20363

ЧАСТОТНАЯ И ФАЗОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ дискретных сообщений

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Частотная и фазовая модуляция дискретных сообщений При передаче дискретной в том числе цифровой кодированной информации комбинации двоичных сигналов состоящей из логических 1 и 0 модуляцию называют манипуляцией сигнала а устройство реализующее данный процесс как модулятором так и манипулятором. Три названных способа манипуляции ВЧ сигнала имеют разный уровень помехоустойчивости определяемой как вероятность ошибки принятого символа на выходе приемника от соотношения мощностей полезного сигнала и белого шума на входе демодулятора.1...

Русский

2013-07-25

63.5 KB

63 чел.

Лекция 22. ЧАСТОТНАЯ И ФАЗОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ дискретных сообщений

22.1. Частотная и фазовая модуляция дискретных сообщений

22.2. Фазовая манипуляция (ФМ)

22.3. Частотная телеграфия

22.4. Контрольные вопросы

22.1. Частотная и фазовая модуляция дискретных сообщений

При передаче дискретной, в том числе цифровой, кодированной информации - комбинации двоичных сигналов, состоящей из логических 1 и 0, модуляцию называют манипуляцией сигнала, а устройство, реализующее данный процесс, - как модулятором, так и манипулятором.

Процесс манипуляции называют также телеграфным режимом работы, соответственно заменяя название AM на AT, ЧМ на ЧТ, ФМ на ФТ. Три названных способа манипуляции ВЧ сигнала имеют разный уровень помехоустойчивости, определяемой как вероятность ошибки принятого символа на выходе приемника от соотношения мощностей полезного сигнала и белого шума на входе демодулятора.

Поскольку метод амплитудной манипуляции по помехоустойчивости существенно уступает ЧМ и ФМ, то в современных системах радиосвязи используют в основном частотную и фазовую манипуляцию:

В качестве ФМ обычно используют ее разновидность - относительную фазовую модуляцию (ОФМ), называемую также фазоразностной.

При ОФМ при передаче логической 1 фаза несущего колебания скачком изменяется на , например на по отношению к фазе предыдущего бита, а при передаче логического 0 - фаза остается той же, что и у предыдущего бита.

Рис. 22.1. Относительно фазовая модуляция (ОФМ)

Общим для обоих видов манипуляции (ЧМ и ФМ) является скорость передачи сообщения V, равная количеству передаваемых элементарных посылок (бит) в секунду (бит/с=бод), или длительность элементарной посылки =1/V (рис. 22.1,а). Кроме того, ЧМ характеризует дискрет частоты F=F1F2 (рис. 22.1,б), а ФМ - девиация, или дискрет фазы  (рис. 22.1,в), позволяющие различать логические 1 и 0.

22.2. Фазовая манипуляция (ФМ)

В зависимости от дискрета фазы  наиболее часто используются разновидности ФМ, приведенные в табл. 22.1.

Таблица 22.1

При бинарной ФМ возможно два значения начальной фазы сигнала: 0 или , что позволяет различить единичный бит информации: 1 или 0.

При квадратурной модуляции возможно четыре значения начальной фазы сигнала: 0, /2, , 3/2 или при смещении первого значения фазы на /4 другая комбинация: /4, 3/4, 5/4, 7/4. Поэтому здесь можно различить комбинацию из двух битов информации согласно табл. 22.2.

Таблица 22.2

В результате при квадратурной ФМ, объединяя нечетный бит с четным или одновременно передавая битовые комбинации от двух источников, можно по сравнению с бинарной ФМ в два раза увеличить объем передаваемой информации за тот же по длительности сеанс связи. Смещение по начальной фазе осуществляется с целью лучшего различия одного символа от другого. Так, первый символ, определяемый с помощью N бит (в частности, N=8 или 16), передается без начального смещения фазы, второй символ - со смещением, 3-й символ - снова без смещения и т.д. (табл. 22.2). Формирование ФМ сигнала как бинарного, так и квадратурного вида возможно с помощью процессора по специальной программе.

Реализация бинарной фазовой манипуляции сигнала с девиацией фазы дев= возможна с помощью схемы, приведенной на рис. 22.2.

Рис. 22.2. Схема бинарной фазовой манипуляции

Фазовый модулятор содержит два электронных ключа, в качестве которых используются диоды. Открывая попеременно один или другой электронный ключ, снимают ВЧ сигнал с разных обмоток ВЧ трансформатора и тем самым скачком на дев= меняют фазу сигнала. (На схеме рис. 22.2 отображен случай, когда диод DI открыт, a D2 закрыт.)

