20770

Контроль качества сварных соединений

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

К дефектам формы и размеров шва рис.38 относятся неравномерность ширины и высоты усиления шва неполномерность шва бугристость седловины и т. Недостаточное сечение шва снижает его прочность а при чрезмерно большом увеличиваются внутренние напряжения и деформации. Дефекты формы и размеров шва: а неполиомериость шва; б неравномерность ширины стыкового шва; в неравномерность катета углового шва по длине Рис.

Русский

2013-07-31

137.64 KB

57 чел.

Лабораторная работа №20 Контроль качества сварных соединений

Цель работы: ознакомиться с дефектами сварных соединений, причинами их возникновения и методами устранения, контролем качества.

Оборудование, материалы и приборы. Металлографический микроскоп, люминесцентный дефектоскоп, прибор ультразвукового контроля УДМ-1М, шлифы для макро- и микроисследований, образцы для испытаний на плотность.

Общие сведения

1. Дефекты сварных соединений

Дефектами называют отклонения выполненных сварных соединений от соответствия их техническим нормам и требованиям (рис.4.37). Их появления снижают прочность и работоспособность сварных соединений. К ним относятся: дефекты формы и размеров сварных швов, наружные и внутренние макроскопические дефекты, дефекты микроструктуры.

К дефектам формы и размеров шва (рис.4.38) относятся неравномерность ширины и высоты усиления шва, неполномерность шва, бугристость, седловины и т.д. Их выявляют внешним осмотром и обмером швов. Недостаточное сечение шва снижает его прочность, а при чрезмерно большом — увеличиваются внутренние напряжения и деформации.

К макроскопическим наружным и внутренним дефектам (рис.4.39) относятся: наплывы, чешуйчатость, подрезы, прожоги, трещины, непровары, шлаковые включения, поры.

Рис.4.37. Сварные соединения без дефектов: а — стыковые без разделки кромок; б — стыковые с разделкой кромок; в — тавровые

Рис.4.38. Дефекты формы и размеров шва: а — неполиомериость шва; б — неравномерность ширины стыкового шва; в — неравномерность катета углового шва по длине

Рис.4.39. Макроскопические дефекты сварных соединений

Наплывы появляются при стенании наплавленного металла на кромки непрогретого основного металла вследствие большой силы сварочного тока, длинной дуги, неправильного наклона электрода. Удаляют их абразивным кругом или пневматическим зубилом.

Чешуйчатость поверхности шва образуется при сварке некачественными электродами, неравномерном перемещении электрода, горелки или присадочной проволоки. Устраняется удалением поверхностного слоя шва с последующей наплавкой до установленного размера.

Подрезы — углубления вдоль шва на основном металле из- за избытка подводимой теплоты, неправильного положения электрода или горелки, неравномерной подачи присадочного металла. Подрезы заваривают тонкими валиковыми швами.

Прожоги — сквозное проплавление основного или наплавленного металла вследствие большого зазора между свариваемыми кромками, недостаточного притупления кромок, чрезмерно большой силы сварочного тока при небольшой толщине заготовок. Выявляют их внешним осмотром.

Трещины возникают в шве и околошовной зоне вследствие больших усадочных и структурных напряжений в металле из- за неравномерного его нагрева, охлаждения и усадки, повышенного содержания серы, фосфора, углерода, чрезмерно жесткого крепления свариваемых заготовок. Наружные трещины выявляются внешним осмотром, после чего их засверливают по концам, проводят разделку и заваривают. Швы с внутренним трещинами вырубают и заваривают вновь.

Непровар — местное несплавление основного металла с наплавленным и недостаточная глубина проникновения наплавленного металла в основной. Возможен из-за низких значений сварочного тока или мощности горелки, большой скорости сварки, смещения электрода или горелки к одной из кромок, малых зазора и угла скоса кроток, плохой зачистки кромок от ржавчины, окалины, загрязнений. Непровар устраняют зачисткой с последующей заваркой.

Шлаковые включения образуются из-за загрязнения основного и присадочного металлов оксидами, ржавчиной, неравномерного плавления покрытия электрода длинной дугой, недостаточном сварочном токе и чрезмерно большой скорости сварки. Они ослабляют сечение шва и снижают его прочность.

Пористость шва появляется вследствие значительного содержания газов в жидком металле, которые при быстром охлаждение не успевают выйти наружу и образуют пустоты сферической формы. При выходе пор на поверхность шва образуются свищи. Сквозные поры приводят к неплотности швов. На образование пор влияют: ржавчина, масло, загрязнения на свариваемых кромках, вредные примеси в защитном газе, влажный или отсыревшии флюс, большая скорость сварки, повышенное содержание углерода в основном металле.

