21048

Патофизиология экстремальных состояний

Лекция

Медицина и ветеринария

Рассмотреть вопросы этиологии патогенеза и патогенетической терапии шока коллапса комы и обморока. Определение виды патогенез принципы патогенетической терапии шока. Характеристика шока. Классификация шока.

Русский

2013-08-02

23 KB

78 чел.

Лекция N19

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патофизиология экстремальных состояний.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Дать патофизиологическую характеристику экстремальных состояний. Рассмотреть вопросы этиологии, патогенеза и патогенетической терапии шока, коллапса, комы и обморока.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Общая характеристика экстремальных состояний.

Определение, виды, патогенез, принципы патогенетической терапии шока. Характеристика травматической болезни.

Определение, виды, патогенез, принципы патогенетической терапии коллапса.

Определение, виды, патогенез, принципы патогенетической терапии ком.

1) Воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды или имеющихся патологических процессов может привести к тяжелым нарушениям гемеостаза и жизненно-важных функций, которые сопровождаются тяжелыми состояниями, представляющими непосредственную угрозу для жизни человека и требующих немедленных активных лечебных действий. Подобные состояния получили название экстремальных (от латинского extremum - чрезмерный, крайний). Иногда для их обозначения используется термин "критические состояния".

К экстремальным состояниям относят:

а) шок,

б) коллапс,

в) кому.

Экстремальные состояния различаются между собой по этиоллогическим факторам, основным звеньям патогенеза и клиническим проявлениям. Но при этом некоторые экстремальные состояния могут быть компонентом других, более сложных экстремальных состояний. Например, коллапс может являться компонентом комы.

Этиологические факторы экстремальных состояний чрезвычайно разнообразны. Экстремальные состояния могут быть вызваны воздействием практически любого экзогенного или эндогенного фактора, обладающего в конкретных условиях высокой патогенностью. Например: травмы, резкие колебания температуры, атмосферного давления, действия электрического тока, недостаток кислорода, недостаток воды и пищи. Среди эндогенных факторов большое значение в формировании экстремальных состояний имеют недостаточность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, почечная, печеночная недостаточность, тяжелая эндокринная патология, внутренние кровоизлияния в жизненно-важные органы, иммуннопатологические процессы.

При экстремальных состояниях нарушается жизнедеятельность практически всех органов и систем организма.

В организме формируются тяжелые метаболические расстройства. Главной причиной расстройства обмена веществ, как правило, являются различные виды гипоксий, которые могут возникать как первично, так и вторично, в процессе развития экстремального состояния. Наиболее ранние изменения возникают со стороны энергетического и углеводного обмена. Это проявляется уменьшением в клетках АТФ, а в клетках головного мозга еще раньше уменьшается содержание креатинфосфата. За счет недоокисленных продуктов обмена развивается метаболический ацидоз. Дефицит АТФ приводит к угнетению всех энергозависимых процессов: снижается синтез нуклеиновых кислот, белков, в том числе ферментов, жиров. Возрастает уровень остаточного азота, формируется дипротеинемия, накапливаются кетоновые тела, органические кислоты. Усиливаются свободнорадикальные процессы и ПОЛ, которое приводит к повреждению биологических мембран клеток и их органелл. Угнетается активный транспорт ионов. Возрастает количество внеклеточного К+, усиливается выход воды в межклеточное пространство, что приводит к сгущению крови.

Экстремальные состояния сопровождаются образованием и высвобождением биологически-активных веществ: брадикинина, серотонина, гистамина. При экстремальных состояниях, как правило, формируется тяжелая токсемия. В результате нарушаются основные физиологические функции со стороны всех органов и систем.

Со стороны системы кровообращения наиболее характерными являются расстройства микроциркуляции: расширение сосудов микроциркуляторного русла в результате снижения их чувствительности к вазопрессорным влияниям; увеличение проницаемости сосудистой стенки. Формируется ДВС, Сладж-синдром, стаз.

На уровне системной гемодинамики имеет место уменьшение ОЦК и скорости кровотока, депонирование крови, падение тонуса артерий и вен, уменьшение общего периферического сопротивления сосудов, падение артериального давления.

Со стороны сердца наблюдается недостаточность коронарного кровотока, тахикардия, различные формы аритмий.

Со стороны системы дыхания наблюдается формирование патологических типов дыхания, нарушаются вентиляционно-перфузионные отношения и процесс альвеолокапиллярной диффузии газов.

Со стороны почек и печени возможно формирование острой почечной и печеночной недостаточности.

Со стороны нервной системы наблюдаются нарушения всех нервных процессов (корковых, вегетативных, локомоторных, сенсорных). Однако, тяжесть этих изменений может быть различной, особенно на ранних стадиях экстремальных состояний. Так, при шоке, сознание длительное время может быть сохранено.

2) Патофизиология отдельных видов экстремальных состояний.

Характеристика шока.

Шок - термин происходит от французскоого слова "choc" - удар, толчек. При шоке всегда на организм воздействуют сверхсильные патогенные раздражителт.

Шок - это фазный типовой патологический процесс, возникающий в ответ на действие экстремальных факторов внешней или внутренней среды организма, характеризующийся избыточной активацией защитно-приспособительных реакций в первую - эректильную фазу и их недостаточностью во вторую - торпидную фазу, сопровождающуюся нарушением функций всех органов и систем.

При шоке обязательно возникают: острая сердечная недостаточность и острая сосудистая недостаточность. Причем острая сердечная недостаточность, как правило, формируется раньше.

Классификация шока.

Ноцицептивный (болевой) - травматический, ожоговый, кардиогенный, при обморожении, геморрагический, перитонеальный.

Гуморальный - анафилактический, гемотрансфузионный, коагуляционный, септический.

В развитии шока выделяют две фазы:

а) эректильную,

б) торпидную.

а) эректильная фаза характеризуется генерализованным возбуждением ЦНС, которое охватывает все этажи головного мозга, сопровождается психомоторным возбуждением и является базой для развертывания основных защитно-приспособительных реакций (дыхательных, гемодинамических, гемических, тканевых).

Параллельно с генерализированным возбуждением ЦНС включается энергоемкое активное регулирующее торможение. Формируется функциональная деафферентация головного мозга.

б) В торпидную фазу формируется пофазное запредельное торможение ЦНС, которое реализуется на уровне Р.Ф. В жизненно важных центрах образуется патологическая доминанта. Наблюдается разобщение функций коры и подкорковых центров головного мозга. Сознание при шоке бывает длительно сохранено. В торпидную фазу шока нарастает гипоксия, наблюдается депон. крови, снижается ОЦК и венозный возврат, снижается ударный объем и МОС, а это в свою очередь приводит к падению артериального давления.

При шоке всегда имеют место:

4Г - гиповолемия,

- гипотония,

- гипоксия,

- гипоксические нарушения метаболизма.

Закономерно страдают функции эндокринной системы, - включаются механизмы ОАС, в виде ди-стресса, формируется почечная, печеночная, дыхательная недостаточность, нарушается водно-электролитный баланс и КЩР. Прослеживается следующая зависимость:

если АД держится в пределах 60 мм рт. ст. - продолжительность жизни составляет 5 часов; 40 мм рт.ст. - ПР сост. 1,5 часа; ниже 40 - шок необратим.

Особенности патогенеза некоторых видов шока.

1. Травматический шок развивается при обширнов повреждении тканей грудной и брюшной полостей, конечностей. Сопровождается избыточной афферентной импульсацией в ЦНС и массивной кровопотерей, что приводит к быстрому падению ОЦК. Как правило, наблюдаются обе фазы шока (описанные Пироговым). Смертность составляет в среднем 25%.

Травматический шок является компонентом травматической болезни. Травматическая болезнь более широкое понятие, чем травматический шок. Оно охватывает все изменения в организме, которые возникают в результате травмы.

Выделяют следующие периоды травматической болезни:

- 1-2 сутки - травматический шок;

- 2-14 сутки - период ранних осложнений: анемия, почечная, сердечная, дыхательная недостаточность.

- после 14 суток - период поздних осложнений, которые обычно бывают связаны с им. деф. состоянием (инф. осл. сепсис).

- реабилитация.

2. Ожоговый шок формируется при тяжелых ожогах 3-4 степени (захват 15%).

Вразвитии ожогового шока принимают участие следующие факторы:

1) Избыточная болевая афферентная импульсация;

2) Экссудация жидкости через ожоговую поверхность, что приводит к падению ОЦК. При ожогах 30% тела у взрослого теряется 5-6 литров в сутки и ОЦК понижается на 20-30%.

3. Кардиогенный шок. В развитии кардиогенного шока принимают участие следующие факторы:

1) Избыточная болевая импульсация;

2) Уменьшение уд. объема и МОС, что ведет к уменьшению ОЦК.

4. Анафилактический шок вызывает выброс медиаторов ГНТ, резкое расширение сосудов, падение ОЦК.

Принципы патогенетической терапии шока.

1. Устранить, по возможности, причину, вызвавшую шок. Восстановить гемодинамику, повысить АД.

а) Восстановить ОЦК;

б) Восстановить микроциркуляцию;

в) Восстановить нормальную сердечную деятельность.

2. Борьба с избыточной болевой импульсацией.

а) Все виды анестезии, вплоть до общего наркоза.

3. Увеличение резистентности нервной ткани к гипоксии - краниоцеребральная гипотермия.

4. Восстановление нормального дыхания - ИВЛ, гиперб. оксигенация.

5. Борьба с почечной, печеночной недостаточностью, ДВС, анемией.

Характеристика коллапса.

Коллапс - это экстремальное состояние, при котором первично формируется острая сосудистая недостаточность. Коллапс сопровождается снижением ОЦК, ударного и минутного объема сердца, падением артериального давления.

Отличие коллапса от шока:

1) При коллапсе отсутствуют фазы.

2) Коллапс развивается остро и начинается с резких нарушений центральной гемодинамики. При коллапсе имеется первичная вазоконстр. недостаточность. Принципы патогенетической терапии те же самые, что и при шоке.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение экстремальных состояний.

Виды шока.

Стадии шока.

Определение коллапса.

ЛИТЕРАТУРА:

Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого. Томск 1994 г. с.73-100

Патофизиологтя под редакцией П.Ф. Литвицкого М. Медицина 1997 г. с. 282-307; с. 724-733.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53174. Конкурсна програма на 8 березня «Найвродливіша, найкмітливіша господарочка» 244.5 KB
  2 вед Усіх затьмарять сьогодні красою Ви мабуть згодні зі мною Тож ми радо всім побажаєм: Щоб сонце світило мирно і ясно А наші жінки щоб були прекрасні 1 вед Доброго дня шановні гості учителі та учні нашої школи 2 вед Сьогодні ми зібралися з вами в цій святковій залі щоб провести конкурс краси і молодості. 1 вед Є у нашій школі мама Над всіма найголовніша Треба їй про все подбати...
53175. Світове господарство. Міжнародний географічний поділ праці 141 KB
  Міжнародний географічний поділ праці. Мета: сформувати в учнів систему уявлень про поняття світове господарство міжнародний поділ праці всесвітня інтеграція ; систематизувати знання учнів про закономірності розвитку світового господарства та його структуру; розвивати навички роботи з картою та комп'ютером; сприяти розвитку глобального світосприйняття учнів; формувати комунікативні інформаційні полікультурні соціальні компетентності; сприяти розвитку економічного мислення учнів; виховувати пізнавальний інтерес до предмету. Міжнародний...
53177. Український етикет. Традиції гостинності і вітання на Україні 42.5 KB
  Діти стають у коло разом з вчителем і вітають один одного хором: Привітаємо сонечко: Здрастуй золотаве Усміхнемось один одному Поглянемо ласкаво Хай сьогодні в кожне серце Зустріч додасть тепла А ми друзів привітаємо Побажаємо добра Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали люди щирі. Діти разом: Добрий день в добрий час Заходьте будь ласка до нас Дівчина: Гість у дім радість з ним. Діти а в який гарний день прийшли до нас дорогі гості А скажіть будь ласка яке сьогодні число Який день тижня Яка чудова пора року гостює в...
53178. ПРАВИЛА ГОСТИННОСТІ 43.5 KB
  Арбуз в перекладі з тюркської мови огірок віслюка Ведучий 1 Читання ось найкраща розвага. А ось прикрасити кімнату плакатами виготовленими власноруч ми можемо. Ось і читання і розвага: загадки відгадуємо скоромовки швидко вимовляємо. Ось осінні оси ось Я пасу осінніх ос Мала Маринка має мячик маленький мячик мяко скаче.
53179. В гостях у первой учительницы 30.5 KB
  Дорогие друзья Накануне прекрасного весеннего праздника Международного женского дня мы решили провести устный журнал в вашем классе где ваша учительница Наталья Борисовна была и у многих из нас первой. Итак страница первая Цветы любимой учительнице В весенний день когда все ожидают Прекрасный женский праздник в нетерпенье В семье и в классах обсуждают Какой сюрприз преподнести на удивленье Наталья Борисовна Кроме живых цветов мы дарим Вам особый букет: из сказаний и легенд о цветах художественное чтение на музыкальном...
53180. Учимся интересно, говорим правильно 70 KB
  К таким умениям и навыкам можно отнести следующие: умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова; умение анализировать свою речь с позиций правильности неправильности и оценки дикции; умение давать аргументированную оценку речи других; умение читать и говорить правильно подражая звучащему образцу; внятно и отчетливо произносить звуки и слова; читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой; правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями в которых есть произносительные...
53181. Велика Британія в 19 столітті – народження традицій 929 KB
  Queen Victoria came to the throne as a young woman in 1837 and reigned until her death in 1901. Because of the growth of parliamentary government she was less powerful than previous sovereigns but as queen and empress she ruled over more lands and peoples than any previous monarch. Furthermore, she enjoyed the respect and affection of her British subjects.
53182. Економічний бій 59 KB
  Товар який стихійно виділився з світу товарів щоб відігравати роль загального еквіваленту гроші. Яку функцію виконують гроші якщо їх віддають у банк під процент Чи діє закон попиту на монополістичному ринку Що станеться на товарному ринку з ціною на молоко якщо збільшиться кількість корів і зменшаться доходи споживачів Продовжіть прислівя: Хочеш втратити друга.дай йому в борг гроші. Командам пропонується згадати прислівя або приказки про гроші або про працю.