20652

Категория «материя» в философии

Реферат

Логика и философия

Рассматривая материю можно выделить ряд основных проблем формирующих предмет исследования данной категории: а вопрос о единстве материи б соотношение материи и идеального в диалектика материи то есть рассмотрение её через призму закона единства и борьбы противоположностей установка диалектических противоречий например исследование таких категорий как общее и специфическое целое и часть и т. Подобное ограниченное конкретновещественное понимание материи сохранялось как парадигма на протяжении многих столетий в философии...

Русский

2013-07-31

46 KB

18 чел.

Категория «материя» в философии.

Категория бытия, объединяющая в себе, в предельно общем виде, различные предметы, процессы, феномены, идеи, предполагает не просто многообразие своего содержания, но и единство мироздания в некоторой общей основе. В процессе исторического становления философии для обозначения подобной «всеохватывающей основы» была введена категория «субстанция» - от латинского substantia, что дословно означает «то, что лежит в основе», сущность. На данный момент под субстанцией принято понимать категорию, выражающую сущность всех вещей, через которую достигается внутреннее единство в многообразии конкретных объектов, событий, явлений, отношений, посредством которых и через которые она существует. (Для обозначения общности определённого класса предметов используется понятие «субстрат» – общая основа многообразных  явлений, основа общности или сходства однородных явлений).

В понимании субстанциональности в философии сложилось два основных направления: монизм и дуализм. Монизм исходит из положения о том, что в основе мира лежит одна субстанция. Он подразделяется на идеалистический и материалистический монизм. К первому типу, например, относится учения Платона об эйдосах-идеях и Гегеля об абсолютном духе. Ко второму типу, представители которого считали, что в основе мира лежит не дух, а материальное начало, причисляют философов милетской школы, диалектический материализм Маркса и Энгельса и т.д. Дуализм (не следует проводить аналогии с диалектикой) утверждает двухчастность субстанции, равнозначность субстанционального сосуществования материального и идеального. Например, Рене Декарт указывал в своих работах на существование материальной и духовной субстанции.

Рассматривая «материю», можно выделить ряд основных проблем, формирующих предмет исследования данной категории: а) вопрос о единстве материи, б) соотношение материи и идеального, в) диалектика материи, то есть рассмотрение её через призму закона «единства и борьбы противоположностей», установка «диалектических противоречий», например, исследование таких категорий как общее и специфическое, целое и часть и т.д.

 Понятие «материя» происходит от латинского materia – вещество. Подобное ограниченное конкретно-вещественное понимание материи сохранялось, как парадигма на протяжении многих столетий в философии, науке, мировоззрении как таковом. На первых этапах формирования философской мысли, когда предпринимались попытки уйти от простого описания качественного многообразия мира и рассмотреть его в едином, целостном состоянии, милетская школа вводит понятие первоосновы, первоматерии для всего существующего, но дальше аналогий с физическими элементами не уходит. То есть, мы сталкиваемся с тем, что «овеществлённое» понимание материи не достигает сложного онтологического и гносеологического философского раскрытия, а остаётся в рамках физической картины мира, предлагая соответствующее «элементное» видение бытия. Материя, по сути, здесь тождественна природному миру, поэтому интерпретация её значения, смысла, образа представления строится на методологической и категориальной базе первых достижений естественных наук. По мере развития философии и науки, естественнонаучное и философское определение материи приобретут относительно различную предметно-смысловую нагрузку. В дальнейшем Демокрит отметит несостоятельность «милетских» утверждений и «обобщений», так как обосновано посчитает весьма спорным и проблематичным попытки объяснить с помощью одного «вещества» происхождение других веществ и многообразия как такого. Так же подобные взгляды не содержали в себе принципы своего изменения, движения. Демокрит попытался абстрагироваться от конкретики «первооснов натурфилософии» и предложил универсальное понятие атома, атомарного, строения мира. Атомы истолковывались как вещество, как строительный материал всего сущего и его разнообразия, которое зависит от типа взаимодействия между ними. В целом, несмотря на более сложный уровень абстракции, понимание материи Демокритом не выходит за рамки «физико-вещественных» аналогий.

Во многом положения атомистической концепции (безусловно, в более сложном виде, чем предлагали античные атомисты) в понимании материи сохранились до 20 века в виде дискретной картины мира, согласно которой бытие состоит из взаимодействующих строгим, жёстким образом мельчайших и обособленных частичек. Например, на основе атомизма Ньютона разрабатывались понятия массы и т.д. Атомистика легла также в основу молекулярно-кинетической теории теплоты. Подобные механистически-атомарные представления о мироздании, основанные на понимании материи как атомов движущихся в пустоте, столкнулись с новыми открытиями и фактами в 20 веке, поставившими под сомнение их «окончательную» истинность. Был разделён атом, и обнаружен электрон, радиоактивный распад, превращамотсь атомов. Сформировались новые представления в области теории взаимодействия, в физике было введено новое фундаментальное понятие поля (М. Фарадей, Дж. Максвелл). Благодаря данной теории наука получила описание нового состояния материи отличного от вещества, а также новый фундамент для преодоления «механистического» материализма.

Первоначально поле понималось как пространство окружающее какой-либо объект, для каждой точки которого можно с помощью уравнений определить величину и направление силы взаимодействия между данным и другим объектом. Но уже в расчётах тяготения между объектами Ньютоном было получено, что оно (тяготение) имеет разную напряжённость в различных точках пространства, что указывало на активность поля в материальных процессах и на то, что сама материя не может быть только веществом. В последствии было доказано, что поле есть не просто атрибут объекта, но самостоятельная физическая реальность, существующая и распространяющаяся в пространстве относительно независимо от вещественного объекта, что позволило говорить о нём (поле) как о новом особом виде материи, для которого характерна не дискретность (прерывность), а континуальность (непрерывность). Первоначально подобное представление о поле не только вызвало отрицание понимания материи сугубо как вещества, но и привело к отрицанию материальности мира.

В классической механике считалось, что масса есть мера количества материи и она неизменна и постоянна. Но масса  электрона меняется от скорости тела и с приближением к скорости света напряжение поля стремиться к бесконечности и, соответственно, меняется и его масса. Данное открытие непостоянства массы было истолковано как «исчезновение» материи, а вместе с ней и материализма. Радиоактивный распад атомов объяснялся как переход материи в чистую энергию, то есть опять как подтверждение того, что материя исчезает. Эти данные, а также невозможность чувственно воспринимать и представлять себе микрообъекты, что вынуждало прибегать в их изучении к абстрактным математическим моделям, которые «отрывались от материи» и определялись как самостоятельные идеальные сущности (реальности), привели к идеализму в физике. Подобное течение спровоцировало новый мировоззренческий кризис, жёстко отделив от материальной основы идеальное, разрушив тем самым связь духовного с действительностью и превратив всякую теорию в неправомерное, принимаемое на веру, рассуждение.

Порочность подобных подходов заключалась также в ограниченном, однонаправленном монистически-вещественном понимании материи, не учитывающем роль связей, отношений, то есть «механический материализм» в действительности не был преодолён в этих концепциях, не смотря на понимание самостоятельности поля и т.п.

Преодоление «механического материализма» и идеализма не может быть осуществлено при помощи эклектического соединения этих взглядов, а также в дальнейшем «прибавлении» в понятие материя последующих открытий. Необходимо дать такое определение, которое бы избегало, как «привязывание» материи к конкретным предметам, так и её отрыв от вещественной действительности, превращение в реальность существующую вне вещи, представленную в концепциях «чистого поля» и «чистой энергии».

Прежде всего, для формирования философского понимания материи, существующей в многообразии конкретных объектов, необходимо отойти от ограниченного взгляда частных естественных наук на эту проблему и сформулировать, при помощи философской методологии, такое определение, которое смогло бы избежать «природных» аналогий и перечисления качеств материи, открытых наукой. (Отметим, что философия не пытается отрицать достижения естествознания, но пытается их переосмыслить в соответствии со своей предметной областью и методологией исследования).

В современных философских концепциях диалектического материализма данная категория раскрывается через её соотношение с сознанием, так как вопрос о строение материи, конкретных процессах протекающих в природе это предмет науки, философская же проблема, прежде всего, состоит в выяснении отношения познавания, или познавательного процесса как такового, к объективному миру, постановке вопроса о первичности познания или природы, их зависимости. Поэтому, давая определение, материи посредством «основного вопроса философии» (первый вопрос философии «познаваемо ли бытие?») мы можем говорить, что материя – это философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в его ощущениях непосредственно или опосредованно, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них (В.И. Ленин). Рассматривая это гносеологическое определение материи, можно говорить о том, что материя предзадана человеческому сознанию, более того сознание не есть независимая идеальная субстанция, а выступает особым свойством материи. Человек воспринимает этот мир, формируя своё мышление в диалоге с ним на основе своих чувств, которые доставляют информацию либо непосредственно, либо через специальные приборы. Взгляд на материю как на объективную реальность позволяет вобрать все её характеристики, законы строения и функционирования, движения и развития, её неисчерпаемость для человеческого познания.

Для понимания материи недостаточно дать только её определение. Необходимо диалектически рассмотреть проблемы дискретного и континуального, вещи и поля, обосновать единство материи и сознания, и, таким образом, поставить вопрос о единстве мира.

Как уже говорилось в предыдущих лекциях, единство мироздания состоит в его материальности, поэтому сознание, духовное, идеальное есть, как познание материальной действительности, так и её  составная часть. Сознание, связанное с действительностью, является свойством высокоорганизованной материи и не может являться субстанцией абсолютно противопоставленной объективной реальности, природе, социуму. Таким образом, человек и окружающая действительность представляет собой единый материальный мир. Единство здесь раскрывается через общность в материальной основе, которая, безусловно, может принимать различные природно-вещественные и идеальные формы, но всегда сохраняет свое онтологическое постоянство.

Единство мира заключено также и во взаимосвязанности, взаимодействии всех форм движения материи. Исключение значимости отношений, организующих материю, приводит к раздроблению мира на собственно материальный и, уравненный и самостоятельный относительно материи, мир идеального, что и произошло в «идеалистической физике и философии». Нежелание учитывать принцип всеобщей связи и взаимодействия приводит к тому, что невозможно объяснить процесс онтологического развития, движения от высшего к низшему. Этот принцип позволил рассмотреть общество, человека как «связанную» и необходимую часть этого мира, так как ранее в силу позиций, утверждавших дуалистическую уникальность бытия, в котором сочетались объективные и субъективные моменты, было весьма сложно найти общее духовного и природного мира относительно постоянно изменяющейся материей в целом.

При этом единство не исключает структурированность материи, бесконечность числа её видов, свойств, отношений в мире. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве самостоятельной системы, целостности обладающей особыми элементами и связями, структурой. Например, вещество – это то, что обладает механической массой или массой покоя (атомы, нейтроны, планеты); поле – «непрерывный вид материи», не имеет массы покоя и связывает частицы материи, позволяя им  взаимодействовать и существовать (электрические, механические поля). Граница между веществом и полем не абсолютна, они, находясь в постоянном изменении, взаимоотносительны и не существуют друг без друга. Здесь реализуется принцип взаимопревращения энергии и вещества.

Одной из неотъемлемых черт материи является её несотворимость и неуничтожимость, то есть следует говорить о законе сохранения материи в процессе её изменения. Материя является источником, причиной, следствием самой себя. Процесс изменения форм и состояний материальной субстанции практически не ограничен, например, в микромире частицы вещества превращаются в излучение. Но в процессе всех взаимных превращений материя неизменно выступает в качестве субстанции, единой основы всех изменений. Таким образом, закон сохранения и превращения материи выглядит следующим образом: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общий баланс материи остаётся неизменным. Никогда цепочка взаимных превращений не может оборваться в ничто. Материя не может произойти из ничего и не может превратиться в ничто. При рассмотрении закона сохранения материи необходимо учитывать и принцип всеобщей взаимосвязи и взаимодействия, то есть любой объект возникает, развивается, функционирует и гибнет лишь в связи с другими объектами. Появление вещи означает не абсолютное рождение из ничего, а возникновение из другой вещи. Материальная субстанция во всех этих превращениях остаётся незыблемой, невозникающей, неисчезающей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38292. Конкурентоспособность: сущность, измерение, показатели 105 KB
  И выпуск качественной недорогой конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом банком по ссудам рабочими и служащими поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее...
38293. Конституційне право 282 KB
  Декларація про державний суверенітет України від 16 липня 1990 р.Декларація стала основою для прийняття нової Конституції законів України проголосивши три види суверенітету: державний національний і народний. Народ України є єдиним джерелом державної влади в Україні. Від імені всього народу може виступати виключно Верховна Рада України.
38294. Кримінальне право 407 KB
  Часом вчинення злочину визнається час вчинення особою передбаченої законом про кримінальну відповідальність дії або бездіяльності. Питання про КВ дипломатичних представників іноземних держав та інших громадян які за законами України і міжнародними договорами згода на обов'язковість яких надана ВРУ не є підсудні у кримінальних справах судам України в разі вчинення ними злочину на території України вирішується дипломатичним шляхом.8 “Чинність закону про кримінальну відповідальність щодо злочинів вчинених іноземцями або особами без...
38295. Теорія аграрних відносин та аграрна політика 1.08 MB
  Однією із найбільш важливих сфер господарювання людей є відносини які виникають в сфері де головним засобом виробництва є земля. Першою особливістю є специфічний засіб виробництва – земля яка характеризується як невіттворюваний елемент виробництва збільшити який практично не можливо. Вплив природних умов викликає в цій галузі особливий технологічний спосіб виробництва. Це вимагає від виробника врахування постійних непередбачуваний змін в технологічному процесі більшу ніж в інших галузях виробництва.
38296. Теорія та метод К.Маркса, А.Маршалла, Дж.М.Кейнса 647 KB
  Навчальний курс «Теорія та метод К. Маркса, А. Маршалла, Дж.М.Кейнса» є своєрідним поглибленням та продовженням політичної економії, мікро- макроекономіки, історії економічних учень та інших наук, які були вивчені студентами раніше, і мали за мету дати майбутнім фахівцям економістам-теоретикам більш чітке й детальне уявлення про історичні умови формування учень, предмет та методологію дослідження наведених вище видатних економістів
38297. Международное право 490.5 KB
  ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Возникновение и основные этапы развития международного права Международное право: понятие и сущность особенности и функции Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины механизмы воздействия Система международного права. Институты и отрасли международного права Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Нормы международного права их особенности и виды.
38298. Види і форми міжнародної відповідальності 198 KB
  Проблема відповідальності в міжнародному праві безпосередньо пов’язана з функціонуванням міжнародного права та забезпеченням миру і правопорядку у світі. Таке розуміння цього міжнародно-правового інституту характерне, як для міжнародної наукової доктрини, так і для вітчизняної.
38299. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПЕРЕВЕЗЕНЬ МОРСЬКИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТУ 215 KB
  Перевезення товарів - справа, повязана з ризиком. Перевізники завжди прагнули максимально обмежити свою відповідальність. З іншого боку, вантажовідправники мають договірні зобовязання перед своїми покупцями і теж прагнуть зменшити ризик втрати або псування перевезених товарів.