20654

Пространство и время

Реферат

Логика и философия

Движение как на элементарном так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве осуществляемом во времени. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний осуществляемой благодаря взаимосвязи процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какойлибо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Время как и пространство существует лишь потому что...

Русский

2013-07-31

38.5 KB

2 чел.

Пространство и время.

Движение, как на  элементарном, так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве, осуществляемом во времени. Понятие пространства возникает как чувственно воспринимаемое свойство объекта, который всегда обладает определённой протяжённостью, внутренней структурой, включён в другие более сложные материальные системы, расположен относительно других объектов, имеющих, в свою очередь, также разное пространственное положение, что ограничивает другие предметы окружающей среды. Таким образом, объект характеризуется структурой входящих в него элементов, внутреннее расположение которых определяет его протяжённость, а предметы, с которыми он граничит, придают ему определённую конечность (ограниченность).

В целом пространство можно определить как форму бытия, которой свойственны протяжённость, структурность, взаимодействие и сосуществование. При этом следует обязательно отметить, что в не дифференцированности материи престают существовать все прочие характеристики и определение пространства утрачивает смысл.

Время возникает из сравнения различных состояний одного и того же объекта. Любая вещь, процесс, отношение изменяются благодаря непрекращающемуся взаимодействию с другими предметами. Подобного рода взаимодействия проходят ряд этапов, в которых разные последовательности чередования состояний объектов меняют друг друга в одном и том же месте. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний, осуществляемой благодаря взаимосвязи, процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какой-либо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Например, 24 часа в сутках это периодичность вращения Земли вокруг оси. То есть, в данном случае происходит соотнесение между собой качественно самостоятельных процессов движения. Время, как и пространство, существует лишь потому, что мир находится в постоянном движении, и если бы оно прекратилось или материя была бы отделена от движения (в обоих случаях, это не возможно), то категория времени утратило бы свой необходимый смысл.

Время и пространство соотнесены друг с другом. В понятии пространство отражена координация объектов в один и тот же момент времени. Время отражаете смену объектов в одном и том же пространстве. Так же эти категории имеют единую субстанциональную основу в виде материи и выступают в качестве формы бытия и неотъемлемых характеристик, атрибутов последней. Материя не может существовать вне пространства и времени, выступая содержанием для этих состояний бытия. Если мы возьмём положение о том, что (конкретная) форма есть внутренняя организация содержания, то можно будет прейти к выводу, что время и пространство организуют материю и сами вне неё существовать не могут.

В истории науки можно выделить субстанциональную и реляционную концепцию  в понимании отношений материи, времени и пространства. Первая говорит о том, что время и пространство есть абсолютные сущности независимые от материальных объектов, то есть, утверждается существование абсолютных или «чистых» протяжённости и длительности. Им приписываются качества неизменности и постоянства. По мнению сторонников данного подхода, например И. Ньютона, они представляют базу для осуществления взаимодействия объектов, независимую от них самих (объектов). Также подобных взглядов придерживались Демокрит и Эпикур.

Реляционную концепцию поддерживали Лейбниц, Эйнштейн, представители диалектического материализма. Данный подход утверждает, что время и пространство это особые отношения между материальными объектами и процессами, которые не существуют вне материи. Время и пространство это формы и объективные свойства материи, и так же обладают качеством всеобщности. В рамках этой концепции не отрицается их различная качественная специфика. Например, для пространства указываются такие присущие свойства, как трёхмерность, симметрия, размер, расстояние и т.д. Для времени – это одномерность, асимметричность, необратимость, скорость изменения состояний. Релятивизм, который в данном случае показывает соотнесенность и относительную зависимость пространства, времени и материи, строится на отказе от взглядов преподносящих картину мироздания как механическую совокупность атомов, разделённых пустотой, и обладающих неизменной массой и объёмом. Например, Лобачевский в «своей геометрии» теоретически показал, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а способны трансформироваться в зависимости от наиболее общих свойств материи. Эйнштейн доказал, что временные и пространственные интервалы изменяются от одной системы отсчёта к другой, а также, что метрические свойства времени и пространства создаются распределением и взаимодействием материальных масс – гравитацией. Если предположить, что масса отсутствует, то «пропадает» и гравитация, то есть материя исчезнет полностью, не просто в вещественном состоянии, но и в форме взаимосвязей, взаимодействий. Из этого также следует «исчезновение» пространства и времени. В реляционной концепции зависимость пространственно-временных отношений от материи снимает статичность и преподносит их в качестве категорий зависимых от движения. С возрастанием скорости, по мере её приближения к скорости света, длина тела сокращается, а временные рамки увеличиваются. Пространство и время, таким образом, не абсолютно постоянны, а относительно изменчивы в зависимости от системы отсчёта. При этом подобный факт «изменчивости» не отрицает существование единого пространственно-временного континуума, для которого его отдельные состояния могут в различных формах изменяться в зависимости от характера движения, не разрывая при этом свою общую корреляцию (взаимосвязь) (если сокращаются временные интервалы, то настолько же увеличиваются пространственные и наоборот).

Каждая форма движения обладает своей специфической пространственно-временной структурой. Например, «биологическая» характеристика времени выражена в том, что все организмы имеют свои «биологические часы», ритмы жизнедеятельности, смерти и жизни, и т.д. Уникальность исторических социальных изменений заключена в активном осознанном вмешательстве, организации, овладении человеком временем и пространством, что не фиксируется в других формах движения материи. Исторические события хранятся в памяти человечества, для которой точкой отсчёта может служить какое-либо значимое социальное событие. Ускорение времени в обществе выражено в усиление форм социальной деятельности. К социальному пространству можно отнести национальные культуры, население стран и даже жилище отдельного человека, которое изменяется в зависимости от принадлежности индивида к культур ному слою, отражающего специфические условия хозяйственной деятельности. Также здесь можно говорить о том, что существует пространство «второй природы», определяющее отношение, взаимодействие человека с миром. Социальное пространство запечатлевается в мировоззрении человека. Оно изменяется в зависимости от исторической эпохи (например, средневековье и представление о «двух градах»), запечатлевая тем самым сложные экономические, политические и т.п. отношения людей. Таким образом, пространственное построение общества нелинейно и изменчиво, находит свое выражение в отношении к материальным вещам, включая и их отношения к человеку, а также всю сложную совокупность исторически изменчивых социальных связей и отношений, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Континуум единого пространства и времени четырёхмерен (три измерения пространства и одно времени). Австрийский физик П. Эренфест в 20-ые годы 20 века доказал, что трёхмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. Пространство, где больше трёх измерений не возможно, в нём не существовало бы даже замкнутых орбит планет, что также относится и к атомарному и элементарному состоянию вселенной.

Утверждение о многомерности пространства, зачастую, сводится к попыткам показать существование «других измерений». Например, Гильберт пытался выстроить концепцию «пространственно-подобных» измерений указав на существование такой пространственной компоненты как импульс, что позволило говорить ему о «шестимерности пространства». Но, в данном случае, это только математическая абстракция, которая не «преодолевает» трёх мерность пространства как такового, в его фундаментальном философском понимании. Следует отметить, что многомерность пространства это не идеалистическая фикция, но и не пространство в прямом смысле этого понятия. Многомерность пространства, как абстракция, применяется в квантовой физике. Существуют научные гипотезы, говорящие о том, что пространств изначально больше, около десяти, но в процессе рождения нашей галактики реализовывались только «3+1», остальные свёрнуты в области макромира. Многомерный взгляд на мир представлен и в теологии, где пространство духов и ада преподносилось в качестве шестого и пятого измерения.

