20655

Основные исторические этапы становления диалектического учения

Реферат

Логика и философия

Сократовский диалог хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Понимание диалектики как диалога спора противоречий продлилось и в средние века где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с божественной догматикой. Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров но и в решении социальных...

Русский

2013-07-31

39.5 KB

31 чел.

Основные исторические этапы становления диалектического учения.

Понятие диалектика происходит от греческого dialektike teche, что означает искусство вести беседу, рассуждать. В истории философии данное понятие употреблялось с различной смысловой нагрузкой. Первоначально, в 5 – 4 веке до нашей эры в античном мире, когда только начинается использоваться этот термин, под диалектикой действительно понимается искусство вести диалог по определённым правилам, когда в споре сталкивались противоположные представления. В подобном общении, когда оппоненты задавали друг другу вопросы, старались понять мнение другого и обосновать справедливость своих высказываний, рассуждение двигалось по пути от разрозненных, противоположных утверждений к положениям, преодолевающим ограниченность разных точек зрения и достигающих более всеохватывающего понимания проблемы. На первых исторических шагах диалектика главным образом использовалась в политических и общественных спорах.

Философское содержание диалектика получает в творчестве Сократа, который рассматривал её как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений. «Сократовский» диалог, хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики, но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Диалектический спор для античного философа служил методом преодоления разобщённого понимания понятий для последующей выработки универсального философского категориального аппарата. Искусство диалога у Сократа получило название «майевтика», что означало помощь в «рождении» новой истины из спора, в начале которого она ещё отсутствовала, но сформировалась и открылась в процессе диалога (эвристический метод от греч. – открываю, отыскиваю). Так же следует отметить, что сократовский метод это раскрытие творческого начала мышления в человеке, способного открывать, познавать мир.

Платон, как ученик Сократа, представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, который раскрывается в качестве движения мысли от огромного числа частных, конкретных проявлений и форм универсалий к философскому всеохватывающему раскрытию понятия или идеи – эйдоса. Диалог, для Платона, представлялся логической операцией рассоединения и связывания понятий в чётко обособленные роды, посредством вопросов и ответов, ведущих к «истинному понятию», к постижению сущего. Философ, например,  выделил такие категории как движение, покой, различие, тождество, бытие.

Аристотель придаёт диалектике несколько иной статус, выводя его за рамки ведения диалога. В его работах, посвященных логике, она предстаёт как часть логического построения, которая «подготавливает» понятие к логическому рассуждению, избавляя их от противоречий, несоответствий, затруднений, двойных смыслов. Диалектика не ведёт к истине, как это утверждалось ранее, она для Аристотеля представляет «знание возможное», и лишь служит логике, открывающей сущность мира.

Понимание диалектики как диалога, «спора противоречий» продлилось и в средние века, где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с «божественной догматикой». Средневековая диалектика в трудах Пьера Абеляра понимается также как диалог, например, учителя и ученика, в котором истины раскрываются через отрицание сомнений. Искусство ведения спора носило характер проповедничества, разумного подтверждения веры и опровержения доводов еретиков.

Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров, но и в решении социальных, экономических, культурных вопросов. Поэтому «диалоговое» понимание диалектики не является полностью неправомерным, многие её положения актуальны не только в повседневной действительности, но и в философском мировоззрении – диалог эпох, наций, политики и т.п.

На ранних этапах становления философии рассмотрение диалектики не ограничивалось только сферой ведения мудрых бесед. В период античности, также в китайской, индийской философии формировалось представление, что противоречивость это не просто свойство человеческого сознания, но прежде всего качество присущее миру в целом. В Китае и Индии, например, отмечалось столкновение таких категорий как изменчивость и покоя. В античной философии известны высказывания Гераклита Эфесского о том, что мир находится в состоянии покоя лишь внешне, внутренне он противоречив и изменчив. По его мнению, сущность мира составлял огонь, который олицетворял изменчивость мира. Так же Гераклит уподоблял мироздание вечно изменяющейся реке. В подобном мире, как он отмечал, всё постоянно утрачивает свои черты, изменяется, превращается в свою противоположность. Гераклит указывал на то, что природа изменения, движения кроется в столкновении противоположностей, которые образуют определённое единство и не существуют друг без друга, не смотря на антагонистичность.

Противоречивость, как онтологическое качество мира, рассматривалась и в элейской школе, но в другом ракурсе. Элеаты были сторонниками представлений о ложности существования изменчивости, множественности считая, что подвижность, многомерность мира это лишь поверхностная черта действительности, которую мы чувственно фиксируем и выдаём за подлинное бытие. Реально же сущностное наполнение мира стабильно и постоянно. Например, Зенон Элейский, доказывал в своих апориях, что движение, множественность лишь плод ограниченных человеческих восприятий, не выдерживающих проверки философским разумом и не отражающих подлинные качества бытия. Интересно, что в основе элейских рассуждений так же лежит противоречие чувственного и мысленного.

Положения диалектики отражались и в атомистической философии Демокрита и Эпикура, которые рассматривали появление любой вещи из атома как диалектический скачок, то есть переход атома в новое состояние, противоположное в своём качественном наполнении предыдущему состоянию и нетождественное составляющим его элементам.

Следует отметить, что «диалоговая» диалектика в философии в чистом виде практически не существовала, за исключением, возможно, различных античных софистических школ. В творчестве Платона и Аристотеля понятия диалектики не ограничивалось только «диалогом», прослеживается также и «бытийный» смысл. Философами рассматриваются проблемы единичности вещей, их текучести, разнородность причин создания вещей и т.д.

В эпоху средневековья у Николая Кузанского диалектические идеи развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, например максимума и минимума. Ярким этапом в развитии диалектики становится классическая немецкая философия. В учении Канта она выступала как средство разоблачения иллюзий человеческого разума который стремится к абсолютному знанию. Согласно размышлениям философа знание опирается на опыт чувств и обосновывается рассудком, но высшее понятия разума – бог, душа, свобода, мир – не обладают свойствами постигаемыми чувством и рассудком. Диалектика же служит тому, чтобы в разуме обнаруживать те противоречия, которые мешают ему в постижении абсолютной целостности. То есть Кант демонстрирует противоречивость самого разума.

Непосредственно, в виде стройной теоретической системы диалектика предстаёт в идеалистической философии Фридриха Гегеля. В его философии диалектика охватывает всю область действительности, начиная от сферы чистой логики, её категорий, затем, сферу природы, абсолютного духа, историю общества и духовной культуры. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а мышление, которое отражает действительность. Поэтому одним моментном из критики абсолютного идеализма немецкого философа стало указание на рассогласование с данными естествознания.

В диалектике Гегеля дана картина общих форм движения действительности. Диалектика подразделяется философом на триаду – бытие, сущность, понятие. Бытие – самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Бытие рефлектирующее – это категория сущности, которая соединяется с явлениями, образуя категорию действительности. На определённой ступени диалектики преодолевается разграниченность бытия и сущности. Категория, где соединены бытие и сущность Гегель назвал понятием. Развитие в диалектике, согласно рассуждениям философа, есть переход от абстрактного к конкретному, с последующим переходом из одного качественного состояния в другое на основе выявления и различия противоречий. Поэтому развитие у Гегеля предстаёт как саморазвитие абсолютного духа, проходящего поступательно от бытия к сущности и к понятию. Именно в понятии находится вечный расцвет и бытие сущности. Поэтому понятие есть абсолютная идея.

Согласно Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение), и собственно развитие. На этом пути  раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философского и научного мышления – качества и количества, меры, сущности и явления, тождества и различия, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

В качестве идей гегелевской философии, вошедших в современное диалектическое учение, можно выделить: универсальность связей явлений, единство противоположностей, развитие посредством «отрицания отрицания». Так же заимствован принцип рассмотрения диалектики как совокупности закономерностей, отражающих универсальность связи бытия и познания.

