20406

Вызовы и угрозы ОДКБ

Реферат

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ОДКБ на современном этапе своего развития. О нестройности политических действий ОДКБ, которые должны были бы быть совместными (в названии ясно фигурирует «о коллективной…») и взаимосогласованными, говорят много примеров

Русский

2017-07-14

57 KB

9 чел.

Реферат на тему

«Вызовы и угрозы ОДКБ»

Введение

В настоящее время тема национальной безопасности приобретает все новые черты и насущные проблемы, которые нужно решать. Угроза так называемого Исламского государства (организация, запрещенная на территории Российской Федерации), военные действия в Сирии, как следствие большой приток мигрантов в страны ЕС, нестабильность в Афганистане (в непосредственной близости от границ Центральноазиатских стран) и присутсвие там ИГИЛ – все это – вызовы, которые кидает политическая ситуация в мире государствам, стремящимся к спокойствию внутри себя и на граничащих с собой территориях. Организация Договора о коллективной безопасноси (ОДКБ) сейчас – союз тех государств, которые пытаются удержать шаткое равновесие на полоитической арене мира. Цели, которые провозглашает ОДКБ («укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основенезависимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»1) как никогда отвечают современным мировым угрозам, следствием которых становятся нестабильность в регионах. Не только цель ОДКБ, но и средства достижения этих целей («приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»2) представляют эту организацию как зрелую форму международных отношений.

Цель данного реферата – выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ОДКБ на современном этапе своего развития. Начавшись с подписания 15 мая 1992 года Договора о коллективной безопасности в Ташкенте, ОДКБ включало в себя девять государств-членов, однако после того, как Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули организацию, в ней осталось шесть членов: Россия, Казахстан, Киргизия, Армения, Белоруссия, Таджикистан. Таджикистан и Киргизия – государства Центральноазиатского региона, которым более чем остальным членам ОДКБ угрожает нестабильность из-за Исламского государства, как дамоклов меч нависшего над миром.

Прежде, чем перейти непосрдественно к рассмотрению вызовов и угроз, стоящих перед ОДКБ, нужно дать описание самой организации и задачам, которая организация ставит перед собой. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

____________________

1Ст. 3 Устав ОДКБ http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124

2 Там же

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. 19 декабря 2012 года был создан Военный комитет при Совете министров обороны Организации3в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации.

Главными задачами ОДКБ являются защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

____________________

3 Структура ОДКБhttp://www.odkb-csto.org/structure/

Вызовы и угрозы ОДКБ

ОДКБ – сравнительно молодая межрегиональная оргнизация. Я считаю, что главными ее проблемами на сегодняшний день являются неусточивость и малая степень консолидированности. Так, государства-члены ОДКБ не поддержали Россию в грузино-остениском конфликте в августе 2008 года и до сих пор не заняли четкой позиции по этому поводу. Также неясной остается позиция стран-участниц Договора по поводу сбитого Турцией 24 ноября 2015 года российского самолета Су-24.

О нестройности политических действий ОДКБ, которые должны были бы быть совместными (в названии ясно фигурирует «о коллективной…») и взаимосогласованными, говорят много примеров. Нет единой военно-технической политики государств. В 2013 году Россия согласовала с Таджикистаном и Киргизией номенклатуру вооружений, которые она поставит им в качестве военно-технической помощи:«С нашими коллегами мы согласовали всю номенклатуру поставок. Вооружения будут поставляться из числа состоящих на балансе Минобороны РФ. Речь идет о военно-технической помощи: Киргизии — на $1,1 млрд, Таджикистану — на $200 млн»4.

В то же время, в Киргизии функционирует американская авиационная база «Манас», оплата аренды которой частично осуществлялась предоставлением военно-технической помощи, а Армении США каждый год выделяет 10 миллионов долларов на материально-техническое содействие в модернизации национальных Вооруженный сил.

Из всего этого можно сделать несложный вывод, что соседи России и ее коллеги по ОДКБ стремятся усидеть на двух стульях (либо мечутся меж двух огней – какой фразеологизм вам приятнее), что вполне объяснимо: основа любых международных отношений это в первую очередь извлечение выгоды для себя. Однако эти действия, направленные на попытку поймать сразу двух зайцев, негативно сказываются на работе Организации, целью которой является (как уже говорилось выше) консолидация сил для того, чтобы разрешать конфликты и выступать против внешних военно-политических агрессоров. Сейчас же страны-участницы ОДКБ пытаются извлечь максимальную экономическую выгоду, затрачивая при этом минимальные политические усилия.

Ситуация в ОДКБ – сама по себе вызов. Чтобы укрепить отношения государств-членов, привести их действия к единому, устойчивому и эффективному знаменателю, который будет отвечать угрозам современного мира, нужно провести тяжелую работу.

Помимо вышеперечисленных организационных вопросов, у ОДКБ есть непосредственно военно-политические угрозы, которые нельзя обходить вниманием. Попытавшись классифицировать угрозы ОДКБ, я получила список из трех пунктов:

- угрозы Европейского региона, связанные с расширением НАТО и ЕС, Украинским

____________________

4 Комерсантъhttp://kommersant.ru/doc/2309780

конфликтом;

- угрозы Кавказского региона, связанные с Карабахским конфликтом и терроризмом;

- угрозы Центрально-азиатского конфликта, связанные с межэтническими рознями, терроризмом, наркотрафиком и проблемой водных ресурсов.

Центральная Азия – сложный регион. Межнациональные конфликты здесь представлены в хитросплетении борьбы за водные ресурсы (и первое часто является результатом второго), попытки отгородить себя от беспокойного соседа Афганистана и остановить непрерывный наркотрафик. Все это дополняется грандиозной миграцией работоспособной части населения. Эти проблемы являются проблемой не только членов ОДКБ в Центральной Азии, это проблемы всей Организации.

Одной из самых опасных угроз современного мира является так называемое Исламское государство (террорестическая организация, запрещенная на территории РФ). Наверное, главный вопрос, который задал бы читатающий этот реферат: Является ли ИГИЛ угрозой непосредственно для России? Ответ однозначный: конечно. В первую очередь, Исламское государство представляет угрозу со стороны Афганистана, постоянная политическая нестабильность которого делает эту страну гостеприимным домом для разного рода террористических группировок и организаций. О том, что ИГИЛ контролирует некоторые районы Афганистана пишут также и европейские СМИ (в частстности, британские5).

В связи с таким положением дел, неизбежно встает вопрос об укреплении позиций ОДКБ в Центральной Азии. Здесь начинаются те самые сложности, с которыми сталкивается Россия, как лидер ОДКБ.

В 2012 году одно из государств Центральной Азии, Узбекистан, покинуло ряды Организации. Это не было сюрпризом, однако стало существенной потерей для ОДКБ. Выход Узбекистана из Организации негативно отразится на ситуации в регионе, по словамэкс-секретаря Совбеза, главы парламентского комитета по обороне, безопасности и правопорядку Таджикистана Амиркула Азимова6. Также экс-секретарь Совбеза Таджикистана добавляет: «Уже не за горами вывод войск ISAF, после которых в Афганистане остается осиное гнездо, угрожающее, прежде всего, Центральной Азии»7. Ранее Узбекистан держался в стороне от других стран-участниц Договора и не ратифицировал ни одного существенного договора в рамках ОДКБ. Сейчас политическая элита Узбекистана нацелена на сотрудничество с НАТО, однако будет ли Узбекистан в силах справиться с ситуацией в регионе и непосредственно в своем государстве в случае угрозы со стороны ИГИЛ?

Ради справедливости нужно заметить, что в 2015 году заметно сократилось количество трансграничных конфликтов в Центральной Азии. Это наглядный показатель того, что Центрально-азиатские государства понимают всю опасность сложившейся в мире политической ситуации, которая находится у них буквально

____________________

5Isis invades Afghanistan http://www.thetimes.co.uk/tto/news/world/asia/afghanistan/article4633105.ece

6  РИА Новости http://ria.ru/defense_safety/20120628/687258435.html

7 РИА Новости, там же

«под боком».

В связи с этим последние полтора года идет идет активная работа ОДКБ в Центральной Азии. 21 декабря 2015 года прошел саммит ОДКБ в Кремле,Обсуждались ключевые вопросы укрепления региональной безопасности и стабильности, эффективного противодействия международному терроризму, дальнейшие действия по укреплению ОДКБ.На саммите было принято Заявление глав государств-членов ОДКБ о противодействию международному терроризму.

Первый строчки Заявления («Мы, главы государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, с глубокой обеспокоенностью отмечаем многократно возросшую угрозу терроризма для международного мира, безопасности и суверенитета государств…»8) уже говорят о том, что внешняя угроза терроризма совсем не так эфемерна, как казалось несколько лет назад.

Делая вывод, нужно сказать, что ОДКБ – организация, имеющая большой потенциал в мире современных военно-политических отношений, однако прежде, чем стать существенным международным игроком, обладающим весом и умеющим отстаивать коллективные интересы стран-участниц, ОДКБ необходимо решить ряд внутренних вопросов.

____________________

8Текст Заявления глав-государств ОДКБ http://www.kremlin.ru/supplement/5046


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40683. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал страны, региона 36.5 KB
  Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте. Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов определяющих количество и структуру труда трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности.
40684. Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования 31.5 KB
  Более развернутое представление о возможностях и способностях рабочей силы дает понятие трудового потенциала как обобщающая характеристика человеческого фактора производства. Вместе с тем понятия трудовых ресурсов рабочей силы и трудового потенциала по существу не нацелены на изучение индивидуальных качеств человека как работника и личности. Поэтому более естественным понятием является человек труда как индивидуализированный элемент трудовых ресурсов владелец рабочей силы обладатель трудового потенциала. ...
40685. Стратегическое планирование на предприятии 29.5 KB
  Стратегия представляет собой систему управленческих решений определяющих перспективные направления развития организации сферы форм и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. По содержанию стратегия это модель действий инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде стратегии могут быть классифицированы следующим образом: корпоративные...
40686. Структура кадров предприятия и пути ее совершенствования 54.5 KB
  В организации состоящей из многих частей должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации. Виды связей соответствуют видам тех отношений между частями организации которые объединяют части в единое целое.
40687. Цена и ценообразование в рыночной экономике 137 KB
  Сейчас необходимо перейти к вопросу о том как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне когда спрос и предложение равны. меньше уровень спроса при данном уровне доходов; и наоборот чем ниже цена тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q покупаемого на рынке а на ординате движение цены Р то...
40688. Менеджмент: сущность, виды и методы 36.5 KB
  Менеджмент область управленческой и хозяйственной деятельности обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социальноэкономического развития. Менеджер это специалист которого нанимают для организации и управления какимто участком для осуществления управленческой деятельности. Методы управления способы формы воздействия руководителя на подчиненных: 1. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление...
40689. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики 34.5 KB
  Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...
40690. Ценовая политика предприятия 35.5 KB
  Предлагается учитывать следующие факторы формирующие рыночные цены: Факторы спроса определяющие цену спроса на товар которую предлагает покупатель: Платежеспособный спрос который может выделить покупатель на данный товар; Уровень сбережений которые покупатель делает чтобы не покупать товар; Объем спроса количество товара которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; Потребительские свойства товара его качественные характеристики; Полезность товара способность его удовлетворить потребности потребителя...
40691. Проблемы развития предпринимательства в России 29 KB
  Проблемы развития предпринимательства в России. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации далее также Федеральный закон. Одним из ключевых нововведений установленных в Федеральном законе является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр...