20661

Философские идеи Сократа

Реферат

Логика и философия

Философ считал что письмена делают знания отстранёнными внешними для человека и мешают глубокому пониманию истины и воспитанию личности. Поэтому считая что истина содержится внутри самого человека предпочитал живой диалог спор как единственно правильное средство получения достоверных знаний о мире. Второй зрелый этап сосредоточен на раскрытие природы человека. Философия должна открывать человека исследовать его так как именно в нас заключено то познавательное начало которое способно изучать и аккумулировать знания как о себе...

Русский

2013-07-31

41.5 KB

49 чел.

Философские идеи Сократа.

1. Специфика творчества Сократа.

Сократ (496 – 399 год до н.э.) (был казнён по обвинению в неверии и непочтении к богам, и подстрекании в этом молодёжи)  первый афинский философ. Сложность изучения его творчества заключена в том, что Сократ не написал ни одного труда. Философ считал, что «письмена» делают знания отстранёнными внешними для человека и мешают глубокому пониманию истины, и воспитанию личности. Поэтому, считая, что истина содержится внутри самого человека, предпочитал живой диалог, спор, как единственно правильное средство получения достоверных знаний о мире. Философские взгляды Сократа стали известны из прочтения трудов его современников: Аристофана (комедия «Облака»), Ксенофана («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе»), и его ученика Платона (диалоги «Кротон», «Федон» и т.д., а также «Апология Сократа»).

Следует отметить, что в творчестве Сократа можно выделить два этапа. Первый, начальный этап был охарактеризован стремлением Сократа исследовать проблематику «физиса», природы. Второй, зрелый этап, сосредоточен на раскрытие «природы» человека. В этот период творчества он отвергал рассмотрение философии, как формы размышления, направленного на исследование природы и придерживался мнения, характерного ёщё для софистов, что, познание первопричин природы, созданной богом, и собственно божественного, недоступны нашему разуму. О невозможности постижения человеком основ бытия для Сократа свидетельствует сложившаяся противоречивость взглядов в философских спорах о законах мироздания. По его мнению, человеку подвластна только деятельность его души. Следовательно, главной задачей для индивида, по Сократу, становится самопознание. Философия должна открывать человека, исследовать его так, как именно в нас заключено то познавательное начало, которое способно изучать и аккумулировать знания, как о себе, так и обществе. Таким образом, центром его «новой этической философии» становиться человек, стремящийся познать самого себя, открыть себя и понять своё отношение с миром.

2. Представление Сократа о человеке и этической направленности философии.

Человек рассматривается Сократом, прежде всего, как существо нравственное, сутью которого является душа. Тело выступает лишь инструментом для души, в познании человеком себя. Под душой философ понимал человеческий разум и нравственное поведение. Душа, говорил Сократ, это «Я осознающее», принимающее форму совести, и выраженное в нравственных и интеллектуальных качествах личности (совесть, разум). Именно она (душа) руководствует телом и отношением индивида к миру, и поэтому воспитание души человека является первостепенной задачей в становлении человека. И если душа это активное начало, через которое и благодаря которому мы способны открывать для себя мироздание, то и тезис «познай самого себя»  является первостепенным для человека. Таким образом, учение Сократа сознательно наполняется антропоцентричным и этическим смыслом с целью постижения истин, которые может открыть только человек. Этическая философия становится учением о том, «как надо жить», то есть понимать суть человека и происходящее вокруг него.

Этическая философия Сократа строилась на определении добродетели, блага. Добродетель (arete) это активность, особый способ бытия, который ведёт к совершенствованию любое существо, создавая из него то, чем оно должно быть. Arete присуща всем объектам бытия, как живым, так неживым, но для человека она является тем, что делает душу совершенной и благой, то есть раскрывает её природу. Она (добродетель) выступает в качестве знания и открытия блага, законов общества и божественного всеобщего разума, действие в соответствии с этим знанием. Принцип «познай самого себя» в данном случае означает определение понятий нравственных качеств в себе, поиск общей нравственной основы в частных добродетелях. Поэтому добродетель для Сократа становится формой познания, которое открывает для человека путь к справедливости, пониманию законов, благочестию. Сократовское утверждение о природе добродетели меняет систему аксиологических представлений, сложившихся в античной культуре. Конкретные «овеществлённые» представления о ценностях человеческой жизни – слава, богатство, красота и т.д. - утрачивают свой «автономный» предметный характер. Их значение определяется и раскрывается только в контексте добродетели.

К трём основным добродетелям Сократ относит: 1) умеренность – знание о том, как обуздывать страсти; 2) храбрость – знание о том, как преодолевать опасности; 3) справедливость – знание о том, как соблюдать божественные  и человеческие законы.

