20349

ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА НЕДОСТАЮЩЕГО ЗВЕНА

Доклад

Логика и философия

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. АСН – процесс происхождения человека и общества. Сложность этого слова не попытка усложнить дело а стремление уже в названии подчеркнуть неразрывную связь происхождения человека и общества а также длительность последовательность процесса происхождения антропос от человека; социо – общество; генез от генезиса. Победы Лоренца в споре оправдывает евгенику – науку и практику вмешательства в генетику человека для избавления последнего от всех больных и неправильных генов.

Русский

2013-07-25

45 KB

15 чел.

5

Вопрос 16.

ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА НЕДОСТАЮЩЕГО ЗВЕНА.

Сокращения: антропосоциогенез – АСГ;

1. Проблема АСГ.

АСН – процесс происхождения человека и общества. Сложность этого слова не попытка усложнить дело, а стремление уже в названии подчеркнуть неразрывную связь происхождения человека и общества, а также длительность, последовательность процесса происхождения (антропос от человека; социо – общество; генез от генезиса).

Проблема АСГ весьма дискуссионная и мировоззренчески важна. Назовем ряд проблем, позиций и тем АСГ:

- кто прав Лоренц или Кропоткин, социобиологи, Эфроимсон? Для Лоренца глубинный исток человеческой агрессивности в нашем происхождении от нехижного животного вида. Поэтому у нас нет генетического запрета на внутривидовую агрессию. Кропоткин и другие, наоборот, считают, что уже в животном мире получил распространение общественный инстинкт (взаимопомощь, уважение к старшим, забота о детенышах). Победы Лоренца в споре оправдывает евгенику – науку и практику вмешательства в генетику человека, для избавления последнего от всех больных и «неправильных» генов.

- гипотеза Матюшина о том, что люди есть мутанты от обезьян, результат влияния естественного ядерного реактора;

- создал ли труд человека или игра, наблюдательность, забота друг о друге?

- не произошли ли мы от дельфинов?

- до сих пор стоит проблема недостающего звена,

С чем связана вся эта проблематичность?

- АСГ – длительный, многомиллионный процесс, а не краткий акт истории;

- процесс нелинейный, где популяции прадедушек могли взаимодействовать с популяциями правнуков, процесс со множеством тупиковых ветвей (вполне возможно, что пресловутый снежный человек - одна из тупиковых ветвей на пути к человеку);

- процесс весьма скудно представленный археологическим данными (скажем, одна разбитая челюсть на некоторые полмиллиона лет АСГ);

- процесс, требующий привлечения данных множества наук. Биологии, археологии, этнографии, психологии, астрофизики и вообще всего знания космоса, чтобы понять АСГ в контексте конкретной космической жизни, с солнечной активностью (Чижевский) и т.д., геологии (Матюшин; смена геомагнитных полюсов),  судебной медицины. + данные специальных экспериментов: мясное собирательство, продуктивность древнейших орудий; «последние герои в каменном веке».

- вмешательство эмоций (Розанов «Я от обезьяны не происходил!»; банан вместо скипера);

- мировоззренческой нагруженностью проблемы АСГ.

2. Философия и естественные науки в осмыслении темы АСГ.

Тема АСГ классический пример того, как взаимодействуют науки и философия в решении сложнейших проблем. Базисная наука для решения проблемы АСГ – биология после Дарвина, которая перевела эту проблему в научное русло. (Отметим, что студенты прилично знающие школьную биологию  уже многое знают о сути АСГ.)

3. Общий взгляд на проблему АСГ.

В самом общем плане возникновение человека не должно удивлять. В этом мире всего когда-то не было, не было атомов, Солнца, малиновки. Но все-таки возникновение человека факт исключительный. Насколько закономерно возникновение человека?

Биологи осторожно, но все-таки говорят о направленности эволюции в сторону повышения уровня организации живых существ (ароморфоз). В соответствии с этим, человек следующий шаг эволюции после высших животных.

(Отметим ряд фактов показывающих близость в том или ином плане к людям в мире животных: парность мозга у обезьян, крыс, птиц; способность сложных манипуляций с предметами у обезьян; большая роль прижизненного опыта, условных рефлексов у всех высших животных; иерархическое построение животных групп, со своими сигналами; 48 хромосом у высших обезьян – 46 у человека; + данные экспериментов говорят о том, что у высших обезьян уровень интеллекта = от 1,5 до 3-5 летнего ребенка; + шимпанзе Коко: «я не ем мелок, я изображаю женщину, которая красит губы», «грязная, плохая уборная». Отмечая момент преемственности, нельзя упустить из виду и колоссальное отличие нас от животных.)

