20658

Предмет, структура, функции философии. Философия и культура. Философия и наука

Реферат

Логика и философия

Определение философии. Подобное понимание лишает философское знание научной специфики создаёт ложное представление о философии как чистом мышлении способном существовать вне связей с объективной реальностью размывает уникальность её предмета целей задач и методов исследования а также ограничивает рамками личностного субъективного видения мира. Поэтому для определения философии можно использовать такой этимологический перевод как любовь к истине.

Русский

2013-07-31

100 KB

18 чел.

Предмет, структура, функции философии. Философия и культура. Философия и наука.

1. Определение философии.

Понятие философия происходит от греческих слов «phileo» - люблю, и «sophia» – мудрость, что дословно означает «любовь к мудрости». Под философией не следует понимать «всепредметное» рассуждение или проявление субъективного мышления способного «мудровствовать» на любую тематику. Подобное понимание лишает философское знание научной специфики, создаёт ложное представление о философии как «чистом мышлении», способном существовать вне связей с объективной реальностью, размывает уникальность её предмета, целей, задач и методов исследования, а также ограничивает рамками личностного, субъективного видения мира. Поэтому для определения философии можно использовать такой этимологический перевод, как «любовь к истине». В результате философия предстаёт как размышление, стремящееся к открытию и постижению объективной универсальной, всеохватывающей истины, независящей от частных мнений обыденного сознания, и превосходящей сумму данных всех естественных наук.

Впервые понятие «философ» применяет античный философ и математик Пифагор (6 - начало 5 века до нашей эры). Философами он называл тех, кто стремиться к размышлению в любой научной сфере. Подобное понимание сохранялось вплоть до Платона (427 – 347 года до н.э.), который в полной мере начал разрабатывать значение философии. Он говорил о том, что под мудростью не следует понимать просто приобретённое свойство человеческого ума. София это объективное, разумное качество мироздания, которое превосходит человеческое понимание мудрости, и не может быть с ней отождествлено. Человек, согласно Платону, не может понять «вселенскую мудрость», слиться с ней из-за своей смертности и познавательной слабости. Ему остаётся только любить ёе почтительно и на расстоянии.

В современном состоянии под философией понимается способ сознательного отношения человека к действительности, рациональное логически аргументированное размышление над всеобъёмлющими проблемами, предельными или конечными вопросами мироздания, общества и человека, с целью поиска и установления причин, основ всего сущего, анализа и решения мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нём человека.

Под «предельными» вопросами понимается постановка такой проблемы исследования, которая способна затронуть все стороны бытия вне зависимости от его частных проявлений, которыми занимаются «локальные» естественные науки. Из всеохватывающей характеристики вытекает и конечность вопросов, то есть постановка более масштабного вопроса не возможна, допустима только раскрытие их посредством детализации или структурирования проблемы на составные части. К подобной предельной философской проблематике относятся фундаментальные вопросы: что есть сущее, познаваемо ли оно, что такое истина, что есть общество, человек, в чём смысл его существования, соотношение противоречий и т.д.

Для того чтобы раскрыть более полно смысл философии, и сформировать соответствующее представление о дисциплине, необходимо  рассмотреть предмет, структуру и функции данной науки.

2.Предмет философии.

