21049

Общий адаптационный синдром (стресс)

Лекция

Медицина и ветеринария

Дать патофизиологическую оценку стадиям стресса. Определение стресса виды стресса. Патофизиологическая характеристика Дистресса. Впервые описал оси стресса и дал их патофизиологическую оценку.

Русский

2013-08-02

17 KB

5 чел.

Лекция № 20

Тема лекции: Общий адаптационный синдром (стресс).

Цель лекции: Рассмотреть стресс, как универсальную реакцию организма на действие повреждающих факторов внешней среды. Дать патофизиологическую оценку стадиям стресса. Рассмотреть патогенез болезней адаптации.

План лекции:

1. Определение стресса, виды стресса.

2. Вклад Г.Селье в учение о стрессе.

3. Патофизиологическая характеристика Ди-стресса.

4. Болезни адаптации.

Ди-стресс - это типовой патологический процесс, характеризующийся универсальной ответной реакцией эндокринной системы на действие повреждающих факторов.

Впервые понятие Ди-стресс было введено канадским ученым Г. Селье. В эксперименте на животных Г. Селье исследовал закономерности ответной реакции эндокринной системы в ответ на действие сверхсильных повреждающих факторов. Впервые описал оси стресса и дал их патофизиологическую оценку.

Характеристика осей стресса.

Выделяют три оси стресса:

1. Симпатоадреналовая - характеризуется активным выбросом катехоламинов из пресинаптических мембран и усиленным синтезом в мозговом слое надпочечников. Катехоламины являются катаболическими гармонами: усиливают процессы окисления в тканях, активизируют деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой системы, цнс, стимулируют иммунную систему, вызывают формирование гипогликемии, но угнетают процессы регенерации. Продолжительность действия катехоламинов ограничено 15-30 минут, так как они быстро инактивируются ферментами МАО и КМТ.

2. Гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников - выработка глюкокортикоидов. Глюкокортикоиды вызывают те же эффекты, что и катехоламины, обладают пермиссивным эффектом по отношению к катехоламинам. Продолжительность действия от 30 минут до нескольких суток. Являются противовоспалительными гормонами. Угнетают Im. систему, предотвращая формирование аутоиммунного поражения и аллергии. Избыток глюкокортикоидов ведет к формированию стероидного сахарного диабета, стероидной гипертензии, стероидных язв, гипокалиетемии и формированию сердечно-сосудистой недостаточности, которые являются типичными осложнениями Ди-стресса.

3. Гипоталамус - гипофиз - СТГ - соматомедина печени. Начинает вырабатываться спустя несколько недель после начала воздействия повреждающего фактора. Являются классическими анаболиками - стимулируют процессы регенерации, способствуют восстановлению тканей, заживлению ран путем усиления синтеза коллагена и формирования рубцовой ткани.

Стадии Ди-стресса:

1. Стадия шока - характеризуется угнетением резистентности и падением веса. В эту стадию возможен летальный исход.

2. Стадия - контршока - характеризуется нарастающим увеличением резистентности и веса.

3. Стадия - резистентности - характеризуется тем, что показатели резистентности и веса превышают норму.

4. Стадия - истощения - показатели резистентности и веса резко снижаются. Без медицинской помощи эта стадия заканчивается гибелью организма, вследствии истощения эндокринных факторов и угнетения всех жизненно-важных функций.

В процессе развития Ди-стресса формируются морфологические изменения впервые описанные Г. Селье и получившие название триада Селье.

1. Гипоплазия тимуса.

2. Гипертрофия коры надпочечников.

3. Множественные эрозии по ходу желудочно-кишечного тракта.

Классификация болезней адаптации:

1. Заболевания, обусловленные избытком катехоламинов: гипертензия, гипергликемия (симптоматический сахарный диабет). Сердечно-сосудистая недостаточность вплоть до развития инфаркта миокарда.

2. Заболевания, обусловленные иизбытком глюкокортикоидов: стероидные язвы, стероидный сахарный диабет, стероидная гипертензия, вторичные иммуннодефициты, гипокалиемия - сердечно-сосудистая недостаточность.

3. Заболевания, обусловленные недостатком глюкокортикоидов: гипотомия, храническая, либо острая сердечно-сосудистая недостаточность, при острой надпочечниковой недостаточности формируется коллапс.

4. Заболевания, обусловленные избытком минералокортикоидов: гипертензия, сердечно-сосудистая недостаточность вследствии гипернатриемии и гиперволемии, отеки, острая почечная недостаточность, аутоиммунные заболевания, аллергия, воспалительные процессы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение стресса.

Виды стресса, отличие Эв-стресса от Ди-стресса.

Оси стресса, стадии Ди-стресса.

Морфологическая триада Селье.

Классификация болезней адаптации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого. Изд-во Томского университета. 1994 г. стр 73.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52778. Звичайні дроби. Розв’язування вправ 330.5 KB
  Аукціон розпродажу перепусток Хто швидше порахує Кожне завдання оцінюється в 1 бал з врахуванням швидкості виконання; хто перший виконав завдання додатково до загальної суми балів додає 3 бали другий 2 бали третій 1 бал. Що означають чисельник і знаменник дробів 3 5 і 7 12 взаємоперевірка в парах оцінку виставляє опонент; кількість балів 2 2. Математика 5 клас розділ Дробові числа рубрика Хочеш знати ще більше хто перший згадаєкількість балів 3 Третя зупинка: Стародавній Рим. Підсумок уроку Підрахунок балів...
52779. Звичайні дроби 109.5 KB
  Обладнання: макет Замок вислови таблиці картки ключі. Перед вами мурований страшний на вигляд замок злої чаклунки Трінкокс жорстокість якої не мала меж. Пуск А от і замок. Поїхали А ось і замок.
52780. Додавання і віднімання десяткових дробів 45 KB
  Завдання Переведи звичайні дроби у десяткові та заповни таблицю. Кожній групі учнів учитель видає аркуш ватману кольорові маркери завдання записані на аркушах кольорового паперу. Суть методу Графіті: кожен учень виконує завдання свого кольору на ватмані та в зошиті. Коли всі учні однієї команди виконали свої завдання завдання мають різний рівень складності вони обмінюються ватманами з другою командою яка виконувала інший варіант перевіряють...
52781. Властивості додавання і віднімання десяткових дробів 1.02 MB
  Сума і різниця картки з завданнями для самостійної і естафетної роботи. Вона одержала завдання приготувати запитання і вправи для уроку. Дівчинка виконала його але вранці йдучи до школи була не уважною читала бігборди то ворон рахувала і загубила підготовлені завдання. Потрібно відірвати пелюстку прочитати завдання і виконати його.
52782. Немає друга шукай, а знайшов тримай. Виховна година 91 KB
  Учитель Дуже важливо путь важкий пройти Друга вірного собі в житті знайти Втішити засмучену людину І до щастя відшукать стежину Дружби перекинути мости Бо із другом завжди легше йти. Учитель Скільки б іграшок книжок розваг у тебе не було без справжнього друга сумно і нецікаво. Не бігай не метушись а іди по волі й пильнуй щоб угледіти друга який усміхаєтся до тебе.
52783. Якщо друг у тебе є, життя радісним стає 41.5 KB
  Мета: Виховувати почуття справжньої дружби колективізму чесності щирості у відносинах відповідальності перед другом уміння допомогти у важку хвилину. Вірші про дружбу Якщо друг у тебе є 4 Якщо друг у тебе є Життя радісним стає. Разом можна все зробити Ти не зрадь його ніколи Тож без друга не прожити.
52784. Я + МЫ = Дружба 63 KB
  Все расселись по местам никому не тесно по секрету скажу вам будет интересно Упражнение Я рад с тобой общаться Дети поворачиваясь друг к другу называют товарища по имени говорят: Я рад с тобой общаться Правила работы в группе Четко и громко проговаривать все слова Активно работать Обращаться друг к другу только по имени Внимательно слушать говорящего Не...
52785. Година спілкування на тему: «Добре там жити, де вміють дружити» 76 KB
  Робота в парах Збери прислівя Без вірного друга дорожчі від багатства. Людина без друга велика туга. Друга шукай як дерево без коріння. Людина без друга як їжа без солі.
52786. Сценарий воспитательного мероприятия «В поисках дружбы» 62.5 KB
  Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать В огонь и в воду за друзей идти. 2 Пират Кругом сокровища лежат Все вместе: Вперёд и прочь тревоги Ждёт где-то нас заветный клад и новые дороги 3 Пират: О капитан Вражда впереди на горизонте шхуна Дружба Что прикажете делать Ведь там же множество детей А с ними сказочных затей. С неё начинается дружба. Музыка Если с другом вышел в путь Учитель: Народная мудрость говорит Дружба великая сила.