21050

Предмет, методы и задачи патологической физиологии. История патологической физиологии. Общая нозология

Лекция

Медицина и ветеринария

Характеристика этиологии патогенеза цепи патогенеза определение понятий здоровье и болезнь. В его основе лежит цепь патогенеза. Цепь патогенеза: стержневой механизм формирования болезни. Следующие друг за другом важнейшие факторы патогенеза связанные между собой причинноследственными взаимоотношениями.

Русский

2013-08-02

31 KB

20 чел.

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: предмет, методы и задачи патологической физиологии. История патологической физиологии. Общая нозология.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: рассмотреть вопросы развития истории патологической физиологии как науки, роль патологической физиологии среди других дисциплин, ее цели, задачи, методы.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Патологическая физиология как наука, ее методы и задачи, место патологической физиологии среди клинических дисциплин.

2. История развития патологической физиологии. Основоположники патофизиологии и их вклад в развитие науки.

3. Общая нозология. Характеристика этиологии, патогенеза, цепи патогенеза, определение понятий здоровье и болезнь. Сано- и танатогенез. Виды терапии. Патофизиологический эксперимент, его характеристика, значение для практического здравоохранения.

1. Патологическая физиология - это экспериментальная наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов. Патологическая физиология изучает болезни человека как и клиницисты. Патологическая физиология изучает наиболее общие закономерности, на большом количестве объектов, патологическая физиология изучает болезни в эксперименте, либо на экспериментальных животных, либо in vitro. Экспериментальный подход позволяет наиболее в целом познать закономерности развития патологических процессов. Предмет изучения: больной человек и его болезни.

2. Структура патологической физиологии и задачи.

Три раздела патологической физиологии:

1) Общая нозология (nosos, logos учение о болезни).

2) Типовые патологические процессы (ТПП) (воспаление, лихорадка, аллергия).

3) Патологическая физиология органов и систем (частная).

3. Основные задачи патологической физиологии:

1) Создание учения о болезни, определение понятия "болезнь", анализ основных понятий входящих в него.

2) Создание учения о причинах (общая этиология).

3) Создание учения о механизмах болезни (общий патогенез).

4) Создание учения о сано- и таногенезе.

5) Создание общих принципов патогенетической терапии.

– изучение наиболее общих закономерностей ТПП.

– изучение наиболее общих закономерностей нарушения функций отдельных органов и систем.

Патофизиологический эксперимент это - способ изучения болезней человека путем их моделирования на животных либо in vitro.

Фазы эксперимента:

1) исходный фон.

2) создание модели болезни.

3) экспериментальная терапия.

Общая этиология.

Это наука о причинности заболеваний.

1) Этиологический фактор - это фактор, воздействующий на организм, без которого невозможно возникновение заболевания.

2) Условия болезни - это факторы, воздействующие на организм, которые либо способствуют, либо препятствуют возникновению болезни, т.е. либо увеличивают, либо уменьшают патогенность этиологических факторов. В ряде случаев болезнь без определенных условий не возникает, но условие не определяет специфические черты болезни.

3) Причина болезни.

Под причиной болезни понимают процесс взаимодействия этиологического фактора с организмом, которое происходит в определенных условиях.

Основные модели взаимодействия этиологического фактора с организмом.

Монокаузальная модель.

1) Условия практически не нужны, достаточно этиологического фактора (лучевая болезнь при 10 Гр. let=100%).

Кондициональная модель.

2) Условия играют решающую роль (И.Б.С.).

Полиэтиологическая модуль.

3) Болезнь возникает при воздействии на организм разных факторов полиэтиологические заболевания (холецестит, неврозы, язвенная болезнь, атеросклероз).

Конституциональная модель.

4) Внешние факторы не играют никакой роли - наличие патологической конституции (наследственные заболевания, например - гемофилия).

Общий патогенез.

Это механизмы возникновения, развития и прекращения патологических процессов. Под патогенезом понимают стержневой механизм болезни. В его основе лежит цепь патогенеза.

Цепь патогенеза: стержневой механизм формирования болезни.

Следующие друг за другом важнейшие факторы патогенеза, связанные между собой причинно-следственными взаимоотношениями. Важнейшие факторы патогенеза: главное звено и ведущие факторы. В цепь патогенеза входят порочные круги патогенеза.

Главное звено патогенеза - это важнейший фактор, с которого начинается цепь патогенеза, и без которого невозможно ее развитие. Главное звено патогенеза возникает после воздействия этиологического фактора. Этиологический фактор не входит в цепь патогенеза, но, как правило, обозначается в схеме.

Ведущие факторы - это важнейшие факторы, которые включаются в след за главным звеном и связаны с ним причинными отношениями.

Порочный круг - это замыкание цепи патогенеза по круговому типу со сменой причинно-следственных взаимоотношений. Порочный круг возникает при возникновении патологических реакций, приводящих к явлениям вторичного повреждения, является механизмом танатогенеза.

