20828

Анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности новых видов колбасных изделий

Дипломная

Кулинария и общественное питание

Колбасные изделия, попадающие на наш рынок через мелкие частные предприятия зачастую в обход установленных законом процедур государственного контроля и сертификации, изготовлены из низкосортного сырья с применением различных добавок (наполнителей, консервантов, искусственных красителей).

Русский

2014-11-30

7.33 MB

33 чел.

40

Введение

В сфере материального производства мясная промышленность является одной из важнейших отраслей пищевой индустрии страны, обеспечивающей население биологически ценными продуктами питанияосновными источниками полноценного, незаменимого белка животного происхождения, необходимого для жизнедеятельности человека.

Структура производства продукции мясной промышленности, уровень и темпы ее развития во многом зависят от состояния основных отраслей животноводства. 

При проведении реформ в мясной промышленности произошли значительные социально-экономические преобразования. Завершена массовая приватизация предприятий, законодательно закреплено право выбора ими форм хозяйствования, предоставлена полная самостоятельность. Предприятия сами распоряжаются выработанной продукцией и прибылью, определяют объемы и структуру производства, принимают по-своему усмотрению другие хозяйственные решения, связанные с его развитием.

Однако до настоящего времени предприятия мясной промышленности функционируют в условиях острого дефицита животноводческого сырья отечественного производства. Сокращение его ресурсов, поставок скота и птицы на промышленную переработку вызвало адекватное снижение объемов выработки мяса и субпродуктов первой категории с 6,5 млн т в 1990 году до 2,1 млн.т. в 2006 году ( в 3,1 раза). Это негативное явление было характерным для всех регионов страны, в том числе с традиционно развитым животноводством.

Сокращение объемов производства мяса и мясных продуктов в период рыночных реформ повлекло за собой снижение уровня использования промышленного потенциала.

При еще довольно низком уровне использования производственного потенциала темпы увеличения промышленного производства мясных продуктов значительно выше темпов роста отечественного производства животноводческого сырья. Основная причина, как отмечено выше, одна - предприятия мясной промышленности перерабатывают значительные объемы импортного мяса.

В настоящее время в мясной промышленности используется замороженное блочное сырье длительного хранения, применение которого приводит к нестабильности технологического процесса производства колбасных изделий.

Колбасные изделия в последние годы пользуются у населения особой популярностью. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая фруктам, овощам, молочным и хлебобулочным изделиям.

В общей структуре колбасных изделий полукопченые и варено копченые колбасы занимают около 27%. По оценке аналитиков, прогнозируется на этот вид продукции рост спроса россиян.

В настоящее время эти колбасы производятся как мясными холдингами, так и мелкими частными предприятиями, активно развивающимися на рынке.

С учетом сложившейся экологической ситуации, современного состояния рабочих мощностей предприятий и ряда других факторов, неблагоприятно воздействующих на безопасность продукции, этот сегмент рынка нуждается в современных эффективных средствах защиты колбас от потерь.

По оценкам аналитиков, потребление колбасных изделий в расчете на одного жителя России составляет 14 кг в год.

Колбасные изделия, попадающие на наш рынок через мелкие частные предприятия зачастую в обход установленных законом процедур государственного контроля и сертификации, изготовлены из низкосортного сырья с применением различных добавок (наполнителей, консервантов, искусственных красителей).

Поэтому выбранная тема дипломной работы является значимой. Также актуальность выбранной темы проявляется в изучении вопросов, касающихся расширения и изменения структуры ассортимента колбасных изделий за счет включения в них растительных продуктов пониженной жирности, что обусловлена рядом факторов.

Целью дипломной работы является анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности новых видов колбасных изделий. 

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучены факторы, влияющие на ассортимент и качество колбасных изделий;

- рассмотрен ассортимент, качество, безопасность и фальсификация колбасных изделий;

- проведен анализ организационной деятельности магазина «Пятерочка»;

- исследованы поставщики колбасных изделий в магазин «Пятерочка»

- проведена экспертиза качества колбасных изделий, реализуемых в магазине «Пятерочка»;

- проведена оценка конкурентоспособности колбасных изделий разных производителей;

Работа состоит из введения, 3 глав и заключения, 72 листов, 13 таблиц, 4 рисунков, 35 литературных источников информации, 7 приложений.


Глава 1. Теоретическая часть

  1.  Состояние рынка колбасных изделий

Рынок колбасных изделий отличается разнообразиемассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 года на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 года их число возросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%.

Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точкурост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%.

Расширение торгового ассортимента происходит в торговых очках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер- и супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших магазинах и павильонах.

Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене, вареных колбас, и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас.

Среди других изменений в категории мясных деликатесов можно отметить сокращение спроса на ветчину. Можно предполагать, что одним из факторов, оказывающих влияние на снижение удельного веса этого сегмента рынка, является незначительно внимание производителей: на фоне активного расширения разновидностей в других категориях рынка мясной гастрономии ассортимент ветчины практически не меняется.

На рис. 1 представлена структура продаж колбасных изделий на конец 2006 года в процентном соотношении.

Рис. 1 Структура продаж колбасных изделийна конец 2006 г. в процентном соотношении

Таким образом, более половины общих продаж российского рынка мясной гастрономии приходилось на различные виды колбас. Второе по объемам продаж занимают сосиски, сардельки и шпикачки. Что касается рынка изделий мясной гастрономии, то уровень достатка населения страны не позволяет покупать продукты в том объеме, в котором возникает желание. В связи с этим рынок еще недостаточно насыщен, есть потенциал роста. В полной степени развит рынок дешевых и отчасти средних по цене колбасных изделий.

Много известных брендов на первом этапе имели высокое качество, которое удовлетворяло потребителей, затем их качество имело тенденцию к снижению. Таким образом, важный критерий мясной гастрономиистабильность качества.

Эксперты мясного рынка считают, что крупные перерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. [12].

По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой продукции.

Спрос на колбасные изделия в последние годы растет, что обусловлено относительной стабилизацией и постепенным ростом благосостояния населения. За три года производство колбасных изделий в стране увеличилось в 1,5 раза. Динамика объемов производства колбасных изделий представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика объемов производства колбасных изделий за 2001- 2006 гг

Рост объемов производства колбасных изделий обусловлен, прежде всего, повышением спроса на них, а также увеличением объемов производства и импорта сырья, из которого изготавливаются колбасные изделия.

После длительного спада производства (1991-1999 гг.) внутренний рынок колбасных изделий развивается достаточно интенсивно. С 2000 г. ежегодно растут объемы их производства (в 2,25 раза в 2006 году против 1999 г.). Основную долю составляют вареные колбасные изделия,6% (2006 г.), полукопченые,1%.

Расширяется ассортимент вырабатываемых колбасных изделий, растут объемы выработки продукции, пользующейся повышенным спросом населения. Так, при общем снижении производства колбасных изделий в 2006 году по сравнению с 1991 годом на 10,6% выпуск сосисок и сарделек увеличился в 3 раза, их удельный вес в общем объеме колбасных изделий вырос до 25,6% против 13% в 1991 году. Производство сырокопченых колбас за этот период увеличилось в 3,7 раза.

Расширению ассортимента и росту объемов выработки колбасных изделий способствовали наращивание производственных мощностей, внедрение современной техники и современных технологий.

В последние годы многие мясоперерабатывающие предприятия России, не имеющие собственной сырьевой базы, были вынуждены существенно увеличить цены на готовую продукцию, что отразилось на объемах производства и рентабельности предприятий.

Решением этой проблемы является использование пищевых добавок, позволяющим снизить себестоимость выработки вареных, полукопченых и варено-копченых колбас. При этом производство гарантирует качество и стабильность технологического процесса [15].

Наряду с известными крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями на рынке активизируются мелкие и частные предприятия. В связи с повышением уровня доходов населения потребители стали чаще покупать более дорогие мясные продукты. Наметилась тенденция роста объема производства отечественных колбасных изделий. В крупных городах спрос населения переориентировался от дешевых видов вареных колбас и сосисок к более дорогой продукции: ветчинным изделиям, сырокопченым колбасам, деликатесам.

