20655

Основные исторические этапы становления диалектического учения

Реферат

Логика и философия

Сократовский диалог хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Понимание диалектики как диалога спора противоречий продлилось и в средние века где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с божественной догматикой. Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров но и в решении социальных...

Русский

2013-07-31

39.5 KB

30 чел.

Основные исторические этапы становления диалектического учения.

Понятие диалектика происходит от греческого dialektike teche, что означает искусство вести беседу, рассуждать. В истории философии данное понятие употреблялось с различной смысловой нагрузкой. Первоначально, в 5 – 4 веке до нашей эры в античном мире, когда только начинается использоваться этот термин, под диалектикой действительно понимается искусство вести диалог по определённым правилам, когда в споре сталкивались противоположные представления. В подобном общении, когда оппоненты задавали друг другу вопросы, старались понять мнение другого и обосновать справедливость своих высказываний, рассуждение двигалось по пути от разрозненных, противоположных утверждений к положениям, преодолевающим ограниченность разных точек зрения и достигающих более всеохватывающего понимания проблемы. На первых исторических шагах диалектика главным образом использовалась в политических и общественных спорах.

Философское содержание диалектика получает в творчестве Сократа, который рассматривал её как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений. «Сократовский» диалог, хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики, но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Диалектический спор для античного философа служил методом преодоления разобщённого понимания понятий для последующей выработки универсального философского категориального аппарата. Искусство диалога у Сократа получило название «майевтика», что означало помощь в «рождении» новой истины из спора, в начале которого она ещё отсутствовала, но сформировалась и открылась в процессе диалога (эвристический метод от греч. – открываю, отыскиваю). Так же следует отметить, что сократовский метод это раскрытие творческого начала мышления в человеке, способного открывать, познавать мир.

Платон, как ученик Сократа, представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, который раскрывается в качестве движения мысли от огромного числа частных, конкретных проявлений и форм универсалий к философскому всеохватывающему раскрытию понятия или идеи – эйдоса. Диалог, для Платона, представлялся логической операцией рассоединения и связывания понятий в чётко обособленные роды, посредством вопросов и ответов, ведущих к «истинному понятию», к постижению сущего. Философ, например,  выделил такие категории как движение, покой, различие, тождество, бытие.

Аристотель придаёт диалектике несколько иной статус, выводя его за рамки ведения диалога. В его работах, посвященных логике, она предстаёт как часть логического построения, которая «подготавливает» понятие к логическому рассуждению, избавляя их от противоречий, несоответствий, затруднений, двойных смыслов. Диалектика не ведёт к истине, как это утверждалось ранее, она для Аристотеля представляет «знание возможное», и лишь служит логике, открывающей сущность мира.

Понимание диалектики как диалога, «спора противоречий» продлилось и в средние века, где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с «божественной догматикой». Средневековая диалектика в трудах Пьера Абеляра понимается также как диалог, например, учителя и ученика, в котором истины раскрываются через отрицание сомнений. Искусство ведения спора носило характер проповедничества, разумного подтверждения веры и опровержения доводов еретиков.

Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров, но и в решении социальных, экономических, культурных вопросов. Поэтому «диалоговое» понимание диалектики не является полностью неправомерным, многие её положения актуальны не только в повседневной действительности, но и в философском мировоззрении – диалог эпох, наций, политики и т.п.

На ранних этапах становления философии рассмотрение диалектики не ограничивалось только сферой ведения мудрых бесед. В период античности, также в китайской, индийской философии формировалось представление, что противоречивость это не просто свойство человеческого сознания, но прежде всего качество присущее миру в целом. В Китае и Индии, например, отмечалось столкновение таких категорий как изменчивость и покоя. В античной философии известны высказывания Гераклита Эфесского о том, что мир находится в состоянии покоя лишь внешне, внутренне он противоречив и изменчив. По его мнению, сущность мира составлял огонь, который олицетворял изменчивость мира. Так же Гераклит уподоблял мироздание вечно изменяющейся реке. В подобном мире, как он отмечал, всё постоянно утрачивает свои черты, изменяется, превращается в свою противоположность. Гераклит указывал на то, что природа изменения, движения кроется в столкновении противоположностей, которые образуют определённое единство и не существуют друг без друга, не смотря на антагонистичность.

Противоречивость, как онтологическое качество мира, рассматривалась и в элейской школе, но в другом ракурсе. Элеаты были сторонниками представлений о ложности существования изменчивости, множественности считая, что подвижность, многомерность мира это лишь поверхностная черта действительности, которую мы чувственно фиксируем и выдаём за подлинное бытие. Реально же сущностное наполнение мира стабильно и постоянно. Например, Зенон Элейский, доказывал в своих апориях, что движение, множественность лишь плод ограниченных человеческих восприятий, не выдерживающих проверки философским разумом и не отражающих подлинные качества бытия. Интересно, что в основе элейских рассуждений так же лежит противоречие чувственного и мысленного.

Положения диалектики отражались и в атомистической философии Демокрита и Эпикура, которые рассматривали появление любой вещи из атома как диалектический скачок, то есть переход атома в новое состояние, противоположное в своём качественном наполнении предыдущему состоянию и нетождественное составляющим его элементам.

Следует отметить, что «диалоговая» диалектика в философии в чистом виде практически не существовала, за исключением, возможно, различных античных софистических школ. В творчестве Платона и Аристотеля понятия диалектики не ограничивалось только «диалогом», прослеживается также и «бытийный» смысл. Философами рассматриваются проблемы единичности вещей, их текучести, разнородность причин создания вещей и т.д.

