20673

Экзистенциональная философия С. Кьеркегора

Реферат

Логика и философия

Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.

Русский

2013-07-31

47 KB

14 чел.

Экзистенциональная философия С. Кьеркегора.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) датский философ, его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. Теолог по своему первому образованию (в 1838 г. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета) Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге, религии, вере, отношении личности и Бога, единичного бытия человека к Всевышнему. В 40-х годах 19-го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга, от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля. Под влиянием немецких романтиков центральным методом его философии становится ирония, что находит отражение в магистерской диссертации «О понятии и иронии» (1841), в которой Кьеркегор обращался к «сократической иронии». Основные труды: «Дневник». «Или — или». «Страх и трепет». «Философские крохи». «Понятие страха». «Этапы жизненного пути». «Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам». «Назидательные речи». «Жизнь и власть любви». «Христианские речи». «Болезнь к смерти». «Упражнение в христианстве». «Рекомендовано для самопроверки современности».

Кьеркегора в научной исторической литературе зачастую называют «датским Сократом». Подобное «прозвище» он получил за то, что, в отличие от сложившейся в классической философии традиции обращаться к «объективному содержанию», ставит в центр своих произведений, подобно античному мыслителю, конкретного человека, пытаясь показать и понять всю глубину переживаний личности. Свою философию Кьеркегор называл экзистенциальной, и определяющим положением для неё являлся тезис: «мыслить, чтобы жить, а не жить, чтобы мыслить». То есть рациональное должно быть подчинено жизни человека, а не наоборот, бытие индивида должно быть исчерпано определяться через категории «абсолютного» разума. Фундаментом «экзистенциальной философии», философии обращённой к личности, становятся такие категории, как страх, смерть, выбор, вина. Именно эти понятия, которые ранее рассматривались большинством философов лишь вскользь, станут центральными и для современного экзистенциализма и многих идеологических течений. (Ряд исследователей истории философии, не без оснований, полагают, что отправной точкой для оценки происходящего с другими людьми для Кьеркегора стали собственные страдания, вызванные плохим состоянием здоровья. То есть, философ свои внутренние переживания преподносил в качестве состояния присущего всему человечеству).

Прежде всего, Кьеркегор выступил с критикой «нового времени». Философ указывает в своей «философии кризиса», что усиливающиеся тенденции консервативного традиционализма, революционизма, реформизма, превращающих всё в политику в современном мире, способны лишь привести историю к «кровавой тьме». Единственный выход — обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам. Но, в данный момент философия, твердящая об «абсолюте» и «духовности» (имеются ввиду, прежде всего, гегельянцы), сделать это не способна. Не под силу это и религии. Более того, классическая философия и религия, по его мнению, являются в этом случае не жертвами, а главными виновниками кризиса и распада истории. Именно они навязали основную безнравственную идею этой эпохи – призыв к человеку отрешиться от себя, отдаться во власть внешнего (общества, класса, церкви, духа и т. д.). Наиболее ярко этот призыв прослеживается в философии Гегеля. Кьеркегор ставил ему в вину «панфилософизм», согласно которому философия (как учение об объективной реальности) считается венцом, высшей мудростью культуры, выражением объективного разума и разумности истории. Между тем обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от такой философии. «Экзистенция соотносится с реальностью Единичного. Она, оставаясь в стороне, не совпадает с понятием...[обобщением, универсалией – В.М.]- пишет Кьеркегор. Конкретный человек лишен концептуальной экзистенции [то есть, его частная, уникальная жизнь не подчинена абстрактной теории – В.М.]. Но философию интересуют только понятия, ей ни к чему конкретные существа, «Я» и «Ты» в своей неповторимости и незаменимости».

Далее Кьеркегор указывает на «панрационализм» и «панлогизм», которые отстаивают универсальность прав и возможностей разума, философских дисциплин (например, логика), занимающихся проецированием разума в действительность, самопознанием разума и доведением его до разума практического, т.е. законодательствующего в социально-нравственной области. Здесь, в качестве порочной черты философии Гегеля, также называется восхваление научности, идеалов объективизма, системности. «Притязая взирать – отмечает Кьеркегор – на все мирское глазами Творца, всеведущий Гегель забыл самую малость – человека и его экзистенциальную реальность. Систематическая философия на деле смехотворна в основании: «говорит об Абсолюте, потеряв из виду человеческое существование». Кьеркегор пишет, что Гегель тяготея к якобы абсолютному, объективному, превращает реального человека в познающую логическую машину. Гегельянская философия становится не просто бесполезной, но сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями. По мнению Кьеркегора, систематизм Гегеля с его претензией на всеохват и всепонимание, пытается запрятать экзистенцию и всё человеческое в клетку системы, но результат получается только комический. Комичной выглядит и фигура Гегеля.

Обращаясь к «философии человека», Кьеркегор говорил о том, что это не первая попытка поставить личность в «центр мира». Но субъективизм, идеализм и прочее  всегда говорили не о реальном человеке, а о некой конструкции, далёкой от жизни человеческого «Я». Экзистенциональная философия обязана так поставить и решить проблемы «Я» и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось рациональным познанием, формулами науки и логики. Если мы обращаемся к «Я», как центру философии, то прежде всего должны понимать, что пред нами живой реальный человек для которого главное в жизни его страх, преодоление страха и греховность, бытие, выбор, смерть. Если речь и пойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которой человек готов жить и умереть.

По убеждению философа «единичный» индивид является категорией, через которую следует рассмотреть время, историю, человечество. Именно личность является «здоровой» альтернативой гегелевской системе. Единичный человек важнее рода и гегелевского «человечества». «Я» оспаривает и ниспровергает систему. Кьеркегор пытается противостоять всем формам мировоззрения, где универсальное порабощает индивидуальное. Единичный человек, по его мнению, исток всего трансцендентального и христианства в том числе.

Согласно размышлениям Кьеркегора «экзистенция» проявляется в таких сущностных вопросах для человека, в которых он пытается раскрыть смысл происходящего с ним и отношение к себе внешнего мира. К «экзистенциональным» вопросам он относил следующие: Где я? Кто я? Как я пришел сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, кто заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я был куплен у некоего «продавца душ»? Как я обрел интерес к этому большому предприятию, которое называется реальностью? И почему я вообще должен иметь интерес к нему? Что это, моя добровольная забота? И если я вынужден принять в нем участие, где директор? Я хотел бы сделать ему мои замечания. Никакого директора нет? Но к кому я тогда обращусь с моей жалобой? Существование (экзистенция), безусловно, есть полемика — и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению? Если нужно принять мир таким, каков он есть, не лучше ли было бы вовсе не узнавать, каков он? 

Трагизм человеческого существования порождается, согласно Кьеркегору, по причине неисчерпаемой отчужденности мира от хрупкого и конечного «Я». Так же из-за стремления увидеть свою индивидуальность через других людей и их абстрактную сущность (рационально–теоретизированную сущность). Причина кроется и в «безумие мира», которое заражает и человеческую личность. Выбор человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» носит неотлагаемый и мгновенный характер. Но происходит это настолько быстро, что у личности не остаётся время на эксперименты и зачастую сама жизнь («безумный мир») делает выбор за нас, тем самым лишая человека своего «Я». Но если мы успеваем самостоятельно сделать этот выбор, то способны осознать своё назначение и важность своего существования.

Основное место в экзистенционализме Кьеркегора занимает Бог, религия, грех. Философ пытается понять религиозность человека. Смысл веры он стремится раскрыть в работе «Страх и трепет», посвящённой экзистенциальному исследованию ветхозаветной легенды о жертвоприношении Авраама. Здесь Кьеркегор обращает внимание на то, каким парадоксом является вера для человека, которая превращает убийство любимого ребёнка в священное и богоугодное деяние, но при этом способная вновь возвратить Исаака Аврааму. Это противоречие, в котором сталкиваются два нравственных императива, неподвластно никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там, где прекращается мышление.  Для Кьеркегора, вера есть парадокс и страх перед лицом Бога как бесконечной возможностью. Именно в страхе, в признании собственного бессилия и отчаяния открывается возможность свободы, выраженной в Боге, в вере.

В качестве способа обоснования пути человека к высшим нравственным ценностям Кьеркегор указывает на особую «моральную диалектику». Согласно последней, только человеку, сознающему свою виновность и слабость перед Богом, доступны истинные вера, духовность, нравственность. Философ, прежде всего, говорит о том, что конечное человеческое существование отражает не гегелевская формула «и — и», в которой снимаются и примиряются противоположности, а «или — или» (одноимённая работа Кьеркегора «Или – или»). Первое положение больше соответствует человеку, эстетический жизненный идеал которого заключён в поиске наслаждений, проживании моментом, не обременяя себя этическими обязательствами. Внутренний переворот открывает идеал «или – или». Личность выбирает путь этической жизни, за которым следует подвиг веры. И только в вере начинается и раскрывается подлинная конечная экзистенция – встреча единичной личности и уникально единого Бога. Вера выводит за пределы этического идеала жизни. Смирение перед Богом соединяется в философии Кьеркегора с отстаиванием достоинства, свободы, свободы выбора и возможностей личности.

Путь к Богу и вере, по мнению Кьеркегора, начинается с отчаяния, страдания, страсти человека. «Моральной болезнью» он называет отчаяние, спасение от которого дает вера. Кьеркегор указывал, что стремление к Богу не является одинаковым для всех людей, а зависит от стадии познания человеком своего существования. Он выделил три стадии и, соответственно, определил три человеческих типа. 

Первая стадия и форма — эстетическая. Кьеркегор называет «эстетиком» человека, который захлестнут переживаниями минуты; он охвачен желанием «остановить мгновение». Вместе с тем эстетик недоволен своим «Я»; он ждет его чудесного превращения в некое другое «Я». Для эстетика характерно безразличие к этическому измерению существования. И хотя он переживает отчаяние и стремится к спасению, его отчаяние неистинно, ибо сковано слабостью.

Вторая стадия и форма — этическая. Этический человек живет мыслью и заботой о будущем. В отличие от эстетика, он не сконцентрирован на настоящем. Для него характерна глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он движется к Богу и вере через отчаяние, но его отчаяние не имеет ничего общего с временным и искусственным отчаянием мысли, разума. Отчаяние этика – это отчаяние личности, соединенное с мужеством и моральной ответственностью. Все силы души концентрируются в акте отчаяния, чтобы духовность проложила путь к вере. Но и этический человек обладает существенным пороком - он охвачен гордыней и уповает лишь на собственные силы. Подобный тип людей свой прорыв к будущему ценит выше приобщения к вечному, истинно абсолютному.

Третья стадия — религиозная. Религиозный человек оставляет позади и «отчаяние слабости» эстетика, и «отчаяние-вызов» этика. Он поднимается на высшую стадию — абсолютного отчаяния. Оно выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно соединяются с вечностью.

«Моральную диалектику», рассмотренную через три стадий познания человеком своего существования, Кьеркегор называл «качественной» диалектикой, которую философ противопоставил диалектике Гегеля («количественная диалектика»). В диалектике всё, что находит выражение в объективном, исчисляемом, относится к количественной диалектике. Но есть феномены и процессы, которые невозможно выразить в объективной форме. Таковыми по Кьеркегору являются переживания страха, отчаяния, вины, греховности. Им присуща глубокая, тонкая диалектика, которая носит качественный характер, ибо фиксирует противоположности человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренне религиозным истолкованием.

В целом Кьеркегор выступает против христианской религии за то, что она создала образ Бога как Богочеловека. Очеловеченный Бог оказывается вездесущим и всемогущим, из-за чего и человек проникается непростительной дерзостью. Лишь для «равновесия», для отдаления Бога от человека изобретается доктрина первородного греха. Но, разбирая типичные для официального христианства трактовки греха и страха, Кьеркегор приходит к выводу, что, внушив человеку глубокий комплекс неполноценности, религия в то же время сняла с него личную ответственность, ибо лишили понятие греха всякой серьезности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53657. Смысл сложения. Выражение. Равенство 31.5 KB
  Оборудование: таблички со словами: выражение сумма слагаемые значение суммы равенства; кодоскоп с заданиями на пленке таблица Грибы счетный материал белки и грибы 30 шт. наборное полотно калькуляторы корзинки кондитерские грибы на ватмане рисунок Старичка моховичка схема объединения множеств. Приглашаю вас друзья По грибы сегодня я.Коля с мамой в лес ходил Там грибы он находил А когда домой пришел Все грибы сложил на стол.
53658. Прием вычитания с переходом через десяток 58.5 KB
  Записать на доске пример 124 Как можно вычесть 4 Можно вычесть 4 по частям. Убрать два круга из нижнего ряда Сколько мы вычли из 12 Сколько осталось кругов Записать 122=10 А нам надо вычесть 4. Дополнить первую запись 12 4 2 Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 – 2 2 Сколько кругов осталось Как мы из...
53659. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд 41 KB
  Работа одного ученика у доски остальные в тетрадях. Что нам нужно сделать Работают возле доски. Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях. Теперь что нам нужно сделать Какое действие будем выполнять Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях.
53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...
53663. Ученик и его окружение ( Schüleraustausch.internationale Jugendprojekte. Wollt ihr mitmachen?) 37.5 KB
  Könnt ihr einige nennenУченики называют организации по защите окружающей среды. Ученики отвечают положительно. 9 А Ученики читают текст чтобы ознакомиться с проблемой вырубка леса в Канадетакже комментарии к нему понимают его содержание используя словари. Работа с упр 10 Ученики делятся на 3 группы собирают пословицы;Такая форма работы важна для старшеклассниковтак как идет активное межличностное взаимодействие среди учеников.
53664. Страна изучаемого языка ( Schon einige Jahre Deutsch. Was wissen wir das chon alles? Was können wir schon.Wiederholung) 37.5 KB
  временах Prtizip II Pssiv. Wiederholung Основная цель урока: формирование грамматических навыков Pssiv практическая задача: распознавание и употребление конструкции WERDEN в разл. временах Prtizip II Pssiv. Языковой материал: лексические единицы прошлых уроков Wörter die mit dem Begriff die Stdt verbunden sind Грамматический материал: конструкция Pssiv Оснащение урока: учебник.
53665. Спорт 54 KB
  Cricket is a popular British game. It is often played in schools, colleges, universities, and by club teams all over the country. Cricket is a typically English sport which foreigners cannot understand. Men and boys, women and girls play cricket.