20652

Категория «материя» в философии

Реферат

Логика и философия

Рассматривая материю можно выделить ряд основных проблем формирующих предмет исследования данной категории: а вопрос о единстве материи б соотношение материи и идеального в диалектика материи то есть рассмотрение её через призму закона единства и борьбы противоположностей установка диалектических противоречий например исследование таких категорий как общее и специфическое целое и часть и т. Подобное ограниченное конкретновещественное понимание материи сохранялось как парадигма на протяжении многих столетий в философии...

Русский

2013-07-31

46 KB

18 чел.

Категория «материя» в философии.

Категория бытия, объединяющая в себе, в предельно общем виде, различные предметы, процессы, феномены, идеи, предполагает не просто многообразие своего содержания, но и единство мироздания в некоторой общей основе. В процессе исторического становления философии для обозначения подобной «всеохватывающей основы» была введена категория «субстанция» - от латинского substantia, что дословно означает «то, что лежит в основе», сущность. На данный момент под субстанцией принято понимать категорию, выражающую сущность всех вещей, через которую достигается внутреннее единство в многообразии конкретных объектов, событий, явлений, отношений, посредством которых и через которые она существует. (Для обозначения общности определённого класса предметов используется понятие «субстрат» – общая основа многообразных  явлений, основа общности или сходства однородных явлений).

В понимании субстанциональности в философии сложилось два основных направления: монизм и дуализм. Монизм исходит из положения о том, что в основе мира лежит одна субстанция. Он подразделяется на идеалистический и материалистический монизм. К первому типу, например, относится учения Платона об эйдосах-идеях и Гегеля об абсолютном духе. Ко второму типу, представители которого считали, что в основе мира лежит не дух, а материальное начало, причисляют философов милетской школы, диалектический материализм Маркса и Энгельса и т.д. Дуализм (не следует проводить аналогии с диалектикой) утверждает двухчастность субстанции, равнозначность субстанционального сосуществования материального и идеального. Например, Рене Декарт указывал в своих работах на существование материальной и духовной субстанции.

Рассматривая «материю», можно выделить ряд основных проблем, формирующих предмет исследования данной категории: а) вопрос о единстве материи, б) соотношение материи и идеального, в) диалектика материи, то есть рассмотрение её через призму закона «единства и борьбы противоположностей», установка «диалектических противоречий», например, исследование таких категорий как общее и специфическое, целое и часть и т.д.

 Понятие «материя» происходит от латинского materia – вещество. Подобное ограниченное конкретно-вещественное понимание материи сохранялось, как парадигма на протяжении многих столетий в философии, науке, мировоззрении как таковом. На первых этапах формирования философской мысли, когда предпринимались попытки уйти от простого описания качественного многообразия мира и рассмотреть его в едином, целостном состоянии, милетская школа вводит понятие первоосновы, первоматерии для всего существующего, но дальше аналогий с физическими элементами не уходит. То есть, мы сталкиваемся с тем, что «овеществлённое» понимание материи не достигает сложного онтологического и гносеологического философского раскрытия, а остаётся в рамках физической картины мира, предлагая соответствующее «элементное» видение бытия. Материя, по сути, здесь тождественна природному миру, поэтому интерпретация её значения, смысла, образа представления строится на методологической и категориальной базе первых достижений естественных наук. По мере развития философии и науки, естественнонаучное и философское определение материи приобретут относительно различную предметно-смысловую нагрузку. В дальнейшем Демокрит отметит несостоятельность «милетских» утверждений и «обобщений», так как обосновано посчитает весьма спорным и проблематичным попытки объяснить с помощью одного «вещества» происхождение других веществ и многообразия как такого. Так же подобные взгляды не содержали в себе принципы своего изменения, движения. Демокрит попытался абстрагироваться от конкретики «первооснов натурфилософии» и предложил универсальное понятие атома, атомарного, строения мира. Атомы истолковывались как вещество, как строительный материал всего сущего и его разнообразия, которое зависит от типа взаимодействия между ними. В целом, несмотря на более сложный уровень абстракции, понимание материи Демокритом не выходит за рамки «физико-вещественных» аналогий.

