20653

Дифференцированность материи существование различного типа систем структур и рассмотрение бытия как

Реферат

Логика и философия

Материя таким образом не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию и бытийствует лишь в форме определённого типа движения или изменяющиеся динамичные отношений. При разрушении собственного движения образующего качество объекта он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Как и материя движение абсолютно то есть несотворимо и неуничтожимо и ни одна форма движения не берется ниоткуда.

Русский

2013-07-31

44 KB

0 чел.

Движение как атрибут материи.

Дифференцированность материи, существование различного типа систем, структур и рассмотрение бытия как единой целокупности предполагает наличие внешних, внутренних связей и взаимодействий по отношению к любому объекту. Граница между внутренними связями, образующими систему и структуру самого объекта из определённых элементов, и внешними, отражающими взаимодействие с окружающей средой, в которой предмет включается в более сложные системы, носит относительный и диалектический характер. Вся совокупность взаимодействий, вне которой объект не существует, приводит к сложным изменениям, являющихся неотъемлемой характеристикой материи. Подобный комплекс устойчиво существующих изменений представляет собой феномен, получивший в философии название движение. Под движением подразумевается не просто механическое перемещение тел, но прежде всего любые взаимодействия или отношения объектов от элементарного уровня (взаимное превращение элементарных частиц) до социального (общественные процессы, деятельность человека).

Материя, таким образом, не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу «всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию» и бытийствует  лишь в форме определённого типа движения (или изменяющиеся, динамичные отношений). При разрушении «собственного движения», образующего качество объекта, он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Поэтому, в контексте данной темы, онтологическую формулу «быть, значит быть в отношении» можно преобразовать в положение «быть, значит быть в движении».

Следовательно, движение – это необходимый способ существования материи, который внутренне, неотъемлемо, изначально ей присущ. Как и материя, движение абсолютно, то есть несотворимо и неуничтожимо, и ни одна форма движения не берется ниоткуда. Поэтому вопросы о первопричине мира и движения затрагивает, по существу, одну и туже проблемную область. Движение, если оно бесконечно и безначально, есть причина самого себя, а «импульс изменения» изначально присущ самой материи, являясь её атрибутом. Поэтому причины многих изменений, в том числе и социальных, следует искать не во внешних условиях их существования, а в специфике уровня движения материи.

Движение является диалектическим единством изменчивости и устойчивости, покоя и возмущения. Но нельзя противопоставлять и считать равноправными движение и покой, и не следует в этом случае утверждать, что постоянство изменений исключает дискретность. Покой носит относительный характер, зависит от системы отсчёта. В любом объекте всегда присутствуют моменты устойчивости, сохраняющие внутреннюю природу каждого движения в виде относительного равновесия явлений. Само движение, его постоянство (покой) является свидетельством присутствия устойчивости во взаимодействии объектов, вещей, полей (для поля покоем является сохранение определённого количественного состояния движения). Таким образом, покой является лишь характеристикой движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определённость. «Возможность относительного покоя сил, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи, и тем самым существенным условием жизни, но абсолютного покоя не существует, обрести его значит перестать существовать»(Карл Маркс).

В философии и естествознании существуют попытки разделить категории «материя» и «движение», сделать их независимыми друг от друга. В философии, например, подобные стремления нашли своё выражение в концепциях, представляющих материю изначально неподвижной (костной). Изменения же ей придаёт «божественный первотолчок» или «ум перводвигатель» и т.п. В современной науке влиятельна концепция «энергизма», рассматривающая энергию как субстанцию существующую обособлено от материи. Энергия становится силой предающей движение всем процессам природы. Она (энергия), таким образом, превращается в единственную объективную субстанцию мира, а материя – это её вторичное случайное следствие. Как отмечал А. Бергсон «движение (изменение) не предполагает изменяющегося предмета». В. Оствальд заявлял, что в мире существует лишь энергия. (Когда было открыто взаимопревращение элементарных частиц и, первоначально, ограничивались описанием «энергетической» стороны этого процесса, так как реальная структура была недоступна для описания, то также утверждалась «абсолютность» энергии. Формировалось представление об энергии как субстанции, из которой создаются элементарные частицы. Но после открытия реального, материального атома, его существования, спор и утверждение о независимости энергии были сняты).

