21054

Резистентность и реактивность. Неспецифические факторы защиты организма

Лекция

Медицина и ветеринария

Реактивность это способность организма отвечать изменениями жизнедеятельности на факторы внешней и внутренней среды как в условиях нормы так и в условиях патологии. Реактивность определяет состояние резистентности. Высокая реактивность определяет низкую резистентность.

Русский

2013-08-02

36.5 KB

19 чел.

Лекция № 5

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Резистентность и реактивность. Неспецифические факторы защиты организма.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Рассмотреть роль реактивности и резистентности организма в формировании патологических процессов.

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 

1.Общая характеристика резистентности и реактивности, частные показатели резистентности и реактивности организма.

2.Классификация реактивности. Характеристика отдельных видов реактивности.

3.Кровь как фактор неспецифической резистентности организма.

4.Гисто-гематические барьеры, их роль в резистентности организма.

5.Этиология и патогенез заболеваний, обусловленных нарушением реактивности и резистентности.

Патофизиология реактивности и резистентности.

Реактивность это способность организма отвечать изменениями жизнедеятельности на факторы внешней и внутренней среды, как в условиях нормы, так и в условиях патологии.

Резистентность это устойчивость организма к воздействию внутренних и внешних патогенных агентов.

Реактивность определяет состояние резистентности. Высокая реактивность определяет низкую резистентность. Нормальная реактивность определяет высокий уровень резистентности. Низкая реактивность определяет низкую резистентность, но может сочетаться с высокой резистентностью. В ряде случаев резистентность может не определяться реактивностью, но тогда имеет место высокая, но пассивная резистентность, например отсутствие аллергии у холоднокровных, не восприимчивость человека к вирусу бешенства собак. Низкая резистентность всегда сопровождает иммуннодефицитные состояния. У одного и того же организма может иметь место различная реактивность и резистентность по отношению к различным факторам среды.

Виды реактивности:

видовая.

групповая.

индивидуальная.

Видовая реактивность это изменение жизнедеятельности организмов конкретного вида в ответ на адекватные факторы внешней среды.

Например зимняя спячка у некоторых теплокровных животных.


Индивидуальная реактивность проявляется в пределах одного вида у отдельных особей и сочетается с наследственно обусловленными свойствами организма. Так при изучении антигенной гистосовместимости можно определить предрасположенность человека к определенным заболеваниям. Индивидуальная реактивность зависит от многих факторов: экологических, социальных, возрастных, половых. Например у новорожденных реактивность снижена, затем она начинает повышаться, достигая максимума к 18-20 годам, а после 40 вновь начинает снижаться. Если внутриэмбрионно ввести антиген, то формируется иммунная толерантность. Реактивность организма у новорожденных к недостатку кислорода низкая, затем повышается и у стариков вновь снижается.

Индивидуальная реактивность бывает физиологической и патологической. Физиологическая реактивность реализуется вне повреждения. В ее основе лежат гомеостатические физиологические реакции, основная цель которых заключается в поддержания постоянства внутренней среды организма. В связи с чем, в условиях физиологической реактивности показатели реакции колеблются в очень узких границах и определяются наследственность. Чем стабильнее, тем продолжительней жизнедеятельность организма.

Патологическая реактивность реализуется в условиях действия патологических факторов.

Показатели жизнедеятельность организма при этом выходят за пределы гомеостаза. Патологическая реактивность направлена на выживание организма. Она равнозначна аварийному регулированию. Одни и те же закномерности могут появляться в виде как физиологической, так и патологической реактивности. В норме иммуннокомплементарные  клетки циркулируют в крови и удаляют чужеродные агенты. В условиях патологии это проявляется в виде аллергических реакций. Реактивность можно рассматривать как меру реакции – избыточная реактивность закономерно сочетается с патологической реакцией.

Гипоэргия и анергия проявляются в виде недостаточности той или иной системы. Дизергия это нарушение реактивности в качественном отношении. Например ультрапарадоксальная фаза запредельного торможения.

Проявления реактивности можно изучать на различных уровнях – от субклеточного до органного. При длительном воздействии на организм каких либо факторов формируются феномены адоптации. Выделяют срочную и долговременную адоптацию. Например при кислородном голодании вначале формируются приспособительные реакции со стороны сердечно-сосудистой дыхательной систем, а затем со стороны кроветворной системы, что появляется стойким увеличением количества эритроцитов в периферической крови.

Виды резистентности:

видовая.

групповая [внутри одного вида]

индивидуальная.


Индивидуальная резистентность может быть пассивной и активной. Активная резистентность определяется реактивностью. Пассивная резистентность не зависит от реактивности, но в ряде случаев она может определяться низкой реактивностью. Например пассивная резистентность определяется отсутствием рецепторов к факторам адгезии.

Выделяют специфическую и не специфическую резистентность. Оценка резистентности основана на исследовании интегративных систем организма. Самый хороший показатель состояния резистентности – продолжительность жизни, а также заболеваемость людей.


КОНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение реактивности и резистентности.

Факторы, определяющие реактивность и резистентность организма.

Повреждение гисто-гематических барьеров: этиология, патогенез, последствия для организма.

Виды патологии фагоцитарной активности нейтрофилов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994г. стр. 101-104.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75004. Мова моя українська. Методична розробка виховного заходу для старшокласників 85.5 KB
  Мова це великий дар природи. І серед них ніби запашна квітка в чудовому букеті українська мова. У рідному домі завжди звучить найближча найзрозуміліша рідна мова бо бринить вона із ласкавих бабусиних вуст із дідусевої говірки із маминої пісні із батьківського слова часом суворого а часом жартівливого. Наша мова українська тому що наша земля Україна.
75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислівями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов соловї наша мова співуча. Вірте не вірте Твердо я знаю: Мова це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.
75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.
75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...