20653

Дифференцированность материи существование различного типа систем структур и рассмотрение бытия как

Реферат

Логика и философия

Материя таким образом не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию и бытийствует лишь в форме определённого типа движения или изменяющиеся динамичные отношений. При разрушении собственного движения образующего качество объекта он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Как и материя движение абсолютно то есть несотворимо и неуничтожимо и ни одна форма движения не берется ниоткуда.

Русский

2013-07-31

44 KB

0 чел.

Движение как атрибут материи.

Дифференцированность материи, существование различного типа систем, структур и рассмотрение бытия как единой целокупности предполагает наличие внешних, внутренних связей и взаимодействий по отношению к любому объекту. Граница между внутренними связями, образующими систему и структуру самого объекта из определённых элементов, и внешними, отражающими взаимодействие с окружающей средой, в которой предмет включается в более сложные системы, носит относительный и диалектический характер. Вся совокупность взаимодействий, вне которой объект не существует, приводит к сложным изменениям, являющихся неотъемлемой характеристикой материи. Подобный комплекс устойчиво существующих изменений представляет собой феномен, получивший в философии название движение. Под движением подразумевается не просто механическое перемещение тел, но прежде всего любые взаимодействия или отношения объектов от элементарного уровня (взаимное превращение элементарных частиц) до социального (общественные процессы, деятельность человека).

Материя, таким образом, не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу «всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию» и бытийствует  лишь в форме определённого типа движения (или изменяющиеся, динамичные отношений). При разрушении «собственного движения», образующего качество объекта, он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Поэтому, в контексте данной темы, онтологическую формулу «быть, значит быть в отношении» можно преобразовать в положение «быть, значит быть в движении».

Следовательно, движение – это необходимый способ существования материи, который внутренне, неотъемлемо, изначально ей присущ. Как и материя, движение абсолютно, то есть несотворимо и неуничтожимо, и ни одна форма движения не берется ниоткуда. Поэтому вопросы о первопричине мира и движения затрагивает, по существу, одну и туже проблемную область. Движение, если оно бесконечно и безначально, есть причина самого себя, а «импульс изменения» изначально присущ самой материи, являясь её атрибутом. Поэтому причины многих изменений, в том числе и социальных, следует искать не во внешних условиях их существования, а в специфике уровня движения материи.

Движение является диалектическим единством изменчивости и устойчивости, покоя и возмущения. Но нельзя противопоставлять и считать равноправными движение и покой, и не следует в этом случае утверждать, что постоянство изменений исключает дискретность. Покой носит относительный характер, зависит от системы отсчёта. В любом объекте всегда присутствуют моменты устойчивости, сохраняющие внутреннюю природу каждого движения в виде относительного равновесия явлений. Само движение, его постоянство (покой) является свидетельством присутствия устойчивости во взаимодействии объектов, вещей, полей (для поля покоем является сохранение определённого количественного состояния движения). Таким образом, покой является лишь характеристикой движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определённость. «Возможность относительного покоя сил, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи, и тем самым существенным условием жизни, но абсолютного покоя не существует, обрести его значит перестать существовать»(Карл Маркс).

В философии и естествознании существуют попытки разделить категории «материя» и «движение», сделать их независимыми друг от друга. В философии, например, подобные стремления нашли своё выражение в концепциях, представляющих материю изначально неподвижной (костной). Изменения же ей придаёт «божественный первотолчок» или «ум перводвигатель» и т.п. В современной науке влиятельна концепция «энергизма», рассматривающая энергию как субстанцию существующую обособлено от материи. Энергия становится силой предающей движение всем процессам природы. Она (энергия), таким образом, превращается в единственную объективную субстанцию мира, а материя – это её вторичное случайное следствие. Как отмечал А. Бергсон «движение (изменение) не предполагает изменяющегося предмета». В. Оствальд заявлял, что в мире существует лишь энергия. (Когда было открыто взаимопревращение элементарных частиц и, первоначально, ограничивались описанием «энергетической» стороны этого процесса, так как реальная структура была недоступна для описания, то также утверждалась «абсолютность» энергии. Формировалось представление об энергии как субстанции, из которой создаются элементарные частицы. Но после открытия реального, материального атома, его существования, спор и утверждение о независимости энергии были сняты).

