20830

Разработка методики развития силовых качеств школьников с помощью занятий армреслингом

Дипломная

Физкультура и спорт

Армспорт (борьба на руках или армрестлинг; (от англ. аrm-sport, arm-wrestling, где arm —предплечье) — вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок.

Русский

2015-01-22

77.46 KB

21 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

6

1.1 Проявление силовых качеств при борьбе за столом

6

1.2 Средства и методы развития силовых качеств у спортсменов-армрестлеров

12

1.3 Техника борьбы в армрестлинге

24

ГЛАВА ΙΙ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

31

2.1 Методы исследования

31

2.2 Организация исследования

32

ГЛАВА ΙΙΙ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

34

3.1 Экспериментальная методика воспитания силовых способностей в армрестлинге у спортсменов 1-2 юношеского разряда.

34

ВЫВОДЫ

43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

44

ПРИЛОЖЕНИЯ

47


ВВЕДЕНИЕ

Армспорт (борьба на руках или армрестлинг; (от англ. аrm-sport, arm-wrestling, где arm —предплечье) — вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений[1].

Несмотря на то, что армрестлинг не является олимпийским видом спорта, борьба на руках обладает большой популярностью во многих частях света. Является древнейшим видом спорта, который был возрождён в 1960-е годы в США. В сентябре 1962 года в г. Петалума, штат Калифорния был проведён первый чемпионат мира по ристрестлингу — так была названа эта борьба (англ. wrist-restling, дословно — «борьба запястьями»). Основателем армрестлинга как вида спорта является Билл Соберанс, американский журналист, который первый вдохновился идеей проведения соревнований по нему. Турнир прошел с огромным успехом и дал толчок развитию этого вида спорта.

Билл Соберанс первым зарегистрировал WWC (Мировую корпорацию ристрестлинга – это еще одно название армрестлинга), объединяющую к настоящему времени спортивные федерации 15 стран. Произошло это в 1961 году. В настоящее время  WWC возглавляет американец Дейв Девото. Сейчас в мире культивируют борьбу на руках три крупных международных организации – WWC, WAF (Всемирная любительская федерация армспорта) и WAWC (Всемирный совет армспорта). Белорусская федерация армрестлинга входит в состав WAF.  Правила соревнований, структура управления, а также источники финансирования во всех организациях практически одинаковые. В нашей стране армрестлинг появился в 1989 г. с матчевой встречи СССР — США — Канада. Тогда все советские спортсмены, за исключением олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Салтана Рахманова, проиграли свои поединки[2].

Армрестлинг является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств занимающихся, повышению физической работоспособности.

Армрестлинг обладает двумя основными качествами – высокой технической сложностью и уникальностью силовой подготовки.

Под высокой технической сложностью понимают:

-достаточно сложное техническое исполнение упражнений, что принуждает больше внимания уделять на занятиях не только развитию и совершенствованию силовых качеств но и техническим аспектам борьбы;

-необходимость заниматься, как индивидуально, так и в группах (в тренировках со спаррингом);

-для занятий не требуется больших тренажерами помещений, можно заниматься и в небольших залах, но где в достаточном объеме имеется необходимое разнообразное оборудование;

-разнообразность материального обеспечения по сравнению со многими другими видами спорта;

-широкий возрастной диапазон занимающихся армрестлингом, начиная от юношей и до ветеранов спорта;

-высокий риск случаев травматизма.

Под уникальностью силовой подготовки понимают:

-одновременное развитие динамической и статической силы;

-большое внимание необходимо уделять развитию мелких мышц предплечья.

В армрестлинге соревнования проходят на правую и левую руку. Вместе с тем, по результатам анализа соревновательной деятельности наиболее выдающихся спортсменов выявлено, что при достаточном развитии мышц плеча, спины, грудных мышц, мышц пресса, силовые показатели бицепса и мышц предплечья оказывают основное влияние на спортивные достижения в данном виде спорта.

В связи с недостаточностью теоретической разработки проблемы специальной физической подготовки и высокой востребованности её в практике подготовки спотсменов-армрестлеров была определена тема исследования: «Методика воспитания силовых способностей в армрестлинге» направленная на начальный этап подготовки спортсменов (до 2 разряда).


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТЯГОЩЕНИЙ

1.1 Проявление силовых качеств при борьбе за столом в армрестлинге

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания [3].

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др. факторы.

В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов связанных с подниманием, опусканием, удержание тяжёлых грузов, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению мышцы, могут при напряжении, и удлиняться, например, удержание очень тяжёлого груза. В таком случае их работа называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой[4].

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Данный режим имеет место в силовых упражнениях (штанга, гири, гантели).

Режим работы мышц на тренажерах, где задается скорость перемещения звеньев тела называется изокинетическим (плавание, гребля).

Если усилие спортсмена движением не сопровождается и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической[5].

Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость.

Психологические механизмы этого качества (силы) связаны с регуляцией напряжения в различных режимах их работы:

-изометрическом - без изменения длины мышц;

-миометрическом - уменьшается длина мышцы (в циклических движениях);

-плиометрическом - увеличение длины мышцы во время её растягивания. Этот режим связан с приседанием, с замахами при бросках мяча и т.д[6].

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности:

-максимальная изометрическая (статическая сила);(показатель силы, проявляемой при удержании в течении определённого времени предельных отягощений, а так же при обоюдной борьбе за столом);

-медленная динамическая (жимовая сила), проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения;

-скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального;

-"взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. ступают как интегральное специфическое качество, в спортивной практике взрывная сила, проявляется в разных движениях и имеет разное название: прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость (при ударах по мячу); амортизационная сила характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках;

-силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений [7].

В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка, которая ярко выражена в армрестлинге.

Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

-упражнения с внешним сопротивлением;

-упражнения с преодолением веса собственного тела;

-изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:

1) упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах;

2) упражнения с сопротивлением партнёра (эти упражнения оказывают благотворное влияние на нервно-эмоциональное состояние занимающихся);

3) упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.);

4) упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).

Упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию. Они подразделяются на:

1) гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);

2) легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения;

3) упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.).

Эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и др. профессий.

"Относительная сила" - это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы (веса) тела.

С увеличением веса тела относительная сила снижается. Для метателей, штангистов тяжёлого веса важное значение имеет абсолютная сила. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, а так же при наличии весовых категорий основное значение имеет относительная сила.

Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц[8].

Существует два основных способа борьбы "верх" и "крюк". Причем "верх" является более сложным в техническом плане, а "крюк" более силовым. Однако два этих стиля требуют противодействующие движения относительно друг друга, поэтом невозможно определить, какой из этих стилей борьбы выбрать как перспективный. Необходимо, чтобы спортсмен владел двумя стилями при наличии доминирующего акцента на один из них.

Движения при борьбе условно можно разбить на три либо четыре основные фазы:

1. Стартовое натяжение или проталкивание (в зависимости от стиля борьбы);

2. Стартовое движение;

3. Удержание соперника в случае проигрыша стартового движения, навязывание ему собственного стиля борьбы;

4. Конечная фаза – дотягивание до победы[9].

Специфика первой и третьей фазы заключается в том, чтобы заставить соперника бороться в вашем сильнейшем стиле.

В процессе борьбы огромная нагрузка ложиться на связочный аппарат локтевого сустава, поэтому важно давать связкам отдохнуть, и выполнять упражнения на их укрепление, а именно упражнения со статическим режимом работы мышц, добавляя малоамплитудные колебания туловищем.

