20350

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ, ВУЛЬГАРНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИАНИЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО

Доклад

Логика и философия

ОБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВУЛЬГАРНОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИКОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИАНИЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЕ. – сознание; 1. В истории развития взглядов на сознание отметим два момента.

Русский

2013-07-25

45.5 KB

4 чел.

6

Вопрос 17.

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ, ВУЛЬГАРНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИАНИЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО.

Сокращения: С. – сознание;

1. Проблема сознания в философии.

Еще в дофилософские времена обратили внимание на специфику душевной жизни человека, на отличие души от тела. Смерть, сны, потери (и возвращения) сознания, воспоминания, воображение давали достаточно поводов для представлений о самостоятельной жизни души.

Философия давно исследует тему сознания. В истории развития взглядов на сознание отметим два момента.

Первый. В античности мысль вычленила тему души из темы движения, одушевления вообще. Для ранней философии было характерен гилозоизм (отрицание различия между «живым» и «неживым» и полагание жизни неотъемлемым свойством всего существующего), который органично вытекал из древних мифических представлений об одушевленности мира. Эти представления затушевывали оригинальность проблемы души человека. Сократ, Платон, Аристотель обосновали исключительность и специфичность проблематики души.

Второй. С развитием науки (биологии, психологии, физиологии) мысль перешла от рассуждений о душе к исследованию сознания. Тема сознания есть продолжение рассуждений о душе только в новых научных условиях.

Основные противники нового материализма в области понимания сознания объективные идеалисты (традиционно выводят сознание, душу из Бога) и вульгарные материалисты (решают проблему слишком прямолинейно, грубо).

Рассмотрим ряд важнейших тем, позволяющих дать целостное современное представление о проблеме сознания. (Здесь, как и в случае с АСГ, философия интенсивно использует данные конкретных наук. Так же верно и то, что хорошее знание школьной биологии весьма полезно при усвоении ряда тем сознания.)

2. Происхождение человеческой психики, сознания. Теория отражения.

Для объективных идеалистов сознание, душа от Бога. Этим они сразу же решают проблему исключительности человеческого сознания. (Правда, сразу же возникает тема связи божественной души с принципиально отличным от нее телом). Для материализма подобный простой ответ невозможен. Они должны показать, как такое сложнейшее явление возникло естественным путем, без участия Бога. В новом материализме используется теория отражения, позволяющая увидеть истоки и путь к сознанию.

Отражение – способность материальных объектов, воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними объектов.

Выделяют два принципиальных уровня отражения.

1 уровень: отражение в неживой природе, его можно назвать, внешним, неинформационным. Например, камень под Солнцем нагревается (т.е. отражает в своих свойствах огонь Солнца); моря приливами/отливами отражают силу Луны. Характеристика этого отражения: остается внешним, не усваивается внутренне, сущностно, более своеобразие объектов сохраняется, если отражение остается внешним (железо, допустив внутрь себя воду, отразив ее внутренне, перестает быть железом). Выведение этой формы отражения в теме сознания не должно вызывать ироничной улыбки (при чем здесь сознание, когда два камня стукаются друг с другом). Эта форма отражения простейшая, но генетически исходная для сознания (как и для возникновения жизни, согласно взглядам большинства ученых, считающих об абиологическом возникновении жизни).

2 уровень: отражение в живой природе, его можно назвать внутренним, информационным. Характеристики этого  отражения:  внешнее воздействие усваивается в соответствии с внутренней программой действия; оно носит избирательный характер; в своих развитых формах не пассивно, а активно, т.е. носит избирательный характер.

Часто говорят о двух видах этого отражения биологической и социальной. Но лучшая классификация такая, есть допсихическое и психическое отражение.

Сущностью допсихического отражения в том, что организму достаточно физиологических способов отражения мира. Организм живет и действует здесь в рамках безусловных рефлексов или инстинктов. (Т.е. определенный стимул «механически» запускает генетически данную, определенную программу  Лягушка и пластмассовая муха; пчела – личинка - гены.)

Инстинкт великое завоевание природы. Но он эффективен только в условиях стабильной внешней среды. Это бывает не всегда, кроме того, идет борьба за существование, ведущая к усложнению животных. В результате появляется психическое отражение.

Отличительная черта психического отражения в том, что у животных организмов появляется возможность предварительного совершения действий, в плане образа (то что для нас звучит как в уме, в своем воображении). В плане образа действие оценивается, рассматривается, оно соотносится с индивидуальным опытом животного. Животные с психикой уже могут быть глупыми или умными. Уже на стадии психики высших животных проявляются зачатки «я» (обезьяны узнают себя в зеркале и на фотографии).

Таким образом, уже на стадии животной психики появляется многое из того, что присуще человеческой психике, сознанию. Дальнейшее качественное развитие животной психики в человеческое сознание произошло за миллионы лет АСГ. Таким образом, показывается возможность естественного объяснения возникновения психики.

3. Психика, сознание, мозг.

