20904

Установка набора UML-разработчика IBM Rational Rose и технология синхронизации модели с языком Java

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Рабочий интерфейс программы IBM Rational Rose 2003 состоит из различных элементов основными из которых являются: главное меню; стандартная панель инструментов; специальная панель инструментов; окно браузера проекта; рабочая область изображения диаграммы или окно диаграммы; окно документации; окно журнала.2 Главное меню и стандартная панель инструментов Главное меню программы IBM Rational Rose 2003 выполнено в общепринятом стандарте и имеет следующий вид рис.1 Внешний вид главного меню программы Отдельные пункты меню...

Русский

2013-08-01

229 KB

48 чел.

Лабораторная работа 03

Установка набора UML-разработчика IBM Rational Rose и технология синхронизации модели с языком Java 

1. Цель работы

Целью работы является знакомство с возможностями, предоставляемыми Rational Rose, используемым для объектной декомпозиции задачи, решаемой Программистом.

2. Состав рабочего места

2.1. Оборудование: IBM-совместимый   персональный компьютер (ПК).

2.2. Программное обеспечение: операционная система Windows, дистрибутив IBM Rational Rose.

3. Краткие теоретические сведения

3.1. Краткая информация о IBM Rational Rose.

IBM Rational Rose – это один из самых многофункциональных продуктов семейства Rational Rose. Все продукты Rational Rose поддерживают язык Unified Modeling Language (UML); тем не менее, эти продукты различаются технологиями реализации, которые они поддерживают.

Rational Rose Enterprise – это лучшая среда моделирования, которая поддерживает генерацию кода из моделей, написанных на языке Ada, ANSI C++, C++, CORBA, Java/J2EE, Visual C++ и Visual Basic. Как и все продукты семейства Rational Rose, он предоставляет группе разработчиков общий язык моделирования, позволяя ускорить процесс создания качественного программного обеспечения.

3.2 Установка дистрибутива

3.2.1. Запустить исполняемый файл Rational Rose.

3.2.2. В появившемся окне нажать кнопку "Browse" и указать путь, куда Вы хотите, чтобы  установилась программа. Также будет дана возможность указать  путь самостоятельно, прописав его в text box. Нажать "Next".

3.2.3. Нажать "Next" после того, как установщик проведет несколько тестов Вашей системы. Выбрать "Rational Rose Enterprise Edition" в list box. Это позволит установить Rational Rose  и все ее компоненты. Нажать "Next".

3.2.4. Нажать "Next" в следующих двух окнах. Мастер установки предложит Вам прочитать Лицензионное соглашение. Выбрать "I agree" и нажать "Next". На следующем этапе нажать "Next", чтобы все компоненты были установлены по умолчанию. Следующий этап является финальным – нажать "Install" и установить IBM Rational Rose на компьютер.

4. Порядок выполнения работы

4.1  Особенности рабочего интерфейса программы IBM Rational Rose

В CASE-средстве IBM Rational Rose 2003 реализованы общепринятые стандарты на рабочий интерфейс программы, аналогично известным средам визуального программирования. После установки IBM Rational Rose 2003 на компьютер пользователя, что практически не вызывает трудностей у разработчиков, запуск этого средства в среде MS Windows 2000/XP приводит к появлению на экране соответствующего рабочего интерфейса (рис. 4.1.1).

Рабочий интерфейс программы IBM Rational Rose 2003 состоит из различных элементов, основными из которых являются:

 - главное меню;

- стандартная панель инструментов;

- специальная панель инструментов;

- окно браузера проекта;

 - рабочая область изображения диаграммы или окно диаграммы;

- окно документации;

- окно журнала.

Рис. 4.1.1  Общий вид рабочего интерфейса CASE-средства IBM Rational Rose

4.2 Главное меню и стандартная панель инструментов

Главное меню программы IBM Rational Rose 2003 выполнено в общепринятом стандарте и имеет следующий вид (рис. 4.2.1).

