20348

ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Доклад

Логика и философия

ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. Общее понимание движения в новом материализме. Специфику понимания движения в новом материализме можно дать как результат синтез итог диалектической спирали в области истории философии.

Русский

2013-07-25

43 KB

6 чел.

6

Вопрос 15.

ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Сокращения: Д. – движение;

1. Общее понимание движения в новом материализме.

Специфику понимания движения в новом материализме можно дать как результат, синтез, итог диалектической спирали в области истории философии.

(Тезис.) Первые философы (6-5 вв. до н.э.) учили:

а) о неразрывной связи движения с материей;

б) о самодостаточности материального, реального движения, о самопричинности, самодвижения материи;

в) о качественном сходстве различных видов движения (по Демокриту, активность души или душу как таковую составляют те же самые атомы, из которых состоит все в мире,  отличие атомов души от атомов других материальных тел только в том, что душевные атомы особо маленькие, быстрые).

Основой для данных выводов первых материалистов служили первые размышления и созерцания окружающего мира.

(Антитезис.) Дальнейшее развитие мысли привело к отрицанию данной позиции и утверждению мыслей:

а) о раздельном существовании материи и движения;

б) о необходимости некоего внематериального начала для косной, лишенной движения и формы материи. Если материя лишена движения, то нужно как-то ввести движение в материю. С точки зрения объективных идеалистов это делает Бог. Деятельность Бога может быть двоякой. Он может всегда присутствовать, влиять на материю, например, посредством качественных форм, моделей для всего качественно разнообразного в мире (в духе платоновских идей). Бог может совершить только первотолчок, а потом мир развивается и изменяется на основании данного Богом импульса.

в) о принципиальном, качественном отличие разных видов движения (психическая активность, абсолютно, отлична от механического движения).

Основой для данных выводов служило:

  •  развитие философии и мысли, которые уже видели кардинальную разницу между, например, физическим и психическим;
  •  господство объективного идеализма в философии;
  •  общее метафизическое представление о мире, которое разрывало живое от неживого, биологическое от социального и т.д..

(Синтез.) Новый материализм восстанавливает взгляды первых философов на движение, но это происходит на новом базисе, с учетом аргументов и данных современных науки и философии.

(Данное диалектическое видение несколько упрощает ситуацию, поскольку не учитывает философское решение проблем движение с опорой на механистическое естествознание. Учет этой позиции не отменяет правомерность данной спирали, а лишь усложняет ее траекторию, что в нашем случае излишне.)

С точки зрения нового материализма:

1.1.  Движение абсолютно, покой относителен, покой есть момент движения, движение способ существования материи. Новый материализм ссылается при этом на данные всех существующих наук, которые нигде не открыли и не указали на некое состояние материи без движения. Этим доказывается, что отделение материи от движения есть лишенная признаков реальности абстракция или предположение.

1.2. Материи присуще самодвижение Указанное выше доказательство того, что нет материи без движения, не позволяет считать вопрос о самодвижении материи излишним. Во-первых, нет гарантии того, что в будущем на смену движения в мир не придет абсолютный покой. Во-вторых, сегодняшнее единство материи и движения может быть следствием предшествующего толчка, соединения их Богом. Поэтому вопрос о самодвижении материи нуждается в разъяснении, ответе. Ответ нового материализма: всеобщность диалектических систем и отношений в мире (тема первого закона диалектики) позволяет говорить о том, что материи присуще самодвижение.

1.3. Движение есть изменение вообще. Движение охватывает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простейшего механического перемещения и заканчивая психической деятельностью. Это единство или широкое понимание движения доказывается тем, что показывается как развивающаяся материя естественным путем (без влияния каких-либо потусторонних сил) порождает все новые формы движения (тема сознания, антропосоциогенеза).

2. Основные формы движения материи и диалектика их взаимосвязи.

