20648

Философские воззрения Бердяева Н. А.

Реферат

Логика и философия

Бердяев Николай Алексеевич 1874 1948 философ представитель русского экзистенциализма социолог историк публицист. В своём творчестве Бердяев прошёл этапы увлечения социализмом ранние годы затем переход к позициям трансцендентального идеализма и критике марксизма и впоследствии погружение в идеи религиозной философии. По признанию самого Бердяева центральной темой для его творчества практически всегда являлась свобода рассмотрение которой присутствовало во многих его работах.

Русский

2013-07-31

44.5 KB

14 чел.

Философские воззрения Бердяева Н. А.

Бердяев Николай Алексеевич (1874 - 1948) философ, представитель русского экзистенциализма, социолог, историк, публицист. В своём творчестве Бердяев прошёл этапы увлечения социализмом (ранние годы), затем, переход к позициям трансцендентального идеализма и критике марксизма, и, впоследствии, погружение в идеи религиозной философии. По признанию самого Бердяева, центральной темой для его творчества, практически всегда, являлась свобода, рассмотрение которой присутствовало во многих его работах. Основные труды «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: критический этюд о Н. К. Михайловском» (работа, прежде всего, направлена на критику народничества и марксизма). «Новое религиозное сознание и общественность», «Духовный кризис интеллигенции», «Философия свободы», «Смысл творчества» (Опыт оправдания человека), «Философия неравенства», «О смысле истории», «Новое средневековье». «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «О назначении человека» («Опыт парадоксальной этики»), «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики», «Самопознание» (автобиография) и т.д.

Философские искания Бердяева проникнуты антропологическим содержанием, всегда обращены к человеку. Подобный момент отчётливо прослеживается в попытке создать «свободную христианскую философию», чуждую научности. Для Бердяева философия, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором и раскрывается смысл бытия. Философия может быть основана только на духовном опыте субъекта, и не должна стремиться к «внешнему объекту», тем более, научно понимаемому. Наука изучает внешний мир феноменов и не имеет отношения к внутреннему духовному миру человека, который и является подлинным предметом философии. Философия, напротив, является «личной» и начинается с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта. Она выходит за «мировую данность», освобождается от внешнего «объективно-научного» для неё авторитета, как в области теории, так и практики. Только такая антропоцентрическая философия раскрывает сущность человека, спасает его от порабощения внешними силами.

Одной из центральных идей философии Бердяева становится проблема творчества. Философ не соглашался с религиозным положением о смысле и цели человеческой жизни заключённой в «личном спасении». По его мнению, человек призван к творчеству, к продолжению творения мира, которое начал Бог. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале. «Материальным» продуктом человеческого творения становятся книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, отмечает Бердяев, творчество несёт на себе отпечаток трагичности. В нём присутствует несоответствие творческого замысла и воплощения в продуктах творчества, которые всегда ниже замысла.

Но подобное творчество требует свободы. Свобода позволяет отличать творчество от эволюции, построенной на детерминизме, строго определённых причинно-следственных связях. Созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому Бердяев считал недостаточным внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации. Для него социалистический принцип справедливости должен быть обязательно соединен с аристократическим принципом самоценности каждой личности, преодолевающий превращение человека в «функцию», «придаток» внешних технических, экономических, политических сил. Обращение к личности подразумевает и акцент на крайнюю необходимость не «объективной», а внутренней мотивации творческого труда.

В качестве основы подобной мотивации выступает то, что человек для Бердяева всегда несет в себе искру Божию - свободу и творчество. Поэтому индивид, только если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, делая, прежде всего, выбор между добром и злом. В подобном акте творчества человек становится «соравным» Богу, потому что творчество есть продолжение божественного «миротворения». Именно в этом творении Бердяев видит смысл принципа «богочеловека» в процессе созидание мира Богом выраженного в том, что Божье творчество продолжается в человеке, а человеческое творчество с Богом.

Так же одним из вопросов для творческого человека становится проблема соотношения свободы и дисциплины. Это аспект для современного человека особо остро стоит благодаря задаче, которая ставится постоянно трансформирующимся обществом, «научиться управлять собой и другими». Свобода, пишет Бердяев, это не анархия. Она предполагает уважение ко всякой человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав. Поэтому свобода невозможна без дисциплины, самообладания и самоограничения. Отрицание этих условий неизбежно ведет народ к превращению в стадо. Тот, кто совершает насилие, тот сам еще раб. И если в народе преобладает этот дух рабства, то следует признать, что народ не дорос до свободного общества. Поэтому главной целью является воспитание народа, рост его сознания и культуры, духовное возрождение человеческих душ. Иначе, насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, подготовят новую тиранию.

Антропоцентрический принцип стал одним из основных пунктов критики Бердяевым идеологии коммунизма. По его мнению, порочностью марксизма является уничтожение изначальной абсолютности личной духовной свободы. Это принцип был подавлен марксистами, подчинён обществу, государству, «внешним факторам». Бердяев говорил о том, что готов принять коммунизм социально, как экономическую и политическую организацию, но не может принять его духовно. Он признавал себя сторонником социализма, но не авторитарного, ставящего над личностью главой общество, а исходящего из духовной ценности каждого человека.

Критикуя марксизм, Бердяев указывал на упрощение (редукционизм) всего богатства, многообразия культурной общественной жизни исключительно до материальной основы. Также в качестве отрицательного пункта указывал подмену рациональными схемами действительной человеческой жизни. Не соглашался Бердяев и с «простым» классовым делением по критерию отношению к средствам производства. (Хотя многое он и признавал в учение Маркса и Энгельса о классовом строение общества. Например, классовую природу политических партий, классовую борьбу). Философ указывает на то, что стратификация общества носит гораздо более сложный характер. И приводит соответствующие примеры – интеллигенция, о которой он говорил, что «русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование. Интеллигенция не есть социальный класс, и ее существование создает затруднение для марксистских объяснений». Затем Бердяев указывал также на страты чиновников, русских иммигрантов, которые работали на заводах, но сохраняли «дворянский дух» и почитание монархии.

Интересно в противостоянии Бердяева марксистам отрицание положения о том, что сознание отражает бытие, что истина отражает экономику и положение класса. Бердяев отмечал, что не может быть классовой истины, может быть только классовое искажение истины. По его мнению, истина, добро, красота – категории не относительные. Они не зависят сугубо от социальной принадлежности, и являются вечными и абсолютными. Эти ценности не подвержены классовым интересам и пристрастиям. Марксизм ограничен именно в том, что не видит первооснов бытия, сводя его лишь к экономике. По Бердяеву, высшая сила и истина лежит в духе. Бог — источник этой силы, материя же — бессильна, инертна, пассивна. Даже само экономическое, значение которого Бердяев не отрицал для общества, вовсе не есть только материальное. Хозяйствование, экономическая деятельность - создание духа человеческого, и качества этого хозяйства впрямую зависят от качества духа.

Через призму проблемы творчества Бердяев рассмотрел также вопросы противопоставления культуры и цивилизации. По Бердяеву культура это не осуществление нового бытия, а осуществление новых творческих ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Она есть максимальное выражение творчества, творческого начала в человеке. Культура «живёт в качествах, а не в количествах». Цивилизация- это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Техника, как важнейшее проявление цивилизации, вторгается в естественную человеческую жизнь, ведет к потере ее связи с «ритмом природы». Цивилизация по существу проникнута духовным мещанством, духовной буржуазностью. При этом капитализм и социализм совершенно одинаково заряжены этим духом. К сожалению, движение народов к цивилизации неизбежно. Но при этом Бердяев не выдвигает лозунги о возвращении к примитивным формам культуры. Он полагал, что и Россия не избежит этого движения к цивилизации, но она должна пройти его своеобразно.

Далее, рассуждая о культуре и цивилизации, Бердяев говорит о том, что через творчество человек реализует в себе образ Божий, тем самым он реализует и образ человеческий. Творчество — это проявление подлинной свободы, перехода из небытия в бытие. Поэтому творческая деятельность человека духовна по своей природе, но она воплощается в культуре, в конкретных вещах, зданиях, машинах, картинах, книгах. Так «царство» объектов приобретает самостоятельность от духа, а потому является мертвым. Вещи отчуждаются от жизни духа. Постепенно всё большее значение в жизни общества начинает играть «мёртвая» природа. Техника не только помогает человеку в освоение жизненного пространства, но и начинает подчинять индивида себе. При этом в понятие техники вкладывает не только машины. Это не просто техника, экономическая, промышленная, военная, бытовая, но и техника мышления, стихосложения, живописи, танца, права, духовной жизни как таковой. Безусловно, отмечает Бердяев, без техники невозможна культура, так как само ее возникновение обязано технике, не говоря уже о дальнейшем развитии, но окончательное торжество техники, вступление мира в техническую эпоху влечет к гибели культуры, гибели божественного свободного творческого начала в человеке, превращение нас в функционирующий по рациональному алгоритму механизм, бездушный автомат, неспособный понимать и творить действительность вокруг себя. (Образ потребителя, лишь пользующегося «благами цивилизации», но при этом неспособного даже их созидать, не говоря уже о творении сложных духовных материй, в том числе и себя)

По Бердяеву история человечества проходит три стадии, которые не следуют одна из другой, а просто являются формами социального бытия. 1) природно-органическая стадия; 2) культурная; 3) технико-машинная. Культура вбирает в себя оба элемента, занимая своеобразное равновесное состояние. Если довлеет полностью техника, то исчезает природно-органическая часть культуры. Но, если уничтожается природное начало, то нарушается равновесие, что ведёт к исчезновению, или, в лучшем случае, к трагическому перерождению культуры. Исчезновение живой природы в бытие социума ведёт к переходу от организма к организации, что означает гибель культуры, через доминирование чисто рационального, бездушного мира, где человек превратиться в «машину». Но Бердяев был большим оптимистом в оценке судеб человечества, чем, например, Шопенгауэр. Для него культура бессмертна, так как имеет божественное происхождение. Никакое господство техники ее не уничтожит, она представляет собой вечный путь преобразования жизни. Что же касается цивилизации, то Бердяев указывал, что нельзя отрицать ее значение для жизни общества. Однако, она должна быть облагорожена, соединена с божественной по замыслу и истокам культурой, наполнена духовным смыслом. Только этот духовный потенциал культуры сможет остановить безудержный техницизм, «экономический материализм», угрозу творческой неповторимости. У Бердяева, таким образом, культура призвана «спасти» цивилизацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58233. Weihnachten 97.5 KB
  И наконец наступает само рождество. Вечером 24 декабря вся семья собирается вокруг елки. Это давняя традиция: этот праздник празднуют в кругу семьи. Зажигают свечи и поют рождественские песни: «Спокойная ночь, святая ночь», «о веселое, блаженное, милостивое рождество». Потом все садятся за празднично накрытый стол, едят рождественского гуся и кексы и пьют вино.
58236. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФАКТЫ, СРЕДСТВА И ОПЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 83.5 KB
  Они отражаются в учете бухгалтерскими записями по дебету и кредиту соответствующих счетов на основе первичной документации составляемой в момент совершения операций а если это по тем или иным причинам невозможно непосредственно после их окончания.
58238. Вирусы 209 KB
  Вопросы к зачету по разделу Молекулярный уровень живой природы Каждому варианту будет предложено 10 вопросов на каждый вопрос нужно дать ответ одним полным предложением Какие элементы входят в состав углеводов Запишите общую формулу углеводов.