2072

Основы работы в AutoCad

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Рабочее окно графического редактора. Видовые экраны. Двумерные графические примитивы. Редактирование чертежа. Положительные аспекты применения блоков. Редактирование трехмерных поверхностей. Твердотельные объекты и команды их редактирования.

Русский

2013-01-06

1.31 MB

176 чел.

Основы работы в AutoCad 

Введение. 

 AutoCad является в настоящее время. лидером среди графических программных продуктов. AutoCad использует универсальность и гибкость операционной системы Windows. По умолчанию AutoCad предлагает при сохранении файла расширение .dwg. Последующие сохранения этого же чертежа в процессе работы постоянно обновляют на жестком диске этот файл, а предыдущей версии чертежа присваивается расширение .bak

Окно AutoCad содержит: меню, панели инструментов, графическую область, командную и статусную строки

Рабочее окно графического редактора

  •  Заголовок окна,
  •  Падающее меню,
  •  Панели инструментов – набор кнопок с пиктограммами(можно перемещать по усмотрению)
  •  Графическое поле – часть экрана для графических построений.
  •  Командная строка – ввод команд и ведение диалога AutoCad 
  •  Строка состояния – координаты курсора и кнопки вкл.-выкл. режимов черчения.

Падающее меню:

  •  Файл - работа с файлами,
  •  Правка - редактирование частей графического поля.
  •  Вид - работа с изображениями, масштабирование, панорамирование, точки зрения, и т.п.
  •  Вставка [Слияние] – работа с блоками и т.п.
  •  Формат – работа со слоями, цветом, типом линий, стилями текста и т.п.
  •  Сервис[Инструменты] - настройки рабочей среды AutoCad 
  •  Рисование[Черчение] – собственно черчение.
  •  Размеры - простановка размеров, параметры управления размерами.
  •  Редактирование[Изменить] – редактирование элементов чертежа.
  •  Окно – Фиксация панелей инструментов и т.п.
  •  Справка[Помощь] – справочник по AutoCad 14[2000…]

Управление командами осуществляется при помощи одного из трех средств: команд меню, кнопок на панелях инструментов или команд с клавиатуры. Для управления командами служат также контекстные меню. Они отображают наиболее часто используемые команды, относящиеся к выделенным объектам. Чтобы вызвать контекстное меню, следует сделать щелчок правой клавишей мыши.

Способы задания команд. - Пад. меню, панель инструм. Подсказка Command. Ответ на запросы.

Способы завершения команд. - Завершение - Enter. Аварийное – Esq.

Отмена выполнения операции. - Падающ. Меню, Правка. Отменить

Изменение режимов.

 F2 – Переключение режима: текстовый- графический

 F6 – Перекл. реж. отображения в строке состояния текущ. координат

 F7 – Видимость сетки, F8 – ОРТО, F9 – Шаговая привязка 

 Esq – Выход из экранного меню или отказ от выбора точки.

Настройка рабочего поля - из диал. окна Установки[Опции] в меню Сервис[Инструменты]

Подменю: Общие[Файл]- Автосохранение, создавать резервные копии и т.п.

 Экран - Цвета (фона графического редактора, текста и т.п.), Шрифты

После выбора установок Применить и ОК.

Настройка панелей на экране - нужные на данный момент панели могут быть вызваны на экран при помощи диалогового окна Панели[Панели инструментов]] в меню Вид или через контекстное меню, вызываемого щелчком правой клавиши мыши при  подведении курсора мыши к любой из представленных на экране панелей

Как минимум должны быть панели: Свойства обьектов, Стандартная, Обьектная привязка,

Рисование, Редактирование[Изменить], Справка.

 Желательны Всплывающие подсказки

Запуск системы. Стартовое окно. Мастер[Волшебник] шаблонов.

Вызвать мастера(волшебника), По шаблону Без шаблона, Старый созданный. (Acad.dwt)

(Быстрая и расширенная настройка)

 а. Создание, загрузка нового чертежа.

 После запуска AutoCad вызывается диалоговое окно «создание нового рисунка», оказывающее помощь в выполнении начальных установок. Чтобы быстро приступить к созданию нового чертежа, используя заданные по умолчанию автоматические установки необходимо выбрать кнопку «без шаблона».

При необходимости создания нового файла необходимо использовать:

- команду клавиатуры New;

- команду Новый из меню Файл;

- соответствующую кнопку на панели инструментов «Стандартная».

 б. Загрузка существующего чертежа.

- с помощью команд Open c клавиатуры;

- командой Открыть из меню Файл;

- соответствующей кнопкой на панели инструментов «Стандартная».

 c. Сохранение чертежа.

- командой с клавиатуры Save;

- соответствующей кнопкой на панели инструментов «Стандартная

Если необходимо сохранить рисунок, который не имел имени или создать

копию чертежа с новым именем необходимо активизировать:

- команду с клавиатуры Save As;

- команду Сохранить как… из меню Файл;

 AutoCad сам автоматически сохраняет чертеж через заданные командой с

клавиатуры Save Time интервалы времени(мин).

 д. Завершение работы.

- командой QUIT c клавиатуры;

- командой Выход из меню Файл;

 - соответствующей кнопкой на панели инструментов «Стандартная

P.S.

 При запуске AutoCad 2007-2011 нас встречает стартовое окно, предлагающее выбрать рабочее пространство более подходящее для наших задач: Классический вариант AutoCad,

3D моделирование и др. Предпочтение отдается 3-хмерному моделированию, которое по умолчанию загружается первым. Однако начинающим следует начать с Классического AutoCad.

РАБОЧАЯ СРЕДА ЧЕРТЕЖА

Настройка по умолчанию – чертеж-прототип (A3.dwt или ACAD.dwt)

Изменение настройки редактора чертежей для удобства работы пользователя и есть создание рабочей среды конкретного чертежа, основные элементы которой:

 Границы чертежа, Шаговая привязка, Ортогональное черчение, Объектной привязки, Слои.

ГРАНИЦЫ ЧЕРТЕЖА[ЛИМИТЫ] – прямоугольная область плоскости XOY мировой системы координат,

задаваемая двумя точками(леищй нижней и правой верхней) в абсолютных координатах.

Установка границ черчения - меню ФорматЛимиты(Ограничения).

 Запросы: - Вкл\Откл\<левый нижний угол><0,0>,

<правый верхний угол> <12,9> 12,9(по умолчанию)

а. Определение масштаба чертежа

Для определения масштаба чертежа существует понятие лимита чертежа.

 Лимит – это та область, которая немного больше реального размера рисунка.

После задания лимитов чертежа необходимо активизировать:

- команду с клавиатуры Zoom (опция Все);

- команду Вид→Показать→Все;

 - соответствующую кнопку на панели «Стандартная»

Самым простым способом является отрисовка рисунка в натуральную

величину (в выбранных единицах измерения).

Масштаб в таком случае определится как S1 = Lх/Pх и S2=Lу/Pу . где

 Lх,Lу – лимиты чертежа в направлении х и у соответственно,

 Pх,Pу - размеры листа , на который выводится чертеж.

При этом для правильного выбора масштаба берут значение большего

отношения и округляют в большую сторону.

ВИДИМАЯ СЕТКА - точечная сетка, видимая на экране в пределах границ чертежа, но не являющаяся его частью и не выводимая на бумагу. Сетка помогает зрительно оценить относительные размеры объектов чертежа. Для управления видимостью изображения сетки есть соответствующая кнопка СЕТКА в строке состояния или функциональная клавиша F7 - Видимость сетки.

Page Up – Увеличение шага перемещения курсора.

Page DownУменьшение шага перемещения курсора.

ШАГОВАЯ ПРИВЯЗКА –режим, в котором курсор двигается по узлам невидимой сетки, гарантируя точность при задании точек курсором. Включить или выключить невидимую сетку можно соответствующей кнопкой ШАГ в строке состояния или при помощи функциональной клавиши F9 - Шаговая привязка.

ОРТОГОНАЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ - отрисовка линий паралелльно осям координат. Включить \выключить ортогональный режим можно с помощью кнопки ОРТО в строке состояния или фуннкциональной клавишей F8 - Ортогональность,

НАСТРОЙКА СЕТОК И ОРТО – т.е. установить шаги по видимой СЕТКА и невидимой ШАГ сеткам и включить ортогональное черчение ОРТО, а также многое другое можно при помощи диалогового окна Режимы рисования[Параметры черчения] из меню Сервис[(Инструменты].

ОБЬЕКТНАЯ ПРИВЯЗКА - позволяет использовать геометрию обьектов, имеющихся в чертеже, что дает  возможность точно указывать нужные точки, такие как середина отрезка и дуги,

центр круга и т.д. Постоянная привязка позволяет включить сразу несколько режимов с тем

чтобы в момент запроса точки механизм обьектой привязки активизировался

автоматически. Постоянный режим обьектной привязки действует для всех

указаний точек до тех пор, пока не будет отменен. Специальный символ – мишень.

Включить\Выключить действие постоянной обьектной привязки можно с

помощью кнопки ПРИВЯЗКА в строке состояния или функциональной клавиши F3.

Настройка обьектной привязки осуществляется через диалоговое окно Режимы

обьектной привязки [Параметры черченияПривязка обьекта] в меню

 Сервис (Инструменты).

 

 Основные способы привязки:

 Конечная точка – привязка к ближайшей конечной точке дуги или линии.

 Середина - средняя точка таких обьектов , как дуга или линия.

 Центр - центр окружн. или дуги (указывать на дугу, окружность, а не на центр их)

 Пересечение - пересечение двух линий, линии с дугой или окружностью.

 Квадрант - точки 0, 90,180, 270 градусов от центра дуги, окружности, эллипса

Нормаль - Привязка к точке на линии, дуге, окружности ,образующей нормаль с точкой.

 Касательная - привязка к точке на окружн. дуге, котор. при соединении образует касательную

. Смещение - указание начала отрезка на заданном расстоянии от обьекта.

СЛОИ. - Назначение: -для построения и для разделения чертежа по содержанию.

Слой характеризуется именем и номером. Хотя вся геометрия хранится одном файле чертежа,

она может обрабатываться послойно.

Чертеж выполняется в текущем слое. Во всех слоях одна и та же система координат .

Слои обладают свойствами: имя, цвет, тип линий, видимость, замороженность и т.д

Работа со слоями – диалоговое окно Параметры слоев и типов линий)

в меню Формат.

 

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СЛОЕВ:

 

 Имя - до 31 символа исключая пробелы.

 Видимость - включить\выключить лампочку.

 Замороженный – включить\выключить солнце ( кроме текущего слоя),

 Блокирование - вкл\выкл. Блокир. слой редактировать нельзя, но он может быть видимым

 Цвет - определяет цвет примитивов заданного слоя.

 Тип линий – имя типа линий, которым отрисовываются все примитивы данного слоя.

В любом чертеже существует слой с именем «0». Этот слой создается автоматически,

имеет белый (7-й цвет) и тип линии непрерывный, не подлежит удалению и переименовыванию

.

НАСТРОЙКА СЛОЕВ – диал. окно Параметры слоев и типов линий[Диспетчер Свойств слоя] в меню

Формат или пиктограмма.

 Рекомендуемая последовательность действий:

  1.  Создание новых слоев.
  2.  Установка свойств слоев.
  3.  Назначение выбранного слоя текущим.

РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

МАСШТАБИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ из диалогового окна Показать в меню ВИД.

! Увеличение или уменьшение экранного изображения никак не отражается на размерах

самих геометрических объектов в условных единицах

Опции:

Все – отображение области чертежа в пределах заданных лимитов,

 Центр – получение вида путем ввода центра и высоты графической зоны,

 Динамика – динамическое задание области изображения. Видовое окно переме-

щается по изображению, когда оно содержит символ Х, а изменять его размеры

можно в состоянии, когда оно содержит стрелку. Переключение щелчком левой

клавиши мыши. При нажатии Enter изображение из видового окна переносится

на видовой экран.

 Границы – вывод одновременно всех обьектов чертежа в макс.возможн. масштабе.

 Масштаб - Задание масштабного коэффициента. У полного вида коэффициент – 1.

Если при вводе коэффиц. за числом поставить латинскую Х, то изме-

нение определяется относительно текущего вида.

При использовании нескольких видовых экранов можно масштаби-

ровать каждый из видов относительно единиц пространства листа, для

чего после масштабного коэффициента ввести латинские буквы Х и Р.

Например запись 0.1ХР означает, что изображение в текущем видовом

экране в 10 раз уменьшилось по сравнению с изображением в простран-

стве листа.

 

 Рамка - вывод вида, ограничен. прям. рамкой, углы которой (диагональ) задаются.

 Предыдущий - восстановление предыдущего вида.

 Реальное время - увеличение или уменьшение изображения перемещением курсора

соответственно вверх или вниз по вертикали.

ПАНОРАМИРОВАНИЕ - полосами прокрутки окна или опцией Панорамировать в меню ВИД.

ОБЩИЙ ВИД [виртуальный вид] - Для изменен видов. Прямоугольн.в поле изображения диалогового окна

достаточно щелкнуть мышью в воображаемом углу прямоугольника и тащить ее до тех

пор, пока не будет достигнута необходимая величина кадра.

 

Видовые экраны ( НЕПЕРЕКР. ВЭ, ТОЧКА ВИДА) - для выбора конфигурации видовых экранов

Меню ВИДВидовые экраны

 Запросы: 1 ВЭ, 2 ВЭ, 3 ВЭ, 4 ВЭ.

 Расположение в конфигурации (горизонтально, вертикально)

3М ВИДЫ ( 3М ТЗРЕНИЯ,3D ВИД) - Выбор точек зрения в трехмерном пространстве. 

Точка зрения – Положение наблюдателя

Варианты установки точки зрения на текущем видовом экране определяются

командой в меню Вид 3М ВИДЫСтандартная точка зрения, Точка зрения, Вид в

плане) а также \Слева\Справа\Сзади\Спереди и четыре стандартных 3М вида

.

Командой 3М ВИДЫ примитивы изображаются в параллельной проекции.

 

 Стандартная точка зрения - визуальная установка необходимого положения точки

зрения.

 

Вид в плане → (Текущая ПСК, МСК, По имени)- это вид в заданной ПСК из точки зрения,

находящейся точно над началом координат плоскости построений(точки

с координатами (0,0,1)

 Создать камеру (3М Динамический вид ) - Для получения динамических трехмерных и

 перспективных видов из меню ВИД.

Опции: Камера –угол поворота камеры относительно цели,

 Цель - вращает цель относительно камеры,

 Расстояние – от камеры до цели, включение перспективы.

 Точки - задает точки расположения камеры и цели.

 СЕчен - установка задней и передней секущей плоскости.

 СКрой – убирает скрытые линии в наборе и другие запросы

В последних версиях AutoCad построение перспективных видов облегчено использованием интерактивнного режима Орбита., а также Камера, Создать камеру, Облет и обход

.

ИМЕНОВАНЫЕ [НАЗВАННЫЕ] ВИДЫ - для сохранения, вида, задания ему имени, восстановления

и удаления через вызываемое окно Управление видами[Вид]

Двумерные графические примитивы

Структура команд AutoCad и их типы

  •  команды работающие в режиме диалога – z.В. command: ОТРЕЗОК.
  •  команды содержащие несколько режимов выполнения z.В. command: ПОЛИЛИНИЯ.
  •  команды работающие с предварительной настройкой z.В. command: ТЕКСТ,

Примитивы чертежа и их свойства.

Чертеж в AutoCad– набор имеющихся в системе графических примитивов.

Графический. примитив – элементарный геометрический обьект, сформированный

 одной командой черчения.

Свойства примитивов(цвет, тип линии, слой и т.д.) м.б. изменены настройкой и редактированием.

Системы координат: Мировая по умолчанию (МСК) – (X,Y в пл-сти, Z из пл-сти.)

 Пользовательская (ПСК). При том, что три оси в ПСК

остаются взаимно перпендикулярными можно настроить начало

отсчета и направления этих осей, выполняя их перемещение,

вращение и выравнивание с объектами рисунка.

Диалоговое окно ПСК[Создать ПСК] в меню Сервис[Инструменты]:

Стандартные[Ортографические] ПСК,

Управление ПСК: Сервис[Инструменты]ПСК[Создать ПСК]\

Перенос начала системы координат – Начало

Возврат в мировую систему - МСК

Принадлежность ПСК обьекту - Обьект

Поворот ПСК вокруг оси А - Повернуть вокруг А.

 

Пиктограмма Разорванный карандаш – плоскость Х,Y перпендикулярна взгляду.

Отображение координат курсора.

Указание курсором на графич. поле,

Набор с клавиатуры,

С помощью обьектной привязки.

В абсолютной системе координат - X,Y,

В относительной - @ X,Y 

В полярной относительно оси Х - @R<30

ОТОБРАЖЕНИЕ ТОЧЕК - Вид\Размер абсолютный\Размер относительно экрана.

 

 См. меню ФорматОтображение[Стиль] точек.

 

ТОЛЩИНА ЛИНИЙ[2000 и далее]

 C помощью команды Lweight можно присвоить линиям на чертеже самостоятельную толщину.

При этом надо иметь ввиду, что единицы, присвоенные толщинам адресованы печатающему

устройству Управляет отображением толщин линий на экране системная переменная LWDisplei,

 значения которой переключаются кнопкой LWT (ВЕСЛИН) в статусной строке.

При назначении толщин линий появляется необходимость решения вопроса их стыковки.

