21051

Повреждающее действие на клетки фактороввнешней среды. Перекисное окисление липидов (ПОЛ)

Лекция

Медицина и ветеринария

Перекисное окисление липидов ПОЛ. ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить механизмы ПОЛ и их роль в повреждении клеток. Общая характеристика ПОЛ. Механизмы ПОЛ.

Русский

2013-08-02

50 KB

24 чел.

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Повреждающее действие на клетки фактороввнешней среды. Перекисное окисление липидов (ПОЛ).

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Изучить механизмы ПОЛ и их роль в повреждении клеток.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:    

1. Общая характеристика ПОЛ.

2. Механизмы ПОЛ.

3. Антиоксидантные системы.

4. Методы оценки ПОЛ.

Повреждение клетки. Роль перекисного окисления липидов в повреждении клетки.

Перекисное окисление липидов (ПОЛ) - это фвтокаталитический процесс, являющийся универсальным механизмом повреждения биологических мембран, в основе которого лежит образование свободных радикалов и гидроперекисей липидов.

В норме, в живом организме, наблюдается низкий, но вполне определенных стационарный уровень ПОЛ. Его биологическое значение заключается в регуляции функциональной активности биологических мембран. Перекиси липидов являются необходимым промежуточным продуктом при биосинтезе гормонов, простогландина Е, гидроксилирования стерольного ядра холестерина, выступает в роли неспецифических участников обмена в фаго- и пиноцитозе.

В условиях патологии ПОЛ выступает в роли механизма повреждения биологических мембран, которое сводится к следующим основным проявлениям:

1. Увеличение проницаемости мембран для ионов.

а) За счет окисления тиоловых (SH) групп в мембранных белках, что приводит к увеличению проницаемости мембран для катионов (например К+);

б) Увеличение протонной проницаемости липидного слоя.

2. Увеличение вязкости мембран вследствии уменьшения количества ненасыщенных жирных кислот, что приводит к угнетению работы мембранных гликопротеинов, например (Са - АТФазы).

3. Снижение разности потенциалов на биологических мембранах. В норме разность потенциалов на мембране нитохондрия может достигать 200 мв (потенциал пробоя). При ПОЛ потенциал пробоя падает до 20 и даже 10 мв. В настоящее время доказано, что снижение разности потенциалов на мембранах клеток, один из основных механизмов нарушения барьерной функции мембран в патологии.

Процессы перекисного окисления липидов в норме регулируются взаимодействием оксидантной и антиоксидантной систем. Чередование процессов ПОЛ продолжается до тех пор, пока свободные радикалы R* и перекисные радикалы не исчезнут в результате обрыва цепи, в результате их нейтрализации.

Реакция обрыва цепи может произойти по одному из следующих механизмов:

1. Образование, а затем разложение перекиси водорода с участием ферментов супероксиддисмутазы и каталазы. Супероксиддисмутаза осуществляет реакцию:. Каталаза разлагает Н2О2 .

2. Взаимодействие радикалов друг с другом: кетон + спирт + О2.

При этом происходит образование возбужденных молекул и имеет место хемолюминисценция (свечение).

3. Взаимодействие радикала с антиоксидантом (JnH)

+ молекула

Антиоксиданты можно разделить на две группы:

1. Биоантиокислители.

2. Синтетические антиокислители.

К биоантиокислителям относятся такие вещества как витамин Е, острогены, витамины группы Р, флавоциоды, аскорбиновая кислота в малых и средних дозах, коэнзим Q, биливердин и билирубин, ряд антибиотиков.

К синтетическим антиокислителям принадлежат следующие препараты: барбитураты, фенолы, пирогалол, фенотиазин и его производные. Антиокислительная активность антиоксидантов связана с наличием у них подвижного атома водорода с ослабленной связью с углеродом (А-Н).

Взаимодействие антиокислителя с радикалом можно представить схемой:

      ROO* }              { ROOH

 R* } + AH   { RH + A*

При этом происходит замена активных радикалов субстрата ROO* и R* на малоактивный радикал антиокислителя А*. Этот радикал не способен к продолжению цепи и превращается в стабильные молекулярные продукты за счет полимеризации.

ПОЛ может быть первичным - вследствии непосредственного воздействия оксидантов на фосфолипиды биологических мембран, и вторичным - вследствии хронических процессов, протекающих в организме. Развитие патологического процесса бывает обусловлено избыточным воздействием на организм оксидантов и (или) снижением антиоксидантной системы.

Примерами оксидантов могут служить катехоламины, адреналин, циклические нуклеотиды, неконьюгированные желчные кислоты, аскорбиновая кислота в больших дозах, металлы переменной валентности и прежде всего Fe2+. Свободные радикалы образуются под влиянием ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации.

Общим свойством для всех оксидантов является наличие чрезвычайно высокой окислительной активности. Например, катехоламины могут за счет того, что на определенных этапах их биосинтеза образуются активные формы кислорода, а при окислении адреналина в адренохром возникает семихинон адреналина, который может передавать электрон на кислород и таким образом генерировать образование супероксидного радикала О2.

Механизм ПОЛ можно представить на следующем примере: вначале происходит реакция типа

1)  при этом образуется свободный супероксидный радикал О2 который может превращаться в перекись водорода.

2) О2 + О2 +2Н+  Н2О2 + О2, которая при реакции восстановления может давать ион гидроксила.

3) Н2О2 + Fe2+  НО + ОН + Fe3+ или  Н2О2 + О2  НО + ОН + О2. Гидроксильный радикал чрезвычайно активен. Взаимодействуя с ненасыщенными жирными кислотами (RH), этот радикал отнимает у них электрон с образованием свободного радикала жирной кислоты:

4) ОН + RH H2O + R*. Радикал R* легко связывает молекулярный кислород и образует перекисный радикал липида RO2. Этот радикал вступает в дальнейшую реакцию цепного окисления, взаимодействуя с новой молекулой жирной кислоты, входящей в состав фосфолипидов биологических мембран.

5) RO2 + RH ROOH + R*. ПОЛ в клетке происходит на уровне биологических мембран: в цитолемме, мембранах лизосом, митохондрий и эндоплазматической сети.

В эксперименте на животных было показано, что ПОЛ может осуществляться двумя путями: неферментативным при участии НАДФ* Н и ферментативными, при участии ферментов - оксидоредуктаз.

В последние годы установлена ведущая роль ПОЛ в развитии большинства патологических процессов, в том числе стресс-реакции и ряда заболеваний патогенетически связанной с ней, таких как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а также в развитии воспаления.

На схеме показаны основные звенья патологической цепи, обусловленной ПОЛ, на примере развития инфаркта миокарда (см. схему). В эксперименте установлено, что можно считать доказанной связь патологического процесса с ПОЛ, если имеют место три явления:

1) Активация ПОЛ в тканях, что сопровождается явлением хемолюминисценции, увеличением продуктов ПОЛ и снижением антиоксидантов.

2) Увеличение степени патологического повреждения при удалении из пищи подопытных животных антиоксидантов. Таким образом, была создана экспериментальная модель так называемого "перекисного" артериосклероза, который развивался у крыс, получавших безантиоксидантную пищу, обогащенную перекисями липидов.

3) Снижение тяжести процесса в результате применения антиоксидантов.

Основные методы оценки ПОЛ в организме:

1. По степени хемолюминисценции тканей.

2. По содержанию промежуточных продуктов ПОЛ:

а) липидные перекиси,

б) диеновые коньюгаты.

3. По содержанию конечных продуктов ПОЛ:

а) малоновый диальдегид (МДА),

б) липофусциноподобный пигмент, который образуется при взаимодействии МДА с лизином и содержит коньюгированные шиффовы основания, дающие характерное свечение при длине волны 345-360 мм.

Принципы патогенетической терапии заболеваний, обусловленных ПОЛ.

1. Назначение антиоксидантов (витамин Е, флавоноиды, витамин С, витамины группы Р).

2. Назначение мембранопротекторов - ингибиторов липаз (никотинамид, хлороквин).

3. Применение блокаторов ионовых каналов Са+ (А 600, верапамил, нефедипин).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение ПОЛ.

Определение свободных радикалов.

Основные антиоксидантные механизмы.

Методы оценки ПОЛ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под редакцией А.Д. Адо, Томск, 1994 г., с. 50-78.

