20655

Основные исторические этапы становления диалектического учения

Реферат

Логика и философия

Сократовский диалог хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Понимание диалектики как диалога спора противоречий продлилось и в средние века где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с божественной догматикой. Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров но и в решении социальных...

Русский

2013-07-31

39.5 KB

30 чел.

Основные исторические этапы становления диалектического учения.

Понятие диалектика происходит от греческого dialektike teche, что означает искусство вести беседу, рассуждать. В истории философии данное понятие употреблялось с различной смысловой нагрузкой. Первоначально, в 5 – 4 веке до нашей эры в античном мире, когда только начинается использоваться этот термин, под диалектикой действительно понимается искусство вести диалог по определённым правилам, когда в споре сталкивались противоположные представления. В подобном общении, когда оппоненты задавали друг другу вопросы, старались понять мнение другого и обосновать справедливость своих высказываний, рассуждение двигалось по пути от разрозненных, противоположных утверждений к положениям, преодолевающим ограниченность разных точек зрения и достигающих более всеохватывающего понимания проблемы. На первых исторических шагах диалектика главным образом использовалась в политических и общественных спорах.

Философское содержание диалектика получает в творчестве Сократа, который рассматривал её как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений. «Сократовский» диалог, хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики, но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Диалектический спор для античного философа служил методом преодоления разобщённого понимания понятий для последующей выработки универсального философского категориального аппарата. Искусство диалога у Сократа получило название «майевтика», что означало помощь в «рождении» новой истины из спора, в начале которого она ещё отсутствовала, но сформировалась и открылась в процессе диалога (эвристический метод от греч. – открываю, отыскиваю). Так же следует отметить, что сократовский метод это раскрытие творческого начала мышления в человеке, способного открывать, познавать мир.

Платон, как ученик Сократа, представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, который раскрывается в качестве движения мысли от огромного числа частных, конкретных проявлений и форм универсалий к философскому всеохватывающему раскрытию понятия или идеи – эйдоса. Диалог, для Платона, представлялся логической операцией рассоединения и связывания понятий в чётко обособленные роды, посредством вопросов и ответов, ведущих к «истинному понятию», к постижению сущего. Философ, например,  выделил такие категории как движение, покой, различие, тождество, бытие.

Аристотель придаёт диалектике несколько иной статус, выводя его за рамки ведения диалога. В его работах, посвященных логике, она предстаёт как часть логического построения, которая «подготавливает» понятие к логическому рассуждению, избавляя их от противоречий, несоответствий, затруднений, двойных смыслов. Диалектика не ведёт к истине, как это утверждалось ранее, она для Аристотеля представляет «знание возможное», и лишь служит логике, открывающей сущность мира.

Понимание диалектики как диалога, «спора противоречий» продлилось и в средние века, где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с «божественной догматикой». Средневековая диалектика в трудах Пьера Абеляра понимается также как диалог, например, учителя и ученика, в котором истины раскрываются через отрицание сомнений. Искусство ведения спора носило характер проповедничества, разумного подтверждения веры и опровержения доводов еретиков.

Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров, но и в решении социальных, экономических, культурных вопросов. Поэтому «диалоговое» понимание диалектики не является полностью неправомерным, многие её положения актуальны не только в повседневной действительности, но и в философском мировоззрении – диалог эпох, наций, политики и т.п.

На ранних этапах становления философии рассмотрение диалектики не ограничивалось только сферой ведения мудрых бесед. В период античности, также в китайской, индийской философии формировалось представление, что противоречивость это не просто свойство человеческого сознания, но прежде всего качество присущее миру в целом. В Китае и Индии, например, отмечалось столкновение таких категорий как изменчивость и покоя. В античной философии известны высказывания Гераклита Эфесского о том, что мир находится в состоянии покоя лишь внешне, внутренне он противоречив и изменчив. По его мнению, сущность мира составлял огонь, который олицетворял изменчивость мира. Так же Гераклит уподоблял мироздание вечно изменяющейся реке. В подобном мире, как он отмечал, всё постоянно утрачивает свои черты, изменяется, превращается в свою противоположность. Гераклит указывал на то, что природа изменения, движения кроется в столкновении противоположностей, которые образуют определённое единство и не существуют друг без друга, не смотря на антагонистичность.

Противоречивость, как онтологическое качество мира, рассматривалась и в элейской школе, но в другом ракурсе. Элеаты были сторонниками представлений о ложности существования изменчивости, множественности считая, что подвижность, многомерность мира это лишь поверхностная черта действительности, которую мы чувственно фиксируем и выдаём за подлинное бытие. Реально же сущностное наполнение мира стабильно и постоянно. Например, Зенон Элейский, доказывал в своих апориях, что движение, множественность лишь плод ограниченных человеческих восприятий, не выдерживающих проверки философским разумом и не отражающих подлинные качества бытия. Интересно, что в основе элейских рассуждений так же лежит противоречие чувственного и мысленного.

Положения диалектики отражались и в атомистической философии Демокрита и Эпикура, которые рассматривали появление любой вещи из атома как диалектический скачок, то есть переход атома в новое состояние, противоположное в своём качественном наполнении предыдущему состоянию и нетождественное составляющим его элементам.

Следует отметить, что «диалоговая» диалектика в философии в чистом виде практически не существовала, за исключением, возможно, различных античных софистических школ. В творчестве Платона и Аристотеля понятия диалектики не ограничивалось только «диалогом», прослеживается также и «бытийный» смысл. Философами рассматриваются проблемы единичности вещей, их текучести, разнородность причин создания вещей и т.д.

В эпоху средневековья у Николая Кузанского диалектические идеи развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, например максимума и минимума. Ярким этапом в развитии диалектики становится классическая немецкая философия. В учении Канта она выступала как средство разоблачения иллюзий человеческого разума который стремится к абсолютному знанию. Согласно размышлениям философа знание опирается на опыт чувств и обосновывается рассудком, но высшее понятия разума – бог, душа, свобода, мир – не обладают свойствами постигаемыми чувством и рассудком. Диалектика же служит тому, чтобы в разуме обнаруживать те противоречия, которые мешают ему в постижении абсолютной целостности. То есть Кант демонстрирует противоречивость самого разума.

Непосредственно, в виде стройной теоретической системы диалектика предстаёт в идеалистической философии Фридриха Гегеля. В его философии диалектика охватывает всю область действительности, начиная от сферы чистой логики, её категорий, затем, сферу природы, абсолютного духа, историю общества и духовной культуры. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а мышление, которое отражает действительность. Поэтому одним моментном из критики абсолютного идеализма немецкого философа стало указание на рассогласование с данными естествознания.

В диалектике Гегеля дана картина общих форм движения действительности. Диалектика подразделяется философом на триаду – бытие, сущность, понятие. Бытие – самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Бытие рефлектирующее – это категория сущности, которая соединяется с явлениями, образуя категорию действительности. На определённой ступени диалектики преодолевается разграниченность бытия и сущности. Категория, где соединены бытие и сущность Гегель назвал понятием. Развитие в диалектике, согласно рассуждениям философа, есть переход от абстрактного к конкретному, с последующим переходом из одного качественного состояния в другое на основе выявления и различия противоречий. Поэтому развитие у Гегеля предстаёт как саморазвитие абсолютного духа, проходящего поступательно от бытия к сущности и к понятию. Именно в понятии находится вечный расцвет и бытие сущности. Поэтому понятие есть абсолютная идея.

Согласно Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение), и собственно развитие. На этом пути  раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философского и научного мышления – качества и количества, меры, сущности и явления, тождества и различия, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

В качестве идей гегелевской философии, вошедших в современное диалектическое учение, можно выделить: универсальность связей явлений, единство противоположностей, развитие посредством «отрицания отрицания». Так же заимствован принцип рассмотрения диалектики как совокупности закономерностей, отражающих универсальность связи бытия и познания.

Значимым витком развития диалектики становится учение Ф. Энгельса и К. Маркса - диалектический материализм. Маркс и Энгельс попытались уйти от «мистифицированности» учения Гегеля. Немецкие философы переосмысли идеалистическую диалектику своего предшественника, заимствовали ряд важных идей, например, принцип исторического развития, но применении их уже в рамках материалистического учения, пытаясь подвести под своё учение естественно научную базу.

В современной философии понимание диалектики включает следующие основные моменты: а) обращение к проблеме противоречивости бытия, и рассмотрение противоречий в рамках единого и целостного бытия, б) исследование мира как динамичной и развивающейся системы, изменения в которой происходят благодаря изначально противоречивости бытия, в) указание на гносеологический и методологический аспект диалектики в когнитивной практике человека. В целом под диалектикой понимают учение о развитии, рассматривающее объекты и явления всесторонне в их движении и противоречивости. Диалектика затрагивает наиболее общие закономерные связи бытия, процессы его становления и развития, и познания, через призму проблемы «единства и борьбы противоположностей». Таким образом, диалектика  есть одновременно, как философская онтологическая теория о закономерностях развития мироздания, так и метод научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29438. Структурные изменения национальной экономики. Основные показатели 14.48 KB
  Основные показатели Промышленность является самой главной отраслью материального производства несмотря на то что с началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения стала уменьшаться. Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. В странах Запада доля добывающих отраслей во всем промышленном производстве в среднем составляет 2 а в развивающихся странах 14 Изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей...
29439. Оценка наукоемкости отраслей национальной экономики 13.72 KB
  Оценка наукоемкости отраслей национальной экономики Критерии качественной оценки наукоёмких отраслей: Прогрессивность отрасли Ускоренный прилив инвестиций и рост занятых новые технологии Комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг в части трансферта технологий Высокая конкурентоспособность выпускаемой продукции Тесная взаимосвязь наукоёмких отраслей с соотв.Динамичность перечня наукоёмких отраслей их зависимость от степени зрелости базовых технологий цикла развития отрасли. 2 подхода определения перечня наукоёмких...
29440. Структура и пропорции национальной экономики: понятия, факторы влияния, характеристика 14.07 KB
  Структура и пропорции национальной экономики: понятия факторы влияния характеристика Сущность национальной экономики состоит в том что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства в которой между собой взаимосвязаны отрасли виды и формы общественного труда сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические культурные традиции географическое положение государства его...
29441. Способы измерения ВНП 14.1 KB
  Способы измерения ВНП ВНП = ВВП Сальдо первичных доходов полученных изза границы или переданных за границу к таким первым доходам обычно относят оплату труда доходы от собственности в виде дивидендовСуществуют 3 способа измерения :1.При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов использующих ВНП домохозяйств фирм государства и иностранцев. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:ВНП = Y = C I G NXгде C – личные...
29442. Характеристика отраслевой структуры национальной экономики 16.42 KB
  Характеристика отраслевой структуры национальной экономики Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы связанные однородными функциональными характеристиками – отрасли национальной экономики. Для них характерны следующие черты: повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной информационной сферы; снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими; рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики. Он...
29443. Теоретические концепции регулирования экономики: классическая и кейнсианская 16.37 KB
  В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое — классическое направление автоматического саморегулирования рыночной системы
29444. Рынок и государство. Роль государства в рыночной и командно-административной экономике. Экономические функции государства 18.49 KB
  Роль государства в рыночной и командноадминистративной экономике. Экономические функции государства. Роль государства в рыночной экономике Представления о рыночной экономике как куплепродаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику.