20681

«Философия существования» в произведениях Ж.-П. Сартра

Реферат

Логика и философия

Сартра. ЖанПоль Сартр 19051980 французский писатель и философ центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр считал основываясь на феноменологии что не возможно воспринять подлинную сущность объекта можно лишь фиксировать существование экзистенцию в том числе и существование человека. Сартр проявлял интерес к марксистскому учению.

Русский

2013-07-31

46.5 KB

4 чел.

«Философия существования» в произведениях Ж.-П. Сартра.

Жан-Поль Сартр (1905-1980) французский писатель и философ, центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр считал, основываясь на феноменологии,  что не возможно воспринять подлинную сущность объекта, можно лишь фиксировать существование (экзистенцию), в том числе и существование человека. Основные произведения: автобиографический труд «Слова»; «Трансцендентность Я» (или «Трансцендентность Ego»); «Воображение»; «Стена»; Роман «Тошнота»; «Набросок теории эмоций»; «Воображаемое (феноменологическая психология силы воображения)»; «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии»; Пьеса «Мухи»; «Дорога свободы»; «За закрытыми дверями»; «Экзистенциализм это гуманизм»; «Мертвые без погребения»; «Бодлер»; «Грязные руки»; «Дьявол и господь Бог»; «Критика диалектического разума»; «Материализм и революция»; Эссе «Фантом Сталина». Сартр проявлял интерес к марксистскому учению. Но, придерживаясь левых политических взглядов, писатель не соглашался со многими позициями марксизма, в частности, с марксисткой диалектикой природы. И вообще, отрицая доктрину коммунистического переустройства общества, называл учение Маркса и Энгельса «революционаристким мифом», и одним из первых выступил с критикой Сталинизма. Сартр соглашался с тем, что в марксизме содержится и положительные моменты, но раскрыться в полной мере они могут только в синтезе с экзистенциальным, психоаналитическим пониманием человека и свободы.

Философская и литературная деятельность Сартра неоднородна в идейном наполнении и поэтому можно выделить несколько этапов развития творческой мысли философа: 1) Подготовительный этап – создание специфического варианта феноменологии сознания (предвоенные годы). 2) Основной этап – философия экзистенции (наиболее ярко выражен в «Бытие и ничто»), формирование концепции свободы, построенной на основе феноменологической онтологии. 3) На смену индивидуалистической теории свободы приходит учение о «социально ангажированной морали», перерастающее в теорию действия, теорию практики (кульминационный пункт «Критика диалектического разума»). 4) Последняя фаза - особое внимание к философии культуры, литературному творчеству - кульминация работы о Флобере.

На первых этапах своего творчества Сартр находился под влиянием феноменологической философии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Через критическое изучение его идей Сартр вывел наиболее интересные для себя вопросы – это рассмотрение в качестве центральной проблематики человеческого сознания и его структуры. Повышенное внимание к этой проблемной области реализовывало стремление философа отбросить «объективистские», «натуралистические» предрассудки традиционной философии. Он прибегает к методу гуссерлевской феноменологической редукции (упрощению) направленной на воздержание философии от «объективистских» утверждений о мире, который, якобы, может быть дан независимо от сознания. Гуссерль понимал под феноменом не явление, постигаемое через чувственное восприятие, а возникающие в интенциональном сознании смыслы предметов, которые (смыслы, сущности, научные понятия) являются следствием синтеза интуитивных разрозненных переживаний на основе какого-нибудь «предложенного» интуицией и зафиксированного постоянного качества согласующегося с образом исходного объекта. То есть, Гуссерль пытается создать такую картину познания мира человеком в которой будет преодолена ограниченность следующих противоположных принципов: «познание и сознание как пассивное отражение природы» (натурализм), «сознание как независимый от природы фактор» (субъективизм) и «знание о природе – это абстракция достигаемая путём отсечения несущественных деталей». Феноменологической же редукцией назывался метод, сводящий анализ только к обработке потока подобных феноменов, с целью обнаружения инвариантного (постоянного) в содержании смыслов, образующих категории). Сартр, вслед за Хайдеггером и Гуссерлем, утверждал, что онтология по настоящему может быть построена только на почве феноменологического представления о формировании картины мира человеком. Он во многом соглашался с Гуссерлем в построении концепции сознания, в основе которой лежало убеждённость в том, что уникальность его черт недопустимо сводить к физиологическим субстратам - функции человеческого тела, мозга, нервной системы.

Сартр высоко оценил, что для Гуссерля важнейшим аспектом сознания стало его сущностное единство с «Эго». Но при этом французский философ указывал на то, что Гуссерль в понимании «Я» человека ограничивается идеалистическим и субъективистским подходом. В своих ранних работах Сартр делает вывод, что благодаря феноменологической редукции мы, стремясь освободить сознание от узкой объективистской канвы, получаем «чистое Эго», которое в действительности выходит за пределы сознания и перестает быть его частью. То есть «Эго», не изолировано от внешнего мира и не «помещено» внутри сознания а, напротив, перемещается во внешний мир, трансцендентальный для человека. Согласно Сартру, «Эго» изначально «располагается» в поле объективных данностей. Поэтому подобная здравая феноменология не приводит нас, по убеждению философа, к идеализму, а позволяет понять «Я» как «современное миру» и не противопоставленное ему и, следовательно, позволяющее рассматривать нам «Эго» в отношении с другими «Я», или интерсубъективно.

Подобное понимание феноменов сознания отразились в литературной деятельности Сартра. Например, в романе «Тошнота» он пытается показать отношение человека и окружающего его объективного мира, представленного нам в виде феноменальных слепков. В произведении поставлен вопрос преобразования различных состояний мира сознанием человека, а также о состояниях самого сознания. Здесь Сартр использовал описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество, страх, отчаяние, отвращение и других «трагических» мироощущений личности. И тошнота в данном случае выступает как единый экзистенциональный символ. Термин «тошнота» используется Сартром не в буквальном смысле, а как чувство отвращения порождаемое внутри экзистенции человека внешним миром. Например, Сартр говорит от лица главного героя произведения Рокантена, бросающего камни в воду: «Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень. Камень был гладкий, с одной стороны сухой, с другой – влажный и грязный». Или можно привести более яркий фрагмент этого произведения (образ бармена в кафе): «Его голубая ситцевая рубаха радостным пятном выделяется на фоне шоколадной стены. Но от этого тоже тошнит. Или, вернее, это и есть тошнота. Тошнота не во мне: я чувствую ее там, на этой стене, на этих подтяжках повсюду внутри меня. Она составляет одно целое с этим кафе а я внутри». Подобным образом Сартр пытается указать на отторжение от человека, его сознания, эмоционального состояния, вещей внешнего мира и не только отвратительных, но и вещей которые принято считать красивыми. Это «внешнее» состояние сознания человека, эта «тошнота», порождённая трансцендентной реальностью, носит относительный характер и, согласно канонам феноменализма, не более чем видение человеком окружающей обстановки, но не сама действительность. Вот как описывает очередной приступ «тошноты» Сартр и тем самым выносит новое «обвинение» этому миру вещей, далёкого от человека: «… это же скамейка, шепчу я… Но слово остается у меня на губах, оно не хочет приклеиться к вещи. А вещь остается тем, что она есть со своим красным плюшем, который топорщит тысячу мельчайших красных лапок, стоящих торчком мертвых лапок. Громадное повернутое кверху брюхо, окровавленное, вздутое, ощерившееся своими мертвыми лапками, брюхо, плывущее в этом ящике, в этом сером небе – это вовсе не сиденье. С таким же успехом это мог бы быть, к примеру, издохший осел, который, раздувшись от воды, плывет по большой, серой, широко разлившейся реке, а я сижу на брюхе осла, спустив ноги в светлую воду. Вещи освободились от своих названий. Вот они, причудливые, упрямые, огромные, и глупо называть их сидениями и вообще говорить о них что-нибудь. Они окружили меня, одинокого, бессловесного, беззащитного, они подо мной, они надо мной. Они ничего не требуют, не навязывают себя, просто они есть». Таким образом, через чувство тошноты, порождённое и преходящее из действительного мира, Сартр показывает зависимость одинокого, отчаявшегося человека, чей разум находиться в смятении, от первой и второй природы. И зависимость эта преподносится им в трагическом и негативном свете. Она предстает как главнейший источник заболеваний личности, суммарный образ которых выражен в термине «тошнота». Здесь, через негатив «тошноты» также демонстрируется своеобразный бунт человека в своих эмоциях против вещей и лирически-восторженных изображений природы вне человека, против сведения человека к его природным потребностей, побуждениям его тела, которые также есть выражение «внешней природы» по отношению к сознанию.