Во многом положения атомистической концепции (безусловно, в более сложном виде, чем предлагали античные атомисты) в понимании материи сохранились до 20 века в виде дискретной картины мира, согласно которой бытие состоит из взаимодействующих строгим, жёстким образом мельчайших и обособленных частичек. Например, на основе атомизма Ньютона разрабатывались понятия массы и т.д. Атомистика легла также в основу молекулярно-кинетической теории теплоты. Подобные механистически-атомарные представления о мироздании, основанные на понимании материи как атомов движущихся в пустоте, столкнулись с новыми открытиями и фактами в 20 веке, поставившими под сомнение их «окончательную» истинность. Был разделён атом, и обнаружен электрон, радиоактивный распад, превращамотсь атомов. Сформировались новые представления в области теории взаимодействия, в физике было введено новое фундаментальное понятие поля (М. Фарадей, Дж. Максвелл). Благодаря данной теории наука получила описание нового состояния материи отличного от вещества, а также новый фундамент для преодоления «механистического» материализма.

Первоначально поле понималось как пространство окружающее какой-либо объект, для каждой точки которого можно с помощью уравнений определить величину и направление силы взаимодействия между данным и другим объектом. Но уже в расчётах тяготения между объектами Ньютоном было получено, что оно (тяготение) имеет разную напряжённость в различных точках пространства, что указывало на активность поля в материальных процессах и на то, что сама материя не может быть только веществом. В последствии было доказано, что поле есть не просто атрибут объекта, но самостоятельная физическая реальность, существующая и распространяющаяся в пространстве относительно независимо от вещественного объекта, что позволило говорить о нём (поле) как о новом особом виде материи, для которого характерна не дискретность (прерывность), а континуальность (непрерывность). Первоначально подобное представление о поле не только вызвало отрицание понимания материи сугубо как вещества, но и привело к отрицанию материальности мира.

В классической механике считалось, что масса есть мера количества материи и она неизменна и постоянна. Но масса  электрона меняется от скорости тела и с приближением к скорости света напряжение поля стремиться к бесконечности и, соответственно, меняется и его масса. Данное открытие непостоянства массы было истолковано как «исчезновение» материи, а вместе с ней и материализма. Радиоактивный распад атомов объяснялся как переход материи в чистую энергию, то есть опять как подтверждение того, что материя исчезает. Эти данные, а также невозможность чувственно воспринимать и представлять себе микрообъекты, что вынуждало прибегать в их изучении к абстрактным математическим моделям, которые «отрывались от материи» и определялись как самостоятельные идеальные сущности (реальности), привели к идеализму в физике. Подобное течение спровоцировало новый мировоззренческий кризис, жёстко отделив от материальной основы идеальное, разрушив тем самым связь духовного с действительностью и превратив всякую теорию в неправомерное, принимаемое на веру, рассуждение.

Порочность подобных подходов заключалась также в ограниченном, однонаправленном монистически-вещественном понимании материи, не учитывающем роль связей, отношений, то есть «механический материализм» в действительности не был преодолён в этих концепциях, не смотря на понимание самостоятельности поля и т.п.

Преодоление «механического материализма» и идеализма не может быть осуществлено при помощи эклектического соединения этих взглядов, а также в дальнейшем «прибавлении» в понятие материя последующих открытий. Необходимо дать такое определение, которое бы избегало, как «привязывание» материи к конкретным предметам, так и её отрыв от вещественной действительности, превращение в реальность существующую вне вещи, представленную в концепциях «чистого поля» и «чистой энергии».

Прежде всего, для формирования философского понимания материи, существующей в многообразии конкретных объектов, необходимо отойти от ограниченного взгляда частных естественных наук на эту проблему и сформулировать, при помощи философской методологии, такое определение, которое смогло бы избежать «природных» аналогий и перечисления качеств материи, открытых наукой. (Отметим, что философия не пытается отрицать достижения естествознания, но пытается их переосмыслить в соответствии со своей предметной областью и методологией исследования).

В современных философских концепциях диалектического материализма данная категория раскрывается через её соотношение с сознанием, так как вопрос о строение материи, конкретных процессах протекающих в природе это предмет науки, философская же проблема, прежде всего, состоит в выяснении отношения познавания, или познавательного процесса как такового, к объективному миру, постановке вопроса о первичности познания или природы, их зависимости. Поэтому, давая определение, материи посредством «основного вопроса философии» (первый вопрос философии «познаваемо ли бытие?») мы можем говорить, что материя – это философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в его ощущениях непосредственно или опосредованно, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них (В.И. Ленин). Рассматривая это гносеологическое определение материи, можно говорить о том, что материя предзадана человеческому сознанию, более того сознание не есть независимая идеальная субстанция, а выступает особым свойством материи. Человек воспринимает этот мир, формируя своё мышление в диалоге с ним на основе своих чувств, которые доставляют информацию либо непосредственно, либо через специальные приборы. Взгляд на материю как на объективную реальность позволяет вобрать все её характеристики, законы строения и функционирования, движения и развития, её неисчерпаемость для человеческого познания.

Для понимания материи недостаточно дать только её определение. Необходимо диалектически рассмотреть проблемы дискретного и континуального, вещи и поля, обосновать единство материи и сознания, и, таким образом, поставить вопрос о единстве мира.

Как уже говорилось в предыдущих лекциях, единство мироздания состоит в его материальности, поэтому сознание, духовное, идеальное есть, как познание материальной действительности, так и её  составная часть. Сознание, связанное с действительностью, является свойством высокоорганизованной материи и не может являться субстанцией абсолютно противопоставленной объективной реальности, природе, социуму. Таким образом, человек и окружающая действительность представляет собой единый материальный мир. Единство здесь раскрывается через общность в материальной основе, которая, безусловно, может принимать различные природно-вещественные и идеальные формы, но всегда сохраняет свое онтологическое постоянство.

Единство мира заключено также и во взаимосвязанности, взаимодействии всех форм движения материи. Исключение значимости отношений, организующих материю, приводит к раздроблению мира на собственно материальный и, уравненный и самостоятельный относительно материи, мир идеального, что и произошло в «идеалистической физике и философии». Нежелание учитывать принцип всеобщей связи и взаимодействия приводит к тому, что невозможно объяснить процесс онтологического развития, движения от высшего к низшему. Этот принцип позволил рассмотреть общество, человека как «связанную» и необходимую часть этого мира, так как ранее в силу позиций, утверждавших дуалистическую уникальность бытия, в котором сочетались объективные и субъективные моменты, было весьма сложно найти общее духовного и природного мира относительно постоянно изменяющейся материей в целом.

При этом единство не исключает структурированность материи, бесконечность числа её видов, свойств, отношений в мире. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве самостоятельной системы, целостности обладающей особыми элементами и связями, структурой. Например, вещество – это то, что обладает механической массой или массой покоя (атомы, нейтроны, планеты); поле – «непрерывный вид материи», не имеет массы покоя и связывает частицы материи, позволяя им  взаимодействовать и существовать (электрические, механические поля). Граница между веществом и полем не абсолютна, они, находясь в постоянном изменении, взаимоотносительны и не существуют друг без друга. Здесь реализуется принцип взаимопревращения энергии и вещества.

Одной из неотъемлемых черт материи является её несотворимость и неуничтожимость, то есть следует говорить о законе сохранения материи в процессе её изменения. Материя является источником, причиной, следствием самой себя. Процесс изменения форм и состояний материальной субстанции практически не ограничен, например, в микромире частицы вещества превращаются в излучение. Но в процессе всех взаимных превращений материя неизменно выступает в качестве субстанции, единой основы всех изменений. Таким образом, закон сохранения и превращения материи выглядит следующим образом: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общий баланс материи остаётся неизменным. Никогда цепочка взаимных превращений не может оборваться в ничто. Материя не может произойти из ничего и не может превратиться в ничто. При рассмотрении закона сохранения материи необходимо учитывать и принцип всеобщей взаимосвязи и взаимодействия, то есть любой объект возникает, развивается, функционирует и гибнет лишь в связи с другими объектами. Появление вещи означает не абсолютное рождение из ничего, а возникновение из другой вещи. Материальная субстанция во всех этих превращениях остаётся незыблемой, невозникающей, неисчезающей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63200. Роздробленість Київської Русі, політична роздробленість 27.35 KB
  Сизначати причини роздробленості Київської Русі її сутність та наслідки; розвивати в учнів уміння встановлювати причинно-наслідкові звязки працювати з джерелами інформації аналізувати історичний матеріал...
63201. Захист особистих немайнових і майнових прав 28.06 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про особисті немайнові та майнові права навчити їх розрізняти; розвивати вміння аналізувати ситуації і правильно їх оцінювати; виховувати в учнів розуміння цінності особи необхідності поваги і дотримання її прав.
63202. Політичний і соціально-економічний розвиток Київського, Чернігово-Сіверського та Переяславського князівств у середині XII - першій половині XIII століття 35.58 KB
  Київське князівство Географічне положення Київське князівство полянське Правобережжя землі древлян південнозахідні райони розселення дреговичів а також землі уличів у басейні Південного Бугу.
63205. Цивільно-правова відповідальність 24.03 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями та порядком притягнення до цивільноправової відповідальності; сформувати розуміння можливої відповідальності за завдану шкоду; виховувати почуття відповідальності за свої дії.
63207. Спадкове право 27.55 KB
  Мета: розкрити основні поняття спадкового права; познайомити учнів з особливостями спадкового права з умовами відкриття спадщини й винесення права на спадщину; виховувати в учнів правову культуру та правову свідомість.