Перед непосредственным рассмотрением предмета философии необходимо указать на различие в понимании таких категорий как объект (объективная реальность) и предмет познания. Дословно понятие объект с латинского означает предмет, но в философии под «объектом как таковым» подразумевается вещь, явление, процесс, принадлежащие объективной действительности и существующие самостоятельно от познающего субъекта. «Объект как таковой» является, тем, на, что направлена наша духовная деятельность. «Предметом познания» выступают те качества, отношения, свойства, формы мира объектов, которые мы смогли зафиксировать в своём опыте посредством различных практик, в том числе и познавательной. Через предметную область исследования, практику, через постановку вопроса, подбор соответствующих методов исследования, посредством которых мы задаём направленность и поле поиска, формируется познавательный образ «объекта как такового». Данный «опредмеченный» образ и сам объект не тождественны, хотя и стремятся к совпадению. Во-первых, по причине того, что, изучая отдельные стороны феномена, мы лишь приближаемся к пониманию его как целого, и никогда не сможем постичь всех его элементов. Здесь речь идёт не о познавательной слабости человека, а о том, что излишняя детализация не позволила бы нам построить общую теорию, понять законы управляющие объектом, так как бесконечно конкретизируя каждый элемент и самостоятельно рассматривая его, учёный никогда не смог бы приступить даже к классификационной стадии исследования. Во-вторых, как сам объект, так и сам его «познавательный образ» находятся в постоянном изменении, движении. Так, например, предметный образ преобразовывается в условиях, развития методов исследования и всей научной практики, развития и смены исторических этапов общества и т.д., так же сам объект находится в постоянном движении, изменении своего содержания и форм, что, в конечном счёте, может привести и к изменению его сущности. Таким образом, в первом случае мы имеем дело с онтологической категорией, во втором, с гносеологической.    

Объектом для философии выступает бытие как целое, в его максимально всеохватывающих состояниях и отношениях. Предметные области познания философской практики в её исследовательской направленности графически можно изобразить следующим образом (схема № 1):

1) – Мир в целом и объективная система категориальных определений мира (объективная реальность); 2) –  Человек и общество (объективно-субъективная реальность); 3) –  Деятельность, взаимодействие субъекта с объективной реальностью (познание, мышление, искусство, практика).

Спецификой предмета познания философии, является особого рода вопрошание, состоящее в философском размышлении над: 1) смыслом, целью, формами, духовной деятельности человека и общества; 2) эмпирическими и теоретическими результатами деятельности человека в познании мира и себя; 3) объективном мире в целом и его категориями.

3. Структура философии

В соответствии с дифференциацией предмета познания выстраивается структура философии:

1) Онтология (от греч. Ontos – сущее, logos – учение) учение о бытие или учение объективной реальности в целом и её категориях. Здесь исследуются вопросы: что есть бытие, материя, идеальное, время, пространство, противоречия и т.п. (мировоззренческая часть)

2) Социальная философия и философская антропология, то есть учения о проблемах бытия общества и человека. Социальная философия осмысляет с помощью философской методологии вопросы: в чём состоит сущность общества, какое место оно занимает в мироздании, какое значение играет по отношению к человеку и т.д. Философская антропология через «предельную» проблематику исследует бытие человека во всей полноте его существования от определения его сущности и отношения к объективной реальности до поиска антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, социальных институтов и прочее.

В этой структурной части можно упомянуть аксиологию (от греч. Axia – ценность) -   учение о ценностях, их смысле, значении в обществе, причине появления и моральной ориентации человека и науки, и праксиологию – исследует роль практической деятельности как таковой. Также этику (от греч. ēthike или ēthos – нрав, обычай) – наука о сущности, происхождении и развитии морали, эстетика (от греч. aisthētikos – относящееся к чувственному восприятию, или aisthēsis – ощущение, чувство) – учение о прекрасном, об искусстве, общих законах художественного творчества.

3) Учение о формах и методах деятельности (методологическая часть). Здесь можно выделить: а) Гносеология (от греч. Gnosis – знание, познание, и logos – учение) или эпистемология (episteme – размышляю) – учение или теория о познании. Гносеология решает «основной вопрос философии» об отношении мышления к бытию: познаваемо ли бытие человеческим разумом, способны ли мы формировать достоверные знания о мире, что есть истина и каковы критерии её поиска и т.п. б) Логика от греч. Logikē – учение о формах мышления, его последовательности и методах.

4. Функции философии.

