20678

Структурализм в философии

Реферат

Логика и философия

Так же известными представителями данного течения были ЛевиСтросс Альтюссер Фуко и Лакан выступившие против экзистенциализма идеалистического субъективизма персонализма историцизма и плоского эмпиризма. Клод ЛевиСтросс 1908 французский философ социолог этнолог считается основателем структурной школы в этнологии и современного философского структурализма. Структуралистская концепция ЛевиСтросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Так например ЛевиСтросс особое значение придал...

Русский

2013-07-31

35.5 KB

28 чел.

Структурализм в философии.

Структурализм – течение в современной философии, стремящееся проводить исследования в области естественных и гуманитарных дисциплин при помощи «безличных структур». К представителям данного течения, например, относят Жанна Пиаже, отметившего, что структура это система саморегулирующихся трансформаций, являющаяся комплексом законов, определяющих, устанавливающих предметную сферу и связи между объектами, и задающих специфику их поведение и типичные способы эволюции. Так же известными представителями данного течения были Леви-Стросс, Альтюссер, Фуко и Лакан, выступившие против экзистенциализма, идеалистического субъективизма, персонализма, историцизма и плоского эмпиризма. Они предлагали иные решения старых философских проблем касающихся человеческого субъекта и исторического развития с заранее известным конечным смыслом (финализм). По их мнению,  не субъект (я, сознание или дух) и его гипертрофированная способность к свободе, самоопределению и творчеству, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, должны оказаться в центре научного внимания. Структуралисты также намеревались изменить подходы в исследовании гуманитарной проблематики, избавив её от субъективных идеализаций и придав ей строгую научность.

Клод Леви-Стросс (1908 –?) французский  философ, социолог, этнолог, считается основателем «структурной» школы в этнологии и современного философского структурализма. Основные работы: «Структурная антропология»(1958). Именно в этом труде был заложен фундамент новой философской концепции, направленной на изучение языка, речи, текстов и их структур. В работе проводилось социально-философское исследование человеческих отношений, форм и типов общественного сознания. Представляют интерес также: «Элементарная структура родства» (1949). «Тотемизм сегодня» (1962) и т.д.

Структуралистская концепция Леви-Стросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Например, исследования структур первобытного мифологического мышления и символических форм Э. Дюркгейма, М. Мосса. Оказала влияния кибернетика вместе с соответствующим развитием математики. Так, например, Леви-Стросс особое значение придал математическому моделированию в его возможном применении к этнографическому и антропологическому материалу. Совместно с математиками Леви-Стросс разработал модели, позволяющие понять сложные системы родства в первобытном обществе. Одним из важнейших источников концепции Леви-Стросса стала лингвистика, которая как раз и получила название «структурной». По мнению учёного, из всех общественных явлений, только язык может подвергаться истинному научному исследованию, объясняющему способ его формирования и рассматривающему некоторые направления его последующего развития. Так, например, он отмечал, что фонология, взяв за основу анализ связей между терминами и, введя понятие системы, сделала исследовательский шаг от осознаваемых языковых феноменов к подсознательной инфраструктуре. Лингвистика же позволила провести строгое исследование человеческих феноменов и дать формулировку необходимых связей в обществе. При этом Леви-Стросс в исследованиях языково-символических форм пытался показать доминирующее значение лингвистического для всей исторической жизни человечества, начиная с первобытнообщинных народов, даже не имеющих письменности, и заканчивая современной цивилизацией, форм её социальных отношений, культурного творчества, искусства (Здесь мы сталкиваемся с «лингвистическим редукционизмом», или упрощением принципов социального бытия к их формальных выражений в языковых элементах).

Фундаментом его структурной этнолингвистической теории выступил психоанализ, который, по-видимому, должен был предстать в качестве одного из «естественных оснований» концепции учёного. Основные постулаты психоанализа заимствовались, главным образом, из работ К.-Г. Юнга, поэтому концепция Леви-Стросса была обращена, прежде всего, к мифологическому мышлению. Он отмечал: «…если мы полагаем, что бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой (слово, речь и т.п.), и если эти формы в основном одинаковы для древнего первобытного и современного цивилизованного мышления, то необходимо прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе любой социальной нормы регулирования, чтобы обрести принцип истолкования, который будет действительным и для других установлений и обычаев». При этом Леви-Стросс  воспроизводит в своей теории действие «подсознательного» и «бессознательного» (по Фрейду), и также «коллективного бессознательного» (по Юнгу). Для учёного подсознание предстаёт как индивидуальный словарь, в котором каждый фиксирует лексику своей индивидуальности. Бессознательное организует этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям. Бессознательное  выступает в виде матрицы для всех прочих структур. Леви-Стросс отмечает, что история лишена какого бы то ни была смысла, цели нет ни в ней, ни вне неё. Не люди, а бессознательные структуры, по сути, правят в ней, а декларируемые цели — всего лишь видимость.

«Фундаментальность» психоаналитических выводов стало одним из мотивов попыток Леви-Стросса найти общие корни в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов, стоящих на разных ступенях исторического развития. Леви-Стросс  считал, что различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее. Все они являются системой поведения, каждая из которых есть проекция всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа на плоскость сознательного общественного мышления (воплощение общих принципов организации в конкретных этно-исторических формах – В.М.). Поэтому главное внимание, по мнению учёного, должно быть привлечено к тем способам, при помощи которых система биологического кровного родства заменяется системой родства социального порядка. Он отмечает, что родство (социальное), как и фонологические системы, формируются на дорефлексивной (предсознательной) стадии развития мышления. Наблюдения в отдаленных друг от друга регионах совершенно разных обществ, форм родства и правил бракосочетания подводят к убеждению, что наблюдаемые феномены проистекают из действия общих, но неявных законов.  Родственные и брачные связи предстают для него как системы особого языка, «как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов». В системе предельно понятого языка решающее значение следует придать не отдельным словам, а «неосознанным структурам». Именно структура мифа, а не коллективная традиция или конкретный индивид, его создающие, становится сущностным наполнением данного феномена. Структура остается неизменной. Именно благодаря структуре и её свойствам миф выполняет свою символическую функцию. Подобные «мифические бессознательные структуры», что представляет особое значение, едины для всех языков и безразличны к «конкретному материалу».

По мнению Леви-Стросса благодаря структурному подходу все известные мифы, языковые системы,  можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции. Леви-Стросс воспроизводит структуры мифов, их кодирование, располагая «коды» в географической, космологической, социологической, техноэкономической плоскостях. Отличительные особенности структурной мифологической логики становится обобщение, классификация, анализ природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке. Так Леви-Стросс устанавливает, что мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека. Логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях: высокий – низкий; день – ночь; правый – левый; мир – война; муж – жена; небо – земля и т.д.

Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов Леви-Стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14706. Изучение спектров поглощения воды в оптических материалах 156.95 KB
  Лабораторная работа №2 Изучение спектров поглощения воды в оптических материалах Цель работы: Измерить зависимости интенсивности от длины волны для лампы и образца; Получить спектр поглощения ниобата лития. Схема опыта: Ход работы: ...
14707. Оценка качества систем регулирования 47.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Оценка качества систем регулирования Цель работы: Изучение косвенных оценок качества переходных процессов в системе регулирования по амплитудночастотной характеристике замкнутой системы. Передаточная функция замкнутой системы...
14708. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ГАЗАХ И ПОКАЗАТЕЛЯ АДИАБАТЫ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ 519 KB
  Лабораторная работа №7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ГАЗАХ И ПОКАЗАТЕЛЯ АДИАБАТЫ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ Цель работы Определение скорости звука и показателя адиабаты для воздуха методом стоячей волны. Описание экспериментальной ус...
14709. Исследования температурной зависимости электропроводности невырожденных полупроводников 91.04 KB
  Лист ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 4 Исследования температурной зависимости электропроводности невырожденных полупроводников по дисциплине Физика твердого тела Цель работы Изучение физических явлений и закономерностей в невыр...
14710. Измерение удельного заряда электрона методом магнетрона 38 KB
  ОТЧЕТ По лабораторной работе №28 Измерение удельного заряда электрона методом магнетрона 1.Расчетная формула для определения удельного заряда электрона с пояснениями смысла величин входящих в нее. Ua разность потенциалов между катодом и анодом. L длина соле...
14711. Определение ёмкости конденсатора при помощи баллистического гальванометра 131 KB
  Отчет по лабораторной работе № 18в Определение ёмкости конденсатора при помощи баллистического гальванометра. 1. Расчетные формулы: среднее значение баллистической постоянной; ёмк
14712. Изучение магнитного поля соленоида баллистическим методом 50.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 18б Изучение магнитного поля соленоида баллистическим методом Расчетные формулы: где k баллистическая постоянная гальванометра; С постоянная; N2 число витков катушки L2; R2=RкRмRг сумма соп
14713. Определение ЭДС источника тока компенсационным методом 33.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №13 Определение ЭДС источника тока компенсационным методом 1. Расчётная формула для определения величины x где ЭДС эталонного источника тока; компенсирующие длины реохорда. 2. Схема электрической цепи 3. Средств...
14714. Определение сопротивления проводников методом моста Винтстона 60.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 12 Определение сопротивления проводников методом моста Винтстона 1. Расчетные формулы: Формулы для расчёта величина Rx: Rx = R2 ; где R2 известное сопротивление подбираемое для каждо...