Эти и многие другие вопросы, связанные с выводом на печать чертежа решаются через окно

 Стиль чертежей в меню Формат.

Основные команды черчения (меню РИСОВАНИЕ(ЧЕРЧЕНИЕ) и РАЗМЕРЫ)

 

ТОЧКА - или Узел. 

 Запросы: - Одиночная\Несколько\Поделить\Разметить.

ОТРЕЗОКсоздает ломаную линию, состоящую из отрезков прямых линий.

 Запросы: - От точки, К точке.

 Ключи: - Замкнуть ломаную, Отменить последний нарисованный отрезок.

 

Иногда полезно применить и такой способ построения отрезков: задав координаты

первой точки отрезка, двигаем мышь до тех пор пока угол наклона резиновой нити

не достигнет необходимого значения и в этот момент набираем с клавиатуры длину

отрезка. В итоге на экране – отрезок заданной длины.

ПОЛИЛИНИЯ – создает ломаную линию заданной ширины с дугами.

 Запросы - От точки, ДУга. Замкни, Полуширина, Длина, ОТМени, Конечная точка сегмента

КРУГ. Запросы: -Центр.Радиус, Центр.Диам., 2 точки, 3 точки, 2 точки Касания и Радиус,3 точки Касания

.

ДУГА - отрисовка дуг окружности см. меню Рисование[Черчение]Дуга. ( аналог в Полилинии)

МНОГОУГОЛЬНИК. Запросы: Число сторон\ Сторона\Центр многоугольника\

Вписанный\Описанный вокруг окружности.

ПРЯМОУГОЛЬНИК Запроы: Фаска\…….\Первый угол\ Второй угол.

КОЛЬЦО Запросы: Внутренний диаметр\Внешний диаметр\Центр кольца.

СПЛАЙН Запросы: Обьект\Первая точка\Укажите точку\

 Замкни\Допуск\Укажите точку и тд.

МУЛЬТИЛИНИЯстроит сразу несколько паралелльных линий

 Запросы: Расположение(Верх\Центр)\Низ)\

 Масштаб(Задать масштаб мультилинии)\ Стиль( Имя стиля )\ От точки.

 

Лучше стиль мультилинии (состав, цвет, тип линий, смещение линий)

задавать командой Стиль мультилинии из меню Формат.

 Изменение стиля мультилинии.

Изменить стиль мультилинии можно задав ему новое имя и добавив затем в текущий

набор стилей. Последовательность действий:

- Формат\Стили мультилинии.

В открывшемся окне «Стили мультилинии»

 «Добавить(Создать)», написать новое имя стиля, Добавить(Продолжить).

После чего новое имя стиля становится текущим и открываются окно для

изменений в «Новом стиле мультилинии», где можно изменить цвет, тип линии,

смещение конкретной линии в наборе и т.д, а также можно показать стыки

(торцы) мультилинии отрезками или дугами, а также закрасить определенным

цветом всю толщину набора Обрезать одну, Все. Соединить Все.)мультилинии

ТЕКСТ - создает несколько строк текста Сначала требуется подготовить стиль

меню ФорматТекстовые Стили – запросы: Имя стиля, Имя шрифта, высота, наклон и т.п.

Далее собственно создание текста:

меню Рисование[Черчение] → Текст(Многострочный или Однострочный)

 Запросы: Выравнивание(ВПисанный, Поширине, Центр, Середина. Вправо, ВЛ и т.д.,)

 Стиль, Начальная точка, Высота, Поворот и т.д.

Для одного шрифта может быть определено несколько стилей с разными именами (например

УЗКИЙ и ШИРОКИЙ, что позволит в дальнейшем при выполнении надписей на чертеже в соот-

ветствии с ситуацией быстро менять настройки параметров шрифта

.

ШТРИХОВКА - создает штриховку замкнутого контура, ограниченного отрезками, дугами.

Команда выводит на экран диалоговое окно – Штриховка по контуру[Граница штриховки] 

Рекомендуемая последовательность действий:

 Образец –выбор образца штриховки,

 Выбор обьектов – выбор примитивов замкнутого контура штрихования,

 Просмотр штриховки (предварительный),

 Свойства образца –изменение наклона , высоты и т.п..

 Дополнительные опции – Стиль(Нормальный, Внешний, Игнорирующий).

 Выполнить – создание штриховки.

 

 Простановка размеров

 ЛИНЕЙНЫЙ - из меню Размер - позволяет проставить горизонтальный и вертикальный размеры.

 Запросы: - Начало первой выносной линии или ENTER для выбора,

Начало второй выносной линии,

Положение размерной линии :

(Мтекст, Текст,Угол, Горизонтальный, Вертикальный, Повернутый)

ДИАМЕТР, РАДИУС

Запросы: Выберите Дугу или Круг\

Положение размерной линии (Мтекст, Текст, Угол)

УГЛОВОЙ Запросы: Выберите Дугу, Круг, отрезок или ENTER 

Вершина угла (Указать)

Первая конечная точка угла

Вторая конечная точка угла

Положение размерной линии (Мтекст, Текст, Угол).

 

БАЗОВЫЙ Запросы: Выберите базовый размер(линейный, угловой)\

 Начало второй выносной линии(Отмени, Выбор) и т.д

.

ЦЕПЬ Запросы: Выберите размер для продолжения(линейный, угловой)\

 Начало второй выносной линии(Отмени, Выбор) и т.д

! Перед тем как делать базовые размеры и цепочки должен быть сделан

хотя бы один основной размер

Редактирование чертежа

СПОСОБЫ ВЫБОРА ОБЬЕКТОВ определяются настройками диалогового. окна

 Установки выбора обьектов

в меню Сервис[Инструменты]Режимы выбора

Установки выбора обьектов

 где можно отметить: - Предварительный выбор, Размер прицела и т.п.

Использование Shift для добавления,

Выбор с помощью Рамки(Секрамки)

! Рамка (слева – направо) –выделяет обьекты полностью попавшие в синюю рамку.

 Секрамка(справа-налево) – выделяет обьекты пересеченные зеленой рамкой.

Команды редактирования меню РЕДАКТИРОВАНИЕ (ИЗМЕНИТЬ)

СВОЙСТВА - Изменение свойств примитивов.

Запросы: Выберите обьекты

После выбора появляется диалоговое окно

 Изменение свойств(Отрезка,Полилинии, Мультилинии,Круга, Эллипса и т.д)

в котором можно изменить Слой, Цвет, Тип линии и .т.п.

! Мультилинии, Полилинии, Штриховки, Сплайн, Атрибуты, Текст 

имеют свои дополнительные опции редактирования, которые находятся

в меню Редактирование[Изменить]Обьекты\Мультилинии, Полилинии и т.п.) 

ПЕРЕНЕСТИ - Перемещение набора обьектов.

Запросы: Выберите обьекты\

Базовая точка или перемещение\

 Вторая точка перемещения.

КОПИРОВАТЬ - Копирование набора обьектов

Запросы: Выберите обьекты\

Базовая точка или перемещение\Несколько\

 Вторая точка перемещения.

ПОДОБИЕ [Сдвиг, Отступ] - Параллельное размножение

Запросы: Величина смещения или Точка\

Вторая точка\

 Выберите обьект для создания ему подобных\

Сторона смещения и т.д.

ЗЕРКАЛО - Зеркальное отражение набора обьектов.

Запросы: Выберите обьекты\

Первая точка оси отражения\

Вторая точка\

Удалять старые обьекты ? <H>

ПОВЕРНУТЬ - Поворот набора обьектов.

Запросы: Выберите обьекты\

Базовая точка\

 Угол поворота\Ссылка\

МАССИВ - Копирование набора обьектов массивом.

Запросы: Выберите обьекты\

 Прямоугольный или Круговой\

Число строк\ Базовая\Центр массива\

Число столбцов\ Число элементов\

Размер ячейки или Угол заполнения\

расстояние между строками - Поворачивать обьекты при копировании ?<Да>.

 

СТЕРЕТЬ - Удаление набора обьектов. 

Запросы: Выберите обьекты\

Восстановить удаленные командой Стереть обьекты можно командой ОЙ.

ОБРЕЗАТЬ - Удаление части примитивов, которые пересекают режущую кромку.

Запросы: Выберите обьекты(Выберите режущие кромки)\

Выберите обьекты, которые нужно обрезать\Проекция\Кромка\Отмени.

УДЛИНИТЬ - Удлинение отрезка, дуги, полилинии до пересечения с другим обьектом.

Запросы: Выберите обьекты(Выберите граничные кромки)\

Выберите обьекты, которые нужно удлинить\Проекция\Кромка\Отмени.

СОПРЯЖЕНИЕ - Построение сопряжения двух отрезков, полилиний, дуг или кругов заданного радиуса.

Запросы: ПОЛилинии\РАДиус\РЕЖим\<Выберите первый обьект>

Выберите второй обьект.

