20859

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианский подход

Лекция

Макроэкономика

Методологические основы кейнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Теория инвестиционных решений. Равновесный уровень дохода. Модель «утечка-инъекции».

Русский

2014-10-12

153 KB

2 чел.

Тема 3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианский подход.

1. Методологические основы кейнсианского подхода.

2. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.

3. Кейнсианская функция потребления и сбережения.

4. Теория инвестиционных решений.

5. Равновесный уровень дохода. Модель «утечка-инъекции».

6. Мультипликатор автономных расходов.

7. Парадокс бережливости.

8. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости Инфляционный и дефляционный разрыв.

1. Методологические основы Кейнсианского подхода.

Кейнс рассмотрел экономику, как целую систему.

Положения Кейнса:

1.Экономика не является совершенной конкуренцией. Несовершенство рынков вызвано не внешними факторами. Оно является внутренним свойством национальной экономики.

2. Экономические субъекты действуют нерационально, а руководствуются субъективными факторами, такими как традиции, требования среды, психологическое поведение.

3. Деньги являются богатством, и имеют самостоятельную ценность и это предопределяет взаимодействие денег и реального сектора.

4.Все рынки взаимосвязаны и изменение на одном рынке влияет на другие.

5. Цены не являются гибкими, их жесткость вызвана существованием монополий и профсоюзов.

6.Ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу жесткости заработной платы. Существуют не только естественная безработица, но и безработица вызвана колебаниями экономической активности.

7.Факторы производства  не являются взаимозаменяемыми.

8. Ведущую роль в модели AD и AS принадлежит спросу.

Рисунок 3.1. Модель AD-AS в кейнсианском подходе

Взаимодействие влияния спроса на доход по Кейнсу.

(1) особый Кейнсианский случай (постоянство цен) .Сдвиг кривой могут привести к изменению дохода.

(2) основной Кейнсианский случай (на этом отрезке изменение совокупного спроса ведет к росту дохода и цен).

9.Экономика не является саморегулируемой. Для нее не характерны отклонения от равновесия, и поэтому необходимо вмешательство государства.

2. Компоненты совокупного спроса Кейнсианской модели.

Совокупный спрос - сумма плановых расходов макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги при каждом из возможных уровней цен.

Ценовые факторы совокупного спроса:

1. Эффект процентной ставки. Если цены растут - спрос на деньги увеличивается, следствием этого становится рост ставки процента, а как следствие падение совокупного спроса.

P

2. Эффект богатства. Рост цен приводит к снижению стоимости финансовых активов с фиксированной ценой и как следствие ведет к снижению расходов.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен ведет к сокращению экспорта, а как следствие к снижению чистого экспорта и снижению совокупных расходов.

Неценовые факторы спроса:

1. Факторы,  влияющие на потребление домохозяйств:

* рост населения

* рост доходов

* изменения дохода ожидания

* изменения в подоходном налоге.

2. Факторы, влияющие на уровень инвестиционных расходов:

  •  уровень налогов на бизнес
  •  технический уровень производства
  •  уровень использования  производственных мощностей
  •  перспективы получения прибыли

3. Изменения в расходах

4. Изменения в чистом экспорте:

  •  изменение валютного курса
  •  динамика доходов в стране импортере
  •  политические факторы.

3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Опровержение Кейнса.

Кейнсианская функция

Y=C+I=AE

Y=C+S (доход распределяется на две части: потребляемую и сберегаемую)

Впервые Кейнс рассмотрел взаимосвязь потребления и дохода, т.е. рассмотрел потребление как функцию дохода и на математическом языке представил в виде линейной функции.

C=a + bY

а - автономное потребление, которое не зависит от дохода, т.е. тот минимальный уровень расходов, который финансируется за счет социальных выплат и кредитов.

b – коэффициент, отражающий зависимость, это индуцированные расходы, зависящие от дохода.

- предел склонный к потреблению.

МРС показывает, как изменяется потребление с изменением дохода на 1 единицу.

- средняя склонность к потреблению (как отношение сберегаемой части дохода к доходу).

Рисунок 3.2. Кейнсиансая функция совокупного потребления

Кейнс считает, что предельная склонность к потреблению постоянна, а средняя склонность – снижается с ростом дохода.

Кейнс говорил: «Существует основной психологический закон: люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы».

Однако оказалось, что практические исследования функции в США, которые провел С. Кузнецов, показали, что данные динамики дохода и потребления не соответствовало Кейнсианской модели. Для длительного периода тезис о постоянстве предельной склонности к потреблению МРС и падению средней склонности к потреблению АРС статистически не подтверждается.

Экономические субъекты не потребляют весь свой доход на покупки потребительских благ. Часть получаемого дохода, как правило, сберегается в той или иной форме. Это могут быть вложения в банковскую систему в виде депозитов, покупка ценных бумаг, покупка конвертируемой валюты и др. Если исходить из того факта, что потребности в принципе безграничны, то индивиды должны удовлетворять их настолько, насколько позволяет величина дохода. Возникает теоретическая необходимость объяснить, почему не весь доход  на текущее потребление. Наличие сбережений S  в экономикe является
из важнейших условий осуществления инвестиций, которые инициируют  экономический рост. В связи с этим важно определить, насколько закономерно в рыночной экономике осуществление сбережений. Можно выявить, по крайней мере, три мотива, которые объясняют, почему обыкновенно У =
С + S, т. е. почему существует потребность сберегать:

  •  нивелирование потребления во времени;
  •     формирование постоянного богатства;
  •  наличие процентной ставки.

Совокупные сбережения, средняя и предельная склонность к сбережению. Совокупные сбережения — это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т. е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем:

S= S(Т). (3.15)

В сумме потребление и сбережения составляют совокупные доходы:

C + S = D = Y. (3.16)

Средняя склонность к сбережениям (APS) показывает долю дохода, идущую на сбережения:

По мере увеличения дохода АРС сокращается, a APS увеличивается. Предельная склонность к сбережениям MPS — это доля прироста дохода, на величину которой увеличиваются сбережения:

Пример. Если из дополнительных 100 долларов на потребление идет 75 долларов, а на сбережения — 25 долларов, то:

Рисунок 3.3. График функции сбережения

МРС = 75/100 = 0,75;

MPS = 25/100 = 0,25. Таким образом, из каждой суммы дополнительного дохода 75 % идет на прирост потребления, а 25 % — сумма сбережений.

4. Теория инвестиционных решений.

Инвестиции составляют около 20 % от совокупных расходов и определяют устойчивость развития экономики.

Спрос на инвестиции является наиболее изменчивой величиной совокупного спроса. Это происходит потому, что субъекты имеют дело с некоторой глубиной временного горизонта, т.е. между инвестициями и получением выгод происходит определенный временной интервал.

Инвестиции - это долгосрочные вложения экономических ресурсов, с целью создания и получения чистых выгод в будущем.

Инвестиционный спрос – спрос предпринимателей на блага для восстановления изношенного и прироста реального капитала.

Таким образом, различают инвестиции:

- валовые инвестиции

- чистые инвестиции  (валовые за вычетом амортизации)

По структуре:

  •  инвестиции в основной капитал
  •  инвестиции в жилищное строительство
  •  инвестиции в запасы.

В макроэкономическом анализе различают:

* автономные инвестиции (которые осуществляются с целью улучшения положения на рынке и их причиной могут быть: изменение вкуса, прирост населения, технический прогресс)

* индуцированные инвестиции, вызванные ростом совокупного спроса от дохода.

Факторы, определяющие мотивацию участников инвестиционного процесса:

- субъекты сталкиваются при принятии решений с высокой степенью неопределенности.

- решения, подверженные различным рискам (политическим, экономическим и т.д.)

- при принятии решений субъектами, ориентированными не только на формальные показатели, но и на внутренние ощущения при оценке инвестиционного климата

Функция автономной инвестиции

Рисунок3.4. Автономные инвестиции

Спрос на индуцированные инвестиции зависит от ставки процента.

Рисунок3.5. Спрос на индуцированные инвестиции

Целесообразность инвестиций зависит, как от ставки процента, так и от уровня прибыльности вложений. Предпринимателю необходимо не только покрыть проценты, но и первоначальную стоимость основных фондов и получить некоторый чистый доход.

5. Равновесный уровень дохода в Кейнсианской модели. Модель «утечка-инъекции».

Доход состоит из потребительского спроса и инвестиционного спроса.

   Y=C+I

Т.е. экономика является закрытой.

Если к потребительским расходам добавить автономные инвестиции, то наша кривая сдвинется на величину автономных инвестиций.

При том уровне доходов в точке Е равны расходам.

E – Точка равновесия в экономике,  AD=AS

Рынок товаров находится в равновесии, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска равна совокупному спросу.

т.Е, AD=AS

В т. А существует дефицит товаров

 AD>AS

В т. В экономика работает на склад.

 AD<AS (необходимо снижать выпуск)

 

                          I

                            AS

                            B  AD=C+I

                              AD<AS

                                E

                               AD>AS

                            C=MPC y

                          A

                         ΔI

                            450

                               y0                                           y

 

Рисунок 3.6. Модель доходы-расходы

Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса можно показать и через сопоставление совокупных сбережений и инвестиций. В состоянии равновесия выпуск продукции и уровень доходов в экономике равны сумме потребления и инвестиций. Соответственно объем выпуска за вычетом суммы потребленной продукции равен величине инвестиционных расходов, т. е. сумме запланированных инвестиций и незапланированных изменений товарных запасов:

I=Y-C. (3.33)

Кроме того, та часть доходов, которую домашние хозяйства не тратят на потребление, сберегается. Сумма, которую люди планируют оставить неистраченной, равна их доходам за вычетом планируемых потребительских расходов. Следовательно, совокупные сбережения равны разнице между доходами и величиной потребления:

S=Y-C. (3.34)

Можно предварительно утверждать, что инвестиции всегда равны сбережениям:

I =S. (3.35)

При этом инвестиции не всегда находятся на запланированном уровне. 3 В состоянии равновесия инвестиции равны фактически осуществлен- | ным инвестициям, которые в свою очередь равны сбережениям. Следовательно, можно представить условие макроэкономического равновесия

следующим образом:

Iплан.     = S. (3.36)

Графически данное равенство выглядит так (рис. 3.7):

Рисунок 3.7. Модель «инъекции – утечка»

6. Мультипликатор автономных расходов.

Мультипликатор автономных расходов – если один из элементов совокупных расходов, который не зависит от доходов изменится, то конечный эффект на равновесный уровень национального дохода будет больше первичного изменения, это означает, что первичное изменение будет иметь множительный/мультипликативный эффект.

Рисунок 3.8. Действие мультипликатора инвестиций

До Кейнса проблема автономных расходов не рассматривалась.

7. Парадокс бережливости.

Парадокс бережливости: домохозяйства склонны сберегать либо за счет сокращения автономных расходов, либо за счет предельной склонности к сбережению (MPS).

Парадокс бережливости состоит в том, что изменение суммы, которую домашние хозяйства хотели бы сберегать может не иметь никакого влияния на фактический уровень сбережения, хотя уровень доходов в экономике на самом деле меняется.

Рисунок 3.9. Парадокс бережливости

Этот парадокс бережливости отсутствует в условиях простой линейной модели, без участия государства и в рамках закрытой экономики.

Важность для анализа этого парадокса в том, что он показывает непредсказуемость поведение домохозяйств и рациональное решение домохозяйствами сберегать оказывается нерациональным с точки зрения экономики в целом - такое поведение может быть причиной внутренне присущего экономике фактора неравновесия.

8. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы.

Дефляционный разрыв указывает на недостаток совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением.

Инфляционный разрыв свидетельствует о перегреве экономике. Все ресурсы задействованы дальнейший рост спроса на ресурсы ведет к росту цен.

Рисунок 3.10. Равновесный ВВП

Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования может ликвидировать макроэкономическую инфляцию.

Совокупный спрос недостаточен для полного использования ресурсов. Если расходы фирм и домохозяйств остаются неизменными, то увеличить (AE) совокупные расходы можно методами государственного регулирования.


EMBED Equation.3  

Р

Y

АS

AD0

AD1

Y1

Y0

Y

I

I

i

Y

AE

AE

Y

AD2 = C2+I2+Q2

AD0=C0+I0+Q0

AD1=C1+I1+Q1

Y1

Y0

Y2

E2

E0

E1

Инфляционный разрыв

Рецессионный разрыв


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39673. Организация социологического исследования 275 KB
  Организация социологического исследования Лекция Череповец 2007 Тема 1. Организация социологического исследования Содержание лекции Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39674. Цели, задачи и механизм социологического исследования 83.5 KB
  Цели задачи и механизм социологического исследования Вопросы лекции: Назначение и виды социологических исследований. Содержание программы социологического исследования Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39675. Стратегии аргументации 22.42 KB
  Стратегии аргументации направлены на то чтобы взять верный курс при постановке ключевых задач а методы и приемы – чтобы одержать верх при обсуждении ключевых вопросов переговорного процесса. Высказывание Конфуция или указание на историческую аналогию может в рамках такой аргументации нести в себе элемент воздействия который недоступен носителю другой культурной традиции. Европейская – аналитическая система аргументации вырастает из рационалистической философии для которой характерно расчленение основного содержания на части в...
39676. Культура полемики и дискуссии 24.19 KB
  Виды публичных споров. Требования к ведению спора. Доказательство в споре.
39677. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2.92 MB
  Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого
39678. СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИКА ЯЗЫКА 55 KB
  СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. Важнейшая функция социальной коммуникации прагматическую. Или иначе знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Это в то же время приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом Проблема заключается в том как следует понимать высказывание Являются ли высказываниями например знак череп и скрещенные кости или предписывающие и запрещающие Дорожные знаки или актуализированное в речи слово Берегись Конечно данные знаки не отвечают определению высказывания как семиотической ячейки...
39679. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМАХ 113.5 KB
  Структура знаний намного сложнее структуры информации. Потоки информации циркулирующие в обществе обслуживают различные социальные образования социальные институты организации группы и др. Или иначе массовая информация является видом социальной информации которым пользуется большая по величине масса людей как на этапе ее производства как и на этапах распространения и потребления. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации.
39680. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ 39 KB
  ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ Для эффективной организации этой работы необходимо: ü осуществление всех мероприятий мониторинга в комплексе; ü сочетание мониторинга с другими методами сбора данных; ü учет правовых аспектов свободы средств массовой информации; ü учет точек критического состояния массовой аудитории при проведении мониторинга определение пороговых величин значений социальных индикаторов; ü учет обратных связей возникающих в процессе мониторинга. На первом этапе ставятся задачи связанные...
39681. КОММУНИКАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 57.5 KB
  Различие состоит в том что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации. На отдельных предприятиях для внутренней коммуникации имеются замкнутые системы радиовещания и телевидения. Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Она зависит и от выбора слов и речевых образцов принятых в деловой сфере коммуникации и от правильная ориентация на тип коммуникации межличностной внутригрупповой или массовой.