20671

Философская антропология Л. Фейербаха

Реферат

Логика и философия

Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.

Русский

2013-07-31

40.5 KB

108 чел.

Философская антропология Л. Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804–1872) немецкий философ материалист и атеист. Основные труды: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) (в этой работе Фейербах выступил против правых гегельянцев и указал, что бессмертие принадлежит человечеству как таковому, но отдельный индивид является смертным). «К критике гегелевский философии» (1839). «Сущность христианства» (1841). «Лекции о сущности религии» (1851).

В процессе теологического и философского обучения в Берлине Фейербах слушал лекции Гегеля и даже в начале своего творчества примыкал к группе «левых младогегельянцев». Но подобный факт не помешал в дальнейшем ему критически отнестись к гегельянской философии. В работе «К критике гегелевский философии» Фейербах указывал на ошибочность рассуждений Гегеля, построенных на рассмотрении Бытия лишь посредством абстрактных понятий (абсолютный дух и т.п.) вне связи с естественными основами и причинами сущего.  Подобное отношение к онтологическим основам мироздания, по его мнению,  тщетно, так как оно выходит за пределы собственно человеческого. Данный подход стремится найти в человеке «нечто большее», чем он есть в действительности, что неизбежно приводит нас к заблуждению, так как мы получаем ложное, искажённое представление об индивиде (или другом  предмете исследования).

Согласно Фейербаху, философское исследование должно «начинаться с самого бытия, то есть с реального бытия». Поэтому под философией следует подразумевать науку о действительности в её истине и всеобщности. В образе такой «действительности» выступает природа в широком смысле слова. По убеждению философа, мы обязаны постигать самые глубокие секреты бытия через простые естественные вещи, избегая «пустых» спекулятивных фантазий. Из этого следует, что единственным путём «научного спасения» истины является возвращение к природе, которая представляет собой не просто вульгарную пищеварительную фабрику, но и храм мозга. (Необходимо отметить, что Фейербах избегал понятий «материя» и «материализм», считая, что в общественном сознании сложилось отрицательное отношение к ним. Вместо этих терминов он использует понятие «природа», поэтому некоторые исследователи называют его творчество натурализмом).

Фейербах продолжил критиковать Гегеля в работе «Сущность христианства» (1841), целью которой становится, по признанию самого философа, попытка «сведение религии к антропологии». Отметим, что религия, вопросы о Боге являлись для Фейербаха центральной темой всего его творчества. Как он сам отмечал: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней – человек». В исследование сущности божественного Фейербахом чётко прослеживается основная идея - необходимо исследовать и говорить не об абстрактном, а реальном человеке, который, прежде всего, природа, тело, чувственность и потребность. Согласно его рассуждениям, следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм, так как он упразднил конкретного, действительного человека. Ошибочность философствования Гегеля в устранении трансцендентного Бога, путём замены его образом Абсолютного Духа, и, следовательно, в подмене человеческой реальности абстрактной действительностью.

В основу критики «идеалистического» понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том, что «теология – это антропология». Одним из заблуждений Гегеля, по мнению Фейербаха, является  то, что природа в его учениях определена идеальным, нематериальным, абстрактно существующим Богом. Подобное положение показывает, что философия Гегеля это не более чем рациональное выражение религиозного теологического учения. Фейербах же указывает на то, что единство конечного и бесконечного реализуется не в Боге, не в абсолютной идее, а в человеке, которого  философия должна принять во всей полноте его природной социальности. Безусловно, религия является неотъемлемым фактом человеческой истории, но её философское раскрытие может начаться только с понимания того, что: «то, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя». Индивид,  отстраняя, «отчуждая» от себя собственные качества, желания, надежды, в «отчуждённом образе Бога» воссоздаёт лишь свою «божественность» (то есть Бог, по Фейербаху, это есть трансценденция, созданная человеком относительно себя самого). Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине, что не Бог творит человека, а человек создает идею Бога.

Таким образом, религия это исключительно человеческий факт. Её истинность кроется в том, что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности. И в данном случае было бы ошибочно воспринимать сущность нашего бытия в качестве чужой сущности, запечатлённой в образе Бога. Здесь совершается подмена действительных отношений: подлинный творец Бога – человек, ставится в зависимость от сотворённого им божества. Поэтому чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, так как все эти атрибуты он отнимает у себя.

