20680

Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера

Реферат

Логика и философия

Основным его трудом признана работа Бытие и время 1927 в которой ставится акцент на необходимость в изучении онтологической проблематики первоначально понять кто вопрошает о смысле бытия и предлагается экзистенциальное раскрытие сути вопрошающего. Рассматривая творчество Хайдеггера через призму экзистенциального учения необходимо прежде всего обратиться к работе Бытие и время. По Хайдеггеру человек имеет определённую бытийную способность которая вынуждает нас искать нечто обозначаемое как здесь – бытие Dasein или наличное...

Русский

2013-07-31

48.5 KB

6 чел.

Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера.

Экзистенциализм или «философия существования» (от лат. exsistentia — существование, в данном случае – человеческое существование), представляет собой «субъективистское» философское течение, особо ярко проявившее себя в 20 веке. Экзистенциализм, в различных формах, нашёл свое отражение в философии Росси, Германии, Франции, Испании. К наиболее ярким представителям данного направления относят М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Н.А. Бердяева, Л. Шестова и т.д. Общими чертами для экзистенциализма становиться стремление понять происходящее с человеком посредством акцентирования внимания исключительно на индивиде, его «Я», переживаемом им личном опыте, самодостаточной уникальности. Негативным моментом в этом течение становится  отрыв человека от общества, социальной проблематики, а также сведение всей сложности бытия индивида к отдельным эмоциональным состояниям и субъективным проявлениям воли (желаниям). В экзистенциализме каждый рассматривается как субъект вне детерминирующего воздействия объективного социального мира, формирующего индивидуальность человека, и зачастую, в безразличном состоянии к событиям, происходящим в обществе (в большей степени последнее характерно для западных представителей экзистенциализма). Центральными категориями течения становятся такие феномены человеческого существования, как страх, страдание, смерть, борьба, свобода, которую человек может обрести через познания себя как экзистенции, осуществив тем самым «выбор самого себя, своей сущности», что накладывает на него ответственность за все происходящее в мире.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) немецкий философ. Основным его трудом признана работа «Бытие и время» (1927), в которой ставится акцент на необходимость в изучении онтологической проблематики первоначально понять «кто вопрошает о смысле бытия», и предлагается экзистенциальное раскрытие сути «вопрошающего». К этому периоду относятся также работы «Что такое метафизик», «О сущности основания», «Кант и проблема метафизики». В 30-х годах творчество Хайдеггера утрачивает экзистенциальную направленность. В произведениях философа появляется идея о самораскрытии бытия и категория «сущность» становиться уже не определяющим онтологическим моментом, а подчиняется объективному ходу исторических процессов. (Интересно, что Хайдеггер в последние годы своего творчества старался полностью отрицать свою причастность к экзистенциализму). После 1930-го года он пишет такие работы, как «Учение Платона об истине», «Письмо о гуманизме», «Сущность истины» (1943), «Введение в метафизику» (1953), «Что такое философия?» (1956) и т.д.

Рассматривая творчество Хайдеггера через призму экзистенциального учения необходимо прежде всего обратиться к работе «Бытие и время». Целью работы становится исследование вопросов связных с определением и анализом смысла бытия как токового. Согласно философу, для решения столь сложной проблематики мы должны понять, кто задаёт этот вопрос, и кем он сформулирован, раскрыть причины, мотивы постановки этого вопроса. Так же проблема смысла бытия должна быть изучена посредством вопроса: при помощи какого сущего мы можем раскрыть смысл бытия. То есть, необходимо не только выработать понимание концептуального метода исследования бытия (под концептуальностью понимается то, как видит проблему человек), но также следует прояснить сам «образец» - чётко определённое «сущее», через которое и при помощи которого мы стремимся открыть смысл мироздания. Таким образом, постичь проблему бытия означает сделать «прозрачными» для понимания определенное сущее и нас, ищущих смысл бытия, ставящих вопрос, формирующих концепцию. В учении Хайдеггера, «сущим», которое вопрошает о смысле своего бытия, предстаёт человек, который также является и тем «образцом», через которое раскрывается и формируется вопрос о мире. Поэтому мы должны задаться вопросом «каково это вопрошающее сущее».

По Хайдеггеру, человек имеет определённую бытийную способность, которая вынуждает нас искать нечто, обозначаемое как «здесь – бытие» (Dasein) или «наличное бытие». Человек всегда находится внутри ситуации, заброшен в неё и активно соотносится с ней. Но человек не только сущее, вопрошающее о смысле бытия. Он также является таким сущим, которое не позволяет свести себя к простой объективности бытия или состоянию «просто – присутствия». Безусловно, все вещи являются объектами, которые преданны человеку, отмечал Хайдеггер. Именно в подобных «объектах присутствия» традиционная философия и видела бытие. Сам же человек не может быть только объектом, простым и чистым, вещью среди вещей. Человек как «наличное бытие» есть сущее, для которого сами вещи выступают как присутствующие. Поэтому в подобном состоянии «здесь – бытия» Хайдеггер усматривал проявление уникальной экзистенции человека, его природы и сущности.

Характер бытия человека не выражен просто в присутствии, как у обыкновенной вещи, главным свойством для нас является «бытие – в – возможности», стремление к тому, что может быть. Но сущность бытия это не абстрактная пустая логическая возможность, и не случайность опыта (эмпирического). Её смысл может быть выражен через термин «озабоченность миром» или тревогу о ближних. Для человека также важна возможность актуализации, возможность «выбирать себя». В этом смысле «бытие – в – возможности» облачается в решение вопроса «быть или не быть», обрести или пропасть, то есть потенциальный выбор, ставящий индивида перед самим собой.

Таким образом, человек это сущее, вопрошающее о смысле бытия, превосходящее обыкновенный «чистый объект» и его самостоятельное  бытие. Человек это бытие «могущее быть», бытие в постоянном выборе, в постоянном состоянии решения поставленной задачи.

«Возможное бытие» означает также определённого рода проектирование мира или ситуации человеком, то есть выход за рамки настоящего. Подобный «переход за» означает, что экзистенции человека свойственна трансцендентность. Хайдеггер по этому поводу отмечает, что человек есть проект в том смысле, что все мирское изначальным образом инструментально представлено в функции проекта. Хайдеггер вводит очередной термин в понимании человека –  «бытие – в – мире». Данный термин означает, что если человек «проективен», то мир — это не реальность для созерцания, а комплекс инструментов для человека,  что и преподносит мир как проект. Человеческая трансценденция устанавливает набросок мира (проект), и в этом выражен акт свободы индивида, более того это и есть сама свобода. Но если любой «проект» укоренён в свободном акте индивида, то любой проект ограничен человеческими потребностями и инструментальными возможностями. Отсюда Хайдеггер делает вывод: «бытие – в – мире» человека не созерцательно, не безучастно, так как отсылает к «озабоченности» вещным миром уже хотя бы в вопросе - «что же делать с инструментальной реальностью, которая опосредует жизнь и практические действия».

Далее, согласно Хайдеггеру, мир существует как совокупность вещей, которые вызваны к бытию в качестве «используемых». Для вещей «быть» равнозначно «быть используемыми человеком». Человек, будучи втянут в вещный мир, трансформирует его. Меняя мир, он формует и меняет самого себя. Вещь всегда инструмент, который можно рассмотреть и «объективно», с научной точки зрения, на фоне всеобщего проекта. Человек постигает нечто, когда знает, что с ним следует делать, когда познает себя самого и что с собой можно сделать, чем он может быть. Исходя из этого, Хайдеггер приходит к выводу о необходимости преодолеть познавательный тупик современной философии. По его мнению, перемещение знаний внутрь познающего, не умеющего выйти из замкнутого духовного пространства, является главным заблуждением философии. Эта ошибка делает познание изолированным внутренним качеством субъекта, отчуждённой основой его изначального отношения к миру. Но в действительности человек не является «монадой Лейбница», и познание, как внутренний процесс открытия и запечатления «чуждого» объекта,  не является основообразующим отношением к миру. Человек это «раскрытие мироздания», и поэтому, например, вопрос есть ли мир и как его бытие может быть доказано, в качестве проблемы, поставленной человеком, лишена смысла. Это абсурдно по той причине, что если «бытие – в – мире»  — экзистенциал, то в такой же мере экзистенциал и «бытие – с – другими». Нет субъекта без мира, и нет изолированного Я без других.