Рынок колбасных изделий можно разделить на две группы: товары частого потреблениявареные колбасы, сосиски и сардельки и товары периодического потребления, которые пользуются повышенным спросом в праздничные днисырокопченые и деликатесы [24].

Более 80% всех российских семей потребляют вареную колбасу. Таким образом, вареная колбаса занимает такое важное место, как и мясо. Сосиски и сардельки по популярности незначительно уступают вареной колбасеих доля составляет примерно 80%. Эти продукты можно назвать постоянно присутствующими в рационе. Более 40% семей потребляют вареную колбасу 2-3- раза в неделю и чаще сосиски и сардельки с такой же периодичностьюболее 30% семей.

В последние годы наметилась тенденция к появлению интегрированных мясных холдингов, которые начали активно скупать региональные мясоперерабатывающие заводы. В настоящее время производители изготавливают продукцию под собственными брэндами. Наличие брэндов делает товар узнаваемым, и покупатель предпочитает приобретать знакомую ему продукцию. Чтобы завоевать потребителя, компании стараются выпускать продукцию не ниже класса premium.

В структуре промышленного производства колбасных изделий наблюдается ежегодное увеличение доли сырокопченых и сыровяленых колбас. Производство этих колбас является одной из самых сложных областей изготовления мясных продуктов.

Одним из импортируемых изделий из мяса являются колбасные изделия. Так, в 2001 году импорт колбасных изделий равнялся 20,9 тыс. т или 1,96% к их ресурсам в России. В последующие годы тенденции роста объема колбасных изделий в основном сохранилась, кроме 2003 года. Так, в 2002 году ввезено 34,1 тыс. т, а в 2003 г. - 31,8 тыс. т, или 2,84% и 2,2% к ресурсам в течение этих двух лет. В 2004 году импортировано 36,4 тыс.т колбасных изделий, что на 14,5% больше, чем в 2003 году, а в 2006 году импорт колбасных изделий равнялся 46,8 тыс. т и составил 2,35% к ресурсам этого товара на потребительском рынке против 2,27% в 2005 году.

В последние годы импорт колбасных изделий не оказывает существенного влияния на развитие отечественного рынка данного товара, так как составляет лишь от 1,98% в 2001 году до 2,39% в 2006 году от объема отечественного производства.

Основную долю колбасных изделий в объеме импорта занимают сардельки и сосиски в вакуумной упаковке, а также вареные колбасы, которые поступают из Польши, Финляндии и Германии.

Другим видом колбасных изделий, закупаемых на внешнем рынке, являются сырокопченые колбасы и салями производства Германии, Испании, Финляндии, Франции и Италии.

Печеночные колбасы, а также ливерные колбасы поступают из Бельгии, Германии, Нидерландов, Венгрии и Литвы.

Таким образом, анализ общеэкономических показателей развития мясной промышленности экономики страны за 2001-2006 гг. подтверждает стабильность их ежегодного развития. При этом для экономики сферы производства характерны следующие основные тенденции:

  1.  Ежегодный рост объемов основных видов продукции пищевой промышленности;
  2.  Увеличение производственных издержек, что приводит к снижению уровня рентабельности и эффективности производства;
  3.  Неустойчивое финансовое состояние предприятий перерабатывающей промышленности;
  4.  Частичное вовлечение в производство незадействованных мощностей при низком уровне его использования;
  5.  Интенсивный рост импорта мясного сырья.

  1.  
    Потребительские свойства колбасных изделий

Колбасные изделия - это продукты, приготовленные из мясного фарша с солью и специями, в оболочке или без нее и подвергнутые термической обработке до готовности к употреблению.

Колбасные изделия характеризуются более высокими пищевыми достоинствами (табл. 1) и усвояемостью по сравнению с основным сырьем (мясом). Объясняется это тем, что при производстве колбас из мяса удаляют наименее ценные в пищевом отношении составные части (кости, хрящи, сухожилия), а добавление различных специй улучшает их вкус. 

Таблица 1 Пищевая ценность различных видов колбас

Вид и категория упитанности мяса

Энергетическая ценность 100 г мяса, ккал

Вид колбасных изделий

Энергетическая ценность 100 г колбасных изделий, ккал

Говядина

I категории

II категории тощая

Свинина:

I категории

II категории

III категории тощая

179-285,6

,0

,7

,7

,0

,6

,0

Вареные колбасы

Ливерные колбасы паштеты

Зельцы, студни 

Полукопченые колбасы 

Копченые колбасы

-300

-350

-350

-450

-560

Высокая пищевая ценность колбасных изделий обусловливается также высоким содержанием в них белковых и экстрактивных веществ, низкоплавкого свиного жира. Добавление же молока, сливочного масла и яиц не только повышает питательную ценность, но и значительно улучшает вкус колбасных изделий.

Мясо для большинства колбас измельчают очень тонко, вместо тугоплавкого говяжьего жира в них вводится легкоусвояемый свиной (шпик). 

Приготовление колбас позволяет рационально использовать мясо тощее, условно-годное, а также мясо быков и хряков [26].

Химический состав колбасных изделий приведен в табл. 2. 

Таблица 2 Химический состав колбасных изделий в зависимости от технологии производства

Наименование колбасных изделий

Массовая доля, %

Энергетическая ценность 100 г продукта, кДж 

воды

белков

жиров

минеральных веществ

Колбасы вареные

Колбасы полукопченые

Колбасы сырокопченые

Колбасы варено-копченые

Сосиски

Зельцы

Крупнокусковые

Сырокопченые

-72

-52

-30

-40 55-60 50-80 

3-57

-37

-14

-23

-28

-28

-13

-16

-23

-10,5

-30

-45

-48

-39

-31

-30

-21

-67

,5-3,1

,3-4,9

,0-6,6

,6-4,7

,8-2,0

,0-3,0

,0

,7

-1322

-1950

-2151

-1757

-1356

-1676

-1167

-2633

Таким образом, наибольшей пищевой ценностью обладают сырокопченые колбасы благодаря высокому содержанию жиров (до 48%), хотя белков содержится в небольшом количестве (10,5); наименьшейсосиски (соответственно 31% и 13%), т.к. они содержат минимальное количество жиров и белков. Промежуточное положение занимают колбасы полукопченые и варенокопченые, а также зельцы и крупнокусковые колбасы.

  1.  Классификация и характеристика современного ассортимента колбасных изделий

Колбасные изделия классифицируют по следующим признакам в зависимости от:

  1.   вида мяса - говяжьи, свиные, бараньи, конские, верблюжьи, из мяса других животных и птиц, говяжьи, бараньи и конские в смеси со свининой и шпиком;
  2.   состава сырья - на мясные, кровяные, субпродуктовые, диетические;
  3.   качества сырья - на высший, 1, 2, 3-й сорта;
  4.  способа термической обработки колбасы подразделяют на вареные, полукопченые и копченые.
  5.   вида на разрезе колбасы высшего сорта делят на структурные и бесструктурные.
  6.  вида оболочки - в оболочках естественных (кишки, пузыри, пищеводы), искусственных (белковая, целлюлозная) и без оболочки (мясной хлеб, студень, паштет);

рисунка на разрезе - с однородной структурой (тонкоизмельченный фарш) и с включением кусочков шпика, языка, крупно измельченной мышечной и жировой ткани [8].

Полукопченые колбасы представляют собой изделия, приготовленные из мясного фарша с солью и специями, в оболочке, подвергнутые обжарке, варке и копчению. Они имеют приятный аромат копчения, чеснока и пряностей. От вареных колбас отличаются более плотной консистенцией, меньшим содержанием влаги (35-60 %), в связи с чем могут дольше храниться, а также более высокой энергетической ценностью.

Основным сырьем для производства полукопченых колбас являются говядина жилованная 1-го (для высших сортов колбас) и 2-го сортов (для прочих колбас), свинина нежирная и полужирная. В качестве жира используют грудинку, твердый и полутвердый шпик, курдючное сало и жирную говядину. Чаще всего в полукопченых колбасах содержится грудинка. Шпик входит в рецептуру колбас 2-го сорта (где он может быть заменен курдючным салом), двух колбас высшего сорта (Охотничьи колбаски, Таллинская) и одной 1-го сорта (Одесская). Без добавления какого-либо жира готовится колбаса 3-го сорта - Особая. Из пряностей для полукопченых колбас используют перец, чеснок, кориандр (в колбасы 2-го сорта) и тмин.

Ассортимент полукопченых колбас. В зависимости от особенностей рецептуры полукопченые колбасы делят на высший, 1, 2 и 3-й сорта.

К колбасам высшего сорта относят Полтавскую, Краковскую, Армавирскую, Охотничьи колбаски, Таллинскую, Украинскую жареную, Приму.

Украинскую жареную готовят только из свинины, поэтому она имеет выраженный вкус свинины. Кроме того, она является самой острой из полукопченых колбас, так как содержит в 5 раз больше перца и чеснока, чем другие колбасы. Батоны ее свернуты спиралью в 3-4 витка с крестообразной перевязкой.

Армавирская отличается светлым фаршем (низкое содержание говядины) и характерной формой батона. Оболочкой для нее служит синюга баранья, поэтому батон широкий, слегка изогнутый.

Полтавская и Краковская колбасы содержат одинаковое количество говядины, свинины и грудинки. Однако резко отличаются друг от друга формой батона и видом на разрезе (грудинка в Полтавской колбасе - в виде прямоугольников, в Краковской - в виде кубиков).

Охотничьи колбаски и Таллинская - вместо грудинки в качестве жира добавляют мелкокрошеный полутвердый шпик. Охотничьи колбаски имеют форму сосисок (оболочка - бараньи черевы), Таллинская из-за высокого содержания говядины имеет темный фарш; кроме того, это единственная колбаса с добавлением тмина, который не измельчают (виден на разрезе батона).

Прима - в рецептуру ее входит говядина 1-го сорта (40 %), свинина полужирная (30 %) и грудинка (30 %). Батон прямой или слегка изогнутый.

К колбасам 1-го сорта относят Украинскую, Минскую, Свиную, Одесскую, Московскую, Белковую и др.

Свиная имеет форму открученных батончиков длиной 30-35 см и характерный вкус свинины, так как содержит только свинину.

Украинская сходна с Полтавской, однако различить их можно по виду на разрезе: фарш у Украинской более грубый (говядина 2-сорта) и более темный (говяжьего мяса больше, чем у Полтавской); кусочки грудинки более мелкие, имеют форму кубиков.

Одесская - единственная из полукопченых колбас, содержащая твердый шпик (мелкокрошеный).

Минская - самая темная и грубая колбаса 1-го сорта (говядины 98 %); на разрезе - кусочки говядины (размером 8x8 мм) с жиром желтоватого цвета. 

Московская готовится из говядины 1-го сорта (50 %), свиной обрези (48 %) и крахмала (2 %). Батон прямой.

Белковая - называется так потому, что содержит 3 % соевого белка; кроме того, в рецептуру входит говядина 1-го сорта, свинина полужирная (кусочками 16-25 мм). Батон прямой.

К колбасам 2-го сорта относят Польскую, Семипалатинскую и Баранью. Все они имеют форму открученных батончиков длиной 15-25 см (Баранья может быть и в виде кольца) с перевязкой на первом батончике. На разрезе этих колбас - кусочки полутвердого шпика или курдючного сала размером не более 6x6 мм. Различаются колбасы видом на разрезе. Семипалатинская и Баранья - более темные и грубые, чем Польская, кусочков шпика (курдючного сала) в них меньше. Баранья, кроме того, имеет специфический вкус.

К колбасам 3-го сорта относят Особую субпродуктовую. Она имеет такую же форму батонов, как колбасы 2-го сорта, но с четырьмя перевязками на первом батончике. Это самая темная и грубая колбаса.

Таким образом, развитие техники и технологии, а также достижения в области пищевой химии и биотехнологии привели к расширению ассортимента колбасных изделий.

  1.   Требования к качеству колбасных изделий

К полукопченым колбасам предъявляются следующие требования: поверхность батона должна быть чистой, сухой, без повреждения оболочки, плесени, слипов и наплывов фарша. Форма должна соответствовать названию колбасы. Консистенция для полукопченых колбас упругая.

Вид на разрезе также должен соответствовать названию колбасы. Фарш равномерно перемешан, без серых пятен, пустот, содержит кусочки грудинки, шпика или свинины установленного для данного названия колбасы размера; шпик и грудинка белого цвета, не пожелтевшие. Вкус и запах приятные, без посторонних привкусов и запахов, вкус слегка острый, солоноватый, с выраженным ароматом копчения и пряностей.

Содержание (в %, не более): влаги в полукопченых колбасах – 35-60, соли - не более 4,5% нитритов - 5 мг (для полукопченых колбас) на 100 г продукта.

Оболочка свежих колбас должна быть сухой, крепкой, эластичной, без налетов плесени, плотно прилегающей к фаршу (кроме целлофана); окраска фарша на разрезе как около оболочки, так и в центральной части, однородная, без серых пятен; шпик белого цвета или с розовым оттенком; фарш без воздушных пустот, серого цвета; консистенция полукопченых колбас - плотная; запах и вкус, свойственный данному виду изделий, с ароматом специй, без посторонних привкуса и запаха.

У крупнокусковых колбасных продуктов поверхность должна быть чистой, без выхватов, «бахромок», остатков щетины; в большинстве изделий толщина шпика не должна превышать 4 см; консистенция упругая или плотная (для сушеных изделий), цвет изделий на разрезе равномерный, от розового до красного, без серых пятен; вкус в меру соленый, варено-копченых изделий из свинины (окорока, рулетов) и копчено-запеченных - выраженный ветчинный, копченых - солоноватый, острый вкус, обусловленный коптильными веществами с ароматом копчения.

Свежие крупнокусковые продукты не должны иметь плесени, слизи, пожелтевшего жира, налета соли, запаха загара, затхлости, посторонних привкуса и запаха. Подозрительные по свежести колбасные изделия направляют на бактериологический анализ.

Не допускаются к реализации изделия, имеющие следующие дефекты:

  1.  посторонние вкус и запах;
  2.  загрязнения, плесень или слизь на оболочке или поверхности;
  3.  лопнувшие или поломанные батоны. Чтобы поломанные батоны можно было реализовать, их подрабатывают на колбасных заводах - делают ровный срез на ломаном конце, обертывают его пергаментом и перевязывают шпагатом;
  4.  рыхлый фарш, появляется в результате деятельности гнилостных микроорганизмов, разлагающих белки фарша;
  5.  желтый жир в фарше в изделиях высшего сорта, в остальных сортах допускаются единичные кусочки. Чаще всего причиной этого дефекта является использование для производства колбас уже пожелтевшего жира;
  6.  серые пятна в фарше; появляются в основном при термической обработке, обусловлены действием денинтрифицирующих бактерий, которые восстанавливают нитриты до азота;
  7.  бульонно-жировые отеки в колбасах (в см): высшего сорта - более 2, в остальных - более 5. Дефект появляется в результате перегревания фарша при измельчении мяса, когда часть белков коагулирует, в результате чего мясо теряет способность к набуханию, а фаршевая эмульсия расслаивается.

  1.  Факторы, влияющие на качество колбасных изделий

Основными факторами, влияющими на качество колбасных изделий являются сырье и технология приготовления различных видов колбас.

  •  Сырье для производства колбас подразделяют на основное и вспомогательное.

Основным сырьем для производства колбасных изделий являются говядина, свинина и свиной жир. Для выработки отдельных колбас применяют субпродукты, пищевую кровь, баранину, мясо птицы и кроликов. 

В колбасном производстве используют мясо всех категорий упитанности и в любом термическом состоянии. Однако преимущество отдают мясу с наименьшим содержанием жира. Колбасные изделия высокого качества возможно изготовить только при соответствующем подборе мяса, полученного от животных определенного вида, упитанности и возраста. Говяжье мясо является связующим материалом для колбасного фарша. Свинина придает колбасным изделиям нежную консистенцию и приятный вкус. Баранину используют для производства колбас в ограниченном, количестве в связи с ее специфическим запахом и вкусом.

