20651

Философский смысл проблемы бытия

Реферат

Логика и философия

Одна из первых по значению проблем философского исследования состоит в попытке дать ответ на такие онтологические вопросы как: что есть бытие существует ли оно и есть ли его противоположности попытка дать качественное определение категории бытие и рассмотреть его отношение с понятиями небытие и инобытие; где и когда оно существует проблемы пространства и времени; конечно ли всё сущее и есть ли его начало; как соотносятся между собой различные формы бытия как взаимосвязаны различные по степени конкретизации уровни форм бытия...

Русский

2013-07-31

63.5 KB

3 чел.

Философский смысл проблемы бытия.

Философия занимается наиболее всеобъемлющей проблематикой в сфере познания человеком мироздания во всём многообразии его форм. Одна из первых по значению проблем философского исследования состоит в попытке дать ответ на такие онтологические вопросы, как: что есть бытие? существует ли оно и есть ли его противоположности? (попытка дать качественное определение категории «бытие», и рассмотреть его отношение с понятиями «небытие» и «инобытие»); где и когда оно существует? (проблемы пространства и времени); конечно ли всё сущее, и есть ли его начало?; как соотносятся  между собой различные формы бытия? как взаимосвязаны различные по степени конкретизации уровни форм бытия с самим бытием? (отношение материального и идеального; единичного, уникального и всеобщего и т.д.); соотношение человека и бытия (здесь затрагивается область гносеологической проблематики, и изучаются вопросы: познаваемо ли бытие? взаимосвязь абстрактного знания и конкретных данных и т.д.).

В современной философской литературе предлагается, например, такое определение бытия – это всеохватывающая реальность, представленная нам во всём том, что существует. То есть, бытие раскрывается как в овеществлённом состоянии материи, так и различных связях, отношения, свойствах, динамичных процессах между объектами, а также в духовных идеальных формах деятельности сознания индивида и социальной культуры.

Таким образом, бытие в философском понимании – это предельно общее понятие о сущем вообще, охватывающее как материальные процессы, так и духовно-идеальные формы человеческой деятельности (от конкретного предмета до художественной выдумки). При этом подразумевается не просто изолировано существующие вещи или идеи, но и те связи, свойства, особенности, которые позволяют им быть включенными в динамичные, меняющиеся отношения всеобщего порядка.

Отмечают следующие характеристики бытия:

1) мир существует как беспредельная и непреходящая сущность, ограничены и преходяще лишь конкретные воплощения бытия (поэтому «небытие» является не антитезой бытию, а лишь возможность частного существования).

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, при различных формах своего бытийствования, что составляет основу для абсолютного единства мира.  Единство проистекает не из механического суммирования предметов и идей в агрегатное состояние, а из общей материальной основы. Материя здесь не предстаёт в качестве обыденной вещи, и тем более не следует понимать под утверждением о материальности мысли её вещественность. Материя это не просто вещественное состояние объекта (например, атом), но прежде всего те отношения, связи, в которые он включён. Именно они (тип отношений) определяют качество предмета, закономерности которые им управляют. В связи с этим употребляют следующую онтологическую формулу: «быть, значит быть в отношении», то есть акцент здесь ставится на системные и структурные связи объекта, которые определяют его качество, а конкретное агрегатное состояние, преподносится как нечто производное и выражающее действие этих отношений. Человеческое мышление не оперирует конкретными вещами, а использует их абстракции, запечатлевая их в виде идеальных моделей, образов. Подобная «образность» возможна по причине того, что наше сознание включено в поле действия связей материи, и выражено это, например, в возможности отражать, запечатлевать и творчески оценивать, в процессе созерцания, осмысления и преобразования, предметный, а в последующем и идеальный мир. Таким образом, материальность сознания, и онтологическое единство духовного и материального проистекает не просто из того, что носителем мысли является биологический мозг, а из определённости идей человека взаимосвязями с объективной действительностью посредством сложного творческого отражения в виде абстракций реальных объектов и отношений. Поэтому не правильно говорить о «направленном сознании» (Гуссерль) или только о биологическом носителе идеи, в подобных случаях мы получим либо полностью «самостоятельный ум», только сторонне заинтересованный действительностью, или остановимся на «гормональной зависимости» человеческого настроения. Сознание обладает онтологическим единством с материей потому, что бытийствует в отношении с ней (материей), ни одна идея не возникает абсолютно самостоятельно, а имеет в качестве необходимого условия материю. (Необходимо, ещё раз уточнить, что не следует упрощать понимание материи до сумы конкретных объектов, так как это приводит к отчуждению сознания от материи, создаёт  благоприятную почву для идеализма, ведь абстрактный образ не равен реально существующей вещи, и, следовательно, можно будет  говорить, не понимая указанного ранее заблуждения, о полной независимости «мира идей». Также следует избегать понимания единства материи и сознания, как процесса лишающего мысль качественной самостоятельности. Идеальный мир человека и общества обладает своими законами и правилами построения, не тождественными законам физики, химии биологии. То есть, вновь мы сталкиваемся с тем, что не допустимо упрощать материю до форм её воплощения, и тем более сводить одну форму движения материи к закономерностям, управляющим другой  видом реальности. Поэтому «мир идей» это форма движения материи, не сводимая к природным процессам).

