20650

Марксизм в России

Реферат

Логика и философия

Плеханов Георгий Валентинович 18561918 русский философмарксист сторонник революционных преобразований общества. Плеханов являлся ортодоксальным последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Плеханов предложил монистическое единое универсальное основание для любых форм хозяйственных и товарноденежных отношений социума географическую среду.

Русский

2013-07-31

40 KB

12 чел.

Марксизм в России.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) русский философ-марксист, сторонник революционных преобразований общества. («Самый выдающийся марксист до Ленина»). Основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «История русской общественной мысли».

Плеханов являлся «ортодоксальным» последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но, несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме, Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Например, он являлся сторонником монистического взгляда на факторы исторического процесса. Подобная позиция позволяла ему произвести определенную корректировку идеи Маркса о первичном приоритете экономики в общественных отношениях. Плеханов предложил монистическое (единое, универсальное) основание для любых форм хозяйственных и товарно-денежных отношений социума - географическую среду. По его мнению, именно данный фактор определяет как характер самих производительных сил, так и создает предпосылки для «скачкообразного» развития социальной, идеологической надстройки.

Отношение между экономическим базисом и надстройкой Плеханов представил через систему пяти фундаментальных элементов. Первое, это состояние производительных сил. Второе – обусловленные ими экономические отношения. Третье - социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе». Четвёртое - психика общественного человека, зависящая, отчасти, непосредственно от экономики, а, отчасти, от социально-политического строя. Пятое - различные идеологии, отражающие в себе свойства общественной психики.

Плеханов пытался вмонтировать монистический принцип и в диалектический материализм. В качестве исходного начала бытия он ставит материю. Соглашаясь во многом со Спинозой, он говорит о том, что материя обладает такими атрибутами, как протяженность (объект) и мышление (субъект). Также, свою монистическую концепцию бытия Плеханов дополняет элементами теории познания Канта. Вслед за немецким философом он разделяет материю на две части: «вещь в себе» и «чувственные впечатления», которые в его философской концепции получают называние «иероглифы». Плеханов считал, что феномены объективного мира предстают нам по тому же принципу, что и древние иероглифы для современного человека, которые отражают в себе непознанный мир и не понятны для нас, и нам только предстоит разгадать их. По этому он счёл возможным заявить, что материя для человека «совершенно неизвестна». Плеханов указывал на то, что желание познать «лежащее» вне наших ощущений является «гносеологическим предрассудком идеализма». По его убеждению, всегда вид познаваемого объекта будет зависеть от «чувственной» организации субъекта.

Таким образом, монистический «иероглифический» материализм Плеханов, по сути, с одной стороны, упразднил самостоятельность мира идеального, который, безусловно, выстраивается на «материальной базе», но не является неотъемлемым свойством материи, а с другой стороны редуцировал, упростил диалектический материализм в области гносеологии до уровня субъективного сенсуализма.

Богданов Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928) представитель марксизма и позитивизма в России. Работы: «Эмпириомонизм», «Падение великого фетишизма», «Вера и наука», «Философия живого опыта» и т.д.

Богданов, основываясь на «философском» учение позитивизма, а точнее эмпириокритицизма, пытается «избавить» марксизм от диалектики, считая, что она, не достигает необходимой ясности и чёткости ни у Гегеля, ни у Маркса, а потому, как всякое зыбкое основание, неприемлема в построении мировоззренческих концепций и теорий познания. Он предлагает заменить диалектический метод в марксизме «критикой опыта» Маха, что, позволило бы гармонизировать всё положительное в двух наиболее значимых философских школах нового времени (марксизм и позитивизм).

Богданов предлагает, в замен диалектики, философию эмпириомонизма, который выстраивается на отрицании принципиального различия между физическим и психическим. По мнению философа, это лишь две последовательные фазы организации индивидуального и социального опыта. При этом само психическое непосредственно строится на базе результатов физического опыта. Поэтому, по Богданову, «объективный» мир, для нас, является лишь нашим построением, то есть образом, который рождён нашими чувствами и психикой. Для человека быть объективным - значит находиться в известном отношении к некоторой группе явлений, которые неодинаковы не только для разной категории фактов, но и для разных состояний одного и того же факта. Например, по его мнению, реальность треугольника совсем не та же, что реальность зеленого дерева, или реальность какого-либо языка. Каждому из этих видов реальности соответствует особая форма индивидуальной и социальной организации опыта.

Эмпириомонизм Богданова, таким образом, выстраивался на релятивизме (относительности) познания и субъективном, идеалистическом понимании истины. Он утверждал, что марксизм несовместим с признанием за какой бы то ни было истиной объективности, признание её вечности, абсолютности (В.И. Ленин, напротив, полагал, что истина носит объективный и абсолютный характер). По его мнению, относительность истины подтверждается тем, что в основе познания лежит не сам объективный факт, а только «психологическая процедура подстановки». Данный принцип «подстановки» Богданов объяснял как неявное, но постепенно все более осознаваемое отождествление деятельности человека с опосредствующими её (деятельность) идеями. При этом осуществляется перенос идей с одной области на другую, а также происходит персонификация результатов коллективного трудового опыта, наделение их статусом предметности. По мнению философа, даже само понятие материи возникает вследствие осознания некоторого «общезначимого сопротивления человеческим усилиям», обнаруженного с помощью коллективного труда.

