20650

Марксизм в России

Реферат

Логика и философия

Плеханов Георгий Валентинович 18561918 русский философмарксист сторонник революционных преобразований общества. Плеханов являлся ортодоксальным последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Плеханов предложил монистическое единое универсальное основание для любых форм хозяйственных и товарноденежных отношений социума географическую среду.

Русский

2013-07-31

40 KB

15 чел.

Марксизм в России.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) русский философ-марксист, сторонник революционных преобразований общества. («Самый выдающийся марксист до Ленина»). Основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «История русской общественной мысли».

Плеханов являлся «ортодоксальным» последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но, несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме, Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Например, он являлся сторонником монистического взгляда на факторы исторического процесса. Подобная позиция позволяла ему произвести определенную корректировку идеи Маркса о первичном приоритете экономики в общественных отношениях. Плеханов предложил монистическое (единое, универсальное) основание для любых форм хозяйственных и товарно-денежных отношений социума - географическую среду. По его мнению, именно данный фактор определяет как характер самих производительных сил, так и создает предпосылки для «скачкообразного» развития социальной, идеологической надстройки.

Отношение между экономическим базисом и надстройкой Плеханов представил через систему пяти фундаментальных элементов. Первое, это состояние производительных сил. Второе – обусловленные ими экономические отношения. Третье - социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе». Четвёртое - психика общественного человека, зависящая, отчасти, непосредственно от экономики, а, отчасти, от социально-политического строя. Пятое - различные идеологии, отражающие в себе свойства общественной психики.

Плеханов пытался вмонтировать монистический принцип и в диалектический материализм. В качестве исходного начала бытия он ставит материю. Соглашаясь во многом со Спинозой, он говорит о том, что материя обладает такими атрибутами, как протяженность (объект) и мышление (субъект). Также, свою монистическую концепцию бытия Плеханов дополняет элементами теории познания Канта. Вслед за немецким философом он разделяет материю на две части: «вещь в себе» и «чувственные впечатления», которые в его философской концепции получают называние «иероглифы». Плеханов считал, что феномены объективного мира предстают нам по тому же принципу, что и древние иероглифы для современного человека, которые отражают в себе непознанный мир и не понятны для нас, и нам только предстоит разгадать их. По этому он счёл возможным заявить, что материя для человека «совершенно неизвестна». Плеханов указывал на то, что желание познать «лежащее» вне наших ощущений является «гносеологическим предрассудком идеализма». По его убеждению, всегда вид познаваемого объекта будет зависеть от «чувственной» организации субъекта.

Таким образом, монистический «иероглифический» материализм Плеханов, по сути, с одной стороны, упразднил самостоятельность мира идеального, который, безусловно, выстраивается на «материальной базе», но не является неотъемлемым свойством материи, а с другой стороны редуцировал, упростил диалектический материализм в области гносеологии до уровня субъективного сенсуализма.

Богданов Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928) представитель марксизма и позитивизма в России. Работы: «Эмпириомонизм», «Падение великого фетишизма», «Вера и наука», «Философия живого опыта» и т.д.

Богданов, основываясь на «философском» учение позитивизма, а точнее эмпириокритицизма, пытается «избавить» марксизм от диалектики, считая, что она, не достигает необходимой ясности и чёткости ни у Гегеля, ни у Маркса, а потому, как всякое зыбкое основание, неприемлема в построении мировоззренческих концепций и теорий познания. Он предлагает заменить диалектический метод в марксизме «критикой опыта» Маха, что, позволило бы гармонизировать всё положительное в двух наиболее значимых философских школах нового времени (марксизм и позитивизм).

Богданов предлагает, в замен диалектики, философию эмпириомонизма, который выстраивается на отрицании принципиального различия между физическим и психическим. По мнению философа, это лишь две последовательные фазы организации индивидуального и социального опыта. При этом само психическое непосредственно строится на базе результатов физического опыта. Поэтому, по Богданову, «объективный» мир, для нас, является лишь нашим построением, то есть образом, который рождён нашими чувствами и психикой. Для человека быть объективным - значит находиться в известном отношении к некоторой группе явлений, которые неодинаковы не только для разной категории фактов, но и для разных состояний одного и того же факта. Например, по его мнению, реальность треугольника совсем не та же, что реальность зеленого дерева, или реальность какого-либо языка. Каждому из этих видов реальности соответствует особая форма индивидуальной и социальной организации опыта.

