21046

Патофизиология почек и кислотно-щелочного равновесия

Лекция

Медицина и ветеринария

ПЛАН ЛЕКЦИИ : Определение и классификация почечной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и патогенетической терапии острой почечной недостаточности. Этиология патогенез принципы диагностики и патогенетической терапии хронической почечной недостаточности. Классификация почечной недостаточности по этиопатогенезу: Преренальная характеризуется нарушением притока крови по a.

Русский

2013-08-02

19 KB

1 чел.

Лекция № 17 .

ТЕМА ЛЕКЦИИ : Патофизиология почек и кислотно-щелочного равновесия.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить вопросы этиологии, патогенеза, принципы диагностики и патогенетической терапии почек и КЩР.

ПЛАН ЛЕКЦИИ :

Определение  и классификация почечной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии острой почечной недостаточности.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии хронической почечной недостаточности.

Виды нарушения КЩР.

Этиология, патогенез, диагностика и терапия газового метаболического ацидоза.

Этиология, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии газового и метаболического алкалоза.

Почечная недостаточность - это симптомокомплекс, характеризующийся неспособностью почек частично или полностью выполнять свои функции.

Классификация почечной недостаточности по этиопатогенезу:

Преренальная - характеризуется нарушением притока крови по a.renalis.

Ренальная - характеризуется первичным поражением паренхионной природы ( соли тяжёлых металлов ), опухоли, иммунная патология.

Постренальная - характеризуется нарушением эвакуации мочи - мочекаменная болезнь.

При всех видах почечной недостаточности наблюдается угнетение, либо полное выпадение функций почек.

НАРУШЕНИЕ КЛУБОЧКОВОЙ ФИЛЬТРАЦИИ.

Проявления: уменьшение образования первичной мочи, которое зависит от ряда вне почечных и почечных факторов. К ним относятся:

а) падение АД

б) сужение почечной артерии и артериол

в) повышение онкологического давления крови

г) нарушение оттока мочи

д) уменьшение количества функционирующих клубочков

е) повреждение фильтрующей мембраны

НАРУШЕНИЕ КАНАЛЬЦЕВОЙ РЕАБСОРБАЦИИ

Эпителиальные клетки различных отделов канальцев обладают высокоспециализированными функциями. Они содержат разнообразные ферменты и молекулы-переносчики, участвующие в транспорте веществ из канальцев в кровь (реабсорбция) и из крови в просвет канальцев (секреция). Эти процессы протекают против высокого концентрационного градиента с большим расходованием энергии клеточного дыхания.

К наиболее общим механизмам нарушения канальцевой реабсорбции относятся:

1. перенапряжение процессов реабсорбции и истощение ферментных систем вследствие избытка реабсорбирующих веществ в первичной моче

2. падение активности ферментов канальцевого аппарата

а) наследственный дефект ферментов, обеспечивающих реабсорбцию отдельных веществ

б) блокада ферментов ингибиторами

структурные повреждения канальцев (дистрофия, некроз) при инфекционно-воспалительных процессах, расстройствах кровоснабжения почек, особенно кортикального кровотока, отравлениях ядами.

НАРУШЕНИЕ КАНАЛЬЦЕВОЙ СЕКРЕЦИИ

При заболеваниях почек могут нарушаться процессы секреции в канальцах и в результате все вещества, выделяемые путем секреции например, антибиотики, йодсодержащие контрастные препараты, К++, накапливаются в крови.

Усиленная секреция калия отмечается при избытке гормона альдостерона и при употреблении мочегонных средств-ингибиторов фермента карбоангидразы.

Потеря калия (калиевый диабет) приводит гипокалиемии и тяжелым расстройствам функций сердечно-сосудистой системы.

Причинами нарушения ацидогенеза являются:

длительные почечные заболевания с выраженными повреждениями или атрофией канальцев

наследственный дефект синтеза ферментных систем, обеспечивающих активную секрецию водородных ионов(почечный ацидоз)

прием некоторых мочегонных препаратов-ингибиторов фермента карбоангидразы,например,диакарба (назначается под контролем врача).

ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА УРЕМИЧЕСКОЙ КОМЫ

Главное звено патогенеза - торможение нервных клеток коры, подкорковых образований и ствола мозга вследствие нарушения метаболизма в них.

ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА (внепочечные синдромы).