Свиной шпик улучшает пластичность фарша и повышает питательную ценность колбас.

Для придания цвета свежего мяса в технологии колбасного производства используется свойство миоглобина активно связывать окись азота в устойчивое соединение, не разрушающееся при высоких температурах. Нитрит натрия, входящий в состав посолочных смесей (обладает свойством подавлять развитие микроорганизмов), после химических превращений образует нитрозомиоглобин характерного цвета. Интенсивность и устойчивость окраски зависит от количества нитрита натрия - 10 мг на 100 г сырья достаточно для хорошей фиксации окраски мясных изделий.

Для ускорения процесса окрашивания мяса нитритом может добавляться аскорбиновая кислота, которая восстанавливает нитрит до окиси азота.

Фосфаты повышают сочность и нежность полукопченых колбас. Так, натрийтриполифосфат увеличивает влагосвязывающую способность мышечной ткани, выполняет роль эмульгатора и антиокислителя.

Вкус и аромат колбас формируется добавлением пряностей, чеснока и лука.

Говядину (телятину, мясо молодняка) используют в парном, охлажденном и мороженом виде. Для полукопченых колбас хорошо использовать мороженое мясо, обладающее невысокой влагопоглотительной способностью. Говядина является связующим материалом фарша, что объясняется свойствами ее белков. Наибольшей вязкостью обладает мясо быков.

Свинина улучшает вкус колбас, повышает их питательную ценность и влияет на цвет: чем больше свинины входит в рецептуру колбас, тем они светлее.

Баранина имеет специфические вкус и запах, поэтому используется для производства лишь бараньих колбас.

Шпик в зависимости от части туши, с которой его получают, делят на твердый (хребтовый) и полутвердый (боковой). Твердый получают с хребтовой части, окорока и лопатки; он содержит мало соединительной ткани и не имеет мясной прослойки; используют для производства колбас высших сортов. Полутвердый шпик получают с боковой и грудной частей туши, он содержит соединительную ткань и имеет мясные прослойки; используют в производстве колбас более низких сортов; этот шпик обладает эластичностью; поэтому используется для обертывания фарша полукопченых колбас.

Грудинку применяют в производстве полукопченых, а иногда и вместо шпика.

Курдючное сало имеет специфические привкус и запах и используется в производстве бараньих колбас. Нередко им заменяют шпик в полукопченых колбасах низших сортов.

Из субпродуктов используют языки, печень, легкие, мозги, сердце, рубец, мясную обрезь, клейдающие субпродукты (ножки, губы, уши, пятачки, жилки) и др. 

К вспомогательному сырью и материалам колбасного производства относятся молочные продукты, яйца, крахмал, белковый стабилизатор и белковый обогатитель, пряности и др.

Молочные продукты (молоко, сливки, масло сливочное) повышают пищевую ценность, улучшают вкус и аромат колбас.

Яйца куриные (меланж) повышают питательную ценность колбас и увеличивают связность фарша.

Крахмал (2-3%) добавляют в фарш колбас более низких сортов для повышения влагопоглотительной способности. Вместо крахмала может быть использована пшеничная мука.

Белковый стабилизатор и белковый обогатитель широко применяют для повышения биологической ценности и снижения себестоимости колбас. Белковый стабилизатор представляет собой измельченную до кашицеобразного состояния свиную шкурку. Белковый обогатитель получают путем осаждения хлористым кальцием белков из смеси, состоящей из 15 % крови и 85 % обезжиренного молока.

Белковые препараты из сои (концентрат и изолят), содержащие до 85% белка на сухое вещество, широко используют в производстве колбасных изделий. При внесении препаратов в продукт на 1 часть порошка добавляют 3 части концентрата, а для изолята 4 части воды. Такие добавки заменяют равнозначное количество мяса.

Пряности (мускатный орех, кардамон, перец, кориандр, гвоздика, чеснок и др.) улучшают вкус и аромат колбас.

Соль добавляют в количестве 2-3,5 % (для вареных колбас) и 3-6 % (для копченых). Она придает изделиям солоноватый вкус и частично их консервирует. Сахар (0,1-0,3 %) улучшает вкус колбас, смягчая соленость; не добавляют его в диабетические мясные продукты. 

Нитриты (натриевая соль азотистой кислоты) используют для сохранения розовой окраски мясного фарша.

Аскорбинат натрия добавляют в вареные колбасы (0,1-0,2 %) для усиления вкуса и аромата мяса. 

Фосфаты (0,3-0,4 %) способствуют повышению влагопоглотительной способности мяса. Используя фосфаты, можно уменьшить или полностью исключить из рецептуры вареных колбас крахмал. 

Колбасные оболочки придают колбасам форму, предохраняют их от загрязнения, проникновения микроорганизмов, способствуют сохранению их вкуса и питательной ценности. Их подразделяют на естественные и искусственные. Наибольшую ценность представляют естественные (кишечные) оболочки, которые обусловливают лучшее созревание колбас. Естественные кишечные оболочки, применяемые в колбасном производстве, имеют следующие названия: ч е р е в ы - тонкие кишки, по сравнению с другими кишечными оболочками они имеют самый маленький диаметр, колбасы, фарш которых помещен в черевы, имеют форму кольца или открученных батончиков; говяжьи черевы используют для тонких батонов колбас (вареных, полукопченых, копченых), свины- для сарделек, бараньи - для сосисок; круга- ободочная говяжья кишка применяется для приготовления средних по толщине батонов колбас, такие колбасы имеют форму прямого батона; с и н ю г а - слепая кишка говяжья и баранья, колбасы, фарш которых набит в синюгу, имеют форму широкого, слегка изогнутого батона; проходник - конец прямой говяжьей кишки; мочевые пузыри и свиные желудки применяют для зельцев. Искусственные оболочки подразделяют в зависимости от происхождения на растительные (вискозные, целлофановые, пергаментные) и белковые. К белковым относятся оболочки кутизиновые и белкозин. Белковые оболочки считаются лучшими, так как они эластичны, плотно прилегают к фаршу, паро- и газопроницаемы. 

Изготовляют их из белковой массы, полученной из обрезков кожи.

Мясо для производства полукопченых колбас должно содержать как можно меньше воды и обладать высокой вязкостью, поэтому такие колбасы готовят из мороженого мяса. Для придания фаршу вязкости рекомендуется использовать мясо быков.

Основным сырьем для производства полукопченых колбас являются говядина жилованная высшего и 1-го сортов, свинина нежирная, полужирная и жирная. В качестве жира используют грудинку, шпик твердый, жир говяжий. Из пряностей применяют перец, мускатный орех, кардамон и реже чеснок. В некоторые колбасы добавляют (по 250 г на 100 кг сырья) коньяк и мадеру.

Производство колбас.

Общей и одинаковой операцией для производства многих колбасных изделий является подготовка сырья.

Мороженые туши и полутуши размораживают. Удаляют с них загрязнения, кровоподтеки, побитости. Затем их разделывают на отдельные отрубы, подвергают обвалке (отделению мяса от костей) и жиловке (отделению от мышечной ткани хрящей, сухожилий и жира). Жилованное мясо рассортировывают.

Подготовленное сырье подвергают первичному (грубому) измельчению и посолу. Мясо с помощью волчков делят на куски по 2-3 см, добавляют поваренную соль с нитритами. Последние, взаимодействуя с белком мяса миоглобином, образуют азооксимиоглобин (красного цвета).

Для просаливания мясо выдерживают при температуре 3-4°С в течение 24-48 ч. За это время оно созревает, т. е. приобретает клейкость, влагоемкость, что необходимо для придания фаршу колбас связности и упругости.

В настоящее время при производстве колбас все шире используют ускоренный способ посола мяса. При этом мясо измельчают на волчке более мелко - на куски по 2-3 мм; посолочные вещества вводятся в виде раствора. 

Все это позволяет сократить время просаливания и созревания мяса до 6 ч.