РАСЧЛЕНИТЬ - расчленяет сложные примитивы на составляющие их графические примитивы.

 Запросы: Выберите обьекты – указать любую линию блока, сложного примитива..

РАЗОРВАТЬ - Удаление части обьекта.

 Запросы: Выберите обьекты – указать любую линию блока, сложного примитива..

РЕДАКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИЛИНИИ – см. панель Редактирование-2.[Изменить-2]

или меню Редактирование[Изменить]Обьекты\Мультилиния \

 Редактирование мультилинии: (Открытое, закрытое, сплошное Т

Открытый, Закрытый, Сплошной Крест

Добавить, Удалить вершину.

РЕДАКТИРОВАНИЕ «РУЧКАМИ» - выбранными обьектами можно манипулировать с помощью ручек

  •  маленьких квадратиках, которые высвечиваются в определяющих точках обьектах.

 Настройка ручек – включение\выключение, цвет, размер и т.д. осуществляется

из диалогового окна Ручки в меню Сервис[Инструменты].

Режимы манипулирования:

Растяни, Перенеси, Поверни, Масштаб и Зеркало.

Запросы: Перенеси\Растяни\Базовая точка\Копируй\Зеркало и т.п.

(Базовая точка – указать точку, отличную от базовой ручки.)

РЕДАКТИРОВАНИЕ РАЗМЕРОВ -

 Изменение свойств одного размера – самое универсальное и эффективное это применение

диалогового окна Свойства из меню Редактирование [Изменить] 

 Изменение размеров одного стиля Наличие разных размеров, выполненных одним стилем,

позволяет изменять их все за один раз без выбора объектов, а лишь за счет изменения самого

стиля. Для этого вызывается диалоговое окно Менеджер стиля измерений [2000….] из меню

 Формат\Размерные стили и производятся изменения в настроечных диалоговых окнах.

Изменение размеров вместе с изменением изделий Часто в конструкторской практике

появляется необходимость изменять величину не отдельных элементов, а всего изделия.

В этом случае с помощью команды SCALE и ее опции Reference размеры будут автомати-

чески изменяться в соответствии с изменениями, проведенными над изделием[2000….]

 

БЛОКИ - набор графических примитивов, обьединенных в единый составной

геометрический обьект (примитив).

Положительные аспекты применения блоков

Возможность создания библиотек стандартных и типовых элементов,

Снижение трудоемкости выполнения чертежей,

При редактировании блока автоматически изменяется чертеж , в который он вставлен,

Возможность при вставке блока изменять его параметры.

Экономия памяти.

 

СВОЙСТВА БЛОКОВ: Имя (смысловое длиной до 31 символа)

 Базовая точка (начало локальной системы координат)

 Атрибуты (справочная текстовая информация, сопровождающая блок, которая

может быть видимой и невидимой, изменяемой и неизменяемой и т.д.)

СОЗДАНИЕ БЛОКОВ - командой БЛОК или

 из диалогового окна Создание описания блока 

из меню Рисование[Черчение]БлокСоздать

 

Рекомендуемая последовательность действий:

  1.  Ввести имя, создаваемого блока, используемое для вызова его при вставке в чертеж.
  2.  Указать базовую точку блока на чертеже или задать ее координаты X,Y,Z.
  3.  Произвести выбор обьектов, входящих в создаваемый блок.
  4.  Просмотреть при необходимости список всех блоков, создаваемых в этом чертеже.

Блок можно вызвать только в чертеже, в котором он создан, т.к, он помещен в библиотеку чертежа

.

При необходимости применения блоков в других чертежах используется команда ПБЛОК,

Рекомендуемая последовательность действий в этом случае:

  1.  Создать чертеж( и, если надо , его атрибуты см. ниже).
  2.  Выбрать обьекты ( и их атрибуты), подлежащие включению в блок.
  3.  Набрать в командной строке ПБЛОК

и в открывшемся диалоговом окне Создание файла рисунка

 назначить Имя и указать расположение нового блока(рисунка) с расширением .dwt

4. Указать на чертеже блока базовую точку вставки. Все.

ВСТАВКА БЛОКОВ через диалоговое окно Вставка из меню ВставкаБлок.

Рекомендуемая последовательность действий:

  1.  Нажать кнопку Блоки отметить во внутренней библиотеке чертежа нужный блок.
  2.  Нажать Файл (если нужный блок создан в другом чертеже и записан в файл).

Выбрать его. (при этом блок помещается в библиотеку текущего чертежа).

  1.  Задать координаты точки вставки.
  2.  Задать масштаб и угол поворота.

РЕДАКТИРОВАНИЕ БЛОКОВ

 

Блок воспринимается системой как единый графический примитив, поэтому при

необходимости внесения изменений в отдельные части блока надо сначала разделить

блок на отдельные примитивы, из которых он составлен.

Это выполняется командой

Расчленить или Разорвать из меню Редактирование[Изменить]

 

АТРИБУТЫ С каждым блоком можно связать атрибуты т.е. тестовую информацию, которую можно

изменять в процессе вставки блока в рисунок и которая может изображаться на экране или

оставаться невидимой. Атрибуты особенно удобны при создании различных схем, в которых

один и тот же графический символ отрисовывается несколько раз с разными обозначениями.

При вставке блока, содержащего определение атрибута, запрашивается значение атрибута,

которое может быть любой текстовой строкой, При этом значение атрибута отображается

в том месте, в котором вводилось имя атрибута.

 

 Чтобы создать атрибуты, необходимо:

  1.  Нарисовать изображение обьектов, включаемых в блок.
  2.  Создать атрибут (текстовая информация),
  3.  Создать блок, выбирая построенное изображение обьекта и атрибута.

 Создание атрибута - через диалоговое окно Создание описания атрибута 

в меню Рисование[Черчение]БлокЗадание атрибутов.

В окне ”Создание описания атрибута” ввести:

В поле “Имя” - имя атрибута , например «Винт»

В поле “Подсказка” - подсказка для пользователя во время вставки блока

Например «Обозначение винта»

В поле “Значение” - значение по умолчанию, которое, собственно и будет

сопровождать блок после вставки

Например « Винт А432» 

Здесь же можно ввести дополнительные свойства:

 Скрытый - при вставке блока значение атрибута не отражается на рисунке

 Постоянный – атрибут имеет фиксированное значение для всех вхождений блока.

 Установленный –создаются атрибуты, значения которых не запрашиваются при

вставке блока, но могут быть изменены.

Если при определении атрибутов им было присвоено свойство Скрытый,

 то на чертеже их имена не видны. Значения атрибутов можно сделать видимыми

с помощью команды АТЭКР(ATTDISP) или через экранное меню ВИД2→ АТЭКР\Вкл

с последующей регенерацией чертежа.

 

 

 Редактирование описаний атрибутов из диалогового окна Редактирование атрибутов

В меню Редактирование[Изменить]ОбьектыАтрибуты\

(По одному\Глобально)

Определение атрибута до установки его связи с блоком можно отредактировать

как текстовый обьект из диалог. окна Редактирование описания атрибута

в меню Редактирование[Изменить]ОбьектыТекст

 

ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Грань – ограниченная часть поверхности.

5 типов граней: планарные, цилиндрические.,

конические, сферические, и тороидальные.

 

Ребро – элемент, ограничивающий грань. 4 типа ребер: прямолинейные,

эллиптические(круговые), параболические и гиперболические.

 

 Тело(примитив)-наипростейший твердотельный обьект, который можно создать и

из которого можно строить более сложные твердотельные обьекты.

 Три типа трехмерных моделей: каркасные, поверхностные и твердотельные.

 

 Каркасная модель это скелетное описание 3М обьекта. Она не имеет граней и

состоит из точек, отрезков и кривых, описывающих ребра обьекта.

 

Поверхностные – описываются ребра 3М обьекта и его грани.

Поверхности, составленные в прямолинейных координатах из

плоских участков в Автокаде именуют «Сети».

 

 Твердотельные – самый простой в использовании вид 3М моделирования.

Создание трехмерных обьектов на основе базовых пространственных

форм: параллепипедов, конусов, сфер, цилиндров, клинов колец и тора.

Из этих форм путем их обьединения, вычитания, пересечения стоятся

более сложные 3М обьекты. Кроме того, тела можно строить , сдвигая

2М обьекты вдоль заданного вектора или вращая их вокруг оси.

 

Поскольку каждый тип моделирования имеет свои методы создания

пространственных моделей и свои особенности для способов редактирования,

 не рекомендуется смешивать несколько типов в одном рисунке.

ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ И ВЫСОТА 

Текущий уровень – значение координаты Z при указании точки в пространстве, если заданы

только координаты X и Y.

 

Уровень - устанавливается по умолчанию и определяет плоскость построений = плоскости плана.

До изменения этого значения все новые обьекты будут строиться в этой плоскости.

 

 Высота - определяет расстояние вертикального «выдавливания» плоских обьектов для которых

она определена относительно систем координат в которых она создавалась.