Бесконечность и конечность пространства и времени. Нельзя рассматривать бесконечность как количественную характеристику, исключительно как ряд чисел. Любая реально, действительно существующая система конечна в пространстве и времени. Но по мере изменений одна система свойств и отношений переходит в другую, обладающую своей качественной и количественной определенностью. Поэтому бесконечность есть качественное многообразие сложноорганизованных систем. При этом бесконечность это диалектический процесс, в котором Вселенная предстаёт как творящая себя реальность. Конечное – это лишь момент бесконечности, постоянно появляющийся и исчезающий. Истинная бесконечность, таким образом, это процесс постоянного качественного преобразования.

Бесконечность времени это вечность, присущая лишь миру в целом, но не конкретным вещам. В количественном отношении вечность выражается в бесконечности последовательно сменяющих друг друга интервалов бытия систем и событий. В качественном отношении вечность означает бесконечную последовательность изменений материальных форм сущего. Исходя из подобных положений, можно говорить о том, что познание человеком мира является никогда не завершающимся процессом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59177. Урок-драматизація в початковій школі. Я в цім світі не один 49 KB
  Виступ класного мінітеатру Давайте пригадаємо казку Крихітка Єнот. Дійові особи: автор Мама Єнотиха Крихітка Єнот Мавпочка. В одному лісі в невеличкій хатинці жила собі Мама Єнотиха зі своїм синочком КрихіткоюЄнотом.
59178. Призначення етичного кодексу при регулюванні діяльності різних служб та підприємств 30 KB
  Познайомитися з призначенням етичних кодексів при регулюванні діяльності різних служб підприємств груп. Посібники: Розяснення принципів написання етичних кодексів роздавальний матеріал. Приклади етичних кодексів роздавальний матеріал див. Аналізуються приклади етичних кодексів.
59179. Якщо краса позбавлена душі за новелою Томаса Манна: Смерть у Венеції 36.5 KB
  Художні особливості твору: карнавальний принцип значення деталі позиція оповідача афористичність традиційні і новаторські засоби відображення дійсності поєднання реалізму з модернізмом вплив імпресіонізму експресіоністичні елементи...
59180. Урок - елегія за творчістю Лесі Українки. Я маю те, що в серці не вмирає 32 KB
  Стояла я і слухала весну Вона мені багато говорила. Співала пісню дзвінку й голосну То знов таємнотихо шепотіла Вона мені співала про любов Про молодощі радощі надії Вона мені переспівала знов Те що давно мені співали мрії.
59181. Ярій, душе! Ярій, а не ридай... Сценарій літературного вечора, присвяченого В. Стусу 47.5 KB
  У листі від 25 квітня 1970 року до сина Василь згадує як він з самого дитинства було йому менше року уперше відчув себе самотнім: мама в полі довкола нікого нема. Вересень у житті Стуса роковий: 20 вересня 1965 року його відраховують із аспірантури інституту літератури...
59183. Ясна зоря нашого письменства. Сценарій лекторію, присвячений річниці від дня народження Марка Вовчка 77.5 KB
  Тарас Григорович Шевченко повертався із заслання, коли несподівано його затримали в Нижньому Новгороді. Це було прикро, тяжко і навіть страшно після десяти років солдатчини. Начебто і свобода, і нема її. А як хотілось побачити давніх друзів!
59184. Урок обміну досвідом з природознавства: Я розкажу про Україну 31 KB
  Старицький До України уривок Моя Україно Як я тебе любив Твої луги твої степи розлогі Дніпра ревучого славетнії пороги. На цих уроках ми побували в багатьох місцях України дізнались багато нового і цікавого про життя та працю людей природні умови рослинний і тваринний світ різних куточків нашої землі.
59185. Нехай панують на землі добро і справедливість. Сценарій для молодших школярів 44 KB
  От саме в цій країні якось йшли вулицею хлопчик і дівчинка. Хлопчик: Що це Дівчинка: Це мабуть Чарівна паличка. Хлопчик: Як нам пощастило Тепер у нас буде скільки завгодно морозива жуйок тістечок.