Закономерность подобного события обычно вызывает два вопроса. Первый. Почему сейчас не происходит чего-то подобного? Почему никакой другой вид не открывает социальность? Скорее всего, потому, что данная экологическая ниша занята. (Хотя, «Война с саламандрами» Чапека.) Второй. Если бы обезьяны не пробились в люди, кто бы тогда претендовал на их место? Наиболее частый ответ – крысы.

Как и в какие сроки АСГ осуществлялся?

25 млн. лет назад от дриопитеков отделились два семейства: понгид (от них берут начало человекообразные обезьяны) и гоминид, от которых произошли люди. На пути становления человека выделяют два скачка (качественных перехода). Первый произошел 1,6 млн. лет назад от человека умелого (хабилиса) к питекантропу. Второй – 40-30 тыс. лет назад от неандертальца к кроманьонцу, человеку разумному, хомо сапиенсу. Суть первого скачка – переход от био- к био-социальной детерминации, суть второго – переход к социальной детерминации. В результате второго скачка получился биовид, который, не меняясь морфологически (разделение на расы, акселерация и т.д. не меняет человека принципиально, например, строение мозга), демонстрирует колоссальное разнообразие видов культурной деятельности.

Как и почему (конкретно) это произошло? В диалектическом материализме считают, что в основе происхождения человека лежит труд (идею впервые высказал Энгельс).

4. Трудовая теория АСГ.

(Дадим ее в общем историческом контексте АСГ.)

В результате либо отступления влажных лесов, либо вследствие вытеснения более приспособленными к этим лесам видов гоминиды оказались в саване, к жизни в которой они не были приспособлены биологически. Выживание в этих условиях запустило так называемую гоминидную триаду (прямохождение + рука + мозг).

Жизнь в саване привела к прямохождению. Освобожденными передними конечностями гоминиды стали все чаще использовать природные предметы в качестве орудий для защиты и добывания пищи. Вначале это было спорадическое использование, потом постоянное, вначале без изменения природных орудий, потом подправляя их, а затем изготавливая. Это привело к превращению передних конечностей в прообраз нашей руки. Что, в свою очередь, вызвало развитие мозга гоминид, поскольку усложняющаяся орудийная деятельность уже не могла осуществляться на базе обезьяньего мозга.

Орудийная деятельность не просто позволила гоминидам выжить в непривычных условиях. Орудийная деятельность (ее минимальный признак: изготовление орудий с помощью орудий, что абсолютно недоступно животным) позволяла преодолевать животную жизнь, стимулируя появление языка, социальных установлений. Например, Ю. Семенов так трактует необходимость первого социального решения гоминид (осуществимого в бессознательной, постепенной, животной форме). Орудийная деятельность осуществлялась наиболее «утонченными» гоминидами, с точки зрения физической силы – слабыми гоминидами. В соответствии с биологическими реалиями эти гоминиды в последнюю очередь допускались к пище, а следовательно, к жизни. Возникло противоречие. Орудийная деятельность позволяла гоминидам выжить, а наиболее ценным специалистам в области орудийной деятельности выжить становилось все проблематичнее. Решением этого противоречия, по Семенову, было установление запрета (первое табу человечества) на индивидуальное потребление пищи и установление коллективного ее поедания. (добычу пускали по кругу).

Конечно, существует взаимовлиния орудийной, охотничьей, языковой, сексуальной, групповой (коллективной) деятельности, но все-таки орудийная деятельность, труд есть основной источник формирования человека и общества.  Она, в конечном счете, порождает человеческое мышление и язык.

Эта позиция подтверждается археологией, свидетельствующей о том, что первые обработанные орудия труда, созданные хабилисами, относятся к 3 млн. лет до н.э., и что нет никаких данных о том, что их творцы обладали еще какой-либо формой деятельности напоминающей человеческую. Отсюда естественно делается вывод, что именно совершенствование в этой области, в конце концов, привела к человеку, более конкретно к питекантропу (1,6 – 1 млн. лет назад), у которого (на основании изучения останков черепов) уже можно было предположить зачатки членораздельной речи, который использовал огонь, но не мог его разводить.

Длительность формирования человека орудийной деятельностью получила совершенно другую интерпретацию, например, у Л. Мэмфорда. Сама эта длительность для него свидетельство того, что труд не создал человека: «моторно-сенсорная координация, вовлеченное в подобное производство (достаточно примитивное у хабилисов) не требует и не вызывает какой-либо остроты мысли». Наоборот, когда к делу подключалось творчество символических форм (язык, танец, жест, ритуалы), только тогда началось становление человека. Культурная работа вот, что выступает здесь основным: «она требовала контроля всех человеческих биологических функций, включая его склонности, органы выделения, его растущие эмоции, широко распространяющиеся сексуальные действия, его мучительные и соблазнительные сны. Даже рука была не просто мозолистым орудием труда: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и совместном ритуале некоторые иным образом невыразимые чувства жизни или смерти, о запомнившимся прошлом или желаемом будущем».