Назначать высоту можно из меню ФорматВысота.

Если не выбирать обьекты, то меняется высота всего чертежа.

Для отдельных обьектов (предварительно выбранных) менять высоту удобнее

через команду Свойства из меню Редактирование

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ОБЬЕКТЫ

СОЗДАНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ОБЬЕКТОВ: меню Рисование[Черчение] Поверхности

( МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕТИ) 

 2М ФИГУРА В зависимости от порядка нумерации узлв плоской фигуры идет создание ее

и закрашивание(если требуется)

 3M ГРАНЬ (3D ГРАНЬ) Создаются пространственные (3М) грани, аналогично двумерным фигурам.

Отличие то, что узловые точки грани могут иметь различные координаты по оси Z.

3М ПОВЕРХНОСТЬ (3D СЕТЬ) Вызывается диалоговое окно 3Мобьекты для создания

поверхностных обьектов типа: 3М Ящик, Пирамида, Купол, Сфера, Конус, Тор, Чаша, Сеть 

и в зависимости от указанного типа формируются соответствующие запросы

.

 ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ (СЕТЬ ВРАЩЕНИЯ) Создание поверхностей вращения поворотом

определяющей кривой вокруг выбранной оси.

 Запросы: Выбрать определяющую кривую\Выбрать ось вращения\

Начальный угол\Угловые ограничения.

 ПОВЕРХНОСТИ СДВИГА (СЕТЬ СДВИГА) Создание поверхности сдвига задаваемой

определяющей кривой и направляющим вектором

Запросы: Выбрать определяющую кривую\

Выбрать направляющий вектор.

 ПОВЕРХНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ (СЕТЬ СОЕДИНЕНИЯ) Создание поверхности, натянутой

на 2 заданные кривые(линии).

. Запросы: Выбрать первую определяющую кривую.

Выбрать вторую определяющую кривую.

 

 ПОВЕРХНОСТЬ КУНСА (СЕТЬ ПО КРОМКАМ) Создание поверхности, натянутой на

4 граничные кромки. (Бикубической поверхности Кунса).

Краями могут быть отрезки, дуги, эллиптические дуги, сплайны или

незамкнутые полилинии (двумерные или трехмерные), при этом они

должны попарно смыкаться в конечных точках.

 

 Запросы: Выберите кромку 1\ Выберите кромку 2\ 3 4.

! При создании поверхностей необходимо предварительно при помощи команд

 Surftab1 и Surftab2 задать число разбиений в двух ортогональных направлениях,

 

Редактирование трехмерных поверхностей с помощь команд редактирования

трехмерных полилиний, сплайнов из меню

 Редактирование[Изменить]ОбьектПолилинии и т.п.

 

Твердотельные объекты и команды их редактирования.

ТВЕРДОТЕЛЬНЫЕ ПРИМИТИВЫ: из меню Рисование(Черчение)Тела (МОДЕЛИРОВАНИЕ)

Политело – это новый объект Автокад Позволяет проводить объемное тело как линию

движением курсора.

 Ящик - твердотельный параллелепипед.

Для построения следует указать : или положение диагональных противоположных

углов, или положение противоположных углов и высоту., или положение центра

ящика с заданием угла или высоты либо длины и ширины ящика.

 Шар - твердотельная сфера. Достаточно задать его радиус или диаметр.

 Клин - Основание клина всегда рисуется параллельно плоскости построений текущей

системы координат XY, при этом наклонная грань располагается вдоль оси X.

 Конус твердотельный 3-х мерный конус, основание которого (окружность или эллипс)

лежит в плоскости текущей системы координат, а вершина располагается по оси Z.

Для построения конуса необходимо задать размеры его основания и высоту.

Цилиндр Для построения та же информация, что и для конуса.

 Тор - Для создания необходимо ввести значения двух радиусов:, радиуса, образующей

окружности «трубки» и радиуса = расстоянию от центра тора до центра «трубки».

Тор строится параллельно плоскости XY текущей системы координат.

 Плоская поверхность - создание плоской поверхности по граничным точкам

СОЗДАНИЕ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ ПУТЕМ «ВЫДАВЛИВАНИЯ» ДВУМЕРНОГО ОБЬЕКТА.

 

Меню Рисование[Черчение]Тела (Моделирование)Выдавить.

Создаются твердотельные обьекты «выдавливанием» (добавлением высоты

двумерных примитивов.

 Выдавливать можно: полилинии(не более 500 вершин), многоугольники,

прямоугольники, круги, эллипс, замкнутый спдайн, кольцо и эллипс.

 Полилинии с пересекающимися отрезками не могут быть выдавлены.

С помощью одной команды может быть выдавлено сразу несколько обьектов.

При вводе положит. значения( на запрос- «Глубина выдавливания») происходит

выдавливание обьектов вдоль положительной оси Z обьектной системы координат,

при вводе отрицательного значения – вдоль отрицательной оси Z .

Сужающиеся тела выдавливания , - запросу «Угол сужения»

Высота и направление выдавливания - по запросу «Выберите траекторию».

Выдавливание вдоль направляюшей линии [2000,2002 и т.д)]

 Опция Path(путь) в экранном меню. При ее выборе построение твердотельного

объекта начинается от профиля и развивается в направлении направляющей линии,

которая может быть замкнутой и незамкнутой. Важно строить направляющую линию в

плоскости , перпендикулярной плоскости, содержащей профиль., но с размещением ее

конечной точки (для большей надежности построений) в одну из вершин многоуголь-

ного профиля.

После вызова команды Выдавить (Extrude) выбрать профиль и, затем вместо задания

высоты объекта выбрать опцию Path( путь) указать на направляющую. Лучше ( для

наглядности) делать выдавливание в какой-либо аксонометрической проекции.

 

СОЗДАНИЕ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ ВРАЩЕНИЕМ ДВУМЕРНОГО ОБЬЕКТА ВОКРУГ ОСИ.

Меню Рисование[ЧерчениеТела (Моделирование)Вращать.

Создается твердотельный обьект путем вращения существующих двумерных

обьектов или областей вокруг заданной оси.

Эта команда может вращать лишь один обьект.

Вращать можно: полилинию, многоугольник, прямоугольник, круг, эллипс.

Трехмерные примитивы вращать нельзя.

СОЗДАНИЕ СОСТАВНЫХ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ.

Для создания составных обьектов из простых предусмотрены команды:

 ОБЬЕДИНИЕ –создаются новые составные тела из нескольких

существующих тел, в том числе не имеющих общего обьема.

 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ – создаются новые составные тела при пересечении

существующих обьектов,

 ВЫЧИТАНИЕ – вычитание одного обьема из другого.

Вызываются данные команды из меню

 Редактирование[Изменить]Логические операции[Правка твердых тел,

Редактирование тела]

ПОЛУЧЕНИЕ СЕЧЕНИЙ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ.

Построение поперечного сечения тела осуществляется командой СЕЧЕНИЕ 

или из меню Рисование[Черчение]Тела (Моделирование)Сечение (По сечениям).

При использовании способа по умолчанию секущая плоскость задается указанием трех точек.

В других методах она определяется плоскостью построения другого обьекта, плоскостью

текущего вида, осью Z или одной из плоскостей координат (XY, YZ, XZ ).

AutoCad помещает секущую плоскость(сечение) на текущий(ненулевой) слой.

 

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕЗОВ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ.

Построение нового тела путем разрезания какого-либо из существующих тел плоскостью

осуществляется командой РАЗРЕЗ или из меню

 Редактирование (Изменить)3D операцииРазрез.

При разрезании по умолчанию вначале тремя точками задается режущая плоскость, затем

указывается, какая из частей(или обе) должна быть сохранена. Полученные части можно оставить

на рисунке или удалить одну из них. При использовании других способов режущая плоскость может

определяться обьектом, плоскостью текущего вида, осью Z или одной из координатных

плоскостей (XY, YZ, XZ ).Части наследуют слой и цвет исходного тела

ПРОВЕРКА ВЗАИМОДЕЙСТВИй ТЕЛ - команда с таким названием из меню

 Редактирование (Изменить)3D операции. определяет, перекрываются ли тела, т.е. позволяет

найти взаимодействие двух или нескольких тел При этом взаимодействующие тела подсвечиваются,

а из их общего обьема можно создать новое тело

 .

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

 

Кроме, отмеченных выше логических операций обьединения, вычитания и

пересечения тел допускаются операции редактирования из меню

 Редактирование[Изменить]: Сопряжение и Фаска

: а также специфические 3D операции: из меню Редактирование (Изменить)3D операции:

3DПеренос, 3D Поворот, 3D Массив, 3D Зеркало,

Отображение трехмерных тел на экране.

Построение моделей начинается с создания обьектов, изображающих поверхности. Например, для

построения куба можно применить несколько способов: нарисовать шесть трехмерных граней, построить

твердотельный куб командой ЯЩИК или назначить высоту выдавливания двумерной фигуре., полосе,

сегменту широкой полилинии.. Однако, если куб нарисован просто из двенадцати отрезков, на его основе

невозможно получить ни изображение со скрытыми линиями, ни раскрашенное, ни тонированное.

Такая модель всегда выглядит как проволочный карандаш.

 

В процессе раскрашивания и тонирования всегда Автокад в начале производит удаление скрытых линий.

 

Трехмерные твердотельные обьекты (например цилиндры) имеют верхнюю и нижнюю поверхности.

Выдавленный обьект будет иметь верхнюю и нижнюю поверхности, если он выдавливался из плоской

замкнутой плоскости.

 Виды с удаленными скрытыми линиями, а также раскрашенные и тонированные, нельзя редактировать.

УДАЛЕНИЕ СКРЫТЫХ ЛИНИЙ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ обеспечивает команда Скрыть из меню Вид.

 

ТОНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ - позволяет создавать высококачественные изображения, сравнимые

с рисунками, полученными традиционными способами: акварелью, цветными карандашами, тушью.

Процесс происходит в несколько этапов:

1.Подготовка моделей для тонирования. Этап подразумевает использование соответствующих методик

построения обьектов, удаление невидимых поверхностей, построение сетей для плавного тонирова-

ния и настройку разрешения

. 2. Создание и расстановку источников света.

3. Собственно тонирование. (которое может проходить в несколько этапов).

 

Управляется процесс диалоговыми окнами команды Тонирование из меню Вид,

 в которых небходимо указать:

 Тип тонирования: Упрощенный, Фотореалистический или Трассировка лучей.,

 Процедура тонирования: Выбирать обьекты, Задавть область, Без диалога. ,

 Сцены для тонирования: Текущий вид, Именованные виды, Новый,.

 Источники света: Точечный, Удаленный, Прожектор., Интенсивность рассеянного света.,

 Материалы, Библиотека материалов:

 Наложить текстуру (Текстура видна только при фотореалистическом типе)

 Фон, Туман, Ландшафт. Библиотека ландшафтов ,Редактирование ландшафтов

Фотореалистическая визуализация в AutoCAD

AutoCAD предназначен для выполнения преимущественно проектно-конструкторских работ, однако в нем предусмотрены развитые средства фотореалистической визуализации (такие же как в 3D Studio MAX).

Фотореалистическая реализация объектов достигается присвоением их поверхностям свойств реальных материалов, заданием освещения и построением теней, установкой фона.

Ниже приводится пример выполнения несложного, но весьма наглядного примера визуализации – твердотельной модели учебного примера.

Всему корпусу модели присвоен материал, передающий цветовые свойства реальной детали. Грани сечений на разрезе выделены красным цветом. В качестве фона используется плоскость цвет которой контрастирует с цветом модели (например желтый) на который деталь отбрасывает мягкую тень. Размеры последней плоскости следует задать достаточно большими, такими, чтобы в окне визуализации границы экрана не были видны.

1.Подготовка модели и общие настройки

  1.  создайте новый файл, в который скопируйте визуализируемую модель. Задайте всей модели цвет (можно любой светлый), а граням разреза - красный. Задать цвет граням, отличающимся от цвета всей модели можно командой

Редактирование(Изменить) →Редактирование тела→ Изменить цвет граней.

  1.  Создайте три видовых окна (в нашем случае – вид спереди, вид сверху и аксонометрический вид)

Создайте экран для восприятия тени от объекта. Это может быть

тонкий параллелепипед или плоскость с цветом граней –желтым.

Размеры его должны быть достаточно большими, такими, чтобы в

окне визуализации границы экрана не были видны

.

  1.  Вызовите панель Render (Тонирование) и помесите ее в свободной части экрана

Выполните настройку, которая повысит плавность визуализации контуров,

хотя и замедлит ее скорость. Для этого: Сервис→ Настройка→ Экран

 Экранное разрешение- задайте значение параметра Плавность тонированных

объектов (Rendered Object Smoothness) в интервале 5…10. В этом же окне

рекомендуется включить Подсветку границ растра(True Color Raster Images and 

 Rendering)

 

2. Освещение и тень

Если не заданы специальные источники света, то визуализируемые объекты 

освещены«дежурным» пучком параллельных лучей, перпендикулярных плоскости

вида. Это наиболее простой и маловыразительный вариант освещения, он не дает

тень и применяется в качестве» чернового». Для моделирования освещения

устанавливают дополнительное освещение. Наличие хотя бы одного дополнитель-

ного источника отменяет «дежурный».

Предусмотрено три типа источника освещения:

Point Light – точечный,

Distant Light – дистанционный (удаленный) и

Spotlight – прожектор.

Можно регулировать интенсивность и цвет каждого источника. Источник может

давать тень и быть бестеневым. Кроме того, можно регулировать фоновое освещение,

его интенсивность и цвет. Наиболее простыми в настройке являются дистанционные

источники. Источник света на экране отображается в виде значка (символа), расположенного в месте установки источника. Рекомендуется настроить размер этого символа так, чтобы он хорошо был виден на экране. Это можно сделать с помощью кнопки Дополнительные параметры тонирования (Preferences) в панели Тонирование (Render)

В возникшем диалоговом окне найдите параметр Масштаб символа источника света (Light Icon Scale) и установите его значение в пределах 10-20.

. Зададим освещение сцены тремя дистанционными источниками света. Источник 1 расположим слева, сделаем его теневым, т.е. от него будет падать тень. Источник 2 бестеневой, его направим также как и первый. Источник 3 будет осуществлять подсветку затененной части.

Начнем с первого источника освещения

- укажите кнопку Свет (Light)в панели Тонирование (Render) –

  

В возникшем диалоговом окне задать тип источника света – Удаленный (Distant Light).

Далее в дилоговом режиме нужно ввести направление распространения света м далее другие параметры , как то: имя, интенсивносить, тени,свет и т.п.следует Интенсивность рекомендуем задать равной 0.5…0.6.

После закрытия всех диалоговых окон следует найти в видовых окнах символ созданного источника. По видам спереди и сверху убедитесь, что источник установлен правильно .

Символ источника можно перемещать в видовом окне, это не влияет на условия освещения, т.к. задается пучок параллельных лучей. Если выбрать на видовом экране символ источника, то параметры источника можно корректировать через диалоговые окна, но можно также корректи-ровать с помощью команд Повернуть (Rotate) и Перенести (Move).

Создание и установку остальных источников предлагаем читателю выполнить самостоятельно.

3. Предварительная визуализация.

Предусмотрено три режима фотореалистической визуализации.

Первый режим Упрощенное (Render) предназначен для упрощенной «черновой» визуализации,

в этом режиме не передаются тени и многие свойства материалов. (См.Рис.2 или 5)

Второй режим Фотореалистическое (Photo Real) позволяет добиться реалистического изобра жения, но не воспроизводит зеркальные свойства и рельефность материала.

Наиболее совершенный третий режим Трассировка ручей (PhotoRaytrace), реализующий все возможности визуализации (но с наибольшими затратами времени)

Активизируйте окно, подлежащее визуализации – двойной щелчок по окну аксо нометрии. Укажите кнопку Тонировать (Render)

В открывшемся диалоговом окне, в верхней части его, указываем тип рендеринга – Трассировка лучей (PhotoRaytrace),.

Указав в этом же окне клавишу Дополнительно (More Options) откроем новое окно, в котором

выберем режим сглаживания – Высокий.(High). Средство сглаживания заметно увеличи-

вает время визуализации – цена возросшего качества изображения.

Режим построения тени.

В диалоговом окне Новый удаленный источник света (Рис.4 ) найдите поле Тени (Shadows) и включите режим построения теней. Укажите клавишу Параметры теней (Shadow Options)–возникнет одноименное диалоговое окно, позволяющее задать режим теней.

Предусмотрено два режима построения теней. Первый Тень трассировки луча (Ray Traced Shadiows) строит тень со строго очерченным контуром. Второй режим Объемные тени (Shadow Volumes) более реалистичный, создает тень с размытыми краями.

Применим первый режим. Для него потребуется задать два параметра. Первый Размер карты тени (Shadow Map Size) определяет тщательность прорисовки контура тени. Для начала зададим его значение равным 512. С его увеличением заметно возрастает продолжительность визуализации. Второй параметр Мягкость теней (Shadow Softness) – ширина переходной зоны по границе тени, задайте в пределах 3…5.. и затем ОК.

Включив режим построения теней и согласившись со всеми остальными настройками

нажимаем клавишу Тонирование (Render) в нижней части окна.

Результат: визуализировано окно аксонометрии. Цвет детали определен цветом ее каркаса и граней сечения. Фон определен цветом параллелепипеда, выполняющего роль экрана. От детали на экран падает тень с мягкими размытыми границами

Оценить правильность задания освещения по следующим критериям.

