21055

Патологическая физиология аллергических реакций

Лекция

Медицина и ветеринария

Скорость накожной реакции после внутрикожного введения аллергена больному аллергией: а немедленного типа ГНТ волдырь. б замедленного типа ГЗТ 4872 часа инфильтрат. По локализации субстрата с которым можно перенести аллергию от больного к здоровому: а ГНТ гуморальный тип. б ГЗТ клеточный тип.

Русский

2013-08-02

36 KB

12 чел.

ЛЕКЦИЯ № 6

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Патологическая физиология аллергических реакций.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Дать патофизиологическую характеристику аллергических реакций. Рассмотреть классификацию, этиологию и патогенез аллергии.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Определение аллергии. Классификация аллергических реакций.

2. Отличие аллергии от физиологической иммунной реакции.

3. Этиология и патогенез ГНТ.

4. Этиология и патогенез ГЗТ.

5. Принципы патогенетической терапии аллергических реакций.

“Аллергия”.

Виды этиология, патогенез, Im повреждения при аллергических заболеваниях.

АЛЛЕРГИЯ – это повышенная извращенная чувствительность к веществам с Ag свойствами или даже без них. При аллергии имеет место гиперэргия, сочетается с понижением резистентности организма. Это обусловлено тем, что аллергия приводит к механизмам Im повреждения, замыканию порочных кругов патогенеза и хронизации процесса. Заболевания лечатся с трудом.

В основе аллергизации заложен Im механизм. Аллергия отличается от иммунитета: при аллергии продукты аллергических реакций способны специфически взаимодействовать с аллергеном, но не это приводит к нейтрализации аллергена. Происходит выделение медиаторов аллергии, которые приводят к вторичному повреждению. При обычной иммунной реакции происходит полная элиминация Ag.

Этиология аллергий.

Этиологический фактор – аллергены экзо- и эндогенного происхождения.

Эндоаллергены: первичные и вторичные.

Аллергены могут быть как полными Ag, так и гаптенами.

Классификация.

1. Скорость накожной реакции после внутрикожного введения аллергена больному аллергией:

а) немедленного типа (ГНТ) – волдырь.

б) замедленного типа (ГЗТ) 48-72 часа – инфильтрат.

Если больному туберкулезом с ГЗТ ввести туберкулин внутривенно, то туберкулиновый шок возникает немедленно.

2. По локализации субстрата, с которым можно перенести аллергию от больного к здоровому:

а) ГНТ – гуморальный тип.

б) ГЗТ – клеточный тип.

3. По типу иммунного ответа: В-тип и Т-тип.

4. По Кумбсу и Джеллу: по типу иммунного повреждения. Первые относятся к В-типу, 4-й к Т-типу.

а) 1 тип – на острие патогенеза выступают Ig Е (реагины) – реагиновый тип Im повреждений.

б) 2 тип – главным эффектором выступают цитотоксические At (аутоантитела).

в) 3 тип – циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК). Ag+At.

г) 4 тип – главный эффектор – Тл эффекторы ГТЗ.

Стадии аллергических реакций.

Выделяют три стадии:

1. ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Аллергии впервые попадают в организм, происходит кооперация Im клеток и накопление продуктов аллергических реакций: либо антитела, либо Тэф. Если Ig E нет в кровотоке, аллергены не вызывают развития патологии.

2. ПАТОХИМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ. Повторный контакт с аллергеном, либо аллерген длительно циркулирует. Аллерген взаимодействует с продуктами реакции и это приводит к выделению медиаторов.

3. ПАТОФИЗОЛОГИЧЕСКАЯ. Клинические проявления Im повреждения.

Типы Im повреждений.

1 тип - РЕАГИНОВЫЙ. Ig E (реагины) обладают свойствами присущими только ему. Ig E термолабилен, не проходит через плаценту, не связывает комплемент, не обладает агглютинирующими и преципитирующими свойствами. Они способны фиксироваться в тканях Fc-фрагментами к тучным клеткам (много в дерме кожи), на главной мускулатуре, нервных клетках, базофилах. Ig E способны фиксироваться на клетках других организмов.

После выработки Ig E фиксируется на Т-клетках и могут находиться на них как угодно долго. При повторном контакте с аллергеном аллерген взаимодействует с Ig E, что приводит к изменению конформации Ig , а это является сигналом к выбросу гранул из тучных клеток с медиаторами аллергии немедленного типа. Основной гистамин-биогенный амин. Он вызывает увеличение диаметра сосудов и увеличивает их проницаемость. При местном действии развивается местный отек.

При выбросе большого количества гистамина снижается АД вплоть до коллапса. Гистамин воздействует на ткань легких, вызывая отек, активирует бронхиальные железы и воздействует на гладкие мышцы бронхов. Это вызывает снижение бронхиальной проходимости вплоть до возникновения дыхательной недостаточности.

Вызывает сокращение всех гладкомышечных органов. На коже появляются аллергические высыпания.

Серотонина много в клетках животных, в тучных клетках человека его нет.

Калликреин базофилов – воздействует на 2-глобулин и способствует отщеплению от него полипептида – брадикинина. Брадикинин действует так же как и гистамин: участвует в формировании местных отеков, ОССН – при анафилактическом шоке (вместе с гистамином), вызывает зуд.

МРСА – этот агент относится к лейкотриенам, вызывает бронхоспазм, увеличивает секрецию бронхиальных желез. Фактор хемотаксиса  эозинофилов. Воздействует на ККМ, усиливая выработку эозинофилов и способствует их хемотаксису. Эозинофилы выделяют гистаминазу и арилсульфатазу.

Фактор хемотаксиса нейтрофилов.

Фактор агрегации тромбоцитов.

Клиника ГНТ.

Анафилактический шок (коллапс). Он складывается из формирующийся сосудистой недостаточности (брадикинин и гистамин), понижения ОЦК, снижения АД. Дыхательная недостаточность (гистамин, МРСА). Боли в животе. Сокращение гладкомышечных органов. Высыпания на коже. Выраженный зуд (гистамин). Феномен Овера, Шульца-Дейля. Реакцию Праустница-Кюстнера.

2 тип Im повреждения (аутоантитела.). Факторы патогенеза:

а) недостаточность Ts

б) “обнажение” первичных аутоантигенов

в) внедрение в организм микробных агентов, которые имеют перекрестные детерминанты с организмом хозяина (стрептококк). Повреждение реализуется через 3 механизма:

- комплемент зависимый лизис – At+кл. мишени – активируется комплементом, в результате пробивается мембрана.

- At зависимый фагоцитоз. At+Ag+компл. (-фагоцит-) At+Ag+компл.+Мф.

- АЗКЦ At+клетка+То – в результате этого взаимодействия клетка разрушается.

ЗАБОЛЕВАНИЯ: симпатическая офтальмия, тиреоидит Хашимото, аутоиммунный орхит, аутоиммунные анемии, СКВ, ревматизм, нейтропении, лимфопении, тромбоцитопении, гепатиты, поражение кишечника, нарушение сперматогенеза.

3 тип – ЦИК (At+Ag).

В норме они быстро выводятся из кровотока РЭС.

а) на фоне В-типа Im недостаточности

б) на фоне недостаточности макрофагов

Не каждый Im комплекс вызывает повреждения. Это должен быть Im комплекс со средней молярной массой, образованный с Ig связывающими комплемент, реактогенными являются те комплексы, которые образуют в избытке антитела. Они откладываются на эндотелии, активируют комплемент С3а, С5а. Он привлекает нейтрофилы, так как является хемотаксином. Нейтрофилы активируются и выбрасывают лизосомальные ферменты и тромбопластические факторы. Происходит расплавление эпителия и образование тромбов, некроз. Это состояние называется некротизирующим васкулитом. Местно это феномен Артюса-Сахарова.

На уровне целого организма ДВС. Поражаются прежде всего: суставы, почки, сердце, кожа.

Например: сывороточная болезнь, СКВ, ревматические заболевания, патология печени, инфекционная патология (особенно вирусная) и осложнение при лечении гемофилии.

4 тип – Тэф. ГЗТ при взаимодействии с аллергеном выделяют медиаторы ГЗТ.

а) воздействуют на другие лимфоциты:

- митогенетический фактор – активирует деление лимфоцитов (реакция бласттрансформации).

- фактор Лоуренца – специфический активатор Т-лимфоцитов (фактор переноса).

б) воздействует на макрофаги:

- фактор хемотаксиса макрофагов привлекает макрофаги

- фактор тормозящий миграцию макрофагов

- фактор специфически вооружающий макрофаги

- фактор неспецифически активные макрофаги

в) на клетки-мишени:

- интерферон

- лимфотоксин

- фактор тормозящий пролиферацию клеток-мишеней

Клиника: вирусные заболевания, туберкулез, бруцеллез, лепра, сифилис, контактивный дерматит.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение аллергии.

2. Особенности атопических аллергических реакций.

3. Медиаторы ГНТ.

4. Медиаторы ГЗТ.

5. Отличия аллергии от физиологического иммунного ответа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. Издательство Томского университета. 1994 г. стр. 114-127.

2. Клиническая иммунология и аллергология. В 3 томах. Т I: Перевод с немецкого // Под ред. Л.Иечера. - М. Медицина, 1990 г. -528 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...
54829. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории» 36 KB
  Учебнохудожественные задачи: познакомить с методами активизации испробовать методы на аудитории и проверить их эффективность.Основная часть: Назначение методов активизации аудитории привлечение внимания формирование интереса создание доверия возбуждение желания призыв к действию. Методы активизации аудитории подсадка.
54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...
54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням компютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розвязань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.