Специфика движения, пространства, времени у разных материальных объектов отражается в учении о формах движения материи. Это учение тесно связано и дополняет открытые уровни организации, развития материи или этапы, которые прошла наша Вселенная со дня Большого взрыва. (Согласно господствующим физическим представлениям 15-10 млрд лет назад сверхплотное вещество разорвалось и от этого взрыва берет начало наша Вселенная.)  

Этапы и направления развития Вселенной следующие.

1 уровень, этап, известный к настоящему времени это уровень элементарных частиц и физического вакуума. В определенном смысле можно говорить о том, что все существующее здесь есть строительные кирпичики для всех последующий материальных объектов и явлений.

Далее выделяют уровень атомов. Атомы и элементарные частицы образуют звезды, молекулы, макротела, планеты. Затем идут планетарные системы, галактики, системы галактик и, наконец, наша Метагалактика, наша расширяющаяся Вселенная. (Согласно господствующим физическим взглядам наша вселенная расширяется или ее системы галактик удаляются друг от друга, поэтому нашу Вселенную еще называют разбегающейся Вселенной.)

Обозначенная ветвь эволюции материального мира не исчерпывает всего его многообразия. В нашей Вселенной появляется жизнь. Здесь можно говорить о следующих этапах усложнения и развития: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, популяции, биогеоценозы, социальные системы, культуры (общество + человек). Мощь людей сегодня так велика, что они уже выступают геологической силой на Земле. Вполне возможно это ведет к тому, что люди будут регулировать жизнь планеты вообще, т.е. станут ее управляющим центром (проблематика ноосферы Вернадского).

Эти уровни, этапы, направления развития материи позволяют говорить о трех важнейших формах движения материи: абиологической (не-биологической, не-живой), (физической и химической), биологической и социальной. (Тему форм движения материи поставил Энгельс. Который, в частности, говорил о механической форме движения материи. На сегодняшний день механическое движение не считают отдельной формой движения материи.)  

Общее этим формам движения материи следующее:

  •  они соотносятся с определенными материальными носителями (например, психическая деятельность человека нуждается в нормально функционирующем человеческом мозге);
  •  между ними существует генетическая связь;
  •  высшие формы не отменяют низшие (их закономерности), а надстраиваются над ними (т.е. например, психическая деятельность использует, опирается на физические и химические закономерности);
  •  высшие формы качественно специфичны и не сводимы к низшим (т.е. их нельзя редуцировать к низшим), (т.е. психическую деятельность человека нельзя свести к физической и психической деятельности мозга, поскольку психическая деятельность есть новое качественное образование, которое исторически возникло на базе физической и химической активности, но не может быть понято только из этой активности).

Выделенные черты взаимодействия между формами движения материи, с одной стороны, опираются на данные наук, с другой стороны, служат основой критики неверных представлений и попыток. В частности, на базе этого критикуется глубокое убеждение и попытка позитивизма вывести все существующие в мире закономерности из физики (т.е. превратить науку в одну большую физику; физика вначале поглотит, включит в себя химию, потом то же произойдет с биологией и социологией).

3. Движение и развитие.

Развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Развитие характеризуется:

  •  необратимостью (отличается от процессов функционирования, например, движение Земли вокруг Солнца, дыхание);
  •  направленностью (т.е. происходит накопление желательных изменений);
  •  закономерностью (т.е. речь не идет о случайных, лотерейных событиях).

Выделяют две основные формы развития: эволюционную и революционную (различие в степени резкости и быстроты появления нового качества; сравни, с изложенной во втором законе диалектики темой скачка). Примеры развития многочисленны:

  •  эволюция в живой природе;
  •  прогресс в обществе;
  •  совершенствование и развитие техники;
  •  научный прогресс.

Возникает вопрос, не является ли именно развитие, а не движение атрибутом (неотъемлемым свойством) материи? Часть отечественных специалистов склоняются к подобному. Представим их аргументы и размышления.

Атрибутивность развития, в принципе, не отрицает наличие в мире регресса, тупиковых линий (в области биологии пример первого паразиты, второго – огромные ящеры), простого или циклического механического и иного перемещения, трудностью разговоров о развитии в области искусства. Все это можно понять как частный, внутренний аспект развивающейся системы. Представление о том, что мир потенциально бесконечен в производстве все новых и новых материальных образований тоже способствует тому, чтобы считать именно развитие, а не движение атрибутом материи.

Подобное возвеличивание развития было не всегда. Точнее, оно итог трех столетий прогресса, связанного со становлением и развитием технократических обществ, технократических цивилизаций. До этого всеобщность развития не замечали. Поэтому в нашей традиции есть специалисты, которые весьма скептически относятся к современному возвеличиванию развития. Представим их аргументы.

  •  Многочисленные примеры развития связаны только с нашей планетой, где есть жизнь. А что если жизнь это уникальнейшее явление во Вселенной?
  •  Многие примеры развития таковыми не являются. Например, таблица Менделеева не говорит о развитии элементов. Чем серебро хуже свинца? Элементы которые лежит в основе жизни – углерод, кислород, водород – находятся в первой половине таблицы. Последние, трансурановые элементы по данной логике самые прогрессивные – это вообще абсурд.
  •  Если будущее вариативно, то о развитии вряд ли вообще стоит говорить. Например, человек стал министром, а мог стать культовым режиссером. Что же такое для него развитие?
  •  Какое развитие от 50 к 80 годам? Не следует ли считать, что переход от детства к юности есть переход от одной реальности, красоты к другой, и ни о каком развитии речь здесь не идет?

Эти аргументы очень любопытны. Не забываем также о том, что философские споры по таким важнейшим вопросам могут касаться неких мировоззренческих сдвигов в сознании людей. Не стоит ли за этими спорами усталость от прогресса и желание наслаждаться, довольствоваться полученными плодами?

3. Движение, развитие, диалектика.

Развитие всегда есть диалектическое развитие. Сложные саморазвивающиеся системы развиваются в русле рассмотренного нами диалектического детерминизма (см., раздел диалектика).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81110. Складне речення 75.5 KB
  Вчити дітей розрізняти просте і складне речення визначати головні члени в реченнях що складаються з двохтрьох основ. Повторення вивченого з теми Речення. У цій вправі ми зустрілись із реченням що має дві граматичні основи Рипить ліс дерева туляться.
81111. Распознавание падежей имен существительных 102 KB
  Задачи урока: Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме. Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.
81112. Написание слов с удвоенными буквами в корне 46.5 KB
  Учить учащихся произносить и правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова; развивать поисково-познавательную активность и самостоятельность детей; путем наблюдения над словом вывести что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами...
81113. Письмове додавання трицифрових чисел з переходом через розряд. Легенди про весняні квіти 37 KB
  Мета: пояснити прийом додавання трицифрових чисел з переходом через десяток; опрацювати складання задачі за коротким записом; вдосконалювати обчислювальні навички; розширити знання дітей про легенди. Обладнання: картки для усних обчислень, демонстраційні слайди, індивідуальні картки, маршрутна карта.
81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.
81115. Пізнай себе. Характер і здоров’я 36 KB
  Мета уроку: сформувати уявлення про якості особистості; сприяти пізнанню себе, своїх внутрішніх характеристик; виховувати бажання самовдосконалюватися; розвивати вміння контролювати свої емоції; навчитися виховувати позитивні риси характеру і вміння стримувати негативні.
81116. Places of interest in London 57.5 KB
  London is the capital of Great Britain. It is one of the most interesting places in the world. About eight million people live here. There is a big river in London – Thames. There are lots of Bridges over the river. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old.
81117. Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ. Буквы Ш, ш 946 KB
  Цели: познакомить с согласным звуком и буквами, активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, внимание, память, фонематический слух, познавательную активность. Воспитывать положительные черты личности.
81118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на зведення до одиниці 29.38 KB
  Мета. Засвоїти таблицю множення числа 8, удосконалювати вміння розв’язувати задачі на зведення до одиниці, розвивати логічне мислення, увагу, виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: таблиці для усної лічби, малюнки овочів.