Принято выделять следующие основные функции философии:

  1.  Мировоззренческая функция. (см. лекцию «Мировоззрение…»)
  2.  Методологическая  функция. Каждая из локальных наук использует, в опосредованном виде, методы разработанные философией (общенаучные методы) в качестве основных принципов при изучении различных явлений. Например, исторический метод, представление о причинности, логической непротиворечивости и аргументированости, индукции, дедукции, диалектики и т.д.
  3.  Практическая функция. Практическое значение философии состоит в том, что, являясь формой исследования направленного на осознания основных законов бытия, она может объяснять процессы мироздания, общества, индивида, а также происходящее вокруг него, отвечать на вопросы, интересующие человека относительно «предельных» категорий социального бытия, формировать тем самым предметную ориентацию и побуждать человека к действию интеллектуальному или предметно-вещественному, влиять на ход развития частных наук, изменяя тем самым нас и окружающий мир. Эти изменения могут носить как глобальный характер, например, культурная или политическая революция, так индивидуальный – смена видения, понимания, ощущения картины мира отдельным человеком.

Таким образом, практичность философии, как в прочем и других видов человеческой духовной деятельности, выражена не в степени влияния на получение конечного вещественного продукта (в вульгарном, упрощённом понимании – получение материальных благ), а в способности отражать объективную реальность, предоставляя максимально достоверные знания о процессах мироздания. Практичности философии так же не может определяться непониманием её проблематики отдельным индивидом, которого не интересуют философские вопросы как таковые. Значимость философского исследования, степень его востребованности рассматривается на уровне культурно-исторических тенденций, которые преодолевают мировоззренческий редукционизм отдельного субъекта (солипсический редукционизм).

Подобное понимание вносит определённое дополнение к пониманию практической значимости и масштабности применения знания. Так как, философия стремится исследовать бытие не локально, а всеохватывающее, то, очевидно, что и знания, получаемые ею, могут, в творчески трансформированном виде, в соответствии с механизмами функционирования и изучения конкретного феномена, формировать правильное понимание объекта, или активно способствовать этому. Поэтому практичность философии, её роль в осуществлении духовных практик не мене значима, чем влияние «локальных наук» на культурное состояние человека.   

  1.  Гуманистическая функция. Центром философии выступает человек. Формирование понимания его сущности, значения свободы, роли в общества,  национальной принадлежности и т.д., помогает раскрыть уникальность и значение человеческого бытия, то есть сформировать идеи подлинного гуманизма.
  2.  Моральная или аксиологическая функция. Философия формирует представления о добре и зле, ценностях и идеалах человека.

5.«Партийность» в философии.

Исторически в философии сложилось два крупнейших направления с различных позиций рассматривающих проблему основания, субстанции всех форм бытия, и решающих вопрос об отношении сознания к бытию. Материализм (от лат. materialis – вещественный) утверждает первичность материи, природы, её независимости от сознания человека. Для материализма характерно рассмотрение идеального, духовного, сознательного в качестве свойства материи, одной из форм материальных взаимосвязей (социальной формы движения материи), а мышление человека, как отражение объективной действительности, что является гарантом познаваемости мира. Представители этого течения Гераклит, Демокрит, Эпикур, Фейербах, Энгельс, Маркс и другие философы. К основным формам материализма можно отнести: 1) стихийный или наивный материализм – особенно характерен для ранней античной натурфилософской мысли, когда материальность мира, его природность и объективность, запечатлевалась неосознанно, «философски бессознательно» (как само собой разумеющееся), поэтому материя отождествляется с её конкретными вещественными, природными формами проявления (Фалес, Гераклит); 2) метафизический (механический) материализм – понимает под движением только механическую форму движения, следствием чего является отрицание онтологической самостоятельности противоречий и возможности саморазвития при их взаимодействии; 3) вульгарный материализм (вульгарный от лат vulgaris – обыкновенный, простой; в данном случае – упрощённый) – упрощает понимание материи только до конкретных вещественных состояний, нивелируя, таким образом, значение связей и отношений в материи, что, например, приводит к отрицанию самостоятельности бытия идеального и сведению духовной и сознательной деятельность человека к функции головного мозга; 4) диалектический материализм – рассматривает мир как единое целое, как всеобщую взаимосвязь предметов и феноменов, а движение и развитие различных форм бытия как результат действующих в нём внутренних противоречий (основные законы – единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, переход качества в количество и наоборот) (Энгельс, Маркс).

Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idea – идея) утверждает, в зависимости от типа, приоритет сознания (Беркли, Фихте), Абсолютной идеи (Гегель), идеального бытия (Платон), формы (Аристотель), над материей, которая вторична и полностью обусловлена идеальным (не следует путать идеализм и идеализацию (абстракцию), идею и идеал или нравственную ценность). Основные формы идеализма: 1) объективный идеализм – признаёт в качестве начала некую идеальную реальность независимую от нашего сознания, и определяющую процессы природного мира («мир идей» в реализме Платона; форма, в умеренном реализме Аристотеля; Абсолютная Идея, Разум Гегеля; монады Лейбница). 2) субъективный идеализм – отрицает возможность существования мира вне зависимости от сознания субъекта, его мысли, эмоции, восприятия (Беркли, Юм). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам), который единственной и несомненной реальностью признают только мыслящий субъект, всё остальное существует лишь в сознании индивида. Его элементы присутствовали в работах ранее указанных Беркли, Юма, свойственны они также размышлениям Эрнста Маха и т.д.

6. Философия и наука.

Специфика предмета философии проистекает из стремления познать бытие как целое, и поэтому философское мышление не может быть тождественно конкретным локальным естественным наукам уже исходя из разницы определения предметной области исследования.

Схема (№ 2). Взаимосвязи уровней научного познания и философии:

Данная схема показывает, что влияние на философское исследование оказывает не только естествознание, но и другие виды человеческой духовной деятельности. Поэтому под философией, прежде всего, понимается особый способ мышления направленный на осмысление всех результатов познания, всего человеческого опыта, в том числе и естествознания. При этом, безусловно, приоритетное влияние в формирование рациональных основ философии остаётся за научным видением мира (хотя, на протяжении истории философии приоритеты неоднократно менялись).

Уже в самой науке прослеживается первые шаги к философскому мышлению (ещё не сама философия), но только с момента начала построения теории, когда исследователь пытается не просто установить сходство в полученных данных, но задаёт себе вопрос о причинах, законах движущих объектом, то есть, пытается поставить «предельный» обобщающий вопрос для локальной проблемы. Можно говорить о том, что, на уровне построения теории, мышление стремится, направлено к философскому «предельному» пониманию. Для этого, на основе полученных данных, учёный создаёт абстрактную мыслительную модель исследуемого объекта, которая включает наиболее существенные части предмета и связи между ними, избегая при этом излишней детализации – уровень классификации. Затем он выходит на качественно новый уровень научного познания – уровень размышления, на котором осуществляется  поиск отношений, связей, законов, определяющих (являющихся причиной) и направляющих развитие объекта исследования. Здесь уже недостаточно просто классифицировать данные, а необходимо понять внутреннюю специфическую логику, закономерность трансформации объекта, установить причинно-следственные связи путём осмысления феномена целого. Это требует новых методов для теоретического построения в научном исследовании, которые не могут быть тождественны способам сбора эмпирических данных и их сортировки. Поэтому на этой стадии, прослеживается «условный» разрыв жёсткой взаимосвязи между приёмами абстрактного интеллектуального построения теории и конкретными эмпирическими данными. То есть, следует говорить о том, что отождествление теоретического и эмпирического даже на уровне естественных наук, не допустимо.  «Условность» заключена в различие способа обработки, оценки, анализа получаемой информации об исследуемом объекте, но, безусловно, необходимо отчётливо понимать, что теория через эксперимент, практику всегда сложно взаимосвязана с опытом, и строится на основе эмпирических данных.

Непосредственно философия возникает, когда человек пытается, преодолеть частную «ограниченность»  и  на основе всего осмысленного, теоретически выраженного научного и обыденного опыта человечества, открыть для себя «предельные» законы бытия. Философия, благодаря специфике поставленных задач, не прибегает к опытному сбору данных, их классификации и теоретизации подобно естествоведению или обыденному познанию. Действительно, невозможно, провести эксперимент, который смог бы охватить все части бытия, начиная от элементарных физических начал до сложных психологических моментов бытия человека, и предоставил бы нам исчерпывающие данные, удовлетворяющие «предельному» вопросу. Подобная «невозможность» проистекает не из ограниченности возможностей человек, а вследствие особенности предмета философии. Целью философского исследования является не выделение некой «всеобъединяющей» конкретной субстанция, которую мы стремимся получить экспериментально (примером подобных «поисков», является античная натурфилософия), или поиск повторяющихся связей, а установление качественно новых типов отношений, законов, которые несводимы к своим многообразным локальным состояниям, и объединяют все формы бытия материи в целостное состояние. Философия, отталкиваясь от научных теоретических знаний, оформивших «локальные» классы отношений, сосредотачивает своё исследование в таком «конечном» теоретическом поле, которое уже не нуждается в прямом эксперименте любых масштабов, так как нет необходимости прямого контакта с конкретным объектом (подобная функция уже осуществлена опосредованно, через естественные науки). Таким образом, непосредственное опытное соотношение философии и природы, общества, человека исключается в силу специфической «векторности» развития знания, его качественного усложнения и перехода от конкретных к всеобщим формам знания с максимальной степенью абстракции. Более того, привнесение эксперимента в область «предельного» теоретизирования упростит философию до уровня естествознания, тем самым уничтожит уникальность её предмета, превратив его в область исследования различных объектов материальной реальности.

Частные науки, таким образом, становятся необходимой основой для философского анализа, предоставляя в опосредованном виде данные об объективной действительности. Подобная относительная зависимость проистекает, во-первых, из требования взаимосвязи мышление философа с объективной реальностью, во-вторых, любое познание, в том числе философское, в аналитической деятельности разделяет объект на составные части с целью понять содержание, структуру, и взаимосвязи определяющие его целостность (анализ с греческого дословно означает разложение), поэтому наука выступает здесь как способ детализации мира, изучения отдельных частей бытия, и предоставления не просто «фотографических» множественных образов отдельных объектов, а открытия их сущности, закономерностей, раскрытия их бытия в истинном состоянии. Философское исследование затем творчески, в соответствии со своей проблематикой, обрабатывает данные наук и выстраивает в дальнейшем собственную категориальную и теоретическую базу, которая выступает не обобщением естествознания (т.е. не является классификационным знанием), а представляет собой новую качественную ступень познания бытия со своим объектной областью, предметом познания, методологией и «открываемыми» законами.

Схема № 3:  Уровней взаимосвязей науки и философии относительно объекта исследования.

интеграция

эксперимент

Из этой схемы также видно, что различие науки и философии заключается не в объекте исследования, а именно в предметной области. Если философия исследует связи и отношения характерные для бытия как такового, как целого, то науки занимаются конкретной локальной проблематикой, предоставляя детальный взгляд на бытие.

Взаимосвязь науки и философии не объясняется заимствованием идей. Это диалог, механизмы которого раскрываются посредством диалектических законов. Философия не отрицает научного видения мира, напротив она использует теоретические данные науки, но в адоптированном виде, согласно своей методологии. Научные знания ей не обобщаются, а интегрируются. И в целом философия, в своём развитии, зависит не от конкретных наук, а от состояния культуры как таковой, общих мировоззренческих подходов в восприятии действительности (см. схему № 2). Поэтому философия оформляется в самостоятельный феномен человеческой духовной деятельности не благодаря появлению естествознания, а рационализации культуры. Первые натурфилософские концепции античности соседствовали с простейшими научными представлениями о природе и, по сути, были прообразом современной фундаментальной науки. Некоторые исследователи истории философии интерпретируют этот факт как указание на прямую зависимость философии от развития науки. На наш взгляд это не совсем правильно. Наука и первые зачатки философского мышления делали свои начальные попытки «пробиться» сквозь мифолого-религиозное представления о мире, в которых рациональное видение действительности фактически отсутствовало, но уже прослеживалось деление в социальном мировоззрение на предметно-конкретные наблюдения за миром (всё-таки античное общество на момент перехода к рациональной картине мира было значительно дифференцировано, занималось сложной экономической деятельностью, и активно осваивало окружающую среду) и первые обобщающие концепции, в художественной форме дающие объяснение происходящему вокруг человека. По мере процессов развития культуры эти моменты, имеющие онтологическим основанием, как специфику построения сознания человека, так и объективную реальность, приобретали рациональную форму закрепления, более соответствующую новым потребностям социально-экономической реальности. Таким образом, мы можем говорить о том, что наука и философия развивались, безусловно, взаимосвязано, но исходя из оснований, различия которых были заложены в предыдущих формах видения мира.

