20678

Структурализм в философии

Реферат

Логика и философия

Так же известными представителями данного течения были ЛевиСтросс Альтюссер Фуко и Лакан выступившие против экзистенциализма идеалистического субъективизма персонализма историцизма и плоского эмпиризма. Клод ЛевиСтросс 1908 французский философ социолог этнолог считается основателем структурной школы в этнологии и современного философского структурализма. Структуралистская концепция ЛевиСтросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Так например ЛевиСтросс особое значение придал...

Русский

2013-07-31

35.5 KB

27 чел.

Структурализм в философии.

Структурализм – течение в современной философии, стремящееся проводить исследования в области естественных и гуманитарных дисциплин при помощи «безличных структур». К представителям данного течения, например, относят Жанна Пиаже, отметившего, что структура это система саморегулирующихся трансформаций, являющаяся комплексом законов, определяющих, устанавливающих предметную сферу и связи между объектами, и задающих специфику их поведение и типичные способы эволюции. Так же известными представителями данного течения были Леви-Стросс, Альтюссер, Фуко и Лакан, выступившие против экзистенциализма, идеалистического субъективизма, персонализма, историцизма и плоского эмпиризма. Они предлагали иные решения старых философских проблем касающихся человеческого субъекта и исторического развития с заранее известным конечным смыслом (финализм). По их мнению,  не субъект (я, сознание или дух) и его гипертрофированная способность к свободе, самоопределению и творчеству, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, должны оказаться в центре научного внимания. Структуралисты также намеревались изменить подходы в исследовании гуманитарной проблематики, избавив её от субъективных идеализаций и придав ей строгую научность.

Клод Леви-Стросс (1908 –?) французский  философ, социолог, этнолог, считается основателем «структурной» школы в этнологии и современного философского структурализма. Основные работы: «Структурная антропология»(1958). Именно в этом труде был заложен фундамент новой философской концепции, направленной на изучение языка, речи, текстов и их структур. В работе проводилось социально-философское исследование человеческих отношений, форм и типов общественного сознания. Представляют интерес также: «Элементарная структура родства» (1949). «Тотемизм сегодня» (1962) и т.д.

Структуралистская концепция Леви-Стросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Например, исследования структур первобытного мифологического мышления и символических форм Э. Дюркгейма, М. Мосса. Оказала влияния кибернетика вместе с соответствующим развитием математики. Так, например, Леви-Стросс особое значение придал математическому моделированию в его возможном применении к этнографическому и антропологическому материалу. Совместно с математиками Леви-Стросс разработал модели, позволяющие понять сложные системы родства в первобытном обществе. Одним из важнейших источников концепции Леви-Стросса стала лингвистика, которая как раз и получила название «структурной». По мнению учёного, из всех общественных явлений, только язык может подвергаться истинному научному исследованию, объясняющему способ его формирования и рассматривающему некоторые направления его последующего развития. Так, например, он отмечал, что фонология, взяв за основу анализ связей между терминами и, введя понятие системы, сделала исследовательский шаг от осознаваемых языковых феноменов к подсознательной инфраструктуре. Лингвистика же позволила провести строгое исследование человеческих феноменов и дать формулировку необходимых связей в обществе. При этом Леви-Стросс в исследованиях языково-символических форм пытался показать доминирующее значение лингвистического для всей исторической жизни человечества, начиная с первобытнообщинных народов, даже не имеющих письменности, и заканчивая современной цивилизацией, форм её социальных отношений, культурного творчества, искусства (Здесь мы сталкиваемся с «лингвистическим редукционизмом», или упрощением принципов социального бытия к их формальных выражений в языковых элементах).

Фундаментом его структурной этнолингвистической теории выступил психоанализ, который, по-видимому, должен был предстать в качестве одного из «естественных оснований» концепции учёного. Основные постулаты психоанализа заимствовались, главным образом, из работ К.-Г. Юнга, поэтому концепция Леви-Стросса была обращена, прежде всего, к мифологическому мышлению. Он отмечал: «…если мы полагаем, что бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой (слово, речь и т.п.), и если эти формы в основном одинаковы для древнего первобытного и современного цивилизованного мышления, то необходимо прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе любой социальной нормы регулирования, чтобы обрести принцип истолкования, который будет действительным и для других установлений и обычаев». При этом Леви-Стросс  воспроизводит в своей теории действие «подсознательного» и «бессознательного» (по Фрейду), и также «коллективного бессознательного» (по Юнгу). Для учёного подсознание предстаёт как индивидуальный словарь, в котором каждый фиксирует лексику своей индивидуальности. Бессознательное организует этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям. Бессознательное  выступает в виде матрицы для всех прочих структур. Леви-Стросс отмечает, что история лишена какого бы то ни была смысла, цели нет ни в ней, ни вне неё. Не люди, а бессознательные структуры, по сути, правят в ней, а декларируемые цели — всего лишь видимость.