Значимым витком развития диалектики становится учение Ф. Энгельса и К. Маркса - диалектический материализм. Маркс и Энгельс попытались уйти от «мистифицированности» учения Гегеля. Немецкие философы переосмысли идеалистическую диалектику своего предшественника, заимствовали ряд важных идей, например, принцип исторического развития, но применении их уже в рамках материалистического учения, пытаясь подвести под своё учение естественно научную базу.

В современной философии понимание диалектики включает следующие основные моменты: а) обращение к проблеме противоречивости бытия, и рассмотрение противоречий в рамках единого и целостного бытия, б) исследование мира как динамичной и развивающейся системы, изменения в которой происходят благодаря изначально противоречивости бытия, в) указание на гносеологический и методологический аспект диалектики в когнитивной практике человека. В целом под диалектикой понимают учение о развитии, рассматривающее объекты и явления всесторонне в их движении и противоречивости. Диалектика затрагивает наиболее общие закономерные связи бытия, процессы его становления и развития, и познания, через призму проблемы «единства и борьбы противоположностей». Таким образом, диалектика  есть одновременно, как философская онтологическая теория о закономерностях развития мироздания, так и метод научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17966. Основы правового регулирования государственных доходов 51 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...
17967. Налоговое право. Общегосударственные сборы 1.03 MB
  ЛЕКЦИЯ 7 Налоговое право 1. Понятие налогового права. 2. Государственные налоги. 3. Общегосударственные сборы обязательные платежи. 4. Правовая природа местных налогов и сборов. 5. Порядок осуществления расчетов плательщиков налогов перед бюджетом и го
17968. Правовые основы государственного кредита 201 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 Правовые основы государственного кредита 1. Понятие и функции государственного кредита. 2. Виды государственного кредита. 3. Государственный кредит в Украине. 4. Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансовокреди
17969. Правовые основы страхования 168 KB
  ЛЕКЦИЯ 9 Правовые основы страхования 1. Понятие и функции страхования. 2. Основные отрасли и виды страхования. 3. Отношения в сфере страхования регулирующие финансовым правом. 1. Понятие и функции страхования Экономика это хозяйственная система ко...
17970. Правовое регулирование государственных расходов в Украине 76 KB
  ЛЕКЦИЯ 10 Правовое регулирование государственных расходов в Украине 1. Понятие государственных расходов их особенности и принципы финансирования. 2. Правовые основы сметнобюджетного финансирования. 1. Понятие государственных расходов их особенности и прин
17971. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮ-ЩИХ В ПРОЦЕССЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕНЕЖНО-ГО ОБОРОТА И ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 127.5 KB
  Раздел 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА И ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ЛЕКЦИЯ 11 Правовое регулирование отношений возникающих в процессе банковской деятельности 1. Правовые основы деятельности банков
17972. Правовое регламентирование банковских счетов и регулирование денежного оборота 258.5 KB
  Лекция 12 Правовое регламентирование банковских счетов и регулирование денежного оборота 1. Правовое регламентирование института банковского счета. 2. Виды банковских счетов. 3. Правовое регулирование операций денежных расчетов. 1 Правовое регламентиров...
17973. Правовое регулирование валютных операций банков 139.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 13 Правовое регулирование валютных операций банков 1. Понятие валюты и валютного регулирования. 2. Режим валютных операций. Виды операций банка с валютными ценностями. 3. Правовой режим валютного контроля. 1 Понятие валюты и валютного регулировани
17974. СУТЬ ФІНАНСІВ, ЇХ ФУНКЦІЇ ТА РОЛЬ 128 KB
  ТЕМА1. СУТЬ ФІНАНСІВ ЇХ ФУНКЦІЇ ТА РОЛЬ Основні питання теми: Предмет науки про фінанси. Необхідність фінансів в умовах товарного господарства. Взаємозв'язок фінансів з іншими економічними категоріями. Поняття фінансової системи. Фінансова система Украї