22.3. Частотная телеграфия

Применение одноступенчатой модуляции не позволяет во многих случаях реализовать преимущества ЧТ и ФТ. Это связано с тем, что в идеальном случае полоса пропускания радиоприемника должна быть равна спектру принятого сигнала. Практически данное требование из-за нестабильности частоты несущей передатчика и частоты гетеродина приемника реализовать не удается: полосу пропускания с учетом названных нестабильностей частоты приходится расширять, что снижает помехоустойчивость. Поэтому, более продуктивным оказывается двухступенчатая модуляция, при которой логические 1 и 0 модулируют сначала поднесущую сравнительно низкой частоты, а затем этой поднесущей модулируют частоту несущей радиопередатчика. Рассмотрим более подробно такой метод двухступенчатой модуляции на примере ЧТ - ЧМ, выполняемой согласно структурной схеме, приведенной на рис. 22.3.

Рис. 22.3. Структурная схема двухступенчатой модуляции ЧТ-ЧМ

В первой ступени модуляции сигнал, поступающий от источника информации, с помощью кодирующего устройства (кодера) преобразуется в последовательность двоичных символов - в биты информации. Далее в модуляторе 1 логической 1 присваивается частота F1, а логическому 0 - F2 (при фазовой модуляции им присваивались бы разные значения начальных фаз). Далее синусоидальный сигнал с частотой F1 и F2 во второй ступени модулирует с девиацией fдев частоту несущей радиопередатчика. (В радиоприемнике такой сигнал дважды проходит процедуру демодуляции: сначала выделяется частота поднесущей, а затем - исходное цифровое сообщение - битовая последовательность - см. рис. 22.1, а.)

При такой двухступенчатой модуляции полосы пропускания фильтров, устанавливаемых в канале поднесущей частоты, удается сузить до ширины спектра передаваемого сообщения и тем самым повысить помехоустойчивость.

Рассмотрим, как нужно выбирать частоты F1 и F2. Во-первых, следует обеспечить «плавный» переход, т.е. без скачка фазы, от сигнала с частотой F1 к сигналу с частотой F2 так, как показано на рис. 22.1, б. Это вызвано тем, что при скачке фазы происходит «размытие» мгновенного спектра сигнала, что снижает помехоустойчивость радиоприема и создает помехи другим системам радиосвязи. Во-вторых, значения этих частот, а точнее, соотношение между ними, должно быть таково, чтобы энергетический спектр модулированного сигнала был бы сконцентрирован в возможно узкой полосе, или не был бы «размыт». В-третьих, сигналы с частотами Fl и F2 должны быть ортогональны. Ортогональными называют сигналы, не перекрывающиеся во времени и с несовпадающими спектральными составляющими в частотном спектре.

Введем понятие среднего значения частоты поднесущей: F0=0,5(F1+F2) и разности, или дискрета частоты, F=F1F2. Тогда для частот, определяющих соответственно логические 1 и 0, запишем:

– для логической 1: F1=F0+0,5f=KFт;

– для логического 0: F2=F0–0,5f=NFт,

где Fт=1/ - частота следования элементарных посылок; К, N - числа, показывающие, сколько периодов частоты поднесущей укладывается внутри элементарной посылки, т. е. внутри одного бита, причем К>N (рис. 22.1, б).

Для дискрета частоты имеем F=F1F2=F(KN).

Фазы сигналов внутри элементарных посылок на протяжении одного бита изменяются по закону:

– внутри бита логической 1: 1(t)=2F1t=2F0t+(t);

– внутри бита логического 0: 2(t)=2F2t=2F0t+(t), где дополнительное изменение фазы сигнала:

(t)=20,5Ft=F(KN)t.

К концу элементарной посылки, т.е. при t==1/F, дополнительный набег фазы на протяжении одного бита составит:

– для логической 1: =+(К–N);

– для логического 0: = –(К–N).

При К=1+N значение =+ для логической 1 и = – для логического 0. Такой случай при К=4 и N=3 представлен на рис. 22.4, а, где логическая единица – F1=4F; логический ноль – F2=3F.

Рис. 22.4. Формы битовых посылок при ЧМ для 1 и 0.

Можно, например, выбрать следующие значения параметров:

=1,28 мс или F=781,25 Гц; F1=3125 Гц; F2=2343,75 Гц.

Разложим в ряд Фурье периодическое колебание прямоугольной формы (меандр):

.   (22.1)

Рассматривая колебание (рис. 22.4,а) как сумму двух амплитудно-модулированных сигналов с частотами F1 и F2, с учетом последней зависимости для огибающей получим спектр, представленный при К=1+N на рис. 22.5. (Сплошные линии относятся к сигналу с частотой F1, пунктирные - F2.) Из рассмотрения полученного спектра следует, что основная энергия сигнала сосредоточена в полосе F=5F, а выбранные сигналы ортогональны.

Рис. 22.5. Спектр сигнала при ЧМ битовых посылок.