«Фундаментальность» психоаналитических выводов стало одним из мотивов попыток Леви-Стросса найти общие корни в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов, стоящих на разных ступенях исторического развития. Леви-Стросс  считал, что различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее. Все они являются системой поведения, каждая из которых есть проекция всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа на плоскость сознательного общественного мышления (воплощение общих принципов организации в конкретных этно-исторических формах – В.М.). Поэтому главное внимание, по мнению учёного, должно быть привлечено к тем способам, при помощи которых система биологического кровного родства заменяется системой родства социального порядка. Он отмечает, что родство (социальное), как и фонологические системы, формируются на дорефлексивной (предсознательной) стадии развития мышления. Наблюдения в отдаленных друг от друга регионах совершенно разных обществ, форм родства и правил бракосочетания подводят к убеждению, что наблюдаемые феномены проистекают из действия общих, но неявных законов.  Родственные и брачные связи предстают для него как системы особого языка, «как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов». В системе предельно понятого языка решающее значение следует придать не отдельным словам, а «неосознанным структурам». Именно структура мифа, а не коллективная традиция или конкретный индивид, его создающие, становится сущностным наполнением данного феномена. Структура остается неизменной. Именно благодаря структуре и её свойствам миф выполняет свою символическую функцию. Подобные «мифические бессознательные структуры», что представляет особое значение, едины для всех языков и безразличны к «конкретному материалу».

По мнению Леви-Стросса благодаря структурному подходу все известные мифы, языковые системы,  можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции. Леви-Стросс воспроизводит структуры мифов, их кодирование, располагая «коды» в географической, космологической, социологической, техноэкономической плоскостях. Отличительные особенности структурной мифологической логики становится обобщение, классификация, анализ природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке. Так Леви-Стросс устанавливает, что мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека. Логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях: высокий – низкий; день – ночь; правый – левый; мир – война; муж – жена; небо – земля и т.д.

Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов Леви-Стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83768. Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база 44.73 KB
  Объект налогообложения это те юридические факты действия события состояния которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог совершение оборота по реализации товара работ услуг; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки куплипродажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. наличие объекта налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие объект налогообложения так: Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров работ...
83769. Налоговый период, порядок исчисления налога, способы, сроки и порядок уплаты налога 42.93 KB
  Налоговый период календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога подлежащая уплате. Продолжительность момент начала и момент окончания каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу. Порядок исчисления налога ст.
83770. Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения 45.33 KB
  Система налогов и сборов не путать с налоговой системой это совокупность налогов и сборов взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях определенных Налоговым кодексом. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ: федеральные; региональные; местные. Федеральные налоги Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ при отсутствии специальных налоговых режимов п.
83771. Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система 46.7 KB
  Сегодня основными научными подходами для определения места НП в системе юридических наук являются: 1 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части АП швейцарская налоговая правовая доктрина 2 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части ФП неаполитанская налоговая правовая школа 3 концепция автономии НП согласно которой оно занимает особое или даже исключительное положение в системе права независимое от общих принципов как частного так и публичного права французская налоговая правовая доктрина 4 концепция...
83772. Источники налогового права. Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права 48.45 KB
  Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права. Источники налогового права это внешние конкретные формы его выражения т. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления содержащие нормы налогового права.
83773. Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права 48.68 KB
  Особенности норм НП: 1 налоговые нормы отличаются от всех иных норм права по своему непосредственному целевому назначению 2 реализация большинства из них политически направлена в рамках внутренней и внешней экономической политики Признаки: 1 это правила поведения гарантированные государством 2 возлагают юридические обязанности и предоставляют субъективные права 3 имеют общеобязательный характер 4 всегда выражены в НПА 5 являются средством реализации публичных а не частных интересов 6 практически не имеют своего прототипа в...
83774. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура 45.16 KB
  НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению введению и взиманию налогов и сборов в РФ а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля обжалования актов налоговых органов действий бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Под воздействием правовых норм участники налоговых правоотношений наделяются правосубъектностью юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере. Наряду с ней предпосылками...
83775. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика 46.47 KB
  Точное определение субъекта налогового права имеет и практическое значение поскольку позволяет выявить круг лиц вступающих в налоговые отношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев позволяющих относить какоелибо физическое или юридическое лицо к субъектам налогового права дает возможность установить какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию законодательства о налогах и сборах. Только субъекты налогового права могут иметь права и нести обязанности предусмотренные НК РФ и принятыми в...
83776. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей 57.26 KB
  Возникновение обстоятельств влекущих уплату суммы налога или сбора служит юридическим фактом на основании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. 11 НК РФ указывает что физические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то что они не являются индивидуальными...