20972

Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

1] Лабораторная работа № 4 [1] Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи ЭЦП [2] Оглавление [2.2] Принципы использования ЭЦП [2.5] Контрольные вопросы Цели работы Получить базовые представления о механизмах создания и проверки ЭЦП и о цифровых сертификатах.

Русский

2013-08-02

86 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 4

Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП)

Оглавление

[0.1] Лабораторная работа № 4

[1] Защита электронных документов с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП)

[2] Оглавление

[2.1] Цели работы

[2.2] Принципы использования ЭЦП

[2.3] Цифровые сертификаты

[2.4] Задания для выполнения

[2.5] Контрольные вопросы

Цели работы

  1.  Получить базовые представления о механизмах создания и проверки ЭЦП и о цифровых сертификатах.
  2.  Научится генерировать собственные сертификаты и устанавливать их в ОС.
  3.  Научиться подписывать электронные документы с помощью ЭЦП.

Принципы использования ЭЦП

Криптографические методы позволяют надежно контролировать целостность как отдельных порций данных, так и их наборов (таких как поток сообщений); определять подлинность источника данных; гарантировать невозможность отказаться от совершенных действий ("неотказуемость").

В основе криптографического контроля целостности лежат два понятия:

  •  хэш-функция;
  •  электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Хэш-функция – это труднообратимое преобразование данных (односторонняя функция), реализуемое, как правило, средствами симметричного шифрования со связыванием блоков. Результат шифрования последнего блока (зависящий от всех предыдущих) и служит результатом хэш-функции.

Пусть имеются данные, целостность которых нужно проверить, хэш-функция и ранее вычисленный результат ее применения к исходным данным (так называемый дайджест). Обозначим хэш-функцию через h, исходные данные – через T, проверяемые данные – через T'. Контроль целостности данных сводится к проверке равенства h(T') = h(T). Если оно выполнено, считается, что T' = T. Совпадение дайджестов для различных данных называется коллизией. В принципе, коллизии, конечно, возможны, поскольку мощность множества дайджестов меньше, чем мощность множества хэшируемых данных, однако то, что h есть функция односторонняя, означает, что за приемлемое время специально организовать коллизию невозможно.

Рассмотрим теперь применение асимметричного шифрования для выработки и проверки электронной цифровой подписи. Пусть E(T) обозначает результат зашифрования текста T с помощью открытого ключа, а D(T) – результат расшифрования текста Т (как правило, шифрованного) с помощью секретного ключа. Чтобы асимметричный метод мог применяться для реализации ЭЦП, необходимо выполнение тождества

E(D(T)) = D(E(T)) = T

Рисунок  Выработка ЭЦП

Рисунок  Проверка ЭЦП

Из равенства E(S') = h(T') следует, что S' = D(h(T')) (для доказательства достаточно применить к обеим частям преобразование D и вычеркнуть в левой части тождественное преобразование D(E())). Таким образом, электронная цифровая подпись защищает целостность сообщения и удостоверяет личность отправителя, то есть защищает целостность источника данных и служит основой неотказуемости.

Для контроля целостности последовательности сообщений (то есть для защиты от кражи, дублирования и переупорядочения сообщений) применяют временные штампы и нумерацию элементов последовательности, при этом штампы и номера включают в подписываемый текст.

Цифровые сертификаты

При использовании асимметричных методов шифрования (и, в частности, электронной цифровой подписи) необходимо иметь гарантию подлинности пары (имя пользователя, открытый ключ пользователя). Для решения этой задачи в спецификациях X.509 вводятся понятия цифрового сертификата и удостоверяющего центра.

Удостоверяющий центр – это компонент глобальной службы каталогов, отвечающий за управление криптографическими ключами пользователей. Открытые ключи и другая информация о пользователях хранится удостоверяющими центрами в виде цифровых сертификатов, имеющих следующую структуру:

  •  порядковый номер сертификата;
  •  идентификатор алгоритма электронной подписи;
  •  имя удостоверяющего центра;
  •  срок годности;
  •  имя владельца сертификата (имя пользователя, которому принадлежит сертификат);
  •  открытые ключи владельца сертификата (ключей может быть несколько);
  •  идентификаторы алгоритмов, ассоциированных с открытыми ключами владельца сертификата;
  •  электронная подпись, сгенерированная с использованием секретного ключа удостоверяющего центра (подписывается результат хэширования всей информации, хранящейся в сертификате).

Цифровые сертификаты обладают следующими свойствами:

  •  любой пользователь, знающий открытый ключ удостоверяющего центра, может узнать открытые ключи других клиентов центра и проверить целостность сертификата;
  •  никто, кроме удостоверяющего центра, не может модифицировать информацию о пользователе без нарушения целостности сертификата.

В спецификациях X.509 не описывается конкретная процедура генерации криптографических ключей и управления ими, однако даются некоторые общие рекомендации. В частности, оговаривается, что пары ключей могут порождаться любым из следующих способов:

  •  ключи может генерировать сам пользователь. В таком случае секретный ключ не попадает в руки третьих лиц, однако нужно решать задачу безопасной связи с удостоверяющим центром;
  •  ключи генерирует доверенное лицо. В таком случае приходится решать задачи безопасной доставки секретного ключа владельцу и предоставления доверенных данных для создания сертификата;
  •  ключи генерируются удостоверяющим центром. В таком случае остается только задача безопасной передачи ключей владельцу.

Цифровые сертификаты в формате X.509 версии 3 стали не только формальным, но и фактическим стандартом, поддерживаемым многочисленными удостоверяющими центрами.

Задания для выполнения

  1.  Прочитайте теоретический материал из методички и дополнительных материалов (digital_signature.htm).
  2.  Сгенерируйте свой личный сертификат с помощью программы C4PKI Generator (используйте только английские символы во избежание проблем с кодировкой). Установите его в системное хранилище сертификатов.
  3.  Откройте хранилище сертификатов (выполните команду certmgr.msc). Проверьте наличие установленного сертификата в разделе «Личное».
  4.  Защитите паролем и зашифруйте документ MS Word и документ OpenOffice Writer. Сохраните документ, затем откройте его снова.
  5.  Поставьте ЭЦП на документ MS Word и документ OpenOffice Writer. Сохраните документ, затем откройте его снова. Скопируйте свой документ кому-нибудь из одногрупников. Откройте его. Проверьте наличие ЭЦП.
  6.  Защитите свою выполненную работу – для этого вам нужно будет продемонстрировать результаты выполненной работы и ответить на вопросы преподавателя по теоретическому материалу лабораторной работы.

 Контрольные вопросы

  1.  Для чего был создан и для каких целей используется механизм ЭЦП? Что она защищает и какие аспекты ИБ улучшает?
  2.  Что общего между ЭЦП и обычной традиционной личной подписью на бумажных документах?
  3.  Опишите механизмы выработки и проверки ЭЦП (можно пользоваться схемами из методички).
  4.  Что такое контроль целостности? Зачем он нужен?
  5.  Что такое цифровой сертификат? Какими способами можно его создать? Чем определяется уровень доверия к сертификатам?
  6.  Как установить сертификат для использования в разных программах? Как происходит управление установленными сертификатами в ОС?
  7.  Как защитить электронный документ паролем? Какой аспект ИБ это улучшает?
  8.  Как добавить ЭЦП в электронный документ MS Word или OpenOffice Writer? Как её просмотреть? Какой аспект ИБ это улучшает?

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74998. Дед Мороз и Санта Клаус. Выполнение работы в технике оригами 37.5 KB
  Цель: ознакомить учащихся с традициями новогодних и рождественских праздников ;совершенствовать умения изготавливать изделия из бумаги в технике оригами; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать аккуратность, терпение, интерес к работе.
74999. Українська народна іграшка. Лялька-мотанка 41.5 KB
  Мета. Ознайомлення учнів з історією виникнення ляльки, різновидами матеріалів, з яких виготовляли, сформувати уявлення про способи виготовлення, стимулювати розвиток ініціативності, самостійності, сприяння розвитку творчої активності, навичок самоосвітньої діяльності...
75000. У дзеркалі слова. На все впливає мови чистота… 81.5 KB
  Олеся: Є слова що білібілі Як конвалії квітки Лагідні як усміх ранку Ніжносяйні як зірки. Є слова як жар пекучі І отруйні наче чад. Про які слова мовить поет у перших 4х рядках Якими словами ви можете замінити означення білібілі лагідні ніжносяйні Чи знаєте ви такі слова покаже гра.
75001. Мова - коштовний скарб народу 55.5 KB
  Мова коштовний скарб народу Мета: виховувати любов до рідного слова вчити бачити красу рідної мови познайомити з найголовнішими етапами розвитку рідної мови розвивати виразність декламування поезії збагачувати й активізува ти словниковий запас учнів...
75002. Наше диво, калинове, кохана українська мово. Літературн-омузичне свято до Дня української мови й й писемності 71 KB
  Мова кожного народу – Неповторна і своя В ній гримлять громи в негоду В тиші трелі соловя. Берегти її плекати Буду всюди й повсякчас Бо ж єдина такяк мати Мова в кожного із нас В. Ведуча Скарбе мій єдиний Ведучий Це сьогодні на твою честь ми проводимо свято НАШЕ ДИВО КАЛИНОВЕ КОХАНА УКРАЇНСЬКА МОВО Виконання...
75003. Сценарій свята до Дня української писемності та мови 88 KB
  Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка живого духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподівання розум досвід почування. Українська мова в багатстві витонченості й гнучкості не поступається ані жодній із сучасних літературних мов слов’янства. З епохи Київської Русі можна говорити й про українську літературну мову та жива розмовна мова українського народу набагато давніша.
75004. Мова моя українська. Методична розробка виховного заходу для старшокласників 85.5 KB
  Мова це великий дар природи. І серед них – ніби запашна квітка в чудовому букеті – українська мова. У рідному домі завжди звучить найближча найзрозуміліша рідна мова бо бринить вона із ласкавих бабусиних вуст із дідусевої говірки із маминої пісні із батьківського слова часом суворого а часом жартівливого. Наша мова – українська тому що наша земля – Україна.
75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислів’ями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...