20672

Философский пессимизм Артура Шопенгауэра

Реферат

Логика и философия

Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...

Русский

2013-07-31

46 KB

43 чел.

Философский пессимизм Артура Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) немецкий философ, один из немногих мыслителей XIX в., попытавшихся оригинальным образом объединить культурные традиции западной философии (Платон, Кант) и идеи учений Востока (санскритская литература, буддизм, Веды (Упанишады)). Шопенгауэр полагал, что восточная философия, с её глубоким духовным опытом, поможет преодолеть ошибки европейского рационализма. Основные работы: «Мир как воля и представление» (1818 г., т.1; 1844 г., т.2). «О воле в природе» (1836), «О свободе человеческой воли», «Об основании морали» (1841), «Две основные проблемы этики» (1841), «Парерга и паралипомена (Примечания и дополнения)» (1851), частью этой книги были известные «Афоризмы житейской мудрости».

В целом, его философские изыскания получили не однозначные оценки. Духовные принципы учения Шопенгауэра называют «этикой жизнеотрицания» и философским пессимизмом. Сам философ не отрицал подобных отзывов о своём творчестве и открыто  заявлял, что в мире царит зло, несчастье и несправедливость. Современная эпоха предстаёт в его работах в обесчеловеченном и обезбоженном образе. Но в тоже время творчество Шопенгауэра относят к философии жизни за стремление сделать центром размышлений целостное понятие «жизни», которое будет избавлено от абстрактных философских схем и спекуляций в духе прошлой традиции. Методами философии и этики он стремился преодолеть «современную пропасть бесчеловечности», понять мир природы и культуры как отражение «человеческого», но не через традиционный для европейской культуры рассудочный  рационализм, а посредством разума, объединяющего в себе рациональное и духовное.

Прежде всего, Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания, и в работе «Мир как воля и представление» в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. Творчество Канта, в представлении Шопенгауэра, рассматривает как самое значительное достижение всей истории философии. По его мнению, Кант сделала не просто великие открытия в области философии, но и вернул ей высокий статус. Все же последующие личности «профессора – философы» (прежде всего Гегель) устроили «всеобщие хлопоты», «философскую сутолоку», написание речей и сочинений, в которых меньше всего заботились о философии и истине. (С 1820  Шопенгауэр являлся доцентом Берлинского университета. В те годы он нашёл в себе дерзости объявить о проведение своих курсов в те же часы, в которые читал лекции Гегель. В результате аудитории, в которых проводил занятия Шопенгауэр практически никто не посещал... Поэтому бытует мнение, что столь негативное отношение Шопенгауэра к своему коллеге было подстегнуто также и подобным фактом).

В произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о «вещах в себе» и мире феноменов, поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – «мир есть мое представление». Подобный факт относится ко всем живым и познающим существам, но в особенности к человеку. Только человек способен возвести эту истину до уровня абстрактного сознания, и тем самым сформировать философский взгляд на вещи. Если мы действительно признаем истинность этой идеи, то сможем понять, что окружающий мир является нам как сумма наших ощущений, представлений о нём. «Человек не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю». Окружающий мир существует исключительно по отношению к «другому», «представляющему», то есть человеку. Поэтому всё существующее для познания, весь этот мир является только отношение объекта к субъекту, «созерцанием для созерцающего». То есть всё, что принадлежит миру, отражает в себе обусловленность субъектом и существует только для субъекта.

При этом Шопенгауэр обращает внимание на то, что если данный тезис о мире как человеческом представлении и его данности через ощущение европейской философией облекается в сложный интеллектуальный инструментарий, наиболее ярко проявившийся в творчестве Беркли, Канта, то в древних восточных культурах (например, в Ведах) он дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще только предстоит научиться такой простоте и изначальности жизненно верных философских предпосылок и подходов.

Говоря о «мире как воле» Шопенгауэр  отталкивается от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим элементом которой  является «автономная» воля. Но, в отличие от Канта, Шопенгауэр в человеческом духе ставит волю выше разума и наделяет её главенствующим значением. Согласно его мнению, главным в критике классического рационализма является превращение воли в простой придаток разума, что противоречит реальной жизни. Шопенгауэр указывает на то, что в действительности эмоции и воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию, процессы его совершения, устремления человека специфичны (уникальны) и относительно самостоятельны, определяют направленность и результаты разумного познания. Воля, по Шопенгауэру независима от контроля разума и является «абсолютно свободным хотением», которое не имеет ни причин, ни оснований. Воля присуща не только человечеству, но и является основой бытия вселенной. Человеческая воля проистекает из «неисповедимых сил» вселенной, некого мирового «волевого порыва». Воля, таким образом, была преподнесена Шопенгауэром как первоначало и абсолют в онтологическом, гносеологическом и этическом разрезе философского поиска. По его представлениям, «Разум» классической философии это лишь фикция, а рационализм - придуманная профессорами (прежде всего, Гегелем) «басня» о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме. Поэтому место разума в современной философии должна занять воля.

Исходя из подобных положений,  мир в философии Шопенгауэра стал «волей и представлением». Шопенгауэр обращаясь к вопросу о соотношении этих двух тезисов о мире как воле, и мире как представлении, пытается первоначально показать зыбкость самого представляемого мира.

 Мир как представление разделяется Шопенгауэром на две части, которые и послужили источником многих противоречий в классической философии. Первая часть это представления об объектах с их пространственно-временными формами. Вторая - представления о субъекте. Обе части ограничивают друг друга и «соперничают» друг с другом, но способны уживаться в человеке. Поэтому мы и получаем существующую в нас реальную антиномию (противоречие), которая сковывает человеческое познание. С одной стороны, бытие мира оказывается зависимым от «первой части», собственно познающего существа, каким бы несовершенным оно ни было. С другой стороны, это «первое существо» само зависит от целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже над первым представлением, с которого начинается бытие мира, тяготеет коренное и неразрешимое противоречие. Оно непреодолимо ни посредством эмпиризма, отдающему первенство представлению, ни рационализма, опирающегося на абстрактные понятия. Эту антиномию, которая ведёт к «утрате мира», преодолевается через «слово-разгадку». Подобным словом является воля, которая заложена и существует в самой природе, способная «волевым» усилием разрывать, преодолевать противоречия.

Именно в «жизненных силах» природы Шопенгауэр видит первую ступень объективации воли. Непосредственные проявления воли в живых существах он изображает в виде лестницы всеобщего развития волевых начал и импульсов, которые пронизывают как живую, так и неживую природу. На верху иерархии находиться человеческая воля с ее объективациями.

Во вселенной, по Шопенгауэру, «объективируется» не только воля, но и «соперничество», которое можно наблюдать и в животном мире, и в неживой природе. «Высшее», которое возникает из «низших» проявлений природы, поглощает собою все предшествующие ступени и в то же время «объективирует» их «воления» (стремления). Таким образом, человек это высшее существо, которое вбирает в себя все «природные воления» и объективирует их в своём представлении. «Когда я вижу гору, - пишет Шопенгауэр - то я и есть не что иное, как эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом схватывании, в бесконечной красоте». Так рождается шопенгауэровское понимание единства, гармонии природы и человека. Создаётся «метафизика природы», где понятие воли соседствует, перекликается с понятием красоты.

Этические размышления Шопенгауэра строятся также на основе раскрытия понятия воли. Мораль, по размышлению философа, проистекает из того, что воля, продвигаясь по «лестнице» устремлений и импульсов, обращается к самой себе и против самой себя (высшее проявление воли противополагается низшему, в тоже время, сохраняя общее единство движения воли). От воли исходит «тотальное себялюбие». Но воля, толкая к осознанию себя как свободы, способствует особому человеческому познанию и самопознанию. Появляется универсальное осознание человеком собственной вины и греховности; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека.

Подобные рассуждения содержат только абстрактное теоретическое обоснование бытия морали, что не устраивает Шопенгауэра. Поэтому, главным образом, в своих работах он обращается к конкретному материалу «житейской мудрости». Например, в произведении «Афоризмы житейской мудрости» он пишет о том, что такое Благо для человека: «Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям: 1. Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2. Что человек имеет; т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3. Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе».

Самым ценным для счастья является наша личность. В отличие от других благ она не может быть у нас отнята. Поэтому ценность её абсолютна. Ценность же других благ относительна.  От здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, но только если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении.

Шопенгауэр делит потребности на: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые.  Например, к необходимым потребностям он относит заботу о состоянии, так как, по его мнению, это иммунитет, гарантия против присущей человеческой жизни нужды и горестей, избавление от кабалы.

И в целом этическое учение Шопенгауэра наполнено простыми здравыми правилами, известными ещё из учений Эпикура. Так например, он пишет, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Что человеку лучше не быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого и т.д.

Подобные «житейские правила» в учении Шопенгауэра сочетаются с пессимизмом в оценке бытия человека. Отстаивая идею о предопределенности всего, что имеется в являющемся нам мире феноменов, Шопенгауэр рассматривает волю так же, как слепую силу, как «тёмную волю», не имеющую сознательной цели, что делает мир вечным становлением, бесконечным потоком и наделяет его свойствами бесконечного поиска, тоски, внутреннего противоборства, страдания. Поэтому пессимизм это неизбежное следствие, не зависящее от человека и происходящее из устройства самой вселенной. Человек же воплощение особенного глубокого противоречия. Он определён противоречивым взаимодействием причин - следствий, стимулов - реакций, мотивов - действий. «Свобода воли» для нас это не более чем иллюзия невежд.

Шопенгауэр смотрит на человеческое существование как на неотвратимую трагедию, которая коренится в общем характере бытия мира, в человеческом существовании, в особенности самого общества. Человек, как всякое животное, по природе своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он обречен на страдания из-за диктата своих потребностей. Но человек все же располагает определенной мерой свободы, которая проявляется в том, что он способен к познанию, к «возвышению сознания». Однако отсюда проистекает еще более глубокое страдание. В человеческом мире «все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго… Если самого закоренелого оптимиста провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни, если открыть перед ним все темные обители нищеты, то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа».

Шопенгауэр пути преодоления «страданий» видит в титанических усилиям человека, все-таки способного к «спасению», «избавлению»  среди зла и страданий. Усилия эти должны быть направлены против напора потребностей, страстей и желаний. Чем аскетичнее и праведнее жизнь человека, чем сдержаннее его собственная воля, чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62830. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки и легенды о музыке и музыкантах 110.9 KB
  Музыка - это прежде всего звуки,которые нас окружают. Это и пение птиц, и шум моря (ветра),и шелест листьев, вобщем то - что имеет звук. А рёв машин или сигнализация - это музыка? Да, это тоже музыка.
62831. МИР ДЕТСТВА В МУЗЫКЕ. МУЗЫКА И ЖИВОТНЫЙ МИР 69.47 KB
  Правильно А играться вы любите да А какие ваши любимые игрушки куклы солдатики машинки мячики и др. О куклах есть пьесы русского композитора Петра Ильича Чайковского музыка из детского альбома...
62832. СКАЗКА В МУЗЫКЕ 16.04 MB
  Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...