По Фейербаху, Бог есть только «зеркало человека». В молитве мы обращаемся к собственному сердцу, чудо для нас это только наши реализованные сверхъестественные желание, а христианские догмы – осуществившиеся стремления сердца. Бог, этот внутренний образ, выражающий сущность человека, и зависящий от глубины мысли человека, принципов организации и отношения к ценности своей жизни. Определения Бога, пусть и различного по содержанию, это отчуждённая и объективированная абстрактная сущность самого человека, символическое изображение человеческих качеств, и, по сути, лишь историческая квалификация бытия индивида. Человек выносит свое бытие вовне, созидая образ божества, для того, чтобы в дальнейшем найти его (своё бытие) в себе, подобно тому, как через зеркало мы познаём свой собственный облик. Это «возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога – это сознание человеческого вида». («homo homini deus est»). Подобные рассуждения позволили сделать Фейербаху вывод о том, что сущностным ядром любой религии выступает человек, а теологического исследования антропология.

«Самоотчуждение», создание человеком Бога, происходит в силу того, что природа бесчувственна к страданиям, страхам людей, и в религии страждущие находят некоторое облегчение. В Боге сосредоточены наши надежды, ставшие для нас реальной «блаженной» определенностью. «Глухота» природы к боли человека, подталкивает его к поиску забвения внутри своей души, противопоставлению природе, к бегству из чувственного мира, так как страдание ищет выхода, что и становится толчком к созданию «внеприродной» сущности – Бога. Поэтому «Бог – это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где покоится тайна ее бессилия и ничтожества».

Таким образом, Фейербах, вместо «недоступного Бога», создает иную божественность – человека в крови и плоти, которому он «отдаёт» те качества, которые религия приписывала Богу. На первое место выдвигается любовь, не во имя Бога, а во имя человека. Поэтому и основой «нового гуманизма» Фейербаха становится стремление к человеку не верующему, а думающему, не молящемуся, а работающему, не стремящемуся в занебесье, а изучающему мир посюсторонний, не к христианству, где человек полуживотное и полуангел, а к естественнонаучному видению индивида, в котором индивид предстанет во всей своей действительной онтологической полноте.

В фейербаховской «философской антропологии», сущность человека, его видовое начало, является высшей абсолютной ценностью. В человеке «становятся» значимыми физическая, эмоциональная, психологическая и разумная сторона его жизни. При этом отдельный индивид для Фейербаха вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств. Философ рассуждал о «человеке как  таковом», который, по его мнению, бесконечно добр, мудр, всемогущ. Именно эти общие свойства человеческого рода (доброта, мудрость, бессмертие, могущество, благо и прочие моральные качества) и есть то, что определяет конкретного индивида, вне и без них он не существует. Также важно, что человек бытийствует в необходимом контакте с природой. Внешняя природа близка природе самого человека, и соответствует ему. Поэтому окружающая среда, условия бытия не чужды человеческой сущности. Они (внешняя природа и человек) находятся в состоянии глубокого единства, и сущность  индивида гармонично проявляет себя  во многих формах деятельности, посредством которой мы соотносимся с окружающей средой.

Высшее гармоничное единство человека с собственной сущностью, качествами, внешней и внутренней природой проявляется в моральном наполнении. Моральный закон, по Фейербаху, реализуется в императиве: «Человек относится к себе как к Богу, когда он видит божественное в другом человеке». То есть, фейербаховский гуманизм выдвигает требование отношения к человеку как к «божественной» высшей  ценности. Подобное долженствование подразумевает, что человек в своём моральном сознании и деятельности реализует основную заповедь религии о любви к Богу, но только теперь направленную на «божественного» человека.

Таким образом, любовь к ближнему, роду, семье, детям у Фейербаха превращается в основной моральный закон заменяющий религию. Содержанием фейербаховского гуманизма становится морально-этическое наполнение, основанное на антропологическом понимании религии и философии.

Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха – постхристианская. Религия умирает, ее место в культуре освобождается, и занять это место должна философия. Но и философия должна измениться. Она не может стать простым отрицанием религии, а напротив обязана вобрать в себя всё положительное, лучшее в религии, теологии. Фейербах называет новую «философию – религию» антропологией, «философией будущего», в которой будет преодолена относительная разобщённость религии и философии. Но при таком подходе Фейербах, чётко различал сущностные особенности философии и религии. В религии сильная сторона – её мировоззренческая эффективность, ее близость к «сердцу» человека, его эмоциям, глубинным личностным структурам. Религия, согласно его позиции, является родовым признаком человека (животные не обладают религией). В философии торжествует культ мышления, рационального познания. Философия это рационализированная форма теологии, по мнению Фейербаха. Она тоже вырастает из сущностных сторон человеческого познания и выражает, образно говоря, «смысл» в религии. И то и другое должна объединить в себе «философия будущего», которая  устранит слабые стороны и религии и философии.

Слабость философии - её оторванность от «сердца», высокомерная удаленность от мира, теоретическое себялюбие. Философия должна превратиться в практическую философию, то есть заниматься поиском истины не для себя самой, а, сохраняя теоретическую направленность и самостоятельность, стать «философией для человека». Подобная «практичность» приобретается только при положительном включении сильных сторон религии, обращённых к человеку через моральное действие. Поэтому «философия будущего» сама станет религией, новой формой морально-нравственного сознания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22799. Визнання Української держави світовим співтовариством. Міжнародне співробітництво незалежної України 31 KB
  Міжнародне співробітництво незалежної України. Важливим кроком в цьому відношенні став робочий візит міністра закордонних справ України Б. Визначною подією в двосторонніх відносинах України з Канадою став офіційний візит до Києва премєрміністра Канади Ж. Важливим кроком на шляху підтвердження вірності України європейському вибору поглиблення її відносин з Францією стало проведення 1 березня 1999р.
22800. Походження назви «Україна» та «українці» 41.5 KB
  Походження назви Україна та українці Назва Україна щодо українських земель вперше зустрічається в Київському літописі 1187 р. За тих часів назва Україна поширювалася на Київщину Переяславщину Чернігівщину. Про походження назви Україна існує кілька припущень. Надєждін пояснив значення слова Україна.
22801. Ранній залізний вік на території України 63 KB
  Протягом тисячолітнього існування в Північному Причорномор'ї античні містадержави справили значний вплив на розвиток місцевих племен: скіфів сарматів слов'ян. Етногенез словян. Перші писемні згадки про словян. Існує кілька концепцій походження словян з яких найпоширеніша така: витоки слов'янської історії сягають щонайменше II тис.
22802. Походження Русі 28 KB
  Основними ознаками будьякої середньовічної держави в тому числі Київської Русі були: розміщення населення не за національним у той період за племінним принципом а за територіальним поява влади не пов'язаної з волевиявленням народу збирання данини для утримання цієї влади династичний спадковий характер влади вождя.
22803. Основні етапи розвитку Києворуської держави 29 KB
  До часів правління Аскольда вчені відносять і першу спробу введення християнства як офіційної релігії у Київській Русі. Володимир починає своє правління посадовивши синів і старших дружинників у містах Русі. У період правління Ярослава Мудрого розширюються кордони Київської Русі: від Чорного моря і пониззя Дунаю на півдні аж до Фінської затоки на півночі від Закарпаття на заході до верхів'їв Волги та Дону на сході. в Київській Русі встановлюється форма правління яку називають тріумвіратом Ярославичів Ізяслава Святослава та Всеволода.
22804. Київська Русь періоду розквіту. Володимир Великий. Ярослав Мудрий 34.5 KB
  Володимир Великий. Ставши Великим князем київським Володимир багато зробив аби зміцнити державу встановити лад і порядок. За часів Володимира в загальних рисах завершилося формування держави. Видатний політик і адміністратор Володимир здійснив серію реформ.
22805. Зовнішня політика Київської Русі та ГВК 25 KB
  Зовнішня політика Київської Русі та ГВК Починаючи із заснування Київської Русі вона досить активно займалася зовнішньою політикою у різних напрямках: політичному економічному релігійному та культурному. перервало зв'язки північносхідних земель Русі з Європою. Для Київської Русі була характерна договірна торгівля значне місце посідав звичайний обмін товар на товар .Отже і в період існування Київської Русі і під час розвитку ГалицькоВолинського князівства зовнішня політика проводилася досить активно і різнобічно.
22806. Причини та наслідки занепаду ГВК 24 KB
  останнього правителя ГалицькоВолинської держави Юрія II була успадкована князями литовської династії Гедиміновичів. Так припинила своє існування ГалицькоВолинська держава. Роль ГалицькоВолинського князівства надзвичайно велика. ГалицькоВолинське князівство відкрило широкий шлях західноєвропейським культурним впливам на Україну зберігаючи при цьому кращі традиції української національної культури.
22807. Хмельниччина 125 KB
  Це час коли ряд блискучих перемог зрушив все українське суспільство мобілізував широку підтримку для Хмельницького і перетворив суто козацьке повстання на загальноукраїнський антипольський рух. 1648 Хмельницький на чолі невеликого загону реєстрових і запорізьких козаків напав на польську залогу на острові Базавлук на Дніпрі і знищив її. Це звільнило Запорізьку Січ від польського контролю притягнуло запорожців на бік Хмельницького обраного гетьманом. Не сподіваючись поважніших труднощів польські полководці Великий гетьман М.