21015

РАСЧЕТ Параметров антенн. Расчет характеристик и параметров антенн

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Общие сведения Реальные антенны излучают в окружающее пространство в различных направлениях неодинаково. Зависимость напряженности поля излучаемого антенной измеренная на достаточно большом но одинаковом расстоянии от антенны от углов наблюдения D и j называется характеристикой направленности. Коэффициент направленного действия показывает во сколько раз необходимо увеличить мощность излучения при замене направленной антенны ненаправленной для сохранения прежней напряженности поля в точке приема. Эффективной или действующей площадью Sэфф...

Русский

2013-08-02

99.5 KB

68 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

РАСЧЕТ Параметров антенн.

Цель работы: расчет характеристик и параметров антенн.

1.Общие сведения

Реальные антенны излучают в окружающее пространство в различных направлениях неодинаково. Зависимость напряженности поля, излучаемого антенной, измеренная на достаточно большом, но одинаковом расстоянии от антенны, от углов наблюдения D и j, называется характеристикой направленности. Графическое представление этой характеристики называют диаграммой направленности. Диаграммы направленности строят нормированными, для которых максимальное значение F(D;j)max= 1.

Коэффициентом защитного действия kзащ называют отношение квадрата напряженности поля, созданного антенной в главном направлении, к квадрату поля в направлении, противоположном главному.

В относительных единицах:

Kзащ = E20 / E2180 = F2(00) / F2(1800)  (1)

в  децибелах:

Kзащ = 20 lg [F2(00) / F2(1800)]. (2)

На основании принципа взаимности параметры антенн в режиме приема и передачи имеют одинаковые значения.

Коэффициентом направленного действия (КНД) D в данном направлении называют отношение квадрата напряженности поля, созданного антенной в данном (обычно главном) направлении, к среднему (по всем направлениям) значению квадрата напряженности поля. Коэффициент направленного действия показывает, во сколько раз необходимо увеличить мощность излучения при замене направленной антенны ненаправленной для сохранения прежней напряженности поля в точке приема.

Эффективной или действующей площадью Sэфф приемной антенны называют эквивалентную площадь, с которой полностью поглощается энергия волны, отдаваемая в согласованную нагрузку. Эффективная площадь антенны связана с ее физической площадью раскрыва S коэффициентом использования поверхности раскрыва (КИП) v:

v = Sэфф/S (3)

Если в раскрыве поверхности поле синфазно и имеет равные амплитуды, то v=1. Для антенн с прямоугольным раскрывом, когда амплитуды поля вдоль одной из сторон раскрыва постоянны, а вдоль другой – изменяются по закону Ex = E0 sin (px/L), v = 0,8. При наличии фазовых искажений в раскрыве КИП уменьшается.

Действующей длинной приемной антенны называют коэффициент пропорциональности между максимальной ЭДС, наведенной в антенне Эа, и напряженностью поля в точке приема E:

Эа = LдЕ (4)

Сопротивлением излучения антенны RS называют коэффициент пропорциональности, связывающий мощность излучения с квадратом тока в антенне:

RS = РS/I2а.эфф (5)

Величина тока вдоль реальных антенн изменяется, поэтому сопротивление излучения относят либо к току на входе антенны RSа, либо к току в пучности RSп. Между собой эти сопротивления связанны уравнением

RSа = RSп/sin2kаL (6)

где ka – волновое число для антенны;

 L– длина плеча антенны.

Коэффициентом полезного действия передающей антенны hа называют отношение излучаемой мощности PS к подводимой Pа.

Коэффициентом усиления передающей антенны G называют отношение квадрата напряженности поля, созданного антенной в данном (обычно главном) направлении, к квадрату напряженности поля, созданного эталонной антенной при равенстве подводимых мощностей. Коэффициент усиления (КУ) показывает, во сколько раз необходимо увеличить мощность, подводимую к эталонной антенне, по сравнению с мощностью, подводимой к данной антенне для сохранения прежней напряженности поля в точке приема.