В этом же произведении Сартр обращается к миру мыслей человека и здесь он делает вывод, не отличающийся оригинальностью для этого романа: «Мысли – вот от чего особенно тошнотворно...- пишет философ. Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус». В этой части романа Сартр выступил против известного высказывания Декарта «Мыслю следовательно существую», а через это и против того рационалистического оптимизма торжествующего в современной культуре. Ощущение уверенности в себе человеком посредством веры в неразрывность формулировок «я мыслю» и «я существую», по мысли Сартра, оборачивается в действительности очередным глубоким болезненным надрывом: Он называет её «мучительной жвачкой» мысль «я существую» (подобная мысль является основой картезианской философии). Смысл этого термина Сартр раскрывает следующим образом: «Тело, однажды начав жить, живет само по себе. Но мысль – нет. Это я продолжаю, развиваю ее. Я существую. Я мыслю о том, что я существую!... Если бы я мог перестать мыслить! – восклицает Сартр устами своего героя...[но]Моя мысль – это я; вот почему я не могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Ведь даже в эту минуту – и это чудовищно – я существую потому, что меня приводит в ужас, что я существую. Это я сам извлекаю себя из небытия, к которому стремлюсь: моя ненависть, мое отвращение к существованию – это только различные способы принудить меня существовать, ввергнуть меня в существование. Мысли, словно головокруженье, рождаются где-то позади, я чувствую, как они рождаются где-то за моим затылком стоит мне сдаться, они окажутся передо мной, у меня между глаз - и я всегда сдаюсь, и мысль набухает, набухает, и становится огромной и заполнив меня до краев, возобновляет мое существование». Таким образом, мы здесь сталкиваемся с негативным отношением к «благодушному» традиционному рационализму, для которого обладание человеком способности мыслить является благом, божественным даром. Напротив, Сартр стремиться показать монотонность, мучительность для человека процессов мышления, от которых человеку не возможно никогда избавиться.

В пьесе «За закрытой дверью» Сартр пытается рассмотреть «тяжесть» человеческих отношений. Сюжет этого произведения заключён в том, что в комнате без окон, с закрытой дверью находятся две женщины и один мужчина. У них нет ничего, кроме общения. И именно оно оборачивается страшной пыткой. При этом затворничество этих людей добровольно и в любой момент они могут выйти из своей «тюрьмы», но предпочитают остаться в ней. И вот Сартр посредством своего одного из действующих лиц драмы делает вывод: «ад – это не то, о чем говорят христиане; ад – это другие люди и общение с ними». Жизнь в четырех стенах – страдание, но в известном смысле желанное, наподобие монашеской аскезы. Так, возможно искупаются мирские грехи, но что важнее, человек подобным образом укрывается от мира.

«Тошнота» для Сартра это путь к постижению экзистенции, сути существования человека. Подобная боль человеческого существования, выраженный в драме отношений между человеком и природой, между индивидом и другими людьми, по мнению Сартра, имеет всеобщий характер и не знает исторических, национальных, социальных, классовых границ. Путь же преодоления «философии страха и отчаяния» один – свобода человека. Но свобода в понимании Сартра не высший и счастливый дар, а источник страданий и призыв к ответственности. На свободу человек обречен. Смысл экзистенции как сущности человека – в том, чтобы выдержать, выстоять, и всё-таки состояться в качестве человека. В «Тошноте» Сартр описывает не только состояния отчаяния и смятения, но минуты просветления. Такие дни и минуты подобны вспышке. «Ничто не изменилось, и, однако, все существует в каком-то другом качестве. Не могу это описать: это как Тошнота, только с обратным знаком, словом, у меня начинается приключение, и когда я спрашиваю себя, с чего я это взял, я понимаю, в чем дело: я чувствую себя собой и чувствую, что я здесь; это я прорезаю темноту, и я счастлив, точно герой романа». Вот как описывает это состояние Сартр когда Рокантен слушает в кафе певицу, что позволяет ему задуматься о том, что есть люди, которые спасены вдохновением и творчеством «от греха существования»: «Не могу ли я попробовать? Само собой, речь не о мелодии... но разве я не могу в другой области? ...Это была бы книга – ничего другого я не умею... надо, чтобы за ее напечатанными словами, за ее страницами угадывалось то, что было бы не подвластно существованию, было бы над ним. Скажем, история, какая не может случиться, например сказка. Она должна быть прекрасной и твердой, как сталь, чтобы люди устыдились своего существования». Таким образом, свобода, выбор, ответственность, надежда, творчество – это фундаментальные понятия философии Сартра, неотрывные от отчаяния и страдания.

