20656

Основные принципы диалектики

Реферат

Логика и философия

Сложные связи разнообразных явлений пронизывают абсолютно всё мироздание и неразрывны в своей основе хотя материя и разнородна. Можно дать следующее определение связи – это атрибут материи являющийся общим выражением зависимости между явлениями отражением взаимообусловленности их существования и развития. Под отношением следует понимать одну из форм момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов раскрывающей существование объекта не только самого по себе но и для других речь идёт о том что отношения всегда устанавливаются между...

Русский

2013-07-31

62.5 KB

1 чел.

Основные принципы диалектики.

Диалектика, как всестороннее учение о развитии, обращает внимание, прежде всего на всеобщность связей и взаимодействий предметов и процессов. Сложные связи разнообразных явлений пронизывают абсолютно всё мироздание и неразрывны в своей основе, хотя материя и разнородна. Если мы опытным путём фиксируем только изолированные предметы, что особенно характерно для обыденного сознания, то это не означает отсутствие принципа абсолютной взаимосвязанности. В определённый момент истории философии существовало мнение, что любое наше действие, даже самое мельчайшее существенно изменяет этот мир (Г. Лейбниц). Мир уподоблялся океану, незначительное движение в котором отзывается в самых удалённых уголках. Поэтому связь в диалектике носит свойство всеобщности. Принцип всеобщности подчёркивает и проистекает из материальности мира. И в вопросе рассмотрения абсолютной взаимосвязанности мира, прежде всего, внимание обращается на взаимодействие различных уровней движения материи, а также диалектическое единство природного и основанного на нём идеального, духовного.

Можно дать следующее определение связи – это атрибут материи, являющийся общим выражением зависимости между явлениями, отражением взаимообусловленности их существования и развития. Под отношением следует понимать одну из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов, раскрывающей существование объекта не только «самого по себе», но и «для других» (речь идёт о том, что отношения всегда устанавливаются между рядом объектов, то есть во множестве). Отношения отражают в себе сущность связей явлений (отношение целого и части есть выражение функциональной связи). Наиболее универсальный характер среди видов отношений носит «зависимость». Например, единичный объект сложным образом всегда зависит от окружающей среды, даже если на первый взгляд это не фиксируется. Среда, хоть и существует независимо от единичного объекта, но в ходе своего развития опосредованно или непосредственно влияет на движение, изменение объекта.

Многообразность типов и видов связей. Типы связей выделяют в зависимости от уровня организация материи – химические, физические, механические, связи реализующиеся через поле либо через непосредственный контакт на уровне неживой природы. На уровне живого появляются новые, более сложные биологические связи выраженные во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также отношениях организма с внешней средой. В обществе существует социальный тип связей, появляются отношения производственные, классовые, семейные, межличностные, национальные, политические и т.п.

Связи существуют и между формами движения. Например, связи притяжения и отталкивания могут существовать не только в форме физических отношений, но и в сложно опосредованной форме посредством социальных закономерностей, могут быть представлены в виде симпатии и антипатии на межличностном уровне отношений (здесь следует избегать прямых аналогий, которые могут привести к редукционизму в интерпретации социальных процессов). Внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинноследственные и другие формы связей, которые выделяются в зависимости от природы объекта и, как правило, образуют сложную совокупность в атоме, организме, человеке, обществе (сам человеческий организм может быть рассмотрен с точки зрения функциональных, генетических, внутренних, внешних связей).

Связи могут также подразделяться на односторонние, двух- и много- сторонние. При этом они переплетены с другими типами связи. Так, например, функциональные связи являются многосторонними, генетические - односторонними по той причине, что развиваются всегда от прошлого к будущему.

Связи, вне зависимости от формы, обладают определённым  основанием, что наделяет их качествами необходимости или случайности, постоянства или временности. Основание является объективным условием, обеспечивающим образование, существование той или иной связи. Например, заряд атома основа связи в системе элементов, или природная специфика является основой социальных связей, потребности человека, будучи сформированы социальными отношениями, выступают также основанием социальных связей.

При помощи понятия «связь» в диалектике обосновывают принципы развития, причинности, закономерности, систематичности и т.д., Более подробно сам принцип  всеобщности связи раскрывается в понятии «взаимодействие». Взаимодействие – это философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменения состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого предмета. Взаимодействие обладает признаком универсальности и осуществляет взаимную связь всех уровней бытия. Также оно определяет возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в другое. В целом, взаимодействие является одним из неотъемлемых условий, которое обеспечивает, наряду с неоднородностью материи, изменение, движение в мире.

Атрибутивными характеристиками взаимодействия, наряду с универсальностью, являются объективность и активность. Объективность выражена в том, что свойства предмета могут быть познаны только во взаимодействие с другими объектами. Например, если учитывать, что определённый тип взаимодействия характерен для каждого уровня материи, то оно (взаимодействие) предстаёт как фактор, объединяющий части, как физического, так и социального в определённые целостности, что позволяет нам усматривать в этом некоторые общие принципы построения, закономерности. Активность, как свойство взаимодействия, заключается в переносе материи, информации, связей, форм движения при взаимодействии объектов.

Можно типологизировать взаимодействия по двум основным видам: силовое и информационное. Эти типы принимают на каждом уровне движения материи определённый вид. Так в физике выделяют четыре основных вида взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое (распад). В биологии энергетическое (силовое) и информационное взаимодействие принимает вид: молекулярного, клеточного, организменного, популяционного, видового, биоценозного. В обществе процессы взаимодействия усложняются тем, что человек взаимодействует как с природой так и с обществом как таковым. Здесь можно выделить технологические, нравственно-этические, этнические и другие виды взаимодействия.

Взаимодействие является не только онтологической проблематикой, но и затрагивает вопросы гносеологии, так как оно является методологическим и познавательным принципом. Через изучение специфики взаимодействия в его общем или конкретном виде возможно раскрытие свойств, структуры, законов действительности. Благодаря взаимодействию реализуется сущность предметов, в том числе и человека. Вне системы, сферы, где объект приобретает свою качественную специфику, не возможно раскрыть сущность явления, поэтому любая теория, любое познание есть раскрытие взаимодействий образующих исследуемый объект или процесс. Даже сама теория, концепция, гипотеза по сути есть вид взаимодействия человека с миром и с самим собой.

Для диалектики главным становится вопрос, обращающийся к взаимодействию противоположностей, так как противоречие является источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. Именно принцип всеобщности связи и взаимодействия позволили рассмотреть «развитие» как категорию диалектики.

Тип связи и взаимодействия задаёт определённую направленность той динамике изменений, в которой пребывает любой объект. Развитие же есть необратимое, определённое направление и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению  нового качества. В процессе развития невозможен возврат к уже пройденным состояниям, за исключением циклических систем. Это придаёт направленность процессам развития, что означает накопление однокачественных изменений, которые обусловлены типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. При этом в основе развития лежат не случайные события, а только те, что проистекают из самой сущности объекта и из типа взаимодействий, в которые он включён.

Итогом всего процесса изменения выступает появление нового качества, которое есть как «конечный» результат предшествующего процесса развития, так и одновременно исходный момент последующего этапа в развитии. В этом процессе выражена поступательность развития, заключающаяся в том, что объект, система и т.д. на каждой ступени своего дальнейшего движения поднимается выше, сохраняя «массу» достигнутого содержания и дополняя его новыми качествами, определяющими либо сущность, либо форму объекта. Поступательность строится на принципе «диалектического отрицания» – новое не просто вытесняет старое, а вбирает всё то положительное из предыдущего состояния, которое позволяет раскрыть новое качество.

Соотношение между понятием «развитие» и «прогресс» не является тождественным. Развитие, как отмечалось, приводит к появлению нового качества, которое не всегда сложнее и совершенней предшествующего качества. Прогресс – это превосходство динамически усиливающегося нового качества над старым (регрессивная тенденция развития, наоборот доминант нарастающего старого над новым). В развитии могут сочетаться, как процессы регрессивные, так прогрессивные. Например, старение организма, с точки зрения биологии, регресс, но может сопровождаться развитием духовных качеств, то есть прогрессом личности. Существует необратимость регресса и прогресса, которая заключена в том, что появляющееся новое качество не сводится к предшествующим состояниям. При этом регресс не всегда связан с вырождением и вымиранием. В природе процесс приспособления к условиям окружающей среды организм может деградировать с целью улучшения свою жизнедеятельность. В обществе духовный регресс может быть вызван желанием приспособиться к ценностям «групповой среды». Регресс и прогресс, таким образом, находится в сложной взаимозависимости как две формы, грани, стороны развития как такового. Поэтому в одной системе могут находиться, как регрессивные, так и прогрессивные тенденции.

