20347

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.

Русский

2013-07-25

33.5 KB

6 чел.

3

Вопрос 14.

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ.

Сокращения: пространство – П.; время – В;

1.Субстанциальная трактовка П. и В.

Название позиции отражает ее сущность. П. и В. есть независимые друг от друга, а так же от материи сущности, реальности, субстанции. Классические сторонники: Демокрит, Ньютон. По отношению к П. специфику данного подхода легко продемонстрировать. Пустой стадион - пустое пространство, готовое к заполнению материей.

Данные взгляды сегодня, после победу Эйнштейна практически не встречаются. Но субстанциальные представления не канули в прошлое. Некоторые ученые пытаются вновь доказать правоту ньютоновского представления об отдельном существовании П. и В. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют, но понимаются с трудом. (С. Кинг что-то подобное использовал в своих, по крайней мере, двух произведениях; «Сказка о потерянном времени»»; машины времени??)

2. Субъективно-идеалистическая трактовка пространства и времени.

Классически выражена Кантом (упоминалась при изложении сути субъективного идеализма). По Канту, пространство и время есть априорные (т.е. данные нам до всякого опыта, заранее) формы чувственности. Другими словами, пространство и время, которые мы естественно находим в мире, и которые, кажется, принадлежат самому миру, на самом деле даются нами миру, т.е. носят сугубо человеческий характер и не имеют никакого отношения к миру как таковому.

Аргументы Канта. 1) Если мир в целом не известен (агностицизм), то все наше знание субъективно. 2) Для любого и первого человеческого опыта (человечества и человека), нужны определенные условия, делающие его принципиально возможным. Таковыми являются пространство и время. Это доказательство можно проиллюстрировать следующей аналогией. Для того чтобы увидеть зеленое нужен глаз, в этом смысле глаз первичен по отношению  к цвету, без глаза цвет невозможен, и специфику именно такого восприятия цвета определят глаз.

В новом материализме здесь критикуется то, что человеческое восприятие П. и В. не имеют никакого отношения к миру самому по себе. Но соглашаются с субъективными идеалистами в том, что объективное всегда субъективно преломляется в человеке, поскольку его знания всегда ограничены, а также зависят от его анатомии и культуры. (Найдут ли – будут ли использовать - наши космонавты на далеких  планетах  земные метры и секунды?)

В рамках же субъективного идеализма стоит упомянуть позицию, начало которой можно вести от Августина. (Августин – средневековый философ. Именно с него ведут отчет открытия человеческой индивидуальности, субъективности, уникальности, часто непонятной даже для самого человека, трудно выразимой в слове.) В его книге «Исповедь» написано о времени: «когда меня не спрашивают о нем, то я знаю, что это такое, когда спрашивают – не могу ничего сказать». От этих слов Августина берет начало идея о том, что время не может быть понято вообще. Например, в философии жизни это обосновывалось тем, что мышление принципиально не может понять и выразить время в понятийной форме. В философии Хайдеггера проводится мысль, что время есть нечто базисное, исходное для жизни человека, именно потому человек не может понять его, как глаз не может увидеть себя смотрящим.

Полностью с этим не соглашаясь, новый материализм отмечает интересность данной позиции. В частности, она позволяет увидеть, что практически все определения времени берут за исходное пространственные характеристики и аналогии!

3. Реляционная трактовка пространства и времени.

Пространство и время есть формы бытия материи. Сторонники: Эйнштейн, новый материализм.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных сферах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных образований.

Всеобщие свойства пространства и времени:

1. Существуют объективно (независимо от человека).

Здесь критикуется позиция субъективного идеализма.

2. Существует неразрывная связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

Здесь критикуется субстанциальное понимание пространства и времени. С реляционной точки зрения философски некорректно говорить так: «Тело движется в пространства». Поскольку таким образом как бы утверждается, что есть независимое от тела пространство. Философски точно говорить: «Тело движется в материально протяженной среде». В воздухе, воде и т.д.

3. Характеристики пространства и времени зависят от структурных отношений и процессов развития в материальных системах.

