21053

Патофизиологическая характеристика воспаления

Лекция

Медицина и ветеринария

Определение и классификация воспаления. Характеристика методов воспаления. Мечникова в изучение воспаления. Значение воспаления для организма.

Русский

2013-08-02

28.5 KB

0 чел.

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Воспаление

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Дать патофизиологическую характеристику воспалению, как типовому патологическому процессу. Изучить механизмы клеточной и сосудистой реакции при воспалении.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Определение и классификация воспаления.

2. Сосудистая реакция при воспалении.

3. Характеристика методов воспаления.

4. Клеточная реакция при воспалении. Вклад И.И. Мечникова в изучение воспаления.

5. Значение воспаления для организма.

6. Патогенетическая терапия воспаления.

Воспаление – это один из наиболее часто встречающихся типовых патологических процессов.

Воспаление представляет собой совокупность явлений повреждения и защитно-приспособительных реакций со стороны крови, микроциркуляторного русла и ткани.

Воспалительная реакция включает в себя три компонента:

1) альтерацию (повреждение),

2) сосудистую реакцию,

3) клеточную реакцию.

Повреждение носит местный характер на уровне ткани или органа. Сосудистая реакция представлена микроциркуляторными нарушениями. Клеточная реакция характеризуется выходом лейкоцитов в очаг воспаления. Лейкоциты в очаге воспаления выполняют следующие функции:

1) фагоцитоз,

2) регуляция пролиферации фибробластов,

3) регуляция лимфопоэза и процессов кровотворения в целом.

Через интерлейкин -1 лимфоциты влияют на активность нервной системы, иммунной системы и соответственно на реактивность и резистентность организма в целом. Центральным событием в развитии воспалительного процесса является клеточная реакция, а основным ее эффектором - макрофаги. Сосудистая реакция создает условия для выхода лейкоцитов в ткани. Повреждение при воспалении может быть первичным и вторичным. Вторичное повреждение формируется в результате возникновения патологических реакций и замыкания порочных кругов в цепи патогенеза. Первичное - в результате непосредственного действия на организм повреждающих факторов.

Этиология вторичного повреждения: иммунное повреждение, нарушение нервной трофики, нарушения кровообращения. Повреждение локализуется на уровне клеток: повреждение мембран митохондрий, эндоплазматической сети, лизосом, ядерного материала. Химические сдвиги в очаге воспаления характеризуются развитием ацидоза, гиперонкией и гиперионией. Ацидоз является следствием повреждения митохондрий, нарушением процессов окислительно-восстановительного фосфорилирования и накоплением в очаге воспаления органических кислот. Гипериония и гиперосмия формируется в результате повреждения клеточных мембран и мембран лизосом. В результате повреждения лизосом и выхода в цитоплазму лизосомальных ферментов происходит лизис клеток. Сосудистая реакция при воспалении развивается в четыре стадии, характеризуется расстройствами со стороны микроциркуляторного русла и явлением экссудации.

Первая стадия характеризуется кратковременным спазмом сосудов микроциркуляторного русла, который обусловлен выбросом катехоламинов и вазоактивного нейропептида - вещества Р.

Вторая стадия - артериальной гиперемии, характеризуется расширением прекапилляров, увеличением линейной и объемной скорости кровотока, увеличением количества функционирующих капилляров и артериоловенулярных анастомозов. Это происходит в результате высвобождения из тучных клеток медиаторов воспаления: гистамина и серотонина (у животных). Медиаторы воспаления выделяются в результате того, что вещество Р воздействует на тучные клетки и способствует их дегрануляции. Кроме того, лизосомальные ферменты макрофагов активируют систему комплимента и калликреин - кининовую систему, продукты активации которых также вызывают стойкое расширение сосудов микроциркуляторного русла. Стадия артериальной гиперемии характеризуется резким увеличением скорости кровотока. В этой стадии начинается стояние и выход лейкоцитов в ткани.

Третья стадия - венозной гиперемии формируется в результате избыточного накопления медиаторов воспаления. Она характеризуется стойким параличем сосудов микроциркуляторного русла, расширением как предкапилляров, так и посткапилляров и выравниванием давления в этих отделах микроциркуляторного русла. Это сопровождается появлением толчкообразного и маятникообразного движения крови в сосудах микроциркуляторного русла, вплоть до полного прекращения кровотока.

Четвертая стадия - стаз, сопровождающийся явлением слайджа.

Формируется в результате необратимого паралича сосудов микроциркуляторного русла, характеризуется полной остановкой кровотока в капиллярах и склеиванием эритроцитов между собой, следствии потери заряда мембраны.

Клеточная реакция при воспалении.

Основными участками клеточной реакции при воспалении являются микро и макрофаги.

Лейкоциты в течении нескольких суток циркулируют в крови, а затем выходят в ткани. Этот процесс становится более активным и целенаправленным при воспалении.