Привлекательность позиции Мэмфорда не отменяет правомерность ее критики. 1) Мэмфорд  слишком просто разделался с тем фактом, что на протяжении миллионов лет именно орудийная деятельность отличала гоминид от животных и разве она не выступает в этом плане базисной для человечества. 2) Орудийная деятельность своей простотой и повторяемостью (изготовление простейших орудий труда) создавала наиболее благоприятные возможности для постепенного становления и развития человеческого мышления.

5. Проблема недостающего звена (неандертальская проблема).

Многомиллионный процесс АСГ достаточно скупо представлен археологическими данными. Поэтому при достаточном желании можно указать на миллионы желательных подробностей, на миллионы недостающих звеньев. Но проблема недостающего звена одна. Она касается перехода от неандертальцев к кроманьонцам, хомо сапиенс. Все другие переходы к новым видам гоминид представлены переходными существами, совмещающими старые и новые признаки. Здесь ничего подобного нет. Как это понимать? Не участвовал ли в АСГ Бог, в одну секунду сделавший человека разумного?

Данная проблема однозначно не решена. Представим гипотезу Семенова. Она опирается на следующие факты и представления. 1) согласно археологии можно сделать вывод о запрете на отношения с иноплеменниками (недалеко друг от друга существующие неандертальские поселения избегали встреч друг с другом); 2) сексуальные табу играли колоссальную роль в древности (+амазонки, оргиастические нападения). Решение проблемы. Сексуальные табу, доказав свою эффективность, имели тенденцию к увеличению срока действия. В конце концов это вступило в противоречие с физиологическими потребностями. Решение этой проблемы было нарушить запрет на отношения с иноплеменниками (внутренние сексуальные запреты оказались более крепкими). В результате случились половые контакты между разными неандертальскими племенами. И здесь в обяснение вмешивается биология, которой известно такое явление как внутривидовая гибридизация и ее следствие – гетерозис, резкое возрастание крепкости, мощности, жизнеспособности, плодовитости, обогащение наследственной основы. В результате этого человек разумный появился практически сразу за одно-два поколения.  А такой краткий временной промежуток археология объективно не может отразить. Таким образом Семенов объяснил все. Никто не говорит, что данная гипотеза должна убедить всех. Но она одно из свидетельств того, что проблема недостающего звена открыта к научному решению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18443. Работа со строками в PHP 207 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Работа со строками в PHP Строки Вероятно читатели примерно представляют что такое тип данных строка и как создать переменную такого типа. В одной из первых лекций мы приводили три способа задания строк: с помощью одинарных
18444. Регулярные выражения в PHP 190.5 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Регулярные выражения в PHP Понятие регулярного выражения Регулярное выражение regular expression – это технология которая позволяет задать шаблон и осуществить поиск данных соответствующих этому шаблону в заданном тексте предст
18445. Основы клиент-серверных технологий 185 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Основы клиентсерверных технологий Основы клиентсерверных технологий В самом начале курса мы уже говорили о том что PHP – это скриптовый язык обрабатываемый сервером. Сейчас мы хотим уточнить что же такое сервер какие функ
18446. Работа с файловой системой средствами PHP 188 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Работа с файловой системой средствами PHP Создание файла Функция fopen Вообще говоря в PHP не существует функции предназначенной именно для создания файлов. Большинство функций работают с уже существующими файлами в файловой
18447. Механизм сессий в PHP 158 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Механизм сессий в PHP В этой лекции мы разберем что такое сессии и в чем их специфика в PHP решим одну из основных задач возникающих при построении болееменее сложных информационных систем сайтов задачу авторизации доступа п
18448. Основные понятия реляционных баз данных и языка SQL 181 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Основные понятия реляционных баз данных и языка SQL В данной лекции мы рассмотрим основные понятия теории баз данных и познакомим читателей с системой управления базами данных MySql способами работы с ней ее особенностями и реа
18449. Взаимодействие PHP и СУБД MySQL 146.5 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Взаимодействие PHP и СУБД MySQL Для наглядности будем строить эти интерфейсы для таблицы Artifacts в которой содержится информация об экспонатах виртуального музея информатики. Каждый экспонат в коллекции Artifacts описывается с помощью...
18450. Объекты и классы в PHP 184 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Объекты и классы в PHP Классы и объекты Начнем с основных понятий объектноориентированного программирования – класса и объекта. Существует множество определений этих понятий. Мы дадим следующее: объект – это структурированн
18451. Взаимодействие PHP и XML 164 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Взаимодействие PHP и XML 14. Лекция: Взаимодействие PHP и XML: версия для печати и PDA Лекция знакомит с понятием объектной модели XMLдокумента и ее использованием в PHP. Установка расширения DOM XML. Обработка элементов XML документа с помо