Действительно, закон сохранения энергии и ряд других открытий породили мнение, что существует «абсолютная» или «чистая» энергия. Но это утверждение является, по сути, лишь «пустая» абстракцией. Энергия – одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов и представляет собой  движение, невозможное без материального носителя, объекта, с которым оно должно быть неразрывно связано, что придаёт материи свойство единства и взаимосвязанности. Энергия является мерой движения и связана с веществом, например, через понятие «масса», которая, в свою очередь, есть мера свойств материи – энергии и гравитации. Ни «чистой» энергии без массы, и, обратно, массы без энергии в природе не существует. Фотон не просто волна, но и мельчайшие сгустки материи, обладающие не только энергией, но и массой. При превращении электрона и позитрона в электромагнитное поле учитывается тот момент, что эти элементарные частицы не являются «абсолютной безэнергийной» массой, так же и электромагнитное поле не есть «чистая» энергия. Поле имеет свою массу, выраженную в понятие «квантов поля».

Таким образом, любой объект действительности обладает массой и энергией, покоем и движением, которые находятся в относительной зависимости друг от друга. Поэтому любая вещь в этом мире это также постоянный динамичный процесс изменения.

К основным типам движения материи относят: а) Движение связанное с сохранением устойчивости предмета его качества. Любой объект постоянно изменяется и полностью не тождественен себе самому во времени (в античной философии Кратил высказывал  мнение, что текучесть вещей не позволяет их даже называть, давать им понятия). Но при всех изменениях и взаимодействиях воспроизводится некоторый постоянный набор признаков, которые мы можем абстрактно зафиксировать, и тем самым отличить предмет, класс предметов от других объектов. б) Изменения качественного состояния предмета – разрушение предмета, распад на составные элементы, которые представляют отдельные качества или образования новой системы качеств.

Процессы, связанные с преобразованием и появлением новых качественных состояний предмета, в которых развёртываются потенциальные возможности, не реализованные в предшествующих состояниях, определяются как развитие. Развитие – это всегда переход одного низшего качества в другое высшее, при котором формируются новые типы организации, рождающиеся из предшествующих систем.

Можно выделить две разновидности процессов развития: а) качественное превращение не выходящее за рамки соответствующего вида материи (например, эволюция в животном мире). б) переход от одного уровня к другому путём «скачка развития» (от дриопитека к человеку).

Формы движения материи. Обычно выделяют ряд форм организации, движения материи: 1) неживая природа; 2) живая природа; 3) социум.

Первая подразделяется на механическую, физическую и химическую формы движения материи. (В современной философии ряд исследователей отказываются от выделения механического движения в отдельную форму, указывая на то, что оно это не отдельный уровень организации материи, а некий срез взаимодействия нескольких уровней движения. Механическое движение, скорее всего, есть не основа физических процессов, а следствие взаимопревращения элементарных частиц. Ранее же электромагнетизм, теплота и т.п. объяснялись как следствие механического движения частиц, что и позволяло говорить о подобном типе движения как о самостоятельном). Вторая форма затрагивает область биологической организации природы в которую входят ген, ДНК, РНК и также биосфера в целом.

Третья, социальная форма движения материи затрагивает всю сферу общественных процессов. Общество здесь предстаёт как одухотворённая материя. Носителем социальной формы движения является человек, а поскольку он  есть разумное общественное существо, которому внутренне присуще духовность, идеальность, целенаправленность действий, то социальная форма движения есть область субъективно-объективных отношений к реальности. Качественно неповторимая специфика этих отношений позволяет отделить социальное в особый уровень организации материи. В этой «форме» идеальное, идеи выстроены на основе материального и непосредственно влияют на ход природной жизни человека, направляют, оформляют их действия.

Идеи, таким образом, становятся материальной силой, энергией для общества. Поэтому, затрагивая общественную проблематику, нельзя говорить о простом физическом, биологическом взаимодействии материальных элементов. Необходимо указывать на взаимодействие, обязательно предполагающее существование идеальной реальности человеческого сознания, в которой значимую роль играет также самосознание человека. При этом следует обязательно учитывать, что идеальные процессы не существуют независимо от природы, человеческое сознание от материи общественной жизни.

Высшие формы движения материи, закономерности их организации нельзя редуцировать, сводить, упрощать к низшим формам. Например, недопустимо качественное многообразие общественных отношений объяснять посредством биологических процессов, так же биологическую природу невозможно исчерпать исключительно при помощи физики и химии. (Редукция сложных форм движения к низшим, или к простейшим состояниям называется механицизмом). Каждый уровень организации материи подчинён своим специфическим законам. Сущность борьбы в обществе, профессионального отбора, культурной преемственности, экономических отношений, сознания человека, его интеллекта, семейных отношений не может быть исчерпывающе раскрыта через биологические процессы или аналогии с ними потому, что социальные отношения отличаются в способах и формах запечатления, реализации, передачи и т.д. от природных.

Между уровнями движения материи существует сложная взаимосвязь. Высшие формы, в диалектически снятом виде, содержат в себе «положительные» моменты низших уровней и, что самое главное, проистекают из них. Таким образом, хотя, низшее утрачивает в высших формах  свою детерминирующую силу для законов качественно нового уровня материи, но оно (низшее) является генетической предпосылкой процессов высшего уровня и его необходимой основой, что позволяет ему продолжать оказывать определённое влияние на течение событий в формах высшей организации. При этом низшее не устранимо из высшего, и «отрыв» уровней друг от друга не возможен, так как не допустимо игнорировать генетические связи в объяснении исследуемых предметов. Поэтому, при изучении социума, допустимо применять также и данные естественных наук, но не для прямой интерпретации социального феномена, а опосреднованно через социальное, социально-философское знание. Ни биологии, ни химии не доступно объяснение качественной уникальной сущности социальных процессов. В рамках их возможностей лежит лишь способность «оттенять» и заострять внимание на роли, значении природных основ для человека и общества, их взаимосвязи и взаимозависимости от других форм движения.

Также не допустим и обратный процесс, а именно, перенос закономерностей высшего движения на низшие формы, хотя, например, изучение биологических явлений расширили границы самой физики и химии. Высшее не может быть включено в низшее иначе, как только в виде потенциального состояния. Жизнь не существует в неорганических телах, нет и социального в сложноорганизованных стаях животных.

Если учитывать, что все формы движения материи взаимосвязаны, то мы можем говорить, что и в социальном состоянии запечатлевают себя все природные процессы от механической до биологической организации. Более того процессы низшей природы могут некоторым образом социализироваться в обществе, но при этом сохраняя свои определяющие, сущностные закономерности («вторая природа»). Сложная взаимосвязанность и постулат о том, что в низшем в потенциальной форме содержится высшее позволило в философии сформулировать «антропный принцип». Согласно данному принципу наш мир, его константы устроены так , что существует устойчивая возможность появления не только атомов и молекул, но также и разумной жизни, человека, социума, как закономерного итога развития материи. Таким образом, социальная форма движения материи является не непредвиденным, а закономерным феноменом эволюции, движения  материи.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37894. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ ВОЗДУХА КАПИЛЛЯРНЫМ МЕТОДОМ 2.7 MB
  Изучение внутреннего трения воздуха как одного из явлений переноса в газах. При протекании жидкости или газа в узкой прямолинейной цилиндрической трубе капилляре при малых скоростях потока течение является ламинарным т. поток газа движется отдельными слоями которые не смешиваются между собой. Для идеального газа  υТ  2.
37895. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ И ПЛОТНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ ОТКАЧКИ 140 KB
  10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 124 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ И ПЛОТНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ ОТКАЧКИ 1. Цель работы Ознакомление с одним из методов определения молярной массы и плотности газа. Теоретическая часть Состояние некоторой массы газа определяется значениями трёх параметров: давлением P под которым находится газ его температурой T и объёмом V.1 представляет собой уравнение состояния данной массы газа.
37896. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛОЁМКОСТИ ТВЁРДЫХ ТЕЛ 440.5 KB
  Если температура калориметра с исследуемым образцом очень медленно увеличивать от начальной T0 на ∆T то энергия электрического тока пойдет на нагревание образца калориметра: 2.18 где I и U – ток и напряжение нагревателя τ – время нагревания m0 и m – массы калориметра и исследуемого образца c0 c – удельные теплоёмкости калориметра и исследуемого образца ∆Q – потери тепла в теплоизоляцию калориметра и в окружающее пространство.18 количества теплоты расходованной на нагрев калориметра и потери теплоты в окружающее...
37897. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ НАГРЕТОЙ НИТИ 268.5 KB
  12 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 127 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ НАГРЕТОЙ НИТИ Цель работы Изучение теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. В твердых телах распространение тепла может происходить как путем теплопроводности так и путем конвекции или того и другого способа одновременно. Основным законом теплопроводности является закон Фурье который в одномерном случае распространения тепла в одном направлении пусть вдоль оси х имеет вид:...
37898. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ТУННЕЛЬНОГО ДИОДА 3.81 MB
  Если полная энергия частицы Е U0 то с классической точки зрения частица может двигаться либо в области I где х 0 либо в области III где х d. Частица полная энергия которой меньше высоты потенциального барьера U0 не может с классической точки зрения перейти барьер из области I в область III. Волновая функция в этом случае отлична от нуля и в области II даже при значениях Е U0.1 для области II...
37899. Исследование космического излучения 1.03 MB
  Изучение поглощения космического излучения в свинце9 3. Изучение углового распределения интенсивности космического излучения.12 Лабораторная работа № 88 Исследование космического излучения 1. Цель работы 1 изучение зависимости интенсивности космического излучения от толщины пройденных им свинцовых пластин; 2 проверка феноменологической формулы зависимости интенсивности космического излучения от угла наблюдения.
37900. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЕГА -ЧАСТИЦ В ВОЗДУХЕ 568.16 KB
  Методические указания знакомят студентов с явлением радиоактивности и с механизмами потери энергии электронов при их прохождении через вещество. Студентам предоставляется возможность эксперементально исследовать зависимость интенсивности лучей от толщины слоя воздуха и определить линейный коэффициент поглащения а также оценить верхнюю границу энергии –спектра и выявить наиболее важный механизм потерь энергии электронов при их движении в воздухе. Оценить верхнюю границу энергии –спектра и выявить наиболее важный механизм...
37901. Изучение явления внешнего фотоэффекта 70.5 KB
  Контрольные вопросы8 Список литературы8 Лабораторная работа № 93 Изучение явления внешнего фотоэффекта 1. Цель работы Снятие вольт амперной характеристики внешнего фотоэффекта изучение законов внешнего фотоэффекта определение постоянной Планка. Типичная вольт амперная характеристика фотоэффекта т. Таким образом опытным путем установлены следующие основные законы внешнего фотоэффекта: 1.
37902. Определение концентрации и подвижности носителей тока в полупроводнике методом эффекта холла 335.5 KB
  Эффект Холла 4 2. Физическая природа эффекта Холла 5 3. Контрольные вопросы 13 Список литературы 13 Лабораторная работа № 98 Определение концентрации и подвижности носителей тока в полупроводнике методом эффекта холла 1.