Использование больших и субмаксимальных весов – это тот путь, который позволяет увеличить результаты в армрестлинге. Однако использование в подготовительном периоде в тренировке малых весов позволяет также укрепить связки, а субмаксимальные и максимальные нагрузки приводят к растянутости связок, болевым ощущениям и психической "измотанности". Основная доля максимальной и субмаксимальной нагрузки приходится на обоюдную борьбу. Отличительной особенностью армрестлинга является так же то, что в нем сочетается взрывная сила и силовая выносливость, которые нужно развивать в равном объеме во время тренировочного процесса.

Борьба– это результат работы общих командных усилий бицепса, предплечья, мышц плеча и спины, широчайших (латеральной части), а также мышц пресса и в незначительной степени ног. Задача армрестлера (любого уровня) в межсезонье предельно развить все группы этих мышц, с акцентом на бицепс и предплечье (исключением будут ноги: их силы достаточно для борьбы без акцентированной тренировки, которая ведет к увеличению веса спортсмена).

В предсоревновательный период (поскольку до соревнований далеко), рабочие веса относительно небольшие, а значит, бороться можно также часто, как и тренировать "рабочие углы". Кстати, тренировку "рабочих углов" можно рассматривать, как альтернативу борьбе за столом. В межсезонье основной упор следует сделать на мышечную массу и силовую выносливость – те, кто тянет "верхом", должны особо уделить внимание таким мышцам, плечелучевая, приводящая мышца предплечья и латеральная головка бицепса, а те, кто тянет в "крюке", должны весь акцент уделить закачке бицепса в целом, сгибателям кисти и общей массе предплечья(супинаторы, пронаторы и т.д.)[10].


1.2 Средства, методы и методические приемы развития силовых показателей у спортсменов-армрестлеров

Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков (1949), считал, что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания, в противном случае, она теряет свое научно-практическое значение.

Систематика физических упражнений, как важнейшее условие их педагогического использования является одним из главных элементов системы физического воспитания.

Классификация, в любом виде физических упражнений, в спорте играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

Развитие физических качеств в разной мере зависит от врожденных особенностей. Вместе с тем в индивидуальном развитии ведущим механизмом является условно-рефлекторный. Этот механизм обеспечивает качественные особенности двигательной деятельности конкретного человека, специфику их проявления и взаимоотношений. При тренировке скелетных мышц (и соответствующих отделов центральной нервной системы) одной стороны тела условно-рефлекторным путем достигаются идентичные реакции отделов нервной системы и мышц другой половины тела, обеспечивающие развитие данного качества на неупражнявшихся симметричных мышцах[11].

Для проявления физических качеств характерна их меньшая осознаваемость по сравнению с двигательными навыками, большая значимость для них биохимических, морфологических и вегетативных изменений в организме.

Известно, что в армрестлинге применяются в основном те же упражнения, со штангой, что и бодибилдинге, для которого уже разработали научно-обоснованные классифицированные упражнения основанные на принципах, предложенных теорией физического воспитания для всех видов спорта. Однако армрестлинг по сравнению с бодибилдингом имеет существенное отличие не только по спортивной технике, но и по методике подготовки, в связи с чем, этот вид спорта развивает специфическую силу, характерную для армрестлеров.

По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.

Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами, видом и характером упражнения; величиной отягощения или сопротивления; количеством повторения упражнений; скоростью выполнения преодолевающих или уступающие движений; темпом выполнения упражнения; характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами[12].

Метод максимальных усилий.

Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно на совершенствование возможностей центральной моторной зоны генерировать мощный поток возбуждающей импульсации на мотонейроны, а также на увеличение мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Для практической реализации метода используется несколько методических приемов: равномерный, «пирамида», максимальный.

Примеры:

1. Методический прием «равномерный» - упражнение выполняется с весом 90-95% от максимального: повторить 2-3 раза в 2-4 подходах с интервалами отдыха 2-5 минут. Темп движений - произвольный.

2. Методический прием «пирамида» - выполняется несколько подходов с увеличением отягощения и сокращением количества повторений упражнения в каждом последующем подходе, например: 1) вес 85% - поднять 5 раз; 2) вес 90% - поднять 3 раза; 3) вес 95% -поднять 2 раза; 4) вес 97 - 100% - поднять 1 раз; 5) с весом более 100% - попытаться выполнить 1 раз. Интервалы отдыха между подходами - 2-4 минуты.

3. Методический прием «максимальный» -упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз х 4-5 подходов с произвольным отдыхом.

Метод повторных усилий.

Это метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением). В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьировать.

Для его практической реализации применяют различные методические приемы: равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой. При этом возможно использование как изотонического, изокинетического, так и переменного режимов работы мышц.

Отдельно выделяются методы развития «взрывной» и реактивной силы, динамической (скоростной) силы, работы «до отказа».

Внутри метода «до отказа» можно применять различные методические приемы. Например: в каждом подходе выполнять упражнения «до отказа», но количество подходов ограничивать; в каждом подходе выполнять фиксированное количество повторений упражнения, а количество подходов - «до отказа»; выполнять «до отказа» и количество повторений, и количество подходов.

«Ударный» метод».

«Ударный» метод применяется для развития амортизационной и «взрывной» силы различных мышечных групп. При тренировке мышц ног наиболее широко используются отталкивания после прыжка в глубину с дозированной высоты. Приземление должно быть упругим, с плавным переходом в амортизацию. Глубина подседания находится опытным путем. Амортизация и последующее отталкивание должны выполняться как единое целостное действие. Оптимальная дозировка прыжковых «ударных» упражнений не должна превышать четырех серий по 10 прыжков в каждой для хорошо подготовленных людей, а для менее подготовленных - 1-3 серий по 6-8 прыжков. Отдых между сериями в течение 3-5 минут можно заполнить легким бегом трусцой и упражнениями на расслабление и растягивание. Прыжки в глубину в указанных объемах следует выполнять не чаще 1-2 раз в неделю на этапах подготовки к массовым соревнованиям или зачетам по физической подготовке.

Возможно применение «ударного» метода и для тренировки других мышечных групп с отягощениями или весом собственного тела. Например, сгибание-разгибание рук в упоре лежа с отрывом от опоры. При использовании внешних отягощений на блочных устройствах груз вначале опускается свободно, а в крайнем нижнем положении траекторий движения резко поднимается с активным переключением мышц на преодолевающую работу. Выполняя упражнения с отягощениями «ударным» методом, рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Применять их можно только после специальной разминки тренируемых мышечных групп.

2. Дозировка «ударных» движений не должна превышать 5-8 повторений в одной серии.

3. Величина «ударного» воздействия определяется весом груза и величиной рабочей амплитуды движений. Оптимальные сочетания в каждом конкретном случае подбираются эмпирически, в зависимости от уровня подготовленности. Однако, предпочтение рекомендуется всегда отдавать рабочей амплитуде, стремясь увеличивать её до максимально возможного уровня.

4. Исходная поза выбирается с учетом соответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемом упражнении.

Для развития «взрывной» силы и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяется весь арсенал средств силовой подготовки, как отдельно, так и в комплексе:

1)упражнения с отягощениями;

2)прыжковые упражнения;

3)упражнения с «ударным» режимом работы мышц;

4)изометрические упражнения[13].

В упражнениях с отягощениями в основном используется метод повторных усилий. Вместе с тем, возможно применение и метода максимальных усилий, когда в условиях профессионально-прикладной или спортивной деятельности приходится преодолевать значительные внешние сопротивления. Важно только соблюдать правило - максимально расслаблять мышцы перед выполнением «взрывного» усилия.

Рекомендуется использовать следующие приемы построения тренировки:

1. Повторно-серийный прием: (5-6 повторений упражнения с весом 60-80% от максимального) х 2-4 подхода через 6 минут отдыха. Можно сделать 2-4 таких серии с отдыхом между ними 5-8 минут. Упражнения выполняются с предельной скоростью, темп повторений - невысокий.