Вторичное (тонкое) измельчение мяса производят на куттере. В результате повышается температура фарша и может достичь 20°С, что отрицательно сказывается на водоудерживающей способности мяса. Во избежание этого при куттеровании в фарш добавляют до 10-30 % чешуйчатого льда. Лед чаще всего получают замораживанием не воды, а обезжиренного молока, что повышает и пищевую ценность колбас.

Составление колбасного фарша - измельченную говядину и свинину загружают в фаршемешалки, добавляют специи и шпик (для структурных колбас), предварительно нарезанный на кусочки определенной формы и размера, и все тщательно перемешивают.

Наполнение фаршем колбасных оболочек производится на шприц-машинах. При этом обращают внимание на плотность набивки. Если набивка произведена слишком слабо, то образуются пустоты, тем самым создаются условия для развития микроорганизмов; если же набивка слишком плотная, то при термической обработке в результате расширения фарша оболочка лопается; все это - недопустимые дефекты.

В процессе заполнения подвесных рам батонами колбас и продвижения их к печам для термической обработки в них происходит осадка (уплотнение фарша, подсушивание оболочки).

Особенности производства полукопченых колбас. Производство полукопченых колбас во многом сходно с производством вареных колбас: подготовка основного и вспомогательного сырья, обвалка, жиловка, сортировка, посол, измельчение мяса и составление фарша.

Отличительные особенности в производстве полукопченых колбас. Фарш в оболочки набивают более плотно, чем для вареных колбас, чтобы при дальнейшей обработке вследствие уменьшения объема фарша не образовывались пустоты - «фонари». Если для вареных колбас осадку фарша специально не производят, то батоны полукопченых колбас для уплотнения фарша подвергают осадке при температуре 12°С в течение 3-4 ч, а затем термической обработке: обжарке, варке и копчению. Обжарка батонов производится при температуре 60-90 °С в течение 1-1,5 ч, варка - при 70-80°С в течение 40-60 мин. Более низкие температурные режимы обжарки и варки полукопченых колбас по сравнению с вареными объясняются тем, что при более высокой температуре возможно оплавление жира. После варки колбасы охлаждают до температуры внутри батона 20 °С и коптят в течение 12-24 ч при 35-50 °С. Во время копчения колбасы пропитываются веществами, содержащимися в дыме, и приобретают аромат копчения.

Полукопченые колбасы, предназначенные для отгрузки на дальние расстояния, после копчения сушат при температуре 12-15°С и относительной влажности воздуха 70-75 % в течение 2-4 сут., что позволяет на 3-8 % снизить содержание в них влаги и сделать их более стойкими в хранении. Полукопченые колбасы, выработанные для местной реализации, сушке не подвергают, если их влажность не превышает нормы.

Таким образом, основное и дополнительное сырье при производстве колбасных изделий, а также этапы производства во многом предопределяют качество готовых колбасных изделий.

  1.  Хранение колбасных изделий и возможное изменение качества при хранении

Хранят колбасные изделия, как правило, при температуре не выше 8°С и 75-80%-й относительной влажности воздуха. Срок реализации полукопченых колбас - до 10 суток.

Приведенные сроки реализации включают время хранения особо скоропортящихся изделий на предприятии-изготовителе, время транспортирования и время прохождения продуктов в магазине до отпуска их потребителю.

Полукопченые колбасы, нарезанные ломтиками и упакованные под вакуумом в пленку, разрешается хранить при температуре воздуха 15-18°С до 6 суток, при 5-8°С - до 8 суток.

К допустимым дефектам колбас относят незначительную деформацию батонов, небольшое загрязнение жиром и продуктами сгорания древесины, неправильную форму сшитой оболочки, небольшие видимые пустоты под оболочкой (1-2 см), небольшие слипы - бледноокрашенные части батонов в виде продольных полос; небольшую морщинистость оболочки; для копченых и полукопченых колбас - неравномерную или недостаточную прокопченность батонов.

Недопустимыми дефектами колбас являются значительное загрязнение сажей, смолой, пеплом и жиром; лопнувшие и поломанные батоны, концы которых не зачищены и не обернуты бумагой; серые пятна, крупные пустоты; рыхлый, разлагающийся фарш и лопнувшая оболочка, большие наплывы фарша над оболочкой.

К основным видам порчи колбасных изделий относят кислое брожение, плесневение, изменение цвета, прогоркание, гнилостное разложение. Часто порча проявляется комплексно.

Кислое брожение вызывается микроорганизмами (микро- и стрептококки, лактобацилы, микробы из семейства кишечных бактерий), разлагающими углеводы с образованием кислоты. Этот вид порчи отмечается обычно в вареных и ливерных колбасах с наличием растительных добавок или печеночной ткани. В сырокопченых колбасах этот вид порчи отмечается, когда созревание производят быстро и интенсивно: при повышенной температуре, а также при наличии большого содержания сахара в фарше. Специфический, кислый запах обнаруживается сразу после разламывания или разрезания колбас. К появлению кислого брожения приводят медленное и недостаточное охлаждение готовой продукции и хранение колбас при повышенных температурах. При обнаружении этого вида порчи продукцию направляют на технические цели.

Плесневение колбасных изделий вызывается развитием различных видов микроскопических грибов (родов Penicillium, Mucor, Aspergillus, Cladosporium). Некоторые виды микроскопических грибов могут образовывать микотоксины при нарушении режимов хранения продукции, особенно повышении относительной влажности и температуры воздуха, уменьшении скорости воздухообмена в помещениях, где хранятся колбасы, и превышении сроков хранения. Плесневение колбас обычно начинается с поверхности и может проникать в глубокие слои продукта. На начальных стадиях плесень не оказывает существенного влияния на продукцию, позднее нарушается целостность колбасной оболочки, и микроскопические грибы поражают глубокие слои с изменением консистенции, цвета и запаха колбас. Продукцию с признаками начальной стадии плесневения рекомендуется очищать и промывать 20%-ным раствором поваренной соли, после чего продукцию необходимо обжарить и подкоптить при температуре 80-100 "С в течение 1-2 ч. На поздних стадиях поражения плесенью происходит изменение цвета, запаха и вкуса продукции. В тех случаях, когда зачисткой невозможно удалить пораженные плесенью участки, или при диффузном поражении, колбасные изделия направляют на технические цели.

Для ускоренного производства полукопченых колбас используют безопасные с точки зрения токсикологии микроскопические грибы, нанося их на поверхность батонов. При росте таких плесневых грибов хорошо регулируется выделение влаги из сырокопченой колбасы, а продукты обмена и ферменты, свойственные грибам, диффундируют через колбасную оболочку в фарш и придают изделиям специфический аромат.

Выделение и кристаллизация поваренной соли на поверхности колбас может напоминать тонкий налет плесени. Наличие соли не является препятствием для реализации колбас на общих основаниях.

Изменение цвета колбасных изделий может происходить по микробиологическим и физико-химическим причинам.

В колбасах возможно появление в центре или по периферии батона зеленого оттенка. Причиной таких изменений может быть повышенное содержание микроорганизмов в сырье и недостаточная его тепловая обработка, а также воздействие L. Viriduns, L. Plantarum или бактерий, образующих сероводород. Зеленый оттенок фарша может возникнуть вследствие недостаточной выдержки мяса в посоле и нарушении режимов обработки, использования мяса от животных, перенесших стресс. Серый цвет колбасных изделий можно обнаружить как с поверхности, так и в глубоких слоях продукта. Хранение колбас в условиях повышенной влажности может привести к появлению налетов серого цвета из-за развития кокковых форм микроорганизмов, дрожжей или плесени. В тех случаях, когда без нарушения целостности батонов удается удалить налет, промывая их 20%-ным рассолом или зачищая без использования жидкости, колбасные изделия подсушивают и реализуют на общих основаниях. Когда же это невозможно выполнить, продукцию направляют на переработку или технические цели в зависимости от характера изменений.

Кроме того, серый цвет колбасных продуктов на разрезе может возникать в результате жизнедеятельности в сырье и готовых изделиях микроорганизмов, образующих оксидазы, пероксидазы или сероводород. Причинами появления серого окрашивания продукции могут быть: использование мяса с загаром; использование мяса сомнительной свежести и несвежего, а также жира с большим количеством перекисей; недостаточное количество нитрита натрия; длительный контакт сырья с воздухом после куттерования; воздействие на вареные колбасы света; недостаток миоглобина в мясе молодняка; отклонения в режимах обжарки; использования мяса от животных, которым перед убоем вводили антибиотики, а также мяса от животных, убитых в состоянии стресса.

Для установления причины изменения цвета колбасных изделий необходимы комплексные исследования с использованием лабораторных методов.

Ослизнение колбасных изделий проявляется в виде серовато-белого налета. Этот дефект возникает в результате нарушения условий хранения колбас с конденсированием влаги на их поверхности. Интенсивность образования серовато-белого налета, специфического затхлого запаха зависит от длительности содержания продукта в неблагоприятных условиях. При микробиологических исследованиях из этого налета можно выделить микрококки, стрептококки, дрожжи.

Прогоркание колбас отмечается при применении сырья (шпика) с признаками окисления жира, а также в случаях нарушения условий и сроков хранения колбасных изделий. Продукция с такими изменениями не допускается к реализации.

Гнилостное разложение колбас является сложным процессом, в котором участвует многие вида микроорганизмов: кокковые формы, протеолитические бактерии (сенная палочка). Оно сопровождается появлением остропахнущих веществ в результате разложения белков, жиров и углеводов и быстрее распространяется в продуктах, содержащих больше влаги. Возникновению гнилостного разложения способствует нарушение режимов подготовки сырья, его механической и тепловой обработки и хранения готовой продукции. При обнаружении признаков гнилостного разложения, а также при выявлении в продукции личинок насекомых, помета грызунов колбасные изделия направляют на технические цели.

  1.  Проблемы качества, безопасности и возможная фальсификация колбасных изделий

В настоящее время предприятия имеют право самостоятельно разрабатывать технические условия на колбасные изделия. От производителя требуется лишь достоверная информация о природе, составе, пищевой ценности и других регламентирующих характеристиках мясного продукта.

Одним из аспектов, касающийся стандартизации - перечень показателей, позволяющей идентифицировать ассортиментную принадлежность и объективно оценивать качеств колбасных изделий.

В национальном стандарте на колбасы регламентируются массовая доля влаги, поваренной соли, нитрита натрия, крахмала, а также химический состав (содержание белка и жира).

ТУ на колбасы исключают из перечня показателей такой важный критерий потребительских свойств продукта, как массовая доля влаги. Поэтому большинство колбас, особенно при использовании современных многослойных оболочек, имеют высокий выход при повышенной влажности продукта.

Нормирование массовой доли белка и жира не исключает необходимости контроля массовой доли влаги в продукте, т.к. именно повышенная влажность колбас часто вызывает нарекания покупателей и является причиной забракованной продукции.

В технических регламентах наряду с безопасностью продукта важное место отводится достоверности информации о составе и свойствах продукта.

Важнейшей характеристикой потенциальных свойств продукта является состав ингредиентов в рецептуре. При маркировке колбас в составе ингредиентов, например, часто не указывается вода, особенно в том случае, когда в рецептуре присутствует гидратированный растительный белок.

Для установления качества и безопасности колбасных изделий был опробирован метод, основанный на эффекте сверхслабого излучения живых систем [3].

Для определения видового состава мяса, наличия белков сои, в том числе генетически модифицированных, сегодня широко применяется метод полимеразной цепной реакции. Освоение метода позволили уменьшить широко распространившуюся в последние годы фальсификацию колбас по составу.

Перечисленные методы позволяют идентифицировать колбасные изделия по ингредиентному составу, установить наличие и природу пищевых добавок. Но слабая техническая оснащенность лабораторной базы, пока не позволяет поставить заслон фальсифицированной колбасной продукции [4].

Однако уровень качества колбас сегодня таков, что требует всестороннего и пристального внимания.

Для построения эффективной системы управления, отвечающей установленным требованиям, весь мир, а вместе с ним и Россия, выбрали стандарты ИСО серии 9000, в которых обобщен и зафиксирован опыт передовых предприятий многих стран мира. Язык стандартов ИСО понимают и используют специалисты предприятий разных континентов и их потребители.

Одним из органов, выдающих сертификат на систему менеджмента качества, является Ассоциация по сертификации Русский Регистр, обладающая большим числом квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики и имеющая международное признание. Представители Регистра входят в состав ИСО ТК/176 - Технического комитета по разработке и внедрению стандартов ИСО серии 9000. На сегодня Регистром сертифицировано около 2000 организаций и предприятий в России и за рубежом.

Умение обнаружить, идентифицировать и количественно определить вещества, влияющие на вкус и запах продуктов, являются одной из актуальных проблем мясной промышленности [18].

Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет механизмы формирования системы оценки и подтверждения качества продукции [2].

Ветеринарно-санитарная экспертиза является одним из важнейших факторов исключения из торговли недоброкачественных и фальсифицированных колбасных изделий, представляющая собой серьезную угрозу для здоровья населения.

Одним из видов фальсификации колбасных изделий является замена натурального мясного сырья на соевые ингредиенты в связи с дефицитом мясного сырья. В настоящее время используют при производстве соевые изоляты, концентраты, текстураты, соевую муку, лецитин.

В данном случае, речь идет о поступлении импортных белковых ингредиентов, где имеет место техническая фальсификация.

По органолептическим показателям (внешнему виду, цвету, консистенции, вкусу и запаху) нет возможности провести объективную идентификацию таких продуктов. В связи с этим есть случаи их технической фальсификации при присвоении кодов ТН ВЭД России, а также применении таможенных пошлин.

По действующей системе классификации товаров на белковые концентраты и текстурированные белковые вещества установлены коды ТН ВЭД России, а также применении таможенных пошлин.

По действующей системе классификации товаров на белковые концентраты и текстурированные белковые вещества установлены коды ТН ВЭД России: соответственно 2106 10 200 и 2106 10 800 и ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости товара.

Для того, чтобы не допустить техническую фальсификацию колбасных изделий при неправильном присвоении кодов ТН ВЭД России, а значит, и применения таможенных пошлин, целесообразно разработать «Межотраслевую программу», предусматривающую проведение исследований с привлечением ученых и специалистов Российской таможенной академии и отраслевых научно-исследовательских институтов, направленную на создание:

  •  Инструментальных методов объективной идентификации белков растительного и животного происхождения;
  •  Научно обоснованной классификации растительных и животных белков на группы однородной продукции с учетом состава используемого сырья и технологии производства;
  •  Обоснованных предложений для внесения изменений в «Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» и «Общероссийский классификатор продукции» ОКП-005, а также в «Таможенный тариф Российской Федерации».

Разработка и реализация межотраслевой программы позволит объективно идентифицировать товар, защитить российский рынок от фальсифицированной продукции и обеспечить получение достоверной статистики для анализа состояния и тенденции развития внешней торговой деятельности Российской Федерации.

Для решения некоторых аспектов проблемы качества, безопасности и подтверждения соответствия продукции возникает необходимость внедрения эффективных методов и тест-систем, отвечающих современным требованиям международных стандартов [13].

Наиболее перспективными при определении качества колбасных изделий являются иммунологические методы и методы ДНК-диагностики.

Предлагаемые методы и тест-системы используются в практической деятельности для контроля качества колбасных изделий и выявления фальсифицирующих примесей.

Таким образом, качество колбасных изделий регламентируется такими нормативными документами, как ГОСТами, ТУ, техническими регламентами. Для установления безопасности колбасных изделий в настоящее время опробированы методы полимеразной цепной реакции и сверхслабого излучения живых систем, которые позволяют идентифицировать колбасные изделия по ингредиентному составу, установить наличие и природу пищевых добавок, т.е. уменьшить фальсификацию колбас по составу.