2. Владимиров Ю.А., Арчаков А.В. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах, М. "Наука", 1972 г.

3. Роль перекисного окисления липидов в патогенезе основных заболеваний. Сборник научных трудов, Ереван, 1988 г.

4. Структура и функция биологических мембран. Труды IIМОЛГИМ, М. "Наука",  1971 г.


Стрессорные ситуации

окружающей среды.

Стресс синдром

Избыток катехоламинов

Изменение миокарда

Активация фосфолипаз

Активация ПОЛ

Выключение дыхательной цепи митохондрий

Повреждение саркоплазма и сарколеммы, избыток Са2+ в саркоплазме

Повышенная проницаемость мембран

Активация протеаз

Контрактура миофибрилл

Активация митохондриальных фосфолипаз, дефицит АТФ

Необратимые повреждения мембранных и сократительных структур клетки

Гибель клетки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58063. Прикладне мистецтво 293 KB
  Обладнання для учнів: естетичний словник з образотворчого мистецтва ручка. Види діяльності учнів: пізнавальна сприймання мистецтва. Вид уроку: бесіда з образотворчого мистецтва.
58064. Психічна і духовна складові здоров’я 96.5 KB
  11 Конфлікти і здоров’я. Види конфліктів. Вплив конфліктів на здоров’я. 1 МЕТА: надати учням поняття про конфлікти їх види вплив конфліктів на здоров’я; формувати в учнів вміння адекватного оцінювання життєвих ситуацій; вміння обирати шляхи вирішення спільних проблем; вчити учнів запобігати конфліктних ситуацій та при їх виникненні вміти розв’язувати конфліктні ситуації; розвивати в учнів розуміння почуттів і потреб інших людей; виховувати в учнів толерантне ставлення до чужих поглядів і переконань товариські стосунки.
58065. Формування здорового способу життя 2.02 MB
  Мета: сформувати поняття про здоровий спосіб життя як умову збереження і зміцнення здоров’я. Обладнання та матеріали: фотографії й плакати які дають змогу ілюструвати різний спосіб життя формування здорового способу життя. Базові поняття й терміни: здоров’я спосіб життя.
58066. Сприйняття мистецтва. Імпресіонізм. Відтворення дійсності у стилі імпресіонізм. Зображення на площині. Відтворення святкового настрою. Творча робота «Ялинка на майдані» 91.5 KB
  Мета: ознайомити учнів зі стилем мистецтва імпресіонізм з творчістю художників імпресіоністів; учити спостерігати вплив світла на зміну кольорів; формувати вміння передавати світло тіньові явища відповідно до змін часу доби та пори року...
58067. Доброта творит чудеса 72.5 KB
  Цель урока: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
58068. Анімалістичний жанр у живопису. Знайомство з творчістю М.Приймаченко. Створення етюду-малюнку пташки на кольоровому тлі: «Снігур» 126.5 KB
  Мета: Навчальна: розширювати знання учнів про анімалістичний жанр, продовжувати вчити малювати птахів, ознайомити учнів з творчістю видатної української художниці М.Приймаченко. Розвивальна: розвивати творчі здібності, фантазію, мислення, уяву.
58069. Формування корисних і шкідливих звичок 75 KB
  Учні повинні: Знати: різницю між корисними та шкідливими звичками; вплив корисних шкідливих звичок на здоров’я. Уміти: наводити приклади впливу шкідливих звичок підлітків на здоров’я; сказати Ні і відмовитися від пропозиції випитизакурити тощо.
58070. Види архітектури за призначенням. Житлова архітектура. “Ескіз власного будинку” 49 KB
  Види архітектури за призначенням. Основні поняття: стилі архітектури: античний середньовічний мусульманський китайський та японський новітніх часів; елементи архітектури: фасад колона арка дах вікно балкон сходи.
58071. Вивчення маленьких прелюдій Й.С. Баха як обовязкова частина поліфонічного репертуару в молодших і середніх класах ДМШ 90.5 KB
  Серед багатьох сотень, створених композитором вокальних, вокально-інструментальних, інструментальних творів, є дуже великі, масштабні твори, такі як: меси, хорали, оркестрові сюїти, органні токати, клавірні концерти, цикл ДТК...