Рис. 4.2.1  Внешний вид главного меню программы

Отдельные пункты меню объединяют сходные операции, относящиеся ко всему проекту в целом. Некоторые из пунктов меню содержат хорошо знакомые операции, такие как открытие проекта, вывод на печать диаграмм, копирование в буфер и вставка из буфера различных элементов диаграмм. Другие операции настолько специфичны, что могут потребоваться дополнительные усилия для их изучения (свойства операций генерации программного кода или проверки согласованности моделей). Назначение отдельных операций главного менюприводится далее в данной лекции.

Стандартная панель инструментов располагается ниже строки главного меню и имеет следующий вид (рис. 4.1.3). Некоторые из инструментов недоступны для нового проекта, который не имеет никаких элементов. Стандартная панель инструментов обеспечивает быстрый доступ к тем командам меню, которые выполняются разработчиками наиболее часто.

Рис. 4.1.3.  Внешний вид стандартной панели инструментов

Пользователь может настроить внешний вид этой панели по своему усмотрению.

Для этого необходимо выполнить операцию главного меню: Tools >Options (Инструменты>;Параметры), открыть вкладку Toolbars (Панели инструментов) появившегося диалогового окна и нажать кнопку Standard (Стандартная). В дополнительно открытом окне можно переносить требуемые кнопки из левого списка в правый список, а ненужные кнопки - из правого списка в левый.

Данным способом можно показать или скрыть различные кнопки инструментов, а также изменить их размер. Назначение отдельных кнопок стандартной панели инструментов приводится далее при рассмотрении операций главного меню.

4.3 Назначение операций главного меню File и Edit

Рабочий интерфейс средства IBM Rational Rose 2003 имеет главное меню, которое позволяет пользователю загружать и сохранять информацию во внешних файлах, изменять внешний вид элементов графического интерфейса, вызывать справочную информацию, вызывать другие диалоговые окна для работы с программой IBM Rational Rose 2003 и т.д. Рассмотрим назначение отдельных пунктов главного меню средства IBM Rational Rose 2003.

Операции главного меню File (Файл) позволяют создавать новые модели в нотации языка UML, загружать и сохранять разрабатываемую модель во внешнем файле, распечатывать на принтере разработанные диаграммы. Назначение операций этого пункта главного меню представлено в таблице 4.3.1.

Таблица 4.3.1. Операции пункта главного меню File (Файл)

Название операции меню

Наличие кнопки на стандартной панели

Назначение операции главного меню

New

Создает новую модель IBM Rational Rose 2003. При этом новая модель по умолчанию имеет имя untitled

Open

Вызывает стандартное диалоговое окно открытия внешнего файла с диска. Открыть можно либо файл модели (файл с расширением "mdl"), либо файл подмодели (файл с расширением "ptl")

Save

Позволяет сохранить разрабатываемую модель во внешнем файле на диске

Save As

Позволяет сохранить разрабатываемую модель под другим именем во внешнем файле на диске. При этом вызывается стандартное диалоговое окно сохранения файла на диске с предложением задать имя соответствующего файла модели или подмодели.

Save Log As

Позволяет сохранить содержание журнала во внешнем файле на диске с именем error.log. При этом вызывается стандартное диалоговое окно сохранения файла на диске с предложением изменить предлагаемое по умолчанию имя соответствующего файла.

AutoSave Log

Позволяет автоматически сохранять содержание журнала во внешнем файле на диске с именем error.log. При первом выполнении этого пункта меню также вызывается стандартное диалоговое окно сохранения файла на диске с предложением изменить предлагаемое по умолчанию имя соответствующего файла.