В развитии, в котором существуют революционные (скачкообразные), эволюционные изменения, распад, спиральность, цикличность и т.п., можно проследить два основных направления: а) по восходящий (от простого к более совершенному); б) по нисходящей (качественное обеднение). Данные линии тесно переплетены и объединяются в различных пропорциях. В целом, в материальном мире превалирует прогресс и поступательное движение от физических к социальным формам материи. Если допустить приоритет регресса, распада, обеднения и их определяющее значение для бытия то, мы получим системы стремящиеся к своему небытию, целью существование которых станет собственное разрушение, уничтожение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий, что абсурдно даже с точки зрения эмпирических данных.

Необходимым признаком развития является время, так как любое изменение обладает относительной степенью длительности, что показывает направленность, необратимость развития, формирует принципы историцизма, когда любое событие рассматривается с позиций того, как явление возникает, какие основания этапы проходит, и уже с этих позиций исследуется состояние вещей на данный момент.

Развитие нельзя трактовать как простое расширение или уменьшение качеств или их повторение. Подобным образом мы приходим к отрицанию процесса появления нового качества и снимаем проблематику о противоречиях как источнике развития. В биологии существовало такое направление как преформизм (от латинского praeformare – заранее образую), согласно которому, развитие организма лишь развёртывание предзаданных наследственных данных. Примером также может служить эпигенетизм (от латинского epi – над, сверх и genesis – возникновение) – отказ от врождённых генетических структур.

Нельзя в понимании развития говорить, что появление нового качества однозначно зависит от внешних условий и факторов существования объекта, процесса. Подобным образом отрицается значение внутренне присущей противоречивости как источника развития содержащегося в самой материи, уничтожается диалектическая причина самодвижения, саморазвития. Самодвижение в данном случае означает, что источник развития присущ самому развивающемуся объекту, отражает его внутренне противоречие и взаимодействие с другими объектами. Развитие это вид движения, которое, в свою очередь, есть атрибут материи, способ её существования, ниоткуда не выводимый и внутренне ей присущий, поэтому самодвижение, рассматриваемое как философская категория, не обусловлено внешними факторами (хотя частные наблюдения повседневного и конкретного знания могут говорить об обратном). Из этого следует, что развитие любой системы это раскрытие принципа внутренней активности, внутреннего стремления объектов к «самореализации» в виде бесконечных форм взаимодействия. Необходимо учитывать, что самодвижение конкретных систем относительно. Чем выше уровень организации системы, тем большей самостоятельностью в развитии она обладает (первобытное и современное общество).

В определённый период в социальной философии существовали ошибочные концепции развития, например, «плоского эволюционизма», в котором развитие и появление новых качеств понималось как количественная модификация старого. Подобный подход приводит к тому, что новое качество в своём сущностном аспекте не предполагает избавления от старого, отрицается значение «качественных скачков» в развитии и принципа саморазвития. Известна также идеалистическая концепция «творческой эволюции» Анри Бергсона, который утверждает, что действительно под развитием не следует понимать перемещение или перераспределение частиц в пространстве не образующих качественно новых форм. Развитие необходимо рассматривать как появление новообразований качественного характера, источником которого служит «жизненный порыв» выраженный, в философском плане, в «потребности творчества» такого идеального объекта как сознания или сверхсознания. Следовательно, по Бергсону, источником развития является идеальная сила, расположенная вне развивающегося материального объекта. Можно упомянуть «эмерджентную эволюцию» К.Л. Моргана (эмерджентный – неожиданный, непредвиденный). В её основе лежит представление о том, что наряду с бесконечными «результативными» изменениями, являющимися простой алгебраической суммой исходных составляющих, суммой, которую можно вывести, существуют и качественные изменения, но они эмерджентны, то есть непредсказуемы. По сути, «эмерджентная эволюция» отказывается от диалектических законов перехода количественных изменений в качественные, «отрицании отрицания», также устраняет из науки само понятие объективного закона. Согласно этой концепции не может быть речи не только о направленном или закономерном изменении, но и вообще о каких бы то ни было тенденциях развития. Наука из общей и осмысленной деятельности человеческого разума превращается в простое накопление эмпирических фактов и их «запаздывающую» классификацию. Противопоставленные этим концепциям принципы диалектического развития, социальных процессов в том числе, характеризуются последовательностью, направленностью, необратимостью, новациями, отрицанием, сохранением достигнутых результатов, преемственностью.

Принцип причинности и объективной целесообразности. Принцип причинности или детерминированности утверждает, что всякое изменение явлений и процессов имеет свою причину и следствие, то есть протекают закономерно. Причинность определяется, с точки зрения всеобщности связи, как  один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой причина при определённых условиях порождает следствие. Следует учитывать, что не все связи являются причинными, например, пространственно-временные, функциональные, отношения симметрии, но при этом любое явление необходимо обладает причиной и следствием своего бытия.

К характеристикам причинности относятся: универсальность, всеобщность, обязательное порождение одного явления другим явлением (принцип отсутствия пустоты в природе), непрерывность. Цепь причин и следствий бесконечна и неуничтожима. Поэтому «первой причины», с позиций философского взгляда, не может существовать, также как и «последней причины».

Причина – это явление, которое повлекло за собой другое явление, то есть следствие. Причина может быть противоречием как внешнего, так и внутреннего характера. При этом причинные связи направлены от причины к следствию, причина вызывает не любые, а лишь соответствующие им следствия, и отношения между ними необратимы.

Рассмотрение причинности в рамках категории время привело к формированию нескольких концепций по соотношению причины и следствия:

  1.  Существует определённый интервал в виде запаздывания между началом действия причины и началом появления следствия, поэтому причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют одновременно, потом причина угасает, а следствие превращается в новую причину;
  2.  Причинно-следственные интервалы частично накладываются друг на друга;
  3.  Причина и следствие всегда строго одновременны потому, что бессмысленно говорить о причине, которая уже существует, а значит действует, если её следствие ещё не бытийствует. «Недействующая» причина не может существовать, так как это нарушило бы принцип взаимосвязи, единства и движения материи.

Все концепции едины в том, что следствие зарождается в причине и не может быть отстранено от неё. Это универсальный принцип представлений о причинности.

Отношение причины и следствия могут принимать вид:

а).  Множество разнообразных причин порождает одно следствие;

б).  Множество следствий берут своё начало от одной причины;

в).  «Эффект домино» – воздействие одной причины вызывает цепочку следствий, то есть причина и следствие разделены временным интервалом и связаны между собой через несколько причинно-следственных звеньев;

г). Усложнённый эффект домино, выраженный в том, что каждое следствие становится причиной не одного, а многих явлений.

Причинные связи могут быть прямыми или опосредованными, а так же «отраженными». При отражении следствие сохраняет в своей структуре и свойствах следы воздействия причины. Например, запечатление в горных породах действия магнитных полей, или магнитные носители информации компьютера.  

Не правомерно было бы рассматривать причинные связи только в однонаправленном действии, необходимо обязательно учитывать процессы взаимодействия явлений (двусторонние, многомерные связи). При взаимодействии происходит обратное воздействие следствия на причину, его породившее, а не только преобразование в новую причину с последующим появлением нового следствия. Подобный момент получил название «принцип обратной связи». Особо ярко этот принцип проявляется в сложноорганизованных системах, где требуется хранение, обработка, использование большого объёма информации (живой организм, сознание, общество). Обратное и вторичное отношение корректирует причинно-следственные связи, придают устойчивость системе в целом. Лишь в предельно абстрагированном случае можно представить причинно-следственную связь однонаправленное действие. Интересно, что принцип обратной связи в кибернетике приводит к тому, что следствие само становится причиной по отношению к породившей её причине, то есть причина и следствие меняются местами, но временное направление причинно-следственных отношений не изменяется. Подобное можно говорить и о психических процессах, которые отражают взаимодействие коры головного мозга и окружающей среды.

