время, которые мы естественно находим в мире, и которые, кажется, принадлежат самому миру, на самом деле даются нами миру, т.е. носят сугубо человеческий характер и не имеют никакого отношения к миру как таковому.

Аргументы Канта. 1) Если мир в целом не известен (агностицизм), то все наше знание субъективно. 2) Для любого и первого человеческого опыта (человечества и человека), нужны определенные условия, делающие его принципиально возможным. Таковыми являются пространство и время. Это доказательство можно проиллюстрировать следующей аналогией. Для того чтобы увидеть зеленое нужен глаз, в этом смысле глаз первичен по отношению  к цвету, без глаза цвет невозможен, и специфику именно такого восприятия цвета определят глаз.

В новом материализме здесь критикуется то, что человеческое восприятие П. и В. не имеют никакого отношения к миру самому по себе. Но соглашаются с субъективными идеалистами в том, что объективное всегда субъективно преломляется в человеке, поскольку его знания всегда ограничены, а также зависят от его анатомии и культуры. (Найдут ли – будут ли использовать - наши космонавты на далеких  планетах  земные метры и секунды?)

В рамках же субъективного идеализма стоит упомянуть позицию, начало которой можно вести от Августина. (Августин – средневековый философ. Именно с него ведут отчет открытия человеческой индивидуальности, субъективности, уникальности, часто непонятной даже для самого человека, трудно выразимой в слове.) В его книге «Исповедь» написано о времени: «когда меня не спрашивают о нем, то я знаю, что это такое, когда спрашивают – не могу ничего сказать». От этих слов Августина берет начало идея о том, что время не может быть понято вообще. Например, в философии жизни это обосновывалось тем, что мышление принципиально не может понять и выразить время в понятийной форме. В философии Хайдеггера проводится мысль, что время есть нечто базисное, исходное для жизни человека, именно потому человек не может понять его, как глаз не может увидеть себя смотрящим.

Полностью с этим не соглашаясь, новый материализм отмечает интересность данной позиции. В частности, она позволяет увидеть, что практически все определения времени берут за исходное пространственные характеристики и аналогии!

3. Реляционная трактовка пространства и времени.

Пространство и время есть формы бытия материи. Сторонники: Эйнштейн, новый материализм.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных сферах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных образований.

Всеобщие свойства пространства и времени:

1. Существуют объективно (независимо от человека).

Здесь критикуется позиция субъективного идеализма.

2. Существует неразрывная связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

Здесь критикуется субстанциальное понимание пространства и времени. С реляционной точки зрения философски некорректно говорить так: «Тело движется в пространства». Поскольку таким образом как бы утверждается, что есть независимое от тела пространство. Философски точно говорить: «Тело движется в материально протяженной среде». В воздухе, воде и т.д.

3. Характеристики пространства и времени зависят от структурных отношений и процессов развития в материальных системах.

Другими словами, в каждом специфическом материальном образовании может быть свое специфическое пространство-время.  Специфика: в абиологической, биологической, социальной материи; свое пространство-время у различных живых видов; экзотическое 10-мерное пространство время микромира и т.д. и т.п.

Очень интересны социально-культурные формы бытия пространства-времени: городское – сельское; доиндустриальное – индустриальное; западное – восточное.

Значимость человеческого восприятия времени подчеркнул Хайдеггер, который ввел для фиксации этой ситуации понятие темпоральность – человеческое восприятие времени.

Известно проведенное Хайдеггером противопоставление между объективным (физическим) и человеческим восприятием времени.

  1.  Физическое время бесконечно – человеческое конечно.
  2.  Физическое время всегда в настоящем (прошлого нет, т.к. оно уже в прошлом, т.е. его уже нет; будущего нет, т.к. оно еще не наступило; следовательно всегда существует только настоящее) – человеческое всегда в будущем, человек это всегда проект себя, он всегда живет в будущем.
  3.  В физическом времени невозможны повторения, физическое время необратимо даже в движении по кругу – человеческое время соткано из повторений, мы пытаемся всегда повторить то, что у нас получилось.
  4.  В физическом времени возможно прошлое, оно есть то, что ушло безвозвратно – в человеческой жизни прошлое всегда участвует в сегодняшней жизни, прошлое есть бывающее (= постоянно восстанавливающаяся память о прошлом), прожитое становится прошлым только после смерти человека.

(Не следует брать позицию Хайдеггера как нечто абсолютное. Например, с точки зрения дзэн-буддизма жить надо именно в сегодня (в таковости). Только в этом случае мы живем не просто наиболее насыщенную жизнь (не отдаляясь в абстракции ушедшего-прожитого или несущестующего-будущего), но именно истинную жизнь, поскольку сансара есть нирвана.)

Выделяют также специфические свойства пространства и времени. К первым относят – мерность, симметричность, асимметричность, ко вторым необратимость, направленность от прошлого к будущему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27276. акон рідкості та основні проблеми економіки.проблеми раціонального вибору і межі виробничих можливостей суспільства 20.1 KB
  Обмеженість виробничих ресурсів є однією з важливих передумов розвитку і формування ринку. Об'єктивною її основою є дія закону рідкості знання якого дає можливість зрозуміти необхідність подолання суперечностей між зростанням потреб і обмеженістю виробничих ресурсів. Причиною існування закону рідкості є суперечності між безмежними потребами виробничих ресурсів. Зростання людських потреб весь час наштовхується на обмеженість економічних ресурсів.
27277. Форми організації суспільного виробництва. Натуральне господарство. Товарне виробництво 50.9 KB
  Форми організації суспільного виробництва. Форма суспільного виробництва це певний спосіб організації господарської діяльності. Людство пройшло довгий історичний шлях розвитку і знало дві основні форми організації суспільного виробництва: натуральну і товарну. Історично першою формою суспільного виробництва було натуральне господарство рис.
27278. Влияние факторов макросреды 25.5 KB
  Внутр: колво штатных ед корпорат культ взаимоотнош внутри коллектива профессионализм сотруд. Внешние: Микросреда штат внутр управл внутр связи партнеры конкуренты Макросреда данные факторы во многом опр потребн в обществе природные вопросы рац использ явл важн элементом побуждения кл к соверш путеш тур бренды разрабат на основе привлекат прир ресурсов демократические расчет числ населения для каждой группы населения треб свой турпродукт эконом платежеспособность населения соцкультурные...
27279. Технология перевозки туристов на ЖД транспорте 23.5 KB
  Единая железнодорожная сеть 2.Вагоны разграничены по классу билеты – по категориям пассажиров по возрасту ЖД сеть РФ поделена на жел дороги 17 Перевозки грузов и пассажиров между ж д осуществляться по единому перевозочному документу оформленному по всему пути следования.
27280. Типология и классификация 26.5 KB
  Сущ различные типологии совр отелей: Отельтрадиц тип гост предпр отель люкс гост ср класса гостапартномера кварт типа гост эконом кл мотели отель курортширокий спектр услуг частные гостночлег завтрак отель гарниогран колво услуг апарт отелипредпр из неск квартир пансионпредпр с огран набором усл гост двор бунгалостроение из легких матер ротельпередвиж гост вагон кемпинглагерь авто мото туристов флотелькрупная плав гост флайтельаэрогостиница ботельспец оборуд судно на воде.
27281. Туризм как многогранное явление 26 KB
  Туризм – как вид отдыха путешествия Туризм – как бизнес транспорт размещение питание развлечение торговые предпр экск бюро музеи турфирмы Туризм – как отрасль экономики Туризм – как рынок рынок потребителей спрос на турпродукт рынок производителейвысокая конкуренция появление новых видов услуг Турпродукт – комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туризм – как общественное движение зона предпринимат распределений...
27282. Туристские макрорег мира 30.5 KB
  АзиатскоТихоокеанский Страны Восточной и ЮВ Азии Австралия и Океания 4.Африканский Страны Африки кроме Египта и Ливии 5. Исходя из экономических природных исторических и других предпосылок можно выделить 4 туристских территории: 1ВосточноЕвропейская зона: Польша Центральный Чехия Словакия Венгрия Причерноморский Румыния Болгария 2Зона Северной Европы Скандинавские страны Норвегия Швеция Финляндия Дания 3ЗападноЕвропейская зона Британский Великобритания Ирландия Альпийский Франция Швейцария Австрия...
27283. Факторы регионализма 25 KB
  К факторам регионализма можно отнести: 1.Этнический фактор Этнос исторически возникший вид социальной группировки людей который обладает совокупностью признаков.Демографический фактор демографиянаука которая изучает воспроизводство населения.
27284. Сегментирование. Целевой рынок 24 KB
  Целевой рынок Сегментация рынка заключается в делении рынка на четкие группы покупателей которым следует адресовать разные продукты и разные маркет усилия. Целевой рынок – совокупность сущ и потенц покупателей. Стратегия охвата целевого рынка: Недиффер маркет – товар рынок организация выходит на рынок с одним продуктомПр. Диффер маркет – товар1 рынок1 товар2 рынок2 деят организации на неск сегментахПр.