Другими словами, в каждом специфическом материальном образовании может быть свое специфическое пространство-время.  Специфика: в абиологической, биологической, социальной материи; свое пространство-время у различных живых видов; экзотическое 10-мерное пространство время микромира и т.д. и т.п.

Очень интересны социально-культурные формы бытия пространства-времени: городское – сельское; доиндустриальное – индустриальное; западное – восточное.

Значимость человеческого восприятия времени подчеркнул Хайдеггер, который ввел для фиксации этой ситуации понятие темпоральность – человеческое восприятие времени.

Известно проведенное Хайдеггером противопоставление между объективным (физическим) и человеческим восприятием времени.

  1.  Физическое время бесконечно – человеческое конечно.
  2.  Физическое время всегда в настоящем (прошлого нет, т.к. оно уже в прошлом, т.е. его уже нет; будущего нет, т.к. оно еще не наступило; следовательно всегда существует только настоящее) – человеческое всегда в будущем, человек это всегда проект себя, он всегда живет в будущем.
  3.  В физическом времени невозможны повторения, физическое время необратимо даже в движении по кругу – человеческое время соткано из повторений, мы пытаемся всегда повторить то, что у нас получилось.
  4.  В физическом времени возможно прошлое, оно есть то, что ушло безвозвратно – в человеческой жизни прошлое всегда участвует в сегодняшней жизни, прошлое есть бывающее (= постоянно восстанавливающаяся память о прошлом), прожитое становится прошлым только после смерти человека.

(Не следует брать позицию Хайдеггера как нечто абсолютное. Например, с точки зрения дзэн-буддизма жить надо именно в сегодня (в таковости). Только в этом случае мы живем не просто наиболее насыщенную жизнь (не отдаляясь в абстракции ушедшего-прожитого или несущестующего-будущего), но именно истинную жизнь, поскольку сансара есть нирвана.)

Выделяют также специфические свойства пространства и времени. К первым относят – мерность, симметричность, асимметричность, ко вторым необратимость, направленность от прошлого к будущему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67373. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ 118.5 KB
  Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая (прескриптивная).
67374. Створення власних маніпуляторних функцій 532 KB
  Програміст може самостійно створювати власні маніпуляторні функції. Існує два типи маніпуляторних функцій – ті, що приймають (параметризовані) і не приймають аргументи (непараметризовані). Для створення параметризованих маніпуляторів використовуються підходи...
67375. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ 162 KB
  Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов средством которого выступают правовые льготы. Льготы есть прежде всего социальная мера в этом проявляется их общественная ценность. Кроме того льготы все активнее используются в российской правовой системе...
67376. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ 98 KB
  Проблема nостоянства или тождества личности одна из важнейших и наиболее разработанных проблем философии психологии и социологии. Религиозная концепция личности также настаивает на бессмертии и бесконечной ответственности постоянного ядра личности но либо допускает перевоплощение душ...
67377. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 136.5 KB
  Проблема законности одна из центральных в общей теории государства и права. В свете этих изменений существующая в литературе интерпретация законности обладает рядом принципиальных недостатков. Вопервых содержание данной категории не отражает всего многообразия явлений формирующих представления о ней...
67378. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ 94.5 KB
  В сущности природа и сущность ценности это философский вопрос и на него: философами было дано немало ответов. Материалистические философские направления трактовали ценности как предпочтения обусловленные потребностями прежде всего такими которые в современной социологии называются базисные.
67379. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 140 KB
  Периодом наиболее интенсивной социализации является детство но и будучи взрослым индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям при переходе из одной социальной среды в другую смена статуса смена места жительства например на переезд из города в село и наоборот...
67380. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ 77 KB
  Чтобы осуществить концептуальный переход с уровня индивидуального действия на уровень макросоциологии определим что такое действие. Аффективные реакции панику поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. А как оценить действия человека постоянно находящегося в полном...
67381. МІКРОЕКОНОМІКА. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.24 MB
  Ринок досконалої конкуренції це структура яка має низьку концентрацію продавців і покупців регулюється виключно автоматичними ринковими механізмами попиту пропонування ціни без втручання будьяких інституцій – державних або недержавних.