20672

Философский пессимизм Артура Шопенгауэра

Реферат

Логика и философия

Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...

Русский

2013-07-31

46 KB

40 чел.

Философский пессимизм Артура Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) немецкий философ, один из немногих мыслителей XIX в., попытавшихся оригинальным образом объединить культурные традиции западной философии (Платон, Кант) и идеи учений Востока (санскритская литература, буддизм, Веды (Упанишады)). Шопенгауэр полагал, что восточная философия, с её глубоким духовным опытом, поможет преодолеть ошибки европейского рационализма. Основные работы: «Мир как воля и представление» (1818 г., т.1; 1844 г., т.2). «О воле в природе» (1836), «О свободе человеческой воли», «Об основании морали» (1841), «Две основные проблемы этики» (1841), «Парерга и паралипомена (Примечания и дополнения)» (1851), частью этой книги были известные «Афоризмы житейской мудрости».

В целом, его философские изыскания получили не однозначные оценки. Духовные принципы учения Шопенгауэра называют «этикой жизнеотрицания» и философским пессимизмом. Сам философ не отрицал подобных отзывов о своём творчестве и открыто  заявлял, что в мире царит зло, несчастье и несправедливость. Современная эпоха предстаёт в его работах в обесчеловеченном и обезбоженном образе. Но в тоже время творчество Шопенгауэра относят к философии жизни за стремление сделать центром размышлений целостное понятие «жизни», которое будет избавлено от абстрактных философских схем и спекуляций в духе прошлой традиции. Методами философии и этики он стремился преодолеть «современную пропасть бесчеловечности», понять мир природы и культуры как отражение «человеческого», но не через традиционный для европейской культуры рассудочный  рационализм, а посредством разума, объединяющего в себе рациональное и духовное.

Прежде всего, Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания, и в работе «Мир как воля и представление» в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. Творчество Канта, в представлении Шопенгауэра, рассматривает как самое значительное достижение всей истории философии. По его мнению, Кант сделала не просто великие открытия в области философии, но и вернул ей высокий статус. Все же последующие личности «профессора – философы» (прежде всего Гегель) устроили «всеобщие хлопоты», «философскую сутолоку», написание речей и сочинений, в которых меньше всего заботились о философии и истине. (С 1820  Шопенгауэр являлся доцентом Берлинского университета. В те годы он нашёл в себе дерзости объявить о проведение своих курсов в те же часы, в которые читал лекции Гегель. В результате аудитории, в которых проводил занятия Шопенгауэр практически никто не посещал... Поэтому бытует мнение, что столь негативное отношение Шопенгауэра к своему коллеге было подстегнуто также и подобным фактом).

В произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о «вещах в себе» и мире феноменов, поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – «мир есть мое представление». Подобный факт относится ко всем живым и познающим существам, но в особенности к человеку. Только человек способен возвести эту истину до уровня абстрактного сознания, и тем самым сформировать философский взгляд на вещи. Если мы действительно признаем истинность этой идеи, то сможем понять, что окружающий мир является нам как сумма наших ощущений, представлений о нём. «Человек не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю». Окружающий мир существует исключительно по отношению к «другому», «представляющему», то есть человеку. Поэтому всё существующее для познания, весь этот мир является только отношение объекта к субъекту, «созерцанием для созерцающего». То есть всё, что принадлежит миру, отражает в себе обусловленность субъектом и существует только для субъекта.

При этом Шопенгауэр обращает внимание на то, что если данный тезис о мире как человеческом представлении и его данности через ощущение европейской философией облекается в сложный интеллектуальный инструментарий, наиболее ярко проявившийся в творчестве Беркли, Канта, то в древних восточных культурах (например, в Ведах) он дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще только предстоит научиться такой простоте и изначальности жизненно верных философских предпосылок и подходов.

Говоря о «мире как воле» Шопенгауэр  отталкивается от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим элементом которой  является «автономная» воля. Но, в отличие от Канта, Шопенгауэр в человеческом духе ставит волю выше разума и наделяет её главенствующим значением. Согласно его мнению, главным в критике классического рационализма является превращение воли в простой придаток разума, что противоречит реальной жизни. Шопенгауэр указывает на то, что в действительности эмоции и воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию, процессы его совершения, устремления человека специфичны (уникальны) и относительно самостоятельны, определяют направленность и результаты разумного познания. Воля, по Шопенгауэру независима от контроля разума и является «абсолютно свободным хотением», которое не имеет ни причин, ни оснований. Воля присуща не только человечеству, но и является основой бытия вселенной. Человеческая воля проистекает из «неисповедимых сил» вселенной, некого мирового «волевого порыва». Воля, таким образом, была преподнесена Шопенгауэром как первоначало и абсолют в онтологическом, гносеологическом и этическом разрезе философского поиска. По его представлениям, «Разум» классической философии это лишь фикция, а рационализм - придуманная профессорами (прежде всего, Гегелем) «басня» о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме. Поэтому место разума в современной философии должна занять воля.