Типы причинно-следственных отношений подразделяют:

  1.  По признаку обязательного переноса субстанционально-энергетических качеств: а) собственно причина – это то, что предаёт свою силовую возможность, то есть вещество, энергию, информацию; б) условие (или среда, основа)– совокупность обстоятельств, которые сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества, энергии, информации способствуют порождению причиной следствия. Само по себе оно не способно породить следствие, но определённым образом обуславливает реализацию следственной возможности причины. Необходимо отметить, что условия, а также поводы, стимулы, предшествующие состояния составляют причинное основание, то есть совокупность всех обстоятельств, которые, при наличии причины,  способствуют наступлению следствия.
  2.  По проявлению причинной связи: а) динамические (однозначные); б) статистические (вероятностные, например, общественные отношения, которые, будучи внутренне строго определенными, своей причиной, в то же время в способе проявления этой причинной связи зависят от множества случайных факторов, охарактеризованных определённой статистической частотой).
  3.  Гносеологическая классификация: а) выделяют причинно-следственные связи общие, специфические и главные; б) объективные и субъективные; в) непосредственные и опосредованные; г) всеобщие, особенные и единичные.
  4.  По числу явлений вступающих в причинную связь: простые составные, однофакторные, многофакторные, системные и несистемные.

Случайность (вероятность) и необходимость. Необходимая связь – это однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление «события-причины» обязательно влечёт за собой вполне определённое явление-следствие. Случайность –связь причин и следствий, при которой причинные основания и причина допускают реализацию любого из множеств возможных альтернативных следствий. Реализация альтернатив, по большей части зависит, от условий, и случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределённо большого числа разнообразных и точно неизвестных причин.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24130. Основные понятия философской аксиологии. Этические и эстетические ценности. Ценности современного общества 14.17 KB
  Этические и эстетические ценности. Ценности современного общества. Этические ценности это прежде всего ценности взаимоотношений с другими людьми. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека прежде всего в искусстве на основе законов красоты и совершенства.
24131. Проблема смысла жизни, цели жизни, счастья 15.82 KB
  Проблема смысла жизни цели жизни счастья. Вопрос о смысле жизни это очень человеческий вопрос. С незапамятных времен вопрос о смысле жизни занимал человека. Когда же речь заходит о самом человеке и его жизни то уже ставится вопрос: Зачем Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воззрениях как оптимизм пессимизм и скептицизм.
24132. Проблема смерти и бессмертия. Основные концепции бессмертия 14.36 KB
  Бессмертие идея о том что очевидный закон жизни что всё живое смертно может нарушаться. Понятие бессмертие следует отличать от понятий характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов. В понятие бессмертие входят: бессмертие души представление о том что человеческая душа живёт вечно независимо от тела. бессмертие физического тела представление о вечно живущем человеке.
24133. Культура и цивилизация. Причины духовного кризиса современной цивилизации 14.31 KB
  Культура и цивилизация. Культура и цивилизация Цивилизация это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов а культура это внутреннее достояние самого человека оценка его духовного развития его подавленности или свободы его полной зависимости от окружающего соц. Если культура с этой точки зрения формирует совершенную личность то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация Ц – это синоним культуры В социальной философии...
24134. Понятие глобальных проблем: виды и взаимосвязь, пути их решения 18.5 KB
  Глобальные проблемы это совокупность проблем человечества которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации и следовательно требующие согласованных международных действий для их решения. Эти проблемы характеризуются динамизмом возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Стало очевидным глобальные проблемы...
24135. Классификация глобальных проблем. Демографическая, экологическая проблемы 14.81 KB
  Демографическая проблема глобальная проблема человечества связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли опережающим рост экономического благосостояния в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы угрожающие жизни населения в этих странах. Глобальные экологические проблемы делят на несколько групп тесно связанных друг с другом: демографическая проблема негативные последствия роста численности населения в 20м в.; энергетическая проблема дефицит энергии порождает поиск новых ее источников и...
24136. Научно – техническая революция и судьбы цивилизации Будущее человечества. Методы его прогнозирования 14.97 KB
  Там где объекты неуправляемы особенно в естественных науках имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых большей частью социальныхявлений на оценку вероятного при условии заранее заданных норм состояние объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация определение объекта предмета рабочих гипотез методов...
24137. Специфика философского понимания человека 14.47 KB
  Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Свобода же отражает развитие появление нового разнообразного новых возможностей. Необходимость выражает наличное показывает каков мир есть а свобода отражает будущее каким мир должен быть. Свобода многолика но сущность ее одна наличие разнообразных возможностей следовательно она наибольшая ценность.
24138. Новгородская феодальная республика 28.47 KB
  Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые историки полагают что вече – собрание не всего мужского населения а собрание только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы утверждало договоры рассматривало вопросы войны и мира избирало городские власти: посадника тысяцкого выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече приглашало князя который возглавлял дружину.