В эмпириомонизме всякая объективация опыта неправомерна и равносильна расщеплению сознания, т.е. возникновению интеллектуального дуализма (предмет как объект, и предмет как форма мысли), который порождает авторитарный фетишизм или, иначе, религиозное мышление. К «властным фетишам» он относил и «абсолютный марксизм», марксизм Плеханова, Ленина. Борьба против «властных фетишей» как в сфере духа, так и в сфере социальности составляла внутреннюю потребность для учения Богданова.

Ульянов Владимир Ильич (Ленин) (1870-1924). Данный русский мыслитель, революционный деятель, сформировал не только торию революционного развития общества, но и внёс весомый вклад в исследование многих фундаментальных философских проблем. Например, в конце 19 начале 20 в. было совершено открытие «поля» его относительно самостоятельного существования от атома. То есть, бытие теперь состояло не только из вещественных элементов (атом), но и «энергийных состояний» (поле). Благодаря данному обстоятельству вновь стал вопрос об отношении материального и идеального, самостоятельности последнего, и, соответственно, о познаваемости мира. Многие ученые отвергли материализм, заявив, что «материя исчезла» и данная категория есть плод чистой мысли (субъективный идеализм). Отсюда последовали утверждения об «отстранённости» объективной реальности и её непознаваемости человеком.

Ленин совершенно чётко указал, в работе «Материализм и эмпириокритицизм», что, так называемое, «исчезновение материи» - это всего лишь очередной миф идеалистической философии. По его мнению, исчезает не материя, а конкретная граница наших знаний о материи, исчезает аксиоматично принятая абсолютность ряда категорий и положений. Ленин говорил о том, что в материи всегда сохраняется некая постоянная константа, не изменяемая никакими открытиями в науке. Эта константа не онтологического, а познавательного характера. Отсюда и проистекает гносеологическое определение бытия В.И. Лениным: «Материя есть реальность, данная нам в ощущениях». Единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания. И если сущность материального объекта относительна (соотнесена с системой координат, заданных бытием объекта исследования), то её независимость от человеческого сознания неизменна. То есть, материя приобретает атрибут абсолютности, освобождаясь от колебаний и тенденций в научном познании.

На основе данных гносеологических критериев Ленин подходит и к разработке диалектики. В ней он видит, прежде всего, закон познания и закон развития объективного мира. Для Ленина диалектика стала правильным отражением вечного движения мира, т.е. таким отражением действительности, которое показывает, «как могут быть и как становятся тождественными противоположности». Далее он указывал, что в человеческом сознании «отдельные стороны движения материи» отражаются или фиксируются в форме понятий. Понятия столь же подвижны, изменчивы, как и сам мир. Соответственно, и на них распространяется принцип тождества противоположностей, который является «ядром диалектики». Истинность понятий или знаний доказывается практикой (критерий истины – практика), которая «выше» теоретического познания, ибо имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственно, через эксперимент, связана с действительностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24386. Проблемы, гипотезы, теории в развитии научного знания 80 KB
  После сбора соответствующей информации обработки ее начинается этап построения теории. Процедура построения теории зависит от того какого и рода информация и какие процедуры построения положены в ее основание. Далее на основе абстрактных терминов внутри теории строят высказывания позволяющие описывать эмпирические ситуации формулируются так называемые операциональные следствия утверждения теории которые указывают условия приложимости теоретических результатов к эмпирическим ситуациям.
24387. Роль субъекта в научном познании. Талант, гениальность, трудолюбие 86.5 KB
  Составляющие личности учёного нам интересны ещё и потому что между творчеством учёного и особенностями его личности есть самая тесная связь. Задача педагогаучёного – научить молодого человека учиться учиться непрерывно. Нам представляется что возраст учёного науке не помеха да и старость его – это не угасание а в большей мере рост его интеллектуальных сил. А что касается учёногофилософа то к нему мудрость приходит как раз с годами виднее становится и его вклад в сокровищницу культуры.
24388. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования в научном познании 52.5 KB
  Описанный познавательный цикл связывающий два этапа формирования теории не обязательно осуществляется одним исследователем. В принципе их можно рассматривать как некоторого коллективного теоретика который осуществил необходимые операции для построения теории. Первая основывалась на механической картине мира слегка модифицированной применительно к открытиям теории электричества в этой картине предполагалось что взаимодействие тел и зарядов осуществляется путем мгновенной передачи сил в пустоте вторая вводила новую картину физической...
24389. Основы теории мотивации 32.5 KB
  Эти факторы включают потребности мотивы и побуждения n мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения направлению усилий целям и вознаграждениям на которые они рассчитывают выполняя работу Из этого следует что мотивацию можно рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях. Иерархия потребностей по Маслоу Абрахам Маслоу 40е годы признавая многообразие человеческих потребностей предложил их классификацию на следующие пять категорий: n физиологические потребности потребность в еде пище жилище...
24391. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 22 KB
  Это школы научного управления административного управления человеческих отношений и науки о поведении а также науки управления или количественных методов. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
24393. Франчайзинг — форма бизнес-партнерства 28.5 KB
  Право на использование торговой марки и знаний регулируется договором коммерческой концессии договором франчайзинга. Франчайзинг это возможность для предпринимателя зарабатывать деньги путем приобретения готовых бизнестехнологий а с другой стороны позволяет предпринимателю имеющему стабильный и прибыльный бизнес развивать его при минимальных инвестициях путем продажи права на использование торговых марок и уникальных знаний другим предпринимателям. Помимо управления отелями другим важным направлением деятельности холдинга AVRORA...