 От лат. intentio - стремление, намерение, цель. В данном случае, направленность сознания на бытие или какой-либо предмет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84489. Види центрального гальмування. Механізми розвитку пре- та постсинаптичного гальмування 43.78 KB
  Механізми розвитку пре та постсинаптичного гальмування. Гальмування – активний фізіологічний процес. Гальмування в ЦНС Постсинаптичне Пресинаптичне За локалізацією За електрофізіологічною природою Гіперполяризаційне Деполяризаційне За будовою нейронних ланцюгів Зворотнє Пряме Постсинаптичне гіперполяризаційне гальмування.
84490. Сумація збудження і гальмування нейронами ЦНС 48.02 KB
  Взаємодія збудження та гальмування на тілі кожного окремого нейрона відбувається шляхом сумації просторової та часової. В залежності від переважання сумації ЗПСП чи ГПСП нейрон може перебувати в трьох станах: збудження – характеризується генерацією ПД на мембрані аксонного горбика в результаті переважання сумації ЗПСП деполяризація мембрани дійшла до критичного рівня: чим інтенсивніше протікає сумація ЗПСП тим швидше деполяризація доходить до Екр тим частіше ПД в РРН тобто тим сильніше збудження нейрона. Таким чином за допомогою...
84491. Рухові рефлекси спинного мозку, їх рефлекторні дуги, фізіологічне значення 45.37 KB
  У складі задніх рогів спинного мозку переважають вставні нейрони. Біла речовина спинного мозку представлена волокнами висхідних та низхідних шляхів. Контроль на рівні спинного мозку Рецептори шкіри Вісцерорецептори ангіорецептори.
84492. Провідникова функція спинного мозку. Залежність спінальних рефлексів від діяльності центрів головного мозку. Спінальний шок 43.05 KB
  Біла речовина спинного мозку передні бокові та задні канатики складається з нервових волокон які формують провідні шляхи. Основними висхідними шляхами є: 1. Шлях Голя – розташований в медіальній частині заднього канатика. Шлях Бурдаха – розташований в латеральній частині заднього канатика.
84493. Рухові рефлекси заднього мозку, децеребраційна ригідність 48.79 KB
  Вони носять назву надсегментарних утворень так як впливають на м’язи не прямо а через мотонейрони сегментарних структур – рухові ядра спинного мозку і черепномозкових нервів. Задній мозок отримує і переробляє всю аферентну інформацію що надходить від спинного мозку оскільки всі специфічні висхідні шляхи від спинного мозку входячи в стовбур мозку задній та середній мозок віддають коллатералі гілочки до ретикулярної формації тут продовжується обробка аферентної інформації. В задньому мозку розміщені 4 вестибулярні ядра медіальне...
84494. Рухові рефлекси середнього мозку, їх фізіологічне значення 44.55 KB
  Середній мозок СрМ за участі сітчастої речовини опрацьовує аферентну інформацію яка поступає в спинний та задній мозок. Нова інформація поступає в СрМ від зорових та слухових рецепторів. На основі опрацьовання інформації від усіх цих рецепторів СрМ здійснює контроль за станом зовнішнього та внутрішнього середовища організма. Важливими надсегментарними руховими ядрами СрМ є: 1 червоні ядра – від них інформація від нейронів спинного мозку передається по шляхах що перехрещуються руброспінальні шляхи – елемент ЛНС; 2 ретикулярна формація;...
84495. Мозочок, його функції, симптоми ураження 44.3 KB
  Від вестибулорецепторів через вестибулярні ядра – контроль за збереженням рівноваги при русі. Від всіх рухових ядер стовбуру ретикулярна формація краєві ядра. З руховими ядрами стовбуру ретикулярна формація вестибулярні ядра червоні ядра через які Мз здійснює вплив на мотонейрони і на м’язи. З базальними ядрами.
84496. Таламус, його функції 43.44 KB
  Сенсорні перемикаючі специфічні ядра – вони отримують інформацію від специфічних сенсорних шляхів переробляють її і передають в сенсорні зони КГМ. Неспецифічні – вони отримують інформацію від ретикулярної формації стовбура мозку по шляхах больової чутливості. Вони передають інформацію до всіх зон КГМ здійснюючи на неї неспецифічний активуючий вплив. Асоціативні – отримують інформацію від специфічних сенсорних перемикаючих ядер і від неспецифічних ядер таламуса.
84497. Базальні ядра, їх функції, симптоми ураження 43.36 KB
  Базальні ядра знаходяться в глибині кінцевого мозку. Як єдине ціле з базальними ядрами функціонують чорна субстанція та субталамічне ядро. Ці ядра об’єднані між собою двосторонніми зв’язками отримують інформацію від кори асоціативних та рухових зон та мозочка.