Такой спектр можно еще более сузить при К=1,5 и N=1, т.е. при логической 1, представленной тремя полупериодами сигнала с частотой F1 внутри одного бита и двумя полупериодами частоты F2 внутри бита для логического 0 (рис. 22.4, б). При этом, согласно полученному выше выражению набег фазы на протяжении одного бита составит для логической 1:  = +/2; для логического 0:  = –/2. Такой случай частотной манипуляции называется манипуляцией с минимальным сдвигом (имеется в виду минимальный сдвиг фазы) - способ MSK (Minimum Shit Keying).

Сформировать сигналы при частотной манипуляции, приведенные на рис. 22.4, можно с помощью процессора по специальной программе. При этом может быть получен квазисинусоидальный сигнал, составленный из ступенек (рис. 22.6).

Рис. 22.6. Квазисинусоидальный сигнал, составленный из ступенек

При ЧМ, как и при квадратурной ФМ, можно попарно передавать биты, используя при этом четыре значения частоты, и тем самым вдвое увеличить объем информации (табл. 22.2).

22.4. Контрольные вопросы

1. В чем состоят отличия частотной и фазовой модуляции при передаче дискретных сообщений?

2. Как осуществляется двухступенчатая частотная модуляция при передаче дискретных сообщений?

3. Как выглядит сигнал с двухступенчатой частотной модуляцией при передаче дискретных сообщений?

4. Как меняется фаза сигнала при относительной фазовой модуляции?

5. Что называется квадратурной фазовой модуляцией?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53631. Нижняя прямая подача мяча (обучение). Закрепление перемещений волейболиста, приема волейбольного мяча сверху двумя руками посредством эстафеты 73.5 KB
  1 мин 1 мин 30 с Соблюдать интервал; обратить внимание на внешний вид учащихся Следить за дистанцией Следить за правильностью выполнения задания спина прямая взгляд направлен вперед. Во время бега следить за правильностью постановки ноги. Следить за высотой подъема бедра. Следить за четкостью выполнения команд за соблюдение интервала.
53632. Весёлые старты 125 KB
  Упражнения в ходьбе: на носках руки вверх; на пятках руки за голову; на внешней стороне стопы руки на поясе; ходьба; б Бег. Ходьба руки за голову. Руки прямые пальцы вместе. стойка ноги врозь руки на пояс.
53633. Прыжки в длину с разбега. Метание в горизонтальную цель 60.5 KB
  а ходьба в приседе руки на коленях. б ходьба на пятках руки в стороны. в ходьба на носках руки на поясе. г ходьба на внешней стороне стопы руки за голову.
53634. Совершенствование технических действий в баскетболе 55 KB
  Задачи урока: образовательные: совершенствовать технику ловлипередачи мяча совершенствовать умения в бросках мяча совершенствовать технику ведения мяча; развивающие: развивать двигательные качества ловкость быстроту реакции координацию движений; воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства коллективизма взаимовыручки дружбы. Тип учебного занятия: урок закрепления Формы работы: фронтальная групповая Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи конусы Место проведения: спортивный зал. ОРУ с баскетбольными мячами на месте:...
53635. Волейбол 79 KB
  Совершенствование в технике приёма мяча с подачи и передача мяча. Равномерный бег в колонне по одному: а бег со сменой лидера; б бег с выносом прямых ног вперёд и назад; в бег с поворотами на 3600 ; в бег спиной вперёд; б бег змейкой по линиям площадки; в перемещения в средней стойке волейболиста приставными шагами левым правым боком с имитацией руками передачи мяча двумя сверху; гбег в колонне по одному у баскетбольного щита прыжок вверх касание рукой щита. Упражнения с набивным мячом 1кг 1 подбрасывание мяча вверх...
53636. Food and clothes. 4-й класс 54 KB
  Last lesson we spoke about clothes and food. I think you know much about these topics. Prove it speaking about your own food tastes. Look at these cards and answer your classmates’ questions. Work in a chain, please.
53637. Charles Baudelaire “Linvitation au voyage” 47 KB
  Bonjour, mes amis! Enchantè de vous voir. Assejez-vous, s’il vous plaît! Comment ça va? Qui est absent aujourd'hui? Qui est de service? Quelle date sommes-nous aujourd'hui? Quelle jour est-ce? Quelle temps fait-il? Bien.
53638. БАСКЕТБОЛ 110.5 KB
  Упражнение на осанку с мячами ходьба на носках руки мячом вверху ходьба на пятках мяч за головой ходьба в полуприсяде мяч впереди на вытянутых руках 20 шаг. Следить за осанкой подбородок поднять руки выпрямить Контроль осанки соблюдать дистанцию 2 м. 5 Ходьба 12 руки с мячом вверх вдох 34 руки с мячом вниз выдох 56 раз Восстановление дыхания. ИП основная стойка ОС руки в замок перед грудью 1 выпрямить руки вперед кисти от себя 2 ИП 3 выпрямить руки вверх кисти вверх 4 ИП 2.