Одной из сторон добродетели является самообладание человека, в котором он показывает превосходство разума над животным началом. Сократ говорил о том, что господство Души над инстинктом и есть Свобода, достигаемая посредством самообладания (enkráteia). Счастлив тот, кто способен довольствоваться минимально необходимым, избавится от давления инстинктов, и таким образом освободится от их господства над собой и достигать некоторой автономности бытия. Душа счастлива, когда она добродетельна и упорядочена. Добродетельный человек может быть счастлив «и в жизни, и в смерти». Даже если вред нанесён его телу, при условии сохранения внутренней гармонии души он свободен от зла и сохраняет добродетельность своей души. После жизни, если что-то существует вне неё, то человек будет вознаграждён за познание и сохранение в себе блага.  Свободный, добродетельный, справедливый человек не может применять насилие не только над другим человеком, но и над законом, государством по причине того, что законы общества есть отражение законов божественного разума, то есть, воплощают в себе естественный ход созидания общества, сохраняют его целостность, дают «определения» социальным отношениям посредством их формирования и регулирования.

Всякое же незнание, невежество, есть разрушение ценностей человека, порок, который возникает из несовершенства людей, неспособных понять, что в основе жизни человека и общества лежит божественный мировой закон добра, гармонии, созидания. Поэтому всякое зло совершается по незнанию, но не сознательно.  При этом, рассуждая о добродетели, Сократ утверждал, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно.

Зло может совершаться и в поиске блага. Человек всегда ищет блага для себя, и если совершает зло, то всегда ради собственной выгоды. Но и здесь зло не осознано потому, что человек обманывается в ожидании добра для себя, то есть зло в данном случае также продукт незнания.

В своём понимании «божественной объективности» добродетели Сократа «лишает» Бога антропоморфичности. Для философа Бог – это разум, понимающий всё без исключения и упорядочивающий всё и являющийся целью и судьбой для всего. И всё, что не есть порождение случая, есть продукт божественного разума. И если мы не видим Бога, то это не повод его отрицать. Наша душа также не видна, но никто не говорит, что всё, что мы делаем случайно. Человек же по сравнению с другими существами привилегирован, так как обладает душой разумной, что сближает его с божественным в этом мире. Более того, Сократ выступил сторонником субъективной телеологии (греч. telos - цель – учение о целесообразности), то есть считал, что всё в этом мире имеет своей целью пользу для человека.

3. Сократический метод получения знания от души человека.

Как и любое искусство, согласно Сократу, «учение о жизни» должно строится на знании. Под знанием, по Сократу, следует понимать усмотрение общего (единого, абстрактного) для целого ряда вещей и их признаков (множественное, относительное). Знание, таким образом, начинается с определения понятия объекта, представления его в виде категории. Посредством требования о чётком определении понятий Сократ формирует представление о научном, а не мистически-религиозном, осмыслении всех форм деятельности человека. Предметом же знания может быть только то, что доступно целесообразной, направленной деятельности человека.

Для получения знания «от души человека», накапливающей знание в форме понятий, первоначально не оформленных в осознанной «словесной форме», Сократ использует «диалектический метод» в основе, которого лежит диалог. В этом диалоге Сократ ставил вопросы перед собеседником, благодаря которым стремился получить не заранее известный ответ, но, что самое главное, заставлял человека самостоятельно получать, достигать понятий, знаний, прошедших «диалектическое очищение» от спорных и противоречивых моментов. Посредством этого метода Сократ исследовал проблемы красоты, мужества, пользы, благоразумия и т.д. Диалектический метод Сократа был направлен не только на получение знаний, но и на воспитание души, очищение её от иллюзорного знания.

Структура сократического метода (по форме):

  1.  «Незнание». Сократ занимал позицию человека неведающего и потому задающего вопросы. «Я знаю только то, что ничего не знаю» - звучит известнейшее изречение Сократа. (Есть и другая интерпретация высказывания Сократа, не менее известная: «чем большее я узнаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю об этом мире»). Подобные высказывания означают не скептическое отношение к познавательным способностям человека, а ограниченность и относительность любого конкретного знания отдельного человека, даже «мудрого Сократа» в сравнении со «знанием божественным». То есть, здесь содержится попытка преодолеть узость субъективного, частного знания и приблизиться к пониманию знания как общего, коллективного, научного процесса. Также, мы сталкиваемся с попыткой определить истину, доступную одному человеку, как относительную, а не абсолютную категорию.
  2.  «Ирония». Сократ показывал, что является другом собеседника, а не его противником. Превозносил его способности, шутя, спрашивал, обсуждал что-нибудь и через дружескую иронию подводил собеседника к противоречию в его рассуждении и последующему его преодолению. В «иронии» Сократа мы можем отметить его стремление привнести психологические моменты в поиск знаний путём создания благоприятной комфортной творческой атмосферы. Это свидетельствует о том, что Сократ не ограничивался пониманием человека как сугубо рационального существа и не стремился полностью исключить субъективные моменты.
  3.  «Опровержение». Сократ стремился подвести собеседника через «невежественные вопросы», к определению объекта. Затем выделить в этом  определении противоречие и попытаться самостоятельно, отталкиваясь от вопросов Сократа, дать критику своих утверждений и так  до тех пор, пока собеседник не признает невежество в своём первичном утверждении и не придёт к «чистому» понятию.
  4.  «Майевтика» (дословно искусство повивальной бабки). Согласно Сократу, душа не может постичь истину, если он не обременена ею, не содержит её в себе, если человек не готов осмыслить и выразить накопленные в нём знания. Так как Сократ не считал себя в праве нести знания другим, он лишь помогал своим ученикам и собеседникам, готовым к рождению истины, «разрешиться» от этого бремени. При подобном рождении истины для Сократа было важным не вторгаться, своим невежественным ограниченным знанием в знание производимое собеседником. Таким образом, майевтика для Сократа это духовное повивальное искусство. В майевтику включалось так же не просто рождение знаний, но и отличие подлинного знания от фантазий и лжи.

По содержанию структура «метода Сократа» представляет собой преодоление противоречий через индукцию и определение. То есть, движение от множества конкретных свойств объектов к определению общего, снимающего противоречие, различие между конкретными состояниями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16675. ДОГОВОР КУПЛИ - ПРОДАЖИ: ВЕЩНЫЙ ЭФФЕКТ 20.08 KB
  ДОГОВОР КУПЛИ ПРОДАЖИ: ВЕЩНЫЙ ЭФФЕКТ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский член Ставропольской краевой коллегии адвокатов кандидат юридических наук. Важное место в гражданском праве занимают договоры о передаче вещи в собственность иногда называемые договорами с реал
16676. ЗАЩИТА ВЛАДЕНИЯ ПРИ ПРИЗНАНИИ ДОГОВОРА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ 24.08 KB
  ЗАЩИТА ВЛАДЕНИЯ ПРИ ПРИЗНАНИИ ДОГОВОРА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский член Ставропольской краевой коллегии адвокатов кандидат юридических наук. Возрождение в нашем законодательстве приобретательной давности ст. 234 ГК не может не привести к ради...
16677. ЗАЩИТА ВЛАДЕНИЯ ОТ ИЗЪЯТИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ 18.72 KB
  ЗАЩИТА ВЛАДЕНИЯ ОТ ИЗЪЯТИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский адвокат кандидат юридических наук. Юристы только начинают обсуждать вопросы защиты владения как такового и при отсутствии в нашем законодательстве отдельной владельческой защ...
16678. О ПОСЛЕДСТВИЯХ СОВЕРШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ СДЕЛОК ВОПРЕКИ ИНТЕРЕСАМ ОРГАНИЗАЦИИ 24.96 KB
  О ПОСЛЕДСТВИЯХ СОВЕРШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ СДЕЛОК ВОПРЕКИ ИНТЕРЕСАМ ОРГАНИЗАЦИИ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский адвокат кандидат юридических наук. Одной из наиболее острых проблем корпоративного права становится отсутствие эффективных частноправовых средств про
16679. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАСТРОЙКЕ И ПРАВО НА ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 29.92 KB
  КВАЛИФИКАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАСТРОЙКЕ И ПРАВО НА ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский кандидат юридических наук. Судебные споры вытекающие из договоров о застройке составляя значительную часть рассматриваемых арбитражными суд
16680. ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВЫДЕЛ ИЗ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 26.13 KB
  ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВЫДЕЛ ИЗ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский член Ставропольской краевой коллегии адвокатов кандидат юридических наук. Многие предприниматели теперь с удивлением узнают что довольно случайно выбранная ими в с
16681. ЗАЛОГ, АРЕСТ ИМУЩЕСТВА, ИСК КАК СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ КРЕДИТОРА 20.13 KB
  ЗАЛОГ АРЕСТ ИМУЩЕСТВА ИСК КАК СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ КРЕДИТОРА К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский член Ставропольской краевой коллегии адвокатов кандидат юридических наук. В системе защиты нарушенных имущественных прав теперь на первое место вышел вопрос о реал
16682. ФОРМА ДОГОВОРА ПОРУЧИТЕЛЬСТВА 12.54 KB
  О ФОРМЕ ДОГОВОРА ПОРУЧИТЕЛЬСТВА К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский член Ставропольской краевой коллегии адвокатов кандидат юридических наук. Бурное развитие банковского кредита привело к столь же интенсивному развертыванию отношений по поручительству гарантий ко
16683. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖИ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА 85.94 KB
  О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖИ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА К.И. СКЛОВСКИЙ К.И. Скловский доктор юридических наук. Еще несколько лет назад рассуждения о различении вещного и обязательственного эффекта куплипродажи казались многим юристам отвлеченной теорией. Сегодня ситуа