Эмпириомонизм Богданова, таким образом, выстраивался на релятивизме (относительности) познания и субъективном, идеалистическом понимании истины. Он утверждал, что марксизм несовместим с признанием за какой бы то ни было истиной объективности, признание её вечности, абсолютности (В.И. Ленин, напротив, полагал, что истина носит объективный и абсолютный характер). По его мнению, относительность истины подтверждается тем, что в основе познания лежит не сам объективный факт, а только «психологическая процедура подстановки». Данный принцип «подстановки» Богданов объяснял как неявное, но постепенно все более осознаваемое отождествление деятельности человека с опосредствующими её (деятельность) идеями. При этом осуществляется перенос идей с одной области на другую, а также происходит персонификация результатов коллективного трудового опыта, наделение их статусом предметности. По мнению философа, даже само понятие материи возникает вследствие осознания некоторого «общезначимого сопротивления человеческим усилиям», обнаруженного с помощью коллективного труда.

В эмпириомонизме всякая объективация опыта неправомерна и равносильна расщеплению сознания, т.е. возникновению интеллектуального дуализма (предмет как объект, и предмет как форма мысли), который порождает авторитарный фетишизм или, иначе, религиозное мышление. К «властным фетишам» он относил и «абсолютный марксизм», марксизм Плеханова, Ленина. Борьба против «властных фетишей» как в сфере духа, так и в сфере социальности составляла внутреннюю потребность для учения Богданова.

Ульянов Владимир Ильич (Ленин) (1870-1924). Данный русский мыслитель, революционный деятель, сформировал не только торию революционного развития общества, но и внёс весомый вклад в исследование многих фундаментальных философских проблем. Например, в конце 19 начале 20 в. было совершено открытие «поля» его относительно самостоятельного существования от атома. То есть, бытие теперь состояло не только из вещественных элементов (атом), но и «энергийных состояний» (поле). Благодаря данному обстоятельству вновь стал вопрос об отношении материального и идеального, самостоятельности последнего, и, соответственно, о познаваемости мира. Многие ученые отвергли материализм, заявив, что «материя исчезла» и данная категория есть плод чистой мысли (субъективный идеализм). Отсюда последовали утверждения об «отстранённости» объективной реальности и её непознаваемости человеком.

Ленин совершенно чётко указал, в работе «Материализм и эмпириокритицизм», что, так называемое, «исчезновение материи» - это всего лишь очередной миф идеалистической философии. По его мнению, исчезает не материя, а конкретная граница наших знаний о материи, исчезает аксиоматично принятая абсолютность ряда категорий и положений. Ленин говорил о том, что в материи всегда сохраняется некая постоянная константа, не изменяемая никакими открытиями в науке. Эта константа не онтологического, а познавательного характера. Отсюда и проистекает гносеологическое определение бытия В.И. Лениным: «Материя есть реальность, данная нам в ощущениях». Единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания. И если сущность материального объекта относительна (соотнесена с системой координат, заданных бытием объекта исследования), то её независимость от человеческого сознания неизменна. То есть, материя приобретает атрибут абсолютности, освобождаясь от колебаний и тенденций в научном познании.