Философия предоставляет для науки своеобразный методологический и творческий импульс, способствуя тем самым выработке целей научного поиска, критериев оценки полученных результатов. Постановка философского вопроса и его решения может, с большой вероятностью, потребовать «создания» локальных наук, точнее темы исследования для подобных областей познания. Речь идёт о том, что философия является особой формой интеллектуального отражения объективной действительности, поэтому нуждается в существовании аналитической основы, построенной на сложной взаимосвязи конкретных данных о реальности. В формировании подобной основы принимают участие физика, химия, биология, социология и т.п. экспериментально обрабатывающие эмпирические факты и формирующие «локальные» теории. Поэтому философия может давать своеобразное «задание» для естественных наук, направляя их поиск с целью создания базы для последующего философского размышления. (Отметим, что влияние науки и философии носит двухсторонний характер. Новые открытия в области физики, например, в области электромагнитных полей, квантовой теории и т.п. повлияли на представление о материи, причинно следственных связях в философии).   Исключение практического эксперимента из инструментария философии приводит к тому, что стихией философии является абстрактное мышление, преодолевающие ограничения опыта (следует понимать, что речь идёт не об отрыве философии от объективной реальности, а лишь о специфики методологии исследования предмета познания).

Помимо диалектического объяснения существуют ошибочные сциентическая и иррациональная трактовка взаимосвязи науки и философии.

1) Сциентизм (от англ. Science – наука) – считает, что только рациональная научная методология даёт истинное знание о мире. Поэтому, согласно одним сторонникам этого течения, философия должна исчезнуть, так как её методы не используют эксперимента, математических вычислений, и научно не рациональны. Другие, предлагают создать «новую философию», которая станет сверхнаукой объединяющей, или даже отчасти интегрирующей  данные науки.

2) Иррационализм пытается полностью дистанцировать философию от науки, утверждая, что подлинное знание достигается только через интуицию. Поэтому философия должна избавиться от рационализма и стать сугубо интуитивной.

3) Существует третий подход, говорящий о философии как о «ничей земле» (Рассел Б.). В данном случае философии отводится область познания того, что ещё не открыто наукой и последующая мотивация и направление естествознания на изучение этих сфер бытия. То есть философия со временем будет утрачивать многие свои предметные области. Например, вопросы о том, что есть материя, время, пространство со временем  полностью отойдут к физике.  Но это невозможно, так как предметно различны сами постановки  задач в физике и философии, различны методы поиска истины. Даже тот сам факт, что, например, понятие время принадлежит не только естественным  наукам, но и социо-гуманитарным, где оно приобретает отличную специфику от физической трактовки, говорит о необходимости постановки философских вопросов для исследования данной категории. Поэтому не философия уступит место естествознанию, а напротив, последнее должно приближаться к философскому размышлению (когда мы говорим о приближении, то подразумеваем установку продуктивного диалога, а не подмену философией всего научного процесса).

Философия и естественные науки обладают как схожими, так и разными чертами.

Общее:1) наука и философия обращены к мирозданию и являются способом его познания, то есть обладают качеством объективности; 2) наука и философия используют рациональный язык и логически аргументированные выводы в построении своих теорий; 3) данные философии, также как и науки практически применимы в духовной деятельности человека.

Различия: 1) наука локализирует, структурирует мир (химия, физика…), философия исследует сущее в целостном виде, избегая излишней детализации; 2) из различия предметной области вытекает, несходство в использовании методов исследования. Философия не может выступать лишь суммой всех знаний, иначе она превратиться из «философского осмысления» в «фундаментальное обобщение». Можно повторить, что научные знания не обобщаются, а интегрируются философией, то есть, ищутся не просто точки соприкосновения разобщённых видов науки (этим могут заниматься такие виды научной практики, как, например, биохимия, биофизика и т.п.), а предпринимается попытка, на основе теоретических данных, предоставляющих знание о конкретных сущностях, вычленить во фрагментированном научном представлении о мире те взаимосвязи, отношения, процессы, которые позволяли бы взглянуть на мир как единое целое, сложно дифференцированное. При этом подобная интеграция знаний не исчерпывает предмет и цели философии. Исследование самостоятельной предельной проблематики требует выработки особой философской методологии, которая, например, исключает излишнюю рационализацию, схематизацию, структурирование столь свойственную естественным наукам, и способна обращается к собственному историческому опыту, накопленному философскому знанию; 3) рациональность в науке представлена, главным образом, измеряющим, исчисляющим мышлением, то есть наука работает с данными полученными через наблюдение, используя соответствующую методологию, логику и язык. Философская рациональность выражена в мышлении осмысляющем, целью которого является понимание законов бытия как такого, что доступно только на основе всего накопленного духовного опыта человечества, а  не исключительно в рамках естественных наук; 4) в философии и науке различны подходы в достижении истины. «Критерий истины практика», но реализуется он по-разному. Науке доступна непосредственная связь с отдельными частями мира через эксперимент, который является критерием «научной» истины. В философии подобный способ неприменим, из-за большей сложности поставленных задач. Философское мышление достигает истинности также через практику, но особого рода. Это рассуждение, логическая аргументация, т.н. «логическое очищение» (логика не как предмет, а как внутренняя структура мысли), а также соотнесенность с данными естественных наук и духовной практики как таковой; 5) Если в науке существует стремление максимально уйти от «человеческого» фактора, исключить эмоциональную окраску исследования, изучая объект в его чистой форме, то в философии по отношению к любому знанию ставиться вопрос добра и зла, морального и этического соответствия, то есть присутствует социальный и человеческий аспект. Аристотель в «Метафизике» пишет: «Учёному, не постигшему идею добра, блага изучение других наук оказывается во вред»

Отметим, что когда говорят, что «философия не наука» подразумевают, что она отличается от естествознания. Но при этом не правомерно лишать философию научности, так как она обладает вышеуказанными общими  чертами с наукой и способна достигать истины непосредственно не используя  эксперимент.

7. Философия и культура.

Следует указать на момент взаимодействия философии и социально-исторического уровня развития общества.  Философия не является продуктом творчества одинокого гения. Безусловно, творящий субъект, человек играет неоспоримо значимую роль в познавательном процессе, но он всегда находится под определяющим влиянием социальной среды, экономических, идеологических, культурных факторов. Поэтому развитие философского знания, изменение специфики задаваемых вопросов и методов поиска, элементов философской предметной области, сложность и глубина оценок и даже стиль философского языка всегда отражали уровень общекультурного состояния социума.

Например, для античных полисных демократий были характерны публичные выступления ораторов, которые в споре с оппонентом не просто высказывали свою точку зрения, но и аргументировано её доказывали, что отразилось и в философии в виде требования о необходимости логичного подтверждения любого утверждения. Первые открытия в античную эпоху в области физики, математики, астрономии, и общий уровень знания в этих областях повлиял на появление учений о первоначале Милетской школы и Гераклита Эфесского, учения о числе Пифагорейской школы, которое нашло определённое отражение даже в платоновской «теории идей» и т.д. Отношение к человеку, помещённому в центр культурных ценностей, его познавательным способностям,  его месту в мироздание находит выражение в этической философии Сократа и методе его познания, в котором творческим способностям человека придаётся особое значение. Ярким примером перемены судеб философии в зависимости от смены культурных парадигм служит положение философии в средневековую эпоху, когда она становится инструментом в религиозной аргументации или полностью подчиняется религиозной догматике. В период схоластики главным критерием истинности философского рассуждения становится непротиворечивость священному писанию. В эпоху Нового времени, когда бурно развиваются новые буржуазные экономические отношения, промышленность, светская власть становится независимой, естественные науки выходят на первый план, изменяется и философия. Она освобождается от давления церкви, но попадает под влияние рационализма науки.

На развитие философии и специфику постановки вопросов в предметной области влияют и национальные особенности.  Так характерными, чертами русской философии становится выдвижение на первый план социально-философских проблем, и вопросов философской антропологии. Проблема общества и человека, отразила религиозность, общинность, этическую составляющую русской культуры. В русской философии находит отражение и смена идеологических парадигм. Например, «советская эпоха» способствовала бурному развитию философской теории диалектического и исторического материализма.

Но философия не является пассивным отражением культурно-экономического состояния общества. В сложном диалоге, диалектическом взаимодействии с культурными процессами она принимает участие в духовном наполнении исторической эпохи, формирует общественное мировоззрение, тем самым активно влияет на ход движения культурных изменений. Так, например, без сложных размышлений античных философов идея единобожия не смогла бы найти действительно мощной духовной и интеллектуальной поддержки в эпоху Средневековья. Без философии Достоевского, Толстого, Бердяева,  Соловьёва и многих других философов не возможно представить себе мир русского человека, его представление о душе, месте в обществе, моральных исканиях.

Более того, культура становится объектом исследования философии. Философия культуры исследует такие проблемы, как соотношение культуры и цивилизации, проблем смысла символического аспекта языка, сути трансформации культуры как формы социальных отношений и т.д. Благодаря данным получаемой это дисциплиной и философией как таковой, мы получаем возможность, как субъекты социального и познавательного процесса, принимать творческое участие в трансформации общества, в соответствии с ходом его объективных законов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60351. СУЧАСНА ПРАКТИЧНА ФІЛОСОФІЯ: ПРОБЛЕМИ, ТЕОРІЇ, КОНЦЕПЦІЇ 115.5 KB
  Чому етика є складовою частиною філософського знання Функції моралі. Це обумовлено і складністю її предмета і складністю моралі як соціального явища. Філософія загальна соціологічна теорія соціологія моралі соціологія особи загальна...
60352. Forms of business in the USA. Форми бізнесу у США 69 KB
  All the corporations are to receive their charters from the state authorities. The charters state all the powers of the corporation. Many corporations try to receive their charters from the authorities of the State of Delaware, though they operate in other states.
60353. Активатори та інгібітори ферментів. регуляція ферментативних процесів 48 KB
  Актуальність теми: Знання впливу модуляторів на активність ферментів необхідні для розуміння регуляції метаболічних процесів в організмі людини. Механізми регуляції активності ферментів. Самостійна позааудиторна робота В зошитах для протоколів: покажіть схематично дію йодацетату малонової кислоти сполук миш’яку солей ртуті на активність ферментів.
60354. Особливості роботи вихователя з окремими групами дітей 34.5 KB
  Важкі діти і їх поведінка в шкільному колективі: а поняття типи важких дітей і особливості їх поведінки; б основні напрями і методи перевиховання. Обдаровані діти і методика роботи з ними...
60356. Робота вихователя з батьками учнів 34 KB
  Шляхи і засоби підвищення психологопедагогічної культури батьків. На заключному етапі практичного заняття потрібно намітити шляхи і підібрати засоби підвищення психологопедагогічної культури батьків учнів а також подумати над тим які проблеми можуть...
60357. Businessmen. Ділові люди 210.5 KB
  In a takeover one company buys a controlling interest in another company by acquiring at least 51% of its shares. The company does this by making a direct approach to the companys shareholders for their shares.