Clear Log

Очищает содержание журнала

Load Model Workspace

Позволяет загрузить рабочую область из внешнего файла на диске. Вызывает стандартное диалоговое окно открытия внешнего файла с диска, при этом открыть можно файл с расширением "wsp"

Save Model Workspace

Позволяет сохранить рабочую область модели во внешнем файле на диске. При выполнении этого пункта меню вызывается стандартное диалоговое окно сохранения файла с расширением "wsp"

Save Model Workspace As

Позволяет сохранить рабочую область модели во внешнем файле на диске. Вызывается стандартное диалоговое окно сохранения файла с предложением изменить предлагаемое по умолчанию имя соответствующего файла

Units

Позволяет загрузить категорию элементов модели из внешнего файла на диске. Вызывает стандартное диалоговое окно открытия внешнего файла с диска, при этом открыть можно файл с расширением "cat"

Import

Позволяет импортировать информацию из внешних файлов различных форматов, включая файлы моделей, подмоделей, категорий и подсистем

Export Model

Позволяет экспортировать информацию о модели во внешний файл. Вид этого пункта меню зависит от выделенного элемента модели

Update

Позволяет вставить информацию обратного проектирования из внешнего файла с расширением "red" в разрабатываемую модель

Print

Позволяет распечатать на принтере отдельные диаграммы и спецификации различных элементов разрабатываемой модели. В этом случае вызывается диалоговое окно выбора диаграмм и спецификаций для печати на подключенном к данному компьютеру принтеру

Print Setup

Вызывается стандартное диалоговое окно макета страницы для настройки свойств печати

Edit Path Map

Вызывает окно задания путей доступа к файлам системы IBM Rational Rose 2003. Как правило, значения путей, установленные по умолчанию, следует изменять только в случае крайней необходимости

<Имена файлов>

Секция с именами последних файлов, с которыми осуществлялась работа в IBM Rational Rose 2003

Exit

Прекращает работу и закрывает IBM Rational Rose 2003

Операции главного меню Edit (Редактирование) позволяют выполнять действия по редактированию элементов модели и их свойств, а также выполнять поиск элементов в рамках разрабатываемого проекта. Назначение операций этого пункта главного меню представлено в таблице 4.3.2.

 Таблица 4.3.2. Операции пункта главного меню Edit (Редактирование)

Название операции меню

Наличие кнопки на стандартной панели

Назначение операции главного меню

Undo

Отменяет выполнение последнего действия по удалению или перемещению элементов модели

Redo

Восстанавливает изображение диаграммы после отмены выполнения последней операции перемещения

Cut

Вырезает выделенный элемент разрабатываемой модели и помещат его в буфер обмена

Copy

Копирует выделенный элемент разрабатываемой модели и помещает его в буфер обмена

Paste

Вставляет элемент разрабатываемой модели или его копию из буфера обмена в текущую активную диаграмму

Delete

Удаляет выделенные элементы из текущей диаграммы, но не из разрабатываемой модели

Select All

Выделяет все элементы на текущей диаграмме разрабатываемой модели

Delete from Model

Удаляет все выделенные элементы из разрабатываемой модели

Relocate

Позволяет перемещать или отменять перемещение классов, ассоциаций или компонентов из одного пакета в другой

Find

Вызывает диалоговое меню поиска элемента в разрабатываемой модели по его имени

Reassign

Позволяет заменить выделенный элемент разрабатываемой модели другим элементом модели

Compartment

Позволяет отображать дополнительную информацию об объектах, классах, актерах или пакетах

Change Info

Позволяет изменить тип выделенного элемента на текущей диаграмме на другой тип элемента

4.4 Назначение операций главного меню View, Format и Browse

Операции главного меню View (Вид) позволяют отображать на экране различные элементы рабочего интерфейсаи изменять графическое представление диаграмм. Назначение операций этого пункта главного менюпредставлено в следующей таблице (табл. 4.4.1).