Волновым сопротивлением антенны W, как и длинной линии, называют отношение напряжения к току бегущей (падающей) волны.

Шумовая температура антенны без потерь Та0 – эта температура, до которой следовало бы нагреть сопротивление, равное активной составляющей нагрузки антенны, чтобы в нем не выделилась мощность шумов, равная мощности шумов внешних источников.

Параметры антенн между собой связаны соотношениями:

D = 120 F2(D;j)max / RS (7)

здесь F(D;j)max – максимальное значение ненормированной характеристики направленности:

D = 4pSэфф / l2;                                                                     (8)

                              D’[Дб] = 10 lg D;                                                                      (9)

Sэфф = Dl2/4p;                                                                       (10)

Sэфф = 30pL2д/RS;  (11)

                                                                                             (12)                               

                                                                                                         (13)

hа = RS / (RS + Rп) (14)

Коэффициент усиления антенн в различных частотных диапазонах определяют относительно различных эталонных антенн. В диапазонах гектометровых и километровых волн коэффициент усиления определяют относительно короткой по сравнению с длинной волны несимметричной антенны, расположенной непосредственно над идеально проводящей землей, для Dэ=1,5. В этом случае

G = Dhа/1.5 (15)

В диапазонах метровых и декаметровых волн КУ определяют относительно симметричного полуволнового вибратора:

G = Dhа/1.64 (16)

В диапазоне СВЧ коэффициент усиления определяют относительно ненаправленного излучателя:

G = Dhа (17)

Коэффициент усиления часто выражают в децибелах:

G [Дб]  = 10 lg G (18)

Волновое сопротивление линии и антенны, Ом,

W= (19)

где L1 и C1 – соответственно погонные индуктивность, Г/м, и емкость, Ф/м;

W = 3333/C’1 (20)

Здесь С’1 – погонная емкость, пФ/м (1 пФ = 10-12 Ф).

Шумовая температура антенны с учетом КПД фидера и антенны

Та = [Т0аhа+Т(1-hа)]hф+Т(1-hф) (21)

Здесь Т – температура среды, окружающей антенну и фидер, в градусах К; Та0 – шумовая температура антенны без потерь, в градусах К.

Приближенно КНД можно определить по ширине диаграммы направленности в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

D @ 33 000 / j00,5 D00,5 (22)

где j00,5 и D00,5 – ширина диаграммы направленности по уровню половинной мощности (0,707 по полю) соответственно в Е - и Н- плоскостях, выраженных в градусах.

Пример 1. Антенна  имеет сопротивление излучения 515 Ом, ненормированное значение множителя характеристики направленности 13,5. Определить КНД антенны.

Решение. Используя  (7), имеем D = 120 F2(D;j)max / RS = 120*13.52/515 = 42.5.

Пример 2. Антенна  на частоте 11.5 МГц имеет эффективную площадь 890 м2. Определить КНД антенны.

Решение.

Длина волны l = с / f  = 3*108/11.5*106 = 26 м.

Коэффициент направленного действия (8)

D = 4pS / l2 = 4*3.14*890/262 = 165.

Пример 3. Симметричный волновой вибратор (l = 0.5l) имеет сопротивление излучения 200 Ом, D = 2.4. Определить действующую длину антенны при работе на волне 20 м.

Решение.

Используя (12), имеем

Lд=(20/3,14)=12,7м

Пример 4. Входное сопротивление антенны 20 - i 75 Ом, сопротивление потерь 3

Ом. Определить КПД антенны.

Решение.

Используя (14), имеем

hа = RS / (RS + Rп) = 20/(20+3) = 0.87.

Пример 5. Шумовая температура антенны без потерь 20 К, hа = 0.95, hа = 0.85. Определить шумовую температуру антенны  с учетом потерь при температуре окружающей среды 270 С.

Решение.

Температура окружающей среды по шкале Кельвина

Т = 27+273 = 300 К.

Шумовая температура антенны с учетом потерь (6.21)

Та = [Т0аhа+Т(1-hа)]hф+Т(1-hф) = [20*0.95+300(1-0.95)]0.85+300(1-0.85) = 74 К.

Пример 6. Двухпроводная линия имеет погонную индуктивность 16.66 нГ/м и погонную емкость 6.66 пФ/м. Определить волновое сопротивление линии.

Решение.

Использовать (19).

   Пример 7. Погонная  емкость антенны 7.4. пФ/м. Определить волновое сопротивление антенны.

Решение.

Используя (20), имеем

W = 3333/C’1 = 3333/7.4 = 450 Ом.

2. Варианты индивидуальных заданий

ЗАДАНИЕ 1:

Из трех параметров антенны: сопротивление излучения R, значение ненормированной характеристики направленности F и КНД – известны два. Определить третий параметр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

R,Ом

520

1120

х

2200

4360

500

1000

х

4000

490

F( )

12,3

23,5

47

х

х

11,2

21,3

50

х

14

D

х

х

116

156

310

х

х

120

300

х

ЗАДАНИЕ 2:

Определить эффективную площадь антенны по заданным частоте и КНД.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

f, МГц

16,66

13,63

3785

6000

8000

15,1

12,47

4500

7000

5731

D, дБ

18,46

20

40

43,53

45,55

18,3

21

42

41

42

ЗАДАНИЕ 3:

Известны: эффективная площадь антенны и сопротивление излучения. Определить действующую длину антенны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Sэфф, м2

900

1800

3600

900

7200

10800

950

990

1500

4000

R, Ом

514

1117

2300

518

4400

6700

520

550

1200

2500

  

ЗАДАНИЕ 4:

Известны: входное сопротивление и сопротивление потерь, отнесенное к входу антенны. Определить КПД антенны.

     

1

2

3

4

5

6

7

8

Za, Ом

12-i20

90+i40

43-i20

10-i90

75+i60

11-i20

80+i42

82+i30

Rп, Ом

2,5

5

5

11,1

6,5

2

5,1

6,5

 

ЗАДАНИЕ 5:

Известны: шумовая температура антенны без потерь Т0а, КПД антенны и волновода (фидера), температура среды, окружающей антенну и волновод. Определить шумовую температуру антенны с учетом потерь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Т0а, К

25

25

35

30

40

30

22

24

33

39

КПДа

0,9

0,95

0,85

0,9

0,85

0,95

0,9

0,95

0,97

0,85

КПДф

0,8

0,8

0,75

0,8

0,8

0,76

0,85

0,85

0,86

0,85

Т0, С

27

30

0

22

25

30

45

0

27

30

ЗАДАНИЕ 6:

Антенна имеет площадь раскрыва 7,5м, известны частота и эффективная площадь. Определить КИП и КНД антенны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

f, ГГц

4

5

6

7

8

9

10

4,1

5,1

6,2

Sэфф, м2

5

4,75

4,5

4,25

4

3,75

3,5

5,2

6

5,1

ЗАДАНИЕ 7:

Определить волновое сопротивление антенны по заданной величине погонной емкости.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С, пФ/м

15

12

10

7

8

9

5

44,5

4

6

Содержание отчета:

1. Цель занятия.

2. Основные соотношения.

3. Выполнение индивидуальных заданий.

4. Выводы по результатам выполнения индивидуальных заданий.

Контрольные вопросы

1. Основные характеристики и параметры антенн.

2. Вывод формулы расчета поля симметричного вибратора.

3. В чем сущность принципа обратимости антенн?

4. В чем сходство и различие в определении КНД и КУ?

5. В чем сходство и различие в определении Wв и Zа?

6. Дайте определение эффективной площади антенны.

7. Чем определяется действующая длина приемной и передающей антенн?

8. Дайте определение сопротивления излучения антенн.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...
79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.