20675

Философия Фридриха Ницше

Реферат

Логика и философия

Фридрих Ницше 18441900г. Принято творчество Ницше подразделять на ряд этапов. На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи.

Русский

2013-07-31

41.5 KB

75 чел.

Философия Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900г.) немецкий философ и писатель, представитель философского нигилизма, выступающего против ортодоксальности религии и богословия.

Принято, творчество Ницше подразделять на ряд этапов. На первом, раннем этапе, под влиянием творчества Рихарда Вагнера и Шопенгауэра, выходят такие работы как: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). «Философия в трагическую эпоху древней Греции» (1873). «Несвоевременные размышления» (1873 —1876 гг.). На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи. В этот период выходят книги «Человеческое, слишком человеческое», (1878 —1880). «Утренняя заря» (1881). «Веселая наука» (1882). Сам Ницше характеризует этот этап своего творчества следующими словами: «…раньше я "почитал философов", а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости». Третий период связан с написанием самых «главных» и наиболее известных работ философа: «Так говорил Заратустра» (1883—1886). «По ту сторону добра и зла» (1886). «К генеалогии морали» (1887). «Антихрист» (1888). «Сумерки идолов» (или «Сумерки Богов»), «Се человек».

Одними из центральных понятий философии Ницше становятся «жизнь» и «воля», позаимствованные из философских трудов Шопенгауэра. В своей «философии жизни» Ницше пытался придать ещё более универсальный смысл этим категориям. Он считал волю к власти не только главной способностью человека и определяющим стимулом его деятельности, но и внедрял её в саму жизнь, утверждая, что воля неразрывно связана с феноменом жизни как таковым. По его мнению, для того, чтобы понять, что такое жизнь и какой род стремления она представляет, мы должны формулу «воления» в одинаковой мере отнести не только к человеку, но и к дереву, растению, животному. Ницше ставил вопрос: «из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?». И считал единственно правильным ответом – из-за власти. Сама жизнь, согласно Ницше, это специфическая воля к аккумуляции силы. Жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». При этом понимание власти у Ницше носит не политизированный характер, а рассматривается, прежде всего, как стремление к реализации всей полноты жизни, жизненных сил, желание и воля к жизни. Таким образом, подлинная философия онтологизирует «волю», то есть делает её необходимым атрибутом бытия как такового, через стремление любого объекта к власти. Следует отметить, что рассуждения о жизни, человеке, культуре посредством концепции «воли к власти», философ выстраивал, под влиянием дарвинистских настроений, сложившихся на тот период в естествознании. Ницше стремился выявить философский смысл понятия «борьба за существование», которое, особенно в ранних произведениях, становится для него синонимом «воли к власти». 

Обращение к природным началам бытия позволило Ницше отвергнуть возвышенное, «оторванное» от жизни толкование человека, познания и науки. Поэтому в учении Ницше негативную оценку получила концепция «двух миров», которая делит жизнь на реальный мир якобы изначально несовместим со «вторым миром для нас», основанном на положительных научных и философских измышлениях. В действительности, согласно Ницше, мир жизни един, целостен и вечен. Но это не означает его костной стабильности и стагнации. Напротив, для мира характерно вечное течение, становление, возвращение.

Из подобного понимания мира Ницше выводит особую трактовку вопроса об истине, а, следовательно, и о науке, познании. Под истиной он понимает «орудие жизни», которое есть приспособление к действительности. Познание же это орудие власти потому, что истина доказывается полезностью, удовлетворенностью потребности, а значит, усилившейся властью над природой и другими людьми. Поэтому Ницше предлагает, не пренебрегать выгодами познания и науки, культом науки и научной истины сформированной философией нового времени. Но современная философия, по его мнению, превращена в стремление слепо защищать принципы научного познания, находящегося под диктатурой логики, которая есть по своему существу иллюзорный оптимизм. Мир в результате прогресса науки предстал нам как итог «множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как скопленное сокровище всего прошлого — ибо на нем покоится ценность нашей человечности». И самым главным «итогом» тирании науки и познания является убеждённость в несовпадение двух миров, реального мира жизни и мира человеческого. Пагубность подобных рассуждений для человека и самого мира выражена уже в том, что мы представляем мир как подчиненный законам чисел, хотя эти законы изобретены людьми и имеют силу лишь для человеческого действия. Далее, человек пытается объяснить себя, свою сущность исключительно через подчинение законам логики, хотя наша природа лежит за пределами только чисто логических качеств.

Подобные обвинения Ницше направлял против тех, кто для культуры и человечества создает, пропагандирует соответствующие «научные» ценности. Это философы, писатели, религиозные деятели и мыслители ("старая элита"), чьи ценности, мораль, религия насквозь фальшивы и враждебны жизни. Они должны быть убраны с пути непрерывного становления человеческого рода. До сих пор путь, пройденный человечеством как специфической, не чисто природной целостностью, был , в масштабах истории, чрезвычайно кратким. И потому неудивительно, что сделано так много ошибок, что человек и человечество не приблизились к постижению самих себя, своего предназначения в «Великом Становлении», «Вечном круговороте Вселенной». Ницше настаивает на том, что современное человечество как род не прогрессирует и, более того, деградирует. Человеческое общество, культура находятся в состоянии упадка. Человечество испорчено — прежде всего в том смысле, что род человеческий теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя; он выбирает, предпочитает то, что ему вредно.

Исходя из подобных суждений, Ницше выступает, как нигилист, то есть требует переоценки ценностей культуры, философии, религии. Нигилизм неизбежен и мы должны обязательно понять его сущность. Основы уже существующего негативного европейского нигилизма Ницше выражает чрез следующие постулаты: ничто больше не является истинным; бог умер; нет морали; все позволено. Именно в этих тезисах Ницше описывает будущее европейской цивилизации, который становится реальностью современного мира. По определению Ницше подобный нигилизм это «нигилизм слабых», а всё что проистекает из слабости пагубно. Европейский нигилизм может стать симптомом окончательного упадка воли, направленной против бытия. Европейская культура издавна развивается под игом напряжения, которое приближает человечество к катастрофе. Альтернативой должен стать «нигилизм сильных», символизирующий пробуждение новой воли к бытию, и отказывающийся от ложных ценностей и устаревших догм. Себя Ницше объявляет «первым подобным нигилистом Европы», «философом нигилизма и посланцем инстинкта».

По мнению Ницше, зачатки нового нигилизма уже наполняют, рождающиеся везде «свободные умы», обновленные души, люди высокой избранной породы, которые движутся навстречу друг другу. Характерными чертами нового человека, новой духовной аристократии станет «благоговение, которое присуще юности, и нежность ко всему, издревле почитаемому и достойному, благодарность почве, из которой они выросли, руке, которая их вела, храму, в котором они научились поклоняться». Но это новое поколение стоит перед вопросами, способными вызвать «великий разрыв». Выражены они в следующем виде: «Нельзя ли перевернуть все ценности? и, может быть добро есть зло? а Бог — выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней основе все ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?».

Идеи о «новом нигилизме» и «аристократии духа» наиболее ярко отражена в работе Ницше «Так говорил Заратустра», в которой концепция «воли, выраженной в стремлении к власти» находит отражение в попытке обосновать культ «сверхчеловека». Имя Заратустра, взятое из восточных легенд и верований, с целью подчеркнуть отличие «жизненной мудрости», проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов. Учение о «сверхчеловеке» или «новом аристократе духа» воплощает основную идею Ницше – отрицание раздвоенности мира. Человек, обладающий новой мудростью, противопоставленной научности, должен понимать свою природность и принадлежность к жизни и не верить «неземным надеждам». Под последними Ницше понимал религию, христианское верование, которое и «убивает Бога». Поэтому он отмечает что для «сверхчеловека» вера в христианского Бога не заслуживает доверия. Все случившиеся и грядущие катастрофы — это расплата за тысячелетия, когда европейское человечество отдало себя во власть христианских религии и морали. Из-за влияния христианства человечество выбрало путь сострадания слабым. Сострадание, по мнению философа, противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства и оно действует угнетающим образом. Христианская мораль льстит человеку, она насквозь лицемерна, ибо не говорит людям правды. А правда в том, что человек был диким животным на заре христианства и остается таковым на последующих этапах истории. Христианство и гуманистическая мораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцом творения. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаются опасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и даже освящалось насилие слабых над сильными, восстание рабов против благородных сословий. Критикуя христианство и гуманизм за подавление в человеке духовной силы, за догматизм и противодействие свободному началу человеческой природы, Ницше пишет о том, что человек должен преодолеть самостоятельно «бедность и грязь своей души» и для того, чтобы достигнуть добродетели, справедливости стать «пламенем и углём», то есть «сверхчеловеком», обладающим волей.

Сверхчеловек рождается, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в неё люди становятся «сеятелями будущего». Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не кошелек торгашей, не служба властителю делает их аристократией, а величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхчеловек, не имеет ничего общего с «озверевшими германцами», все добродетели которых — послушание, тяга к убийству и войне, длинные ноги. Главное что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовным превращениям, внутренней дисциплине и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. Сверхчеловек, по Ницше, далек от рабского послушания и других «добродетелей немецкой служивой души». Для него характерна наличие воли к истине или власти  (для Ницше эти типы волений тождественны). Ницше уточняет: «Воля к власти» - книга для тех, кому мышление и духовное обновление доставляет удовольствие.

 В дальнейшем, на более поздних этапах творчества, Ницше полемизировал с теорией Дарвина о «естественном отборе», выживании «наиболее приспособленных» и лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид, писал Ницше, не означает прогресса по сравнению с животными. Как особый вид, по его мнению, человек также не прогрессирует.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6297. Фармакопейный анализ спиртов и простых эфиров 138 KB
  Фармакопейный анализ спиртов и простых эфиров Спирты R—ОН Спирты можно рассматривать как углеводороды, в которых один или несколько атомов водорода замещены –ОН группами. В зависимости от числа гидроксильных г...
6298. Логические элементы на биполярных структурах 100.5 KB
  Логические элементы на биполярных структурах. Транзисторно-транзисторная логика (ТТЛ) удачно совмещает хорошее быстродействие, помехоустойчивость, нагрузочную способность с умеренным потреблением энергии и невысокой стоимостью...
6299. Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы 85 KB
  Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы Коррозия электрохимическая и химическая. Классификация коррозионно-стойких сталей и сплавов Хромистые стали. Жаростойкость, жаростойки...
6300. Элементы логики с инжэкционным питанием 93 KB
  Элементы логики с инжэкционным питанием. Интегрально-инжекционная логика (И2Л), которую вернее было бы назвать логикой с инжекционным питанием, не может быть реализована на дискретных компонентах. Вариант структуры логики ИгЛ, изготовленной, н...
6301. Средства, влияющие на центральную нервную систему 83 KB
  Средства, влияющие на центральную нервную систему. Средства для наркоза. Наркоз (narcosis - оцепенение, оглушение) - это состояние, которое характеризуется обратимым угнетением ЦНС, проявляющееся потерей сознания, утратой чувствительности ...
6302. Наркотические и ненаркотические анальгетики 72.5 KB
  Наркотические анальгетики Боль сигнализирует о патологическом процессе в организме. Лаконично защитную роль боли сформулировали еще древние греки, утверждая, что боль - сторожевой пес здоровья. Однако затем она становится ненужной и вес...
6303. Административные правонарушения 461 KB
  Административные правонарушения Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен введенным в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), в ч....
6304. Обучение аудированию 116.07 KB
  Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...
6305. Аппаратное обеспечение персонального компьютера 272 KB
  Аппаратное обеспечение персонального компьютера. План. Развитие вычислительной техники. Принцип работы компьютера. Состав персонального компьютера. Назначение основных узлов. Развитие вычислительной техники. Цифровая вычислительная...