Исходя из подобных положений,  мир в философии Шопенгауэра стал «волей и представлением». Шопенгауэр обращаясь к вопросу о соотношении этих двух тезисов о мире как воле, и мире как представлении, пытается первоначально показать зыбкость самого представляемого мира.

 Мир как представление разделяется Шопенгауэром на две части, которые и послужили источником многих противоречий в классической философии. Первая часть это представления об объектах с их пространственно-временными формами. Вторая - представления о субъекте. Обе части ограничивают друг друга и «соперничают» друг с другом, но способны уживаться в человеке. Поэтому мы и получаем существующую в нас реальную антиномию (противоречие), которая сковывает человеческое познание. С одной стороны, бытие мира оказывается зависимым от «первой части», собственно познающего существа, каким бы несовершенным оно ни было. С другой стороны, это «первое существо» само зависит от целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже над первым представлением, с которого начинается бытие мира, тяготеет коренное и неразрешимое противоречие. Оно непреодолимо ни посредством эмпиризма, отдающему первенство представлению, ни рационализма, опирающегося на абстрактные понятия. Эту антиномию, которая ведёт к «утрате мира», преодолевается через «слово-разгадку». Подобным словом является воля, которая заложена и существует в самой природе, способная «волевым» усилием разрывать, преодолевать противоречия.

Именно в «жизненных силах» природы Шопенгауэр видит первую ступень объективации воли. Непосредственные проявления воли в живых существах он изображает в виде лестницы всеобщего развития волевых начал и импульсов, которые пронизывают как живую, так и неживую природу. На верху иерархии находиться человеческая воля с ее объективациями.

Во вселенной, по Шопенгауэру, «объективируется» не только воля, но и «соперничество», которое можно наблюдать и в животном мире, и в неживой природе. «Высшее», которое возникает из «низших» проявлений природы, поглощает собою все предшествующие ступени и в то же время «объективирует» их «воления» (стремления). Таким образом, человек это высшее существо, которое вбирает в себя все «природные воления» и объективирует их в своём представлении. «Когда я вижу гору, - пишет Шопенгауэр - то я и есть не что иное, как эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом схватывании, в бесконечной красоте». Так рождается шопенгауэровское понимание единства, гармонии природы и человека. Создаётся «метафизика природы», где понятие воли соседствует, перекликается с понятием красоты.

Этические размышления Шопенгауэра строятся также на основе раскрытия понятия воли. Мораль, по размышлению философа, проистекает из того, что воля, продвигаясь по «лестнице» устремлений и импульсов, обращается к самой себе и против самой себя (высшее проявление воли противополагается низшему, в тоже время, сохраняя общее единство движения воли). От воли исходит «тотальное себялюбие». Но воля, толкая к осознанию себя как свободы, способствует особому человеческому познанию и самопознанию. Появляется универсальное осознание человеком собственной вины и греховности; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека.

Подобные рассуждения содержат только абстрактное теоретическое обоснование бытия морали, что не устраивает Шопенгауэра. Поэтому, главным образом, в своих работах он обращается к конкретному материалу «житейской мудрости». Например, в произведении «Афоризмы житейской мудрости» он пишет о том, что такое Благо для человека: «Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям: 1. Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2. Что человек имеет; т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3. Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе».

Самым ценным для счастья является наша личность. В отличие от других благ она не может быть у нас отнята. Поэтому ценность её абсолютна. Ценность же других благ относительна.  От здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, но только если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении.

Шопенгауэр делит потребности на: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые.  Например, к необходимым потребностям он относит заботу о состоянии, так как, по его мнению, это иммунитет, гарантия против присущей человеческой жизни нужды и горестей, избавление от кабалы.

И в целом этическое учение Шопенгауэра наполнено простыми здравыми правилами, известными ещё из учений Эпикура. Так например, он пишет, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Что человеку лучше не быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого и т.д.

Подобные «житейские правила» в учении Шопенгауэра сочетаются с пессимизмом в оценке бытия человека. Отстаивая идею о предопределенности всего, что имеется в являющемся нам мире феноменов, Шопенгауэр рассматривает волю так же, как слепую силу, как «тёмную волю», не имеющую сознательной цели, что делает мир вечным становлением, бесконечным потоком и наделяет его свойствами бесконечного поиска, тоски, внутреннего противоборства, страдания. Поэтому пессимизм это неизбежное следствие, не зависящее от человека и происходящее из устройства самой вселенной. Человек же воплощение особенного глубокого противоречия. Он определён противоречивым взаимодействием причин - следствий, стимулов - реакций, мотивов - действий. «Свобода воли» для нас это не более чем иллюзия невежд.

Шопенгауэр смотрит на человеческое существование как на неотвратимую трагедию, которая коренится в общем характере бытия мира, в человеческом существовании, в особенности самого общества. Человек, как всякое животное, по природе своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он обречен на страдания из-за диктата своих потребностей. Но человек все же располагает определенной мерой свободы, которая проявляется в том, что он способен к познанию, к «возвышению сознания». Однако отсюда проистекает еще более глубокое страдание. В человеческом мире «все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго… Если самого закоренелого оптимиста провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни, если открыть перед ним все темные обители нищеты, то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа».

Шопенгауэр пути преодоления «страданий» видит в титанических усилиям человека, все-таки способного к «спасению», «избавлению»  среди зла и страданий. Усилия эти должны быть направлены против напора потребностей, страстей и желаний. Чем аскетичнее и праведнее жизнь человека, чем сдержаннее его собственная воля, чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14769. Ғарифолла Құрманғалиев 31 KB
  Ғарифолла Құрманғалиев Ғарифолла Құрманғалиев – ХХ ғасырдағы қазақ музыка мәдениетінің ерен құбылысы. Бүгінгінің Мұхиты атанған ондаған жылдар бойы ол жалғыз өзі Батыс Қазақстанның көне де жоғары дәрежеде дамыған вокалдыаспаптық дәстүрін паш еткен. ХІХ ғасырд...
14770. ӘН ЖАНРЛАРЫ МЕН МЕКТЕПТЕРІ 21.16 KB
  ӘН ЖАНРЛАРЫ МЕН МЕКТЕПТЕРІ Қазақ әндерінің жанрлық сипаттамасы ретінде оқыту тәжірибесінде этномузыкатанушы – Б.Ерзаковичтің тұжырымдамасы қолданылып келеді. Ғалым өзінің Қазақ халқының ән мәдениеті еңбегінде мынадай жанрлық анықтамаларды келтіреді: 1. Т...
14771. Дәулет Мықтыбаев (1904-1976) мектебінің өзіндік қасиеттері мен ерекшеліктері 30.47 KB
  Дәулет Мықтыбаев 1904-1976 мектебінің өзіндік қасиеттері мен ерекшеліктері. Қазақ өнерінің бастауында үркердей аз ғана топ ішінен айрықша табиғи талантдарынымен жарқырап көрінгендердің бірі қобызшы Дәулет Мықтыбаев. Д. Мықтыбаев 1904 жылы Ақмола облысы Қорғ
14772. Жаңғали ұстаздың еңбегінен дәм татыңыздар 176 KB
  Жаңғали ұстаздың еңбегінен дәм татыңыздар 1.Алғы сөз 2.Домбыра аспабы 3.Күйдің аймақтық дамуы 4.Шертпе күйдің аймақтық ұялары 5.Шығыс Қазақстан күйшілік мектебі 6.Арқа күйшілік мектебі 7.Жетіс
14773. ӘУЕНІМЕН ӘЙГІЛІ ӘБІЛҚАЙЫР ӘУЛЕТІ 241 KB
  ӘУЕНІМЕН ӘЙГІЛІ ӘБІЛҚАЙЫР ӘУЛЕТІ Көне кептің байыбына салсақ көмейіне Жошы хан қорғасын құйғызған домбыра қайтып үн қатпастай тұншықпақ еді. Алайда ғасырлар өткенде басқа емес – нақ осы әміршінің өзінен өрбіген жұлдызды шоғыр азалы да жазалы аспаптың құдіретіне...
14774. Жамал Омарова 190 KB
  Жамал Омарова Омарова Жамал 19121976 әнші контральто. Қазақстанның халық артисі. Өзбек ССРнің Янгиюль қаласында туған. Ташкент педагогикалық училищесінде оқу бітірген. Ж. Омарова қазақ ұлттық операсымен ән мәдениетін дамытуға үлкен үлес қосты. Ол 19341936 жж....
14775. Жаппас Қаламбаев (1909-1970) мектебінің қобызда ойнау әдіс-тәсілдері, әуендік құрлыс өзгешілігі 46.75 KB
  Жаппас Қаламбаев 1909-1970 мектебінің қобызда ойнау әдістәсілдері әуендік құрлыс өзгешілігі. Қаратау күйшілік мектебі дегенде домбырашылық пен қобызшылық өнер қатар қанат жайған Созақ жері бірден ауызға оралады. Күйшілік дәстүрге келсек – Қаратау күйлері Арқа...
14776. Жүсіпбек Елебеков 109.5 KB
  Жүсіпбек Елебеков Елебеков Жүсіпбек 1904-1977 әнші тенор. Қазақстанның халық артисі. Қарағанды облысында туған. Елебеков бес жасынан ән айтуды бастаған. Ән өнеріне оны ағасы Ж. Балғабайұлы баулиды. Кейін Ғ. Айтбаевтан Қ. Байжановтан Ә. Қашаубаевтан дәріс алады. Е
14777. Күләш Бәйсейітова 149 KB
  Күләш Бәйсейітова Байсеітова Күләш әнші лирико колоратуралық сопрано. СССР халық артисі ССРО Мемлекеттік сыйлығының лауреаты. Алматыда дүниеге келген. 1925-1928 жж. Алматы педагогикалық техникумында және қазақ драма театры жанындағы музыкалық драмалық студ