2. «Реверсивный» прием: отягощение 60-80% от предельного вначале поднимается примерно на 1/3 амплитуды основного движения, а затем быстро опускается и, с возможно быстрым акцентированным переключением на преодолевающую работу, разгоняется в противоположном направлении. Выполняется 2-3 подхода по 3-5 повторений в каждом. Интервал отдыха - 4-6 минут.

Наиболее часто в тренировке используют комплексные программы с применением широкого диапазона средств и методов совершенствования «взрывной» силы.

Скоростная сила проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы перечисленных тренировочных средств.

Отягощения используются как для локального развития отдельных мышечных групп, так и при совершенствовании целостной структуры спортивных упражнений или профессиональных действий. При этом используются в основном два диапазона отягощений:

1.С весом до 30% от максимума - в том случае, когда в тренируемом движении или действии преодолевается незначительное внешнее сопротивление и требуется преимущественное развитие стартовой силы мышц;

2.С весом 30-70% от максимума - когда в тренируемом движении или действии преодолевается значительное внешнее сопротивление и требуется более высокий уровень «ускоряющей» силы. Для данного диапазона отягощений характерно относительно пропорциональное развитие силовых, скоростных и «взрывных» способностей.

Упражнения с отягощениями при развитии динамической (скоростной) силы применяются повторно в различных вариациях, например:

1.Вес 30-70% (в зависимости от величины внешнего сопротивления тренируемого движения) х 6-8 повторений с предельно возможной скоростью самого движения, но в невысоком темпе. Выполняется 2-3 серии по 2-3 подхода в каждой с отдыхом между подходами 3-4 минуты, а между сериями - 6-8 минут.

2.Для преимущественного развития стартовой силы мышц используется отягощение 60-65% от максимума. Выполняется короткое, «взрывное» усилие, чтобы только передать движение тренировочному отягощению, но не разгонять его по ходу траектории. Объем нагрузки, как и в предыдущем примере.

Во всех рассмотренных примерах развития скоростной силы необходимо стремиться к максимально возможному расслаблению мышц между каждым движением в упражнении, а между их сериями необходимо включать маховые движения, активный отдых с упражнениями на расслабление и встряхивание мышц.

Методы развития силовой выносливости.

Силовая выносливость, т. е. способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия - это одно из наиболее значимых в профессионально-прикладной физической подготовке и спорте двигательных качеств. От уровня его развития во многом зависит успешность двигательной деятельности.

Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством и определяется как уровнем развития вегетативных функций, обеспечивающих необходимый кислородный режим организма, так и состоянием нервно-мышечного аппарата. При работе с околопредельными мышечными усилиями уровень ее развития определяется преимущественно максимальной силой. С уменьшением величины рабочих усилий возрастает роль факторов вегетативного обеспечения. Границей перехода работы с преимущественным преобладанием «силового» или «вегетативного» факторов в спортивной практике принято считать нагрузку с усилием в 30% от индивидуального максимума.

Поэтому, развитие силовой выносливости должно вестись комплексно, на основе параллельного совершенствования вегетативных систем и силовых способностей.

При работе с высокой мощностью проявление силовой выносливости специфично и зависит от локальной мышечной тренировки в избранном виде спорта или в профессионально-прикладных двигательных действиях, несмотря на то, что обеспечивается она одними и теми же биоэнергетическими механизмами. Вот почему силовая выносливость, например, у гимнастов, пловцов, борцов, бегунов или боксеров будет существенно различаться. Имеет она отличия и у представителей разных профессий.

Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов.

Однако, сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений, направленных на совершенствование факторов, обеспечивающих проявление данного качества.

Повышение эффективности тренировочных нагрузок связано прежде всего с аналитическим подходом к их применению, то есть, с использованием на одном тренировочном занятии таких упражнений и их комплексов, которые имеют избирательное, направленное воздействие на «ведущие» факторы, и сочетание которых в рамках одного тренировочного занятия дает положительный отставленный прирост работоспособности.

Локальная мышечная выносливость зависит прежде всего от биоэнергетических факторов. Как известно, высокая мощность мышечной деятельности связана с алактатным анаэробным механизмом энергообеспечения. Поэтому, способность к увеличению продолжительности локальной силовой работы связана с увеличением мощности и емкости этого процесса.

При интенсивной непрерывной силовой работе продолжительностью более 10 секунд происходит существенное истощение внутримышечных фосфагенных источников энергии. Для обеспечения работы продолжительностью более 10 секунд подключается гликолитический анаэробный механизм. Накапливающийся при этом в мышцах и крови лактат отрицательно влияет как на проявление максимальной мощности мышечных усилий, так и на продолжительность работы, а, в конечном итоге, на прирост силовых способностей. Адаптация организма к локальной силовой работе в условиях сильных ацидотических сдвигов является вторым направлением совершенствования силовой выносливости[14].

Вместе с тем, накапливающийся в мышцах в процессе интенсивной работы лактат может устраняться уже непосредственно в работающих скелетных мышцах (в аэробных -«красных» мышечных волокнах), в печени, а также в сердечной мышце, для которой он является прекрасным «топливом».

Поэтому, можно сформулировать два основных методических подхода при аналитическом совершенствовании силовой выносливости[15].

1.Первый подход заключается в совершенствования фосфагенной системы энергообеспечения за счет: увеличения мощности анаэробного алактатного процесса; расширения анаэробной алактатной емкости (увеличения объема внутримышечных источников энергии); повышения эффективности реализации имеющегося энергетического потенциала путем совершенствования техники рабочих движений.

2.Второй подход к развитию силовой выносливости при мышечной работе в условиях анаэробного гликолиза заключается в совершенствовании механизмов компенсации неблагоприятных ацидотических сдвигов за счет: увеличения буферной емкости крови;

Методы развития силовых способностей повышения окислительных возможностей организма, то есть его аэробной мощности[16].

Примеры:

1.Для увеличения максимальной анаэробной мощности используются упражнения с отягощением 30-70% от предельного с количеством повторений от 5 до 12 раз. Выполняются они с произвольными интервалами отдыха, до восстановления. Количество подходов определяется эмпирически - до снижения мощности выполняемой работы. При этом обычно планируется до 6 подходов.

2. Для увеличения анаэробной алактатной емкости и повышения эффективности использования энергетического потенциала применяют упражнения с отягощением до 60% от предельного с количеством повторений от 15 до 30 раз. Выполняется 2-4 подхода с отдыхом 3-5 минут. В процессе работы необходим постоянный контроль за техникой выполнения упражнений.

3. Для совершенствования компенсаторных механизмов и адаптации к работе в условиях сильных ацидотических сдвигов в организме, выполняется не более 4 подходов в высоком темпе с отягощением от 20 до 70% от предельного с количеством повторений «до отказа».

При больших интервалах отдыха (5-10 минут) работа будет направлена преимущественно на совершенствование анаэробной гликолитической производительности, а при относительно малых интервалах 1-3 минуты) - на истощение анаэробных внутримышечных ресурсов и совершенствование анаэробной гликолитической емкости.

4. Повышение окислительных возможностей нервно-мышечного аппарата совершенствуется в упражнениях аэробного характера, направленных на улучшение общей выносливости: в равномерном длительном беге, в интервальном беге, плавании, гребле, беге на лыжах и т. п.

Тренировка для развития и совершенствования силовой выносливости может быть организована как в форме последовательного применения серий каждого избранного упражнения, или в форме «круговой тренировки, когда в каждом круге последовательно выполняется по одному подходу выбранных упражнений. Всего в тренировке может быть несколько таких «кругов» при строго регламентированных параметрах упражнений. Количество и состав упражнений, а также количество «кругов» зависит от уровня подготовленности занимающихся и целей тренировки. Наиболее эффективна «круговая» тренировка на этапах базовой (общефизической) подготовки у спортсменов, или, на этапах применения общеразвивающих упражнений в профессионально-прикладной подготовке.

Изометрический метод.

Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые этим методом упражнения рекомендуется применять как дополнительные средства развития силы.

Напряжение мышц надо увеличивать плавно до максимального или заданного, и удерживать его в течение нескольких секунд в зависимости от развиваемого усилия[17].

Целесообразно выполнять изометрические напряжения в положениях и позах, адекватных моменту проявления максимального усилия в тренируемом упражнении. Эффективно сочетание изометрических напряжений с упражнениями динамического характера, а также с упражнениями на растягивание и расслабление.

Например:

Выполнить в одной серий 2-3 подхода по 5-6 напряжений в каждом продолжительностью по 4-6 секунд и отдыхом между подходами не менее 1 минуты. Можно сделать 1-2 таких серии с отдыхом 3-5 минут. После изометрических упражнений надо выполнить упражнения на расслабление, и затем динамические упражнения умеренной интенсивности[18].

Согласно исследованиям [19] в армрестлинге, как специфическом виде спорта можно выделить несколько основных методических приемов тренировок:

  1.  Рабочий угол и рабочая амплитуда.

Армрестлинг является статическим видом спорта. Во время борьбы многие мышцы не изменяют своей длины, фиксируют отдельные части руки в определённом положении. Эти положения называют РАБОЧИМИ УГЛАМИ (РУ). Те же динамические движения, которые всё же совершаются, носят, как правило, однофазный (одноразовый) характер и совершаются только в определённой части возможной амплитуды движения. Эта часть амплитуды называется РАБОЧЕЙ АМПЛИТУДОЙ (РА). Как правило, во время борьбы в конце рабочей амплитуды всё равно фиксируется РУ, в котором спортсмен и завершает свою борьбу в случае выигрыша.

  1.  Рабочее направление.

Принцип рабочего направления основан на том, что разную силу одна и та же мышца может иметь не только по длине (принцип рабочего угла), но и по ширине.

  1.  Приоритет статических напряжений.

Во время борьбы за столом у армрестлеров преобладают статические напряжения над динамическими. Это же соотношение должно быть перенесено на работу со свободными весами и тренажерами.

  1.  Микровременное воздействие[20].

Основан на способности мышц выдерживать супернагрузку на протяжении очень короткого промежутка времени. Это время исчисляется долями сек., а напряжение может возрастать до 120% -130% от максимального при обычных тренировках. Эти стрессовые нагрузки заставляют мышцы наращивать силу с феноменальной скоростью, а также укрепляют связочно-суставной аппарат.

  1.  Длительное воздействие.

Восстановительно-окислительные процессы после таких тренировок длятся в среднем от 5 до 10 дней. Для того чтобы ускорить реабилитацию, необходимо применять длительное, но умеренное статическое напряжение. Кроме того, длительное умеренное напряжение отлично развивает статическую выносливость и толерантность к статическим напряжениям[21].

  1.  Взаимозависимость мышц.

На определенном этапе слабые места могут тормозить развитие сильных. Поэтому время от времени не следует забывать в качестве общефизической подготовки тренировать слабые места мышц.

  1.  Ограниченность амплитуды[22].

Необходимо иногда вводить в свои тренировки упражнения в динамическом режиме. Однако всегда нужно ограничивать полную амплитуду движения в начальной фазе. Нельзя доводить движения до полного разгибания, так как это растягивает мышцы и уменьшает их силовой потенциал.

  1.  Обоюдная борьба.

Этот принцип призван напомнить о том, что армрестлинг - вид единоборства, а не поднятия тяжестей. Никакая сила, приобретенная вдали от непосредственного контакта с рукой соперника, не приведет к желаемому результату. Тренировки за столом должны составлять не менее половины всех тренировок.


1.3 Техника борьбы в армрестлинге

Обоюдная борьба за столом – очень травмоопасное упражнение, причем в результате поражается в первую очередь связочный аппарат локтевого сустава, а также запястья и нередки случаи даже переломов плечевой кости и костей предплечья. Более того, это упражнение – определяющее в соревновательной деятельности, и тактические соображения порой толкают атлета на опасные положения, при которых рабочий угол удерживается не силой скелетных мышц, а связками. Это происходит тогда, когда соперник не дает атлету шанса надеяться на призовое место, а интересы команды или личные амбиции берут вверх над здравым смыслом.

Армрестлинг предполагает очень напряженную психологическую борьбу, и для победы в этой борьбе необходимо в совершенстве владеть всеми ее стандартными тактическими и техническими приемами школой данного вида спорта. Чемпионы же имеют собственную тактику и технику, свою произвольную программу.

Техника в армрестлинге условно делится на три фазы: стартовую позицию, атаку и реализацию преимущества. Любой армрестлер скажет , что знание тонкостей каждой из трех составляющих может решить исход поединка. Так, золотым правилом армспортсмена считается такая стойка в стартовой позиции, чтобы плечо и предплечье находились на самом возможно близком расстоянии (но не касались друг друга). Также у спортсмена появится в борьбе дополнительное преимущество, если он на старте сможет совместить центр тяжести своего тела с площадью опоры и чуть сместит проекцию первого в сторону борющейся руки. Все это следствия правила рычага. Применение его дает возможность получить выигрыш в силе за счет уменьшения расстояния до центра вращения.

Очень важно сразу после команды судьи не упустить момент и мгновенно навязать противнику ту тактику, в которой силен спортсмен. Кто-то начинает скользить вдоль указательного пальца противника и накрывает его своей ладонью (атака через верх), кто-то из стартовой позиции предпочитает резкое вращение собственной кистью - мизинцем внутрь к себе (атака крюкам), а кто-то по сигналу арбитра толкает руку вперед, выгибая ее в запястье (атака толчком). Атаку толчком можно считать разновидностью стиля "крюк".

В любом случае важно наклонить руку соперника к углу в 45 градусов от площади стола, в таком положении наступает фаза дотягивания до победы либо реализации преимущества. Но в этот момент главное не давать максимальную нагрузку на связочный аппарат, чтобы не сломать собственную руку или конечность соперника.

Армрестлинг предполагает очень напряженную психологическую борьбу. Для победы в этой борьбе вам необходимо в совершенстве овладеть всеми стандартными тактическими и техническими приемами. Только спортсмены высшей спортивной классификации имеют право на собственную тактику и технику, а также на свою произвольную программу.

Тактика борьбы в армрестлинге является определяющим элементом победы, которая так же в раной степени зависит и от применения техники в определённых условиях, а также противопоставления своих физических и морально-волевых качеств качествам и намерениям противника.

Перед тем как начать поединок, армрестлер должен твёрдо себе решить: приспосабливаться к действиям соперника или активно действовать самому. Здесь важно понять, сколько армрестлер знаете о своем противнике и обратные знания. Важно научиться трезво оценивать свои возможности.

Армрестлер, который обладает хорошими скоростно-силовыми качествами, обычно выбирают атакующую стратегию. Вот некоторые возможные варианты манеры борьбы:

Армрестлеры, обладающие хорошими скоростно-силовыми качествами, наиболее часто (примерно в 90% случаев) выбирают атакующую стратегию. Приведем некоторые возможные варианты манеры борьбы:

-движение кисти к себе;

-прямой толчок кисти соперника (без супинации);

-супинация руки и согнутой кистью притягивание руки соперника;

-супинация кисти и прямой толчок руки соперника.

Армрестлеры, у которых лучше развиты силовые качества, как правило, используют контратакующую стратегию борьбы.

Приведем некоторые возможные варианты такой манеры борьбы:

-действие «прогнутой» кистью. В этом случае на старте атлет не участвует кистью в борьбе, а движением руки вперед с отведенной кистью стремится преодолеть сопротивление соперника. Иногда такая ситуация может возникнуть и у атакующего, когда он проигрывает старт;

-заведомый проигрыш старта, затем остановка движения противника и доведение до победы. Такой вариант возможен при значительном превосходстве в силе, что на соревнованиях высокого уровня случается крайне редко.