 Таблица 4.4.1. Операции пункта главного меню View (Вид)

Название операции меню

Наличие кнопки настандартной панели

Назначение операции главного меню

Toolbars

Позволяет настроить внешний вид рабочего интерфейса системы IBMRational Rose 2003 и содержит дополнительные подпункты:

Standard - делает видимой/невидимой стандартную панель инструментов (рис. 1.3)

Toolbox - делает видимой/невидимой стандартную панель инструментов текущей активной диаграммы

Configure - вызывает диалоговое окно настройки параметров модели, открытое на вкладке настройки панелей инструментов

Status Bar

Делает видимой/невидимой строку состояния

Documentation

Делает видимым/невидимым окно документации

Browser

Делает видимым/невидимым браузер проекта

Log

Делает видимым/невидимым окно журнала

Editor

Делает видимым/невидимым встроенный текстовый редактор

Time Stamp

Включает/выключает режим отображения времени в записях журнала

Zoom to Selection

Изменяет масштаб изображения выделенных элементов модели , так чтобы они разместились в одном окне

Zoom In

Увеличивает масштаб изображения

Zoom Out

Уменьшает масштаб изображения

Fit in Window

Изменяет (уменьшает) масштаб изображения всех элементов текущей диаграммы, так чтобы все они разместились в одном окне

Undo Fit in Window

Отменяет изменение масштаба изображения размещения элементов в одном окне

Page Breaks

Разбивает текущую диаграмму на страницы для последующей печати

Refresh

Перерисовывает текущую диаграмму

As Booch

Изображает элементы модели в соответствии с нотацией Г. Буча

As OMT

Изображает элементы модели в соответствии с нотацией OMT

As Unified

Изображает элементы модели в соответствии с нотацией языка UML

Операции главного меню Format (Формат) позволяют выполнять действия по изменению внешнего вида элементов модели на различных диаграммах. Назначение операций этого пункта главного меню представлено в следующей таблице (табл. 4.4.2).

Таблица 4.4.2 Операции пункта главного меню Format (Формат)

Название операции меню

Назначение операции главного меню

Font Size

Изменяет масштаб используемого шрифта

Font

Вызывает диалоговое окно выбора шрифта

Line Color

Вызывает диалоговое окно выбора цвета линий

Fill Color

Вызывает диалоговое окно выбора цвета для изображения графических элементов диаграмм

Use Fill Color

Включает/выключает режим отображения цвета для изображения графических элементов диаграмм

Automatic Resize

Включает/выключает режим автоматического изменения размеров графических элементов диаграмм для отображения текстовой информации об их свойствах

Stereotype

Позволяет выбрать способ изображения стереотипов выделенных элементов диаграммы и содержит дополнительные подпункты:

None - стереотип не показывается;

Label - стереотип отображается в форме текста;

Decoration - стереотип отображается в форме небольшой пиктограммы в правом верхнем углу графического элемента;

Icon - элемент диаграммы отображается в форме специального графического стереотипа, если данный стереотип предусмотрен в программе.

Stereotype Label

Включает/выключает режим отображения текстовых стереотипов для взаимосвязей (ассоциаций, зависимостей и пр.) диаграммы

Show Visibility

Включает/выключает режим отображения кванторов видимости атрибутов и операций выделенных классов

Show Compartment Stereotypes

Включает/выключает режим отображения текстовых стереотипов атрибутов и операций выделенных классов

Show Operation Signature

Включает/выключает режим отображения сигнатуры операций выделенных классов

Show All Attributes

Делает видимыми/невидимыми атрибуты выделенных классов

Show All Operations

Делает видимыми/невидимыми операции выделенных классов

Suppress Attributes

Делает видимой/невидимой секцию атрибутов выделенных классов. Скрывает секцию атрибутов даже в том случае, когда выбрана опция Show All Attributes

Suppress Operations

Делает видимой/невидимой секцию операций выделенных классов. Скрывает секцию операций даже в том случае, когда выбрана опция Show All Operations

Line Style

Позволяет выбрать способ графического изображения линий взаимосвязей и содержит дополнительные подпункты:

Rectilinear - линия изображается в форме вертикальных и горизонтальных отрезков;

Oblique - линия изображается в форме наклонных отрезков;