Макроскопические дефекты выявляют внешним осмотром невооруженным глазом или при увеличении до 15 раз с помощью лупы. По результатам осмотра можно судить о местах расположения и характере внутренних дефектов. Так, подрез на одной из сторон и наплыв на другой указывают на непровар кромки. В месте малого зазора между свариваемыми кромками может образоваться непровар, а при большом зазоре — прожог. Перекосы и смещения кромок и большая высота шва могут также привести к непровару. Узкие швы с глубоким проваром более склонны к образованию трещин, чем широкие швы с небольшим проваром.

2. Микроанализ сварного соединения.

Строение зоны термического влияния

Микроанализ сварного соединения выполняют с помощью оптического микроскопа с увеличением 50-2000 раз на образцах- микрошлифах, вырезанных из сварного изделия или конструкции. Образцы должны включать сварной шов, зону термического влияния и основной металл, не подвергшийся нагреву. Исследуемая поверхность тщательно зачищается абразивной шкуркой, полируется и протравливается 4%-ным раствором HNO3 (для углеродистых сталей).

При микроисследовании выявляются строение и структура металла шва и зоны термического влияния, размеры и форма зерен, а также дефекты микроструктуры: перегрев и пережог металла, нитридные и кислородные включения, микропоры и микротрещины.

Сварное соединение состоит из металла шва и основного металла, подвергшегося термическому воздействию. Металл шва образуется при сплавлении основного и присадочного металлов. После затвердевания его структура обычно состоит из столбчатых кристаллов (дендритов), которые являются продолжением зерен основного металла на линии сплавления, и размер их определяет сечение дендритов.

Зона неполного расплавления примыкает непосредственно к металлу шва. Металл в этой зоне в процессе нагрева находится в твердожидком состоянии, и его структура может содержать нерасплавленные и частично оплавленные зерна основного металла. К зоне сплавления примыкает зона перегрева, где основной металл нагревается до температур 1100-1300 °С.

В зоне перегрева 1 (рис.4.40) структура металла состоит из крупных зерен аустенита, подвергшихся перегреву. В случае наличия окислительной среды возможно и окисление границ зерен, т.е. пережог металла. Это наиболее опасный и неисправимый дефект микроструктуры. Швы с таким дефектом должны вырезаться и завариваться вновь, а при невозможности этого конструкция должна выбраковываться.

Рис.4.40. Микроструктура сварного соединения

В зоне 2 перекристаллизации (нормализации) основной металл нагревается до 911-1100 °С с охлаждением на воздухе. Образуется мелкозернистая вторичная структура аустенита. Механические свойства металла этой зоны выше, чем у основного металла, не подвергающегося нормализации.

В зоне 3 неполной перекристаллизации основной металл нагревается до 720-900 °С и подвергается частичной перекристаллизации. Структура металла состоит из крупных зерен аустенита, цементита и мелких зерен феррита, образовавшихся при перекристаллизации.

Если до сварки основной металл подвергался пластической деформации, то в зоне 4, где он нагревается до температуры 500-727 °С происходит рекристаллизация. Она состоит в образовании новых, более укрупненных зерен феррита и перлита. При сварке металла, не подвергавшегося пластической деформации, рекристаллизации не наблюдается. При сварке углеродистых сталей, содержащих до 0,3% С, возможно снижение пластичности и ударной вязкости в результате старения после закалки или дисперсионного твердения.

В зоне 5, где основной металл нагревается до 200-500° С, на его поверхности возможно появление синих цветов побежалости. Здесь может происходить выпадение из твердого раствора очень мелких частиц различных примесей, что приводит к снижению пластичности и ударной вязкости. На работоспособность сварной конструкции это оказывает малое влияние в связи с отсутствием концентрации напряжений. Структура не отличается от основного металла и состоит из зерен феррита и перлита.

Общая ширина зоны термического влияния при ручной дуговой сварке составляет 3-6 мм, сварке в защитных газах —

  1.  3 ìì, ïîä ôëþñîì — 2-4 ìì, ýëåêòðîøëàêîâîé ñâàðêå —
  2.  14 ìì, ãàçîâîé ñâàðêå — 20-30 ìì.

Плотность (непроницаемость) сварных швов контролируют керосином, воздушным или гидравлическим давлением, вакуу- мированием, амиаком, газоэлектрическими течеискателями.