На основе данных гносеологических критериев Ленин подходит и к разработке диалектики. В ней он видит, прежде всего, закон познания и закон развития объективного мира. Для Ленина диалектика стала правильным отражением вечного движения мира, т.е. таким отражением действительности, которое показывает, «как могут быть и как становятся тождественными противоположности». Далее он указывал, что в человеческом сознании «отдельные стороны движения материи» отражаются или фиксируются в форме понятий. Понятия столь же подвижны, изменчивы, как и сам мир. Соответственно, и на них распространяется принцип тождества противоположностей, который является «ядром диалектики». Истинность понятий или знаний доказывается практикой (критерий истины – практика), которая «выше» теоретического познания, ибо имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственно, через эксперимент, связана с действительностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22518. Расчет тонкостенных сосудов и резервуаров 81 KB
  Выделим Рис. Рис. Усилия Рис.2 дадут в нормальном к поверхности элемента направлении равнодействующую ab равную Рис.
22519. Расчет быстровращающегося диска 100.5 KB
  Расчет быстровращающегося диска Значительный интерес представляет задача о напряжениях и деформациях в быстро вращающихся валах и дисках. Высокие скорости вращения валов паровых турбин обусловливают появление в валах и дисках значительных центробежных усилий. Вызванные ими напряжения распределяются симметрично относительно оси вращения диска. Рассмотрим наиболее простую задачу о расчете диска постоянной толщины.
22520. Устойчивость сжатых стержней. Формула Эйлера 89.5 KB
  Однако разрушение стержня может произойти не только потому что будет нарушена прочность но и оттого что стержень не сохранит той формы которая ему придана конструктором; при этом изменится и характер напряженного состояния в стержне. Наиболее типичным примером является работа стержня сжатого силами Р. Разрушение линейки произойдет потому что она не сможет сохранить приданную ей форму прямолинейного сжатого стержня а искривится что вызовет появление изгибающих моментов от сжимающих сил Р и стало быть добавочные напряжения от...
22521. Анализ формулы Эйлера 80 KB
  1: 1 Таким образом чем больше точек перегиба будет иметь синусоидальноискривленная ось стержня тем большей должна быть критическая сила.1 Таким образом поставленная задача решена; для нашего стержня наименьшая критическая сила определяется формулой а изогнутая ось представляет синусоиду Величина постоянной интегрирования а осталась неопределенной; физическое значение ее выяснится если в уравнении синусоиды положить ; тогда т. посредине длины стержня получит значение: Значит а это прогиб стержня в сечении посредине его...
22522. Пределы применимости формулы Эйлера 141 KB
  Для стали 3 предел пропорциональности может быть принят равным поэтому для стержней из этого материала можно пользоваться формулой Эйлера лишь при гибкости т. Теоретическое решение полученное Эйлером оказалось применимым на практике лишь для очень ограниченной категории стержней а именно тонких и длинных с большой гибкостью. Попытки использовать формулу Эйлера для вычисления критических напряжений и проверки устойчивости при малых гибкостях вели иногда к весьма серьезным катастрофам да и опыты над сжатием стержней показывают что...
22523. Прочность при циклически изменяющихся напряжениях 149.5 KB
  Так например ось вагона вращающаяся вместе с колесами рис. Рис. Для оси вагона на рис. В точке А поперечного сечения рис.
22524. Диаграмма усталостной прочности 60.5 KB
  Диаграмма усталостной прочности. Эта кривая носит название диаграммы усталостной прочности рис. Точки А к С диаграммы соответствуют пределам прочности. Полученная диаграмма дает возможность судить о прочности конструкции работающей при циклически изменяющихся напряжениях.
22525. Расчет коэффициентов запаса усталостной прочности 147.5 KB
  Одним из основных факторов которые необходимо учитывать при практических расчетах на усталостную прочность является фактор местных напряжений. Очаги концентрации местных напряжений: Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования показывают что в области резких изменений в форме упругого тела входящие углы отверстия выточки а также в зоне контакта деталей возникают повышенные напряжения с ограниченной зоной распространения так называемые местные напряжения. 1 а закон равномерного распределения напряжений вблизи...
22526. Основы вибропрочности конструкций 155.5 KB
  Если период вынужденных колебаний совпадет с периодом свободных колебаний стержня то мы получим явление резонанса при котором амплитуда размах колебаний будет резко расти с течением времени. Так как период раскачивающих возмущающих сил обычно является заданным то в распоряжении проектировщика остается лишь период собственных свободных колебаний конструкции который надо подобрать так чтобы он в должной мере отличался от периода изменений возмущающей силы. Вопросы связанные с определением периода частоты и амплитуды свободных и...