Действительно, закон сохранения энергии и ряд других открытий породили мнение, что существует «абсолютная» или «чистая» энергия. Но это утверждение является, по сути, лишь «пустая» абстракцией. Энергия – одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов и представляет собой  движение, невозможное без материального носителя, объекта, с которым оно должно быть неразрывно связано, что придаёт материи свойство единства и взаимосвязанности. Энергия является мерой движения и связана с веществом, например, через понятие «масса», которая, в свою очередь, есть мера свойств материи – энергии и гравитации. Ни «чистой» энергии без массы, и, обратно, массы без энергии в природе не существует. Фотон не просто волна, но и мельчайшие сгустки материи, обладающие не только энергией, но и массой. При превращении электрона и позитрона в электромагнитное поле учитывается тот момент, что эти элементарные частицы не являются «абсолютной безэнергийной» массой, так же и электромагнитное поле не есть «чистая» энергия. Поле имеет свою массу, выраженную в понятие «квантов поля».

Таким образом, любой объект действительности обладает массой и энергией, покоем и движением, которые находятся в относительной зависимости друг от друга. Поэтому любая вещь в этом мире это также постоянный динамичный процесс изменения.

К основным типам движения материи относят: а) Движение связанное с сохранением устойчивости предмета его качества. Любой объект постоянно изменяется и полностью не тождественен себе самому во времени (в античной философии Кратил высказывал  мнение, что текучесть вещей не позволяет их даже называть, давать им понятия). Но при всех изменениях и взаимодействиях воспроизводится некоторый постоянный набор признаков, которые мы можем абстрактно зафиксировать, и тем самым отличить предмет, класс предметов от других объектов. б) Изменения качественного состояния предмета – разрушение предмета, распад на составные элементы, которые представляют отдельные качества или образования новой системы качеств.

Процессы, связанные с преобразованием и появлением новых качественных состояний предмета, в которых развёртываются потенциальные возможности, не реализованные в предшествующих состояниях, определяются как развитие. Развитие – это всегда переход одного низшего качества в другое высшее, при котором формируются новые типы организации, рождающиеся из предшествующих систем.

Можно выделить две разновидности процессов развития: а) качественное превращение не выходящее за рамки соответствующего вида материи (например, эволюция в животном мире). б) переход от одного уровня к другому путём «скачка развития» (от дриопитека к человеку).

Формы движения материи. Обычно выделяют ряд форм организации, движения материи: 1) неживая природа; 2) живая природа; 3) социум.

Первая подразделяется на механическую, физическую и химическую формы движения материи. (В современной философии ряд исследователей отказываются от выделения механического движения в отдельную форму, указывая на то, что оно это не отдельный уровень организации материи, а некий срез взаимодействия нескольких уровней движения. Механическое движение, скорее всего, есть не основа физических процессов, а следствие взаимопревращения элементарных частиц. Ранее же электромагнетизм, теплота и т.п. объяснялись как следствие механического движения частиц, что и позволяло говорить о подобном типе движения как о самостоятельном). Вторая форма затрагивает область биологической организации природы в которую входят ген, ДНК, РНК и также биосфера в целом.

Третья, социальная форма движения материи затрагивает всю сферу общественных процессов. Общество здесь предстаёт как одухотворённая материя. Носителем социальной формы движения является человек, а поскольку он  есть разумное общественное существо, которому внутренне присуще духовность, идеальность, целенаправленность действий, то социальная форма движения есть область субъективно-объективных отношений к реальности. Качественно неповторимая специфика этих отношений позволяет отделить социальное в особый уровень организации материи. В этой «форме» идеальное, идеи выстроены на основе материального и непосредственно влияют на ход природной жизни человека, направляют, оформляют их действия.

Идеи, таким образом, становятся материальной силой, энергией для общества. Поэтому, затрагивая общественную проблематику, нельзя говорить о простом физическом, биологическом взаимодействии материальных элементов. Необходимо указывать на взаимодействие, обязательно предполагающее существование идеальной реальности человеческого сознания, в которой значимую роль играет также самосознание человека. При этом следует обязательно учитывать, что идеальные процессы не существуют независимо от природы, человеческое сознание от материи общественной жизни.

Высшие формы движения материи, закономерности их организации нельзя редуцировать, сводить, упрощать к низшим формам. Например, недопустимо качественное многообразие общественных отношений объяснять посредством биологических процессов, так же биологическую природу невозможно исчерпать исключительно при помощи физики и химии. (Редукция сложных форм движения к низшим, или к простейшим состояниям называется механицизмом). Каждый уровень организации материи подчинён своим специфическим законам. Сущность борьбы в обществе, профессионального отбора, культурной преемственности, экономических отношений, сознания человека, его интеллекта, семейных отношений не может быть исчерпывающе раскрыта через биологические процессы или аналогии с ними потому, что социальные отношения отличаются в способах и формах запечатления, реализации, передачи и т.д. от природных.

Между уровнями движения материи существует сложная взаимосвязь. Высшие формы, в диалектически снятом виде, содержат в себе «положительные» моменты низших уровней и, что самое главное, проистекают из них. Таким образом, хотя, низшее утрачивает в высших формах  свою детерминирующую силу для законов качественно нового уровня материи, но оно (низшее) является генетической предпосылкой процессов высшего уровня и его необходимой основой, что позволяет ему продолжать оказывать определённое влияние на течение событий в формах высшей организации. При этом низшее не устранимо из высшего, и «отрыв» уровней друг от друга не возможен, так как не допустимо игнорировать генетические связи в объяснении исследуемых предметов. Поэтому, при изучении социума, допустимо применять также и данные естественных наук, но не для прямой интерпретации социального феномена, а опосреднованно через социальное, социально-философское знание. Ни биологии, ни химии не доступно объяснение качественной уникальной сущности социальных процессов. В рамках их возможностей лежит лишь способность «оттенять» и заострять внимание на роли, значении природных основ для человека и общества, их взаимосвязи и взаимозависимости от других форм движения.

Также не допустим и обратный процесс, а именно, перенос закономерностей высшего движения на низшие формы, хотя, например, изучение биологических явлений расширили границы самой физики и химии. Высшее не может быть включено в низшее иначе, как только в виде потенциального состояния. Жизнь не существует в неорганических телах, нет и социального в сложноорганизованных стаях животных.

Если учитывать, что все формы движения материи взаимосвязаны, то мы можем говорить, что и в социальном состоянии запечатлевают себя все природные процессы от механической до биологической организации. Более того процессы низшей природы могут некоторым образом социализироваться в обществе, но при этом сохраняя свои определяющие, сущностные закономерности («вторая природа»). Сложная взаимосвязанность и постулат о том, что в низшем в потенциальной форме содержится высшее позволило в философии сформулировать «антропный принцип». Согласно данному принципу наш мир, его константы устроены так , что существует устойчивая возможность появления не только атомов и молекул, но также и разумной жизни, человека, социума, как закономерного итога развития материи. Таким образом, социальная форма движения материи является не непредвиденным, а закономерным феноменом эволюции, движения  материи.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15185. Ілияс Жансүгіров 85 KB
  ІЛИЯС ЖАНСҮГІРОВ 1894-1938 Ілияс Жансүгіров – ақын драмашы прозашы оның поэзиясы ұлттық әдебиеттің классикалық байлығының қатарына жатады. Ақынның терең идеялы көркем мүсінді эпикалық кең тынысты шығармаларының танымдық тәрбиелік мәні зор.Олар қалың оқырманның о
15186. Кенен Әзірбаевтың әдеби шығармашылығы 193.5 KB
  Адамзат тарихындағы үшінші мыңжылдықтың басталуы жаңа қоғамдық құндылықтардың қалыптасу жолында өткен дәуірлердегі мәдени, тарихи процестерге жаңаша көзқараспен қарауға зор мүмкіншілік тудырды. Соның ішінде, қазақ әдебиеті тарихының ХІХ ғасырдағы әдебиет пен өнер саласындағы тарлан тұлғаларының шығармашылық мұраларын қайтадан қарап, жарияланбаған еңбектерін халыққа насихаттауға еркін қол жетті.
15187. Көкбай Жанатайұлы 78 KB
  КӨКБАЙ ЖАНАТАЙҰЛЫ 1861-1925 Ұлттық мәдениетіміз бен әдебиетімізді рухани өмірімізді тас қамауда шынжыр қоршауда қадағалап ұстап келген коммунистік саясаттың қанды торының үзілуі елімізге тың серпіліс әкелді. Өткен тарихымызға әдебиетіміз бен мәдениетіміздің ойы ме...
15188. Қажығұмар Шабданұлы 34 KB
  PAGE 2 ШАБДАНҰЛЫ ҚАЖЫҒҰМАР Жазушы ақын драматург. Қытай қазақтары жазба әдебиетінің негізін қалаған тұлғалардың бірі болып саналады. Жазушылық таланты адами адалдығы және өз көзқарастарына қатаң беріктігі үшін әсіресе Қытай қазақтары арасында зор б...
15189. Қазақтың балалар жазушысы - Бердібек Соқпақбаев 133.5 KB
  Балалар әдебиетінің бәйтерегі: Б.Соқпақбаевтың Кіріспе Қазақ балалар әдебиетінің классигі тамаша жазушы Бердібек Соқпақбаев тірі болғанда биыл 80 жасқа толар еді. Жақсының өзі өлсе де сөзі өлмейді демекші балалардың сүйікті жазушысы артына Менің атым Қожа
15190. Қасым Рахымжанұлы Аманжолов 18.84 KB
  Қасым Рахымжанұлы Аманжолов 1911 жылы қазіргі Қарағанды облысының Қарқаралы ауданындағы Қызыларай қыстауында дүниеге келген.1923 жылы Қасымды ағасы Ахметжан Семейдегі бастауыш мектепинтернатқа түсіреді. Мектептен кейін Қасым Се...
15191. Қашаған Күржіманұлы 24 KB
  Қашаған Күржіманұлы 18411929 Қашаған Күржіманұлы 1841 жылы Түрікменстанның Ташауыз қаласның маңында туған.Ол жалшы отбасында дүниеге келіпжастай жетімдікжоқшылықтың тауқметін тартқан. Қашағанның шығармалары 1935 жылы Әдебиет майданыжурналында №5 жари...
15192. Қошке Кемеңгерұлы 63.5 KB
  Қошке Кемеңгерұлы Білім мен білікке ұмтылған Қошке Кемеңгерұлының тағдырталайы зиялыларымыздың жарқын ғұмырымен қатқабат байланысып жатыр. Ол 1915 жылдан бастап 1930 жылға дейін үзіліссіз ұлт әдебиетіне драматургиясына журналистикасына ғылымына айрықша үлес ...
15193. М. Мағауин 60 KB
  АЛДАСПАН Алтын жұмыртқа Қылыш шағындаақ әдебиет көгінен жарқырап шалынған Мұхтар Мағауиннің жұлдызы бүгін де тым биіктен тым дара көрінеді. Қырық жылдан кейін баспасөз бетін көрген бозым қаламнан туған €œБір уыс бидай аталатын алақандай әңгімеден бастап байс...