20678

Структурализм в философии

Реферат

Логика и философия

Так же известными представителями данного течения были ЛевиСтросс Альтюссер Фуко и Лакан выступившие против экзистенциализма идеалистического субъективизма персонализма историцизма и плоского эмпиризма. Клод ЛевиСтросс 1908 – французский философ социолог этнолог считается основателем структурной школы в этнологии и современного философского структурализма. Структуралистская концепция ЛевиСтросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Так например ЛевиСтросс особое значение придал...

Русский

2013-07-31

35.5 KB

25 чел.

Структурализм в философии.

Структурализм – течение в современной философии, стремящееся проводить исследования в области естественных и гуманитарных дисциплин при помощи «безличных структур». К представителям данного течения, например, относят Жанна Пиаже, отметившего, что структура это система саморегулирующихся трансформаций, являющаяся комплексом законов, определяющих, устанавливающих предметную сферу и связи между объектами, и задающих специфику их поведение и типичные способы эволюции. Так же известными представителями данного течения были Леви-Стросс, Альтюссер, Фуко и Лакан, выступившие против экзистенциализма, идеалистического субъективизма, персонализма, историцизма и плоского эмпиризма. Они предлагали иные решения старых философских проблем касающихся человеческого субъекта и исторического развития с заранее известным конечным смыслом (финализм). По их мнению,  не субъект (я, сознание или дух) и его гипертрофированная способность к свободе, самоопределению и творчеству, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, должны оказаться в центре научного внимания. Структуралисты также намеревались изменить подходы в исследовании гуманитарной проблематики, избавив её от субъективных идеализаций и придав ей строгую научность.

Клод Леви-Стросс (1908 –?) французский  философ, социолог, этнолог, считается основателем «структурной» школы в этнологии и современного философского структурализма. Основные работы: «Структурная антропология»(1958). Именно в этом труде был заложен фундамент новой философской концепции, направленной на изучение языка, речи, текстов и их структур. В работе проводилось социально-философское исследование человеческих отношений, форм и типов общественного сознания. Представляют интерес также: «Элементарная структура родства» (1949). «Тотемизм сегодня» (1962) и т.д.

Структуралистская концепция Леви-Стросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Например, исследования структур первобытного мифологического мышления и символических форм Э. Дюркгейма, М. Мосса. Оказала влияния кибернетика вместе с соответствующим развитием математики. Так, например, Леви-Стросс особое значение придал математическому моделированию в его возможном применении к этнографическому и антропологическому материалу. Совместно с математиками Леви-Стросс разработал модели, позволяющие понять сложные системы родства в первобытном обществе. Одним из важнейших источников концепции Леви-Стросса стала лингвистика, которая как раз и получила название «структурной». По мнению учёного, из всех общественных явлений, только язык может подвергаться истинному научному исследованию, объясняющему способ его формирования и рассматривающему некоторые направления его последующего развития. Так, например, он отмечал, что фонология, взяв за основу анализ связей между терминами и, введя понятие системы, сделала исследовательский шаг от осознаваемых языковых феноменов к подсознательной инфраструктуре. Лингвистика же позволила провести строгое исследование человеческих феноменов и дать формулировку необходимых связей в обществе. При этом Леви-Стросс в исследованиях языково-символических форм пытался показать доминирующее значение лингвистического для всей исторической жизни человечества, начиная с первобытнообщинных народов, даже не имеющих письменности, и заканчивая современной цивилизацией, форм её социальных отношений, культурного творчества, искусства (Здесь мы сталкиваемся с «лингвистическим редукционизмом», или упрощением принципов социального бытия к их формальных выражений в языковых элементах).

Фундаментом его структурной этнолингвистической теории выступил психоанализ, который, по-видимому, должен был предстать в качестве одного из «естественных оснований» концепции учёного. Основные постулаты психоанализа заимствовались, главным образом, из работ К.-Г. Юнга, поэтому концепция Леви-Стросса была обращена, прежде всего, к мифологическому мышлению. Он отмечал: «…если мы полагаем, что бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой (слово, речь и т.п.), и если эти формы в основном одинаковы для древнего первобытного и современного цивилизованного мышления, то необходимо прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе любой социальной нормы регулирования, чтобы обрести принцип истолкования, который будет действительным и для других установлений и обычаев». При этом Леви-Стросс  воспроизводит в своей теории действие «подсознательного» и «бессознательного» (по Фрейду), и также «коллективного бессознательного» (по Юнгу). Для учёного подсознание предстаёт как индивидуальный словарь, в котором каждый фиксирует лексику своей индивидуальности. Бессознательное организует этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям. Бессознательное  выступает в виде матрицы для всех прочих структур. Леви-Стросс отмечает, что история лишена какого бы то ни была смысла, цели нет ни в ней, ни вне неё. Не люди, а бессознательные структуры, по сути, правят в ней, а декларируемые цели — всего лишь видимость.

«Фундаментальность» психоаналитических выводов стало одним из мотивов попыток Леви-Стросса найти общие корни в мышлении, культуре, деятельности, социальной жизни народов, стоящих на разных ступенях исторического развития. Леви-Стросс  считал, что различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее. Все они являются системой поведения, каждая из которых есть проекция всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа на плоскость сознательного общественного мышления (воплощение общих принципов организации в конкретных этно-исторических формах – В.М.). Поэтому главное внимание, по мнению учёного, должно быть привлечено к тем способам, при помощи которых система биологического кровного родства заменяется системой родства социального порядка. Он отмечает, что родство (социальное), как и фонологические системы, формируются на дорефлексивной (предсознательной) стадии развития мышления. Наблюдения в отдаленных друг от друга регионах совершенно разных обществ, форм родства и правил бракосочетания подводят к убеждению, что наблюдаемые феномены проистекают из действия общих, но неявных законов.  Родственные и брачные связи предстают для него как системы особого языка, «как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов». В системе предельно понятого языка решающее значение следует придать не отдельным словам, а «неосознанным структурам». Именно структура мифа, а не коллективная традиция или конкретный индивид, его создающие, становится сущностным наполнением данного феномена. Структура остается неизменной. Именно благодаря структуре и её свойствам миф выполняет свою символическую функцию. Подобные «мифические бессознательные структуры», что представляет особое значение, едины для всех языков и безразличны к «конкретному материалу».

По мнению Леви-Стросса благодаря структурному подходу все известные мифы, языковые системы,  можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции. Леви-Стросс воспроизводит структуры мифов, их кодирование, располагая «коды» в географической, космологической, социологической, техноэкономической плоскостях. Отличительные особенности структурной мифологической логики становится обобщение, классификация, анализ природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке. Так Леви-Стросс устанавливает, что мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека. Логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях: высокий – низкий; день – ночь; правый – левый; мир – война; муж – жена; небо – земля и т.д.

Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов Леви-Стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

92. Информационная эпоха: экономика, общество и культура 4.21 MB
  Информационно-технологическая революция. Информациональная экономика и процесс глобализации. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики. Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем.
93. Дослідження маркетингового комплексу на прикладі діяльності корпорації ROSHEN 146.87 KB
  Визначення типових аспектів маркетингової політики, визначення позицій товару на ринку, аналіз цінової політики. Управління витратами та прибутками в корпорації. Отримання інформаційних данних за допомогою маркетингового дослідження.
94. Аналіз маркетингової діяльності ТзОВ Маневр 888.5 KB
  Теоретичні засади маркетингової інформаційної системи. Вплив середовища на функціонування підприємства. Аналіз маркетингової діяльності ТЗОВ Маневр на ринку кондитерських виробів. Дослідження організацій споживачів.
95. Использование Интернет – ресурсов для обучения информатике восьмиклассников 199.18 KB
  Информатизация образования и ее концептуальная роль в эффективности обучения. Анализ учебных интернет-ресурсов, используемых для обучения информатике. Экспериментальная проверка результативности использования Web на уроках.
96. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах 719.5 KB
  Особенности мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах. Научно-методические основы организации обучения решению задач в основной школе. Психолого-педагогические основы формирования умений решать задачи.
97. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 699.5 KB
  Составляем схему свободной составляющей и определяем корень характеристического уравнения. Составляем выражение для входного сопротивления и график на основе математических расчётов.
98. Особенности строительства новой современной железной дороги 570 KB
  Проектирование организации строительства новой железнодорожной линии. Характеристика района строительства искусственных сооружений. Составление схемы участка и распределения объемов работ.
99. Розробка двосекційного шестеренного насосу 600 KB
  Установка, що спрямована на створення ізоляційного шару на будь-яких поверхнях і будь-якої складності конфігурації поверхні. Не відмінною перевагою установки є простота, як у її використанні, так й у готуванні робочого середовища.
100. Проектирование электрической части ТЭЦ 628.5 KB
  Расчет токов короткого замыкания, выбор аппаратов и токоведущих частей схемы ТЭЦ. Выбор аппаратов и токоведущих частей электроустановок. Определение расчетной мощности для выборов трансформаторов связи с системой.