21046

Патофизиология почек и кислотно-щелочного равновесия

Лекция

Медицина и ветеринария

ПЛАН ЛЕКЦИИ : Определение и классификация почечной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и патогенетической терапии острой почечной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и патогенетической терапии хронической почечной недостаточности. Классификация почечной недостаточности по этиопатогенезу: Преренальная характеризуется нарушением притока крови по a.

Русский

2013-08-02

19 KB

1 чел.

Лекция № 17 .

ТЕМА ЛЕКЦИИ : Патофизиология почек и кислотно-щелочного равновесия.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить вопросы этиологии, патогенеза, принципы диагностики и патогенетической терапии почек и КЩР.

ПЛАН ЛЕКЦИИ :

Определение  и классификация почечной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии острой почечной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии хронической почечной недостаточности.

Виды нарушения КЩР.

Этиология, патогенез, диагностика и терапия газового метаболического ацидоза.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии газового и метаболического алкалоза.

Почечная недостаточность - это симптомокомплекс, характеризующийся неспособностью почек частично или полностью выполнять свои функции.

Классификация почечной недостаточности по этиопатогенезу:

Преренальная - характеризуется нарушением притока крови по a.renalis.

Ренальная - характеризуется первичным поражением паренхионной природы ( соли тяжёлых металлов ), опухоли, иммунная патология.

Постренальная - характеризуется нарушением эвакуации мочи - мочекаменная болезнь.

При всех видах почечной недостаточности наблюдается угнетение, либо полное выпадение функций почек.

НАРУШЕНИЕ КЛУБОЧКОВОЙ ФИЛЬТРАЦИИ.

Проявления: уменьшение образования первичной мочи, которое зависит от ряда вне почечных и почечных факторов. К ним относятся:

а) падение АД

б) сужение почечной артерии и артериол

в) повышение онкологического давления крови

г) нарушение оттока мочи

д) уменьшение количества функционирующих клубочков

е) повреждение фильтрующей мембраны

НАРУШЕНИЕ КАНАЛЬЦЕВОЙ РЕАБСОРБАЦИИ

Эпителиальные клетки различных отделов канальцев обладают высокоспециализированными функциями. Они содержат разнообразные ферменты и молекулы-переносчики, участвующие в транспорте веществ из канальцев в кровь (реабсорбция) и из крови в просвет канальцев (секреция). Эти процессы протекают против высокого концентрационного градиента с большим расходованием энергии клеточного дыхания.

К наиболее общим механизмам нарушения канальцевой реабсорбции относятся:

1. перенапряжение процессов реабсорбции и истощение ферментных систем вследствие избытка реабсорбирующих веществ в первичной моче

2. падение активности ферментов канальцевого аппарата

а) наследственный дефект ферментов, обеспечивающих реабсорбцию отдельных веществ

б) блокада ферментов ингибиторами

структурные повреждения канальцев (дистрофия, некроз) при инфекционно-воспалительных процессах, расстройствах кровоснабжения почек, особенно кортикального кровотока, отравлениях ядами.

НАРУШЕНИЕ КАНАЛЬЦЕВОЙ СЕКРЕЦИИ

При заболеваниях почек могут нарушаться процессы секреции в канальцах и в результате все вещества, выделяемые путем секреции например, антибиотики, йодсодержащие контрастные препараты, К++, накапливаются в крови.

Усиленная секреция калия отмечается при избытке гормона альдостерона и при употреблении мочегонных средств-ингибиторов фермента карбоангидразы.

Потеря калия (калиевый диабет) приводит гипокалиемии и тяжелым расстройствам функций сердечно-сосудистой системы.

Причинами нарушения ацидогенеза являются:

длительные почечные заболевания с выраженными повреждениями или атрофией канальцев

наследственный дефект синтеза ферментных систем, обеспечивающих активную секрецию водородных ионов(почечный ацидоз)

прием некоторых мочегонных препаратов-ингибиторов фермента карбоангидразы,например,диакарба (назначается под контролем врача).

ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА УРЕМИЧЕСКОЙ КОМЫ

Главное звено патогенеза - торможение нервных клеток коры, подкорковых образований и ствола мозга вследствие нарушения метаболизма в них.

ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА (внепочечные синдромы).

Азотермия. Основной уремический “токсин” не мочевина и креатинин, а вещества со средней молекулярной массой от 300 до 3000 дальтон.

Церебральная гипоксия, вследствие анемии и почечной гипотензии.

Электронный дисбаланс, приводящий к мембранным нарушениям нейроцитов с развитием сдвигов медиаторов в синапсах ЦНС.

Ацидоз, усиливающий дисметаболические нарушения.

Водный дисбаланс(гиперволемия + осмотически активное воздействие мочевины) - отек мозга с внеклеточной гипергидрацией и внутриклеточной гипогидрацией.

Нарушение метаболизма в нейтронах - дефицит энергии - угнетение образования нейромедиаторов (дофамина, серотонина, адренолина, норадреналина) и увеличение ГАМК - торможение нервных клеток.


КОТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

Определение почечной недостаточности.

Классификация почечной недостаточности.

Стадии острой почечной недостаточности.

Стадии хронической почечной недостаточности.

Виды нарушения КЩР.

ЛИТЕРАТУРА :

Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского Университета. 1994г. стр. 101-114.

Практическая нефрология / под ред. А.П.Пелещука. Киев, 1983г.

С.И.Рябов. Болезни почек. Л. 1982г. стр. 320.

Справочник по нефрологии / под ред. И.Е.Гареевой, Н.А.Мухина. М., 1986г. стр. 258.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58678. Цветочная клумба. Объёмная аппликация 31 KB
  На какие группы мы можем разделить эти цветы. Можем ли мы этими цветами украсить наш класс сделать клумбу Но чтобы сделать клумбу она должна быть на улице и есть ли место в нашем классе чтобы разбить здесь клубу Тогда как же украсить нам наш класс если разбить клумбу...
58679. Преподавание в начальных классах 225 KB
  Издание содержит основные требования к урокам технологии в начальной школе нормы оценок работ учащихся схемы анализа и самоанализа уроков. Этапы планирования урока и подготовки к нему студента Успех пробного урока технологии зависит от своевременной...
58680. Обрывная аппликация. Цыплёнок 41 KB
  Цель урока: Выполнить работу в технике обрывной аппликации Задачи: Образовательная: отработать навыки работы с бумагой клеем. Оборудование урока: для учителя: образцы различных видов аппликаций этапы изготовления цыплёнка шаблоны.
58682. Уроки трудового обучения. Структура урока технологии (труда) 69.5 KB
  Структура урока технологии труда Уроки трудового обучения по своим дидактическим целям содержанию методам обучения могут быть очень разнообразны. Для того чтобы учителю в должной мере овладеть методикой организации и проведения уроков необходимо прежде всего знать общие этапы...
58683. Мозаика «Собака» 42.5 KB
  Цель: выполнить проектную работу в технике мозаика Собака. Обучать выполнению аппликации мозаика. Но давайте сначала разберемся: знаете ли вы в какой технологии сделана эта работа Мозаика правильно А теперь посмотрите на экран.
58686. Работа с ватой на бархатной бумаге. Объект труда: аппликация – белка 64 KB
  Что является основой основой является бархатная бумага Какого цвета выбран фон Почему Можно ли его поменять Из какого материала мы будем выполнять работу мы будем работать с ватой бархатной и цветной...