21049

Общий адаптационный синдром (стресс)

Лекция

Медицина и ветеринария

Дать патофизиологическую оценку стадиям стресса. Определение стресса виды стресса. Патофизиологическая характеристика Дистресса. Впервые описал оси стресса и дал их патофизиологическую оценку.

Русский

2013-08-02

17 KB

5 чел.

Лекция № 20

Тема лекции: Общий адаптационный синдром (стресс).

Цель лекции: Рассмотреть стресс, как универсальную реакцию организма на действие повреждающих факторов внешней среды. Дать патофизиологическую оценку стадиям стресса. Рассмотреть патогенез болезней адаптации.

План лекции:

1. Определение стресса, виды стресса.

2. Вклад Г.Селье в учение о стрессе.

3. Патофизиологическая характеристика Ди-стресса.

4. Болезни адаптации.

Ди-стресс - это типовой патологический процесс, характеризующийся универсальной ответной реакцией эндокринной системы на действие повреждающих факторов.

Впервые понятие Ди-стресс было введено канадским ученым Г. Селье. В эксперименте на животных Г. Селье исследовал закономерности ответной реакции эндокринной системы в ответ на действие сверхсильных повреждающих факторов. Впервые описал оси стресса и дал их патофизиологическую оценку.

Характеристика осей стресса.

Выделяют три оси стресса:

1. Симпатоадреналовая - характеризуется активным выбросом катехоламинов из пресинаптических мембран и усиленным синтезом в мозговом слое надпочечников. Катехоламины являются катаболическими гармонами: усиливают процессы окисления в тканях, активизируют деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой системы, цнс, стимулируют иммунную систему, вызывают формирование гипогликемии, но угнетают процессы регенерации. Продолжительность действия катехоламинов ограничено 15-30 минут, так как они быстро инактивируются ферментами МАО и КМТ.

2. Гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников - выработка глюкокортикоидов. Глюкокортикоиды вызывают те же эффекты, что и катехоламины, обладают пермиссивным эффектом по отношению к катехоламинам. Продолжительность действия от 30 минут до нескольких суток. Являются противовоспалительными гормонами. Угнетают Im. систему, предотвращая формирование аутоиммунного поражения и аллергии. Избыток глюкокортикоидов ведет к формированию стероидного сахарного диабета, стероидной гипертензии, стероидных язв, гипокалиетемии и формированию сердечно-сосудистой недостаточности, которые являются типичными осложнениями Ди-стресса.

3. Гипоталамус - гипофиз - СТГ - соматомедина печени. Начинает вырабатываться спустя несколько недель после начала воздействия повреждающего фактора. Являются классическими анаболиками - стимулируют процессы регенерации, способствуют восстановлению тканей, заживлению ран путем усиления синтеза коллагена и формирования рубцовой ткани.

Стадии Ди-стресса:

1. Стадия шока - характеризуется угнетением резистентности и падением веса. В эту стадию возможен летальный исход.

2. Стадия - контршока - характеризуется нарастающим увеличением резистентности и веса.

3. Стадия - резистентности - характеризуется тем, что показатели резистентности и веса превышают норму.

4. Стадия - истощения - показатели резистентности и веса резко снижаются. Без медицинской помощи эта стадия заканчивается гибелью организма, вследствии истощения эндокринных факторов и угнетения всех жизненно-важных функций.

В процессе развития Ди-стресса формируются морфологические изменения впервые описанные Г. Селье и получившие название триада Селье.

1. Гипоплазия тимуса.

2. Гипертрофия коры надпочечников.

3. Множественные эрозии по ходу желудочно-кишечного тракта.

Классификация болезней адаптации:

1. Заболевания, обусловленные избытком катехоламинов: гипертензия, гипергликемия (симптоматический сахарный диабет). Сердечно-сосудистая недостаточность вплоть до развития инфаркта миокарда.

2. Заболевания, обусловленные иизбытком глюкокортикоидов: стероидные язвы, стероидный сахарный диабет, стероидная гипертензия, вторичные иммуннодефициты, гипокалиемия - сердечно-сосудистая недостаточность.

3. Заболевания, обусловленные недостатком глюкокортикоидов: гипотомия, храническая, либо острая сердечно-сосудистая недостаточность, при острой надпочечниковой недостаточности формируется коллапс.

4. Заболевания, обусловленные избытком минералокортикоидов: гипертензия, сердечно-сосудистая недостаточность вследствии гипернатриемии и гиперволемии, отеки, острая почечная недостаточность, аутоиммунные заболевания, аллергия, воспалительные процессы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение стресса.

Виды стресса, отличие Эв-стресса от Ди-стресса.

Оси стресса, стадии Ди-стресса.

Морфологическая триада Селье.

Классификация болезней адаптации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого. Изд-во Томского университета. 1994 г. стр 73.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27956. Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности 18.81 KB
  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности. САМООЦЕНКА ценность значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности деятельности поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение деятельность и развитие личности ее взаимоотношения с другими людьми.
27957. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения. Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации 26.75 KB
  Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации. Тогда здесь справедливы все требования предъявляемые к психологу работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации. САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ термин используемый в организационной теории для обозначения: 1 одной из моделей организации...
27958. Целостный подход в психологии. Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований 21.38 KB
  ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., главным образом в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее в психологической науке элементаристскому подходу (признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов
27959. Наблюдение и эксперимент. Классификация видов наблюдения и эксперимента 30.91 KB
  Эмпирические и теоретические предпосылки возникновения социальной психологии. Так в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций т. в психологии заключается в том что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Эмпирические и теоретические предпосылки возникновения социальной психологии.
27960. Деятельность, действие, операции. Комплекс возможностей образовательной среды как интегративный критерий её качества 24.13 KB
  Леонтьев Основные положения теории деятельности 1.Действия человека предметны; они реализуют социальные производственные и культурные цели принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20х начале 30х гг. Но главное состояло в том что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма теорию К.
27961. Соотношение внешней и внутренней деятельности 20.64 KB
  Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризацией называют как известно переход в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы протекающие в умственном плане в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации обобщаются вербализуются сокращаются и главное становятся способными к дальнейшему развитию которое переходит границы возможностей...
27962. Этапы развития психики в филогенезе: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта 26.14 KB
  Этапы развития психики в филогенезе: сенсорная психика перцептивная психика стадия интеллекта. Проблема возникновения психики в эволюции. С самого начала существует устойчивая связь психики ребёнка и психики матери.
27963. Функции и эмпирические характеристики сознания 344.54 KB
  Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности. Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности. Данная группа стандарт система отсчета для оценки себя и других служит ориентиром на разных этапах социализации ребёнка. В начале 70х годов ролевая концепция социализации функциональный подход которую отстаивают и активно развивают представители так называемой гуманитарной педагогики : Р.
27964. Системный подход к решению психофизиологической проблемы 26.99 KB
  идеи о функциональном единстве мозга и его связи с поведением и психикой начали возникать более 100 лет назад. В конце прошлого века в основном в русле клинической неврологии стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга и связи этого единства с умственными возможностями человека. Он стойко придерживался взгляда что в коре мозга нет такого поля которое бы не принимало участия в осуществлении интеллектуальных функций [2]. Микросистемы сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга.