20648

Философские воззрения Бердяева Н. А.

Реферат

Логика и философия

Бердяев Николай Алексеевич 1874 1948 философ представитель русского экзистенциализма социолог историк публицист. В своём творчестве Бердяев прошёл этапы увлечения социализмом ранние годы затем переход к позициям трансцендентального идеализма и критике марксизма и впоследствии погружение в идеи религиозной философии. По признанию самого Бердяева центральной темой для его творчества практически всегда являлась свобода рассмотрение которой присутствовало во многих его работах.

Русский

2013-07-31

44.5 KB

14 чел.

Философские воззрения Бердяева Н. А.

Бердяев Николай Алексеевич (1874 - 1948) философ, представитель русского экзистенциализма, социолог, историк, публицист. В своём творчестве Бердяев прошёл этапы увлечения социализмом (ранние годы), затем, переход к позициям трансцендентального идеализма и критике марксизма, и, впоследствии, погружение в идеи религиозной философии. По признанию самого Бердяева, центральной темой для его творчества, практически всегда, являлась свобода, рассмотрение которой присутствовало во многих его работах. Основные труды «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: критический этюд о Н. К. Михайловском» (работа, прежде всего, направлена на критику народничества и марксизма). «Новое религиозное сознание и общественность», «Духовный кризис интеллигенции», «Философия свободы», «Смысл творчества» (Опыт оправдания человека), «Философия неравенства», «О смысле истории», «Новое средневековье». «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «О назначении человека» («Опыт парадоксальной этики»), «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики», «Самопознание» (автобиография) и т.д.

Философские искания Бердяева проникнуты антропологическим содержанием, всегда обращены к человеку. Подобный момент отчётливо прослеживается в попытке создать «свободную христианскую философию», чуждую научности. Для Бердяева философия, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором и раскрывается смысл бытия. Философия может быть основана только на духовном опыте субъекта, и не должна стремиться к «внешнему объекту», тем более, научно понимаемому. Наука изучает внешний мир феноменов и не имеет отношения к внутреннему духовному миру человека, который и является подлинным предметом философии. Философия, напротив, является «личной» и начинается с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта. Она выходит за «мировую данность», освобождается от внешнего «объективно-научного» для неё авторитета, как в области теории, так и практики. Только такая антропоцентрическая философия раскрывает сущность человека, спасает его от порабощения внешними силами.

Одной из центральных идей философии Бердяева становится проблема творчества. Философ не соглашался с религиозным положением о смысле и цели человеческой жизни заключённой в «личном спасении». По его мнению, человек призван к творчеству, к продолжению творения мира, которое начал Бог. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале. «Материальным» продуктом человеческого творения становятся книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, отмечает Бердяев, творчество несёт на себе отпечаток трагичности. В нём присутствует несоответствие творческого замысла и воплощения в продуктах творчества, которые всегда ниже замысла.

Но подобное творчество требует свободы. Свобода позволяет отличать творчество от эволюции, построенной на детерминизме, строго определённых причинно-следственных связях. Созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому Бердяев считал недостаточным внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации. Для него социалистический принцип справедливости должен быть обязательно соединен с аристократическим принципом самоценности каждой личности, преодолевающий превращение человека в «функцию», «придаток» внешних технических, экономических, политических сил. Обращение к личности подразумевает и акцент на крайнюю необходимость не «объективной», а внутренней мотивации творческого труда.

В качестве основы подобной мотивации выступает то, что человек для Бердяева всегда несет в себе искру Божию - свободу и творчество. Поэтому индивид, только если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, делая, прежде всего, выбор между добром и злом. В подобном акте творчества человек становится «соравным» Богу, потому что творчество есть продолжение божественного «миротворения». Именно в этом творении Бердяев видит смысл принципа «богочеловека» в процессе созидание мира Богом выраженного в том, что Божье творчество продолжается в человеке, а человеческое творчество с Богом.