Выделяют следующие стадии выхода лейкоцитов в сосудистое русло:

1-я стадия - пристеночное стояние лейкоцитов.

2-я стадия - проникновение лейкоцитов через сосудистую стенку.

3-я стадия - хемотаксис в очаге воспаления.

Микрофаги выходят из сосудистого русла преимущественно через межэндотелиальные щели, а макрофаги преимущественно трансэндотелиально.

В первые сутки в очаге воспаления преообладают полинуклеары, а в последующие двое, трое суток преобладают мононуклеары.

Существует несколько теорий объясняющих эту закономерность:

1) полинуклеары более подвижны;

2) осуществляют фагоцитоз;

3) освобождаются гуморальные факторы, которые в начальную стадию стимулируют, а затем тормозят процесс воспаления;

4) регулируют процессы кровотечения в красном костном мозге.

Медиаторы воспаления.

Ведущим медиатором воспаления является гистамин. Он расширяет сосуды микроциркуляторного русла, повышает проницаемость сосудистой стенки, снижает тонус прекапиллярных сфинктеров. Серотонин обладает теми же эффектами, что и гистамин, но в 100 раз более эффективен. Имеет значение в развитии воспалительного процесса только у животных.

Система комплимента и продукты ее активации принимают участие в процессах хемотаксиса и опсонизации.

Калликреин - киниловая система. Прекалликреин содержится в плазме крови в неактивном состоянии, активизируется фактором Хагемана и превращается в калликреин. Калликреин от глобулина плазмы крови цепочку аминокислот (брадикинин), который обладает выраженной биологической активностью и по механизму действия аналогичен гистамину. Продукты активации арахидоновой кислоты относят к поздним медиаторам воспаления (модуляторам). Среди них выбирают продукты циклооксигеназной реакции и продукты липооксигеназной реакции. К  продуктам липооксигеназной реакции относятся лейкотриены (МРСА) и гидроксиэйкозатетраэновая кислота. К продуктам циклооксигеназной реакции относятся простагландины и тромбоксаны.

Модуляторы воспаления могут в определенных условиях как усиливать, так и ослаблять течение воспалительного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение воспаления.

2. Стадии сосудистой реакции при воспалении.

3. Классификация медиаторов воспаления.

4. Стадии клеточной реакции при воспалении.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология/ Под редакцией А.Д. Адо и В.В. Новицкого, Томск, 1994.

2. А.М. Чернух. "Воспаление" изд-во М. Медицина. 1979 г. - 448 с.

3. И.С. Фрейдлин. "Система мононуклеарных фагоцитов." - М. Медицина, 1984 г. - 272 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...
58960. Аналіз поеми М. Гоголя «Мертві душі». Чичиков герой нашого часу? 57 KB
  Мета: проаналізувати образ Чичикова; вдосконалювати вміння висловлювати та доводити свої думки аргументувати свої вислови узагальнювати; розкривати творчі здібності учнів; прищеплювати звичку з повагою ставитися до думок інших людей...
58961. «Я є рушниця, радістю набита, якою вистрілю на честь життя» (до 100-річчя з дня народження Богдана-Ігоря Антонича) 151.5 KB
  Моя країно верховинна ні не забуть твоїх черемх коли над ними місяць лине вівсяним калачем 3 учень: Так це БогданІгор Антонич який в горах де ближче сонця перший раз приглянувся небу дописує черговий вірш до збірки Книга Лева.
58962. Особові займенники 371 KB
  Мета: Вчити розпізнавати особові займенники; визначати особу число відмінок займенників; формувати вміння користуватись відмінковими формами займенників в усному й писемному мовленні та влучно використовувати особові займенники; розвивати увагу мислення...
58963. Інтерактивний розвиток фантазії учнів 60 KB
  Освітні - спрямовані на активацію уяви та фантазії. Передбачають формування практичної діяльності, уміння аналізувати та інтерпретувати мистецькі твори та дитячі малюнки, навчатися споглядати їх різними способами: статичний - сприймати їх через внутрішній світ...
58964. Їде панна осінь на золотому коні 42 KB
  Організація класу до уроку Гайда діти у садок Любо там та мило Подивіться все навколо Осінь як змінила. Осінь. Осінь завітала до нас у гості.
58965. Матеріали до вивчення роману Габріеля Гарсіа Маркеса "Сто років самотності" 31.5 KB
  Довести до свідомості учнів задум письменника який полягає в осудженні індивідуалізму що зумовлює замкненість відірваність людини від реального часу отруює її життя гіркотою самотності. Актуалізація опорних знань Як ви розумієте слово самотність Звідки вона береться Чому виникає...
58966. Англомовні країни. Велика Британія 55.5 KB
  Respected quests! Our todays lesson is devoted to Great Britain. Its our final lesson on the topic. We are going to review the material we have already learnt and try to learn something new. Hope you will enjoy every minute of the lesson.