2. Исследование рынка, характеристика ассортимента, экспертиза качества и конкурентоспособность полукопченых колбас

2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Пятерочка»

ООО «Южный» имеет развитую сеть универсальных магазинов, одним из подразделений которой является ТД «Пятерочка», расположенный по адресу г. Задонск, ул. Степанищева, дом 19.

ООО «Южный» № 114 подразделение «Пятерочка» осуществляет свою деятельность на основании Устава, регистрационных документов. Руководитель магазина - ПБОЮЛ Пивовар Сергей Федорович (предприниматель без образования юридического лица).

Осуществляет розничную продажу универсального ассортимента товаров и широкого ассортимента непродовольственных и сопутствующих товаров. Магазин работает на основе согласования на право ведения предпринимательской деятельности. Режим работы с 8.00 до 23.00 без выходных.

Торговый дом «Пятерочка» находится в центре города Задонска. Покупателями являются не только жители близлежащих домов, но и другие жители города, а также приезжие из районов. Данный магазин рассчитан на покупателей с низким и средним уровнем дохода. Основными покупателями являются женщины - 70%, причем 65% женщин - домохозяйки. Определен портрет среднестатистического покупателя в магазине. Это женщина, 30-50 лет, со средне-специальным или высшим образованием; служащая, домохозяйка или на пенсии: нет детей, 1-2- ребенка; замужем; размер домохозяйства - 2-4- человека. 

Основными критериями выбора универсама «Пятерочка» являются:

- низкий уровень цен;

- широкий ассортимент;

- близость к дому;

- высокий уровень обслуживания.

Общее руководство деятельностью общества осуществляется директором. К его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества. Директор назначает своих заместителей, распределяет обязанности между ними, определяет полномочия; совершает сделки от имени общества, организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества, исполняет другие функции, необходимые для достижения целей общества и обеспечения его нормальной работы. В его подчинении находятся 2 заместителя, 3 товароведа, 2 мерчендайзера.

Среднесписочная численность работников - 40 человек. Менеджеры высшего и среднего звена (директор, коммерческий директор, начальники отделов, главный бухгалтер) имеют высшее профессиональное образование; специалисты отделов - среднее специальное образование.

Структура управления, график выхода на работу представлен в приложении 1 и приложении 2 соответственно.

Организационное построение и структура аппарата управления магазина «Пятерочка» соответствует штатному расписанию. График выхода на работу строго выполняется. Работники магазина работают по два дня в две смены по 12 часов и 2 дня отдыхают.

Сложившаяся на исследуемом предприятии организационная структура управления магазина «Пятерочка» должна наиболее полно отвечать сложившимся принципам и функциям управления, соответствовать обстоятельствам и условиям, существующим на данном предприятии и в его внешнем окружении.

Основные показатели деятельности исследуемого предприятия представлены в табл.3 .


Таблица 3 Показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Пятерочка»

Показатели

г.

г.

г.

г. к 2006 г.

В %

+,-

Оборот предприятия в действующих ценах, млн. руб.

100000

108000

156000

144,4

+ 48000

Валовый доход, млн. руб.

75000

75600

109200

144,4

+ 33600

Товарные запасы, млн. руб.

168300

172800

174400

100,9

+ 1600

Товарные запасы в днях

1870

1920

1941,2

101,1

+ 21,2

Издержки обращения, %

1,6

1,6

1,6

100,0

-

Товарооборот на 1 кв.м. площади, тыс. руб.

127000

195000

,4

+ 60000

Среднесписочная численность работников, чел.

40

,0

-

Прибыль на 1 работника, тыс. руб.

780000

1170000

,4

+ 360000

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод о том, что оборот розничной торговли в 2007 году увеличился на 44,4% по сравнению с 2006 годом или на 48000 млн. руб. Соответственно увеличился валовый доход в 2007 году на 44,4% по сравнению с 2006 годом или на 33600 млн. руб. и увеличились товарные запасы на 0,9% или на 1600 млн. руб. Это свидетельствует о том, что увеличилось поступление товаров, расширился ассортимент и соответственно спрос на товары. 

Оборот розничной торговли на 1 кв.м. также увеличился на 44,4% в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 60000 тыс. руб.

Среднесписочная численность остается неизменной и составляет 40 человек.

Также наблюдается увеличение прибыли на 1 работника, что составляет в 2007 году 1170000 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом - 810000 тыс. руб. (на 44,4% или на 360000 тыс. руб.). 

Структура управления и сложившиеся экономические показатели деятельности оказывают существенное влияние на его развитие в текущем и перспективном периодах.

Универсам «Пятерочка» имеет общую площадь 1700 кв.м., что соответствует типу магазина - универсам экономического класса. Общая площадь состоит из торгового зала площадью 1200 кв.м., помещений для приемки, хранения и подготовки к продаже (разгрузочные, приемочные, охлажденные камеры, фасовочные), административно-бытовых помещений (кабинета директора, кабинета администратора-оператора, помещения для приема пищи, мужской и женской раздевалок, санитарно-бытовых помещений), подсобных помещений (моечной и др.) общей площадью 500 кв.м.

Площадь торгового зала состоит из установочной площади, включающей площадь, занятую оборудованием; площади прохода для покупателей и перемещения товаров; площади контрольно-кассового узла, а также площади под выкладку товаров (демонстрационная площадь). Площадь под оборудование равна 450 кв.м., а под выкладку - 855 кв.м.

Исходя из нормативов коэффициентов установочной и выставочной площади, площади используются рационально.

В магазине «Пятерочка» используются различные виды торгово-технологического оборудования: горки пристенные и островные, поддоны, фирменное оборудование от производителя (производителя соков «Я», «Тонус» и т.д.), прилавки, холодильные шкафы для продажи молочных товаров, деревянные стеллажи для продажи хлеба и хлебобулочных изделий, холодильные лари для полуфабрикатов и мороженого, 6 контрольно-кассовых машин.

Универсам «Пятерочка» располагает достаточным количеством оборудования, которое используется максимально эффективно. Также в магазине имеются необходимые средства противопожарной защиты: пожарные щиты, огнетушители, песок.

Планировка торгового зала соответствует торгово-эксплуатационным требованиям: направление движения покупательского потока против часовой стрелки, что соответствует принципам мерчендайзинга. Планировка линейная в виде линий, расположенных параллельно кассовому узлу (Приложение 3).

«Горячими» зонами в магазине являются места, расположенные в центре торгового зала, ближе к выходу, а также возле окон (овощи, фрукты, чай, кофе, молочные продукты, замороженные полуфабрикаты, хлеб).

«Холодными» зонами являются отдаленные места торгового зала, за дверьми.

«Холодные» и «горячие» зоны оказывают существенное влияние на расположение отделов, размещение торгового оборудования. Так как товары, расположенные в «горячих» зонах более востребованы покупателями, а товары, расположенные в «холодных» зонах, менее, то размещение отделов должно быть таким образом, чтобы покупатель обошел весь торговый зал и вернулся к контрольно-кассовому узлу.

Универсам «Пятерочка», как было изложено выше, реализует универсальный ассортимент продовольственных и широкий ассортимент непродовольственных и сопутствующих товаров. Так как тип магазина - универсам экономического класса, следовательно, и ассортимент товаров широкий и разнообразный и включает в себя 5000 наименований товаров. 

Особое направление формирования ассортимента универсама «Пятерочка» - развитие линейки товаров под собственной маркой (товары Private label). В эту группу попадают товары, занимающие достойное место в своих ассортиментных подгруппах. В результате действия подобных программ, цены на товары Private label ниже, чем на товары-аналоги. Это очень удобно для покупателей. Они получают эксклюзивные товары с гарантированным качеством по низкой цене.

Универсамом «Пятерочка» соблюдаются основные правила торговли. Приемка продукции осуществляется на основании транспортных и сопроводительных документов: товарных накладных, счетов-фактур, удостоверения о качестве, ветеринарного свидетельства.

Предложенный ассортимент колбасных изделий, представленный в магазине «Пятерочка», способен удовлетворить покупателей с разным уровнем доходов. 