Азотермия. Основной уремический “токсин” не мочевина и креатинин, а вещества со средней молекулярной массой от 300 до 3000 дальтон.

Церебральная гипоксия, вследствие анемии и почечной гипотензии.

Электронный дисбаланс, приводящий к мембранным нарушениям нейроцитов с развитием сдвигов медиаторов в синапсах ЦНС.

Ацидоз, усиливающий дисметаболические нарушения.

Водный дисбаланс(гиперволемия + осмотически активное воздействие мочевины) - отек мозга с внеклеточной гипергидрацией и внутриклеточной гипогидрацией.

Нарушение метаболизма в нейтронах - дефицит энергии - угнетение образования нейромедиаторов (дофамина, серотонина, адренолина, норадреналина) и увеличение ГАМК - торможение нервных клеток.


КОТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

Определение почечной недостаточности.

Классификация почечной недостаточности.

Стадии острой почечной недостаточности.

Стадии хронической почечной недостаточности.

Виды нарушения КЩР.

ЛИТЕРАТУРА :

Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского Университета. 1994г. стр. 101-114.

Практическая нефрология / под ред. А.П.Пелещука. Киев, 1983г.

С.И.Рябов. Болезни почек. Л. 1982г. стр. 320.

Справочник по нефрологии / под ред. И.Е.Гареевой, Н.А.Мухина. М., 1986г. стр. 258.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53438. Путешествие по карте Украины 57 KB
  Оборудование: компьютеры карта Украины фотографии с видами городов Украины. Каждый ученик при подготовке к уроку получил индивидуальное задание и задание для работы в группах проведя самостоятельную исследовательскую работу Работа по виртуальным картам Украины установленным на каждом мониторе компьютера. А знаете ли вы сколько в мире стран Около 200 Выберите правильный вариант названия страны изображённой на мониторе Италия Россия Франция Украина Польша Назовите и покажите на карте соседей Украины.
53439. Інтегрований урок з української мови та трудового навчання в 7-му класі «Кухарі-мовознавці» 53.5 KB
  Твіррозповідь про процес праці з трудового навчання – Особливості приготування страв із круп Мета уроку: навчити писати твіррозповідь про процес праці; навчити готувати страви з крупів; повторити типи та стилі мовлення особливості побудови розповіді та опису; ознайомити дітей з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини народними традиціями пов’язаними із зерновими культурами з різноманітністю способів і рецептів приготування каш; допомогти учням вибрати жанр і стиль майбутнього твору; розвивати усне та писемне...
53440. Море у творчості митців 58 KB
  Тема: Море у творчості митців Мета: Показати взаємопроникнення видів мистецтва: поезії музики живопису підвести дітей до висновку що кожен митець застосовує ті засоби художньої виразносмті які йому найбільш подобаються розвивати вміння бачити музику чути картину розвивати творчу уяву; виховувати культурного слухача всебічно розвинену особистість; прищеплювати любов до мистецтва. Айвазовського репродукція картини Дев’ятий вал†грамзапис; папір фарби текст пісні Море Ю. Вчитель музики: Вірно сьогодні ми говоритимемо та...
53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  З’ясуємо суть понять міжпредметні зв’язкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні зв’язки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та об’єднання навчального матеріалу з різних...
53443. Звичаї і традиції українського народу 68.5 KB
  Сопілка До ІІ туру переходять 10 учасників ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти м'ясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через 50 днів після Великодня Трійця Що шукали в ніч на Івана Купала Квітку папороті Страва з варених крупів Каша Густий суп із пшона Куліш Різаний або рваний шматок прісного тіста зварений у супі Галушка Одна із 12 обов’язкових страв...
53444. Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями 422 KB
  Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.
53445. Інтелектуальна педагогічна гра «Що? Де? Коли?» 121.5 KB
  Гра проводиться між педагогічними працівниками, де гравці пізнають, запам’ятовують нове, орієнтуються в нових ситуаціях, розвивають свою увагу, вивчають свої сильні та слабкі сторони при взаємодії з іншими педагогами, проводять аналіз допущених помилок. В складі команд можуть бути члени методичних комісій або викладачі і майстри виробничого навчання.
53446. Операции над бинарными деревьями 22.87 KB
  Бинарное (Двоичное дерево поиска (англ. binary search tree, BST)) дерево - это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества