20654

Пространство и время

Реферат

Логика и философия

Движение как на элементарном так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве осуществляемом во времени. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний осуществляемой благодаря взаимосвязи процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какойлибо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Время как и пространство существует лишь потому что...

Русский

2013-07-31

38.5 KB

2 чел.

Пространство и время.

Движение, как на  элементарном, так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве, осуществляемом во времени. Понятие пространства возникает как чувственно воспринимаемое свойство объекта, который всегда обладает определённой протяжённостью, внутренней структурой, включён в другие более сложные материальные системы, расположен относительно других объектов, имеющих, в свою очередь, также разное пространственное положение, что ограничивает другие предметы окружающей среды. Таким образом, объект характеризуется структурой входящих в него элементов, внутреннее расположение которых определяет его протяжённость, а предметы, с которыми он граничит, придают ему определённую конечность (ограниченность).

В целом пространство можно определить как форму бытия, которой свойственны протяжённость, структурность, взаимодействие и сосуществование. При этом следует обязательно отметить, что в не дифференцированности материи престают существовать все прочие характеристики и определение пространства утрачивает смысл.

Время возникает из сравнения различных состояний одного и того же объекта. Любая вещь, процесс, отношение изменяются благодаря непрекращающемуся взаимодействию с другими предметами. Подобного рода взаимодействия проходят ряд этапов, в которых разные последовательности чередования состояний объектов меняют друг друга в одном и том же месте. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний, осуществляемой благодаря взаимосвязи, процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какой-либо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Например, 24 часа в сутках это периодичность вращения Земли вокруг оси. То есть, в данном случае происходит соотнесение между собой качественно самостоятельных процессов движения. Время, как и пространство, существует лишь потому, что мир находится в постоянном движении, и если бы оно прекратилось или материя была бы отделена от движения (в обоих случаях, это не возможно), то категория времени утратило бы свой необходимый смысл.

Время и пространство соотнесены друг с другом. В понятии пространство отражена координация объектов в один и тот же момент времени. Время отражаете смену объектов в одном и том же пространстве. Так же эти категории имеют единую субстанциональную основу в виде материи и выступают в качестве формы бытия и неотъемлемых характеристик, атрибутов последней. Материя не может существовать вне пространства и времени, выступая содержанием для этих состояний бытия. Если мы возьмём положение о том, что (конкретная) форма есть внутренняя организация содержания, то можно будет прейти к выводу, что время и пространство организуют материю и сами вне неё существовать не могут.

В истории науки можно выделить субстанциональную и реляционную концепцию  в понимании отношений материи, времени и пространства. Первая говорит о том, что время и пространство есть абсолютные сущности независимые от материальных объектов, то есть, утверждается существование абсолютных или «чистых» протяжённости и длительности. Им приписываются качества неизменности и постоянства. По мнению сторонников данного подхода, например И. Ньютона, они представляют базу для осуществления взаимодействия объектов, независимую от них самих (объектов). Также подобных взглядов придерживались Демокрит и Эпикур.

Реляционную концепцию поддерживали Лейбниц, Эйнштейн, представители диалектического материализма. Данный подход утверждает, что время и пространство это особые отношения между материальными объектами и процессами, которые не существуют вне материи. Время и пространство это формы и объективные свойства материи, и так же обладают качеством всеобщности. В рамках этой концепции не отрицается их различная качественная специфика. Например, для пространства указываются такие присущие свойства, как трёхмерность, симметрия, размер, расстояние и т.д. Для времени – это одномерность, асимметричность, необратимость, скорость изменения состояний. Релятивизм, который в данном случае показывает соотнесенность и относительную зависимость пространства, времени и материи, строится на отказе от взглядов преподносящих картину мироздания как механическую совокупность атомов, разделённых пустотой, и обладающих неизменной массой и объёмом. Например, Лобачевский в «своей геометрии» теоретически показал, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а способны трансформироваться в зависимости от наиболее общих свойств материи. Эйнштейн доказал, что временные и пространственные интервалы изменяются от одной системы отсчёта к другой, а также, что метрические свойства времени и пространства создаются распределением и взаимодействием материальных масс – гравитацией. Если предположить, что масса отсутствует, то «пропадает» и гравитация, то есть материя исчезнет полностью, не просто в вещественном состоянии, но и в форме взаимосвязей, взаимодействий. Из этого также следует «исчезновение» пространства и времени. В реляционной концепции зависимость пространственно-временных отношений от материи снимает статичность и преподносит их в качестве категорий зависимых от движения. С возрастанием скорости, по мере её приближения к скорости света, длина тела сокращается, а временные рамки увеличиваются. Пространство и время, таким образом, не абсолютно постоянны, а относительно изменчивы в зависимости от системы отсчёта. При этом подобный факт «изменчивости» не отрицает существование единого пространственно-временного континуума, для которого его отдельные состояния могут в различных формах изменяться в зависимости от характера движения, не разрывая при этом свою общую корреляцию (взаимосвязь) (если сокращаются временные интервалы, то настолько же увеличиваются пространственные и наоборот).