Доказать неразрывную связь психических явлений с мозгом всегда было важной задачей материалистов. Успех здесь весомый аргумент их спора с объективным идеализмом. Что доказывает неразрывную связь психической деятельности и мозга? Данные науки, в частности физиологии высшей нервной деятельности. Нормальное функционирование психики (сознания) возможно только на основе здорового мозга. Нарушение его работы в тех или иных отелах головного мозга приводит к определенным изменениям в психике. (врожденная недоразвитость мозга слабоумие; старческое «дряхление» мозга старческий маразм; нарушение структуры лобных долей больные не могут создавать и удерживать сложные замыслы поведения, легко отвлекаются, у них низкий самоконтроль)

Новые научные исследования в области мозга остро ставят вопросы манипуляции психикой, подчинения ее, бесконтрольного влияния. Эти проблемы, в частности, ставят работы Х. Дельгадо. Дельгадо продолжает разрабатывать концепцию строгой локализации психических явлений. (Восходит к австрийцу Ф. Галлю. Который учил, что мозг якобы совокупность органов, в которых якобы помещаются чувства, память, родительская любовь, поэтический талант, хитрость.) Дельгадо составил эмоциональную карту мозга животных, т.е. он смог управлять эмоциями, воздействуя путем вживления электродов на центры эмоций в мозгу животных. Многие из опытов Дельгадо были повторены на душевнобольных в целях их лечения. Например, при раздражении верхней височной извилины человек вспоминал музыкальные звуки, мелодии знакомых песен, голоса людей и даже целые фразы, вызывающие реакцию смеха.

В заключении отметим, что, обнаружив связь между нажатием педали и раздражением центра удовольствия, подопытная крыса нажимала на педаль до физиологического изнеможения.

4. Общественная природа сознания. Самосознание.

Неразрывная связь сознания с мозгом не позволяет вместе с вульгарными материалистами заявлять, что мозг так же порождает мысль, сознание как печень желчь. Человеческое сознание и мысль возможны только в общество, т.е. порождаются в совместном общении людей. Маугли и Робинзоны – сказочные персонажи. Дети, воспитанные животными, не становятся людьми. Люди, оказавшись на необитаемом острове, вскоре теряют человеческий облик.

Общественный характер  сознания подтверждает и этимология (исторический смысл) слова «сознания». Сознание есть со-знание, совместное знание, я-ты отношение.. Это совместное знание описывает и опыт нашего внутреннего сознания, самосознания, само-со-знания. Внутри себя мы думает о себе, т.е. я-ты отношения во внешенем мире переносятся в мир внутренний. Опыты в барокамере (доброволец соглашался пожить долгое время в одиночестве) показали так же как я-ты внутреннее трансформируется в я-ты внешнее. Через определенное время одинокий человек наинает придумывать себе внешнего собеседника, с которым начинает общаться вслух.

5. Психика, сознание, бессознательное.

До сих пор мы брали тему сознания в широком смысле, где сознание бралось = душе, =  человеческой психике. Но сознание так же можно и нужно понимать в более узком смысле, только как часть психику. В которую входит так же бессознательное. (всплыло откуда-то в памяти; рубка дров, 25 кадр). Самое очевидное дополнение, которое нужно в связи с этим сделать такое. Сознание не просто элемент психической жизни. Оно есть центр психической жизни человека, связывающим в целостную систему всю психическую жизнь. Этот тезис вполне доказуем. Но он принимается всерьез, если будут подвергнуты критике взгляды З. Фрейда и похожих мыслителей.

По Фрейду истинный источник наших действий бессознательное. Сознание защищено от бурлящих там асоциальных страстей и желаний психической цензурой, о которой, в норме, сознание не догадывается. Но бессознательное все же господин положения об этом, свидетельствуют все описки, обмолвки, ошибки (проблематика «Психопатологии обыденной жизни») и сублимация (переориентация сексуальной психологической энергии на общественные, далекие от сексуальности цели, например, занятие наукой).

6. Сознание и искусственный интеллект.

Современные технологии ИИ ставят много интересных вопросов. Самый главный из них сможет ли ИИ вначале сравняться по все показателям с человеческим интеллектом, сознанием, а потом преодолеть его.

7. Сознание и идеальное. Сознание, идеальное, деятельность, практика.

Понимание сознания как идеального, т.е. противоположного материальному, имеет два основания: 1) идеалистические преставления о бестелесной душе, 2) реальное человеческое восприятие своих же душевных процессов (думая о столе, воображая стол, мы не стукаем его воображаемыми краями свою черепную коробку).

Проблема идеального может быть выражена и так, как совместить взгляды физиолога и психолога на нашу сознательную деятельность. Психолог говорит с нами о зеленом доме, мы можем представить его – нам нет никакого дела, и мы не обращаем внимания на поддерживающие все это физиологические мозговые процессы. Но физиологи не видит в нашем мозге никаких зеленых домов, а только физиологическую деятельность мозга. Как быть?