В эпоху средневековья у Николая Кузанского диалектические идеи развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, например максимума и минимума. Ярким этапом в развитии диалектики становится классическая немецкая философия. В учении Канта она выступала как средство разоблачения иллюзий человеческого разума который стремится к абсолютному знанию. Согласно размышлениям философа знание опирается на опыт чувств и обосновывается рассудком, но высшее понятия разума – бог, душа, свобода, мир – не обладают свойствами постигаемыми чувством и рассудком. Диалектика же служит тому, чтобы в разуме обнаруживать те противоречия, которые мешают ему в постижении абсолютной целостности. То есть Кант демонстрирует противоречивость самого разума.

Непосредственно, в виде стройной теоретической системы диалектика предстаёт в идеалистической философии Фридриха Гегеля. В его философии диалектика охватывает всю область действительности, начиная от сферы чистой логики, её категорий, затем, сферу природы, абсолютного духа, историю общества и духовной культуры. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а мышление, которое отражает действительность. Поэтому одним моментном из критики абсолютного идеализма немецкого философа стало указание на рассогласование с данными естествознания.

В диалектике Гегеля дана картина общих форм движения действительности. Диалектика подразделяется философом на триаду – бытие, сущность, понятие. Бытие – самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Бытие рефлектирующее – это категория сущности, которая соединяется с явлениями, образуя категорию действительности. На определённой ступени диалектики преодолевается разграниченность бытия и сущности. Категория, где соединены бытие и сущность Гегель назвал понятием. Развитие в диалектике, согласно рассуждениям философа, есть переход от абстрактного к конкретному, с последующим переходом из одного качественного состояния в другое на основе выявления и различия противоречий. Поэтому развитие у Гегеля предстаёт как саморазвитие абсолютного духа, проходящего поступательно от бытия к сущности и к понятию. Именно в понятии находится вечный расцвет и бытие сущности. Поэтому понятие есть абсолютная идея.

Согласно Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение), и собственно развитие. На этом пути  раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философского и научного мышления – качества и количества, меры, сущности и явления, тождества и различия, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

В качестве идей гегелевской философии, вошедших в современное диалектическое учение, можно выделить: универсальность связей явлений, единство противоположностей, развитие посредством «отрицания отрицания». Так же заимствован принцип рассмотрения диалектики как совокупности закономерностей, отражающих универсальность связи бытия и познания.

Значимым витком развития диалектики становится учение Ф. Энгельса и К. Маркса - диалектический материализм. Маркс и Энгельс попытались уйти от «мистифицированности» учения Гегеля. Немецкие философы переосмысли идеалистическую диалектику своего предшественника, заимствовали ряд важных идей, например, принцип исторического развития, но применении их уже в рамках материалистического учения, пытаясь подвести под своё учение естественно научную базу.

В современной философии понимание диалектики включает следующие основные моменты: а) обращение к проблеме противоречивости бытия, и рассмотрение противоречий в рамках единого и целостного бытия, б) исследование мира как динамичной и развивающейся системы, изменения в которой происходят благодаря изначально противоречивости бытия, в) указание на гносеологический и методологический аспект диалектики в когнитивной практике человека. В целом под диалектикой понимают учение о развитии, рассматривающее объекты и явления всесторонне в их движении и противоречивости. Диалектика затрагивает наиболее общие закономерные связи бытия, процессы его становления и развития, и познания, через призму проблемы «единства и борьбы противоположностей». Таким образом, диалектика  есть одновременно, как философская онтологическая теория о закономерностях развития мироздания, так и метод научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73190. Grammar and its place among other sciences 129.5 KB
  The following course of theoretical grammar serves to describe the grammatical structure of the English language as a system where all parts are interconnected. The difference between theoretical and practical grammar lies in the fact that practical grammar prescribes certain rules...
73192. Функция потребления и мультипликатор (по Кейнсу) 199.67 KB
  Мультипликатор -– это числовой коэффициент показывающий зависимость изменения ВНП в соответствии с изменением какого-либо компонента совокупного спроса. Мультипликатор инвестиций будет выглядеть следующим образом: где MR1 –- мультипликатор инвестиций...
73193. Объекты мониторинга: социум, среда, экономика 160.5 KB
  Экологический мониторинг относится к информационной структуре системы управления и регулирования. Комплексный экологический мониторинг включает в себя как биологический так геофизический аспекты в качестве результата которого должна выступать оценка и прогноз состоянии...
73194. Математические понятия 112.5 KB
  Понятия, которые изучаются в начальном курсе математику, обычно представляют в виде четырех групп. В первую включаются понятия, связанные с числами и операциями над ними: число, сложение, слагаемое, больше и др. Во вторую входят алгебраические понятия: выражение, равенство, уравнение и др.
73195. Охорона і захист права власності 85.33 KB
  Охорона власності - це вжиття власником різноманітних заходів, спрямованих на забезпечення цілісності свого майна, його схоронності від найрізноманітніших небажаних обставин: негоди, стихійного лиха, нападу зловмисника, дикого звіра тощо.
73196. Экология микроорганизмов 34.63 KB
  Данные биоценозы характеризуются относительным постоянством однако качественный и количественный состав микрофлоры организма человека меняется в течение жизни и зависит от пола возраста питания климата и др.
73197. Реальные газы и фазовые переходы 834 KB
  Учёт конечных размеров молекул и сил взаимодействия между ними позволяет ввести поправки в уравнение Менделеева-Клапейрона и получить уравнение состояния идеальных газов. Пересечение изобары с изотермой даёт точки с соответствующими параметрами состояния.
73198. Физика атомного ядра. Радиоактивность 290 KB
  Как уже известно современная физика установила что атом состоит из положительно заряженного ядра и окружающих его электронов. Каково же строение атомного ядра Ключом к изучению атомного ядра послужило открытие французского ученого А.