В универсаме «Пятерочка» используется современная компьютерная техника. В каждом кабинете руководящих работников имеется по несколько компьютеров. В них хранится необходимая информация для функционирования предприятия. Например, информация о поставщиках товаров, с которыми налажены договорные отношения, о перечне товаров, имеющегося в продаже, о начислении заработной платы работникам магазина и многое другое.

В качестве основных современных компьютерных программ используются программы  - Торговля и 1С- Склад.

Таким образом, осуществляя торгово-коммерческую деятельность, магазин «Пятерочка» отвечает всем современным требованиям по всем параметрам и способен удовлетворить любые потребности населения в продовольственных товарах и непродовольственных товаров первой необходимости.

Проведенные исследования организационно-коммерческой деятельности ООО «Южный» подразделение «Пятерочка» позволяют сделать следующие выводы:

  •  общество осуществляет свою деятельность на основе утвержденного устава. Основной вид деятельности оптово-розничная торговля продуктами питания и оказание посреднических услуг;

- структура управления и сложившиеся экономические показатели деятельности оказывают существенное влияние на его развитие в текущем и перспективном периодах;

- исходя из нормативов коэффициентов установочной и выставочной площади, площади используются рационально;

- в магазине «Пятерочка» используются различные виды торгово-технологического оборудования;

- планировка торгового зала соответствует торгово-эксплуатационным требованиям: направление движения покупательского потока против часовой стрелки, что соответствует принципам мерчендайзинга.

- особое направление формирования ассортимента универсама «Пятерочка» - развитие линейки товаров под собственной маркой (товары Private label).

- основными критериями выбора универсама «Пятерочка» являются низкий уровень цен, широкий ассортимент предлагаемых товаров; близость к дому; высокий уровень обслуживания.

- в качестве основных современных компьютерных программ используются программы  - Торговля и 1С- Склад.

2.2 Изготовители и поставщики полукопченых колбас в универсаме «Пятерочка»

Поступление товаров в магазин осуществляется непосредственно от предприятий-изготовителей. 

Снижение закупочной себестоимости достигается за счет сотрудничества с местными производителями и прямыми поставщиками, и минимизации количества промежуточных звеньев. Универсам «Пятерочка» имеет 200 поставщиков, а для всей сети + магазин «Калинка» - 300 поставщиков. Из них на долю поставки колбасных изделий приходится 6 поставщиков.

К основным поставщикам-производителям колбасных изделий относят: ООО «Липецкий мясокомбинат», ООО «ТД Владимирские колбасы «Троян», ООО «Мясоперерабатывающий комбинат Чернышевой», ООО «Фирма Амарант», ЗАО МПК «Златояр», ООО «Гелиос».

Как правило, с этими поставщиками заключаются долгосрочные договоры, т.к. это поставщики на протяжении нескольких лет зарекомендовали себя с положительной стороны по таким параметрам, как месторасположение (близость), качество вырабатываемых изделий, цена, условия поставки.

В настоящее время производители расширяют ассортимент функциональных мясных продуктов, вводя в состав рецептуры пищевые волокна, жизненно необходимые микроэлементы, витамины, ограничивая соленость изделий и др. Особый упор часто делается на снижение энергетической ценности колбас.

Основные поставщики колбасных изделий в магазин «Пятерочка» представлены в табл. 4.

Таблица 4 Основные поставщики колбасных изделий

Наименование поставщика

Район поставщика

Объемы поставок

г. в % к 2006 г.

г.

г.

г.

тонн

уд. вес, %

тонн

уд. вес, %

тонн

уд. вес, %

ООО «ЛМК»

Липецк

18000

16,5

23000

17,9

27200

19,0

118,3

ООО «Троян»

Липецк

17500

16,1

22800

17,5

26400

18,4

115,8

ООО «МПК Чернышевой»

Грязинский 

16200

14,9

16870

13,0

12,1

,8

ООО «Фирма Амарант»

Липецк

20800

19,1

24500

18,8

26800

18,7

,4

ЗАО МПК «Златояр»

Грязинский

21200

19,4

25800

19,9

27100

18,9

,0

ООО «Гелиос»

Липецк

15300

14,0

16530

12,9

18400

12,9

,3

ИТОГО:

109000

100,0

129500

100,0

143250

100,0

110,6

Исходя из данных, можно заключить, что наибольший удельный вес в объемах поставок колбасных изделий в магазин «Пятерочка», занимают такие поставщики-производители как ООО «Фирма Амарант» и ЗАО МПК «Златояр», ООО «ЛМК»; наименьший удельный вес - ООО «Троян», ООО «Гелиос», ООО «МПК Чернышевой».

Это связано с тем, что у поставщиков неодинаковое количество вырабатываемых полукопченых колбасных изделий, несмотря на то, что вся вырабатываемая продукция пользуется спросом у населения.

Анализируя данные последних трех лет по объемам поставок колбасных изделий разных производителей, мы наблюдаем тенденцию увеличения поставок на 10,6% в 2007 году по сравнению с 2006 годом. 

Это связано с тем, что в последние годы мясоперерабатывающие предприятия г. Липецка и Липецкой области не имеют собственной сырьевой базы.

На рис. 3 представлена диаграмма доли поставок полукопченых колбасных изделий различных производителей в 2007 году.

8,2

9,8

36,1

18,0

8,2

9,8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69327. Збіжність і точність процесу інтерполяції. Середньоквадратичне наближення 297 KB
  Похибки інтерполяційної формули Лагранжа Різницю між функцією fx і її інтерполяційним наближенням Lnx називають залишковим членом інтерполяційноїформули або похибкою інтерполяції. 8 зрозуміло що у вузлах інтерполяції ця похибка дорівнює нулю тому похибку...
69328. Методи розв’язування нелінійних рівнянь. Збіжність методів розв’язування нелінійних рівнянь 806 KB
  Оскільки оточуючий нас світ нелінійний, математичні моделі його об'єктів і процесів визначаються переважно через нелінійні рівняння: алгебраїчні і трансцендентні для аналізу сталих станів, і диференційні для аналізу динамічних процесів. Розв’язок нелінійних алгебраїчних рівнянь...
69329. Типові ланки систем автоматичного керування 180.5 KB
  Типові ланки є ланками направленої дії: сигнали передаються ланкою в одному напрямі зі входу на вихід. Типові ланки ділять на пропорційні підсилюючі аперіодичні інерційні коливальні інтегруючі астатичні диференціюючі і форсуючі.
69330. Часові та частотні характеристики ланок САК 92.5 KB
  Для оцінювання динамічних властивостей ланок використовують часові та частотні характеристики. До часових характеристик належать перехідна функція та імпульсна перехідна функція.
69331. Передаточні функції типових з’єднань ланок. Перетворення структурних схем САК 404.5 KB
  Жорсткий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого залежить тільки від відхилення величини на його вході і не є функцією часу. Гнучкий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого проявляється лише в перехідних режимах.
69332. Багатовимірні системи та метод змінних стану 528 KB
  Загальні відомості про багатовимірні системи Метод змінних стану Методика розв’язання рівнянь стану В САК в загальному випадку можна одночасно виконувати керування декількома величинами. Розенброком було закладено основи методу автоматизованого проектування...
69333. Стійкість лінійних безперервних САК 319.5 KB
  Поняття види і загальна умова стійкості Дослідження і аналіз стійкості за коренями характеристичного рівняння Алгебраїчні критерії стійкості САК Частотні критерії стійкості САК Дослідження стійкості за допомогою побудови зон стійкості Синтез САК виходячи з умов стійкості...
69334. Якість лінійних неперервних САК та методи її оцінки 97 KB
  Стійкість системи є необхідною але недостатньою умовою робото спроможністю САК. Точність системи в перехідних процесах оцінюють за допомогою прямих та непрямих показників. Непрямі показники визначають за розташуванням коренів характеристичного рівняння або за частотними характеристиками системи.
69335. Точність САК 94 KB
  Помилки в САК Точність статичних та астатичних САК при типових діях Точність САК при гармонійних діях 1. Чим меншим є миттєве значення сигналу помилки тим кращою є точність системи. Сигнал помилки в типовій системі керування містить складову що характеризує точність виконання...