При контроле керосином сварной шов с доступной стороны покрывают водным раствором мела или каолина. После его высыхания обратную сторону шва обильно смачивают керосином. Появление желтых участков на окраске указывает на неплотности шва. Отдельные точки указывают на наличие пор и свищей, а полоски — на сквозные трещины или непровары в шве.

При контроле давлением газа в герметичный сосуд или трубопровод от сети или из баллона подается сжатый воздух или инертный газ под давлением на 10-20% больше рабочего. Сварной шов промазывают водным раствором мыла. Появление пузырьков свидетельствует о неплотности шва.

При контроле гидравлическим давлением в герметичном сосуде, заполненном водой, с помощью насоса или гидравлического пресса создается давление в 1,5-2 раза больше рабочего. Дефекты определяют по появлению течи, просачиванию воды, запотеванию поверхности шва или вблизи него.

При контроле вакуумированием на сварной шов, смоченный пеноообразующим раствором, устанавливается переносная вакуум-камера. При откачивании воздуха из камеры она плотно прижимается к поверхности изделия. При наличии пор, трещин, свищей образуются воздушные пузырьки.

Пои контроле аммиаком (способ С.Т.Назарова) в сосуд подается смесь воздуха с аммиаком под давлением 0,05-0,1 МПа. Снаружи на шов накладывают бумажную ленту, смоченную 5%- ным водным раствором азотнокислой ртути или фенолфталеина. При негерметичности шва аммиак проходит через его окрашивает ленту в ярко-красный цвет с фиолетовым оттенком.

Магнитографический контроль основан на фиксация на магнитную ленту полей рассеяния, возникающих над дефектными участками шва при его намагничивании (рис.4.41), и последующего считывания записи с ленты с регистрацией электрического сигнала или видимого изображения магнитных попей на экране электроннолучевой трубки дефектоскопа.

Ультразвуковой метод основан на способности ультразвуковых волн с частотой более 20 кГц проникать в металл на большую глубину и отражаться с различной интенсивностью от сред с разными акустическими свойствами. Отраженные колебания улавливаются, преобразуются в электрические и, после их усиления, подаются на экран электронно-лучевой трубки дефектоскопа. По характеру импульса судят о протяженности дефектов и глубине их залегания.

Люминесцентный метод контроля применяется для выявления поверхностных дефектов в швах из немагнитных материалов (нержавеющей стали, титана, алюминия). Он основан на способности некоторых веществ светится под воздействием ультрафиолетового облучения. На проверяемую поверхность наносят горячую смесь автола (25%) и керосина (75%) и выдерживают в течение 15-20 мин. После сушки на поверхность шва наносят слой порошка люминофора и рассматривают его в ультрафиолетовом свете дефектоскопа ЛД-2 или кварцевой лампы. Дефекты выявляют по яркому желто-зеленому стечению.

Порядок проведения работы

  1.  Ознакомиться с дефектами сварных швов, методами их выявления и устранения; описать дефекты.
  2.  Выполнить макро- и микроанализ соединения. Привести эскизы структуры шва и зоны термического влияния и описать их.
  3.  Ознакомиться с проверкой сварных швов на плотность и физическими методами их контроля; описать эти методы.
  4.  Заполнить табл.4.29.

Таблица 4.29

Таблица результатов

Рис.4.41. Схема контроля сварного соединения: а — просвечиванием рентгеновскими лучами; б — рентгенограмма шва; в — намагничиванием


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52261. Австралія – найменший материк Землі. Загальні відомості. Своєрідність географічного положення материка. Історія відкриття і дослідження. Рельєф і корисні копалини 7.75 MB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формувати навички складати характеристику географічного положення материка; знайти закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин; розвивати вміння учнів працювати зі схемами атласу і підручника аргументувати свою відповідь у тому числі за допомогою додаткових джерел літератури. Для подальшого вивчення Австралії клас поділяється на групи: 1група. Знаходить на карті крайні точки Австралії і визначає їхні географічні...
52262. Australia. Terra Incognita 178 KB
  Terr Incognit Suggested level B 1 B1 intermedite Inn brmovsk senior techer of English school 5 L' viv Objectives: to get cquinted with ustrlin history geogrphy stte Symbols; to prctice vocbulry; to develop pupils' listening reding nd speking skills; to rouse pupils' interests in the life of ustrlin people. The Ntionl nthem...
52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...
52264. АВСТРАЛІЯ – найменший материк Землі. Історія відкриття і дослідження 112 KB
  Визначити географічне положення Австралії, ознайомити учнів з історією відкриття, заселення Австралії європейцями, особливостями рельєфу, корисними копалинами...
52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...