3) Мир образует совокупную реальность предзаданную для сознания человека. Мироздание существует вне и независимо от воли и сознания отдельного индивида, а само сознание есть осознанное бытие. Человек может относительно влиять на ход конкретных событий и процессов, показывая тем самым их зависимость от своей духовной деятельности, но бытие в целом в философском понимании существует самостоятельно.  Поэтому, бытие человека, прежде всего, есть процесс его реальной действительной жизни, и даже уход в мир иллюзорных представлений, то есть психологический побег от объективной реальности, не позволяет говорить, что индивид, его сознание отделены в эти моменты от социального бытия. Сознание, будучи особым, неовеществлённым воплощением бытия, выступающим для человека в качестве специфической «идеализированной» действительности является, всё же, бытием объективно предзаданным.

 4) вытекает из предзаданности бытия сознанию и характеризует сущее как сложно устроенную совокупную действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования и развития, не утрачиваемую своей объективности и первенства, даже если человек не может её понять, или стремится исказить.

 Основные формы бытия. Затрагивая проблематику целостности и единства мира, не следует понимать это утверждение как костное, не дифференцированное представление о мироздании в философии. Каждый единичный объект уникален внешне и внутренне, так как постоянно формируется и движется в специфических, постоянно меняющихся условиях и связях. Качественная определённость любой вещи, процесса и т.д. характеризуется особенностью места и условием его индивидуального существования, а также положением в целостном, общем бытие.

Уникальность индивидуального сущего, не противоречит тому, что предметы можно объединить в определённые целостности, выделив, при помощи абстракции, сходство условий существования, внешних и внутренних признаков, отношений. Это позволяет классифицировать бытие по общим формам:

  1.  бытие вещей и процессов: а) в природе, б) произведённых человеком («вторая природа»);
  2.  бытие человека: а) в мире вещей, б) уникальное, специфическое бытие человека;
  3.  бытие духовное или идеальное: а) индивидуализированное духовное, б) объективное (внеиндивидуальное бытие).
  4.  бытие социальное: а) бытие отдельного человека в обществе и в истории, в) бытие собственно общества.

Бытие вещей в природе. Вещи, процессы, состояния природы возникли и существовали до человека, и продолжают существовать независимо от действий людей. Но существует определённая сложность, заключённая в том, что о вещах и процессах природы размышляет человек. Именно он устанавливает существование природы вне зависимости от своего сознания, и констатация этого факта происходит посредством сознания и действия индивида и социума. В философии возникают вопросы: можно ли говорить о действительной самостоятельности бытия? не является ли природа лишь проекцией нашего сознания или выдумкой?

Знания о природе приобретаются индивидом на основе общечеловеческого исторического социального опыта, в том числе и эмпирических данных естествознания. Поэтому понимание природы сформировано не зависимо от фантазии человека, а посредством накопления данных о природе, их анализе на уровне науки, философии, культуры как таковой. Социум, как часть и форма бытия,  здесь предстаёт как объективный исторический фактор, преодолевающий ограниченность частного субъективного сознания. Социальность и объективность истины, в этом контексте, означает, что данные о природе получены не по принципу «согласия большинства мнений», а путём сбора и последующего анализа множества фактов природного бытия с различных сторон «индивидуальными материальными сознаниями» посредством целостной культурной реальности, которая есть отражение действительности, и организуется по своим уникальным онтологическим принципам. Если бы мир был представлением отдельного человека, то возникает вопрос, как существует представление другой личности, и каким образом эти разные мнения могут соприкасаться, хотя бы на уровне простого некритического обмена информации? Солипсизм, таким образом, разрушает очевидность взаимосвязи между людьми, и также принципы социальной и «бытийственной» целостности.

Независимое бытие обладает такими характеристиками, как бесконечность в пространстве и времени, неуничтожимость и безначальность. Конечны лишь её конкретные проявления, в которых чередуется их частная возможность существования и небытия, переход из одной формы в другую. Гегель для обозначения подобного конкретного состояния бытия, использовал понятие «исчезающее бытие», которое несёт в себе элементы сохранения и исчезновения.

Таким образом, в этой форме бытия происходит сложное диалектическое взаимодействие «преходящего» (временного) и «непреходящего» в существовании отдельных, конкретных предметов, или связей с непреходящим состоянием и природой как таковой.

Бытие произведённых человеком вещей. «Вторая природа» находится в строгой зависимости от природы в целом, и не коим образом не может появляться вне «первой». Орудия труда, прочая продукция не приобретают новую «внеприродную» сущность, напротив, напротив это всё тот же «материал», сохранивший свои природные закономерности, которые приобретаю специфическую окраску, форму, новую трансформацию в социальной трудовой деятельности человека. Социальная деятельность определяет не сущность «второй природы», а лишь формы, конкретные состояния природного бытия. Объективная первичная реальность природы сохраняет свою независимость от человека, но при этом позволяет «опредметить», воплотить в конкретном продукте труд и знание, цели, проекты, творческие образы человека.

Во «второй природе», таким образом,  наличествует диалектическое единство природного материала и опредмеченного идеальной деятельности, что даёт возможность говорить о новой природно-духовно-социальной реальности,  где решающее значение играет не только законы природы, но и исторические тенденции (например, инструмент, механизм и т.д. является непременным атрибутом цивилизации, и ей же формируется). При этом «вторая природа» каждому отдельному человеку дана как объективная историческая реальность, не зависящая от него, но не абсолютно, так как может быть им изменена и преобразована, то есть мы сталкиваемся здесь с «относительно самостоятельным бытием».

Следует также отметить и различия между «первой» и «второй» природой. Если «первая» природа безгранична, непреходяща, то «вторая» зависит от времени и пространства человека и социального бытия. «Первая» природа осваивается человеком в небольшой части, «вторая» есть следствие преобразующего сознательного действия людей.

Бытие человека в мире вещей. Человек также является частью природы и может рассматриваться как её объект и вещь. Следовательно, в его бытие есть элементы, присущие любой «приходящей природе» (только элементы; не следует исчерпывать бытие человека его природным существованием). Первичной предпосылкой существования для человека выступает жизнь его тела, которое подчинено природным законам физики, химии, и прежде всего биологии. В человеке диалектически взаимосвязаны смертное и бесконечное, или постоянное природное (смерть человека есть переход его тела в другое состояние). При этом, на данном уровне бытия, человек сам для себя выступает в качестве «второй природы», то есть мысли, чувства, эмоции, определённые социальным состоянием, становятся важнейшей стороной формирования бытия человека. Также «бытие человека как вещи», организма оказывает сильное влияние на формирование производства и общения между людьми.

Специфическое человеческое бытие. Она заключается в том, что человек, будучи уникальной биосоциальной целостностью, не определён биологическими, природными закономерностями. Они составляют лишь природную основу его бытия, необходимое условие, или причинное основание. Главной силой, сущностью, сформовавшей человека, при посредничестве природных закономерностей, стали социальные отношения, например, запечатлённые в форме трудовой духовной деятельности.

Бытие человека, таким образом, это не внеприродное существование, но и не сугубо биолого-телелсное бытийствования. Человек, как указывают ряд философов, существует в трёх измерениях: 1) как социально историческое существо, что определяет сущность, причину его бытия в качестве собственно человека; 2) как животный вид Homo sapiens; 3) как индивидуальность, сочетающая в себе неповторимость биологического и социального порядка. Эти измерения необходимо воспринимать, как урони целостного бытия, обладающие различным значением. Первое измерение, как указывалось ранее, определяет сущность человеческого бытия. Второе выступает в качестве природного основания, третье – воплощение первых двух измерений в конкретной форме (отдельный человек).

Необходимо отметить, что бытие человечества есть объективная социальная реальность по отношению к сознанию отдельных людей и поколений, культур, традиций. При этом собственное сознание и природа выступает реальностью для самого индивида. Поэтому человек обладает возможностью «влиять на ход истории», то есть выступать в роли личности, осуществляющей сложное постоянное взаимодействие объективной и субъективной реальности. В противном случае, исключается диалектическое тождество субъекта и объекта, и в качестве одного из возможных последствий выступает устранение сознательной деятельности человека как необходимого элемента исторического процесса  (получается общество без человека, что абсурдно).

Рассматривая вопрос о нашем месте в бытие как таковом, следует затронуть проблему случайного и необходимого в генезисе человека. Человек не является песчинкой, случайно возникшей в мире и стоящей в общей череде других явлений. Факт появления человека нельзя назвать кратким, незначительным эпизодом для этого мира. Напротив, в философии отмечают, что «всё стремится к человеку в своём развитии». Но это не возрождение антропоморфизма, когда утверждается, что всё существует для человека и определяется его бытием. Когда произносится утверждение о «стремлении к человеку» то подразумевается, прежде всего, принцип качественного развития материи по направлению от низшего к высшему (от простого к сложному – это принцип накопления разнообразных свойств объектом, но не развитие). Это стремление к прогрессивному движению заложено в материю как неотъемлемое качество, атрибут. Человек, общество являются наиболее развитыми, высшими и сложными элементами движениями материи. По этому социальная форма движения материи это не «досадная случайность», а необходимая, закономерная ступень в развитии бытия. В самом мироздании потенциально заложена возможность появления человека, как следствия процесса развития и усложнения мироздания.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное или идеальное – это процесс сознания, включающий знания, материализующиеся в естественных языковых и искусственно знаково-символических системах. К идеальному принадлежит мысль, творчество, нравственность, право и т.д. Индивидуализированное духовное включает прежде всего сознание индивида, которое есть атрибут бытия человека, позволяющий давать осознанные оценки и понимать происходящее в мире. Сознание человека, помимо, мыслей, идей, ценностей, убеждений, знаний, включает в себя впечатления, чувства, эмоции, переживания, которые также образуют идеальный, быстро меняющийся, но упорядоченный, устойчивый в своей структуре поток. Специфика индивидуализированного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей, которые могут сохраняться во внеиндивидуальной форме бытия человека – истории, знании и т.п. Также сложность понимания уникальности сознания состоит в неотделимости его от природной, биологической основы (мозг, нервная система), что не должно приводить к редукции мышления к деятельности мозга. Мысли, идеи, эмоции не являются физическим объектом, химической реакцией и не могут быть просто упрощены до природного состояния материи. Мышление является внепострантвенным состоянием (пространство следует понимать здесь как характеристику природного мира потому, что «материальная» мысли не может существовать вне пространственно-временных координат), а элементы сознания являются идеальными образами. Физическое время также не является жёсткой детерминирующей силой для сознания (в сознании можно смоделировать прошлое и будущее, придумать многомерные и «многовременные» состояния и т.д., но и здесь следует понимать, что подобные проекты отталкиваются от материальных образов и творчески их преломляют, иногда в образы, противоречащие самой действительности). Но само сознание человека всегда существует только в настоящем.  Прошлое, исчезая, зачастую, актуализируется в виде воспоминаний, переживаний в настоящей действительности для человека.

Интересным аспектом сознания является самосознание, которое выступает центром нашего сознания, и позволяет нам осознавать себя, своё тело, чувства, своё место и роль в обществе. К индивидуально-духовному бытию человека относится также и бессознательная сторона его существования, которая находится в постоянном диалоге с самосознанием, социальным миром, оказывает влияние на поведения человека, его сознательную деятельность.

Самостоятельность индивидуального сознания относительна. У него нет своего особенного места в бытие, оно во многом испытывает влияние природного фактора и определенно объективными закономерностями социально-исторического развития. Результаты деятельности сознания и духовной практики отдельного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает «индивидуальное второго типа» (например, персоналия в истории философии).

Бытие объективно духовного. На этом уровне оформления бытия духовное также не может существовать без материальных носителей. Здесь объектным воплощением идеального выступает элементы культуры, например, язык, который является «действительностью мысли», посредством него идея объективируется и превращается в реальность отстоящую от индивидуального. Примером могут служить орудия труда, изобретения, произведения искусства, запечатлевающие символическую реальность в действительных формах.  Идеи способны накапливаться в процессе истории и изменяться вместе с ней, составляя культурное богатство человечества. Всё это также свидетельствует о способности объективации индивидуальных идей. При этом идеи не могут быть свободными от объективных воплощений и не представляют собой «отдельную чистую реальность» сугубо идеального характера. Бытие идей неотделимо от человеческого, социального бытия и природы, через них оно претерпевает процесс «объективации», перемещаясь в социальном и историческом пространстве и времени.

Но и на этом уровне сохраняются диалектические принципы построения действительности, что находит свое подтверждение в «единстве и борьбе противоположностей» объективизированного и индивидуализированного.

Проблема бытия и «небытия». Бытие или «нечто», очень часто во многих концепциях, возникавших в истории философии, противопоставлялось «ничто» или небытию. Например, выдвигались предположения о том, что всё сущее возникает из небытия, куда со временем и возвращается, утрачивая свою актуальную, наличную форму бытия. Но подобный переход возможен только в относительном «исчезающем бытие», то есть на конкретно-вещественном уровне, когда отдельный предмет возникает из другой формы бытия и «растрачивая» своё существование погибает, то есть, перестаёт «быть», преобразовываясь в формы другого качества. Но если рассматривать сущее как целое или как таковое, то можно говорить о том, что «небытия» нет, и не может быть как категории противопоставленной бытию потому, что если что-то есть, то значит, оно является формой бытия, особым его проявлением, отличным от конкретного воплощения предмета.

Гегель, как представитель панлогизма, считал, что если мы утверждаем, что всё есть, то мы опускаем все конкретные специфические различия, как вещей, так и связей, отношений, процессов, и, следовательно, получаем не абсолютную полноту, а абсолютную пустоту. Поэтому чистое бытие, по Гегелю, настолько бедно, что не отличимо от «ничто». Но это абсурд, как отмечал сам философ, «ничто» не может быть тождественно «нечто». Подобное утверждение есть плод недомыслия, и огрубления бытия до его конкретных форм. Он указывал на то, что чистое бытие связано прежде всего с началом, начало же – с наличием возможности. А сама возможность уже и есть нечто, пока ещё не приобретшее форму, а существующее как потенциальное бытие, то есть ещё свёрнутая форма будущего бытия уже в конкретной форме. В зародыше, в потенции объединены бытие и небытие (вещи, процессы и т.д.). Внутри этого единства противоположностей совершается становление, переход «ничто» в «нечто». Таким образом, Гегель показал, пусть как философ-идеалист, что нет абсолютного небытия, так как она может быть только одной из форм проявления «нечто».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76860. Грудной проток 180.8 KB
  Образование протока явление многовариантное: слияние поясничных или кишечных или тех и других стволов правой и левой стороны; слияние только поясничных и кишечных стволов 25; образование стволами млечной цистерны cistern chyli в виде конусовидного ампулярного расширения 75; сетевидное начало в виде крупного петлистого сплетения из поясничных чревных брыжеечных стволов и выносящих сосудов. Проток возникает на уровне XII грудного II поясничного позвонков и располагается рядом с брюшной аортой. В грудном протоке от начала...
76861. Правый лимфатический проток 179.63 KB
  Он проходит рядом с подключичной веной имеет клапаны и сфинктер впадает либо в венозный угол и вены его образующие либо в правый лимфатический проток. Бронхомедиастинальный правый ствол truncus bronchomedistinlis собирается из выносящих лимфатических сосудов от средостенных трахеобронхиальных и бронхолегочных лимфатических узлов. Он имеет клапаны впадает в правый лимфатический проток или в правый яремный венозный угол или в вены его составляющие – внутреннюю яремную подключичную плечеголовную.
76862. Лимфатический узел 181.03 KB
  Лимфатические синусы в паренхиме узла делятся на краевой подкапсульный – sinus mrginlis seu subcpsulris корковые – sinus corticles мозговые – sinus medullres воротный – sinus chilris. По приносящим сосудам лимфа поступает в краевой синус из него в корковые из них – в мозговые синусы а потом – в воротный откуда начинаются выносящие лимфатические сосуды. Лимфатические узлы располагаются группами с вариабельным числом узлов в каждой 420 66404 всего образуется до 150 региональных групп. У висцеральных узлов наблюдается несколько...
76863. Лимфатические сосуды и узлы головы и шеи 182.17 KB
  Они формируются из однослойной сети кожных лимфатических капилляров и посткапилляров и впадают в поверхностные лимфатические узлы расположенные на границе головы и шеи. Поверхностные лимфатические узлы головы. Они принимают лимфу от лобной теменной височной областей наружного уха слуховой трубы верхней губы и от околоушной железы а направляют её в поверхностные и глубокие шейные узлы.
76864. Лимфатические сосуды и узлы руки 180.47 KB
  По поверхностным сосудам оттекает лимфа от кожи подкожной клетчатки поверхностной фасции поверхностных мышц используя крупные и длинные лимфатические сосуды трех групп латеральной медиальной и средней. Латеральные лимфатические сосуды 510 начинаются от кожи IIII пальцев латеральной поверхности кисти предплечья плеча проходят вместе с цефалической веной и впадают в подмышечные лимфатические узлы латеральную группу. Медиальные лимфатические сосуды 515 начинаются на IVV пальцах медиальной поверхности кисти предплечья...
76865. Лимфатические сосуды и узлы ноги 179.36 KB
  sphen mgn а впадают в поверхностные паховые лимфатические узлы. Задние приносящие сосуды 35 начинаются от лимфатических сетей кожи подошвы пятки сопровождают малую подкожную вену и вливаются в подколенные лимфатические узлы. Глубокие приносящие сосуды начинаются из капиллярных лимфатических сетей мышц суставных капсул наружной оболочки эпиневрия периферических нервов надкостницы и проходят вместо с глубокими венами стопы голени бедра вливаясь в паховые лимфатические узлы.
76866. Пути оттока лимфы от молочной железы 182.41 KB
  Они впадают в следующие лимфатические узлы. Непостоянные 15 межгрудные лимфатические узлы nodi lymphtici interpectorlis расположенные между большой и малой грудными мышцами. Выносящие из них сосуды направляются в предаортальные узлы но могут вливаться непосредственно в грудной проток и левый яремный ствол. Часть приносящих лимфатических сосудов обходит лимфатические узлы и напрямую вливается в выносящие сосуды или подключичные яремные и бронхомедиастинальные стволы что приводит к отдаленному метастазированию опухолевых клеток из...
76867. Лимфатические сосуды легких и грудные узлы 180.75 KB
  Приносящие лимфатические сосуды возникают на уровне легочных сегментов переходят в долевые и воротные покидая легкие вместе с венами вливаются в следующие висцеральные лимфатические узлы грудной полости. Бронхопульмональные nodi lymphtici bronchopulmonles 425 внутриорганные узлы располагаются у сегментарных и долевых бронхов внеорганные узлы находятся в корне легкого у главного бронха. Трахеобронхиальные узлы nodi lymphtici trcheobronchiles: верхние 114 и нижние 330 лежат над и под бифуркацией трахеи.
76868. Лимфатические сосуды и узлы органов брюшной полости 186.2 KB
  Из капиллярных сплетений начинаются приносящие лимфатические сосуды которые направляются к краям органа и вливаются в органные лимфатические узлы. Из сплетений приносящие лимфатические сосуды направляются к воротам органов где вступают в органные лимфатические узлы. Из них выходят выносящие сосуды большая часть которых вливается в межорганные и региональные лимфатические узлы меньшая в кишечные поясничные лимфатические стволы грудной проток.