Toggle - промежуточный вариант изображения линии

Layout Diagram

Позволяет автоматически разместить графические элементы в окне диаграммы с минимальным количеством пересечений и наложений соединительных линий

Autosize All

Позволяет автоматически изменить размеры графических элементов текущей диаграммы таким образом, чтобы текстовая информация помещалась внутри изображений соответствующих элементов

Layout Selected Shapes

Позволяет автоматически разместить выделенные графические элементы в окне диаграммы с минимальным количеством пересечений и наложений соединительных линий

Операции главного меню Browse (Обзор) позволяют отображать рабочие окна с различными каноническими диаграммами разрабатываемой модели и вызывать диалоговые окна редактирования свойств отдельных элементов модели.

 4.5 Создание класса в IBM Rational Rose

Выбрав значок “Класс” на специальной панели инструментов перетащить на рабочую область.  Создан класс.

Рис 4.5.1 Отображение класса в рабочей области

Курсор сейчас указывает на название класса,  предлагая название «NewClass». Для того, чтобы указать другое имя класса, название по умолчанию надо заменить значением, вводимым с клавиатуры. В данном примере названием класса является «MyString». При создании класса его имя вводится один раз, а потом выбирается из выпадающего списка доступных объектов.

Для заполнения полей и методов класса необходимо на данном классе шелкнуть правой кнопкой мыши. В появившемся меню необходимо выбрать «Open Specification».

Рис. 4.5.2 Спецификация класса

В открывшейся спецификации следует выбрать вкладку «Attributes» для создания полей класса и вкладку «Operations» для создание методов класса.

Рис. 4.5.3 Вкладка «Атрибуты»

Далее следует выбрать пункт «Insert»(правая кнопка мыши) и ввести имя сигнатуры. Для задания свойств следует дважды щелкнуть по ней или же вызвать для нее контекстное меню и выбрать пункт «Specification ...».     

Рис. 4.5.4 Спецификация атрибута класса

4.6. Синхронизация модели с Java

После создания модели приложения в Rational Rose дальше надо  ассоциировать ее с языком программирования, список которых находится в меню Tools (в нашем случае – Java/J2EE). Затем для генерирования программного кода используется пункт подменю «Code Generation». На следующей форме следует создать путь, куда надо сгенерировать код(“Edit…”->”Insert(New)”»->нажать на ”…” в конце строки->”Directory”   и указать путь). Дальше на форме «Assign CLASSPATH Entry» в поле «CLASSPATH Entries» выбрать нужный Вам путь, а в «Packages and Components» нажать кнопку «Select All» и щелкнуть по появившейся кнопке «Assign». Код модели сгенерирован. В дальнейшем, когда путь уже прописан, можно нажимать последовательно Ctrl+A(выделить все классы), Ctrl+G(сгенерировать код). Если понадобиться удалить какой-нибудь класс, это надо делать либо клавишами Ctrl+D, либо находить в окне документации данный класс и удалять его там – удаление с рабочей области клавишей DELETE удаляет ТОЛЬКО из рабочей области.

При вы полнении обратной операции (генерирование существующего кода в модель)  должны быть выполнены следующие операции

  1.  Из главного меню выбрать Tools -> Java/J2EE
  2.  Из выпадающего списка выбрать Reverse Engineer. На появившейся форме выбрать нужный  путь. Если созданный класс был перемещен, то нажать Edit CLASSPath, и прописать новый путь.
  3.  Нажать кнопку AddAll.
  4.  Последовательно Select All->Reverse->Done. Модель исправлена или создана и отображена в рабочей области.

4.7 Создание отношений между классами.


Общее замечание.
Для любого типа отношений задание его свойств осуществляется одинаковым способом - или дважды щелкнуть по линии, или вызвать для нее контекстное меню и выбрать пункт Specification ... . Часть свойств отношения можно задать прямо в его контекстном меню. Общими свойствами для всех типов отношений являются: имя (Name), стереотип (Stereotype) и текстовое описание отношения (Documentation). Ниже будут описаны только специфические для каждого типа отношений свойства.

