20773

Настройка токарно-винторезного станка для нарезания резьб

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

При массовом производстве резьбы изготавливают резьбонарезными головками резьбовыми фрезами на катками плашками и метчиками. Резьбы бывают однозаходные и многозаходные. По профилю резьбы различают треугольные прямоугольные ленточные упорные полукруглые и трапеции дальные; по виду метрические дюймовые модульные и питче вые. Шаг резьбы Р это расстояние между двумя одноименными точками винтовой линии измеренное по образующей цилиндра.

Русский

2013-07-31

69.18 KB

313 чел.

Лабораторная работа №23

Настройка токарно-винторезного станка для нарезания резьб

Цель работы: изучить кинематику токарно-винторезного станка в связи с нарезанием различных видов резьб, ознакомиться с методами расчета сменных зубчатых колес гитары.

Оборудование, материалы и инструменты. Универсальный токарно-винторезный станок модели 16К20; резьбовый резец; стальная цилиндрическая заготовка d = 40-80 мм; 1 = 200-300 мм; резьбовый шагомер метрический; штангенциркуль.

Общие сведения

На токарно-винторезном станке резьба нарезается резьбовым резцом путем многократных последовательных проходов. Этот способ применяется в основном в единичном и мелкосерийном производствах. При массовом производстве резьбы изготавливают резьбонарезными головками, резьбовыми фрезами, на катками, плашками и метчиками. Резьбы бывают однозаходные и многозаходные. По профилю резьбы различают треугольные, прямоугольные (ленточные), упорные, полукруглые и трапеции- дальные; по виду — метрические, дюймовые, модульные и питче- вые.

Шаг резьбы Р — это расстояние между двумя одноименными точками винтовой линии, измеренное по образующей цилиндра.

Для многозаходной резьбы

Р = Ph/n,

где Ph — ход винтовой линии, измеренный по образующей цилиндра, на которой поднимается точка в поступательном движении за один полный оборот; п — число заходов.

Дюймовые резьбы обычно задаются числом ниток (витков) на 1". С достаточной для практики точностью можно считать, что 1" = 25,4 мм. Шаг дюймовой резьбы измеряется в мм:

Р=1"/п=25,4/п

где п — число ниток на 1".

В тех случаях, когда резьба сопрягается с зубчатым колесом (червячное зацепление), применяют модульные и питчевые резьбы.

Модулем т называется отношение шага зубьев колеса Р к числу п.

т = Р/π.

Если шаг зубьев колеса равен шагу сопрягаемой с ним резьбы, то Р = π/т.

Питч=

После преобразований

Р = π·25,4/п,

где п — числб питчей.

Составление уравнений баланса кинематических цепей, токарно- винторезного станка для его настройки при нарезании резьб.

Рассмотрим кинематическую цепь подач токарно- винторезного станка 16К20 с метрическим ходовым винтом (см. рис.5.17).

Цепь подачи начинается от шпиндель У1. Движение от шпинделя к суппорту передается через зубчатые колеса z = 60 шпинделя и г = 60 вала УП, либо через звено увеличения шага перебора. Винторезная кинематическая цепь является цепью согласованного вращения шпинделя и продольного перемещения суппорта от ходового винта (Р = 12 мм). Во всех случаях винторезную цепь настраивают, исходя из расчетных перемещений (РП):

1 об.шп. —> Р.

Одному обороту шпинделя соответствует продольное перемещение суппорта на величину шага нарезаемой однозаходной резьбы Р или хода Р/г многозаходной резьбы.

Уравнение кинематического баланса (УКВ) для настройки станка на нарезание однозаходных резьб

где iг — передаточное отношение гитары сменных колес; iкп — передаточное отношение кинематической цепи коробки подач.

Станок модели 16К20 выпускается с комплектом сменных шестерен, комбинации которых позволяют выполнить все предусмотренные паспортом работы по нарезанию резьб:

iг=K/L·L/N=40/86·86/64 - при нарезании метрических и дюймовых резьб для продольных подач;

iг=K/L·L/N=60/73·86/36 - при нарезании модульных и питчевых резьб.

Шаг резьбы при этом устанавливается только за счет настройки коробки подач, для чего пользуются имеющимися на станке таблицами, в которых указывается положение рукояток, соответствующее тому или иному шагу.

При включении звена увеличения шага, расположенного в коробке скоростей, У КБ имеет вид

Звено увеличения шага позволяет увеличить шаг нарезаемой резьбы кроме настройки коробки подач в 2, 8, 32 раза:

Звено увеличения шага обычно используется при настройке станка на нарезание многозаходных резьб. В этом случае РП 1 об.шп. —> пР, т.е. одному обороту шпинделя соответствует ход винтовой линии.

Расчетные формулы для настройки токарно-винторезного станка при нарезании резьб повышенной точности и нестандартных

В тех случаях, когда требуется нарезать резьбу повышенной точности или нестандартную, коробка подач отключается. Муфты М,з и М4 отключены, а муфты М2 и М5 включены. Настройка станка производится только за счет сменных зубчатых колес гитары.

К токарно-винторезным станкам обычно придается набор сменных зубчатых колес с числом зубьев 36, 40, 44, 46, 48; 52, 54; 56; 57; 60; 64; 66; 72; 73; 80; 86; 127.

В наборе имеется одно колесо со 127 зубьями для нарезания дюймовых резьб.

При настройке станка для нарезания указанных резьб принимаем iкп = 1.

Уравнение кинематического баланса для рассматриваемой настройки:

Расчет настройки состоит в подборе сменных колес по передаточному отношению гитары.

Для метрических резьб iг = Р / 8.

Для дюймовых iг = 25,4/8п, где п — количество ниток резьбы на 1".

Для модульных iгт / 8.

Для многозаходных iг = пР / 8, где п — количество заходов.

Пример. Настроить станок 16К20 на нарезание точной метрической резьбы с шагом Р = 6 мм.

Расчет гитары iг = Р / 8;

Шестерни с полученными числами зубьев имеются в наборе. Проверка сцепляемости: K+L > М+15; 60+40 > 40+15; M+N > L+15; 40+80 > 40+15.

Нарезание многозаходной резьбы

Рукоятками коробки подач устанавливается значение хода нарезаемой резьбы. Прорезается нитка резьбы. Переход от одной нитки к другой производят:

  1.  посредством поворота нарезаемой детали с помощью закрепленного на ней хомутика относительно поводкового патрона, имеющего для этой цели соответствующее число прорезей;
  2.  при помощи градуированного патрона;
  3.  перемещением верхних салазок суппорта на величину шага Р (резец для нарезания следующей нитки устанавливается по индикатору или лимбу);
  4.  при отключенной коробке подач поворот шпинделя на необходимый угол.

Для этого на переднем конце шпинделя станка 16К20 имеется специальное делительное кольцо с 60 делениями, позволяющее осуществлять поворот шпинделя на число заходов, кратное числу 60. Поворот шпинделя возможен, если выведена из зацепления пара 60/60.

Условия, необходимые для получения правильного профиля резьбы

Для получения правильного профиля резьбы должны быть соблюдены следующие условия:

1.угол заточки профиля резца ε должен быть равен углу профиля резьбы;

2.передний угол резца γ во избежание искажения профиля резьбы должен быть равен нулю, а передняя поверхность его должна быть установлена в плоскости, проходящей через ось детали;

3.биссектриса угла ε должна быть перпендикулярна к оси нарезаемого винта. Точность шага резьбы зависит главным образом от точности шага ходового винта.

Особенности нарезания четной и нечетной резьб

Резьба называется четной, если отношение шага ходового винта к шагу нарезаемой резьбы k = PX.B./P есть целое число. В остальных случаях резьба будет нечетная.

При нарезании четной резьбы можно размыкать гайку ходового винта и резец при повторном проходе всегда будет попадать в нарезаемую нитку.

При нарезании нечетной резьбы, когда резец не попадает в нитку при повторных проходах, пользуются следующими способами.

1.После каждого прохода отводят резец и, не размыкая гайки, включают обратный ход станка для возвращения резца в исходное положение.

2.Делают метку (обычно мелом) на ходовом винте и станине, а также на маховичке фартука и на самом фартуке. В начале очередного прохода при разомкнутой гайке выжидают, чтобы все метки совпали одновременно. В этот момент замыкают гайку ходового винта, что обеспечивает попадание резца в канавку резьбы.

Порядок проведения работы

1.Ознакомиться с кинематической цепью станка для нарезания резьб.

2.Ознакомиться с методикой определения передаточных отношений и подбора сменных колес гитары при нарезании метрической, дюймовой, модульной и трапециедальной резьб.

3. Выполнить необходимые расчеты настройки станка для нарезания точных резьб в соответствии с индивидуальным заданием (табл.5.18).

По данным расчета одного из студентов лаборант демонстрирует установку шестерен на гитаре и процесс нарезания резьбы.

Таблица 5.18

Индивидуальное задание (для номинального диаметра d резьбы 60 мм)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці зявляється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.
52167. Населення та політична карта Північної Америки. Українська діаспора 69.5 KB
  Міхелі фізична карта світу політична карта світу атласи таблиці картини про США та Канаду. Найбільші країни це США Канада Мексика а також на крайньому півдні та островах Карибського моря багато дрібних за площею держав та залежних територій.197 Виписати країни та їх столиці учні виписують к стовпчик за зразком США Вашингтон Канада Оттава...
52168. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 50 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будови земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материки; сформувати знання про вплив на рельєф материка ендогенних і екзогенних сил; закріпити знання про зв'язок між складом гірських порід і розміщенням родовищ...
52169. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 310.5 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будові земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материка; ; сформувати знання про впив на рельєф материка ендогенних та екзогенних сил; закріпити знання про зв`язок між складом гірських пород і розміщення родовищ корисних копалин; продовжувати формування навичок аналізу тематичних карт; розвивати увагу спостередливість творчі здібності. Обладнання: фізична карта Північної Америки атлас підручник. Географічне положення Північної Америки.