Также Хайдеггер отмечал, что человек неизбежно находит себя внутри ситуации, и своим жизненным проектом противостоит этой ситуации, но поскольку свою заботу он выражает в «плане сущего», то сталкивается с тем парадоксом, что ему не выйти за рамки «неподлинного» существования. Когда человек использует вещи и устанавливает социальные отношения, это уже удерживает его на уровне эмпирических фактов. Подобный процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие «анонимной экзистенции» с ее аксиомой: «Это так потому, что так говорится». «Анонимная экзистенция» пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая к новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве. Помимо пустословия и любопытства неподлинную экзистенцию человека характеризует двусмысленность. Индивидуальность, подчинённая ситуации, находит успокоение в праздной болтовне, и постепенно исчезает в тумане недомолвок. Анонимность — «так говорят» или «так делают» — верный признак неподлинной экзистенции. Анонимное существование является составной частью «способности быть» человека. В основе такого варианта «способности быть» лежит падение на уровень вещей.

Но усиление «анонимности» и «утилитаризации» приводит к более явному проявлению «голосу совести», которая взывает к подлинному существованию, онтологическому, а не видимому (или, по Хайдеггеру, «оптическому») экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души.

Экзистенция основана на «самопроектировании» и «трансцендировании» человека, однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. Это значит, что проекты и выбор эквивалентны. Я могу посвятить жизнь работе, науке, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую, отмечал Хайдеггер. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в «неподлинной» экзистенции. И все же среди множества возможностей есть особая, уйти от которой ни одно живое существо не властно. Это смерть.

Человек может расходовать собственную жизнь, как заблагорассудится, но не может не умереть. Смерть, таким образом, становится реальностью, экзистенцией, которой больше нет. Поэтому пока существует «Я», смерть пребывает в качестве «возможности-угрозы» сделать все прочие возможности невозможными. Смерть как возможность, заключает Хайдеггер, перекрывает пути самореализации. Со смертью исчезают все возможности строить проекты, выбирать и реализовывать. Следовательно, голос сознания озвучивает смысл смерти, демонстрирующий ничтожность любого проекта. В перспективе смерти все индивидуальные ситуации роднит возможность стать невозможными. Осознание смерти, суетности любого проекта обосновывает историчность экзистенции, неполноту каждого из ее моментов. Поэтому, подлинная экзистенция, кроме прочего, есть «бытие – к – смерти». Только приблизившись к постижению смерти как невозможности существования, пониманию этого факта, который растворен в каждом поступке, и предвосхищает любое решение, человек находит в себе подлинное бытие. Стать свободным перед лицом собственной смерти — значит распознать среди суетных такие возможности, которые, будучи правильно выбранными, окажутся недостижимыми для смерти.

Смерть, как угроза возможности не быть, проясняет все отношения с другими «здесь - бытием». Возможность абсолютно безусловная, смерть во времени становится чистой невозможностью бытия. Смерть — последняя непреодолимая возможность экзистенции, аннигилирующая ее. Как безусловная она принадлежит исключительно индивиду – «Никто не может умереть за другого». «Здесь бытие» характеризуется способом персонификации смерти, то есть, в той мере, в какой смерть есть, она всегда радикальным образом моя смерть. «Жизнь к смерти» конституирует подлинный смысл экзистенции, очищенной от быта, фактов и обстоятельств. Предвосхищение смерти (ложным решением которого является самоубийство) придает смысл всему сущему через опытное проектирование на его возможное небытие. Такой опыт вряд ли рефлексивен, рассудочен по природе, скорее, он дает о себе знать специфическим чувством страха. Поэтому «бытие – к – смерти» есть страх, он ставит человека лицом к лицу с «Ничто» и бессмысленностью любых проектов, начинаний и самой экзистенции. Тоска человека сигнализирует о ситуации радикально нарастающей угрозы, сдавливающей экзистенцию. Эта угроза, рождающаяся изнутри изолированного бытия индивида, и есть страх.

По Хайдеггеру, ощутить в себе этот страх смерти, набраться мужества вглядеться в лицо собственного «Ничто», своего небытия, — значит, ощутить подлинную экзистенцию (очищенную от ложных состояний сущности – эмпирических фактов, поверхностных поступков и т.п.). Голос совести призывает принять собственную конечность и негативность. Напротив, страх перед смертью, малодушное бегство, отрицание ее реальности свидетельствуют о характере экзистенции, банальной, неподлинной и анонимной, увязшей во мраке безличного. Страх — это сползание в плоскость овеществлённого неподлинного бытия. Боятся всегда чего-то, в то время как страх не касается ничего конкретного, ибо говорит о присутствии Ничто в его уничтожающей потенции. В этой ситуации «банальная экзистенция» ищет уловки, переплавляя страх в боязнь перед неотвратимостью события. Банальная двусмысленность страха, превращающая Ничто в Что-то, выступает как постыдная слабость, которой не должен знать человек.

Затрагивая вопрос о том, что собой представляет время в онтологической развёртке, Хайдеггер указывает, что «видение – себя – самого» на фоне наступающего, есть одна из характерных черт экзистенции. Поэтому время это также возможность и проектирование, в фундаментальном отношении, будущего. При этом предвосхищение возможности, вырастает из прошлого и подразумевает его. Между прошлым и будущим — хлопотная суета, связанная с настоящим. Три временные детерминации имеют значение «быть вне - себя»: будущее — это устремление, настоящее — бытие при вещах, прошлое — возвращение к факту и принятие ситуации. Это причина, по которой Хайдеггер обозначает три момента времени как «то, что бытует вне себя».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44283. Создание 3D моделей в системе «CATIA V5», «Компас-3D» и «Вертикаль» 2.68 MB
  Создание модели детали втулка и операционных заготовок в системе CTI V5.Создание операционных заготовок детали втулка методом логической операции сборки. Например библиотека стандартных изделий позволяет добавлять уже готовые стандартные детали в трехмерные сборки крепежные изделия подшипники элементы трубопроводов шпонки уплотнения а также графические обозначения стандартных элементов на чертежи обозначения отверстий предоставляя возможность задания их параметров. В ходе данной выпускной квалификационной работы...
44284. Самоходный портал 179 KB
  Ремонтные работы выполняются ремонтными службами производственных подразделений и персоналом службы главного энергетика. Основной задачей службы обслуживания является обеспечение бесперебойной безопасной и экономичной работы электроустановок. Для решения этой задачи обслуживающий персонал выполняет следующие работы: организует и проводит ППР и ППТО проводит профилактические испытания электрооборудования внедряет новую технику в электрохозяйство организует обучение и периодические проверки знаний обслуживающего персонала своевременно...
44285. Планирование маркетингового исследования с использованием сети интернет на этапе внедрения нового товара на рынок 7.97 MB
  Маркетинговые исследования на этапе продвижения нового товара на рынок в рамках проекта компании ООО Спорт-мастер PRO Программа маркетингового исследования Анализ результатов маркетингового исследования
44286. Проблемы института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания 323.5 KB
  Условно-досрочное освобождение от наказания в уголовном праве России Исторический аспект развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России Основания условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания категории лиц подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. Неисполнение условий условно-досрочного освобождения от наказания и его правовые последствия
44287. Корпоративный портал как платформа для разработки учебно-методической документации вуза 1.94 MB
  Портальные технологии обеспечивают возможность быстрого создания новой функциональности и предоставления ее клиентам портала, позволяют настраивать разделы портала в соответствии с потребностями отдельных групп сотрудников, а также персонализировать внешний вид портала – настраивать его под каждого пользователя
44288. Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях 1009.5 KB
  Анализ современной системы развития слухового восприятия слабослышащих детей.Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми Содержание работы по развитию восприятия речи на слух .
44290. Rомп'ютеризованf видавничу систему 882.5 KB
  Порівняльні характеристики деяких мікропроцесорів Процесори Характеристики Celeron D Pentium 4 Pentium 4 D Частота МГц 2533 3000 3200 Роз’єм LG775 LG775 LG775 Кешпам’ять 2 рівня Кб 256 2048 22048 Частота системної шини МГц 533 800 800 Ціна грн 383 1037 2408 Для робочих станцій оброблення текстової інформації РС1 РС2 не потрібний дуже потужний процесор тому згідно таблиці 2 ми обираємо найкращій варіант по співвідношенню: ціна – швидкодія. Найважливіші параметри окремих моделей дисплеїв деяких фірм з діагоналлю екрана 17’ Дисплей...