Ответ вульгарных материалистов. Если сознание не материально, то оно не обладает ни пространственными, ни временными характеристиками. Поскольку такого быть не может, то сознание материально. Означает ли это то, что, когда мы думаем о белой обезьяне, она прыгает по нашим мозгам?

Психическое в плане внутреннего восприятия можно объявить эпифеноменом, иллюзией. Проблема решена. Но что делать, если мы мажем видеть внутри своей головы белую обезьяну?

Многие в новом материализме с сочувствием воспринимают решение денной проблемы данное Рубинштейном. Он просто фиксирует наличие здесь проблемы. С его точки зрения: психическое идеально в гносеологическом плане (в плане познания, восприятия) и материально в онтологическом.

Как возникает идеальное в нашей голове? В нашей традиции основой для ответа на данный вопрос служит тезис Маркса: «идеальное есть что иное как материальное, только пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней.

На основе этого построена теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина. (материальное действие, громкая речь, внутренняя речь, психическое, идеальное знание, умение).

На базе этого тезиса было проведено обучение слепо-глухо-немых детей с рождения и доведение их до кандидатов психологических наук Мещеряковым.

Эта и эти концепции, опыты еще раз показали, что в основе становления сознания и идеального лежит материальная, реальная деятельность. Что, в частности, еще раз опровергает тезис вульгарных материалистов о том, что мышление порождается мозгов как желчь печенью. На самом деле, «мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

8. Определение сознания.

Сознание – это высшая форма отражения, высший этап развития психики, ориентировочной деятельности (по Гальперину). Сознание – субъективный образ объективного мира, способность человека оперировать идеальными представлениями о мире и о себе. Сознание носит общественный характер и возможно только в обществе. Сознание неразрывно связано или выражает себя в речи слове, слове, мышлении, но истоки и импульсы сознания находятся в реальной, материальной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1057. Життя і творчість В.Ф. Войно-Ясенецького 128.09 KB
  Вихідною методологічною установкою даного дослідження є метод цілісного філософського аналізу творчості та світогляду мислителя, оскільки спосіб мислення і спосіб життя В.Ф. Войно-Ясенецького, постають в органічній єдності. Такий підхід дає можливість аналізу етичних поглядів В.Ф. Войно-Ясенецького як систематичного, цілісного релігійно-морального світогляду
1058. Политология Белоруссии 459 KB
  Политическая мысль в эпоху Возрождения. Общественно-политическая мысль Беларуси периода ВКЛ, РП, РИ. Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники. Власть как социальное явление, ее функции, структура. Государство в политической системе общества. Роль СМИ в политике. Либерализм и неолиберализ. Формы государственного устройства.
1059. Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом (на примере НОУ СПО Учебный центр, Омск 443 KB
  Процесс планирования аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Экономическая характеристика объекта исследования. Организация бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетом. Аудиторская проверка учета расчетов с бюджетом по единому социальному налогу в НОУ СПО Учебный центр.
1060. Обработка статистической информации о надежности линии привода 3-го формирующего ролика 1-й моталки 265 KB
  Упорядочение исходной выборки наработок до отказа. Проверка статистической гипотезы о соответствии экспоненциальному распределению. Проверка статистической гипотезы о соответствии нормальному или логарифмически нормальному распределению. Графическое оценивание параметров распределений.
1061. Расчет и выбор конструкции кожухотрубного теплообменного аппарата 267 KB
  Тепловой расчет и выбор конструкции теплообменного аппарата. Устройство, передающее теплоту от одного теплоносителя к другому. Проверочный тепловой расчет теплообменного аппарата. Гидравлический расчет теплообменного аппарата. Расчет падения давления теплоносителей в трубном и межтрубном пространстве ТА.
1062. Учет финансовой отчетности в процессе управления предприятием ООО Стиль 411 KB
  Финансовая отчетность и ее роль в информационном обеспечении управления предприятием. Методы анализа устойчивости финансового состояния в процессе управления предприятием. Составление и анализ финансовой отчетности в процессе управления предприятием (на материалах ООО Стиль). Анализ устойчивости финансового состояния по данным финансовой отчетности.
1063. Створення таблиць і форм мовою html 528 KB
  Створення форм і таблиць, вивчення синтаксису і тегів цих елементів, набуття навиків у використанні цих елементів при розробці власних сторінок.
1064. Теоретичні засади державного пенсійного страхування та перспективи його розвитку 569 KB
  Теоретичні засади дослідження системи пенсійного страхування в Україні. Особливості розвитку системи державного пенсійного страхування в країнах світу. Принципи загальнодержавного пенсійного страхування в Україні. Правова основа державного пенсійного страхування в Україні. Тенденції розвитку державного пенсійного страхування в Україні.
1065. Проектування індивідуального житлового будинку в м. Донецьк 441.5 KB
  Проектований двоповерховий житловий будинок має в плані не правильну конфігурацію. Будинок по конструктивній схемі відноситься до будинків з поперечним і повздовжнім розміщенням несучих стін і спиранням плит перекриття по двом сторонам. Зовнішні стіни в будинку виконані з легкої кладки товщиною 510 мм.