21054

Резистентность и реактивность. Неспецифические факторы защиты организма

Лекция

Медицина и ветеринария

Реактивность это способность организма отвечать изменениями жизнедеятельности на факторы внешней и внутренней среды как в условиях нормы так и в условиях патологии. Реактивность определяет состояние резистентности. Высокая реактивность определяет низкую резистентность.

Русский

2013-08-02

36.5 KB

15 чел.

Лекция № 5

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Резистентность и реактивность. Неспецифические факторы защиты организма.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Рассмотреть роль реактивности и резистентности организма в формировании патологических процессов.

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 

1.Общая характеристика резистентности и реактивности, частные показатели резистентности и реактивности организма.

2.Классификация реактивности. Характеристика отдельных видов реактивности.

3.Кровь как фактор неспецифической резистентности организма.

4.Гисто-гематические барьеры, их роль в резистентности организма.

5.Этиология и патогенез заболеваний, обусловленных нарушением реактивности и резистентности.

Патофизиология реактивности и резистентности.

Реактивность это способность организма отвечать изменениями жизнедеятельности на факторы внешней и внутренней среды, как в условиях нормы, так и в условиях патологии.

Резистентность это устойчивость организма к воздействию внутренних и внешних патогенных агентов.

Реактивность определяет состояние резистентности. Высокая реактивность определяет низкую резистентность. Нормальная реактивность определяет высокий уровень резистентности. Низкая реактивность определяет низкую резистентность, но может сочетаться с высокой резистентностью. В ряде случаев резистентность может не определяться реактивностью, но тогда имеет место высокая, но пассивная резистентность, например отсутствие аллергии у холоднокровных, не восприимчивость человека к вирусу бешенства собак. Низкая резистентность всегда сопровождает иммуннодефицитные состояния. У одного и того же организма может иметь место различная реактивность и резистентность по отношению к различным факторам среды.

Виды реактивности:

видовая.

групповая.

индивидуальная.

Видовая реактивность это изменение жизнедеятельности организмов конкретного вида в ответ на адекватные факторы внешней среды.

Например зимняя спячка у некоторых теплокровных животных.


Индивидуальная реактивность проявляется в пределах одного вида у отдельных особей и сочетается с наследственно обусловленными свойствами организма. Так при изучении антигенной гистосовместимости можно определить предрасположенность человека к определенным заболеваниям. Индивидуальная реактивность зависит от многих факторов: экологических, социальных, возрастных, половых. Например у новорожденных реактивность снижена, затем она начинает повышаться, достигая максимума к 18-20 годам, а после 40 вновь начинает снижаться. Если внутриэмбрионно ввести антиген, то формируется иммунная толерантность. Реактивность организма у новорожденных к недостатку кислорода низкая, затем повышается и у стариков вновь снижается.

Индивидуальная реактивность бывает физиологической и патологической. Физиологическая реактивность реализуется вне повреждения. В ее основе лежат гомеостатические физиологические реакции, основная цель которых заключается в поддержания постоянства внутренней среды организма. В связи с чем, в условиях физиологической реактивности показатели реакции колеблются в очень узких границах и определяются наследственность. Чем стабильнее, тем продолжительней жизнедеятельность организма.

Патологическая реактивность реализуется в условиях действия патологических факторов.

Показатели жизнедеятельность организма при этом выходят за пределы гомеостаза. Патологическая реактивность направлена на выживание организма. Она равнозначна аварийному регулированию. Одни и те же закномерности могут появляться в виде как физиологической, так и патологической реактивности. В норме иммуннокомплементарные  клетки циркулируют в крови и удаляют чужеродные агенты. В условиях патологии это проявляется в виде аллергических реакций. Реактивность можно рассматривать как меру реакции – избыточная реактивность закономерно сочетается с патологической реакцией.

Гипоэргия и анергия проявляются в виде недостаточности той или иной системы. Дизергия это нарушение реактивности в качественном отношении. Например ультрапарадоксальная фаза запредельного торможения.

Проявления реактивности можно изучать на различных уровнях – от субклеточного до органного. При длительном воздействии на организм каких либо факторов формируются феномены адоптации. Выделяют срочную и долговременную адоптацию. Например при кислородном голодании вначале формируются приспособительные реакции со стороны сердечно-сосудистой дыхательной систем, а затем со стороны кроветворной системы, что появляется стойким увеличением количества эритроцитов в периферической крови.

Виды резистентности:

видовая.

групповая [внутри одного вида]

индивидуальная.


Индивидуальная резистентность может быть пассивной и активной. Активная резистентность определяется реактивностью. Пассивная резистентность не зависит от реактивности, но в ряде случаев она может определяться низкой реактивностью. Например пассивная резистентность определяется отсутствием рецепторов к факторам адгезии.

Выделяют специфическую и не специфическую резистентность. Оценка резистентности основана на исследовании интегративных систем организма. Самый хороший показатель состояния резистентности – продолжительность жизни, а также заболеваемость людей.


КОНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение реактивности и резистентности.

Факторы, определяющие реактивность и резистентность организма.

Повреждение гисто-гематических барьеров: этиология, патогенез, последствия для организма.

Виды патологии фагоцитарной активности нейтрофилов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994г. стр. 101-104.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61918. ВИКОРИСТАННЯ МЕТОДУ ПРОЕКТУ НА УРОКАХ ІСТОРІЇ ЯК ЗАСОБУ ФОРМУВАННЯ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ 32.61 KB
  При використанні методу проекту виникає ситуація коли для вчителя велику цінність становить не сам результат хоча й він важливий а ставлення учня до матеріалу бажання не тільки вивчити його довідатись щось нове але й здатність реалізувати себе в пізнавальній діяльності досягти бажаного.
61919. Заправочные супы 17.77 KB
  Образовательные задачи урока: Обеспечить в ходе урока закрепление классификации супов значение супов качественных требований общих правил при приготовлении заправочных супов.
61920. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе 39.37 KB
  Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...
61921. Методическое содержание урока иностранного языка 14.42 KB
  Особенность урока ИЯ заключается в том что он не самостоятельная единица учебного процесса а звено в цепи уроков. Основа для построения урока это совокупность научных положений определяющих его особенности структуру логику и приемы работы.
61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника
61924. Методика повторения на уроках русского языка 17.18 KB
  Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...
61925. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ 45.49 KB
  Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.
61926. Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии 82.1 KB
  Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...