 4.7.1. Отношение зависимости.


Является наиболее общей формой отношения в языке UML. Все другие типы отношений можно считать частным случаем данного отношения. Отношение зависимости показывает, что изменение одного класса влечет изменение другого класса. Чаще всего применяется, когда один класс использует другой в качестве аргумента. Изображается пунктирной линией со стрелкой, направленной от зависимого класса к независимому.


Для создания отношения зависимости следует выбрать кнопку
Dependency or instantiaties на панели Toolbox, затем щелкнуть мышкой по зависимому классу и не отпуская кнопки мыши перетащить стрелку на независимый класс. Для данного типа отношения можно задать следующие свойства: будет ли иметь зависимый класс доступ к не-public элементам независимого класса (Friendship required), видимость отношения (Export Control), начальную (Multiplicity from) и конечную мощность (Multiplicity) отношения.


 4.7.2. Отношение ассоциации, агрегации и композиции.


Поскольку отношения ассоциации, агрегации и композиции отличаются очень незначительно, то рассмотрим работу с ними в общем.
Отношение ассоциации показывает, что один класс каким-то образом связан с другим классом (аналог связи в диаграмме «Сущность-Связь»). Изображается сплошной линией, соединяющей классы.

Отношение агрегации - частный случай ассоциации. Представляет собой отношение типа «целое/часть». Изображается в виде простой ассоциации с незакрашенным ромбом со стороны «целого». Агрегация не является наследованием, поскольку все классы-«части» в агрегации являются вполне самостоятельными, со своими атрибутами и операциями, отличающимися от атрибутов и операций класса-«целое».

Отношение композиции - частный случай агрегации. Служит для выделения специальной формы отношения «целое-часть», при которой составляющие части в некотором смысле находятся внутри целого. Специфика взаимосвязи между ними заключается в том, что части не могут выступать в отрыве от целого, т.е. с уничтожением целого уничтожаются и все его составные части. Изображается в виде сплошной линии с закрашенным ромбом возле класса «целое».

Для создания одного из приведенных выше отношений следует выбрать кнопку
Unidirectional Association на панели Toolbox, затем щелкнуть мышкой по одному классу и не отпуская кнопки мыши перетащить стрелку на другой класс. По умолчанию создается однонаправленная ассоциация, т.е. класс, от которого идет стрелка, знает об общих атрибутах и операциях второго класса, но не наоборот. Для создания двунаправленной ассоциации следует вызвать для отношения контекстное меню и выбрать пункт Navigable.


Для данных типов отношений можно задать следующие свойства:

  •  вкладка General — роль классов в данном отношении (Role A и Role B);
  •  вкладка Detail  — является ли отношение производным (Derived); класс-ассоциация, связанный с данным отношением (Link Element); направление роли (Name Direction); ограничения - некоторое условие, которое должно выполняться (Constraints);
  •  вкладки Role A General, Role B General — задаются общие свойства ролей классов, участвующих в отношении: название роли (Role), видимость роли (Export Control) и текстовое описание роли (Documentation);
  •  вкладки Role A Detail, Role B Detail — задаются некоторые подробности ролей: имя роли (Role), ограничения для роли (Constraints), мощность роли (Multiplicity), направление отношения (Navigable), является ли отношение агрегацией (Aggregate), являются ли атрибуты классов, участвующие в отношении, статичными (Static); являются ли классы отношения дружественными (Friend); каким образом будут включаться созданные атрибуты агрегации - по значению или по ссылке (Containment of Class) (при выборе значения By Value тип отношения поменяется на композицию), добавление квалификаторов (Keys/Qualifiers).

4.7.3. Отношение обобщения.


Это отношение между общей сущностью (суперклассом, или родителем) и ее конкретным воплощением (субклассом, или потомком). Обобщения иногда называют отношениями типа "является", имея в виду, что одна сущность является частным выражением другой, более общей. Обобщение означает, что объекты класса-потомка могут использоваться всюду, где встречаются объекты класса-родителя, но не наоборот. Изображается в виде линии с большой незакрашенной стрелкой.
Для создания отношения обобщения следует выбрать кнопку 
Generalization на панели Toolbox, затем щелкнуть мышкой по классу-потомку и не отпуская кнопки мыши перетащить стрелку на класс-родитель. Для данного типа отношения можно задать следующие свойства: будет ли иметь класс-потомок доступ к не-public элементам класса-родителя (Friendship required), видимость отношения (Export Control), будет ли наследоваться только одна копия класса-родителя (Virtual inheritance).

 4.7.4. Отношение реализации.


Это отношение между двумя элементами модели, при котором один элемент (клиент) реализует поведение, заданное другим (поставщиком). Изображается в виде пунктирной линии с большой незакрашенной стрелкой, указывающей на поставщика. Чаще всего реализации используют для определения отношений между интерфейсом и классом или компонентом, который предоставляет объявленные в интерфейсе операции или услуги.


Для создания отношения обобщения следует выбрать кнопку 
Realize на панели Toolbox, затем щелкнуть мышкой по объекту-клиенту и не отпуская кнопки мыши перетащить стрелку на объект-поставщик. Специфических свойств у данного типа отношений не предусмотрено.

Индивидуальные задания

1. Построить программу для работы с классом для хранения данных о кривой второго порядка - гиперболе. Программа должна обеспечивать: расчет у по х и наоборот, ввод значений, вывод значений.

2. Построить программу для работы с классом для хранения данных о кривой второго порядка - эллипсе. Программа должна обеспечивать простейшие функции: расчет у по х и наоборот, ввод значений, вывод значений.

3. Построить программу для работы с  классом для хранения данных о кривой второго порядка - параболе. Программа должна обеспечивать простейшие функции: расчет у по х и наоборот, ввод значений, вывод значений.

4. Построить программу для работы с классом для хранения данных о погоде (направление, скорость ветра, температура, облачность, осадки). Программа должна обеспечивать простейшие функции: ввод значений, вывод значений.

5. Построить программу для работы с классом для хранения данных о сообщении на форуме (автор, тема, текст, время, дата создания и редактирование). Программа должна обеспечивать простейшие функции: ввод значений, редактирование, вывод значений.

6. Построить программу для работы с классом Дата. Программа должна обеспечивать простейшие функции: увеличение/уменьшение на 1 день, ввод значений, вывод значений.

7. Построить программу для работы с классом Время. Программа должна обеспечивать простейшие функции: увеличение/уменьшение на 1 час, минуту, секунду, ввод значений, вывод значений.

8. Построить программу для работы с классом - правильная дробь, который должен включать соответствующие поля: числитель, знаменатель. Программа должна обеспечивать простейшие функции: сложение, вычитание, умножение, деление, вывод дроби в удобной форме.

9. Построить программу для работы с классом - комплексным числом. Класс должен включать соответствующие поля: вещественную и мнимую часть числа. Программа должна обеспечивать простейшие функции: сложение, вычитание, умножение, деление, вывод числа в удобной форме.

10. Создать класс типа - прямоугольник. Поля - высота и ширина. Функции-члены вычисляют площадь, периметр, устанавливает поля и возвращают значения. Функции-члены установки полей класса должны проверять корректность задаваемых параметров. Функция печати.

11. Создать класс «игра в крестики-нолики». Поле класса - массив из (3х3) или целые числа. Ставить можно только на свободные.

12. Создать класс - Круг. Поле - радиус. Функции-члены вычисляют площадь, длину окружности, устанавливает поля и возвращают значения. Функции-члены установки полей класса должны проверять корректность задаваемых параметров. Функция печати.

13. Создать класс - Квадрат. Поля - сторона. Функции-члены вычисляют площадь, периметр, устанавливает поля и возвращают значения. Функции-члены установки полей класса должны проверять корректность задаваемых параметров. Функция печати.

14. Создать класс – треугольник. Поля - стороны. Функции-члены вычисляют площадь, периметр, высоты, устанавливает поля и возвращают значения. Функции-члены установки полей класса должны проверять корректность задаваемых параметров. Функция печати..

15. Создать класс – линия на экране, который имеет ширину и высоту. Поля – координаты начала и  конца. Функции-члены вычисляют длину, устанавливает поля и возвращают значения, перемещают линию, рисуют на экран. Функции-члены установки полей класса должны проверять корректность задаваемых параметров.

16. Написать класс для отдела кадров – Сотрудник  (поля: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, образования, номер документа об образовании, учебное заведение выдавшее документ, дата поступления на работу, домашний адрес).

17. Создать класс - элемент записной книжка (поля: Имя, Ник, мобильный телефон, адрес электронной почты, номер ICQ).

18. Создать класс для единицы товара на складе (поля: товар, производитель, количество, дата изготовления, срок годности,  поставщик, тел. поставщика, тел. производителя, цена за 1 ед.).

19. Создать класс для учета продаж ( поля: товар, производитель, покупатель, количество, цена за единицу, общая стоимость).

20. Создать класс для элемента каталога музыкальных компакт дисков (поля: исполнитель, композитор, название диска, любимый трек, дата покупки, кому дан диск, количество треков, продолжительность).

21. Создать класс для элемента каталога фильмов (поля: название, режиссер, исполнитель главной роли, год выхода, кому дан на просмотр, язык звуковой дорожки, лицензионный или нет)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82350. Способы образования бизнес-терминов в русском языке и особенностей их функционирования 73.36 KB
  Исследование различных терминосистем способствует совершенствованию русской терминологии в целом выявлению общих закономерностей развития терминологических единиц в системе современного русского языка. Материалом исследования послужили лексические единицы взятые из печатных и электронных словарей...
82353. Разработка мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией персонала ресторана «Охотников» 698 KB
  Мотивация — соотношение между поведением человека и причинами, которые обусловливают это поведение; совокупность психологических явлений, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели.
82354. Дизайн-проект кінологічного центру 1.74 MB
  Традиційні ветеринарні клініки, які функціонують в великих містах України, не зовсім відповідають сучасним тенденціям з утримання та розведення домашніх тварин. Домашні улюбленці, які якоюсь мірою стають членами сім’ї, потребують більш гнучкого підходу до їх утримання, особливо в середовищі великих міст, яким є Київ.
82355. ГЛАВНЫЕ ПЛОЩАДИ МИНСКА В РАЗРАБОТКЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА 404 KB
  Цель работы – разработка экскурсионного маршрута по главным площадям Минска. Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, исторический и логический, историко-сравнительный, метод описания. Результаты внедрения: маршрут внедрён и функционирует на базе туристической фирмы города Минска ТУП «ВЛБ-ТРЭВЕЛ».
82356. Разработка системы мониторинга радиоизлучений в районе железнодорожного вокзала 9.01 MB
  Цель проектирования - повышение эффективности обнаружения несанкционированных радиоизлучений. Обоснован состав переносного поста. Разработана структурная схема системы и взаимосвязь постов друг с другом и с центром антитеррористической деятельности. Произведен выбор необходимого оборудования и методика применения системы.
82357. Биоакустика птиц 247 KB
  Биоакустика – это наука, объединяющая биологию и акустику. Биоакустика занимается изучением звуковой сигнализации у животных, способов связи между животными, механизмов образования и восприятия у них звуков, а также принципов кодирования и декодирования передаваемой информации в живых...
82358. Интерактивная база данных по дендраклиматологии 465.5 KB
  5 Базы данных. Дендроклиматология пустила корни в летней школе в 2000 году за это время накоплено большое количество данных. В связи с этим появились цели структурировать базы данных накопленные в течение всего периода изучения дендроклиматологии в летней школе.