Так же одним из вопросов для творческого человека становится проблема соотношения свободы и дисциплины. Это аспект для современного человека особо остро стоит благодаря задаче, которая ставится постоянно трансформирующимся обществом, «научиться управлять собой и другими». Свобода, пишет Бердяев, это не анархия. Она предполагает уважение ко всякой человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав. Поэтому свобода невозможна без дисциплины, самообладания и самоограничения. Отрицание этих условий неизбежно ведет народ к превращению в стадо. Тот, кто совершает насилие, тот сам еще раб. И если в народе преобладает этот дух рабства, то следует признать, что народ не дорос до свободного общества. Поэтому главной целью является воспитание народа, рост его сознания и культуры, духовное возрождение человеческих душ. Иначе, насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, подготовят новую тиранию.

Антропоцентрический принцип стал одним из основных пунктов критики Бердяевым идеологии коммунизма. По его мнению, порочностью марксизма является уничтожение изначальной абсолютности личной духовной свободы. Это принцип был подавлен марксистами, подчинён обществу, государству, «внешним факторам». Бердяев говорил о том, что готов принять коммунизм социально, как экономическую и политическую организацию, но не может принять его духовно. Он признавал себя сторонником социализма, но не авторитарного, ставящего над личностью главой общество, а исходящего из духовной ценности каждого человека.

Критикуя марксизм, Бердяев указывал на упрощение (редукционизм) всего богатства, многообразия культурной общественной жизни исключительно до материальной основы. Также в качестве отрицательного пункта указывал подмену рациональными схемами действительной человеческой жизни. Не соглашался Бердяев и с «простым» классовым делением по критерию отношению к средствам производства. (Хотя многое он и признавал в учение Маркса и Энгельса о классовом строение общества. Например, классовую природу политических партий, классовую борьбу). Философ указывает на то, что стратификация общества носит гораздо более сложный характер. И приводит соответствующие примеры – интеллигенция, о которой он говорил, что «русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование. Интеллигенция не есть социальный класс, и ее существование создает затруднение для марксистских объяснений». Затем Бердяев указывал также на страты чиновников, русских иммигрантов, которые работали на заводах, но сохраняли «дворянский дух» и почитание монархии.

Интересно в противостоянии Бердяева марксистам отрицание положения о том, что сознание отражает бытие, что истина отражает экономику и положение класса. Бердяев отмечал, что не может быть классовой истины, может быть только классовое искажение истины. По его мнению, истина, добро, красота – категории не относительные. Они не зависят сугубо от социальной принадлежности, и являются вечными и абсолютными. Эти ценности не подвержены классовым интересам и пристрастиям. Марксизм ограничен именно в том, что не видит первооснов бытия, сводя его лишь к экономике. По Бердяеву, высшая сила и истина лежит в духе. Бог — источник этой силы, материя же — бессильна, инертна, пассивна. Даже само экономическое, значение которого Бердяев не отрицал для общества, вовсе не есть только материальное. Хозяйствование, экономическая деятельность - создание духа человеческого, и качества этого хозяйства впрямую зависят от качества духа.

Через призму проблемы творчества Бердяев рассмотрел также вопросы противопоставления культуры и цивилизации. По Бердяеву культура это не осуществление нового бытия, а осуществление новых творческих ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Она есть максимальное выражение творчества, творческого начала в человеке. Культура «живёт в качествах, а не в количествах». Цивилизация- это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Техника, как важнейшее проявление цивилизации, вторгается в естественную человеческую жизнь, ведет к потере ее связи с «ритмом природы». Цивилизация по существу проникнута духовным мещанством, духовной буржуазностью. При этом капитализм и социализм совершенно одинаково заряжены этим духом. К сожалению, движение народов к цивилизации неизбежно. Но при этом Бердяев не выдвигает лозунги о возвращении к примитивным формам культуры. Он полагал, что и Россия не избежит этого движения к цивилизации, но она должна пройти его своеобразно.

Далее, рассуждая о культуре и цивилизации, Бердяев говорит о том, что через творчество человек реализует в себе образ Божий, тем самым он реализует и образ человеческий. Творчество — это проявление подлинной свободы, перехода из небытия в бытие. Поэтому творческая деятельность человека духовна по своей природе, но она воплощается в культуре, в конкретных вещах, зданиях, машинах, картинах, книгах. Так «царство» объектов приобретает самостоятельность от духа, а потому является мертвым. Вещи отчуждаются от жизни духа. Постепенно всё большее значение в жизни общества начинает играть «мёртвая» природа. Техника не только помогает человеку в освоение жизненного пространства, но и начинает подчинять индивида себе. При этом в понятие техники вкладывает не только машины. Это не просто техника, экономическая, промышленная, военная, бытовая, но и техника мышления, стихосложения, живописи, танца, права, духовной жизни как таковой. Безусловно, отмечает Бердяев, без техники невозможна культура, так как само ее возникновение обязано технике, не говоря уже о дальнейшем развитии, но окончательное торжество техники, вступление мира в техническую эпоху влечет к гибели культуры, гибели божественного свободного творческого начала в человеке, превращение нас в функционирующий по рациональному алгоритму механизм, бездушный автомат, неспособный понимать и творить действительность вокруг себя. (Образ потребителя, лишь пользующегося «благами цивилизации», но при этом неспособного даже их созидать, не говоря уже о творении сложных духовных материй, в том числе и себя)

По Бердяеву история человечества проходит три стадии, которые не следуют одна из другой, а просто являются формами социального бытия. 1) природно-органическая стадия; 2) культурная; 3) технико-машинная. Культура вбирает в себя оба элемента, занимая своеобразное равновесное состояние. Если довлеет полностью техника, то исчезает природно-органическая часть культуры. Но, если уничтожается природное начало, то нарушается равновесие, что ведёт к исчезновению, или, в лучшем случае, к трагическому перерождению культуры. Исчезновение живой природы в бытие социума ведёт к переходу от организма к организации, что означает гибель культуры, через доминирование чисто рационального, бездушного мира, где человек превратиться в «машину». Но Бердяев был большим оптимистом в оценке судеб человечества, чем, например, Шопенгауэр. Для него культура бессмертна, так как имеет божественное происхождение. Никакое господство техники ее не уничтожит, она представляет собой вечный путь преобразования жизни. Что же касается цивилизации, то Бердяев указывал, что нельзя отрицать ее значение для жизни общества. Однако, она должна быть облагорожена, соединена с божественной по замыслу и истокам культурой, наполнена духовным смыслом. Только этот духовный потенциал культуры сможет остановить безудержный техницизм, «экономический материализм», угрозу творческой неповторимости. У Бердяева, таким образом, культура призвана «спасти» цивилизацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15395. Этапы создания и перспективы развития европейского экономического валютного союза 174 KB
  Контрольная работа Дисциплина Финансы и кредит Тема: Этапы создания и перспективы развития европейского экономического валютного союза Введение Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их г
15396. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 114 KB
  РЕФЕРАТ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Введение В рыночной экономике особое место отводится предприятию способному выполнять исключительно важную функцию – €œзарабатывание прибыли€ Прибыль создает определен...
15397. Техника безопасности в походе 76.69 KB
  Правила безопасности перед выходом из лагеря населенного пункта Правила безопасности при движении Правила безопасности при прохождении скального рельефа Правила безопасности при страховке на скальном рельефе Правила безопасности при
15398. Размещение отраслей машиностроительного комплекса 79.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Экономическая география на тему: Размещение отраслей машиностроительного комплекса 1. Роль структура и уровень развития отраслей машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотр
15399. Место и роль России в международной торговле 176 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА на тему Место и роль России в международной торговле Введение. Самая старая форма международных отношений это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа междун
15400. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (XIX – начало XX в.) 88.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ТЕМА № 13 РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – начало XX в. Введение Материальное развитие и состояние общества умонастроение и социальное самочувствие населения во всех странах в большой мере
15401. Основные социально-демографические проблемы развития современной России 140 KB
  Анализ изменения численности населения России и ее регионов Рассмотрим изменение численности населения России в 1970-2004 гг. по данным Российского статистического ежегодника за 2004 гг. Данные представим в таблице 1. Таблица 1 Изменение численности населения России в...
15402. Экономическое значение валютного курса. Методы его регулирования 155.5 KB
  Введение Среди факторов оказывающих значительное влияние на экономический рост интенсивность структурных изменений инвестиционную привлекательность страны уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития выделяют валюту и ва...
15403. Анализ Дальневосточного федерального округа 31.28 KB
  Хабаровский край Сахалинская область Камчатская область Схема экономической связи. Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов...