20649

Философские идеи русского космизма

Реферат

Логика и философия

Его волнует поиск смысла жизни не для отдельной личности а для всего общества. По мнению философа цель будущего человечества – воскрешение предков в душе и во плоти но отнюдь не для Страшного суда и последующей божественной вечной жизни а реальной жизни. Таким образом проект Фёдорова находит своё выражение во вселенском воскрешении человечества Говоря об исключительной ценности человеческой жизни в масштабах Земли и Вселенной о необходимости борьбы человечества со слепыми силами природы Фёдоров указывал и на смертоносность сил...

Русский

2013-07-31

53.5 KB

3 чел.

Философские идеи русского космизма.

Русский космизм представляет собой сложный комплекс идей не только философских, но и научных, художественных. Различные области творческой деятельности в этом течении русской мысли объединяла идея о глубокой, неразрывной связи человека с Космосом, Земли со всей Вселенной. Философская ветвь космизма была представлена, прежде всего, Н. Ф. Фёдоровым, В.С. Соловьёвым, П.А. Флоренским. Научный космизм наполнили своим творчеством А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский. К числу «художественных» космистов можно отнести В. Одоевского, В. Хлебникова, Н. Рериха, Н. Заболоцкого.

Фёдоров Николай Фёдорович (1828 - 1903) русский философов. Его творчество носило достаточно противоречивый характер, сочетая в себе идеализм и материализм, стремление опереться на веру в прогресс науки и идеализацию патриархальной религиозности. Главным в космизме Фёдорова стали идеи бессмертия человеческого рода, бессмысленности единичного существования, всеобщей связи прошлого, настоящего и будущего, преемственности между всеми поколениями человечества. Основные работы: «Философия общего дела».

В своих трудах Фёдоров попытался разработать концепцию движения общества и человека, получившую название «проект общего дела». «Проект» представлял систему «правильного» устройства будущего человечества. Веря в силу разума и науки, Фёдоров ставит перед человечеством задачу «патрофикации» воскрешения отцов, духовного и телесного возрождения предков. Это требование не только о преодолении физической смерти, но и одновременно призыв к духовному воскрешению трудов и идей прошлых поколений, преданных забвению. Именно патрофикация должна стать основной целью общества.

Хотя в подобных рассуждениях прослеживается влияние христианской религии, но в действительности Фёдоров воспринял только общую направленность христианского положения о воскрешении человека. Он не принимал религиозную идею личного спасения души и говорил о том, что жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех. Его волнует поиск смысла жизни не для отдельной личности, а для всего общества. По мнению философа, цель будущего человечества – воскрешение предков «в душе и во плоти», но отнюдь не для Страшного суда и последующей «божественной вечной жизни», а реальной жизни.

Свои надежды на изменение существования людей Федоров связывает с наукой, которая должна обязательно быть поставлена на службу человечеству. Главная цель «новой» науки - борьба с истинным врагом человека – с природой, а точнее с её проявлением в виде человеческой смерти. Последней победой над природой будет победа над смертностью и воскрешение умерших предков. Не религия, а именно достижения науки должны позволить воскрешать предков естественным путем. Фёдоров предполагал создание специальных научных центров по сбору атомов и молекул, из которых должны быть воссозданы тела отцов.

Главным препятствием на пути эволюции человечества он считал раскол мысли и дела, который обусловливает деление людей на учёных и неучёных. Также к факторам, препятствующим идеи объединения человечества, философ причислял войны, классовую борьбу, стяжательство материальных благ. Например, Федоров выступал с осуждением «бунтарей», которые отвлекают человечество от «истинной задачи» – спасения от грядущего страшного суда. К ним он относил социалистов (защитников материального «псевдоравенства»). Отрицательно он отнёсся к студенческим волнениям, в которых увидел восстание детей против отцов, то есть нарушение принципа «патрофикации». Фёдоров писал о том, что всякое общество, не занимающееся «воскрешением отцов» и воскрешением самих себя, представляется ему отвратительным.

Фёдоров «расширил» Россию до космических масштабов, поскольку дело воскрешения отцов предполагает освоение и заселение Космоса. По его мнению, жизнь человечества не ограничивается маленькой планетой Земля. Мы все лишь пассажиры на этом земном корабле. Человечество тесно взаимосвязано с Космосом и должно выйти за земные пределы. Таким образом, проект Фёдорова находит своё выражение во «вселенском воскрешении человечества»

Говоря об исключительной ценности человеческой жизни в масштабах Земли и Вселенной, о необходимости борьбы человечества со слепыми силами природы, Фёдоров указывал и на «смертоносность сил цивилизации», которые стали не подконтрольны человеку. Он отмечал, что регуляция природы, внесение разумного начала в природный процесс, может носить положительный характер только при осознании последствий научных открытий, их человеческого измерения. Исторический процесс непрерывен и един, поэтому значимо не просто всё новое, но и особо важную роль играет прошлое. Поэтому Фёдоров отрицает превосходство нового поколения над старым, прогресса современной цивилизации над исторической традицией. Он отмечал, что прогресс есть именно та форма жизни, при которой человеческий род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясь достигнуть наибольшей суммы наслаждений. Материальный прогресс сопровождает появление розни между поколениями. Характерной чертой прогресса Фёдоров называет торжество младшего поколения над старшим. «Чувство презрения к предкам и забвение собственной смертности оборачивается обесцениванием жизни, - пишет философ. Потомки становятся судьями своих предков. Отцов они заменяют «вечными опекунами», «чужими», отечество – государством, братство – гражданством, воскрешение – искусством, то есть забавами... Это и есть вечное несовершеннолетие или бесконечный прогресс». Поэтому Фёдоров определяет прогресс как прямую противоположность воскрешению, так как в его основе содержится критическое отношение к предкам.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) русский учёный и философ, «отец космонавтики». Циолковский решительно отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. Отрицая дуализм мира, он говорил о том, что принадлежит к «чистейшим материалистам, и ничего не признаёт, кроме материи». Например, он допускал существование «духов», только при одном условии, что они являются не потусторонними существа, а просто «неизвестными силами неба», состоящие из той же материи, но только «более разреженной и элементарной, чем известная нам». Все дело в ограниченности наших знаний, и чем глубже проникаем мы в бездны космоса, тем доступнее становится и «естественное объяснение» таинственных явлений и загадок природы. С помощью синтеза научного и религиозного знания Циолковский даже пытался снять противоречие эти двух типов мировоззрения. Так, например, чудо «непорочного зачатия» учёный объяснял как мечту о будущем женщины, в котором она, рожая детей, будет свободна от «животных страстей».

Исследуя материю, Циолковский указал на её три «начала»: время, пространство и силу. Эти начала, прежде всего, являются «элементами суждений», и субъективны, но не существуют без материи. И если мы вводим подобные понятия, говоря о каком-либо предмете, то одновременно затрагиваем материю, так как она определяется этими, выше указанными, понятиями (единство мышления и материи).

Материя для Циолковского обладает качеством монизма, то есть предполагать, что-нибудь существующее в не неё недопустимо, и весьма пагубно для нашего мышления. Указание на монизм позволило учёному развить идею панпсихизма материи. Материя Циолковского, как и любой её элемент, вне зависимости от того принадлежит ли он к миру живой или неживой природы, «оживотворена» и действует по законам как физического, так психического мира. И обосновывает он это исходя из положения о «субъективности» времени, пространства и силы. То есть, если эти неотъемлемые свойства материи обладают чувствительностью (способны ощущаться человеком), то и она сама обладает данной способностью. Более того, признание способности чувствовать только за «живой материей» ведёт к неправомерному отрицанию принципа единства материи. «Всеобщность чувствительности» не означает антропоморфизма, или сведения к человеческому способу восприятия. Чувствительность Вселенной существует в двух измерениях - количественном и качественном. Все живые и неодушевлённые тела обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности. Числовая разница, при сохранении общего качества, позволяет нам отделить человека, от других животных и неживой природы.

Материалистский панпсихизм Циолковского становится базисным принципом построения перспектив космического прогресса. Согласно учёному, чувствительная материя периодически принимает сложный организованный вид жизни. Каждый атом мироздания множество раз участвовал в созидании животной и высшей человеческой жизни. Со смертью живого существа атомы обратно переходят в «неорганическую обстановку», чтобы через долгий период снова воплотиться в живом теле. Это возможно потому, что «атом всегда жив». Он изначально несёт в себе чувство радости, страдания, и в том числе элементы нашего Я - сознание, разум. Данные короткие периоды жизни, благодаря бесконечности своего повторения, формируются в субъективное «абсолютное время». Разум, базирующийся на «чувствующем» атоме, достигает совершенства в человеке, обретая тем самым универсальное значение во Вселенной. Предназначение разума определяется необходимостью остановить зло в Космосе. Причина зла кроется за существованием разрушительных тенденций в мире. Эта регрессивная тенденция зависит также от атомов. Атомы способны соединятся в различные «совершенные» и «несовершенные» комбинации, но сам атом стремится лишь к вечному состоянию, не допускающему «несовершенства в космосе». Поэтому «распространение совершенства» во Вселенной - задача разума.

Главной причиной несовершенства Циолковский называет «автогонию» или самозарождение жизни. По его мнению, Земля первой прошла этот путь, начиная от бактерии и заканчивая человеком, в котором атом достигает совершенства и подлинности своего существования. В человечестве разум раскрыл себя, но овладел только «несколькими тысячами особей», что достаточно вполне, чтобы обеспечить заселение космоса разумными существами. То есть, путь самозарождения жизни должен смениться размножением и расселением разумной жизни. Именно подобным способом можно преодолеть длительную агонию зарождения в каждой звёздной системе и создать условия овладения человеком Вселенной, возвышения разума и уничтожения зла.

Подобные «космические» проекты потребует новой этики и мировоззрения. Циолковский создаёт общие принципы «нравственности земли и неба». Усовершенствование человечества требует преодоления «звериных задатков», которые приносят свои ужасные плоды в форме самоистребления и всякого рода бедствий. Поэтому он настаивает на применении принципов отбора к человечеству, как высшему «космическому существу». По убеждению Циолковского «сознательные существа», составляющие его меньшую часть, должны взять на себя труд по «исправлению» человеческой природы. Разум не может мириться ни с чем, что служит источником страданий. Все, служащие источником зла, должны оставаться без потомства. «Это своего рода суд, но суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных. Ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни». Вместе с проведением отбора «совершенные люди» будут заселять все те планеты, которых смогут достигнуть. Там они имеют нравственное право на уничтожение «несовершенных задатков жизни», расчищая жизненное пространство «добродетельному разуму». Также изменится «атом», который полностью перестанет источать импульсы несовершенного существования. Атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных, либо же в телах, усовершенствованных разумом. Таким образом, по Циолковскому, через тысячи лет везде во Вселенной будет царить счастье и блаженство. Нигде не будет никаких страданий, не будет ничего «несознательного», кроме растений и подобных им организмов, не подверженных «заметным мукам». Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которая с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и благое существование.

 Вернадский Владимир Иванович (1863-1944) русский учёный и философ, стремившийся, определить место человека, как на Земле, так и во Вселенной. Основные работы: «Научная мысль как планетное явление», «Ноосфера» и т.д.

Согласно Вернадскому современное человечество пребывает в период перехода от биосферы к ноосфере. Под биосферой он понимал область Земли, охваченную «живым веществом», или «совокупностью живых организмов». Биосфера не ограничивается только живым веществом, а соседствует с неживыми телами. Между данными частями биосферы идет непрерывный материальный и энергетический обмен, выраженный в движении атомов, вызываемом живым веществом (дыхание, размножении и т.д.). Биосфера при этом характеризуется устойчивостью равновесия и организованности, несмотря на разнородность строения. Разнородность биосферы отражена и в континууме времени. В живом веществе процессы протекают в историческом времени, в неживом - в геологическом времени. Течение «времён» далеко не одинаково. «Секунда» геологического времени больше ста тысяч лет исторического времени («декамириада»). Но, несмотря на это, в ходе геологического времени увеличивается мощность давления живого вещества в биосфере. «Живая ткань» усиливает свое значение и силу воздействия на мёртвую природу. Подобный момент направляет эволюцию, в результате которой формируются начала жизненной среды на нашей планете.

Вернадский писал о том, что явления жизни наряду с энергией, атомами, электричеством, и т.п. следует рассматривать как изначально существующие части космоса, не сводимые всецело к какому-нибудь одному из этих представлений. Появление же человечества приводит к возникновению новой «геологической силы». Силы, которая является высшей стадией эволюции биосферы, где первое место занимает развитие человеческого общества, оказывающего сильнейшее воздействие на природу.  Вследствие деятельности человека создается постоянно увеличивающееся множество новых неживых природных форм и новых больших природных явлений. (Речь идёт о так называемой «второй природе» и влияние человека на климат, географический ландшафт и т.п.). Биосфера поэтому меняется и создаёт благоприятные условия для размножения человечества и заселения им таких частей космоса, где ранее жизнь не могла возникнуть (человечество становится движущим фактором распространения жизни во Вселенной).

Главную роль в заселении биосферы человеком играет развитие научной мысли, мышления, техники, передачи информации. Благодаря развитию этих элементов человечество становится единым и неделимым, и начинает мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетарном аспекте. Все это свидетельствует о переходе биосферы в новое состояние – ноосферу* (от греческого слова ноос – разум).

Образование ноосферы открывает новую страницу в истории Земли – антропологическую. Этот этап станет эрой борьбы «сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы». На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Вернадский считал, что ранее подобного результата было не возможно достичь по той причине, что исследования природы и мироздания в целом переносились из области реального, действительного мира в область идеального и ограничено абстрактного.

Зарождение ноосферы обусловливается взрывом научного творчества, которое выступает как «закономерный природный процесс истории биосферы». От сознательного преобразования своей земной жизни человечество со временем устремляется за пределы своей планеты в космическое пространство. Именно наука рассеивает опасения за будущее человеческой цивилизации, открывая перед ней новые общепланетарные перспективы. Ноосфера, таким образом, становится новым этапом в развитии живой материи, на котором деятельность разума начинает выступать как главная сила в развитии биосферы и планеты как таковой. Творческая научная деятельность человека, определяющая  взаимодействие природы и общества, становится основным ядром преобразования мира.

Вернадский также указывал, что «перестройка биосферы» не может совершаться без оценки ее «с точки зрения добра и зла», то есть необходимо обратиться к вопросам этического содержания «ноосферного» прогресса человечества. По его мнению, свободная мысль современного ученого должна искать в области этики такие формы, которые могли бы удовлетворить его моральное сознание. К ним, прежде всего, относится «цель деятельности на пользу людей», дающая уверенность в том, что «недаром пройдет жизнь и что при продолжительном, определенном образе действий победа обеспечена».

* Непосредственно понятие ноосферы, «мыслящей» оболочки в научный обиход ввели ученые Франции Эдуард Леруа и Пьер Тейяр де Шарден (1927).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82976. Узагальнення та систематизація знань по темі «Поняття» 136 KB
  Систематизувати знання про поняття вдосконалювати вміння розв’язувати логічні задачі класифікувати та порівнювати предмети. Сьогодні ми закріпимо і узагальнимо наші знання з теми Поняття. Побудова Асоціативного куща спираючись на знання дітей по темі Поняття.
82977. Виготовлення геометричних фігур при допомозі аплікації. Порівняння фігур за кольором, розміром, формою 1.67 MB
  Мета: вчити виготовляти геометричні фігури з паперу за допомогою аплікаціїпорівнювати фігури за кольором формою розміром; розвивати розумові здібності мовлення творчі здібності учнів; виховувати любов до своєї родини; допомогти дитині зрозуміти які цінності є духовним фундаментом повноцінної...
82978. Творимо казковий світ «Кольорочас». We create the world of wonder «Colourtime» 623.5 KB
  Мета: географія ознайомити учнів з етапами формування української нації;сформувати в учнів поняття про національний склад населення та пояснити причини його строкатості; назвати етнографічні групи українців та національні меншини; обґрунтувати географію розміщення історико географічних етнографічних...
82979. Казки народів світу, Ш. Перро «Кіт у чоботях» 1.58 MB
  Мета: Продовжити знайомство з казками народів світу. Формувати в учнів уміння повно, точно, емоційно робити висновки і висловлювати судження про прочитане та посилатися під час відповіді на текст книжки; активізувати читацьку пам’ять; збагачувати словниковий запас...
82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; з’ясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички зв’язного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.
82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.
82983. Традиції харчування 141.5 KB
  Очікувані результати: учні повинні знати чотири групи їжі; учні повинні вміти визначати корисні продукти харчування дотримуватись правил поведінки за столом та не забувати місцеві традиції харчування. Обладнання і матеріали: підручник м’яч дзеркало малюнки із зображенням продуктів харчування...
82984. Позакласне читання. Урок-гра «Країна Казки» 275.5 KB
  Мета: навчальна –- поглибити знання учнів про казку як вид усної народної творчості активізувати читацьку пам’ять; корекційно розвивальна – удосконалювати навички виразного читання збагачувати словниковий запас розвивати творчі здібності коригувати логічне мислення...