21050

Предмет, методы и задачи патологической физиологии. История патологической физиологии. Общая нозология

Лекция

Медицина и ветеринария

Характеристика этиологии патогенеза цепи патогенеза определение понятий здоровье и болезнь. В его основе лежит цепь патогенеза. Цепь патогенеза: стержневой механизм формирования болезни. Следующие друг за другом важнейшие факторы патогенеза связанные между собой причинноследственными взаимоотношениями.

Русский

2013-08-02

31 KB

22 чел.

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: предмет, методы и задачи патологической физиологии. История патологической физиологии. Общая нозология.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: рассмотреть вопросы развития истории патологической физиологии как науки, роль патологической физиологии среди других дисциплин, ее цели, задачи, методы.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Патологическая физиология как наука, ее методы и задачи, место патологической физиологии среди клинических дисциплин.

2. История развития патологической физиологии. Основоположники патофизиологии и их вклад в развитие науки.

3. Общая нозология. Характеристика этиологии, патогенеза, цепи патогенеза, определение понятий здоровье и болезнь. Сано- и танатогенез. Виды терапии. Патофизиологический эксперимент, его характеристика, значение для практического здравоохранения.

1. Патологическая физиология - это экспериментальная наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов. Патологическая физиология изучает болезни человека как и клиницисты. Патологическая физиология изучает наиболее общие закономерности, на большом количестве объектов, патологическая физиология изучает болезни в эксперименте, либо на экспериментальных животных, либо in vitro. Экспериментальный подход позволяет наиболее в целом познать закономерности развития патологических процессов. Предмет изучения: больной человек и его болезни.

2. Структура патологической физиологии и задачи.

Три раздела патологической физиологии:

1) Общая нозология (nosos, logos учение о болезни).

2) Типовые патологические процессы (ТПП) (воспаление, лихорадка, аллергия).

3) Патологическая физиология органов и систем (частная).

3. Основные задачи патологической физиологии:

1) Создание учения о болезни, определение понятия "болезнь", анализ основных понятий входящих в него.

2) Создание учения о причинах (общая этиология).

3) Создание учения о механизмах болезни (общий патогенез).

4) Создание учения о сано- и таногенезе.

5) Создание общих принципов патогенетической терапии.

– изучение наиболее общих закономерностей ТПП.

– изучение наиболее общих закономерностей нарушения функций отдельных органов и систем.

Патофизиологический эксперимент это - способ изучения болезней человека путем их моделирования на животных либо in vitro.

Фазы эксперимента:

1) исходный фон.

2) создание модели болезни.

3) экспериментальная терапия.

Общая этиология.

Это наука о причинности заболеваний.

1) Этиологический фактор - это фактор, воздействующий на организм, без которого невозможно возникновение заболевания.

2) Условия болезни - это факторы, воздействующие на организм, которые либо способствуют, либо препятствуют возникновению болезни, т.е. либо увеличивают, либо уменьшают патогенность этиологических факторов. В ряде случаев болезнь без определенных условий не возникает, но условие не определяет специфические черты болезни.

3) Причина болезни.

Под причиной болезни понимают процесс взаимодействия этиологического фактора с организмом, которое происходит в определенных условиях.

Основные модели взаимодействия этиологического фактора с организмом.

Монокаузальная модель.

1) Условия практически не нужны, достаточно этиологического фактора (лучевая болезнь при 10 Гр. let=100%).

Кондициональная модель.

2) Условия играют решающую роль (И.Б.С.).

Полиэтиологическая модуль.

3) Болезнь возникает при воздействии на организм разных факторов полиэтиологические заболевания (холецестит, неврозы, язвенная болезнь, атеросклероз).

Конституциональная модель.

4) Внешние факторы не играют никакой роли - наличие патологической конституции (наследственные заболевания, например - гемофилия).

Общий патогенез.

Это механизмы возникновения, развития и прекращения патологических процессов. Под патогенезом понимают стержневой механизм болезни. В его основе лежит цепь патогенеза.

Цепь патогенеза: стержневой механизм формирования болезни.

Следующие друг за другом важнейшие факторы патогенеза, связанные между собой причинно-следственными взаимоотношениями. Важнейшие факторы патогенеза: главное звено и ведущие факторы. В цепь патогенеза входят порочные круги патогенеза.

Главное звено патогенеза - это важнейший фактор, с которого начинается цепь патогенеза, и без которого невозможно ее развитие. Главное звено патогенеза возникает после воздействия этиологического фактора. Этиологический фактор не входит в цепь патогенеза, но, как правило, обозначается в схеме.

Ведущие факторы - это важнейшие факторы, которые включаются в след за главным звеном и связаны с ним причинными отношениями.

Порочный круг - это замыкание цепи патогенеза по круговому типу со сменой причинно-следственных взаимоотношений. Порочный круг возникает при возникновении патологических реакций, приводящих к явлениям вторичного повреждения, является механизмом танатогенеза.

Принципы патогенетической терапии.

1) Воздействие на главное звено патогенеза.

2) Разрыв порочного круга патогенеза, если такой возник.

3) В том случае, если ЗПР недостаточны, их надо усиливать, а если избыточны, их надо ослаблять.

4) Воздействие на универсальные факторы патогенеза (воспаление, гипоксия).

Общая нозология.

Болезнь - это совокупность патологических процессов. Характеризуется нарушением: гомеостаза, взаимодействием организма с внешней средой, биологической и социальной активностью человека.

Основные элементы понятия "болезнь":

1) повреждения

2) реакции

3) патологический процесс

4) типовой патологический процесс

5) явления аварийного регулирования

6) нарушение биологической и социальной активности.

Под повреждением понимают нарушение структуры, приводящее к нарушению функций. Повреждение бывает первичное и вторичное. Первичное возникает сразу же после воздействия этиологического фактора, вторичное возникает в том случае, когда в патологической реакции происходит формирование порочных кругов. Чаще оно базируется на основе нервной трофики, Im повреждение, сосудистые нарушения на фоне Ди-стресса. Явления повреждения реализуются на разных уровнях. В основе повреждений лежит патогенность факторов. Выделяют первичное - специфическое и вторичное - не специфическое повреждения. Первичное возникает сразу, вторичное - отсрочено.

Пример - повреждение ионизирующим излучением.

В результате воздействия излучения образуется большое количество свободных радикалов, синглетный O2,OH-, H2O Это атомы или молекулы содержащие на внешней орбитали не спаренный . В связи с этим радикалы обладают повышенной реактогенной способностью. Они воздействуют на живые структуры организма, образуя новые радикалы и перекиси. На уровне клеток повреждаются прежде всего мембраны клеток. В результате теряются рецепторная, транспортная, ферментативная функции. В фосфолипидном слое образуются радикалы и перекиси жирных кислот, повышение содержания которых приводит к дальнейшему повреждению мембран. Страдает синтез АТФ. В клетку устремляются ионы Na, Ca, Mg. В митохондриях происходит разобщение окисления и фосфорилирования (в результате - эндогенная гипертермия). На фоне энергодефицта - тканевая гипоксия. Лизосомы гидролазы лизис клеток. Ядро хромосомные мутации наследственные заболевания и аномалии.

Наиболее чувствительны к радикалам: красный костный мозг, эпителий, половые клетки.

Клинические формы лучевой болезни:

1-10 Грей - костномозговая форма лучевой болезни:

- анемия, полицитопения - Im дефицит, сепсис, тромбоцитопения - геморрагический синдром.

Let - 50% (кровоизлияние в мозг и сепсис).

10-20 Грей - кишечная форма:

- интоксикация, коллапс, ОДН, ОПН. Симптоматика в течении 4-6 дней.

Let - 100%

20-80 Грей - токсемическая форма:

- при образовании. большого количества токсинов наступает коллапс, ОДН, ОПН.

Let - 100%

80 Грей и выше - церебральная форма - прямое повреждение нервных клеток - "смерть под лучом". Let - 100%.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение патологической физиологии как науки, ее значение дляпрактического здравоохранения.

2. Основоположники патологической физиологии, их вклад в развитие науки.

3. Определение понятий: этиология, патогенез, цепь патогенеза, сано- и танатогенез.

4. Патофизиологический эксперимент, стадии, значение для практического здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патофизиология под редакцией Литвицкого.

2. Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15635. Совершенствование мотивации персонала 661.5 KB
  Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия. Анализ организации стимулирования персонала ОАО Жировой комбинат. Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО Жировой комбинат.
15636. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ 63.63 KB
  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия 1902 1977. Время все расставило по своим местам. Оно как известно отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки нейропсихо...
15637. РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ 109 KB
  РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ А.Р. Лурия по масштабам своей личности и научной популярности крупнейший ученый достойно вписавшийся в мировую психологическую науку. Этот бесспорный факт отражает не только заслуги самого А.Р. Лурия
15638. Лингвистика и методика преподавания русского языка 127 KB
  Панов М.В. Лингвистика и методика преподавания русского языка В нашей отечественной культурной традиции лингвистика и методика преподавания языка всегда были союзники. Нет ни одного крупного языковедарусиста который не заботился бы о нуждах учителя и ученика. С др...
15639. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности 91.5 KB
  Г.Г. Граник Психологические закономерности формирования орфографической грамотности Среди многих проблем встающих при обучении русскому языку одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографическо
15640. КЛАССОВАЯ СЕМАНТИКА КАК ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА 207 KB
  КЛАССОВАЯ СЕМАНТИКА КАК ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА Н. БЕРКОВСКИЙ Статьи Н.Я. Берковского о советской литературе известны сравнительно мало. Между тем они были заметным и ярким явлением в разнообразной критике 20х годов. Он писал из вплоть до 1930 года но потом ...
15641. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.К. ВОРОНСКОГО 211.5 KB
  ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.К. ВОРОНСКОГО В автобиографической книге За живой и мертвой водой Александр Константинович Воронский с мягким юмором рассказал о начале своей литературной работы. Фельетон написанный голодным подпольщиком 1911 неожиданная удача напечатали...
15642. КРИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИКИ (О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. ЛЕЖНЕВА) 226.5 KB
  КРИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИКИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. ЛЕЖНЕВА В начале 20х годов когда жизнь многих людей меняла свой ход никого не могло удивить появление из безвестности нового литературного имени А. Лежнева. Никто не знал что Абрам Захарович Горелик А. Л...
15643. Энвайронементализм (экологическое направление) 185 KB
  Лекция 22. Энвайронементализм экологическое направление 1. Географический подход в археологии. Этногеография дала импульс не только диффузионизму в археологии но и упору на географический фактор хотя географический детерминизм имеет и более