Из описанных вариантов борьбы ясна основная тактическая задача армрестлера - «изолировать» руку и кисть соперника от туловища.

Как видно из краткого описания возможных вариантов, борьбу в армрестлинге можно условно разделить на следующие фазы:

-стартовая позиция:

-достижение преимущества, реализация преимущества.

1.Стартовая позиция подробно описана в правилах соревнований. В зависимости от скорости реакции спортсменов борьба складывается из наступательных и оборонительных действий. Выигравший старт наступает, проигравший обороняется, и его задача - при первом удобном случае перейти к нападению, так как только нападение может привести к победе. Однако преимущество спортсмена, выигравшего старт, очевидно, поэтому одним из главных показателей при отборе в секцию армрестлинга является скорость двигательной реакции.

2.Достижение преимущества осуществляется двумя основными приемами: тягой или толчком руки соперника.

Основная идея техники толчка сводится к тому, чтобы уменьшить угол между плоскостью стола и предплечьем соперника. Этот результат достигается следующими способами:

-прямым движением предплечья с прямой кистью;

-прямым движением предплечья с супинацией кисти;

-прямым движением предплечья с выгнутой кистью.

Третий способ используется в тех случаях, когда был проигран старт либо из тактических соображений кисть «отдается» сопернику.

Основная идея техники тяги сводится к тому, чтобы увеличить угол между плечом и предплечьем соперника и таким образом уменьшить силу его сопротивления. Этот результат достигается следующими способами:

-прямым движением, сгибая кисть;

-приведением кисти;

-супинацией кисти;

-супинацией со сгибанием кисти (атака «крюком»).

3.Реализация преимущества, на первый взгляд, не вызывает особых проблем, однако практика показывает, что, выиграв старт и не обладая дожимом, спортсмен может в итоге проиграть.

Достижение преимущества пронацией: из стартовой позиции атакующий начинает вращать свою кисть в сторону большого пальца, одновременно сгибая руку в запястье и подтягивая ее к своему противоположному плечу.

Достижение преимущества сгибанием руки в запястье: атакующий спортсмен из стартовой позиции сгибает свою кисть резким движением в запястье, оттягивая ее немного наружу. Достижение требует большой силы.[23]

Для более детального разбора техники борьбы разберем более детально отдельно стили борьбы "крюк" и "верх", а спортсменов. борющихся данными стилями будем условно называть "крюковик" и "верховик" соответственно.

Стиль "КРЮК"

Захват. Чтобы совладать с «верховиком», «крюковику» необходимо иметь достаточно крепкие кисть и пальцы. Ведь при старте «верховик» будет тянуть на себя, «крюковик» же наоборот – будет ему противодействовать, супинируя и закручивая кисть. Браться, в принципе, можно, как и в борьбе «верхом», т.е. пальцы на одном уровне с пальцами "верховика" либо можно взяться чуть ниже (с целью противодействия натяжке соперника). Не стоит браться слишком низко, это создаст дополнительную нагрузку на кисть и пальцы и облегчит борьбу сопернику-"верховику", который с легкостью развернет кисть, воздействуя на мизинец.

Кисть должна находиться в положении супинации, все пять пальцев находятся в статическом напряжении. Плечо борющейся руки накрывает предплечье, свободное плечо опущено и натянуто.

Борьба. После команды «Go!» (либо другой стартовой команды) перед борцом стоит задача оказаться в выигрышном положении, то есть, завернуть руку соперника так, как ему надо. Лучше это сделать так: если соперник – «верховик», необходимо сдержать его атаку, при этом, скорее всего, соперник уведет плечо в проигрышное положение, а лучше сразу со старта супинировать кистью, закручивая ее от мизинца и наклоняясь вместе с рукой вбок. Падать вперед нельзя, равно, как и разрывать угол между плечом и предплечьем. Важный нюанс – со старта сразу наклониться вбок, чтобы рука не оказалась на половине стола противника, а плечо – на вашей половине. Если же соперник тоже борется в «крюке», то надо со старта сразу закручивать кисть и наклонять туловище вместе с рукой вбок.

Соперник должен оказывать на бицепс как можно меньшее давление, для этого рычаг-предплечье необходимо укоротить, просто выставив локоть вперед. Второй момент: нельзя оставлять руку без помощи туловища – на руке надо как бы «повиснуть», накрыв ее плечом. Если все вышеперечисленное удалось, то соперник либо замер в контратаке, либо убрал плечи, тем самым потеряв контроль над рукой. Дальнейшие действия зависят от степени развития отдельных мышц атакующего. Варианта три:

1.Тянуть руку соперника на угол стола;

2.Тянуть руку соперника вбок;

3.Навалиться на стол и, тем самым, на руку соперника (обычно соперник не успевает перестроиться и сдержать атаку такого вида), то есть, подключить трицепс.

Если один из вариантов не возымел успеха, можно воспользоваться другим, только в том случае, если рука атакующего все еще накрыта плечом. Соперника с сильным бицепсом эффективнее «брать на измор», а когда он устанет – атаковать. Следует помнить важное правило: атакующий тратит больше энергии, чем обороняющийся.

Контратака. Нечасто встречаются поединки, в которых «крюковик» легко противостоит «верху» соперника. «Верховику» в этом случае не следует до старта тянуть на себя «до потери пульса», иначе устанет внешняя головка бицепса, а без ее участия борьба «в крюке» значительно слабеет. А также «верховикам»не следует забывать о тренировке «крюка».

«Крюковику» в проигрышном положении остается надеяться на свою выносливость и смекалку. А вдруг получится раскрутить сопернику кисть и потянуть его верхом, или разорвать захват и попробовать удачу еще раз. Не получилось раскрыть кисть, можно попробовать ее пронировать, воздействуя своим запястьем на мизинец соперника и наклоняя при этом туловище вбок[24].

Стиль "ВЕРХ"

Техника борьбы через верх будет различной, в зависимости от того, с каким соперником предстоит бороться, с «верховиком» или «крюковиком». При борьбе «верх против верха» основное приложение силы приходится на область костяшки указательного пальца. Здесь полностью реализуется принцип борьбы верхом: кто окажется сверху, тот и выиграет. Если придется противопоставить верх крюку, то основная нагрузка придется на руку в районе кистевого сгиба. Соперник будет супинировать руку, как можно ниже обхватив ее своими пальцами.

Что необходимо сопернику? Ему надо «выключить» плечелучевую мышцу. «Верховик» пытается растянуть ее за счет увеличения рычага. Он перекладывает нагрузку на пальцы (добавляет в «цепь» новые «звенья»). «Крюковик» пытается растянуть плечелучевую за счет супинации.

При атаке соперника главная задача «не отдать» плечелучевую. То есть, большой палец, если открыть захват, должен смотреть в плечо. Второй важный момент – это мощное боковое движение. Вообще, самая распространенная ошибка «верховиков» – бороться одной лишь «натяжкой». При выполнении «натяжки» необходимо следить, чтобы движение шло именно «верхом», то есть, кисть должна проходить большую амплитуду, чем локоть, а не наоборот.

При борьбе с «крюковиком» важно следить за тем, чтобы движение не шло «от локтя». То есть, в амплитуде движения кисть должна делать больший путь, чем локоть. Очень часто можно наблюдать такую картину: при встрече с «крюковиком», «верховик» делает мощный рывок локтем, при этом кисть остается на месте, предплечье, тем самым, занимает почти горизонтальную позицию. «Крюковику» даже бороться не надо, все уже само сделано. Этот момент надо учитывать и при работе с отягощением.

Для совершенствования двух этих стилей используются специализированные упражнения[25].


ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Анализ специальной научно-методической литературы по теме исследования проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы изучалась литература: о способах повышения силовых показателей спортсменов - армрестлеров, о методах увеличения мышечной массы. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2.Педагогическое наблюдение.

Педагогические наблюдения проводились с целью оценки применяемых на практике способов повышения уровня силовых показателей в армрестлинге и методов увеличения объема мышечной массы у спортсменов - армрестлеров.

3.Контрольные испытания (тесты).

Тестирование уровня подготовленности спортсменов-армрестлеров производилось для того чтобы выявить как изменились за это время силовые показатели в борьбе за столом и объем мышечной массы испытуемых.

4.Педагогический эксперимент.

5.Методы статистической обработки полученных данных.


2.2 Организация исследования

Исследования проводились на базах УО «МГУ им А.А.Кулешова» и УО «БРУ г.Могилева» с октября 2011 года по апрель 2012 года.

В обследовании приняли участие 30 спортсменов  1-2 юношеского разряда в армрестлинге, имеющие стаж занятий от 6 до 12 месяцев, занимающиеся 3 раза в неделю по 1,5 часа.

На первом этапе исследований определялась общая и специальная силовая подготовленность.

Общая силовая подготовленность тестировалась тремя упражнениями:

1.Подтягивание (кол-во раз).

2.Жим лежа на горизонтальной скамье (Повторный максимум).

3.Подьем штанги на бицепс(ПМ).

Для определения специальной силовой подготовки спортсменов протестировались силовые показатели в тяге блока за столом (имитации борьбы), которая выполнялась в трех попытках, фиксировалась лучшая попытка, и обоюдной борьбе.

Далее все испытуемые были поделены на контрольную и экспериментальную группы по признаку однородности. Это происходило таким образом: из всех участников начального тестирования образовывались пары с относительно равными силовыми показателями при одинаковых весовых категориях. Наиболее выделяющиеся индивиды выбрасывались из выборки. Затем участники этих пар распределялись по группам. После эти группы проверялись на достоверность различий при помощи статистических критериев (см. приложение 3), по показателям которых группы не были достоверно различны, т.е. однородны. После всего этого одна группа занималась по экспериментальной методике (гр."Э"), а вторая по классической (гр."К").

На втором этапе проводился педагогический эксперимент, в котором применялась методика воспитания силовых способностей в армрестлинге у спортсменов 1-2 юношеского разряда, разработанной на основе обзора методической литературы (рассчитанная на 21 недельный мезоцикл включающий 3 7-недельных микроцикла). По ходу прохождения экспериментальной программы проводилось тестирование основных силовых показателей.

После проведения педагогического эксперимента проводилось контрольное тестирование уровня общей и специальной подготовленности спортсменов по окончании мезоцикла тренировочных занятий по разработанной нами методике.

В завершение обобщались и анализировались полученные данные эксперимента, формулировались выводы и оформлялась дипломная работа.


ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Опытная методика воспитания силовых способностей в армрестлинге у спортсменов 1-2 юношеского разряда

Борьба за столом предусматривает дотягивание руки противника до боковой подушки либо другого ограничителя любым способом, приемлемым спортсменом при условии соблюдения правил. В любом из способов борьбы можно выделить множество фаз, причем в различных стилях в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена количество этих фаз широко варьируется. Учитывая специфику обучения обоюдной борьбе , была разработана следующая методика ее освоения:

1.Подготовительные действия включают в себя психологическую настройку к борьбе, предварительный выбор стиля борьбы, установление захвата и осуществление натяжки. Что касается захвата руки соперника, то для современных атлетов в этом виде спорта оптимальным способом считается хват «замок», при котором на дистальную фалангу большого пальца ложатся указательный и средний. Для усиления данного захвата необходимо развивать силу пальцев кисти. Устанавливать захват необходимо как можно выше лучезапястного сустава противника, насколько данное действие позволяют судьи.

После установления захвата, либо одновременно осуществляется "натяжка" - действие, направленное на выбивание кисти соперника и напряжение мышц в статическом режиме. Данное напряжение является подготовительным к динамической фазе борьбы и одновременно повышает противостояние сопернику в случае проигрыша старта.

2.Динамическая фаза. В эту фазу включаются действия спортсмена, позволяющие растянуть рабочий угол соперника с одновременным выбиванием или закручиванием кисти соперника.

Динамический характер сокращения мышц в этой фазе проявляется в выбивании либо закручивании кисти соперника, и в движении туловища. Бицепс и мышцы предплечья, участвующие в удержании рабочего угла остаются неизменно в статическом напряжении. Пронатор и супинатор работают по малой амплитуде, полностью сокращаясь, и при затяжных поединках остаются в этом положении неизменно в случае выигрышного положения. В противном случае основная динамическая нагрузка ложится в основном на них.

Существует еще одна закономерность сокращения мышцы: во сколько раз быстрее сокращается мышца, во столько раз меньшую силу она может развить при предельном напряжении, т.е. чтобы поднять тяжелую штангу быстро, надо обладать большей силой, чем для того, чтобы поднять ее медленно, и, соответственно, чем медленнее подъем штанги, тем больший вес можно поднять (С.Ю.Смолов). Данное явление вытекает из известного характеристического уравнения А.Хилла: (Р+а) (V+b) =c, где Р — предельное напряжение мышцы; V — скорость сокращения; а, в и с — константы. Из данного положения следует, что при большей скорости движения больше затрачивается силы. Быстрое движение будет целесообразно применять со старта, в случае затянувшейся борьбы необходимо более плавно захватывать преимущественную позиция. Допускаются рывковые движения малой амплитуды, причем эти движения производятся туловищем, при статическом сокращении мышц руки. Эти малоамплитудные рывковые движения применяются при затянувшемся доведении до победы, внезапном завоевании преимущественного положения и контратакующих действиях в ответ на рывковые движения соперника[26].

Еще на один фактор было обращено наше внимание при тренировке всех силовых движений. В обоюдной борьбе этот фактор имеет особенно большое значение. Имеется в виду психологический настрой. Элементу психологической настройки необходимо уделять особое внимание. Когда спортсмен устанавливает захват, он должен «почувствовать» все мышцы, участвующие в работе, и мысленно соединить их в одну сплошную цепь — от кисти до ног, как будто внутри всего тела проходит некая тягучая пружина и все звенья тела направлены на усиление ее тяги. В этот момент необходимо также сконцентрировать свою мысль на том, каким образом осуществляет захват соперник. По этому самому захвату можно определить стиль борьбы соперника. Обычно спортсмены борются одним более сильны стилем, и всем известно по предыдущим поединкам об этом, но встречаются и универсалы, борющиеся разными стилями в зависимости от обстоятельств.

Для тренировки использовались следующие упражнения:

1. Сгибание руки с отягощением на ремне.

Мышцы:

Плечелучевая, сгибатели пальцев, сгибатели запястья, плечевая, разгибатели и отводящие большого пальца.

Техника:

Исходное положение: стоя, отягощение на ремне, перекинуто через пальцы. Начальный угол движения между предплечьем и плечом не должен быть более 120°. Отягощение подбирается таким образом, чтобы на всей амплитуде движения кисть была фиксирована (не проваливалась), также должна быть фиксирована начальная точка движения.

2. Накручивание на горизонтальную ось троса с отягощением.

Мышцы:

Сгибатели и разгибатели пальцев, сгибатели разгибатели запястья, отводящая и сгибающая большой палец.

Техника:

Возможно вращение рукояти тренажера как к себе, так и от себя, что распределяет нагрузку между сгибателями и разгибателями запястья и пальцев.

3. Ходьба с отягощением в руках.

Мышцы:

Сгибатели и разгибатели пальцев, сгибатели и разгибатели запястья, трапециевидные.

Техника:

Исходное положение: отягощение в опущенных руках. Максимальное отягощение требует применения «лямок» для кистей, что способствует увеличению нагрузки на трапециевидные мышцы. Туловище прямое в течение всего движения. Величина отягощения и продолжительность ходьбы создают необходимую нагрузку для мышц предплечья.

Варианты:

Отягощение удерживается пальцами. Основная статическая нагрузка приходится на

сгибатели пальцев. При ходьбе нагрузка увеличивается.

4. Лежа на горизонтальной скамье подбрасывание штанги.

Мышцы:

Трицепсы, бицепсы, дельтовидные, широчайшие мышцы спины, грудные, мышцы предплечья.

Техника:

Опустив штангу до груди, выжать ее с максимальным ускорением до неполного выпрямления рук с разжиманием кистей. Высота отрыва штанги от ладоней зависит от полученного ускорения. При выполнении упражнения обязательна страховка!

Варианты:

Возможен полный отрыв штанги от ладоней.

Возможен контролируемый отрыв штанги, при котором пальцы касаются грифа.

5. Поочередное сгибание пальцев на тренажере.

Мышцы:

Сгибатели пальцев.

Техника:

Ремень блочного тренажера захватывается первой фалангой пальца. Палец сгибается и медленно возвращается в исходное положение.

Для увеличения эффективности упражнения необходимо в конечной точке сгибания делать паузу около 2 секунд.

Варианты:

Сгибание пальцев на тренажере.

В упражнении задействованы сгибатели большого пальца, которые создают противодействие сгибателям других пальцев.

6. Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье зафиксировано.

Мышцы:

Лучевая, сгибатели и разгибатели запястья, разгибатели и отводящие большого пальца, плечелучевая.

Техника:

Исходное положение: предплечье зафиксировано, односторонняя гантель в руке. Амплитуда движения – максимальная. Недопустимо вращение кисти.

7. Пронация кисти с отягощением на ремне.

Мышцы:

Круглый пронатор, плечелучевая, сгибатели и разгибатели пальцев, сгибатели и разгибатели запястья, двуглавая мышца плеча.

Техника:

Отягощение на ремне создает постоянное напряжение на всей амплитуде движения, что наиболее приближает это упражнение к соревновательным условиям.

8. Супинация кисти с односторонней гантелью.

Мышцы:

Сгибатели и разгибатели запястья, сгибатели и разгибатели пальцев, отводящие большой палец.

Техника:

Исходное положение: односторонняя гантель в руке, в вертикальном положении, предплечье опирается о бедро. Темп выполнения медленный, с остановкой в конечной точке движения.

Варианты:

Вращение кисти с односторонней гантелью. Амплитуда движения зависит от подвижности кистевого сустава. Темп выполнения медленный, исключая инерцию. Упражнение применяется в основном в подготовительный период.

9. Имитация борьбы на горизонтальном блоке.

Мышцы:

Сгибатели и разгибатели пальцев и запястья, бицепс, плечелучевая, трицепс, дельтовидные, грудные, мышцы живота, широчайшие мышцы спины.

Техника:

Исходное положение: соревновательный старт. Направление взрывного усилия зависит от тренировочной задачи.

10. Отведение кисти с односторонней гантелью, рука перед собой.

Мышцы:

Лучевые сгибатели; разгибатели запястья; отводящие большой палец; сгибатели пальцев; супинатор предплечья.

Техника:

Исходное положение: стоя, рука с односторонней гантелью, отягощением вверху, предплечье горизонтально, ладонью внутрь. Движение отягощения по вертикали на себя с максимальной амплитудой и короткой паузой в конечной точке.

Варианты:

Повороты кисти с односторонней гантелью.

Мышцы:

Пронаторы предплечья, плечелучевая мышца.

Техника:

Исходное положение: гантель в руке ладонью вверх, отягощение гантели внизу со стороны мизинца. Вращение кисти осуществляется с максимальной амплитудой и фиксацией в конечной точке движения, не меняя положения руки.

11. Разгибание кисти с гантелью.

Мышцы:

Лучевые разгибатели запястья, сгибатели пальцев.

Техника:

Исходное положение: гантель в руке, ладонью вверх. Плавно опускаем гантель, разгибаем кисть и также возвращаем в исходное положение.

12. Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье вертикально.

Мышцы:

Лучевые сгибатели пальцев; отводящие большой палец; супинатор предплечья.

Техника:

Исходное положение: рука в стартовом положении с односторонней гантелью отягощением вверх. Упражнение выполняем в медленном темпе с фиксацией в конечной точке движения.

13. Сгибание кисти со штангой в опущенных руках сзади.

Мышцы:

Все мышцы предплечья, преимущественно сгибатель запястья.

Техника:

Исходное положение: стоя, штанга в опущенных руках за спиной, верхним хватом. Упражнение выполняется в медленном темпе с фиксацией в верхнем положении.

14. Стоя отведение кисти с односторонней гантелью.

Мышцы:

Лучевые сгибатели и разгибатели запястья; отводящие большой палец; сгибатели пальцев; супинатор предплечья.

Техника:

Исходное положение: стоя, рука с односторонней гантелью опущена вдоль туловища, ладонью внутрь. Удерживая руку прямой, поднимаем кистью отягощение вверх с короткой паузой в конечной точке движения.

15. Сгибание руки с односторонней гантелью.

Мышцы:

Двуглавая мышца плеча, разгибатели пальцев.

Техника:

Исходное положение: стоя, с односторонней гантелью ладонью внутрь, локоть фиксирован. Сгибаем руку в локтевом суставе в медленном темпе.

16. Отведение кисти с односторонней гантелью, предплечье горизонтально, рука отведена в сторону.

Мышцы:

Лучевые сгибатели и разгибатели запястья; отводящие большой палец.

Техника:

Исходное положение: предплечье в горизонтальном положении, ладонь вертикально. Взять одностороннюю гантель за ручку. Медленно опустить гантель и так же отвести ее в исходное положение. Амплитуда движения максимальная, насколько позволяет гибкость кисти, исключая инерцию.

17. Сгибание руки в локтевом суставе с отведением кисти.

Мышцы:

Двуглавая плеча, лучевые сгибатели и разгибатели запястья, отводящие большой палец.

Техника:

Исходное положение: в руке односторонняя гантель. Опираясь локтем или всем плечом о плоскую поверхность, сгибаем руку в локтевом суставе с одновременным отведением кисти. В конечной точке движения короткая пауза с максимальной концентрацией внимания на кистевом движении.

18. Пронация кисти с односторонней гантелью

Мышцы:

Пронаторы предплечья, плечевая мышца.

Техника:

Исходное положение: рука с односторонней гантелью на подставке, в стартовом положении. Вращательное движение кисти происходит в медленном темпе с короткой паузой в конце амплитуды движения.

19. Приведение кисти с односторонней гантелью.

Мышцы:

Лучевые разгибатели запястья, разгибатели и отводящие большой палец.

Техника:

Исходное положение: рука с односторонней гантелью в стартовом положении, предплечье вертикально. Движение отягощения происходит по вертикали, исключая инерцию. Акцент нагрузки приходится на кисть руки.

20. Отведение и приведение кисти с односторонней гантелью.

Мышцы:

Лучевые сгибатели и разгибатели запястья, сгибатели пальцев, супинатор предплечья.

Техника:

Исходное положение: предплечье в горизонтальном положении ладонью вниз. Движение отягощения происходит по горизонтали[27].

Все эти и другие упражнения необходимо распределять по всему микро и мезоциклу более или менее равномерно, т.е. не менее двух раз в тренировочной неделе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ научно- методической литературы выявил несколько основных принципов в построении методики тренировки для роста силовых показателей в обоюдной борьбе, а именно:

- необходимость строгого дозирования нагрузок;

- выполнение статических упражнений с большими временными показателями и частотой выполнения в микроцикле;

- в связи с тем, что основная нагрузка ложится на связочный аппарат локтевого сустава, то необходимо уделять особое внимание укреплению связок именно этой зоны;

- в тренировочном процессе специфические методы развития силы должны иметь доминирующее значение.

2. Согласно статистической обработке полученных данных результаты экспериментальной группы достоверно превосходили таковые, показанные представителями контрольной группы.

В качестве статистических критериев определения достоверности различий использовались Т-критерий Стьюдента и непараметрический критерий .

На начало эксперимента группы по показателям критериев были однородны (Т=0,5311, =0,5333 см. приложение 3). В конце педагогического эксперимента статистическая обработка результатов групп показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами (Т=2,1573, =4,8 см. приложение 3), что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики.

3. По результатам проведенной нами работы, можно рекомендовать данную методику для развития силовых показателей в армрестлинге у спортсменов, имеющих спортивную квалификацию 1-2 юношеского разряда.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EC%F1%EF%EE%F0%F2. – Дата доступа: 28 .11.2011.

2 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://armwrestlingrussia.ru/istoriya-armrestlinga.html – Дата доступа: 30.11.2011.

3 Верхошанский, Ю.В «Основы специальной силовой подготовки в спорте»/Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1977.

4 Фомин, А.И. Силовая подготовка/А.И. Фомин, Л.В. Павлов, Л. Остапенко; под ред. А.И. Фомин - М.: ФиС, 1984.

5 Воробьев, А. Н. Режимы мышечной деятельности/ А.Н.Воробьев Тяжелоатлетический спорт: Очерки по физиологии и спортивной тренировке. - М.: Физкультура и спорт 1977. - 97 - 113 с.

6. Богачев, В. Б. Хорсенс –92: точка отсчета/В.Б. Хорсенс - М.: Олимп, 1992 - С. 36.

7 Зациорский, В.М. Методика воспитания силы /В.М. Зациорский - М.: ФиС, 1970.

8 Воробьев, А. Н. Режимы мышечной деятельности/ А.Н.Воробьев Тяжелоатлетический спорт: Очерки по физиологии и спортивной тренировке. - М.: Физкультура и спорт 1977. - 115 - 120с.

9 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://armsport.moy.su/publ/tekhnika _ i_taktika _borby _v_armrestlinge/1-1-0-30 – Дата доступа: 7.12.2011.

10 Уайдер, Д. «Так тренируются «звезды»»,/Д.Уайдер -  М.:Ф. и С. 1994.

11 Огольцов, И. Г. Совершенствование планирования процесса подготовки лыжников-гонщиков /Вопросы управления тренировочным процессом в лыжном спорте/И.Г. Огольцов, А. А. Клемба - Омск: ФиС, 1985.

12 Роман, Р.А. Тренировки тяжелого атлета/Р.А. Роман - М.: ФиС, 1986.

13 Лукьянов, М.Е. Тяжелая атлетика для юношей /М.Е. Лукьягов, А.И. Филамеев - М.:Физкультура и спорт, 1969.

14 Воробьев, А.Н. Анатомия силы/А.Н.Воробьев, Ю.К.Сорокин - М.: ФиС, 1987.

15 Воробьева, А.М. Тяжелая атлетика/А.М.Воробьева - М.: ФиС, 1988.

16 Остапенко, Л. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства/Л. Остапенко - М.: ФиС, 1994.

17 Воробьев, А. Н. Методика тренировки /Тяжелая атлетика/А.Н.Воробьев, Р.А.Роман; под ред. А. Н. Воробьева - М.: ФиС, 1988.

18 Зациорский, В.М. Методика воспитания силы /Физические качества спортсмена.— М., ФиС, 1970.

19 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://power35.ru/informatsiya/biblioteka/kak-trenirujutsja-chempiony-po-armsportu– Дата доступа: 07.12.2011.

20 Уайдер, Д. Система строительства тела/Д.Уайдер - М.: ФиС, 1984.

21 Yessis ,М. The Many Faces of Overload /М. Yessis /W.: Muscle I Fitness, 1984.

22 Фредерик, К. Хэтфилу. Всестороннее руководство по развитию силы/К. Фредерик - Восток Красноярск, 1992.

23 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://armsport.moy.su/publ/tekhnika_i_taktika_borby_v_armrestlinge/1-1-0-30 – Дата доступа: 10.12.2011.

24 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://armsport.moy.su/publ/stil_quotkrjukquot/1-1-0-7– Дата доступа: 10.12.2011. 

25 Кузнецов В.Н. Боремся "Верхом"/В.Н.Кузнецов // Железный мир. - 2010. -№8. - С. С. 111-113.

26 Millet, J. Breaking Ouf of Training Ruts: Stacking / J Millet // Muscle I Fitness. - 1982. -№10. - С67-70.

27 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://armsport.moy.su/publ/specialnye_uprazhnenija_dlja_armrestlinga/1-1-0-25 – Дата доступа: 10.12.2011.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67173. Роздрібний товарооборот. Товарооборот роздрібних торгових підприємств 37.84 KB
  Товарооборот роздрібних торгових підприємств Соціально економічна характеристика роздрібного товарообороту Сутність значення товарообороту підприємства як економічної категорії та показника діяльності Склад і структура роздрібного товарообороту Товарооборот роздрібних торгових підприємств...
67174. Основы теории массового обслуживания 233.5 KB
  Рассмотрим сначала некоторые понятия которые характеризуют стохастическую неопределенность когда неопределенные факторы входящие в задачу представляют собой случайные величины или случайные функции вероятностные характеристики которых либо известны либо могут быть получены из опыта.
67175. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 115.5 KB
  В условиях сословноиерархической структуры общества пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену; в процессе бесконечных войн которые несли голод разрушение смерть и ощущение трагизма человеческой жизни...
67176. Организация разработки требований к сложным программным средствам 139 KB
  Проекты программных средств различаются по уровню сложности масштабу и необходимому качеству. Чаще всего проблемами с которыми встретились не достигшие своих целей проекты программных продуктов являются: недостаток информации от пользователя...
67177. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО 138.5 KB
  Любое государство функционирует в определенной социальной среде зависит от экономики и культуры общества его структуры психологии и ценностных предпочтений граждан в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.
67178. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ. ИНГАЛЯЦИОННЫЙ НАРКОЗ 278 KB
  Универсальной и общепризнанной теории действия анестетиков нет. Ранние теории наркоза в настоящее время представляются полностью несостоятельными: Коагуляционная теория Кьюн 1864 коагуляция белка под влиянием эфира и хлороформа обнаружилось что коагуляция происходит только при концентрациях значительно превышающих терапевтические.
67179. Проблеми державного відтворення української культури у 1917-1920 рр. та особливості національно-культурного розвитку українських земель у 1920-1930-х рр. XX століття 133 KB
  Відкриття Української Академії наук УАН. відбулося територіальне роз'єднання українських земель завершилося формування української нації ускладнилася соціальна структура та політизувалося суспільне життя. Ця орієнтація зумовила вивчення проблем етнографії фольклору мови а також стимулювала бажання...
67180. Повернення об’єктів функціями. Потенційні проблеми 74.5 KB
  Якщо об'єкти можна передавати функціям, то з таким самим успіхом функції можуть повертати об'єкти. Щоби функція могла повернути об'єкт, по-перше, необхідно оголосити об'єкт, який повертається нею, типом відповідного класу. По-друге, потрібно забезпечити повернення...
67181. Асиметричні криптоперетворення та їх застосування для забезпечення конфіденційності 240.65 KB
  Найбільшою особливістю асиметричних перетворень є використання асиметричної пари ключів, які містить відкритий ключ, що відомий всім, та особистого ключа, що пов’язаний з відкритим ключем за допомогою певного математичного перетворення.