20670

Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля

Доклад

Логика и философия

Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.

Русский

2015-01-16

58 KB

1 чел.

Немецкая классическая философия.

1.Критическая философия Иммануила Канта.

Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кёнигсберге в Восточной Пруссии. Кант признан основоположником немецкой классической философии, период которой начинается, по мнению ряда исследователей, с 1770 г. Творчество Канта условно разделяют на два этапа «докритический» и «критический». Первый этап начинается в 1746 г. с работы «Мысли об истинной оценке живых сил» и заканчивается в 1770 г. защитой Кантом диссертации на тему «О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира». В диссертации он формулирует основы метафизики, которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Также в этой работе философ устанавливает разницу между чувственным и умопостигаемым познанием. По его мнению, чувственное проистекает из способности субъекта посредством сенсорики воспринимать объект, о существовании которого нам свидетельствуют наши аффекты. Поэтому подобный род познания преподносит вещи не таковыми, какими они являются в действительности, а лишь в том виде, в каком они являются субъекту. Таким образом, мир предстаёт перед исследователем через «феномены», или «меру проявления вещи». Посредством ума мы можем постичь то, что чувствами не обнаруживается. В процессе размышления мы способны получать «ноумены», которые дают нам представления о вещах, как они есть. Интеллект открывает нам такие понятия, как возможность, существование, необходимость. Эти категории составляют основу метафизики и не доступны чувствам. Само чувственное познание интуитивно, поскольку непосредственно «общается» с объектом, без посредничества разума, рассудка. Но любое ощущение проявляется во времени и пространстве. Поэтому Кант ставит вопрос о том, что такое пространство и время. Он говорит, что эти понятия не сами вещи или просто отношения между ними. Поэтому они (пространство и время) не являются элементами бытия, не обладают онтологической реальностью. По мнению учёного, пространство и время это формы чувственности, структурные условия воспринимающей способности. Следовательно, не субъект «примеряется» к объекту (в данном случае, ищет временное и пространственное соответствие в объективной реальности), а, напротив, объект «подводиться» под критерии субъекта.

«Критический» этап научного творчества Канта ознаменовывается выходом в свет в 1783 г., после двенадцати лет философских исследований, работы «Критика чистого разума». Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

В «критической» философии Канта мир вещей существует сам по себе, то есть является «вещью в себе» (или, в некоторых переводах, «вещью самой по себе»). Он объективен, не зависит от человека и не доступен нам. Наши чувства и суждения не способны дать полностью достоверного знания о реальном мире. Но сами вещи способны воздействовать на человека, вызывая ощущения. На основе подобных ощущений мы познаём мир через «явления его нам», то есть через феномены. При этом действительный мир познаётся по законам субъекта, так как феноменальная природа нашего знания не тождественна абсолютно объективным закономерностям действительности. В человеке существуют априорные (доопытные) формы знания, которым стремятся соответствовать феномены. Реальность «приспосабливается» человеком к своим принципам познания, а не наоборот, субъект изменяет своё сознание в соответствии с объективными законами. Таким образом, человек, в познавательном процессе, как бы, предписывает законы природе, подстраивает объект под свои субъективные феноменальные представления о действительности и её процессах.

Всего же Кант выделил три познавательные способности в человеке: 1) чувственность; 2) рассудок; 3) разум. Теорию чувств, по его мнению, раскрывает эстетика (от греч. чувство, ощущение). Из неё мы узнаём, что чувство, через ощущение и созерцание феноменов, формирует в нас опыт. В основе чувства лежат доопытные «чистые» «внереальные» формы – пространство и время. С этими формами мы соизмеряем апостериорное знание, то есть знание полученное из опыта. Именно на уровне чувственного познания в человеке, таким образом, сталкиваются трансцендентальная идеальность (трансцендентальная – лежащая за пределами действительности) и эмпирическая реальность «вещи в себе». По мнению Канта, пространство и время чувственного опыта выражены в геометрии и математике, посредством которых созерцаются данные формы.

Рассудку, в философии Канта, отводится роль обдумывания данных. Наукой о рассудке является логика, которая делится: 1) общая или формальная – исследует формы мысли, законы мышления отвлечённо от их содержания; 2) трансцендентальная – направлена  на поиск априорных основ мышления. Кант выделил следующие доопытные категории, которые лежат в основе суждений (всего Кант называл 12 видов суждений и соответственно выделял 12 типов категорий): 1) количество (единство, множество, целое); 2) качество (реальность, отрицание, ограничение); 3) отношение (присущность и самостоятельное существование (субстанция и акциденция (случайное, несущее свойство предмета)), причинность, зависимость, обобщение (активного и пассивного)), модальность (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимое – случайное). Именно эти априорные категории позволяют субъекту, посредством соответствующих суждений, превратить модусы проявления бытия в модусы мышления. При помощи подобных категорий рассудок классифицирует, распределяет, структурирует данные опыта. Благодаря рассудку мы можем говорить об оформлении и формировании опыта. Подобная взаимосвязь опыта и рассудка также показывает, что эмпирическое зависит от «субъективных» категорий и не определяет рассудочное. (Можно упомянуть так же, что Кант отводил для реализации рассудка область естественных наук).

Подлинное знание для Канта возникает на уровне разума, который изучает трансцендентальная диалектика. Разум синтезирует чувственные данные и рассудочные категории, объединяет, направляет их, раскрывает возможности априорного познания, определяет законы объективного мира, данного нам через феномены. Суть мышления выражена в трансцендентальном единстве апперцепции или логической фигуре «Я мыслю». Апперцепция это воздействие общего содержания деятельности, всего предыдущего опыта человека на восприятия явления. Трансцендентальная апперцепция в философии Канта предстаёт как воздействие субъекта, мышление которого не зависит от опыта и объективной реальности, на восприятие и понимание феноменов. Она выступает как единство самосознания, производящее чистое наглядное представление «я мыслю», данное до всякого конкретного мышления, предшествующее ему, и в то же время не принадлежащее чувственности. То есть, образуется представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании. Таким образом, трансцендентная апперцепция это единство сознания мыслящего субъекта, в отношении которого только и возможно представление о предметах.

Природе разума изначально присуще выходить за пределы конечного опыта. Кант даже определяет разум, как рассудок выходящий за грани возможного опыта, «томящийся» по абсолюту. Предмет разума это интерес к бесконечному и безусловному. Благодаря способности разума стремиться к абсолютному возникают ошибки не соответствия опыту. На основе подобной эмпирической ошибочности формируются «науки», исходящие из «негативной диалектики». К ним относится метафизика, разделяющаяся на «рациональную психологию», «рациональную космогонию», «рациональную теологию».

Разум опирается не на опыт, а только чистые понятия, синтезируя высшие принципы, безусловные выводы, идеи. Согласно трём видам умозаключений (категорическому, гипотетическому, разделительному) выводятся три типа идей: 1) душа (психологическая идея); 2) мировая душа как метафизическое единство (космогоническое идея); 3) Бог (теологическая идея). Каждой из идей соответствует одно из трёх ответвлений в  метафизике указанных ранее.

По своей природе разум противоречив, так как содержит в себе взаимоисключающие, но одинаково доказуемые понятия: 1) конечности и бесконечности мира; 2) строго обусловленные и случайные события и т.п. Эти противоположности внеопытны, поэтому следует говорить о том, что разум изначально диалектичен. Контрастность – субъективное свойство, которое отсутствует  в объективном мире. Подобная противоречивость может быть преодолена, если мы поймём это и откажемся от принципа, что при помощи разумного теоретического познания можно изучить действительный мир вещей, по-настоящему понять законы, причины происходящего в объективной природе.

Ограничение компетенции разума приводит к вере в идею Бога. Бог выступает условием всего сущего и идея его бытия не выводима из опыта, так как не принадлежит к миру природы. Бытие Бога не возможно доказать, не опровергнуть. Его существование для человека априорно и дано через интеллектуальное созерцание.

Наряду с «чистым разумом», самостоятельным и не смешанным с эмпирикой, существует практический разум, способный к моральному действию. Он обусловлен опытом, но сохраняет в себе стремление выйти за его пределы. Несмотря на связанность с опытом практический разум самодостаточен и свободен от инстинктов, желаний, потому и способен направлять волю. Практический разум не только направляет волю человека, но и сам  неограничен и обладает свободой воли. Установка, которая лежит в основе данного типа разума, это «категорический императив» или моральный закон (формула свободного воления): «Поступай так, что бы максима (моральный принцип) твоей воли всегда могла стать принципом основы всеобщего закона». Подобный императив определяет свободу, так как моральное веление есть осознанная необходимость следовать императиву, уважение к нему это моральное чувство и основа всякого морального поведения.

Между познавательной способностью чистого разума и деятельностью практического разума существует третье – способность к суждению, которое их объединяет. Суждение создаёт закон, когда обнаруживает общее в частном. Для закона, который тождественен поиску гармонии в предметах, главной целью является реализация суждения. Именно через подобное предназначение суждения чистый и практический разум находят согласование в субъекте. При этом человеческая деятельность приобретает целесообразностью двумя способами: 1) при осмыслении понятия красоты, что свидетельствует о этической способности суждения (проявляет себя в искусстве); 2) при отношении к порядку в природе – телеологическая (целеполагающая) способность суждения.

Прекрасное рождается из отношения объекта к субъективному чувству наслаждения. Образ объекта соотнесенного с чувством даёт суждение вкуса. Так же красота может раскрывать определённую специфику, заключённую в содержании целесообразности без цели, то есть существовать ради себя и познаваться без посредничества понятий.

Природа, как «вещь в себе» обладает двумя видами целей: 1) функциональное объяснение механических законов мира, которые не доступны для суждения; 2) цели проистекающие из субъективной способности суждений, которые не допускают представления о том, что природа не имеет законов. В целом определение цели зависит от нашего субъективного познания.

2. Философская система Г.В.Ф. Гегеля.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)  - немецкий философ, представитель панлогизма и «абсолютного» объективного идеализма, выдвигающего основным принципом тождество разума и действительности. Хотя, первоначально, под влиянием Канта и Фихте, он придерживался позиций «трансцендентального» идеализма. К «абсолютному» идеализму Гегель перейдёт под воздействием идей немецкого философа Шеллинга. К его основным трудам относятся такие произведения, как: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии» и т.д.

Центральным положением философии Гегеля становится рассуждение об «абсолютной идее». По мнению философа, Разум, Мысль или Дух едины с реальной объективной действительностью и являются ею. «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно» - пишет Гегель. Дух наделяет всё реальное стремлением к развитию, то есть придаёт всему цель, в качестве которой выступает самопознание, раскрытие в себе «Духа». Процесс «самопознания» мирового, абсолютного разума реализуется через три этапа, которые представляют собой восходящее круговое движение (следует отметить, что для философии Гегеля характерно обращение к троичным конструкциям, так называемым «триадам»): 1) первая стадия это «бытие в себе», то есть Абсолютный разум прибывает в стихии чистого мышления, в стихии «Логоса» (под мышлением подразумевается здесь не свойство человеческого сознания, а «абсолютная Идея») – представляет собой систему законов и категорий диалектики, изучаемую логикой. 2) «инобытие» - бесконечное «идеальное» мышление создаёт, противополагает себе конечную природу. Это становится возможным по причине того, что Логос содержит в себе принцип саморазвития. В силу этого принципа Логос, через самоотчуждение, объективируется в Природу. При этом развивается не конечная природа, а категории чистого разума. На этом этапе происходит диалектическое взаимодействие бесконечного и конечного, в котором бесконечное (Дух) существует, а конечное есть лишь «конечная» абстракция первого. 3) «возвратное бытие в-себе-и-для-себя». Гегель называет этот этап «историей духа». На этой стадии, реализуется диалектическая закономерность, процедура «отрицание отрицания». Например, негативный момент смерти содержит в себе положительные моменты жизни, продиктованные развитием. Бутон умирает, появляется цветок, погибает цветок появляется плод. При этом каждое новое положительное состояние было бы не возможно, если бы стремление к нему, его возможность не содержалась бы в предыдущем бытие вещи, и не реализовывалось посредством и на основе разрушения старого. Поэтому, по мнению Гегеля, каждое видимое разрушение есть лишь элемент развития, движение к раскрытию Абсолюта. В процессе «отрицания отрицания» идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания. Методом подобного самопознания для человека является диалектика.

Диалектика Гегелем также наделяется качеством кругового движения и разделяется на три части. 1) абстрактная или рассудочная сторона (тезис). На этой стадии рассудок идёт от частного к общему, обобщает и выделяет понятия, при этом он замкнут в рамках конечного, вследствие чего становится жертвой противоречий. 2) диалектическая, в узком смысле слова, или «негативноразумная» сторона (антитезис). Здесь, рассудочная деятельность, выходит за рамки «противоречивой» ограниченности первого этапа при помощи разума. Разум «размечает» понятия рассудка, высвобождая огромное количество противоречий (единое – множественное, конечное – бесконечное и т.п.), которые постоянно переходят друг в друга. Разум, таким образом, выявляет определённую ущербность, которую каждая из противоположностей обозначает, когда соизмеряет себя с другой противоположностью. В этом заключён негативный момент данной стадии. Положительное в том, что определение подобной «ущербности» позволяет подняться от границ противоречия к высшему синтезу, к кульминации диалектического процесса. Таким образом, противоречие становится необходимым условием развития. 3) «спекулятивная» или разумная сторона (синтез). На этапе синтеза происходит постижение единства взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей. Здесь мы вновь возвращаемся к положительному утверждению через «отрицание отрицания». Диалектика, таким образом, постоянно снимает фиксированность понятия путём движения, результатом которого становится «развитие понятий». Высшей точкой подобного развития становиться «снятие» противоречия и сохранение нового единства и достижение «Абсолютности».

В подобном круговороте человек поднимается над обыденным сознанием к высотам чистого разума, «обретает точку зрения абсолюта». Но человек не может сразу же обладать «абсолютным» знанием. Претендовать на разработку введения в философию без предшествующего сложного процесса познания равнозначно тому, что можно научить плавать, не погружаясь в воду. Необходимо постепенно осуществлять переход от обыденного сознания «эмпирического Я» к философскому «трансцендентальному Я», поэтому для приближения к «абсолютному» через процессы самопознания необходима природа. Именно через чувственно-эмпирический опыт мы приходим к самопознанию себя, абсолютного в себе путём противопоставления субъекта и объекта (подобное противопоставление является характерной чертой сознания), вычленения и отделения собственного Я от внешней природы, от инобытия.

Цель «Феноменологии Духа», как науки о явлениях, феноменах, проявлениях Духа, показать как эмпирическое сознание через философию «очищается» и возвышается до абсолютного знания и Духа, позволяя Абсолютному тем самым «самопознать» себя (самопознание Абсолюта через философию). Феноменология Духа стремится устранить разрыв между сознанием и объектом, показывая, что объект и есть «само» сознание.

Гегель рассматривает историю человечества и развитие самого человека также через схему становления от эмпирического сознания к абсолютному. 1) Стадия движения от чувственно эмпирического через восприятие к рассудку, где опыт формируется в законы, понятия. Именно на этой стадии происходит понимание зависимости объекта от сознания субъекта. 2) Этап, на котором  самосознание исключает из себя всё чужеродное и сталкивается с другим «самосознанием» происходит формирование: а) отношений подчинённости; б) свободы, которая заканчивается обращением к трансцендентальному божеству и формированием третьего этапа. 3) Разум, который рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть любой реальностью, что позволяет взойти к четвёртой стадии. 4) Дух переходящий к 5) этапу религии, которая, в свою очередь восходит к 6) стадии, стадии Абсолютного знания. Эти этапы диалектичны, то есть в них постоянно наблюдаются противоречия, как внутренние, так и внешние. Развитие от этапа к этапу происходит методом «отрицания отрицания».

Итак, именно этим процессом от эмпирического к абсолютному Гегель обосновывает целесообразность истории и развитие человека как субъекта самопознающего. В человеке самопознание проистекает сначала в виде слов, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают уже как более поздние формы.

Основой логики Гегеля является тезис о тождественности мышления и бытия: «мышление и бытие совпадают» – пишет он, а, следовательно, логика совпадает с метафизикой. И, таким образом, Гегель наделяет метафизику качеством науки. Здесь абсолютная идея раскрывается в виде категорий: 1) качество (понятийное определение, связанное непосредственно с вещью); 2) количество (снятое качество» или проигнорированное качество); 3) мера (синтез 1 и 2); 4) сущность; 5) явление; 6) действительность; 7) субъективность; 8) объективность; 9) идея.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43512. Анализ технико-экономического показателей работы промышленного предприятия 755.5 KB
  Одним из важнейших разделов анализа работы предприятия является анализ трудовых ресурсов. Его цель - в выявлении резервов роста производительности труда, улучшении нормирования, организации и условий труда, снижении себестоимости продукции, то есть важнейших технико-экономических показателей.
43513. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН И АНТЕННО-ФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА 264.5 KB
  Технические требования на проектируемую антенну номер канала дБ коэффициент усиления бортовой передающей антенны дБВт уровень мощности на входе малошумящего приемного устройства м протяженность радиолинии ИСЗ Земля модуль характеризующий потери в атмосфере Земли. С тех пор двойные зеркальные телескопы носят название телескопов Кассегрена и это название было распространено на антенны с аналогичным принципом конструкции зеркал. Антенны Кассегрена в настоящее время являются широко...
43514. Разрабоика схемы тахометра 154.5 KB
  Параметры счетчика: Счетчик считает обороты в течении 10 секунд и поэтому необходимо делить входной сигнал на 10 чтобы соблюсти соответствие с оборотами в минуту. Алгоритм работы тахометра На вход устройства подается сигнал tkt; Счетчику D присваивается значение Dtkt; Если счетчик D досчитал до 10 тогда переход к п.4; Счетчику Ct присваивается значение Hrz1 ; Если счетчик Ct досчитал до 10то переход к п. Формируется сигнал записи Cwr ; По сигналу Cwr происходит запись результата в регистр W; Сигналом...
43515. Будова та основні характеристики мікропроцесора Intel Core i5-661 888.5 KB
  Опис процесора Intel Core i5661 рисунок. Intel Core i5661 Процесор Intel Core i5651 заснований на 32нм ядрі Clrkdle. І в цьому лежить його головна технологічна відмінність від процесорів Intel Core i57xx. Так Intel Core i5650 – це двоядерний процесор на відміну від чотирьохядерних Intel Core i57xx що мають вдвічі більший обєм кешпамяті 8 МБ проти 4 МБ.
43516. СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ СУЧАСНОГО СУСПІЛЬСТВА 197 KB
  Поняття соціальної стратифікації суспільства. Типи стратифікованого суспільства . Соціальна стратифікація сучасного суспільства .
43517. Проектирование цифрового счетчика 454 KB
  Дополнительные требования: предусмотреть управление реверсом и индикацию направления счета Теоретическая часть Счетчиком называется последовательное устройство предназначенное для счета входных импульсов и фиксации их числа в двоичном коде. В цифровых схемах счетчики могут выполнять следующие микрооперации над кодовыми словами: 1 установка в исходное состояние запись нулевого кода; 2 запись входной информации в параллельной форме; 3 хранение информации; 4 выдача хранимой информации в параллельной форме; 5 инкремент ...
43518. Развитие коммуникативных способностей личности подростка в процессе обучения искусству 97.5 KB
  Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка. Изучение театральных основ и развитие личности. Внутренние факторы – это состояние отношение качество личности круг умений и навыков которые необходимы в общении.
43519. Технологические процессы и оборудование 468 KB
  Котёл предназначен для получения горячей воды с температурой до 150° С и давлением 2,25 МПа в отдельно стоящих котельных для использования в системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов промышленного и бытового назначений и на ТЭЦ в качестве пиково-резервных источников тепла.
43520. Технология производства хлористого калия методом растворения-кристаллизации 426 KB
  Осветление горячего насыщенного щелока от глинистых и солевых частиц. Охлаждение осветленного насыщенного щелока за счет самоиспарения под вакуумом и кристаллизация хлористого калия. Сгущение хлоркалиевой пульпы с целью отделения основной массы маточного щелока от кристаллов хлористого калия. Нагрев растворяющего щелока.