- На криволинейных поверхностях должны быть видны освещенная и теневая обла-сти. Каждая из них имеет плавное изменение яркости, а не выглядит однородным засвеченным или затемненным участком. На освещенных участках криволинейных поверхностей желательны световые блики.

- В месте сопряжения поверхностей и граней интенсивность освещения должна скач-

кообразно изменяться, подчеркивая ребра модели.

- Область падающей тени должна быть достаточно большой, а ее насыщенность оптимальной.

Если эти критерии не выполняются, необходимо корректировать параметры источников света путем изменения направления и интенсивностей и перераспределения

источников. Для корректировки открываем окно настройки источников света, находим в нем список созданных источников, указываем тот, который требует корректировки и, далее, клавишу Изменить (Modify). Повторить визуализацию

  1.  Материалы.

 

Материал – это комплекс свойств, присваиваемых поверхности визуализируемого объекта.

Основные свойства материала: цвет освещенной и затененной частей поверхности; цвет, размер,

и интенсивность блика, прозрачность, зеркальность. Материал может быть однородным или текстурированным, гладким и рельефным. Все свойства настраиваемые

.Выбор материалов из библиотеки

Имеется библиотека материалов AutoCADa, в которой подобраны сочетания свойств, соответствующие реальным или рекомендуемым к применению материалам. Библиотека загружается при полной инсталляции пакета и содержит 150…200 материалов.

Присвоение материалов из библиотеки – это основной вариант назначения материалов для начинающих пользователей, производится обычно в следующем порядке:

- указываем кнопку Материалы (Materials) в панели Тонирование(Render)

- В открывшемся диалоговом окне

в правой части его приводится список фирменной библиотеки. Выбираем нужный. С помощью клавиши Просмотр (Preview) можно найти образец материала, его присвоим детали.

- Укажите клавишу Импорт (Import) – имя материала вносится в список материалов рисунка.

- Выберите и внесите в список материал Glass (Стекло).

Присвоение материалов.

- указываем кнопку Материалы (Materials) в панели Тонирование (Render)

В открывшемся окне Материалы, в левой части его находится список

подобранных из библиотеки материалов. Необходимо указать в списке нужный материал, затем клавишу Присвоить (Attach), и остается лишь указать объект, которому присваивается выбранный материал.

Визуализируйте окно. Посмотрите присвоенный материал на детали. Он присвоен всей ее поверхности, включая грани секущих плоскостей. Экран практически невиден, поскольку ему присвоен материал прозрачного стекла, но тень, падающая от него, видна.

Для определения имени материала, присвоенного объекту, необходимо в диалоговом окне Материалы указать клавишу Выбор (Select), а затем указать объект (деталь). В нижней части диалогового окна будет выведено имя материала указанного объекта. Клавиша Снять (Detach) позволяет отсоединить материал от объекта.

5. Фон.

Укажите кнопку Фон (Background) в панели Тонирование (Render). Откроется окно задания фона.

 

Фон может быть однородным - режим Сплошной (Solid) или.(Переход). В качестве фона может быть задана картинка из внешнего растрового файла – режим Изображение (Image).

Задайте режим Переход (Gradient). В этом режиме он состоит из трех зон: Верхней (Top), Средней (Middle), Нижней(Bottom). Задайте цвет каждой зоны. Результат в окне Просмотр (Preview).

Задайте режим Изображение. Клавишей Обзор откройте список изображений. Выберите файл valley-1.tga из директории….ACD2000\Texture

Визуализируйте видовое окно. Проверьте присвоение фона. На экране должен быть фон в виде лесной дороги, березы, вдали горы…

Чертеж в качестве фона. Фотореалистическое изображение можно сделать более содержательным, если в качестве фона вместо «лесной дороги» подставить изображение чертежа визуализируемой детали. Для этого нужно открыть файл, содержащий чертеж детали, и сохранить изображение экрана, убрав лишние панели инструментов. Как сохранить растровое изображение расскажем ниже.

6. Корректировка свойств материала.

Приведем пример корректировки свойств материала на примере материала экрана.

Например, если мы хотим изменить в ту или иную сторону прозрачность материала GLASS (Стекло). - указываем кнопку Материалы в панели Тонирование

В открывшемся окне Материалы (Materials) (Рис.10), в списке материалов указываем GLASS , затем указываем Копировать (Duplicate)– возникнет окно Новый стандартный материал New or modify Standard Material)(, в котором можно задать другое значение Прозрачности (Transparency). И, задав новое имя, например Экран, присвоить его нашему экрану..

Результат можно оценить после выполнения команды Тонировать (Render)

 7. Сохранение и просмотр растровых изображений

Растровое изображение, полученное при визуализации в видовом окне, сохраняется до первой

перерисовки экрана.

Сохранить изображение можно командой SAVEIMG или (Сервис→ Изображение→ Сохранить)

В открывшемся диалоговом окне необходимо задать формат растрового файла. Рекомендуем формат TIFF с опцией PACK.

Просмотр растровых файлов удобно выполнять внешними просмотрщиками, например ASDSee?

Но можно посмотреть их и просмотрщиком AutoCAD. (Сервис→ Изображение→ Показать)

«Продвинутым пользователям» рекомендуем повысить качество композиции. Для этого примените другие типы источников света – прожектор или точечный, подключить Туман и т.п. эффекты, позволяющие добиться более выразительного освещения, подберите свет источников, тщательно отрегулируйте войства материалов. И, наконец, можно загрузить композицию в пакет Photoshop,

и довести там до ума.

Орбитальный режим (3D Orbit)[2000 и далее]

Для нахождения оптимального вида в пространстве модели можно использовать интерактивный режим 3D Orbit. В этом случае изображение переводится в 3D режим. При этом дополнительно на экране появляется вспомогательная окружность, центр которой совпадает с серединой видового экрана. Окружность обозначает очерк некоей сферы, в центре которой располагается точка цели. При перемещении мыши с нажатой левой кнопкой сфера поворачивается вместе с пространством и объектами вокруг точки цели

На орбите в точках, определяющих квадранты, расположены 4 малых круга

Курсор, расположенный в этих кругах, также принимает различное очертание в зависимости от того , где он находится : внутри или вне орбиты.

И соответственно можно получить вращение или во всех направлениях или вокруг главного луча (перспектива) или вокруг вертикальной или горизонтальных осей Орбиты.

В 3D Orbit есть опция Adjust Clipping Planes c помощью которой можно отсечь части объектов на изображениях. При этом секущие плоскости перемещаются с помощью мыши, а на основном текущем видовом экране можно зрительно контролировать процесс.

 

ПРОСТРАНСТВО МОДЕЛИ И ПРОСТРАНСТВО ЛИСТА

В пространстве модели создается двумерная или трехмерная модель разрабатываемого обьекта.

В пространстве листа создаются плавающие видовые экраны, содержащие различные виды

модели. Здесь эти ВЭ рассматриваются как отдельные обьекты, которые можно перемещать

и масштабировать с целью добиться их подходящего расположения на листе чертежа.

Кроме того, различного рода обьекты( надпись, примечания) можно создавать и непосредственно

в пространстве листа, не затрагивая модель. Т.о.в пространстве листа формируется чертеж с

необходимыми графическими изображениями и надписями.

 

Переключение в командной строке или через меню ВИДМодель…Лист

 В пространстве листа можно масштабировать некоторые типы линий, а также работать с

поименованными видами. Т.к. плавающие ВЭ трактуются как самостоятельные обьекты,

редактировать модель в пространстве листа нельзя. Переключившись в пространство

модели получаем возможность работать с моделью, в то же время видеть скомпонованный лист.

КОМПОНОВКА ЧЕРТЕЖЕЙ.

Рамка и основная надпись.

Поскольку основная надпись добавляется к рисунку на этапе компоновки, ее обычно вносят в

пространстве листа. В Автокаде имеется 13 стандартных видов надписей, вставляемых в рисунок

с помощью «Мастера детальной подготовки».

Стандартные конфигурации плавающих видовых экранов(Именованных видов).

Как и вслучае неперекрывающихся видовых экранов можно выбрать одну из стандартных

конфигураций: Один ВЭ, Два ВЭ по вертикали, Два ВЭ по горизонтали, Три ВЭ-большой справа,

Три ВЭ по вертикали, ТриВЭ-большой сверху, Четыре ВЭ.

 

После указания количества ВЭ задаются границы области, которую они покрывают.

Хотя плавающие ВЭ создаются одновременно, они являются обьектами, и их можно при

необходимости перемещать, стирать и изменять размеры.

Переустановка и удаление плавающих видовых экранов.

После создания плавающих ВЭ можно, изменяя их положение и характеристики, добиться

требуемой конфигурации видов. ВЭ можно перемещать, копировать, растягивать и стирать

с помощью стандартных команд и большинства режимов редактирования с применением

ручек. Кроме того, к ВЭ применимы режимы обьектной привязки. Редактирование

ВЭ ведется в пространстве листа, при этом видимость их границ должна быть включена

Масштабирование и растягивание границ ВЭ не влияют на находящийся в нем вид.

Редактирование на плавающих видовых экранах.

 

Возможности по редактированию и смене вида для плавающих ВЭ почти те же, что и

для неперекрывающихся. Однако здесь имеется больше средств управления отдельными видами.

Например, на некоторых ВЭ экранах можно заморозить или отключить отдельные слои, без

 воздействия на другие экраны.

Есть возможность выравнивать вид на одном ВЭ относительно вида на другом,

также масштабировать виды относительно масштаба листа в целом.

Все модификации видов, изображенных на плавающих ВЭ, находятся в пространстве модели

Изменения значений интервала сетки и шага, степени экранного увеличения и точки зрения

относятся только к текущему ВЭ.

Компоновка чертежей в АutoCad (схема) 

Допустим имеются имеются, созданные в пространстве Модели, и сохраненные

где-либо изображения неких обьектов drawing 1, drawing2 и т.д.

  1.   Создать слои для каждого из компонуемых изображений (Слой1, Слой2 и т.д)
  2.   Создать слой для плавающих видовых экранов PVE – и сделать его текущим

3. Создать нужное количество плавающих видовых экранов

с помощью Мастера компоновки

. Сервис→ Мастера→ Компоновка листа

 В итоге будет сформирован Новый Лист с размерами не превышающим

максимально допустимого размера печатающего устройства.

Если принтер не подключен, то можно заказать любой виртуальный принтер

например Microsoft Office Document Image Writer (Max формат А3)

 Если требуется несколько плавающих ВЭ, то лучше использовать опцию Массив.

 

4. Двойной щелчок внутри первого плавающего видового экрана сформированного Листа (Переход в пространство Модели первого видового экрана)

а) Сделать текущим слой для первого изображения (Слой1)

б) Вставка (Слияние) Внешние ссылки (Вхождение DWG) Файл

или Блок Файл

Найти изображение (drawing 1 и т.д.), вставить его в текущий видовой

экран и отмасштабировать его там каким-либо способом.

! АutoCad вставляет изображение сразу во все плавающие экраны,

поэтому необходимо заходя по очереди во все остальные экраны

 замораживать «Слой1» на текущих экранах

5. Повторить п. 4а и 4б для всех остальных экранов

6. Перейти на Лист (Достаточно сделать двойной щелчок вне видовых

экранов) и заморозить слой PVE на всех видовых экранах.

  1.  Сделав текущим 0-слой нарисовать необходимые рамки чертежа,

штамп и др.атрибуты

8. ФайлПараметры принтера и (следовать указаниям).

  1.  ФайлПечать→Настройка параметров чертежа→ Предвар. просмотр→ОК.

P.S

! Не путайте виды заморозок слоев. Они бывают трех видов:

а) Заморозить - заморозка на всех видовых экранах;

б) Заморозить на текущих видовых экранах;

в) Заморозить на новых видовых экранах

! Расширенный Диспетчер слоев со всеми видами заморозок автоматически появляется лишь при использовании Мастера компоновки.

Дизайн – центр[2000…2008.]

Дизайн-центр – комплекс средств для импортирования из других чертежей блоков, стилей, макетов и т.п.

Окно Дизайн-центра вызывается командой ADCENTER .

Структура диалогового окна Дизайн-центра имеет несколько полей. В левом поле представлен структурный список файлов с чертежами, в правом их изображения для предварительного просмотра. При выборе конкретного файла(чертежа) внизу появится его крупное изображение, а в поле комментариев сопроводительный текст.

Для вставки выбранного чертежа (блока) достаточно установить курсор на его пиктограмме , нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, перетащить блок в текущий чертеж.

Для управления Дизайн-центром в верхней части имеется ряд инструментов, с помощью которых вы, например, можете отключить окно комментариев, увеличив пространство для изображения..

В Дизайн-центре можно также просматривать растровые изображения и, так же как блоки, очень просто переносить в свой чертеж.

Рекомендуемая литература

1. Леонид Левковец. AutoCAD 2008. Базовый курс на примерах.

СПб- bhv. 2008 г.

2. А.Орлов. Видеосамоучитель AutoCAD 2008. СПб. Питер. 2007.

3.. Алф Ярвуд. Моделирование в AutoCAD. М., Эксмо. 2007.

4. Дж. Омура. AutoCAD 3D. Питер. 2008

5. Хейфец А. Л. Инженерная компьютерная графика. AutoCAD.М.,

МИФИ. 2002


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45707. Современные тенденции развития телерадиожурналистики 40.5 KB
  Радио будильник спутник в автомашине пробки Непосредственность ТВ как и радиовещания определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации. Новые технические средства дают возможность более широкого и быстрого доступа к значительному колву информации. Глобализация привела к ряду социальноправовых последствий: фактический отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного порядка и поддержка концепции “свободного потока информации†игнорирование...
45708. Типология и классификация современных СМИ 30.5 KB
  Типология и классификация современных СМИ. От того каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание зависит: 1 проблемнотематическая направленность обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным политематическим и монотематическим. А от того в каком свете будут освещаться проблемы и темы зависит 2 социальная позиция СМИ его политическая экономическая и др. 3 линия поведения относительно других СМИ представляющих другие социальные позиции отстаивающие...
45709. Основные тенденции развития СМИ на Западе после Второй мировой войны (Англия) 50.5 KB
  1870 -– соглашение Вольф Гавас и Рейтер о разделе мирового инф пространства 6080 – новые типы период изданий много вечерн г “Pll Mll Gzette†“London Dily Mercury†“evening Mercury†“Evening news†“Strâ€. Особенно преуспели в этом идеологи английской желтой прессы братья Хармсворты начавшие свою деятельность в 1888 году с издания желтых журналов а затем газет Evening News 1894 Dily Mil 1896 для молодых клерков снизили цену увеличил тираж. Газетн кампании рубрики для женщин и Dily Mirror1903 –...
45710. Международная информация 36.5 KB
  Тема раскрывается в трех измерениях: во-первых освещение в России любыми СМИ любым информационным источником и в любом жанре происходящих за рубежом текущих событий и процессов; внешнеполитических и внешнеэкономических акций России; российского присутствия за рубежом – политического экономического культурного гуманитарного информационного спортивного военного. во-вторых отражение зарубежными СМИ образа России ее внутренней и внешней политики; в-третьих целенаправленные действия российской стороны в зарубежных странах для...
45711. Зарубежная журналистика и экономика: новость как товар, аудитория как капитал 28 KB
  Поскольку СМИ включены в действующую финансовоэкономическую систему той или иной страны они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы что часто проявляется в содержании публикуемых или транслируемых материалов. В ряде случаев СМИ выступают как группы экономических интересов а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния лобби. В последние годы заметно меняется экономическая структура СМИ. Во многих странах государство субсидирует СМИ как прямо так и косвенно – предоставлением различных льгот грантов...
45712. Зарубежные теории и концепции журналистики 37.5 KB
  Известные американские теоретики и историки печати профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт Теодор Петерсон и руководитель проекта профессор Стэнфордского университета Уилбур Шрамм подготовили и издали книгу Четыре теории прессы которая долгое время рассматривалась за рубежом как классическая работа. В каждой из четырех анализируемых авторами теорий проблема ответственности прессы находила свое решение в соответствии с теми социальными и политическими структурами в рамках которых функционировали СМИ. Теория свободы печати...
45713. Методика социологических исследований журналистики 29 KB
  Методика социологических исследований журналистики. Социология журналистики – это дисциплина изучающая 1 журналистику как социнститут ее место и значение в системе общ отношений и в соц структуре; 2 журку как средство общения и взаимодействия м у людьми изучение личности журналиста приемов и механизмов манипуляций пропаганды воздействия СМИ на личность. Подходы к изучению журки: 1журка как объект изучения изучают не журты а со стороны и 2Журка как субъект исследования журты являются исследователями Методы сбора информации.
45714. Правовое регулирование журналистской деятельности 36.5 KB
  Идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм никакая религия не может быть признана государственной или официальной; Статья 15 приоритет международного над национальным правом; Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека не подлежащая контролю со стороны государства и общества; Статья 41 – ответственность...
45715. Политическая журналистика в современной России 36.5 KB
  Вскоре информационные империи обоих олигархов пополнились общефедеральными телеканалами: бывшим Первым каналом после реформирования получившим название ОРТ и вновь созданным на четвертой кнопке НТВ. Передовые информационные технологии позаимствованные за рубежом и успешно адаптированные к отечественным условиям энтузиазм и талант журналистов помноженные на деньги владельца обусловили тот факт что последующие несколько лет вошли в историю российской журналистики как эпоха первого НТВ. Неверно однако было бы рассматривать первое...