Каждая форма движения обладает своей специфической пространственно-временной структурой. Например, «биологическая» характеристика времени выражена в том, что все организмы имеют свои «биологические часы», ритмы жизнедеятельности, смерти и жизни, и т.д. Уникальность исторических социальных изменений заключена в активном осознанном вмешательстве, организации, овладении человеком временем и пространством, что не фиксируется в других формах движения материи. Исторические события хранятся в памяти человечества, для которой точкой отсчёта может служить какое-либо значимое социальное событие. Ускорение времени в обществе выражено в усиление форм социальной деятельности. К социальному пространству можно отнести национальные культуры, население стран и даже жилище отдельного человека, которое изменяется в зависимости от принадлежности индивида к культур ному слою, отражающего специфические условия хозяйственной деятельности. Также здесь можно говорить о том, что существует пространство «второй природы», определяющее отношение, взаимодействие человека с миром. Социальное пространство запечатлевается в мировоззрении человека. Оно изменяется в зависимости от исторической эпохи (например, средневековье и представление о «двух градах»), запечатлевая тем самым сложные экономические, политические и т.п. отношения людей. Таким образом, пространственное построение общества нелинейно и изменчиво, находит свое выражение в отношении к материальным вещам, включая и их отношения к человеку, а также всю сложную совокупность исторически изменчивых социальных связей и отношений, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Континуум единого пространства и времени четырёхмерен (три измерения пространства и одно времени). Австрийский физик П. Эренфест в 20-ые годы 20 века доказал, что трёхмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. Пространство, где больше трёх измерений не возможно, в нём не существовало бы даже замкнутых орбит планет, что также относится и к атомарному и элементарному состоянию вселенной.

Утверждение о многомерности пространства, зачастую, сводится к попыткам показать существование «других измерений». Например, Гильберт пытался выстроить концепцию «пространственно-подобных» измерений указав на существование такой пространственной компоненты как импульс, что позволило говорить ему о «шестимерности пространства». Но, в данном случае, это только математическая абстракция, которая не «преодолевает» трёх мерность пространства как такового, в его фундаментальном философском понимании. Следует отметить, что многомерность пространства это не идеалистическая фикция, но и не пространство в прямом смысле этого понятия. Многомерность пространства, как абстракция, применяется в квантовой физике. Существуют научные гипотезы, говорящие о том, что пространств изначально больше, около десяти, но в процессе рождения нашей галактики реализовывались только «3+1», остальные свёрнуты в области макромира. Многомерный взгляд на мир представлен и в теологии, где пространство духов и ада преподносилось в качестве шестого и пятого измерения.

Бесконечность и конечность пространства и времени. Нельзя рассматривать бесконечность как количественную характеристику, исключительно как ряд чисел. Любая реально, действительно существующая система конечна в пространстве и времени. Но по мере изменений одна система свойств и отношений переходит в другую, обладающую своей качественной и количественной определенностью. Поэтому бесконечность есть качественное многообразие сложноорганизованных систем. При этом бесконечность это диалектический процесс, в котором Вселенная предстаёт как творящая себя реальность. Конечное – это лишь момент бесконечности, постоянно появляющийся и исчезающий. Истинная бесконечность, таким образом, это процесс постоянного качественного преобразования.

Бесконечность времени это вечность, присущая лишь миру в целом, но не конкретным вещам. В количественном отношении вечность выражается в бесконечности последовательно сменяющих друг друга интервалов бытия систем и событий. В качественном отношении вечность означает бесконечную последовательность изменений материальных форм сущего. Исходя из подобных положений, можно говорить о том, что познание человеком мира является никогда не завершающимся процессом.