Принципы патогенетической терапии.

1) Воздействие на главное звено патогенеза.

2) Разрыв порочного круга патогенеза, если такой возник.

3) В том случае, если ЗПР недостаточны, их надо усиливать, а если избыточны, их надо ослаблять.

4) Воздействие на универсальные факторы патогенеза (воспаление, гипоксия).

Общая нозология.

Болезнь - это совокупность патологических процессов. Характеризуется нарушением: гомеостаза, взаимодействием организма с внешней средой, биологической и социальной активностью человека.

Основные элементы понятия "болезнь":

1) повреждения

2) реакции

3) патологический процесс

4) типовой патологический процесс

5) явления аварийного регулирования

6) нарушение биологической и социальной активности.

Под повреждением понимают нарушение структуры, приводящее к нарушению функций. Повреждение бывает первичное и вторичное. Первичное возникает сразу же после воздействия этиологического фактора, вторичное возникает в том случае, когда в патологической реакции происходит формирование порочных кругов. Чаще оно базируется на основе нервной трофики, Im повреждение, сосудистые нарушения на фоне Ди-стресса. Явления повреждения реализуются на разных уровнях. В основе повреждений лежит патогенность факторов. Выделяют первичное - специфическое и вторичное - не специфическое повреждения. Первичное возникает сразу, вторичное - отсрочено.

Пример - повреждение ионизирующим излучением.

В результате воздействия излучения образуется большое количество свободных радикалов, синглетный O2,OH-, H2O Это атомы или молекулы содержащие на внешней орбитали не спаренный . В связи с этим радикалы обладают повышенной реактогенной способностью. Они воздействуют на живые структуры организма, образуя новые радикалы и перекиси. На уровне клеток повреждаются прежде всего мембраны клеток. В результате теряются рецепторная, транспортная, ферментативная функции. В фосфолипидном слое образуются радикалы и перекиси жирных кислот, повышение содержания которых приводит к дальнейшему повреждению мембран. Страдает синтез АТФ. В клетку устремляются ионы Na, Ca, Mg. В митохондриях происходит разобщение окисления и фосфорилирования (в результате - эндогенная гипертермия). На фоне энергодефицта - тканевая гипоксия. Лизосомы гидролазы лизис клеток. Ядро хромосомные мутации наследственные заболевания и аномалии.

Наиболее чувствительны к радикалам: красный костный мозг, эпителий, половые клетки.

Клинические формы лучевой болезни:

1-10 Грей - костномозговая форма лучевой болезни:

- анемия, полицитопения - Im дефицит, сепсис, тромбоцитопения - геморрагический синдром.

Let - 50% (кровоизлияние в мозг и сепсис).

10-20 Грей - кишечная форма:

- интоксикация, коллапс, ОДН, ОПН. Симптоматика в течении 4-6 дней.

Let - 100%

20-80 Грей - токсемическая форма:

- при образовании. большого количества токсинов наступает коллапс, ОДН, ОПН.

Let - 100%

80 Грей и выше - церебральная форма - прямое повреждение нервных клеток - "смерть под лучом". Let - 100%.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение патологической физиологии как науки, ее значение дляпрактического здравоохранения.

2. Основоположники патологической физиологии, их вклад в развитие науки.

3. Определение понятий: этиология, патогенез, цепь патогенеза, сано- и танатогенез.

4. Патофизиологический эксперимент, стадии, значение для практического здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патофизиология под редакцией Литвицкого.

2. Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55342. ВПРОВАДЖЕННЯ ПЕДАГОІЧНОЇ ІННОВАЦІЇ 178.5 KB
  Актуальність порушеної проблеми зумовлена наступними суперечностями: між вимогами що постали перед шкільною освітою щодо забезпечення всебічного розвитку учнів і наявними засобами їхнього розвитку...
55343. Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ 133.5 KB
  Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...
55344. ПРОЕКТНА ТЕХНОЛОГІЯ ЯК ШЛЯХ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНОГО НАВЧАННЯ 162.5 KB
  Хотілося б звернути увагу на те що проектні технології навчання відтворюють процеси дослідницької діяльності оскільки містять цикл і мають на меті процеси руху від незнання до знання на відміну від традиційних лінійних технологій навчання.
55345. ПІДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА 295.5 KB
  Визначити призначення виробу: підставка призначена для утримання електропаяльника в нагрітому чи холодному стані в проміжках між роботою та зберігання матеріалу необхідного при паянні.
55347. Зелений клас 192 KB
  Вирішили зробити проект тому що форма проектування дійсно дає змогу консолідувати зусилля усіх сторін і суб’єктів навчальновиховного процесу розширює рамки творчої діяльності. Тематичний напрямок проекту.
55348. Біла ромашка - символ чистого дихання 41 KB
  Мета проекту: формування у шкільної молоді моральних цінностей та життєвих навиків, які сприяють вихованню потреби практично впливати на подолання негативних поведінкових проявів...
55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...